Творческий проект на тему: "Использование фольклора в музыкальном воспитании детей ранего возраста"
проект (младшая группа)
Русский фольклор - одно из действенныхи ярких средств, таящий огромные возможности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt.docx | 30.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №3 «СВЕТЛЯЧОК»
(МБДОУ № 3)
155043, Ивановская обл., г.Тейково, ул.Молодежная, д.12А,
тел. 8(4932)-92-96-64, 8-963-152-96-64, эл.адрес: mbdou3svetliachok@mail.ru
ИНН 3704002708 КПП 370401001
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Тема: «Использование фольклора
в музыкальном воспитании детей
раннего возраста».
Воспитатель: Скараева А.З.
г. Тейково
2022г
Название проекта: «Использование фольклора в музыкальном воспитании детей раннего возраста»
Тип проекта: творческий.
Вид проекта: долгосрочный.
По количеству детей, вовлечённых в проект: групповой.
Форма проведения: дневная.
Структура и срок реализации проекта:
1. Подготовительный этап.
Срок реализации: сентябрь - октябрь
2. Основной этап.
Срок реализации: ноябрь - март
3. Обобщающий этап. Презентация проекта.
Срок реализации: апрель
Составитель проекта: Скараева Алена Заитовна, воспитатель высшей квалификационной категории.
Введение
Русский фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Актуальность
Мы живём в очень сложное, неспокойное время, когда на многое начинаем смотреть по-новому, когда заново открываем, переосмысливаем, переоцениваем. Сейчас много говорится о возрождении Отечества. Возродить культуру нашего народа, традиции, которые наши деды и отцы наследовали от предков – трудная и благородная задача.
Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Вспомним известное высказывание М. И. Калинина о народном творчестве: «…самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через, столетия… в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности». Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.
Проблема:
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – не в экономических реформах, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовыми, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Именно поэтому сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни.
Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. В конце XX века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Как отмечает Н. Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи».
Новизна и педагогическая целесообразность проекта заключается:
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране ещё более возрос. Истинно художественной и естественной почвой для музыкального воспитания ребёнка является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением людей. Народное искусство дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком.
Каждый жанр русского народного творчества - кладесь народной мудрости. И в каждом- огромный запас положительной энергии, направленной на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнивать «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определённых случаях. Таким образом, фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребёнка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны – именно фольклорные жанры позволяют ребёнку почувствовать себя ребёнком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.
Цель:
Углубить и систематизировать знания об использовании фольклора в музыкальном воспитании детей раннего возраста.
Задачи:
- изучить современную программно-методическую литературу по использованию фольклора;
- составить перспективный план работы с детьми раннего возраста по использованию фольклора в разных видах деятельности детей;
- выявить уровень знаний детей произведений устного народного творчества;
- создать и разнообразить музыкальную предметно–развивающую среду, воспитывающую в ребёнке чувство национальной принадлежности, духовности, красоты;
- расширить знания родителей по использованию фольклорных произведений в развитии речи;
- подготовить и провести консультацию для педагогов «Роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста»;
Ожидаемый результат:
- Целенаправленное и систематическое использование музыкального фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
- Дети самостоятельно или с помощью взрослого рассказывают, инсценируют произведения устного народного творчества.
- Эмоционально проявляют своё состояние в соответствии произведений устного народного творчества.
- Заинтересованность родителей в развитии речи детей.
Концептуальное обоснование проекта
В работах многих исследователей (Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, Л. В. Кокуева, Л. Е. Стрельцова, Л. И. Мельникова, А. Н. Зимина, Е. Г. Речицкая, О. Н. Грачёва и др.) отмечается важность приобщения ребёнка к устному народному творчеству, определяются цели и задачи знакомства дошкольников с произведениями фольклора, разрабатываются методы и приёмы развития и воспитания детей на основе произведений фольклора.
Широко известны в мировой практике системы музыкального воспитания немецкого педагога-музыканта, композитора Карла Орфа и венгерского композитора и теоретика Золтана Кодая. Особенностью их систем, которые сформировались ещё к середине прошлого столетия, является использование национальной музыкальной культуры в музыкальном воспитании детей. В отечественной педагогике, начиная с 70-х годов, фольклор также занял прочное место. Тогда в педагогике сформировалось самостоятельное направление, получившее название «этнопедагогика». Этнопедагогика использует различные виды фольклора (поэтического, музыкального, танцевального, драматического), а также изучает его воспитательные функции.
Этапы реализации проекта
- Подготовительный этап.
Срок реализации: сентябрь, октябрь.
Цель: обеспечить информационную, мотивационную, организационную готовность. Создать условия для решения поставленных задач.
Прогнозируемый результат: обеспечена информационная, мотивационная, организационная готовность.
Сбор, накопление информационной базы по изучаемой проблеме:
- Изучение литературы по данной теме;
- Подбор иллюстративного материала;
- Подбор музыкально-песенного репертуара;
- Подбор хороводных игр, плясок;
- Создание развивающей среды: подбор игрушек атрибутов для игровой деятельности;
- Составление перспективного плана работы с детьми раннего возраста по использованию фольклора в разных видах деятельности детей.
Пути реализации
МЕРОПРИЯТИЯ | |
С родителями | Сроки |
Анкетирование: «Что важнее для данного возраста?» | Октябрь |
Показ материала по фольклору Беседа по данной теме Помощь в создании предметно-развивающей среды | Октябрь |
Создание предметно-развивающей среды
Жанры фольклора | Необходимый материал |
Потешки, прибаутки | Игрушки: коза, петушок, кошка, заяц… Куклы БИ-БА-БО: лиса, заяц, ворон… Картины животных, птиц… Маски: коза, кошки, мышки…. Музыкальные инструменты: дудочка, колокольчики, бубен… Настольная ширма |
Колыбельные | Куклы, кроватки |
Пальчиковые игры | Картинки: сорока Объёмные модели ладоней |
Загадки | Игрушки животных, птиц Картинки |
2. Основной этап.
Решаются поставленные задачи всех мероприятий основной части проекта.
Сроки реализации: ноябрь - март.
Цель: приобщение детей к народному творчеству через использование малых форм фольклорного жанра.
Задачи:
- Создать и разнообразить музыкальную предметно–развивающую среду, воспитывающую в ребёнке чувство национальной принадлежности, духовности, красоты.
- Расширить знания родителей по использованию фольклорных произведений в развитии речи.
- Подготовить и провести консультацию для педагогов «Роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста»;
Пути реализации
МЕРОПРИЯТИЯ | |
С детьми | Сроки |
Знакомство с произведениями народного творчества: потешками, песнями, прибаутками | Ноябрь - Апрель |
Исполнение произведений | |
Просматривание презентаций | |
Прослушивание записей MP3 формата | |
С воспитателями | Сроки |
Консультация «Роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста» | Ноябрь |
С родителями | Сроки |
Информация «Роль фольклора в развитии детей» | Январь |
3.Обобщающий этап.
Сроки реализации: апрель.
Третий этап посвящен организации самого представления.
Презентация проекта.
Подведение итогов.
Перспективный план работы
Организованная педагогическая деятельность | Сроки | |
Совместная деятельность педагога и детей | Самостоятельная деятельность детей |
|
Потешка «Идёт коза рогатая» Попевка «Зайка серенький сидит» | Сказка «Репка» | Сентябрь |
Потешка «Петушок» Пальчиковая игра «Сорока-сорока», «Огуречик, огуречик» Колыбельная «Баю-бай, баю-бай, ты собачка не лай» | Сказка «Курочка Ряба» | Октябрь |
Потешка «Водичка, водичка» Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик, где ты был?» | Потешка «Сорока-белобока» | Ноябрь |
Потешка «Вот и люди спят» Попевка «Ладушки, ладушки» | Потешка «Как у нашего кота» Сказка «Колобок» | Декабрь |
Потешка «Большие ноги» «Пошёл котик на торжок» | Потешка «Ночь пришла…» | Январь |
Песня «Наша Маша маленькая» Попевка «Еду, еду…» | Потешка «Наши уточки с утра» | Февраль |
Потешка «Кисонька- мурысонька» Попевка «Поехали, поехали» | Сказка «Волк и козлята» | Март |
Потешка «Травка, муравка» Колыбельная «Ай люли, люли….» | Потешка «Привяжу я козлика» | Апрель |
Взаимодействие с родителями
Основные направления:
- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
- Дифференцированная и индивидуальная помощь родителям.
Риски и пути преодоления рисков
- Утеря интереса детей к деятельности. Для устранения данного риска в проект включены инновационные формы работы с детьми, они разнообразны и как правило представлены в игровой форме. Это стимулирует познавательную активность детей.
Сравнение показателей результативности проекта в сравнении с традиционными методиками обучения
Результативность проекта в сравнении с традиционными методиками обучения очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Данный проект доказывает, что такой инновационный метод обучения как проектная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону достижений детьми целевых ориентиров дошкольного образования.
Вывод
Народ – мудрый и добрый учитель, создал множество песен, попевок, приговорок, потешек, дающих нам без назидательных сухих нравоучений в приятной для ребёнка форме обучать его тому или иному навыку. Народные попевки, песенки и потешки помогают воспитывать положительное отношение детей к режимным моментам. Знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе.
Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного народного творчества. Положительная динамика развития выявлена по результатам диагностики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема : Использование народного фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.
КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕТема : Использование народного...
Обмен опыта. Сообщение на тему: "Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста"
Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста...
Консультация «Фольклор в музыкальном воспитании детей раннего возраста» 2016
Консультация для родителей...
Творческий проект «Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»
Творческий проект«Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»...
Творческий проект «Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»
Творческий проект«Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»...
Мастер - класс на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста» для слушателей курсов повышения квалификации ИРО РТ
Цель: трансляция эффективного опыта использования здоровьесберегающих технологий в процессе музыкально - оздоровительной работы с детьми....
Консультация для родителей на тему «Использование русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
Консультация для родителей на тему «Использование русского фольклора в развитии речидетей раннего возраста» Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью...