Вопросы диагностики в условиях медико-педагогического консилиума ДОУ
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

                  Целью МПк является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические  условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопросы диагностики в условиях

медико-педагогического  консилиума  ДОУ

              В основе деятельности медико-педагогического  консилиума  лежат следующие нормативные документы:
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Закон РФ "Об образовании".
3. Положение о МПк

                  Целью МПк является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические  условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей. Обеспечение системы профессиональной деятельности "команды" специалистов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного развития каждого ребёнка независимо от уровня его способностей в конкретной социальной среде.
            Задачи консилиума определяются Положением о МПк   ДОУ.
 В задачи консилиума входит:

· Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии с целью организации их развития и обучения в соответствии с индивидуальными возможностями.

·  Обследование детей старшего дошкольного возраста с целью выявления их готовности к обучению и определения содержания, форм и методов их обучения и воспитания в соответствии с особенностями их физического и психического развития. Формирование на базе дошкольного учреждения специализированных групп по подготовке детей, имеющих особенности развития, готовности к школьному обучению как по основной общеобразовательной программе, так и по коррекционно-развивающим программам.

·   Диагностическая и коррекционная работа с детьми на базе  ДОУ.

·   Выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности (памяти, речи, внимания, работоспособности и других психических функций), изучение эмоционально-волевого и личностного развития.

·   Выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций педагогам для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания.

·   Выбор оптимальной для развития ребенка учебной программы.

·   Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей.

·   Профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий.

·  Подготовка и ведение документации отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень успешности в обучении. Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценка ее эффективности.

·    Организация взаимодействия между педагогическим составом учреждения и специалистами, участвующими в деятельности консилиума.

        Приём детей на консилиум осуществляется как по инициативе родителей (законных представителей), так по инициативе педагога детского сада. В этом случае заполняется письменное согласие родителей на обследование ребёнка и вносится  в Карту развития ребёнка. При не согласии родителей (законных представителей) с ними может проводиться психологическая работа по созданию адекватного понимания проблемы.

        Существуют следующие этапы создания и организации деятельности МПк  ДОУ.

Организационный этап, содержанием которого является организация деятельности МПк в образовательном учреждении.  Ответственными за организацию документации приказа по  ДОУ о создании МПк, положение о МПк, графика работы МПк, договора о взаимодействии с зональной МПк, являются - руководитель ОУ, председатель МПк ДОУ.

1 Подготовительный  этап, содержанием которого является определение запроса инициатора обращения, составление договора между  ДОУ( в лице заведующего) и родителями (законными представителями) воспитанника ДОУ, заполнение журнала записи детей на МПк, ответственный председатель МПк ДОУ.

2 этап  организации работы МПк, содержанием деятельности которого является индивидуальное обследование ребёнка специалистами консилиума, уточнение и дополнение анамнестических сведений. Документация данного этапа – это индивидуальный план обследования ребёнка:

·                Педагогическое обследование ребёнка проводят воспитатели и  составляют на детей, имеющих отклонения в психоречевом развитии, педагогическую характеристику, где отражают трудности, которые испытывает тот или иной воспитанник в различных ситуациях; индивидуальные особенности  их  развития, обучения и воспитания. Воспитатели заполняют представление  на ребёнка.

·                      Психологическое обследование проводит педагог-психолог. На основе результатов диагностики старших дошкольников выявляет детей с уровнем психического развития, не соответствующего  возрастной норме. Далее с ним проводится углубленная диагностика психической сферы (памяти, внимания, восприятия, мышления), развития эмоционально-личностной, мотивационно-волевой сфер. После чего на каждого ребенка педагогом – психологом  заполняется представление на ребёнка.

·                     Логопедическое обследование проводит   учитель-логопед. Он выявляет дошкольников со сложными речевыми нарушениями и заполняет на них логопедическое представление.

·        За медицинское обследование отвечает медицинский работник. Он представляет информационную справку о состоянии здоровья дошкольников и выписку из истории  развития.

Ответственные за обследование ребёнка являются все специалисты консилиума.

3 этап – это коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи. Содержание деятельности этапа: выработать единое представление о характере и особенностях развития ребёнка; определить общий прогноз его развития; определить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий; выбрать образовательный маршрут. Документация данного этапа: протокол консилиума, итоговое заключение, с рекомендациями специалистов, участникам образовательного процесса, журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов, коллегиального заключения и рекомендаций МПк. Ответственные все члены консилиума.

4 этап – это направление ребёнка на  зональную МПК (при необходимости). Содержание деятельности заключается в подготовке документов для направления ребёнка на зональную  МПК. Все члены консилиума готовят документы: копия коллегиального заключения МПк; направление с заключениями врачей; психолого-педагогическая характеристика; рисунки и другие результаты продуктивной деятельности ребёнка; копия справки об инвалидности (при наличии). По результатам  медико-педагогической комиссии дети могут быть направлены в группы компенсирующей направленности ДОУ, группу предшкольной подготовки (лекотеку), получать консультативную помощь специалистов.

5 этап – согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе. Содержание деятельности этого этапа– координация деятельности специалистов в ситуации совместного сопровождения ребёнка. Ответственные куратор ребёнка и все специалисты консилиума  за заполнение документации: карта  развития ребёнка, планы коррекционно-развивающих мероприятий всех специалистов консилиума.

6 этап – реализация рекомендаций консилиума. Проведение коррекционно-развивающих мероприятий специалистами консилиума согласно скоординированному плану. У специалистов консилиума  должны быть следующие документы: журнал учёта индивидуальных и групповых занятий; журнал консультаций.

7 этап – оценка эффективности коррекционно-развивающей образовательной детяельности. На этом этапе работы МПк оценивается изменение состояния ребёнка и необходимость дальнейшей работы с ним. Специалисты консилиума заполняют карту развития ребёнка (лист коррекционных занятий специалистов,  лист контроля динамики).

        Направлением деятельности  МПк  стала разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребёнка; обеспечение преемственности и последовательности в работе с ним; выработка рекомендаций по основным направлениям работы с детьми; консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего;  организация и проведение методических консультаций специалистами МПк.

         Все  эти этапы реализуются на заседаниях МПк  ДОУ. Консилиум проводится под руководством Председателя консилиума, а в его отсутствие – заместителя председателя.

 С целью обеспечения комплексного сопровождения детей, состав МПк  дошкольного учреждения  состоит из следующих специалистов:

"        Заместителя  заведующего по УВР;

"        Учителей-логопедов;

"        Педагога-психолога;

"        Медицинского работника;

"        Воспитателей  коррекционных групп.

На консилиум направляются дети, имеющие сложные нарушения в речевом  и психофизиологическом развитии.

          Консилиумы подразделяются  на  плановые и внеплановые.

         В течение года проводятся плановые (четыре заседания согласно этапам работы) и внеплановые заседания МПк. Плановые консилиумы проводятся не реже  одного  раза  в полугодие по итогам проведённой диагностики.

        Деятельность планового консилиума ориентировано на решение следующих задач:

·        определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии;

·        выработка согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута ребёнка;

·        динамическая оценка состояния ребёнка и коррекция ранее намеченной программы.

Внеплановые заседания проводятся по запросам специалистов, организующих коррекционно-развивающее обучение с детьми, а также по запросам родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ. Поводом для внепланового МПк является отрицательная динамика развития ребенка и необходимость изменения ранее проводимой коррекционной работы.

       Задачами внепланового консилиума являются:

·        решение вопроса о принятии каких-либо экстренных мер по выявленным обстоятельствам;

·        изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае её неэффективности.

       Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы ребёнку, проходящему консилиум и взятому на коррекционно-развивающее обучение, назначается ведущий специалист, в первую очередь воспитатель группы, но может быть назначен любой другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение.

       В мае на четвертом плановом (итоговом) заседании члены МПк анализируют результаты коррекционно-развивающей работы за учебный год и подводятся итоги. По итогам коррекционной работы составляется отчёт специалистов ДОУ.

Такая работа является трудоемкой, но дает полную картину динамики и результатов медицинской и психолого-педагогической коррекции.

     После каждого заседания МПк, не позднее чем через 2 дня, секретарь оформляет протокол. Документация хранится у председателя. Содержащаяся в ней информация строго конфиденциальна. Как показывает практика, для полноценного развития дошкольников  с ограниченными возможностями здоровья-необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи.

 В сентябре на плановом подготовительном заседании МПк оформляются бланки первичных документов. С каждым из их родителей подписывается договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника ДОУ о его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении. Заполняется заявление на согласие обследования ребенка. Как правило, этим занимается руководитель ДОУ. Согласно подписанному договору он информирует родителей воспитанника об условиях его психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения специалистами консилиума.

На этом заседании также оформляется:

"        Журнал записи детей на МПк, в который в последующем вносятся Ф.И.О., дата рождения детей, направленных на консилиум, повод и инициатор обращения.

"        Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов МПк, который заполняется на каждом заседании.

"        Журнал сведений о динамике развития воспитанников, который заполняется перед проведением повторного обследования на МПк

Учитель-логопед и педагог-психолог  знакомят членов консилиума с планами работы с детьми, имеющими особенности речевого и психофизиологического развития. Совместно составляются план работы МПк, график заседаний, рассматривается комплексная система коррекционной работы в ДОУ.

              Консилиум проводится под руководством председателя (старшего  воспитателя)

Председатель МПк  не менее чем за 2 недели ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов консилиума о необходимости обсуждения проблем в развитии того или иного ребенка, организует подготовку и проведение заседания МПк.

Ко второму заседанию (ноябрь) каждый специалист оформляет к консилиуму необходимую документацию. Например, психологическую,Учитель-логопед, в свою очередь, проводит логопедическое обследование детей,

       При обследовании на консилиуме должны быть представлены следующие документы:

·        педагогическое представление на ребёнка, в котором должны быть отражены  проблемы, возникающие у педагога, работающего с ребёнком;

·        подробная выписка из истории развития ребёнка с заключениями врачей

·        свидетельство о рождении, рисунки и другие виды самостоятельной деятельности.

                 На третьем заседании результаты диагностического обследования выносятся на консилиум, куда приглашаются: заведующий, родитель с ребёнком, воспитатели, врачи, педагоги. Встреча проходит в очень доброжелательной обстановке, в атмосфере эмоционального комфорта, каждому участнику встречи предоставляется возможность высказаться.

                 Заслушиваются воспитатели ДОУ, медицинские работники. Озвучивается информация, полученная из бесед с родителями. Представляются результаты диагностики нервно-психического развития детей. Заслушиваются результаты эпизодического контроля заведующей и старшего воспитателя. Проводится психолого-педагогический анализ состояния дел, определяются конкретные трудности и причины, вызывавшие эти затруднения.

               Данный разговор необходим для того, чтобы согласовать действия специалистов по коррекционной работе, выработать план работы с ребенком на год, обратить внимание родителей на проблемы развития, заручиться их поддержкой, подсказать комплекс мероприятий в домашних условиях.

              Консилиум позволяет решать вопросы с родителями о консультации других специалистов, вырабатывать общую педагогическую стратегию развития, обучения и воспитания каждого ребенка с учетом данных диагностики и систематических наблюдений.

               После обсуждения и анализа представленной информации заполняется коллегиальное заключение МПк, которое содержит обобщенную характеристику структуры нарушения развития ребенка  с указанием и (без указания диагноза) с общими рекомендациями. Затем дети  прошедшие МП консилиум  направляются на зональную  МПК.

              Основными функциями МПк являются диагностическая  и методическая (консультационная).

                 Диагностическая функция предполагает своевременную (с первых дней пребывания ребенка в ДОУ) диагностику отклонений в развитии, а также выявление резервных возможностей развития .Кроме того, МПк отслеживает динамику развития детей с отклонениями в течение всего учебного года, осуществляя промежуточную и итоговую диагностику. В деятельности Консилиума важна не столько квалификация состояния ребенка, сколько определение основных направлений, форм и сроков коррекционно-развивающего процесса.

               Методическая (консультационная) функция связана с оказанием консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам организации учебно-воспитательного процесса с учетом структуры дефекта ребенка и динамики его индивидуального развития.

             Исходя из приоритетных направлений, выделенных членами МПк  для работы с детьми, определяется содержание методической работы специалистов ДОУ. В годовых планах работы педагога-психолога, учителя-логопеда,  воспитателя освещается тематика выступлений на заседаниях методических объединений педагогов и родительских собраниях, перечень и сроки групповых и индивидуальных консультаций для  воспитателей, родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы к диагностике (младшая группа)

Вопросы к диагностике для детей второй младшей группы. Можно использовать в начале года, как входной контроль, и в конце года....

Вопросы к диагностике (подготовительная к школе группа)

Вопросы к диагностике для подготовительной к школе группы. в начале и в конце года...

Вопросы дифференциальной диагностики РДА

Вопросы дифференциальной диагностики РДА...

Перечень вопросов к педагогической диагностике по ПДД в младшем дошкольном возрасте

1.                          Какой предмет самый главный на дороге?2.                   ...

«Вопросы диагностики в условиях МПк дошкольного учреждения»

Диагностика  в дошкольном учреждении осуществляется  в рамках деятельности медико-педагогического консилиума.   В данном сообщении представлены: цели и оновные задачи МПк, структур...

Диагностика речевого развития: вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.

Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого р...

Вопросы диагностики: "Мониторинг профессиональной деятельности педагога" (Профстандарт "Педагог")

Вопросы диагностики: "Мониторинг профессиональной деятельности педагога" (Профстандарт "Педагог")...