Вопросы диагностики в условиях медико-педагогического консилиума ДОУ
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему
Целью МПк является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Вопросы диагностики в условиях медико-педагогического консилиума ДОУ | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Вопросы диагностики в условиях
медико-педагогического консилиума ДОУ
В основе деятельности медико-педагогического консилиума лежат следующие нормативные документы:
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Закон РФ "Об образовании".
3. Положение о МПк
Целью МПк является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей. Обеспечение системы профессиональной деятельности "команды" специалистов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного развития каждого ребёнка независимо от уровня его способностей в конкретной социальной среде.
Задачи консилиума определяются Положением о МПк ДОУ.
В задачи консилиума входит:
· Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии с целью организации их развития и обучения в соответствии с индивидуальными возможностями.
· Обследование детей старшего дошкольного возраста с целью выявления их готовности к обучению и определения содержания, форм и методов их обучения и воспитания в соответствии с особенностями их физического и психического развития. Формирование на базе дошкольного учреждения специализированных групп по подготовке детей, имеющих особенности развития, готовности к школьному обучению как по основной общеобразовательной программе, так и по коррекционно-развивающим программам.
· Диагностическая и коррекционная работа с детьми на базе ДОУ.
· Выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности (памяти, речи, внимания, работоспособности и других психических функций), изучение эмоционально-волевого и личностного развития.
· Выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций педагогам для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания.
· Выбор оптимальной для развития ребенка учебной программы.
· Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей.
· Профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий.
· Подготовка и ведение документации отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень успешности в обучении. Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценка ее эффективности.
· Организация взаимодействия между педагогическим составом учреждения и специалистами, участвующими в деятельности консилиума.
Приём детей на консилиум осуществляется как по инициативе родителей (законных представителей), так по инициативе педагога детского сада. В этом случае заполняется письменное согласие родителей на обследование ребёнка и вносится в Карту развития ребёнка. При не согласии родителей (законных представителей) с ними может проводиться психологическая работа по созданию адекватного понимания проблемы.
Существуют следующие этапы создания и организации деятельности МПк ДОУ.
Организационный этап, содержанием которого является организация деятельности МПк в образовательном учреждении. Ответственными за организацию документации приказа по ДОУ о создании МПк, положение о МПк, графика работы МПк, договора о взаимодействии с зональной МПк, являются - руководитель ОУ, председатель МПк ДОУ.
1 Подготовительный этап, содержанием которого является определение запроса инициатора обращения, составление договора между ДОУ( в лице заведующего) и родителями (законными представителями) воспитанника ДОУ, заполнение журнала записи детей на МПк, ответственный председатель МПк ДОУ.
2 этап организации работы МПк, содержанием деятельности которого является индивидуальное обследование ребёнка специалистами консилиума, уточнение и дополнение анамнестических сведений. Документация данного этапа – это индивидуальный план обследования ребёнка:
· Педагогическое обследование ребёнка проводят воспитатели и составляют на детей, имеющих отклонения в психоречевом развитии, педагогическую характеристику, где отражают трудности, которые испытывает тот или иной воспитанник в различных ситуациях; индивидуальные особенности их развития, обучения и воспитания. Воспитатели заполняют представление на ребёнка.
· Психологическое обследование проводит педагог-психолог. На основе результатов диагностики старших дошкольников выявляет детей с уровнем психического развития, не соответствующего возрастной норме. Далее с ним проводится углубленная диагностика психической сферы (памяти, внимания, восприятия, мышления), развития эмоционально-личностной, мотивационно-волевой сфер. После чего на каждого ребенка педагогом – психологом заполняется представление на ребёнка.
· Логопедическое обследование проводит учитель-логопед. Он выявляет дошкольников со сложными речевыми нарушениями и заполняет на них логопедическое представление.
· За медицинское обследование отвечает медицинский работник. Он представляет информационную справку о состоянии здоровья дошкольников и выписку из истории развития.
Ответственные за обследование ребёнка являются все специалисты консилиума.
3 этап – это коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи. Содержание деятельности этапа: выработать единое представление о характере и особенностях развития ребёнка; определить общий прогноз его развития; определить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий; выбрать образовательный маршрут. Документация данного этапа: протокол консилиума, итоговое заключение, с рекомендациями специалистов, участникам образовательного процесса, журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов, коллегиального заключения и рекомендаций МПк. Ответственные все члены консилиума.
4 этап – это направление ребёнка на зональную МПК (при необходимости). Содержание деятельности заключается в подготовке документов для направления ребёнка на зональную МПК. Все члены консилиума готовят документы: копия коллегиального заключения МПк; направление с заключениями врачей; психолого-педагогическая характеристика; рисунки и другие результаты продуктивной деятельности ребёнка; копия справки об инвалидности (при наличии). По результатам медико-педагогической комиссии дети могут быть направлены в группы компенсирующей направленности ДОУ, группу предшкольной подготовки (лекотеку), получать консультативную помощь специалистов.
5 этап – согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе. Содержание деятельности этого этапа– координация деятельности специалистов в ситуации совместного сопровождения ребёнка. Ответственные куратор ребёнка и все специалисты консилиума за заполнение документации: карта развития ребёнка, планы коррекционно-развивающих мероприятий всех специалистов консилиума.
6 этап – реализация рекомендаций консилиума. Проведение коррекционно-развивающих мероприятий специалистами консилиума согласно скоординированному плану. У специалистов консилиума должны быть следующие документы: журнал учёта индивидуальных и групповых занятий; журнал консультаций.
7 этап – оценка эффективности коррекционно-развивающей образовательной детяельности. На этом этапе работы МПк оценивается изменение состояния ребёнка и необходимость дальнейшей работы с ним. Специалисты консилиума заполняют карту развития ребёнка (лист коррекционных занятий специалистов, лист контроля динамики).
Направлением деятельности МПк стала разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребёнка; обеспечение преемственности и последовательности в работе с ним; выработка рекомендаций по основным направлениям работы с детьми; консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего; организация и проведение методических консультаций специалистами МПк.
Все эти этапы реализуются на заседаниях МПк ДОУ. Консилиум проводится под руководством Председателя консилиума, а в его отсутствие – заместителя председателя.
С целью обеспечения комплексного сопровождения детей, состав МПк дошкольного учреждения состоит из следующих специалистов:
" Заместителя заведующего по УВР;
" Учителей-логопедов;
" Педагога-психолога;
" Медицинского работника;
" Воспитателей коррекционных групп.
На консилиум направляются дети, имеющие сложные нарушения в речевом и психофизиологическом развитии.
Консилиумы подразделяются на плановые и внеплановые.
В течение года проводятся плановые (четыре заседания согласно этапам работы) и внеплановые заседания МПк. Плановые консилиумы проводятся не реже одного раза в полугодие по итогам проведённой диагностики.
Деятельность планового консилиума ориентировано на решение следующих задач:
· определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии;
· выработка согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута ребёнка;
· динамическая оценка состояния ребёнка и коррекция ранее намеченной программы.
Внеплановые заседания проводятся по запросам специалистов, организующих коррекционно-развивающее обучение с детьми, а также по запросам родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ. Поводом для внепланового МПк является отрицательная динамика развития ребенка и необходимость изменения ранее проводимой коррекционной работы.
Задачами внепланового консилиума являются:
· решение вопроса о принятии каких-либо экстренных мер по выявленным обстоятельствам;
· изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае её неэффективности.
Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы ребёнку, проходящему консилиум и взятому на коррекционно-развивающее обучение, назначается ведущий специалист, в первую очередь воспитатель группы, но может быть назначен любой другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение.
В мае на четвертом плановом (итоговом) заседании члены МПк анализируют результаты коррекционно-развивающей работы за учебный год и подводятся итоги. По итогам коррекционной работы составляется отчёт специалистов ДОУ.
Такая работа является трудоемкой, но дает полную картину динамики и результатов медицинской и психолого-педагогической коррекции.
После каждого заседания МПк, не позднее чем через 2 дня, секретарь оформляет протокол. Документация хранится у председателя. Содержащаяся в ней информация строго конфиденциальна. Как показывает практика, для полноценного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья-необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи.
В сентябре на плановом подготовительном заседании МПк оформляются бланки первичных документов. С каждым из их родителей подписывается договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника ДОУ о его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении. Заполняется заявление на согласие обследования ребенка. Как правило, этим занимается руководитель ДОУ. Согласно подписанному договору он информирует родителей воспитанника об условиях его психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения специалистами консилиума.
На этом заседании также оформляется:
" Журнал записи детей на МПк, в который в последующем вносятся Ф.И.О., дата рождения детей, направленных на консилиум, повод и инициатор обращения.
" Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов МПк, который заполняется на каждом заседании.
" Журнал сведений о динамике развития воспитанников, который заполняется перед проведением повторного обследования на МПк
Учитель-логопед и педагог-психолог знакомят членов консилиума с планами работы с детьми, имеющими особенности речевого и психофизиологического развития. Совместно составляются план работы МПк, график заседаний, рассматривается комплексная система коррекционной работы в ДОУ.
Консилиум проводится под руководством председателя (старшего воспитателя)
Председатель МПк не менее чем за 2 недели ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов консилиума о необходимости обсуждения проблем в развитии того или иного ребенка, организует подготовку и проведение заседания МПк.
Ко второму заседанию (ноябрь) каждый специалист оформляет к консилиуму необходимую документацию. Например, психологическую,Учитель-логопед, в свою очередь, проводит логопедическое обследование детей,
При обследовании на консилиуме должны быть представлены следующие документы:
· педагогическое представление на ребёнка, в котором должны быть отражены проблемы, возникающие у педагога, работающего с ребёнком;
· подробная выписка из истории развития ребёнка с заключениями врачей
· свидетельство о рождении, рисунки и другие виды самостоятельной деятельности.
На третьем заседании результаты диагностического обследования выносятся на консилиум, куда приглашаются: заведующий, родитель с ребёнком, воспитатели, врачи, педагоги. Встреча проходит в очень доброжелательной обстановке, в атмосфере эмоционального комфорта, каждому участнику встречи предоставляется возможность высказаться.
Заслушиваются воспитатели ДОУ, медицинские работники. Озвучивается информация, полученная из бесед с родителями. Представляются результаты диагностики нервно-психического развития детей. Заслушиваются результаты эпизодического контроля заведующей и старшего воспитателя. Проводится психолого-педагогический анализ состояния дел, определяются конкретные трудности и причины, вызывавшие эти затруднения.
Данный разговор необходим для того, чтобы согласовать действия специалистов по коррекционной работе, выработать план работы с ребенком на год, обратить внимание родителей на проблемы развития, заручиться их поддержкой, подсказать комплекс мероприятий в домашних условиях.
Консилиум позволяет решать вопросы с родителями о консультации других специалистов, вырабатывать общую педагогическую стратегию развития, обучения и воспитания каждого ребенка с учетом данных диагностики и систематических наблюдений.
После обсуждения и анализа представленной информации заполняется коллегиальное заключение МПк, которое содержит обобщенную характеристику структуры нарушения развития ребенка с указанием и (без указания диагноза) с общими рекомендациями. Затем дети прошедшие МП консилиум направляются на зональную МПК.
Основными функциями МПк являются диагностическая и методическая (консультационная).
Диагностическая функция предполагает своевременную (с первых дней пребывания ребенка в ДОУ) диагностику отклонений в развитии, а также выявление резервных возможностей развития .Кроме того, МПк отслеживает динамику развития детей с отклонениями в течение всего учебного года, осуществляя промежуточную и итоговую диагностику. В деятельности Консилиума важна не столько квалификация состояния ребенка, сколько определение основных направлений, форм и сроков коррекционно-развивающего процесса.
Методическая (консультационная) функция связана с оказанием консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам организации учебно-воспитательного процесса с учетом структуры дефекта ребенка и динамики его индивидуального развития.
Исходя из приоритетных направлений, выделенных членами МПк для работы с детьми, определяется содержание методической работы специалистов ДОУ. В годовых планах работы педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя освещается тематика выступлений на заседаниях методических объединений педагогов и родительских собраниях, перечень и сроки групповых и индивидуальных консультаций для воспитателей, родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вопросы к диагностике (младшая группа)
Вопросы к диагностике для детей второй младшей группы. Можно использовать в начале года, как входной контроль, и в конце года....
Вопросы к диагностике (подготовительная к школе группа)
Вопросы к диагностике для подготовительной к школе группы. в начале и в конце года...
Вопросы дифференциальной диагностики РДА
Вопросы дифференциальной диагностики РДА...
Перечень вопросов к педагогической диагностике по ПДД в младшем дошкольном возрасте
1. Какой предмет самый главный на дороге?2. ...
«Вопросы диагностики в условиях МПк дошкольного учреждения»
Диагностика в дошкольном учреждении осуществляется в рамках деятельности медико-педагогического консилиума. В данном сообщении представлены: цели и оновные задачи МПк, структур...
Диагностика речевого развития: вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.
Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого р...
Вопросы диагностики: "Мониторинг профессиональной деятельности педагога" (Профстандарт "Педагог")
Вопросы диагностики: "Мониторинг профессиональной деятельности педагога" (Профстандарт "Педагог")...