"Адаптация молодого специалиста к условиям образовательной организации"
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
В современной психологии проблемы адаптации человека к различным условиям жизнедеятельности являются достаточно актуальными.
Службами управления персоналом ведущих фирм мира при найме на работу огромное внимание уделяется процессу включения нового сотрудника в производственные и межличностные отношения. Важным фактором, влияющим на дальнейшую эффективность работы принятых сотрудников, становится наличие в организации программы вхождения в должность, основная задача которой – помочь сотруднику адаптироваться к новой обстановке и достичь необходимой эффективности работы в наиболее короткий срок.
Однако, в настоящее время, практически опускается рассмотрение ряда социально-психологических проблем, которые имеют решающее значение для адаптации практического психолога в условиях дошкольного образовательного учреждения и тем самым всей его последующей работы.
От того, как психолог сможет построить взаимоотношения с педагогическим коллективом и администрацией, обучающимися и их родителями, зависит его реальный статус в детском образовательном учреждении и соответственно условия будущей работы специалиста.
Адаптация молодых педагогов к работе представляет собой процесс знакомства педагога с деятельностью организации и самой организацией, включение специалиста в новый трудовой коллектив зависит от множества факторов, которые, в свою очередь, подразделяются на две большие группы:
1) внутренние факторы, то есть качества, которыми владеет молодой педагог;
2) внешние факторы, которые создаются в трудовой среде.
Рассмотрим более детально внутренние факторы успешной социально-психологической адаптации педагогического сотрудника к профессиональной деятельности. К таким факторам можно отнести личностные характеристики педагога и его профессиональные компетенции.
Безусловно, педагог должен обладать широким спектром личностных качеств, способствующих профессиональномy становлению личности. Среди таких качеств можно назвать: способность к эмпатии, рефлексии и профессиональномy мышлению, способность обучать других, способность планировать свое будущее, упорство, чувство ответственности, терпеливость, способность к устным высказываниям, стремление понять позицию другого, дружелюбие, тщательность действий, общительность, энтузиазм в трудовой деятельности, аккуратность и последовательность в работе.
Среди внешних факторов, которые могут способствовать (или же препятствовать) адаптации педагога к профессиональной деятельности, можно выделить:
- материальные и социальные факторы трудовой деятельности такие как: отношение государства и общества к профессии и ее престиж; материально-техническое обеспечение образовательного учреждения; материальная обеспеченность педагога и его бытовые условия; условия труда и отдыха педагога; возможности повышения квалификации и профессионального роста молодого педагога.
- условия профессиональной среды (коллектива), среди которых можно выделить: взаимодействие администрации образовательного учреждения и молодого педагога; зрелость педагогического коллектива и его психологический климат; качество помощи со стороны наставника, опытных коллег, коллектива; эффективность взаимодействия с учениками и их родителями.
В целом, по результатам ряда исследований, ведущими факторами, влияющими на процесс социально-профессиональной адаптации молодого педагога, являются следующие: мотивация, профессиональные ценности, образовательная среда, уровень психолого-педагогической и коммуникативной подготовки педагога.
Таким образом, на процесс адаптации педагога к профессиональной деятельности влияет значительное количество факторов, которые включают как внутренние факторы (личностные характеристики молодого специалиста и уровень его профессиональной подготовки), так и внешние факторы (условия труда, его оплаты, технического обеспечения, а также организационные условия работы в коллективе и его психологический климат).
Трудности в работе бывают у каждого начинающего педагога-психолога, и происходят они порой по ряду не зависящих от специалиста причин. Но знать их и, по возможности, избегать будет полезно, так как это сократит период адаптации в новой профессии и укрепит первое положительное впечатление от результатов работы психолога в образовательной организации у членов педагогического коллектива.
Одна из таких причин — определенный набор личностных качеств молодого специалиста, не соответствующих требованиям, предъявляемым к данной профессии, профессиональная некомпетентность, недостаточный уровень образования (многие годы причина непрофессионализма педагогов-психологов заключалась в том, что они становились психологами в результате переквалификации).
Следующей причиной трудностей психолога является его неумение сотрудничать с педагогами и администрацией учреждения. Бывшему студенту бывает трудно четко выполнять свои функциональные обязанности в режиме рабочего времени, а установлению доброжелательного и равноправного отношения с педагогами и родителями мешает разница в возрасте и пока еще не забытая позиция учащегося. Иногда и неправильные действия администрации приводят к трудностям в работе молодого специалиста. Зачастую, новоиспеченного психолога с порога загружают работой, забывая об адаптационном периоде. Поэтому, чтобы избежать стрессовых факторов, приводящих к дезадаптации, при поступлении молодого специалиста на работу необходимо обговорить с администрацией временные рамки адаптационного периода. Обычно он составляет 2–3 месяца. Это время предназначено для первичного поверхностного “погружения” специалиста в проблематику взаимоотношений в коллективе, налаживания контактов, знакомства с детьми и родителями, анализа запросов, изучения деятельности предшественника (если таковой был).
Считается, что педагог-психолог адаптируется к работе примерно один год. Наибольшее количество ошибок молодого специалиста приходится именно на период начального этапа работы. Этому есть объяснение, ведь специфика подготовки практических психологов в педагогических вузах такова, что, изучая психологию как науку, они не всегда обладают конкретными методами ее практического использования. Большую помощь психологу могут оказать опытные коллеги через систему методической поддержки и повышения квалификации молодых специалистов.
Рассмотрим несколько типичных для педагога-психолога проблем:
- Чувство беспомощности.
Выход: дать себе право на первые ошибки и, для начала, взяться за то, что получается лучше всего (заняться оснащением кабинета, сбором информации, провести диагностическое обследование развития детей в соответствии с планом);
- Вхождение в педагогический коллектив.
Выход: первое время лучше занимать нейтрально-доброжелательную позицию, постараться не попасть под влияние группировки или отдельного коллеги.
- Проблема “личностного” взросления.
Выход: профессиональная склонность к рефлексии способствует тому, что психолог начинает явственно видеть и чувствовать изменения в собственном мировоззрении, взглядах на жизнь. Это не всегда его радует, но это неизбежно и, как правило, позитивно. Надо просто быть к этому готовым.
- Проблема налаживания контактов с детьми и родителями.
Выход: не стоит ждать, когда родители начнут обращаться за психологической помощью, – как правило, этого не происходит, особенно если психолог молод и совсем недавно пришел в учреждение. Психолог сам должен позаботиться о своем профессиональном росте: вывесить стендовую информацию о себе, заинтересовывать новой информацией психологического плана, касающейся проблем в развитии детей.
- Полное “погружение” в работу в ущерб личному времени.
Выход: часто молодые специалисты бросаются в работу, отдавая ей все силы и время. Такое рвение приятно администрации (и оно быстро к нему привыкает), но опасно для специалиста перегрузками и стрессами. Важно стараться следить за нарушением баланса между работой и личной жизнью.
- Критическое отношение к возрасту (наличию опыта) психолога со стороны педагогов и родителей.
Выход: свое нежелание обращаться за помощью к психологу некоторые педагоги и родители мотивируют его молодостью и неопытностью. В этом случае лучший помощник – чувство юмора, ведь на такой аргумент можно оригинально ответить: “А у нас, психологов, профессиональная обязанность выглядеть молодо!”
Особого внимания заслуживает проблема самопрезентации начинающего специалиста. Конечно, наилучший вариант – это когда нового специалиста представит администрация, если же такой возможности нет, педагог-психолог представляется сам. Самопрезентация не должна быть слишком долгой, достаточно назвать свое имя, напомнить занимаемую должность, кратко перечислить основные направления работы, проинформировать о времени, когда можно обратиться за консультацией. Специалист должен сам позаботиться о своем профессиональном росте и востребованности: вывесить стендовую информацию о себе, расклеить приглашения для родителей и педагогов с указанием консультативных часов, заинтересовывать новой информацией психологического плана, касающейся проблем в развитии детей, повесить объявления о проведенном диагностическом обследовании детей и о возможности узнать его результаты в часы приема.
Еще один важный момент – это общение с родителями. Педагог-психолог может и сам выступать инициатором бесед, коротких диалогов, а в последствии, приглашать уже заинтересовавшихся родителей для более обстоятельного разговора по поднятой теме.
Также можно привлечь внимание родителей и педагогов к своей профессиональной деятельности проведением лекториев, тренингов, семинаров или групповых консультаций. Необходимо заранее оповестить родителей и педагогов о том, что вами запланирована лекция, а также разместить объявления.
Подводя итог, скажу еще несколько слов о личности и качествах педагога-психолога в дошкольном учреждении. Работа с детьми дошкольного возраста, как никакая другая область педагогики и психологии, требует от человека достаточно развитого уровня рефлексии, эмпатии, безоценочного принятия как ребенка, так и его родителей, готовности к непринужденному и непосредственному общению с ребенком, его самовыражениям и самопроявлениям, эмоциональности и открытости. И, не менее важное, – способности искренне и по-детски удивляться этому миру и маленьким людям в нем.
Будьте позитивны!
Помните - в улыбающееся лицо стрелу не пускают!
Спасибо за внимание!
Список используемой литературы:
- Пономарева Г.М. Ошибки в работе педагога-психолога. [Электронный ресурс] // Центр Мир Психологии – режим доступа: https://world-of-psychology.ru (дата обращения: 04.03.2019).
- Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- Барсукова О.В. Подсказки начинающему педагогу-психологу в Центре игровой поддержки ребенка // Педагогическое мастерство: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012.
- Хаустова А.И. Виды и этапы адаптации педагогических работников к профессиональной деятельности //Молодой ученый. Международный научный журнал (№40 (174)/2017)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа: "Легло ли молодому специалисту в современной образовательной организации. Советы студенту педагогических ВУЗов."
Я, как молодой специалист-воспитатель, хотела бы дать несколько советов студентам педагогических ВУЗов и поделиться своими впечатлениями о работе в образовательной организации....
Доклад на краевую конференцию профсоюзных организаций «Адаптация молодых специалистов в образовательной среде».
Помощь молодым специалистам в адаптации к образовательной среде...
"Методическая работа с молодыми специалистами в дошкольных образовательных организациях".
quot;Методическая работа с молодыми специалистами в дошкольных образовательных организациях"....
Программа адаптации молодых специалистов в МАДОУ 37
Адаптация молодых специалистов, система работы с молодыми педагогами, составление портфолио и т.д....
Профессиональная адаптация молодого специалиста в условиях дошкольной образовательной организации
Статья посвящена профессиональной адаптиции молодых педагогов дошкольного образования. Автором раскрывается сущность профессиональной адаптиции в условиях современного общества, сформулированы цели и ...
Работа наставника - вклад в систему профессиональной адаптации молодого специалиста
Автором представлен опыт работы наставника с молодым специалистом....