Выступление на методическом объединении «Формирование диалогической речи детей с нарушениями речи в общении с взрослыми»
статья по теме
Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._obedinenie_rech.docx | 23.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении
воспитателей логопедических групп
на тему:
«Формирование диалогической речи
детей с нарушениями речи в общении с взрослыми»
Подготовила: Храмова Наталья Валерьевна
2016 г.
Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы.
Выделяются две основные сферы общения дошкольника – с взрослыми и со сверстниками.
Взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Мать, отец и другие члены семьи являются первыми собеседниками и учителями малыша на пути его речевого развития.
Диалогическая речь – это один из компонентов связной речи. Она представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Диалогическая речь является психологически наиболее простой и естественной формой речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами.
Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. В диалогической речи совершенствуются речевой слух, правильное звукопроизношение, интонационная выразительность, закрепляются навыки правильной выразительной речи.
Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как с взрослыми, так и со сверстниками. Умение общаться со сверстниками диалогически – весьма важная сторона социального, личностного развития ребенка, становления коммуникативной компетенции, важная сфера самодеятельной активности, саморазвития.
Дети шести - семи лет должны научиться объединять в распространенном ответе краткие ответы своих товарищей, более точно отвечать на поставленные вопросы. Обучение детей умению вести диалог, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культурного поведения: внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника
Необходимым условием развития речи детей является образец для подражания. Если ребёнок растет среди глухонемых, он, имея слух, останется немым, так как он будет лишен возможности воспринимать образец речи для подражания. Дети учатся говорить так, как говорят окружающие их взрослые, речи которых они подражают. Но так как задача детского сада заключается в том, чтобы дети овладели правильной речью, то важно, чтобы примером для подражания им служил правильный литературный язык. В первую очередь воспитатель даёт детям такой образец. Пример самого воспитателя — один из приёмов педагогического воздействия. Ребёнок в ДОУ разговаривает также с помощником воспитателя, медицинской сестрой и другими сотрудниками. Речь их также должна быть грамотной, приветливой, вежливой. Ведь часто человек не замечает, как он произносит то или другое слово, не замечает неправильностей своей речи.
Для разговоров с детьми взрослые используют все моменты жизни детского сада.
Большое значение для полноценного речевого развития детей имеет работа в не
основной образовательной деятельности: на прогулках, в утренние и вечерние часы не только в группе, но и дома. В семье, в общении с родными, предоставляются большие возможности для закрепления речевых навыков. Например, малыш с родителями идёт из детского сада домой. Ребёнка можно расспросить, чем ему этот
день запомнился, что нового он узнал, а потом просто поиграть, рассказывая по ролям стихотворение-шутку «Мы с тобой шли…»
- Мы с тобой шли? (спрашивает взрослый)
- Шли (отвечает ребёнок)
- Подберёзовик нашли?
- Нашли.
- Я тебе его дал?
- Дал.
- Ты его взял?
- Взял.
- Так, где же он?
- Кто?
- Подберёзовик.
- Какой?
- Мы с тобой шли…(всё повторяется сначала)
В следующий раз можно поменяться ролями. Очень важно при этом давать ребёнку образец правильной речи и следить за тем как он говорит. При этом нельзя забывать об интонационной окраске речи.
Для формирования диалогической речи рекомендуется использовать дома такие приёмы, как словесные поручения, чтение литературных произведений, специально организованные речевые ситуации, разнообразные игры.
Выполняя словесные поручения, ребёнок должен использовать речь. Ему можно дать поручение что-нибудь сделать, например, попросить у бабушки тряпочку для мытья кубиков, передать что-либо папе или маме, узнать у брата или сестры, чем они занимаются. Для усвоения информации, её лучшего запоминания важно попросить ребёнка повторить поручение. После выполнения поручения, узнать у ребёнка, как он с ним справился.
Также следует чаще читать с детьми дома. Чтение литературных произведений даёт детям образцы диалогического взаимодействия, правила очередности, помогает усвоить различные виды интонации. У детей должна быть детская библиотека. В неё входят произведения К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, А.С.Пушкина, Н.Н.Носова «Приключения Незнайки в солнечном городе», произведения Д.Н.Мамина – Сибиряка, М.М.Пришвина, Е.И.Чарушина и Б.С.Житкова о животных, стихи А.Л.Барто, басни И.А.Крылова, сказки Братьев Гримм и т.д.
Специально организованные речевые ситуации – это задания дидактического характера. Они побуждают ребёнка самостоятельно выстраивать свою развёрнутую речь. В них происходит целенаправленное обучение диалогической речи. Например, «У бабушки день рождения. Надо её поздравить. Как мы с тобой это сделаем, какие слова ей скажем? А что еще можно добавить? Повтори полное поздравление, которое у нас получилось». Такой приём развивает у детей умение договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в разговор.
Эффективным методом развития диалогической речи являются разнообразные игры, которые проводятся, в детском саду, дома, на прогулке с ребёнком, по дороге
в детский сад, в магазин и т.д. Это сюжетно – ролевые игры, дидактические, подвижные, игры – инсценировки, игры – драматизации.
Сюжетно – ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. Для активизации детских диалогов в таких играх необхо-
дима соответствующая атрибутика: игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса, микрофон и др. Например, «Разговор по телефону», «Магазин», «Почта», «Звонок в цветочный магазин», «Интервью» и др.
Дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. Для развития речи разработано много таких игр: «Маковое зернышко», «Факты», «Согласен, не согласен», «Что в чудесном мешочке?», «Вопрос с подсказкой», «Да и нет», «Угадай, какой предмет загадан» и др.
Подвижные игры, содержащие диалоги, помогают детям закрепить умение адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, формулировать правильно вопрос. К таким играм относятся: «Гуси – Гуси», «Коршун», «Краски», «Жмурки», «Король», «Кошка и мышка» и др.
В играх – инсценировках и играх – драматизациях ребёнок координирует игровые действия с партнёром (членом семьи) упражняется в диалогах, заимствованных из литературных произведений. Например, игры – драматизации «Теремок», «Курочка Ряба», «Маша и Медведь»; настольный театр «Капитан», «Тим и Том»; кукольный театр; игры с пением; хороводы и др.
Диалог для дошкольника является первой школой овладения родной речью, школой общения, он сопровождает и пронизывает всю жизнь ребёнка, все отношения, он по существу - основа развивающейся личности. Родителям следует помнить, что дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия. Ребёнок должен чувствовать, что в семье к нему относятся с любовью и уважением, что взрослые считаются с ним, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям, когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать его, занимая позицию тактичного собеседника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема выступления на методическом объединении "Формирование личности ребенка в театрализованной деятельности".
Тема выступления на методическом объединении "Формирование личности ребенка в театрализованной деятельности"...
Выступление на методическом объединении учителей-логопедов. Тема: «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», презентация.
Что такое предлог? Разновидности предлогов и их классификация. Последовательность появления и усвоения служебных слов в речи? Программные требования к изучению предлогов в падежных конструкциях в стар...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....
Выступление на методическом объединении инструкторов по физической культуре "Использование современных образовательных технологий в формировании основ здорового образа жизни у детей"
Содержание комплекса утренней гимнастики....
Выступление на методическом объединении:«Формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг»
Сегодня детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. В отличие от компьютерных игр и мультфильмов, чтение — сложный п...
Выступление на методическом объединении "Коррекционная работа в комплексной системе преодоления нарушений развития у детей"
Выступление на методическом объединении...
Выступление на методическом объединении «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение«Детский сад № 196» Методическое объединениевоспитателе...