Выступление на методическом объединении учителей-логопедов. Тема: «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», презентация.
презентация к занятию по логопедии (старшая группа) по теме
Что такое предлог? Разновидности предлогов и их классификация. Последовательность появления и усвоения служебных слов в речи? Программные требования к изучению предлогов в падежных конструкциях в старшей группе. Система логопедической работы над предложно-падежными конструкциями. Варианты игр для формирования предложно-падежных конструкций. Список рекомендуемой литературы по данной теме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении учителей-логопедов.
Тема: «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Подготовила:
Учитель-логопед Татаринцева Н.Г.
Время проведения: ноябрь, 2012г.
Современный ребёнок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения, правильно произносить все звуки, легко воспроизводить многосложные слова.
Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи: у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказывается несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика. Указанные нарушения во всех компонентах языковой системы отражаются на связной речи. Рассказы детей недостаточно полны, содержат грамматические ошибки. Особенно распространены ошибки в употреблении предлогов (согласовании различных частей речи). Дети не слышат предлоги, не понимают их значение.
Практика работы (с детьми с общим недоразвитием речи) показывает, что дети с ОНР испытывают трудности в освоении предложно-падежных конструкций. Чтобы облегчить детям с речевой патологией усвоение значения предлогов, ввожу графические схемы-карточки, которые позволяют «увидеть», «материализовать» предлоги, что помогает усвоить детям эту единицу языка. (Слайд 2)
Дети с ОНР, в особенности, если дефект включает дизартрический компонент, испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве. Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов. Отмечается следующая последовательность появления частей речи в развивающейся детской речи (слайд 3): существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, наречия, числительные, служебные слова. (Слайд 4.)
Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании или предложении. Предлоги бывают простые и составные, производные и не производные.
Предлоги появляются позже всех знаменательных частей речи. По мере развития речи значения предлогов всё больше и больше детализируются и обогащаются. (Слайд 5)
По А.Н. Гвоздеву отмечается следующая последовательность усвоения предлогов в онтогенезе: в, на, под, над, из, около, за, у, с, из, перед, между, по, к, до и др. В 6 летнем возрасте при нормальном развитии в речи ребенка – 21 предлог. (Слайд 6)
Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок: а) пропуск или замена предлогов; б) замена одной предложно-падежной конструкции другой; в) неправильное употребление падежного окончания существительного; г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания. (Слайд 7)
Для правильной оценки нарушений в речи ребенка и для определения наиболее рациональных путей коррекции логопед проводит специальное обследование.
Обследование ведется в двух направлениях.
Выявление понимания значения предлогов.
Обследование правильности употребления предлогов в экспрессивной речи ребенка.
Коррекционная работа логопеда в старшей и подготовительной группах строится с учетом программных требований.
Программные требования к изучению предлогов в падежных конструкциях в старшей группе.
1 период. Дети учатся выполнять действия с предметами, усваивая значения предлогов в, на, над, под.
2 период. Употребление предлогов на, под, в, из, обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами.
3 период. Расширение значения предлогов: «к» – Д.п., «от» – Р.п., «с – со» – В.п, Т.п.. Отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах. Умение выделять предлог как отдельное служебное слово.
Программные требования к изучению предлогов в падежных конструкциях в подготовительной группе.
1 период. Составление простых распространенных предложений с использованием предлогов на, у, в, под, над с, со
2 период. Составление предложений с предлогами на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед.
3 период. Практическое усвоение в речи предлогов над, между, из-за, из-под, выражающих пространственное расположение предметов. (слайд 8)
(Слайд 9) Для осуществления комплекса мероприятий, направленных на развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций используются следующие формы работы: логопедические занятия, занятия по развитию речи, рисованию, конструированию, лепке, физкультуре, закрепление пройденного материала на занятиях психолога, закрепление пройденного материала в процессе режимных моментов, в часы досуга (прогулок, экскурсий, игр и т.д.), дома с родителями, что требует тесной взаимосвязи работы логопеда и воспитателя, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя, психолога и родителей. (Слайд 10)
Остановимся подробнее на видах фронтальных занятий и основных задачах, реализуемых на них.
Лексико-грамматические занятия. Основные задачи.
- Развитие понимания речи.
- Расширение и уточнение словарного запаса.
- Формирование грамматических средств языка.
- Знакомство с лексическим и грамматическим значением предлогов.
Занятия по обучению грамоте. Основная задача.
- Дети учатся писать предлоги.
Занятия по развитию связной речи. Основная задача.
- Предложно-падежные конструкции включаются в активную речевую практику детей. (Слайд 11)
Предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, к каждому падежу относится своя группа предлогов.
- Р.п. – БЕЗ ДЛЯ ДО У ОКОЛО ВОЗЛЕ ВОКРУГ С (СО) ИЗ ИЗ-ЗА ИЗ- ПОД ОТ
- Д.п – К ПО
- В.п. – В НА ЗА ЧЕРЕЗ СКВОЗЬ ПОД ПРО
- Т.п. – ЗА НАД ПОД С ПЕРЕД МЕЖДУ
- П.п. – В НА О ОБ ПРИ
(Слайд 12)
Предложно-падежные конструкции обозначают:
- направление действия;
- место действия;
- местонахождение предмета;
- совместность действия;
- принадлежность.
(Слайд 13)
Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения.
- Предлог НА – Винительный падеж – значение направления действия (ставит на стол).
- Предлог НА – Предложный падеж – местонахождение предмета (лежит на столе).
- Предлог ПОД – Винительный падеж – значение направления действия (укатился под стол).
- Предлог ПОД – Творительный падеж – значение местонахождения (лежит под книгой)
- Предлог В- Винительный падеж – значение направления действия (кладёт в стол).
- Предлог В – Предложный падеж – местонахождение предмета (лежит в столе).
- Предлог ИЗ – Родительный падеж – значение направления действии (берет из сумки).
- Предлог К – Дательный падеж – значение направления действия (идет к дому).
- Предлог ОТ – Родительный падеж – значение направления действия (машина отъехала от гаража; заяц спрятался от лисы). Предлоги С (СО) – Родительный падеж – значение направления действия (берет с парты, съехал с горы).
- Предлог С – Творительный падеж – совместность действия (играет с братом).
- Предлог У – Родительный падеж – значение принадлежности (у козы козленок).
- Предлог ЗА – Винительный падеж – местонахождение предмета (спрятался за дом).
Сложные предлоги.
- Предлог ИЗ-ЗА – Родительный падеж – пространственное расположение предмета (выглянул из-за дома).
- Предлог ИЗ-ПОД – Родительный падеж – пространственное расположение предмета (достал из-под ящика).
- Предлог ПЕРЕД – Творительный падеж – местонахождение предмета (стоит перед домом).
- Предлог ЧЕРЕЗ – Винительный падеж – значение направления действия – глаголы с приставкой пере- (перелетел через забор).
- Предлог МЕЖДУ – Творительный падеж – местонахождение предмета (стоит между домом и магазином).
Коррекционно-логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями начинается с предлогов, имеющих пространственное значение. В работе необходимо придерживаться следующих этапов (Слайд 15):
• Формирование у детей четких лексических значений пространственных предлогов.
• Дифференциация предлогов в устной речи детей.
• Формирование звуковых грамматических обобщений.
• Осознание словесного состава предложения.
Работа над правильным оформлением флексий в предложных конструкция проводится поэтапно. Первоначально предлог отрабатывается с существительным только одного склонения, постепенно включаются существительные других склонений.
Так, например, предлог В со значением направления действия (Винительный падеж) сначала используется с существительными 2-го склонения, затем 3-го, имеющими нулевое окончание в этом падеже (кладет в стол, в шкаф, в ящик, в тетрадь). Впоследствии этот же предлог отрабатывается с существительными 1-го склонения (кладёт в книгу, в машину, в сумку, в парту).
Употребление предложно-падежных конструкций целесообразно давать в приглагольных словосочетаниях, так как от характера глагола зависят значения предлога и падежная форма существительного. Например: лежит (где?) в портфеле, кладет (куда?) в портфель.
Особенно это важно в конструкциях, обозначающих направление действия. Употребление того или иного предлога со значением направления действия часто определяется в словосочетании характером глагольной приставки. В русском языке имеется определенное соответствие в использовании глагольных приставок и предлогов: Входит в дом (в-в), выходит из дома (вы-из), подходит к дому (под-к), отходит от дерева (от-от).
В связи с этим необходимо проводить работу по уточнению соответствия в употреблении глагольной приставки и предлога. Можно использовать задания по добавлению предлога к падежной флексии существительного в словосочетаниях с глаголом: влетела... (клетка), вылетела... (клетка), подлетела... (клетка), отлетела... (клетка), залетела... (клетка).
После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов. На этой ступени необходимо создать такие условия, чтобы предлоги как можно лучше закрепились не только в слухоречевой, но и в зрительной памяти детей. С этой целью пространственные предлоги по сходству лексического значения делятся на группы: (Слайд 16)
- 1-я группа: в, из;
- 2-я группа: на, с (со);
- 3-я группа: над, под, между;
- 4-я группа: из, за, из-за;
- 5-я группа: из, под, из-под;
- 6-я группа: от, до, к;
- 7-я группа: перед, за, вокруг, около, возле;
- 8-ая группа: через, сквозь, по.
В каждой группе предлоги объединены по сходству или противоположности лексического значения. Подобная группировка предлогов вполне оправдана, так как позволяет усваивать предложно-падежные конструкции, осуществляя речемыслительные операции по сравнению, сопоставлению, анализу, синтезу, обобщению.
При уточнении и дифференциации предлогов в речи дошкольников используются следующие основные приемы:
- обучение, при котором представляются связи и отношения между действиями, совершаемыми самим ребенком;
- выяснение отношений между предметами на картинках;
- построение предложений по образцу с использованием графических схем предлогов;
- усвоение выражений с предлогами на образцах живой речи и литературы, читаемой на занятиях.
Приобретенные навыки автоматизируются в упражнениях: дети подсчитывают количество слов в предложениях, учатся выделять предлог как слово в потоке речи, зрительно запоминают графический образ предлога, составляют предложения и короткие рассказы с предлогами. Предлог является объектом постоянного внимания и их активной умственной деятельности, что создает основу для понимания его синтаксической роли в различных речевых высказываниях (словосочетаниях, предложениях, текстах).
Ниже приведен перечень игровых упражнений, направленных на формирование навыков правильного употребления предлогов.
Игра: «Кошки - мышки»
Цель: Закреплять умение составлять словосочетание с предлогами;
Научить подбирать нужную схему.
Игра: «Где находится предмет»
Цель: Закреплять умение составлять словосочетание с предлогами;
Научить подбирать нужную схему.
Игра: «Составь схему предложения».
Цель: Закреплять умение составлять предложение с предлогом.
ИГРА: «Правильно подними карточку»
Логопед называет словосочетания с предлогами. Дети поднимают карточку с соответствующей схемой предлога.
Игра: «Сыщики»
Цель: Закреплять умение составлять словосочетание с предлогами;
- Развивать внимание, память, мышление.
Игра: «Кто где?»
Цель: научиться составлять предложения с предлогом по картинке.
Научиться составлять предложения с предлогом без картинки на любую
тему.
Игра: «Бывает – не бывает»
Цель: составление предложений с предлогами «К» и «ОТ»
(составление предложений с предлогами «К» и «ОТ»)
Игра: «Что изменилось?»
Цель: Составление предложений с предлогами «НА», «ПОД», «В», «ЗА», «ИЗ-ЗА»;
Развивать внимание, память.
*сравнение картинок и того, что на них изображено между собой
Составление предложений с предлогами «НА», «ПОД», «В», «ЗА», «ИЗ-ЗА»
Игра: «Мечтатели»
Цель: закрепить у детей умение употреблять предложный падеж
Игра «Еда для животных»
Цель: научить правильно употреблять существительное в предложном падеже.
Необходимо закончить предложение, правильно употребив существительное в предложном падеже.
Медведь мечтает (о рыбе).
Кошка мечтает (о молоке).
Собака мечтает (о косточке) и т.д.
Игра: «Добавь маленькое слово (предлог)».
Цель: Учить детей вставлять в предложение пропущенный предлог
Логопед называет часть предложения и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди, позади.
Стол стоит...
Полочка с книгами висит...
Мишка сидит...
Пирамидка стоит...
Кукла лежит...
Лампа висит...
Дверь находится...
Игра «Исправь ошибки»
Логопед: Один рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова. Вот как он прочитал:
«Дед в печи, дрова на печи».
«На столе сапожки, под столом лепешки». А как надо сказать?
«Овечки в речке, караси у печки». А как правильно?
«Под столом портрет, над столом табурет». Исправьте его.
Сказка «Теремок».
Цель: Составление связных высказываний с использованием предложных конструкций в инсценировке сказки «Теремок».
Сказка «Репка».
Цель: Составление пересказа сказки «Репка» с использованием предложных конструкций с опорой на сюжетные картинки.
Игра на занятии по физической культуре: «Будь внимательным и шустрым, все команды выполняй!»
Цель: Закрепить значение предлогов над, под, за, между, на.
Игра на занятии по физической культуре: «Воды немного-переходи!»
Цель: Закрепить значение предлога через.
Игра на музыкальном занятии: «Кто, где стоит?»
Цель: Закрепить значение предлогов за, между, около, возле, перед.
Пересказ рассказа: «Догонялка».
Цель: Отработать правильное употребление и различение предлогов на речевом материале рассказа «Догонялка».
ВЫВОД (Слайд 24):
Осознанное употребление предложных конструкций помогает выработать у детей языковое чутье и явление переноса, уточнить пространственные представления, понимать сложные грамматические конструкции предложений, а значит, подготовить ребенка к обучению в школе. Именно это является основной целью всего комплекса коррекционных мер в системе работы учителя-логопеда в ДОУ.
Список литературы (Слайд 25)
- Громова О.Е. Инновации - в логопедическую практику. - М.: Линка-пресс, 2008.
- Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль: Академия развития, 1997.
- Логопедия: Учеб. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2002.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Союз, 2001.
- Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Академия развития, 1996.
- Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. - М.: Айрис-пресс, 2007.
- Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. - М.: Просвещение, 1987.
- Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обследования навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
материал содержит игры и упражнения для обследования употребления предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста...
«Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста»
По мере развития речи значения предлогов всё больше и больше конкретизируются и обогащаются. Выделяют следующую последовательность усвоения предлогов ребёнком и работа по формированию пред...
Консультация для родителей «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях»
Важным показателем грамотной речи ребенка является умение правильно использовать предлоги....
Методическая разработка.«Методические рекомендации родителям по формированию правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ».
Методическая разработка. "Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики."...
Формирование навыков правильного употребления предлогов через дидактические игры у детей с общим недоразвитием речи.
СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НАД ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ.ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ....
Презентация "Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи".
Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи....
презентация " Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Ребёнок 5 лет должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения, правильно произносить все звуки, легко воспрои...