Выступление на методическом объединении:«Формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг»
статья по развитию речи по теме
Сегодня детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. В отличие от компьютерных игр и мультфильмов, чтение — сложный процесс, требующий интенсивной интеллектуальной работы, к которой у ребенка должна быть привычка. Чтение книг дает простор для фантазий и, читая, ребенок проводит некие параллели со значимыми переживаниями героев в ходе сюжета произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_u_detey_doshkolnogo_vozrasta_interesa_i_potrebnosti_v_chtenii_knig.docx | 17.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Сегодня детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. В отличие от компьютерных игр и мультфильмов, чтение — сложный процесс, требующий интенсивной интеллектуальной работы, к которой у ребенка должна быть привычка. Чтение книг дает простор для фантазий и, читая, ребенок проводит некие параллели со значимыми переживаниями героев в ходе сюжета произведения.
В наше время многим детям не интересно слушать сказки и рассматривать иллюстрации им интереснее смотреть современные мультики. Некоторые родители утверждают, что их дети знают много интересного, потому что смотрят много мультфильмов и телепередач, но практика показывает, что дети не могут пересказать полностью не один мультфильм. Их речь, путанная и односложная с употреблением ряда глаголов и существительных и выглядит это примерно так: «..он пришел, хлоп, а тот побежал, прыгнул, бац и в яме». На вопрос: «Кто пришел и куда бац?», дети говорят с паузами: «Ну… этот самый… как его.., ну этот с ушами…». Учителя начальной школы встревожены: детям трудно дается пересказ, слаба память, беден запас слов, пишут неграмотно, хотя в детском саду на развитие речи обращается много внимания.
На наш взгляд проблема заключалась в отсутствии системы работы по формированию интереса и потребности в чтении книг у детей дошкольного возраста, что приводит к снижению эмоционального отклика и положительного отношения к книге. Это обусловлено ещё тем, что взрослые мало читают и не придают особого значения влиянию чтения книг на интеллектуальное и нравственное развитие детей. Многие родители рассказывают детям одни и те же сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» по памяти перед сном. Книги дети смотрят самостоятельно, в основном дети целыми вечерами и все выходные проводят перед телевизором или компьютером. Компьютер не может быть альтернативой книге, детское чтение необходимо для здорового развития детей.
Для формирования у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг необходимо создать предметно-пространственную среду в группе: собрать библиотеку, состоящую из произведений детских авторов, таких как: А.Барто, К. И.Чуковский и др, а так же русских народных сказок. Создать уголок чтения, где можно расположить книжную полку с детскими иллюстрированными книгами, стол с диваном и стульчиками, а также карандаши, краски, альбомы для рисования по темам произведений, создать театральный уголок, где расположить кукольные, настольные, пальчиковые театры.
Для формирования потребности в чтении так же способствуют:
- ежедневное чтение различных произведений, сказок, стихов, потешек и т.д.
- заучивание стихов и потешек, отрывков из произведений;
- читая детям сказку, рассматривать иллюстрации в книжке, чтобы вызвать устойчивый интерес к книге, закрепить в памяти детей образы персонажей;
- дидактические игры, такие как «Собери сказку», «Назови сказку», «Узнай из какой сказки»;
- сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Семья» и другие.
- книжки – самоделки, можно предложить детям сделать книжки своими руками, что позволит детям развивать внимание, память, воображение, а в дальнейшем и бережное отношение к книгам;
- игры-драматизации, где дети становятся артистами, учатся создавать образы персонажей сказок, а иллюстрации по сказкам в книгах можно использовать для создания костюмов, масок и атрибутов для инсценировок и ещё раз убедить детей, что книга добрый советчик и подсказчик;
- проведение лепки, рисования, аппликаций на темы: «Мои любимые сказки», «Любимые герои сказок» и т.д.
Большую помощь в привитии любви к книге оказывают учреждения культуры, где дети получают много новых интересных знаний о книгах. Для детей можно организовать экскурсии:
- в детскую библиотеку, где провести беседы про книги, их пользу для человека и.т.д.
- в музеи возникновения книг, где детям предложить совершить путешествие в прошлое и рассказать о истории возникновения книги, познакомить с книгами разных лет, экспонатами письменности прошедших веков, посмотреть портреты известных писателей и т.д
- в типографию, где показать детям как печатают книги, как создаются иллюстрации и т.д.
- в театры на просмотр спектаклей по известным детям произведениям.
Если возможности организовать экскурсии нет, то можно провести их в игровой форме прямо в группе.
Большое значение для формирования у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг играет семья. Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребенку можно рассматривать как показатель благополучной семьи.
Поэтому необходима тесная связь с родителями, их желание не упустить сензитивный период в развитии детей — научить детей пользоваться книгой, любить и беречь ее. Для привлечения родителей к этой теме можно провести консультации по темам: «Как организовать детскую библиотеку дома», «Какие книжки читать детям определенного возраста», «Зачем и как читать детям книги?» и др. Провести беседы, семинары где обсудить и поделиться опытом о том, как и какие книги читают детям дома.
Все это необходимо для здорового развития детей. Ведь ежедневное чтение детям:
∙ Формирует у детей интерес и потребность в чтении книг;
∙ Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка;
- Развивает речь, память и воображение;
- Учит думать, улучшает концентрацию;
- Вызывает любопытство и помогает ребенку понять себя и других.
- Укрепляет чувство собственного достоинства ребенка;
- Расширяет общие знания;
- Облегчает обучение, помогает добиться успеха в школе;
- Учит моральным ценностям, помогает в воспитании;
- Предотвращает зависимость от телевидения и компьютеров;
- Защищает от опасности массовой культуры;
- Формирует привычку читать и учиться на всю жизнь;
- Чтение также отвечает за создание особого вида эмоциональной связи между взрослыми и детьми.
Таким образом, для формирования у детей интереса и потребности в чтении книг, а так же здорового развития нам необходимо вернуться к старым добрым способам проведения свободного времени с детьми в совместном чтении книг. Читайте детям каждый день, и в жизни ждет их лишь успех!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ "Тема: Развитие у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении.
Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи....
Выступление на методическом объединении «Формирование диалогической речи детей с нарушениями речи в общении с взрослыми»
Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разгово...
Статья «Формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг»
Статья "Формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг"...
мастер-класс «Формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг»
Сегодня детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. В отличие от компьютерных игр и мультфильмов, чтение — сложный п...
Консультация для воспитателей «Развитие у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении»
Консультация для воспитателей...
Сборник "Методические разработки мероприятий для детей дошкольного возраста в рамках проведения Лихачевских чтений".
Предоставленный конспект занятия разработан с целью формированиюя нравственных взаимоотношений воспитанников старшего дошкольного возраста....
Консультация с элементами практикума «Развитие у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении»
Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи....