Выступление на методическом объединении «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»
проект (старшая группа)
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 196»
Методическое объединение
воспитателей Ленинского района г. Оренбурга
«Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»
Подготовила: воспитатель высшей кв. категории
Шершнева Е.О.
г. Оренбург, 2023 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo_v_ds.196.docx | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 196»
Методическое объединение
воспитателей Ленинского района г. Оренбурга
«Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»
Подготовила: воспитатель высшей кв. категории
Шершнева Е.О.
г. Оренбург, 2023 г.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Цель выступления: формирование у детей сознательного отношения к собственному здоровью и навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приёмов
Задачи:
- Активизировать деятельность педагогов в создании системы безопасной жизнедеятельности детского и взрослого коллективов ДОУ через интеграцию различных видов деятельности
- Поиск новых подходов к моделированию системы безопасности жизнедеятельности коллективов педагогов и дошкольников в ДОУ.
1.Вступительное слово:
Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей.
Формула безопасности гласит: предвидеть опасность, при возможности избегать; при необходимости действовать.
У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка.
Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Чтобы как-то повысить защищенность детей им необходимо овладеть не такими уж сложными знаниями и умениями – наблюдательностью, умением анализировать свои ошибки, приведшие к неприятностям, отдавать себе отчет о возможных последствиях тех или иных своих поступков, а также навыками грамотных действий в случае проявления опасностей.
2. «Педагогические ситуации»
Ситуация № 1: «Назовите правила поведения при контакте с домашней и бродячей собакой».
Ситуация № 2: Назовите правила поведения при встрече с незнакомцем?
Ситуация № 3: Назовите правила поведения при пожаре в квартире.
3. «Сказка ложь, да в ней намек»: (ответить быстро на вопросы)
-Какую ошибку совершила бабушка Красной Шапочки? - (Открыла дверь незнакомцу).
-Какая сказка учит детей тому, что нельзя впускать в дом незнакомых? («Волк и семеро козлят»)
-Какое правило нарушил Кай из сказки “Снежная королева”? (Не цепляться за транспорт).
-Какого правила безопасности не знала царевна из сказки А. С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне”? (Не брать угощение у незнакомых людей).
-Какое произведение учит детей слушаться старших, не уходить из дома? («Гуси – лебеди»)
СЛАЙД формула безопасности
Формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать. Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах:
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать.
СЛАЙД Принципы работы педагогов:
-не заучивать с детьми правила дорожного движения, а обучать их правилам безопасного поведения на улицах;
-чаще использовать наблюдения в реальной обстановке;
-применять разные формы работы (викторины, конкурсы, использовать кружковую и театральную деятельность применение методов проекта, моделирования;
-работа должна проводиться во взаимодействии с семьями, так как именно родители являются авторитетом для ребёнка.
СЛАЙД Формы работы с детьми:
-Родительские собрания, консультации, семинары, открытые просмотры, вечера - развлечений и выставки художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых, анкетирование, занятия, сюжетно-ролевые игры, проектная деятельность, моделирование.
-Стенд, памятки, буклеты, видеоматериалы
СЛАЙД приемы работы с детьми:
-беседы, эксперименты, тренинги, наглядность, сюжеты из жизни, художественные произведения, игры, рисование на различные темы.
-игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами, обучение детей приёмам защитного поведения (крик, призыв о помощи), использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации; применение видеоматериалов, экскурсии, беседы, игры на макете, игровые ситуации, загадки, пословицы, поговорки.
-метод на развитие первичных умений давать определения понятием (что такое опасность, дорога, жезл и т. д.)
Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях и научиться самостоятельно, принимать решения и тогда не случиться беды, но нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.
СЛАЙД «Азбука для воспитателей» (как воспитывать безопасное поведение у дошкольников)
- Абсолютно рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать.
- Безопасность жизнедеятельности дошкольников, её обеспечение должно осуществляться в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения.
- Всем известны сказки (большинство), содержащие примеры нарушения героями правил безопасного поведения. Используйте эту возможность, чтобы закрепить представления детей, побеседуйте, проиграйте ситуации с ними. Можно «переиначить» сказку так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности.
- Говорить и играть на темы безопасности с дошкольниками можно не более 20-25 минут (врач Л. Григорович).
- Дидактические игры и пособия (специально подобранные) помогут детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.
- Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы, помогают закреплять знания и умения личной безопасности у дошкольников.
- Желательно использовать метод наглядного обучения, который эффективен для закрепления у детей представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушения.
- Закрепляйте с детьми знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии, имени и отчества родителей.
- Используйте примеры из личного опыта для иллюстрирования способов безопасного поведения.
- Каламбуры, песни, стихи помогут научить детей разнообразным сведениям о безопасности.
- Лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребёнка взрослых.
- Моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образцов поведения – необходимый метод освоения детьми правил безопасности.
- На физкультурных занятиях учите детей правильно падать во избежание тяжёлых травм.
- Обучайте детей правильному обращению с бытовыми предметами в процессе освоения ими трудовой деятельности, обращайте особое внимание на меры предосторожности.
- Поддерживайте в детях заинтересованность в процессе обучения, совмещая его с шутками и забавами.
- Регулирование поведения дошкольников путём прямых запретов должно быть минимальным.
- Сотрудничество с родителями воспитанников, помощь семье в воспитании безопасного поведения ребёнка должны проходить через активные формы взаимодействия: тренинги, семинары, «круглые столы», консультации специалистов и индивидуально.
- Тренинги (игровые) с телефоном в ДОУ и дома необходимы для усвоения номеров телефонов служб помощи и правил поведения в конкретных опасных ситуациях.
- Учите детей убирать за собой свое рабочее место, игрушки. Порядок в доме и группе – не только для чистоты, но и для безопасности.
- Физическая подготовка – один из факторов, влияющих на поведение человека в опасной ситуации. Поэтому одна из задач обучения безопасному поведению дошкольников – развивать у них силу, ловкость, выносливость.
- Хранение предметов бытовой химии, лекарств, спиртных напитков в недоступных для детей местах – особое содержание работы педагогов с родителями.
- Целесообразно обогащение предметно – игровой среды группы объектами, имитирующими потенциально опасные предметы, а также использование макета домашней обстановки (улицы, двора, леса и т. п.) для закрепления правил безопасности дошкольниками.
- «Что если…?» Вопросы такого типа позволяют, во-первых, выявить, как ребёнок, скорее всего, поступит в той или иной ситуации, во-вторых, обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей.
- Широко используйте произведения детской художественной литературы, в том числе и специальные, для иллюстрирования детям правила безопасности и последствий шалостей.
- Щедрость (помощь) родителей – специалистов (врач, военный, пожарный, спасатель, милиционер, медсестра и т. д.) - используйте для ознакомления дошкольников не только с профессиями, но и с правилами безопасности, службами помощи. Приглашайте их на встречи с детьми, помогая к ним подготовиться.
- Эффективен способ показа детям последствий неправильного поведения или обращения, с каким – либо предметом (животным, веществом и т. п.) с помощью иллюстраций, телевизионных передач (только детских) и учебных фильмов из городской фильмотеки.
- «Юные медработники». Это направление в обучении элементарным приёмам оказания первой помощи доступно детям уже среднего дошкольного возраста (промыть, сказать взрослым, приложить холод и т. д.). Желательно такие занятия проводить совместно с медицинской сестрой.
- Ясно, что для дошкольников нужно много раз повторять устную информацию и также многократно проводить с ними практические занятия по безопасности. Используйте для этого различные методы и приёмы, указанные выше.
Заключение:
Подводя итог, мы ясно осознаем, как важно понимать значимость «Безопасности» в жизни каждого человека. И чем раньше мы начнем прививать навыки безопасного поведения нашим детям, тем более уверенно будем смотреть в будущее. Только глядя на мир детскими глазами, понимая окружающее через их внутреннее мироощущения, мы сможем научить ребенка правильно вести себя на проезжей части, с незнакомцами и избегать ситуаций, опасных для его жизни и здоровья.
«Если предупрежден, значит вооружен!» Так давайте вооружимся мы, вооружим наших детей знаниями по безопасности жизнедеятельности и будем соблюдать их!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения ...
Педсовет. «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».
Слайд 1. «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни».Слайд 2. Педсовет я хочу начать с игры.Уважаемые коллеги, я прошу всех встать в одну линию, рассчит...
Педсовет «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».
Слайд 1. «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни».Слайд 2. Педсовет я хочу начать с игры.Уважаемые коллеги, я прошу всех встать в одну лини...
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШАЯ 2014-2105
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, а также предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)....
ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Подготовительная группа 2015-2016
Создание безопасных условий при организации образовательного процесса...
Семинар – практикум для педагогов ДОУ : «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».
Семинар – практикум для педагогов ДОУ : «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»материал будет интересен воспитателям, методистам ДОУ. Помогает провести семинар интересно и к...
Педсовет «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....