Мир, в котором я живу.
методическая разработка (средняя группа) на тему

Кузьмина Ольга Анатольевна

Познавательно - экологический кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_poznavatelno.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

КРУЖОК ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ

« Мир, в котором я живу»

Пояснительная записка

        Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной  просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

        Занимаясь в кружке дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе, делать выводы. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе.

Дошкольники – прирожденные исследователи. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия.

Цель:

  • формирование у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи:

  • формировать у детей представления о целостной картине окружающего мира;
  • расширять представления о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;
  • развивать познавательный интерес и наблюдательность, любовь к природе, бережное отношение к ней;
  • воспитывать эмоциональное восприятие окружающей природы через художественную литературу.

Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения детей, 34 часа

Возраст детей: 3-4 года

Режим занятий: 1 раз в неделю по 15 минут

Тематическое планирование

п/п

Тема

Задачи

Художественное слово

сентябрь

1

«Прогулка по участку детского сада. Листопад.»

Знакомство с новым временем года – осенью, с сезонными изменениями в природе, с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада. Рассказать о значении тепла, воды для деревьев. Дать понятие о листопаде. Учить любоваться осенними листьями, различать листья по цвету.

Порхая в танце странном

 Под птичий гам и свист,

 Щенку свалился на нос

 Осенний яркий лист.

 Щенок чихнул, залаял

 И посмотрел наверх.

 Там листья целой стаей

 Вниз падали, как снег.

 Огромные снежинки

 Горели янтарём,

 Раскрасили тропинки,

 Шептались с октябрём.

 Щенок, играя с чудом,

 Был удивлен и рад.

 Вокруг ходили люди,

Вздыхали: "Листопад".  (Т.Нестерова)

2

«Осмотр цветника детского сада»

Познакомить детей с цветами, растущими в цветнике, показать, что у цветов есть корень, стебель, листья, цветы. Рассказать детям для чего нужны корень и стебель для цветка.

Ты должен над цветами наклониться

 Не для того, чтоб рвать или срезать,

 А чтоб увидеть добрые их лица

 И доброе лицо им показать

3

«Овощи»

Знакомить с овощами. Ввести обобщающее понятие «овощи». Учить описывать овощи (называть их цвет, величину, форму, определять, какие они на вкус, на ощупь и т.д.).рассказать,   где  растут овощи (на грядках в огороде).

Ешьте овощи и фрукты-

 Это лучшие продукты.

 Вас спасут от всех болезней.

 Нет вкусней их и полезней.

Подружитесь с овощами,

 И с салатами и щами.

 Витаминов в них не счесть.

 Значит, нужно это есть!

4

«Фрукты»

Знакомить с плодами фруктовых деревьев. Ввести обобщающее понятие «фрукты». Учить описывать фрукты (цвет, величину, форму), определять, какие они на вкус, на ощупь, и находить их по описанию. Учить классифицировать предметы по обобщающему понятию (фрукты и овощи). Показать, как можно приготовить фруктовый салат. Развивать гигиенические навыки.

Мы за столик сели,

 Фартучки надели,

Будем есть мы фрукты –

 Вкусные продукты.

октябрь

5

«Вот она какая, осень золотая»

Закреплять знания о временах года: характерных признаках осени, сезонных изменениях в природе. Развивать логическое мышление.

"Наступила осень..."

Наступила осень,

Пожелтел наш сад.

Листья на березе

Золотом горят.

Не слыхать веселых

Песен соловья.

Улетели птицы

В дальние края.

А. Ерикеев

6

Комнатные растения.

Познакомить детей с комнатными растениями. Формировать у детей понимание, что у комнатных растений есть корень, стебель, листья, цветок, что они – живые существа. Рассказать о значении почвы и воды для растений. Воспитывать желание ухаживать за растениями.

В нашей группе на окне,

Во зеленой во стране,

В расписных горшочках

Подросли цветочки.

Вот розан, герань, толстянка,

Колких кактусов семья.

Их польем мы спозаранку.

Я и все мои друзья.

7

«Комнатные растения»

(«огонек», «Ванька – мокрый»)

Познакомить детей с комнатными растениями. Дать понятие, что у растения есть корень, листья, стебель, цветы. Растения как живые существа нуждаются в уходе за ними, в воде, свете, тепле, почвенном питании, в создании необходимых условий. Воспитывать желание помочь в уходе за растениями.

Стоит мокрыйВанёк,

А в кудрях – огонёк.

(Бальзамин)

8

«Аспидистра или дружная семейка»

Продолжать знакомить детей с комнатными растениями; познакомить с аспидистрой – особенностями ее строения (листья отходят от корня, длинные, блестящие, темно – зеленые); дать знания об уходе за этим растением (рыхлить землю, поливать, протирать листья, устраивать душ). Воспитывать желание ухаживать за растениями в группе.

В нашей группе на окне,

Во зеленой во стране,

В расписных горшочках

Подросли цветочки.

Аспидистра и герань,

бальзамин, фиалка,

традесканция и плющ,

фуксия, толстянка.

ноябрь

9

Покажем Мишке наш участок

Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Обратить внимание детей на то, что стало с листьями на деревьях, с травой, птицами, насекомыми; дать понятие, что для роста растений необходимы почва, вода, тепло, свет, воздух. Воспитывать желание заботиться о растениях и птицах.

Улетели птицы,

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Все летят, летят…

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят  (Т.Нищева)

10

«Кто такие домашние животные?»

Обогащать представление детей о домашних животных, об уходе за ними. Учить узнавать животных на картинке и среди игрушек, различать звуки, которые они издают.активизировать словарь (домашние животные). Развивать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Коза

 Колокольчиком звеня,

 Убежала от меня.

 Тает луг в вечерней тьме,

 Где искать её... МЕ-МЕ!

Гусь

 Гусь крикливый, с длинным носом.

 Шея словно знак вопроса.

 Гусь идёт гулять в луга

 И гогочет: ГА-ГА-ГА!

Корова

 Ходит Зорька по лугам,

 Молоко приносит нам.

 Жить бы Зорьке в терему,

 А она... в хлеву: МУ-МУ!

11

«Домашние любимцы»

Знакомить детей с животными, обитающими в городских квартирах. Формировать заботливое отношение к братьям нашим меньшим, чувство ответственности за тех, кого мы приручили. Активизировать словарь (питомцы, любимцы).

Мордочка усатая,

 Шубка полосатая,

 Часто умывается,

 За хвостом гоняется.

(Котик).

Этот маленький зверек

 Зерна запасает впрок.

 Щеки набивает так...

 Это делает .. (хомяк).

И др. загадки

12

«Домашние животные (собака)»

Познакомить детей с внешним видом собаки, с особенностями  поведения; показать, что жизнь  собаки связана с человеком: он создает ей условия (кормит, ухаживает). Без создания необходимых условий (животные оказываются на улице) они могут погибнуть. Воспитывать бережное отношение и любовь к животным, желание ухаживать за ними.

Собака, вас лаская взглядом,

Исполнит, что ни прикажи:

«Сидеть!», «Лежать!»,

«Гуляй!», «Служи!»

И вечно будет с вами рядом

декабрь

13

«У меня живет котенок...»

Продолжать знакомство с домашними животными.Учить делиться полученными впечатлениями. Формировать умение правильно обращаться с животными. Развивать желание наблюдать за котенком.  Воспитывать доброе отношение к домашним питомцам.

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине.

Кот кататься не привык -

Опрокинул грузовик.

14

«Попугай - веселый друг»

Познакомить детей с тем, что попугаи – живые существа. За попугаями ухаживает человек: чистит и моет клетку, выпускает их полетать, кормит их. Дать знания о внешнем виде птиц, функциях некоторых частей их тела. Воспитывать желание ухаживать за птицами.

Попугайчик-верный друг!

Это знают все вокруг!

Он в обиду Вас не даст,

Он не бросит, не предаст.

15

«Кто такие дикие животные?» (Рассказ медвежонка о его лесных соседях.)

Обогащать представление детей о диких животных. Учить выделять характерные признаки представителей диких животных. Активизировать словарь (дикие животные). Формировать интерес к живой природе, развивать эмоциональную отзывчивость.

Прокатился шум лесной -

Под кустом притих косой.

Уши длинные прижал,

 Долго эхо провожал.

 Далеко ещё зима,

 Но не для потехи

 Тащит белка в закрома

 Ягоды, орехи...

 Знает маленький зверёк:

 Запасаться надо в срок.

16

Как живут лесные звери зимой?

Познакомить детей с внешним видом, с некоторыми особенностями образа жизни зимой зайца, лисы, волка, медведя (что едят, как добывают корм, как спасаются от врагов); с моделью маскировки; воспитывать доброжелательное отношение к лесным зверям.

Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

январь

17

«Елочка-красавица всем ребятам нравится»

Учить называть характерные особенности ели (колкие иголки, зеленый цвет хвои). Подвести детей к выводу о том, что иголки – это листья елки. Учить сравнивать два предмета, находить сходства и различия. Формировать положительное отношение к природе.

Ёлочка

Ни листочка , ни травинки!

Тихим стал наш сад.

И берёзки, и осинки

Скучные стоят.

Только ёлочка одна

Весела и зелена.

Видно, ей мороз не страшен,

Видно, смелая она.

О.Высотская

18

«А снег идет…»

Закреплять знания о временах года, о характерных признаках зимы. Знакомить со свойствами снега. Ввести понятие «снегопад». Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Снег идет

Снегопад, снегопад!

 Снегопаду каждый рад!

 Эй, ребята, выходи,

 Только лыжи прихвати!

Снег, под лыжами звеня,

 Расходился песней!

 Будет новая лыжня

 В этот день воскресный!

Х. Гилижиев

19

«Зимушка-зима в гости к нам пришла»

Закреплять знания о временах года, характерных признаках зимы. Формировать представление о жизни растений зимой. Обобщать знания о жизни людей зимой.

Зима, зимушка, зима!

Где же ты была?

-В мешке стужу несла,

На землю снег трясла,

Ножки-ручки познобила,

В дома стужу напустила,

Все дорожки замела

И сугробы нагребла.

20

«Я – человек»

Формировать «образ Я». Уточнять и обобщать знания о строении тела человека, функциях разных частей тела. Закреплять навык обращения друг к другу по имени. Активизировать словарь по теме.

февраль

21

«Крылатые соседи»

Уточнить знания о птицах: внешнем виде, среде обитания. Учить различать птиц по внешнему виду. Упражнять в чтении схем (мнемотаблиц). Вызвать желание заботиться о зимующих птицах.

Про воробья

- Не замерзнешь, воробьишка,

Без сапожек, без пальтишка?

- Не волнуйтесь! Я привык!

Чик-чирик! Чик-чик-чирик!

22

«Поможем птицам зимой»

Познакомить детей с зимующими птицами: воробьями, сороками, синицы, снегири, вороны, голуби; с особенностями их поведения (им зимой холодно и голодно, их надо подкармливать, для этого необходимо делать кормушки и каждый день насыпать туда корм). Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.

Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут!

(Снегирь.)

23

«Рыбки плавают, молчат, ни о чем не говорят…»

Уточнить знания о строении рыб и среде их обитания  . продолжать упражнять в чтении схем (мнемотаблиц). Развивать интерес к живой природе.

Две рыбки резвятся в воде голубой,

 Сверкают своей чешуей золотой.

 Мелькают в реке их нарядные спинки,

 И плавает рядом их мама – сардинка.

24

Экскурсия по участку детского сада.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе (зима, снег, сугробы, лед) и наблюдение за воробьями. Дать понятие, что  зимой  птицам тяжело, холодно и голодно. Воспитывать у детей желание помогать птицам (подкармливать).

Ах, мороз, ах, лиходей!

 Бедных птичек пожалей!

 В сером платье Воробей.

 Видно, что не богатей,

Сроду нищий и ничей.

 Липнет к людям как репей.

 Не теряйся, Воробей!

 Бросят хлеб, хватай скорей.

 Не грусти, будь веселей,

 Скоро лето, Воробей!

март

25

«Весна идет! Весне дорогу!»

Закреплять знания о сезонных изменениях в природе, о характерных признаках весны. Учить сравнивать времена года.

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Видно очень тёплые ноги у весны.

26

«Рассказ воспитателя о жизни лесных зверей весной»

Уточнить и расширить представления детей о внешнем виде взрослых животных и их детенышах (заяц, медведь, белка, лиса, волк), некоторых особенностях их образа жизни весной и летом; познакомить с двумя-тремя правилами поведения в лесу; формировать бережное отношение к лесным обитателям, выполнять правила поведения в лесу.

Из чащи леса вышел волк -

Охотник знаменитый.

И шум в лесу мгновенно смолк -

Пусть зверь пройдет сердитый.

(Наталья Томилина) и другие ее стихотворения о лесных обитателях

27

«К деревьям в гости»

Продолжать знакомить детей с деревьями, растущими на участке детского сада; дать понятие о структуре дерева (корни, ствол, ветки, листья). Ствол покрыт корой. Весной на дереве набухают почки. Почки — домики листочков. Развивать у детей желание рассматривать, наблюдать, делать умозаключения, выводы. Воспитывать умение видеть красоту природы в любое время года.

Шепчет солнышко

Листочку:

- Не робей, голубчик!

И берет его из почки

За зеленый чубчик.

(Г.Новицкая)

28

«Мы посадим лук»

Познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц. Познакомить с технологией посадки лука. Рассказать о необходимости ухода за луком (полив, тепло, свет). Дать понятие о том, чем лук полезен. Воспитывать желание трудиться, быть полезным.

У меня есть друг,

 Он – от семи недуг!

 Это - вкусный и полезный,

 Желто - золотистый лук!

апрель

29

«Водичка-водичка»

Познакомить детей с водой, дать понятие, для чего она нужна человеку. Познакомить со свойствами воды (не имеет запаха, прозрачная, течет, растекается, льется; бывает холодная, теплая, горячая). Рассказать о взаимосвязи воды и живых организмов. Воду надо беречь!

Водичка-водичка,

Умой Кирюшкино личико,

Кирюшка кушал кашку,

Испачкал он мордашку.

Чтобы мальчик был

Самым чистеньким всегда,

Помоги, водичка,

Умыть Кирюшкино личико.

30

«Камни»

Знакомить детей с камнями (внешними признаками, свойствами). Учить играть с камнями.

Я по бережку морскому похожу, похожу.

 Я на камешки морские погляжу, погляжу.

 Погляжу, возьму с собой,

 С моря синего — домой.

31

«Песок»

Познакомить детей с песком, со свойствами мокрого и сухого песка. Сухой песок сыпуч, из мокрого можно делать постройки. Вспомнить с детьми, какие постройки делали. Рассказать о значении песка для человека и животных. Воспитывать интерес к неживой природе.

Лежал песок,

 Скучал песок

 Сто тысяч лет, наверно.

 Он был ужасно одинок,

 И это было скверно.

32

«День Земли»

 (22 апреля)

Дать детям первые знания о планете Земля. Рассказать, что нужно делать для того, чтобы Земля жила вечно и расцветала. Рассказать о том, что даже маленькие дети могут помочь Земле (не бросать  фантики от конфет, не ломать ветки у деревьев, не пугать птиц и т. д.) Прививать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле.

Вот апрель почти закончен,

 День земли уж на носу.

 Мой стишок пусть будет точен -

 Я земле его несу.

 В этот праздник на планете

 Расцветает красота,

 И желаем все мы  дети:                   Пусть же будет так всегда!

май

33

«Друзья Мухи-цокотухи»

Учить узнавать и называть насекомых (бабочка, жук, комар, пчела, кузнечик). Обратить внимание на внешние признаки и отличительные особенности насекомых. Формировать умение группировать и классифицировать предметы.

Бабочка-красавица,

 В ярком цветном платьице,

 Покружилась, полетала,

 Села на цветок, устала…

 - Не для отдыха я села,

 Я нектар цветочный ела.

34

«Наблюдение за дождем и радугой»

Учить устанавливать простейшие связи: идет дождь — на земле лужи. Дождь нужен всему живому и растениям и животным. Без воды растения погибнут. Воспитывать умение радоваться дождю, любоваться радугой.

Загремел веселый гром…

 Дождь идет в лесу густом.

 Там сегодня банный день,

          Мойтесь все,

          кому не лень.

   (З.Александрова)

35

«Здравствуйте, травушка-муравушка и золотой одуванчик»

Уточнить знания детей о весенней траве (зеленая, нежная, шелковистая) и одуванчике (желтый, круглый, похожий на солнышко, длинные узкие лепестки, зубчатые листья), об условиях, необходимых для роста (солнце, свет, тепло, вода, земля); дать знания о связях в природе: бабочки пьют сладкий сок цветов не будет цветов – не будет и бабочек; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Одуванчик  придорожный

Был, как солнце золотым,

Но отцвёл и стал похожим

На пушистый белый дым.

 Зелёная травка

          У дома растет,

          Зелёный кузнечик

          На травке живет. (Е.Серова)

36

«Путешествие на поезде»

Обобщать и систематизировать полученные знания по экологии. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Давайте,  дошколята, природу охранять!

О ней ни на минуту не надо забывать.

Ведь цветы, леса, поля и речки,

Это все для нас навечно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Социализация» , «Познание» по теме: «Дом, в котором я живу»Конспект познавательной игры

Игра, ставящая своей целью формирование у детей патриотических чувств, осознания причастности каждого человека к судьбе семьи, города, края....

Конспект занятия игры "Что? Где? Когда?" на тему "Край, в котором мы живем"

Занятие -игра по патриотическому воспитатнию в старшей группе....

Проект "Город в котором я живу"!

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство...

комплекс занятий по краеведению "Дом в котором я живу"

Знакомство детей со своей малой родиной улицей, музеем, памятниками архитектуры, воспитание патриотизма и уважения....

Проект "Город, в котором я живу"

.Паспорт  поэтапной работы над проектом - "Город, в котором я живу".Все мероприятия, которые проводились при реализации  этого проекта....

проект "Край в котором я живу! Край который я люблю!"

Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о родном крае, гордости и любви к родному городу, через ознакомление с историей своего края, жизнью народа, нравственными ценностями, т...