Классификация сказок
материал на тему
2.1 Виды сказок (В.Вундт).
2.2 Концепция комплексной сказкотерапии Т.Д.Зинкевич- Евстигнеевой.
2.3 Основные подходы к психологическому анализу сказок.
1. В своей известной работе "Психология народов" В. Вундт предлагает
следующее деление сказок:
1) Мифологические сказки-басни.
2) Чистые волшебные сказки.
3) Биологические сказки и басни.
4) Чистые басни о животных.
5) Сказки "о происхождении".
6) Шутливые сказки и басни.
7) Моральные басни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._klassifikatsiya_skazok.docx | 40.69 КБ |
Предварительный просмотр:
2. Классификация сказок
2.1 Виды сказок (В.Вундт).
2.2 Концепция комплексной сказкотерапии Т.Д.Зинкевич- Евстигнеевой.
2.3 Основные подходы к психологическому анализу сказок.
1.
В своей известной работе "Психология народов" В. Вундт предлагает
следующее деление сказок:
1) Мифологические сказки-басни.
2) Чистые волшебные сказки.
3) Биологические сказки и басни.
4) Чистые басни о животных.
5) Сказки "о происхождении".
6) Шутливые сказки и басни.
7) Моральные басни.
Эта классификация вызывает возражения многих исследователей
сказки. Неясно, что подразумевал В. Вундт под термином басня. Термин
"шутливая" сказка вообще недопустим, так как та же сказка может
трактоваться и героически, и комически. Также не совсем понятно, какая
разница между "чистой басней о животных" и "моральной басней"? Чем
"чистые басни" не "моральны" и наоборот?
Разобранные классификации касаются распределения сказок по
разрядам. Наряду с распределением сказок по разрядам имеется есть деление
их по сюжетам.
Создатель концепции Комплексной сказкотераппи Т.Д. Зинкевич-
Евстигнеева выделяет пять видов сказок (Рис.1). Её поддерживают такие
известные отечественные сказкотерапевты, как Гнездилов, Д. Соколов и др.
Рассмотрим данную классификацию подробнее.Рис.1- Виды сказок в современной классификации Т.Д. Зинкевич-
Евстигнеевой.
1. Художественные сказки.
К художественным сказкам относятся сказки, созданные
многовековой мудростью народа и авторские истории. Собственно, именно
это и принято называть сказками, мифами, притчами, историями. Таким
образом, художественные сказки делятся на:
народные,
авторские.
В художественных сказках есть и дидактический, и
психокоррекционный, и психотерапевтический и даже медитативный
аспекты. Художественные сказки создавались вовсе не для процесса
психоконсультирования, но, тем не менее, успешно ему служат.
Народные сказки. Наиболее древние народные сказки в
литературоведении называются мифами. Мифология складывалась у
разных народов в период бронзового века и начала разложения первобытных
отношений. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и
природы. Для нашего далекого предка природа была живой, и процесс
“мифосложения” и “сказкотворчества” был связан с принципом
“оживотворения”. Именно этот принцип мы используем сегодня, создавая
новые сказки. Ожившие вещи, существа, явления природы способны
действовать самостоятельно. Древнему сознанию было свойственно находить
персоналии человеческим чувствам и отношениям Любовь, Горе, Кручина и
пр. Это явление мы также используем в психолого-педагогической практике
сегодня.
Народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи:-Окружающий нас мир – живой. В любой момент все может
заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и
осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей, и
заканчивая растениями и рукотворными вещами.
-Ожившие объекты окружающего мира способны действовать
самостоятельно, они имеют право на свою собственную жизнь. Эта идея
важна для формирования чувства принятия другого.
- Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для
поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.
- Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром,
может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма
целеполагания и терпения.
- Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь
только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или
заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства
самостоятельности, а также доверия окружающему миру.
Все эти философские идеи могут обсуждаться с клиентами.
Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты народных сказок
многообразны:
А) сказки о животных.
Взаимоотношения людей и животных. Дети до пяти лет
идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них.
Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям
жизненный опыт.
Б) бытовые сказки.
Те, кто говорят, что в сказках все заканчивается свадьбой и никто не
говорит, что будет потом, ошибаются. Бытовые сказки рассказывают о
превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения
конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового
чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких
семейных хитростях.
Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании
и при работе с подростками, направленной на формирование образа
семейных отношений.
В) страшные сказки (сказки-страшилки) (старше 7лет).
Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В
современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки.
Здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируяи проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от
напряжения и приобретают новые способы реагирования.
Для повышения стрессоустойчивости, и “отыгрывания” напряжения
полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7
лет) и подростков.
При этом, обычно, вводятся два правила:
-рассказывать историю нужно “страшным” голосом, протягивая
гласные, “растягивая” интонацию;
-конец страшилки должен быть обязательно неожиданно смешным.
Например, страшная история о том, как некий мальчик после встречи
на кладбище с ужасной старухой вынужден разрывать могилы и есть трупы
по принуждению. Закончиться история может неожиданно забавно. Вдруг он
чувствует, что его трясут за плечо. Он просыпается и слышит: “Проснись,
Петька, ты уже восьмой матрац доедаешь!”
Г) волшебные сказки (6-7 лет и более)
Наиболее увлекательные сказки для тех, кому за 6-7 лет.
Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает
“концентрат” жизненной мудрости и информации о духовном
развитии человека.
Работа со сказками начинается с анализа, обсуждения. Когда
сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными
жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы
со сказками: изготовление кукол, драматизация, рисование.
Авторские сказки.
Авторские художественные сказки более трепетны, образны, чем
народные. Если мы хотим помочь пациенту осознать свои внутренние
переживания, мы, выбираем авторскую сказку, несмотря на большое
количество личностных проекцией (они-то и ценны на тот момент!).
Есть мнение, что некоторые авторские сказки формируют
негативный жизненный сценарий. Например, “Русалочка” Г.-
Х.Андерсена может складывать комплекс “жертвы” и “несчастливой
любви”. Компания У.Диснея даже взяла на себя благородную функцию
переписывания этой истории.
“Аленький цветочек” закладывает негативный сценарий
женщины, постоянно стремящейся из чудовища сделать принца, но так и
остающейся с чудовищем (например, пьющий муж). “Золушки” вечно
ждут принца, и теряют огромное количество обуви зря…
Пора реабилитировать авторов. Они вовсе не виновны в том, что ихнедоосмысленная сказка стала причиной неприятных переживаний и не
сложившейся жизни. Негативный жизненный сценарий складывается
в том случае, если философский, духовный смысл сказки был не
понят. Возможно, доминирующее в тот момент чувство одиночества и
“покинутости” выбрало из сказки проблемный элемент для своего
усиления? Тогда работа с жизненным сценарием должна быть начата с
переосмысления философского смысла сказки.
Художественные сказки, мифы, притчи, басни позволяют
начинающему сказкотерапевту не нагружать себя придумыванием
“правильных” сказок, а использовать оставленное нам такое большое
наследиесказок.
При этом мы должны помнить, что народные сказки дают нам
“концентрат” мудрости, а авторские истории чудесно “разбавляют”
его образами, чувствами, отношением, интерпретацией. Именно
авторские истории расскажут нам о частных сторонах жизни, что является
чрезвычайно важным для миропонимания.
2.Дидактические сказки
Дидактические сказки создаются педагогами для “упаковки”
учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы,
звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создаётся
сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки
могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме
дидактических сказок “подаются” учебные задания.
Алгоритм дидактической сказки-задания:
1.Введение в сказочную страну, в которой живет одушевляемый
символ. Рассказ о нраве, привычках, жизни в этой стране.
2.Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать
злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган,
ливень), тяжелое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие
друзей).
3.Обращение к ребенку. Только человек с пылким сердцем и знаниями
может все спасти. Поэтому, чтобы восстановить страну, нужно выполнить
определенное задание.
На сказкотерапевтических занятиях ребята учатся переписывать
заданные на дом математические примеры в виде дидактических сказок. В
этих историях решение примера – это прохождение испытания, ряд
решенных примеров приводят героя к успеху.3.Психокоррекционные сказки (11-13 лет)
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на
поведение ребенка.
Под коррекцией здесь понимается “замещение” неэффективного
стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку
смысла происходящего.
Применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту
(примерно до 11-13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное
поведение).
Алгоритм диагностико-коррекционной сказки:
1. Подбор героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
2. Описание жизни героя в сказочной стране так, чтобы ребенок
нашел сходство со своей жизнью.
3.Помещение героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную
ситуацию ребенка, и приписывание герою все переживания ребенка.
4.Поиск героем выхода из создавшегося положения.
Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить её к логическому
концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать
существ, оказавшихся в таком же положении и смотреть, как они выходят из
ситуации; он встречает “фигуру психотерапевта” - мудрого наставника,
объясняющего ему смысл происходящего и пр. Наша задача, через сказочные
события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить
альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем.
“Увиденное в правильном свете, всё является благом” - эту мудрость хотелось
бы донести до ребенка через сказку.
5.Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.
Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину
“плохого” поведения. Обычно их пять.
Ребенок ведет себя плохо, если:
1.Он желает привлечь к себе внимание.
В этом случае в коррекционной сказке будут содержаться модели
социально приемлемых, положительных способов привлечения внимания.
2.Он желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. При
этом в психокоррекционной сказке может быть предложена позитивная
модель проявления лидерских качеств (ибо власть связана с выраженнымилидерскими качествами): хороший предводитель прежде всего заботиться о
своих друзьях.
3.Он желает за что-то отомстить взрослому.
При этом в психокоррекционной сказке есть указание на искаженное
видение героем проблемы и конструктивная модель поведения.
4.Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи.
В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою
поддержку и предлагают способы преодоления страха.
5.У него не сформировано чувство меры.
В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до
абсурда, показывая последствия поступков героя, и оставляя выбор стиля
поведения за ним.
В создании психокоррекционных сказок нам поможет наш жизненный
опыт. Ведь многие ситуации уже пережиты нами в детстве, и мы можем
поделиться этим с клиентами в сказочной форме.
Психокоррекционные сказки наши зарубежные коллеги часто
называют психотерапевтическими историями. Далее, мы познакомимся с
психотерапевтическими сказками и почувствуем их существенные различия.
Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не
обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим
собой и подумать. Даже если он не проявил восторгов по поводу сказки, она
все равно попала в его душу, и через некоторое время его поведение изменится.
Нам остается только подождать.
Если ребенок хочет, можно обсудить с ним сказку, сформулировать
“сказочный урок”, проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и
миниатюрных фигурок.
4.Психотерапевтические сказки.
Психотерапевтические сказки врачуют Душу..., раскрывают глубинный
смысл происходящих событий, помогают увидеть происходящее с другой
стороны, со стороны жизни Духа.
Они не всегда однозначны, не всегда имеют “традиционно” счастливый
конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки
часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует
процесс личностного роста.
Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и
смерти, отношению к потерям и приобретениям, повторяющимся
событиям, Любви и Пути. Эти сказки помогают там, где другиепсихологические техники бессильны; там, где нам нужно перейти в область
Философии событий и взаимоотношений.
Немало клиентов и специалистов задавали нам вопрос: “Как объяснить
ребенку уход близкого человека?
Мы не знаем, как говорить с ним о смерти!” В ответ на этот вопрос
приводим здесь психотерапевтическую сказку, специально написанную для
разговора мамы с пятилетним сыном, в ситуации, когда семья потеряла
старшую двадцатилетнюю дочь. Называется сказка “Самый важный секрет”
(см. “Практикум по креативной терапии” Т.Зинкевич-Евстигнеевой, Т.
Грабенко)
Не нужно бояться рассуждать с ребенком на “взрослые” темы. Если
жизнь уже поставила его перед острой ситуацией, было бы странным обходить
вопросы стороной. Подобное размышление – большая духовная работа, но она,
гармонизирует и состояние взрослого.
Психотерапевтические сказки создаются в процессе поиска смысла
происходящих событий и проблемных ситуаций.
Возможно, слушая рассказ клиента, Вы невольно задавали себе вопросы:
почему это происходит именно с ним? Зачем ему дано это пережить? Есть
смысл в том, что происходитс ним? Какой же позитивный опыт может
содержаться в этой ситуации?
В ответ на эти вопросы возникает психотерапевтическая сказка. Она
становится посредником между нами и клиентом, защищая нас от
эмоционального “заражения” его проблемой и контртрансфера.
В качестве примера жизненной истории, “зашифрованной” в сказке,
приводим психотерапевтическую сказку Андрея Гнездилова “Проклятый
герцог”. Читая ее, вы сможете восстановить события жизни человека. (см.
“Практикум по креативной терапии”).
Образ главного героя в сказке. В процессе создания
психотерапевтической сказки чрезвычайно важен образ главного героя. Этот
образ будет отражать скрытое, сокровенное “Я” нашего клиента.
Как найти этот образ?
1. С одной стороны, нам поможет сам клиент, отвечая на наш
вопрос: “В кого бы вы хотели превратиться в сказке с помощью Доброго
Волшебника?” Таким образом, героем сказки станет Идеальное Я нашего
клиента.
2. С другой стороны, в основу образа главного героя могут быть
положены наши собственные ассоциации: если внимательно приглядеться к
клиенту, то можно найти сходство между ним и каким-либо сказочным
героем. В этом случае, посредством описания героя сказки и событий,происходящих с ним, мы даем клиенту символическую обратную связь о том,
как мы почувствовали его лучшую стороны, “королевское начало”.
Рассказ об Идеальном Я клиента удивительным образом меняет его
стиль поведения. Ведь каждому в глубине души хочется, чтобы ближний
добрым глазом увидел сокровенную трепетную часть его души!
Однако героями психотерапевтической сказки могут быть и
спонтанно выбираемые нами образы. В этом случае наша сказка приобретает
характер притчи, повествующей о ситуации, символически отражающей
переживания или события жизни клиента.
Создавая психотерапевтические сказки, мы представляем клиента в
образе сказочного героя, и фантазируем, какие события могли бы с ним
произойти.
Наша задача помочь клиенту принять ситуацию, разобрать в смысле
происходящего. Если необходимо, показать, что даже тяжелые,
неоднозначные события могут стать благом для развития Души и силы
Духа; дать возможность пациенту проследить тонкие аспекты ситуации,
увидеть в ней Смысл Урока.
Психотерапевтическая сказка может помочь изменить отношение
окружающих людей к человеку, помочь им увидеть скрытые
положительные стороны души. В качестве примера мы приводим сказку,
которая позволила начать процесс постепенного изменение отношения к
подростку-правонарушителю среди воспитателей спецшколы (Шекснинская
спецшкола, Вологодская область). Ведь если наставник продолжает видеть в
подростке преступника, это мгновенно ему передается и становится серьезным
барьером в процессе положительных личностных изменений. На наш взгляд,
начать перестраивать это отношение, сформированное годами, нужно сказкой.
Она носит название “Вор и маска”. (см. “Практикум по креативной терапии”
Изд-во “Речь” (812) 323-76-70).
Такая сказка поможет нам лучше понять, что может произойти с нашим
воспитанником, если мы выступим в роли мудрых Изготовителей Масок и
создателями той среды, в которой невозможно будет ее снять. Сначала, как и в
сказке, это может напрягать и беспокоить подростка. Но мы ненавязчиво
создаем условия и ситуации, в которых постепенно растет социальный статус
воспитанника. Постепенно формируем новый "кодекс чести" – то есть
внутренний закон, который невозможно нарушать. Это становится возможным
благодаря тому, что мы видим красивую маску, и именно ее хотим видеть, как
бы игнорируя "истинное" (а точнее – более знакомое ребенку и окр-щим) лицо.
Переводя сказку на язык наших будней, можно переформулировать
базовый принцип, взаимодействия с ребенком. Зачастую мы емутранслируем: "Ты плохой и должен исправиться!" А сказка советует нам
иное: "Я вижу в тебе принца, хорошего добродетельного человека –
соответствуй тому образу, который я в тебе вижу!"
К психотерапевтическим сказкам можно отнести также и сказки
самого клиента, сказки сложенные совместно с клиентом, притчи, истории
Ветхого Завета, некоторые авторские сказки, например, Г.-Х. Андерсена,
библейские и суфийские притчи и другие истории с целью:
— передать клиенту важные знания о порядке вещей и законах
окружающего мира в ненавязчивой форме;
— посмотреть на сложную ситуацию «со стороны» — в этом случае
сказкотерапевт пересказывает историю клиента, зашифровывая ее в сказку;
— поговорить об «истинной сущности» клиента, его созидательных
потенциалах;
— поддержать клиента в период переоценки ценностей и
переосмысления жизненного опыта.
Функции психотерапевтических сказок:
— Сказка восполняет пробелы индивидуальной истории клиента и
дополняет ее общечеловеческой информацией.
— Сказка позволяет актуализировать вытесняемые клиентом моменты
личной истории.
— Сказка позволяет сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти
на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и
поведение.
— Сказка отображает внутренний конфликт клиента и дает возможность
размышлять над ним.
— Сказка является символическим «буфером» между клиентом и
сказкотерапевтом. Благодаря этому сопротивление клиента сглаживается и
энергия направляется на размышление.
— Сказка служит альтернативной концепцией восприятия
неоднозначных жизненных ситуаций.
— Сказка формирует Веру в позитивное разрешение проблемы (правда,
для того чтобы это увидеть, часто требуется отойти от стереотипов обыденного
сознания).
Будем помнить о том, что не всегда взрослый человек сразу готов к
занятиям сказкотерапией. Поэтому психотерапевтические сказки на первых
этапах работы целесообразно «вставлять» как бы ненароком, как бы «к слову».
Обычно сказкотерапевт аргументирует рассказывание сказки собственной
«неожиданной» ассоциацией с историей клиента. Возникающий при этом
«эффект неожиданности» часто положительно мотивирует клиента. При использовании психотерапевтических сказок важно помнить о
трех вещах:
— уместность:
— искренность:
— дозированность
Как бы ни любил психолог сказки, их использование должно быть
уместным. В противном случае можно исказить всю идею. Первую
психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда она
наиболее ярко и образно иллюстрирует основную мысль психолога при
формулировании «обратной связи» клиенту.
Рассказывание психотерапевтической сказки — это всегда сокращение
«дистанции» с клиентом. Следовательно, от сказкотерапевта требуется
проявление открытости и искренности.
Психотерапевтические сказки побуждают к размышлению. Часто это
процесс длительный. Поэтому нельзя «перегружать» клиента сказками, чтобы
он не утратил к ним чувствительность.
5.Медитативные сказки
Медитативные сказки создаются для накопления положительного
образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в
душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса.
Главное назначение медитативных сказок - сообщение нашему
бессознательному позитивных "идеальных" моделей взаимоотношений с
окружающим Миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность
медитативных сказок – это отсутствие конфликтов и злых героев.
В системе сказкотерапии выделяют три типа медитативных сказок:
1.Медитативные сказки, направленные на осознание себя в
настоящем, "здесь и сейчас".
Они ориентированы также и на развитие различных видов
чувствительности: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой,
тактильной и кинестетической.
Характер этих сказок – путешествие.
Сама сказка похожа на “чукотскую песню”: “Что вижу, о том и
пою”.
Для того чтобы создать такую сказку, необходимо вспомнить
ситуацию, когда мы чувствовали себя счастливыми, спокойными,
радостными. Когда во внутреннем мире царили Ясность и Гармония. Идалее формировать положительные образы по всем пяти модальностям
(создать положительные зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и
тактильно-кинестетические образы).
2. Медитативные сказки, отражающие образы "идеальных"
взаимоотношений: между родителями и детьми, друзьями, человеком и
окружающим миром, животными, учеником и Учителем, учеником и
учебными предметами, между мужчиной и женщиной.
Образы, транслируемые через сказку, могут стать впоследствии
духовными ориентирами. Подобные сказки особенно необходимы детям и
подросткам, имеющим негативный социальный опыт. Позитивные образы
медитативных сказок проникают в бессознательное и формируют там
самый настоящий "энергетический фундамент личности", компенсируя
дефицит родительского тепла.
Кроме того, такие сказки создают у ребенка образ альтернативных
отношений. Конечно, их нет в реальности, но это не означает того, что их
вообще не существует. Знание о том "как может быть" дает ребенку Веру
и потенциальную возможность когда-нибудь построить такие отношения.
3. Медитативные сказки, направленные на поддержку потенциала
личности, раскрытие Философии взаимоотношений и самореализации.
Данный вид сказок адресован Идеальному Я человека с целью его
поддержания и усиления, с одной стороны. С другой стороны, эти сказки
отражают светлую сторону происходящих событий, формируя
отношение принятия ситуации.
Создавая подобные сказки, мы фантазируем о том, как жил бы
человек, если бы чаще прислушивался к своему внутреннему ритму и
образу; как строились бы его взаимоотношения с окружающим миром;
какие гармоничные чувства мог бы он испытывать.
В качества примера медитативной сказки, приводим сказку “Озеро”
(см. “Практикум по креативной терапии”)
Итак, создавая сказки, мы оказываем определенное воздействие. И
благодаря тому, что оно облачено в сказочные одежды, у тех, с кем мы
взаимодействует, не возникает ощущения давления. Мы только
рассказываем сказки. Но они прекрасно запоминаются и оказывают сильное
позитивное воздействие.
Пять видов сказок: художественные, дидактические,
психокоррекционные, психотерапевтические и медитативные, могут быть
использованы с помощью анализа, рассказывания, сочинения, изготовления
кукол, постановки, рисования и др. 3. Основные подходы к психологическому анализу сказок
(по материалам Д. Соколова. Сказки и сказкотерапия).
Ни одна серьезная психологическая школа не прошла мимо того,
чтобы дать свой способ их анализа и понимания. Приведем некоторые из
них.
Бихевиоризм. Поведенческое направление или бихевиоризм требует
относиться к сказкам как к описанию возможных форм поведения. Чисто
прагматически сказки могут объяснять ребенку следующее:
-Что будет, если..(сказочный посыл тут оказывается абсолютно
реалистичным):
-не получается - пробуй еще раз, привлекая любые доступные ресурсы
(сказка «Репка»),
- далеко можно отойти от мамы (на шаг - ничего, на два - спокойно, на
три - нормально, на четыре - съедят) (сказка «Колобок») и т.д.,
Трансактный анализ обращает основное внимание на ролевые
взаимодействия в сказках. Т.е., каждый персонаж может описывать
определенную роль, которую человек может играть или даже брать в основу
своего жизненного сценария. Эрик Берн прекрасно описал, как может вести
себя в жизни Красная Шапочка или Спящая Красавица. Так, хитрая лиса,
глупый волк, удачливый заяц могут быть описанием обычной семьи из
мамы, папы и сына.
Аналитическое направление. Смысл психологической и
развивающей работы состоит в том, чтобы понять и проинтерпретировать
суть сказочных ситуаций, образов, конструкций сюжета. В основании
направления лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе
огромный скрытый смысл, опыт решения нашими предками сложных
жизненных проблем. Информация об этом "зашифрована" в сказочных
образах. Использование этого метода эффективно для развития
дивергентного (творческого) мышления, аналитико-синтетичес-ких
способностей и ценностных ориентации детей от 5 лет, подростков и
взрослых.
На нынешнем этапе развития сказкотерапии аналитическое
направление представлено в двух формах:
1. Исследовательская.
2. Терапевтическая.Исследовательская форма тесно связана с именами Карла Густава
Юнга и его ученицы и последовательницы Марии, Луизы фон Франц. К.
Юнг навел мосты между мудрецами Востока и психологами Запада. В
основе его построений лежит символ. Символ как и метафора передает
нечто большее, чем представляется на первый взгляд. Вся картина нашего
психического мира опосредована символами – архетипами.
Архетип – это врожденные элементы человеческой психики,
отражающие общие модели чувственного опыта, выработанные в ходе
развития человеческого сознания.
"Расшифровка" глубинной, архетипической природы сказочных
образов дает нам возможность понимания сложнейших человеческих
мотиваций и жизненных законов.
Способы выразить архетип – сны, мифы и сказки.
Существуют архетипы отца, матери, мужественности, женственности,
детства и т.д.
Архетип одевается в метафорические одежды, которые помогают ему
выйти за пределы сознания, как это происходит в восточных канонах.
Например: архетип Духа проявляется в сказочных образах Волшебника,
Старца, которые являются герою в самые ответственные моменты его пути.
Зачастую Героем движет мотивация, исходящая из архетипа Спасителя: он
стремиться спасти похищенную невесту (кстати архетип Анимы – женской
части в мужском), сказочную страну, более слабых и т.д. Исследования
сказок погружают нас в древний символизм мифов, преданий, легенд,
сказов, былин и саг; позволяют узнавать психологический смысл метафор,
чувствовать архетипическую природу проблемных и творческих
человеческих проявлений, исследовать происхождение многих "крылатых"
выражений, видеть, какие ассоциативные цепи рождают в бессознательном
различные мифы и сказы, и многое другое. Такая работа позволяет
соприкоснуться с мировым эпосом: античной, славянской, египетской,
китайской, японской, персидской, индийской, африканской, индейской и
кельтской мифологией. Само по себе понимание ритуалов и традиций
различных культур расширяет рамки обыденного сознания.
Например, во многих сказках мы встречаемся с Бабой-Ягой. Это
амбивалентный образ: о ее характере нельзя сказать определенно — злая
она, или нет. Она может предстать перед нами как коварная, или
простодушно доверчивая, может создавать герою массу неприятностей, или
безвозмездно оказывать помощь. Кто же она, Баба-Яга? Исследователи
славянского эпоса, в частности А.Андреев, считают, что образ Яги связан с
языческой колдуньей, богиней, которая жила на границе двух миров: яви(наш реальный мир) и нави (мир усопших, тонкий мир). Помните реку Лету
в греческой мифологии, разделяющую миры живых и мертвых? Наша Баба-
Яга связана с этим образом. Не случайно, герой, попадая в царство Яги,
напрямую встречается с волшебством: оживает лес, появляются говорящие
по-человечески животные и другие существа. А сама Баба-Яга часто
спрашивает героя: "Ты дела пытаешь, аль от дела лытаешь?" Таким образом
колдунья проверяет героя — идет он в неведомый и не каждому доступный
мир с определенной целью, или же праздно любопытствует. Этот
предупреждающий вопрос Бабы-Яги может служить предостережением для
многих, кто сегодня увлекается парапсихологией, спиритизмом, грубо
внедряясь в тонкий мир нави.
Понимание архетипической природы сказочных смыслов важно не
только для специалистов, но и для родителей. Какие сказки мы выбираем
для чтения детям, что они на самом деле несут? Ведь ребенок "впитывает"
не только сознанием, но и, в основном, бессознательным...
Наверное, всем известна русская народная сказка "Семь Симеонов" ?
Оказывается, в рассказе об увлекательных приключениях семи братьев
заложен глубочайший смысл. Исследователи, в частности Алексей Андреев,
считают, что на символическом уровне в этой сказке содержится
информация об энергетических центрах человека, называемых в индийской
традиции чакрами. В русской традиции существовало понятие семи
составах (суставах), или Симеонах. В метафорической форме сказка о семи
Симеонах передает нам, потомкам, информацию о смысле и функции
каждого энергетического центра. Собственно, читая ребенку сказку о семи
Семеонах, мудрый родитель косвенно "очищает" его энергетические
каналы.
2. Терапевтическая форма является прикладной и может быть
использована в групповой и индивидуальной работе с детьми, подростками,
взрослыми. В рамках данной формы решаются задачи формирования
способностей к установлению причинно-следственных связей поступков и
явлений, развития творческого мышления и воображения.
Терапевтическая форма применяется нами в двух видах:
— библеотерапия,
— решение сказочных задач.
Библеотерапия предполагает формирование ценностной структуры
личности, более глубокое понимания смысла жизненных явлений и развитие
аналитико-синтетических способностей. Такая форма работы хороша для
детей от 5-6 лет, подростков, студентов и взрослых. В качестве
психотерапевтического материала мы используем различныехудожественные сказки, а также психотерапевтические сказки
А.В.Гнездилова.
Процедура библеотерапии довольно проста. Участники группы
располагаются в удобных, расслабленных позах. Они даже могут закрыть
глаза. Ведущий читает специально подобранную (в соответствии с
психологическими целями) сказку. После того как сказка прослушана,
ведущий организует групповую дискуссию. Для этого могут быть
предложены вопросы, например:
— Как вам показалось, о чем эта сказка?
— Как вы думаете, чему она учит?
— Отчего герой совершал те или иные поступки?
— Что могло бы произойти, если бы герой выбрал другой путь (или
чего-либо не сделал, отказался)?
— Что было бы, если бы в сказке были одни плохие герои?
— Какой была бы сказка, если бы в ней не было плохих героев?
— Почему герой потерял (или приобрел) что-то важное?
— Мог ли быть у этой сказки другой конец? Если — да, то в каком
случае? и прочие вопросы.
Важно, чтобы слушатели почувствовали и проговорили не сюжетную
линию сказки, а ее скрытые смыслы. Что происходит, почему это
происходит, зачем это нужно, есть ли аналоги сказочным ситуациям в нашей
жизни — вот формулы для составления вопросов.
Подобные обсуждения сказок "учат нас думать", разбираться в
скрытых механизмах происходящего, абстрагироваться от поверхностных
смыслов и событий. Кроме того, в ходе групповой дискуссии каждый ее
участник имеет возможность высказаться и быть услышанным, научиться
выстраивать свою линию поведения в группе, аргументированно отстаивать
свое мнение и без ущерба для себя принимать мнение других. Это очень
важно для детей и подростков, но особенно полезно и "терапевтично" для
взрослых, ибо в нашей непростой жизни не каждому удается освободиться
от повседневных проблем и подумать о смысле происходящего...
Решение сказочных задач "открытого" типа служит благородным
целям сбора психодиатостического материала, развития творческого
(дивергентного) мышления и воображения. Попробуем определить понятие
ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Это умение находить оригинальные, свободные от стереотипов
решения различных задач, достигать результата с наименьшими
энергозатратами и большей радостью, понимать множественность
первопричин и последствий ситуаций, поступков и решений. Наверное, безтворческого подхода и мышления жизнь в конце старого и в начале нового
тысячелетия была бы чрезвычайно затруднительна...
Сказочная задача формулируется таким образом, чтобы человек мог
спроецировать, перенести на нее свой жизненный опыт. И самое важное,
она не имеет единственно правильного решения. Цель сказочной задачи —
простимулировать процесс "генерации идей" для разрешения непростых
жизненных ситуаций, рассмотреть явление со множества сторон, найти как
можно больше потенциальных решений.
Например:
"В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И была
у него дочь царевна-красавица. Всем хороша, да вот беда — ни разу в своей
жизни она не улыбнулась и не рассмеялась. За что и прозвали ее люди
Несмеяной. Что только царь ни делал, чтобы развеселить Царевну! И
артистов-скоморохов приглашал, и фокусников заморских — ничего не
помогало. Как вы думаете, почему не смеялась царевна?"
Читатели-психологи, конечно, уже поняли, что в этой простой задаче
содержится психологический вопрос: "Что вас огорчает, есть в вашей жизни
стрессогенная ситуация?" Вы можете получить самые разнообразные
ответы на этот вопрос: "Ее мама с папой все время ссорились, ей было не до
улыбок", "Ей все надоело", "Она была несвободна", "Она при людях не
смеялась, зато когда оставалась одна — давала себе юлю", "У нее не было
близкого человека", "Она видела, что ее веселят неискренно, не от души, ее
это злило", "Она была тяжело больна". Безусловно, в этих простых ответах
содержится проекция травмирующих нас ситуаций, а следовательно и
уникальная проективная диагностическая информация для психологов и
психотерапевтов.
С помощью этой задачи можно строить не только проективную
диагностику, но и коррекцию, ибо следующий наш вопрос может быть
таким: "А что можно сделать, чтобы
царевна улыбнулась, рассмеялась? Мы в Сказочной стране, и нам
доступны самые разнообразные средства". Отвечая на этот вопрос,
участники группы на метафорическом уровне расскажут нам о том, что
поднимает их настроение, что их может вывести из сложных
эмоциональных состояний. Без этой уникальной информации
психологический процесс был бы затруднен.
Прекрасно, если сказочная задача, предлагаемая ребенку, отвечает
следующим требованиям:
1. Задачу задает какое-либо сказочное существо (Фея, Волшебник,
Страж Сказочных Ворот, Баба-Яга и пр.), в которого перевоплощаетсяведущий, или кукла (об этом речь пойдет в других направлениях
сказкотерапии).
2. Сказочные задачи служат испытаниями. Например, Страж
Сказочных Ворот, встречая детей у входа в Сказочную страну, может
их спросить: "Хочу я проверить тех, кто пришел сегодня ко мне в сказку. У
нас здесь много непростых ситуаций, и нужно быть большими
придумщиками, чтобы найти из них выход. Вот послушайте, что один раз
приключилось с Иваном-Царевичем: «Ехал как-то Иван-Царевич по чистому
полю. Вдруг видит — камень стоит, а от того камня три дороги расходятся.
На камне том написано: "Направо пойдешь — коня потеряешь. Налево
пойдешь — сам погибнешь. Прямо пойдешь — ничего не найдешь"
(примечание: надписи на камне можно менять и усложнять задачу). Вот вам
вопрос: какую же дорогу выбрал Иван-Царевич, и почему он ее выбрал?»
Дети оказываются в ситуации выбора, в которой важны: опыт ребенка, его
мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы
взаимодействия с Миром. Обычно дети не теряются в ситуации выбора.
Чаще всего они выбирают путь "Направо пойдешь — коня потеряешь", т.к.,
потеряв коня, Иван-Царевич может познакомиться с другим помощником и
достичь своей первоначальной цели. Некоторые, особенно изобретательные,
дети говорят, что лучший путь "Прямо пойдешь — ничего не найдешь". Они
утверждают, что Иван-Царевич не ищет "Ничего", поэтому если он пойдет
по этому пути, он "Ничего" не найдет, но найдет многое другое. Часто дети
выдвигают совершенно неожиданные критерии выбора того или иного пути.
Для таких занятий полезно иметь маленькие призы или жетоны, которые
можно выдавать тем, кто назовет больше всего аргументов в пользу того или
иного пути.
3. Ситуация не должна иметь "правильного" ответа, который известен
только взрослому — ведущему.
4. Образы, герои и события задачи должны заинтриговывать ребенка,
быть ему близкими.
5. Ситуация может содержать актуальную для ребенка проблему
("зашифрованную" в образном ряде сказки). Например: преодоление
препятствий (особенно если у ребенка обозначилась проблема
нерешительности, страха проявить себя); взаимопомощи и взаимодействия
(особенно если ребенку свойственен непроработанный эгоцентризм),
самоорганизация и прогнозирование своих действий (в случае, если ребенок
недостаточно внимателен и организован) и т.п.
6. Ситуацию и вопрос лучше построить и сформулировать так, чтобы
побудить ребенка самостоятельно предложить и прослеживать причинно-следственные связи (откуда и почему это взялось, происходит, зачем это
нужно; что будет, если произойдет то-то и то-то).
Для заботливых и ищущих родителей хочу подчеркнуть, что решение
сказочных задач может быть использовано не только в психолого-
педагогической работе, но и на проводимых Вами детских праздниках. Ибо
процесс самостоятельного решения сказочных "проблем" запоминается
детьми намного лучше, чем всевозможные дорогие аттракционы, сладости и
шумные игры.
Специалисты, работающие с подростками, могут использовать
сказочные задачи, упаковывая в сказочную форму ситуации.
Примеры сказочных задач:
1. Решил Иван-Царевич поступить на службу к Бабе-Яге, для того
чтобы заработать Меч-Кладенец. А Баба-Яга очень хитрой была — всем, кто
хотел поступить к ней на службу, она всякие задания придумывала. Какое
задание она дала Ивану-Царевичу и почему?
2. Выехал Иван-Царевич из родного дома, чтобы невесту себе найти
да Белый свет посмотреть. Ехал, ехал да почти всю еду, что из дома
прихватил, и съел. Осталась у него только одна горбушка хлеба. Вдруг видит
— навстречу ему идет Старичок-Лесовичок, от голода спотыкается. Что
делать Ивану-Царевичу? Что будет с ним, если он отдаст последний хлеб?
3. В одной сказочной стране есть Огненная река. Ничего живого не
растет у ее берегов. Как можно перейти Огненную реку? Как ты думаешь,
откуда взялась такая река в этой стране?
4. Приехал Иван-Царевич в царство Змея Горыныча и вызвал его на
бой. Началась у них битва великая. Взмахнул Иван мечом и отрубил Змею
одну голову. Да только Змей подхватил эту голову, провел по ней Огненным
пальцем, и голова на старое место встала. Что нужно сделать Ивану-
Царевичу, чтобы он одолел Змея Горыныча?
5. Долго ехал Иван-Царевич и, наконец, приехал к замку Кощея
Бессмертного. В том замке, в плену Кощеевом, жила невеста Ивана —
Василиса Прекрасная. Но не просто войти в замок — ведь охраняет его злой
бессмертный Дракон. Как Ивану-Царевичу войти в замок?
6. Шел Иван-Царевич по лесу заповедному и подошел к избушке на
курьих ножках. Сказал он слова волшебные, чтобы она к нему повернулась
(кстати, какие это слова?). Избушка повернулась, и вышла к нему Баба-Яга.
"Ага, коли ты сам ко мне пожаловал, дам я тебе три задания. Не выполнишь
— голова с плеч!" Какие задания она дала Ивану-Царевичу, и зачем ей
нужно было, чтобы он делал именно это?
7. У одной сказочной Принцессы случилось несчастье — Драконпохитил ее сестру. Пошла Принцесса разыскивать свою сестру любимую.
Шла через поле, шла через лес — долго шла, да всю еду, что из дома взяла,
съела. Остался у нее только один пирог. Приготовилась она покушать, как
откуда ни возьмись, — прибежали Муравьи и стали у нее есть просить. Что
сделала Принцесса?
8. В одной сказочной стране есть река. Но течет в ней не вода, а
огонь. Как переправиться через эту реку?
9. Далеко-далеко, там где холодно и где живут сильные ветры, есть
Туманные Горы. Тот, кто ходил через Туманные Горы, говорит, что это
плохое и опасное место. Дело в том, что в этих горах живут злые Тролли.
Это неприятные сказочные существа. Они очень любят путешественникам
разные неприятности доставлять. То камень на голову норовят сбросить, то
узкую тропинку ветками да камнями завалят. Как вы думаете, почему
Тролли вредят тем, кто идет через горы? Что можно сделать, чтобы пройти
через Туманные Горы?
10. В далекой Сказочной стране есть Железный лес. Как; вы думаете,
кто все заколдовал и почему? Почему именно в железо все заколдовано?
11. Победил храбрый Солдат Дракона. Забрал он с собой все
сокровища, что хранились в Драконовых тайниках, и поехал домой. Он был
уверен, что его приключения закончились. Но вдруг... Что могло случиться с
храбрым Солдатом и почему?
12. Под землей, в горах, живут маленькие человечки с длинными
бородами. Это — Гномы. Они добывают золото и драгоценные камни. Как
вы думаете, что потом Гномы делают с золотом и драгоценными камнями?
Расскажите подробно.
13. В одной сказочной стране жил-был старый Король. И была у него
дочь единственная — красоты неописуемой. Шло время, и Король
чувствовал, что у него становится все меньше и меньше сил для того, чтобы
управлять страной. И решил он тогда выдать дочь замуж за человека
достойного, который мог бы управлять страной вместо старого Короля.
Много женихов сваталось к Принцессе, но всем она отказывала. Как; вы
думаете, почему? Что хотела Принцесса? Какими качествами должен
обладать тот, кто будет управлять страной вместо старого Короля?
14. На одном сказочном острове жило Чудо-Юдо. Мудрые люди
говорили, что раньше Чудо-Юдо было прекрасным Принцем. Как вы
думаете, кто и почему заколдовал Принца? Что нужно сделать, чтобы его
расколдовать?
15. На одном волшебном озере жила Царевна-Лебедь. Днем она
плавала по озеру как прекрасный белый лебедь, а ночью — сбрасывалалебединые перья и превращалась в красивую девушку. Была она
заколдована. Узнал об этом один Принц. И решил помочь Царевне-Лебедь.
Ночью, когда царевна скинула с себя лебединые перья и превратилась в
девушку, он тихонько собрал все перья и бросил в костер. Помог Принц
Царевне-Лебедь или навредил? Придумайте, что случилось потом?
16. Женился Иван-Царевич на Марье Моревне. И остался у нее жить.
Случилось как-то Марье Моревне по делам уехать. Перед отъездом отдала
она Ивану-Царевичу ключи от всех комнат и сказала: "Ты можешь везде
ходить, но только за ту маленькую дверь не заглядывай". Сказала и уехала.
Что сделал Иван-Царевич? Почему нельзя было заглядывать за маленькую
дверь?
17. Захотел Кощей Бессмертный жениться на Василисе Прекрасной и
задумал ее похитить. Птицы лесные рассказали об этом коварстве Василисе.
Стала Василиса думать, как Кощея перехитрить и себя в обиду не дать. Что
придумала Василиса Прекрасная?
18. Один раз задумался Иван-Царевич: правду ли говорят,, что Баба-
Яга такая злая и коварная? А как вы думаете? Почему Баба-Яга иногда
бывает злой и коварной?
19. После долгого путешествия и опасных приключений приехал
Иван-Царевич домой. Заходит он во дворец — но никто его не узнает и не
здоровается. Что произошло, почему никто не узнает Ивана-Царевича?
20. За лесами, за горами, за морями и полями течет Молочная река-
Кисельные берега. Как вы думаете, что будет с тем, кто в ней искупается?
21. Приехал Иван-Царевич во дворец Василисы Премудрой, — потому
что дала Василиса Ивану слою, что выйдет за него замуж. Василиса жениха
накормила, напоила и спать уложила. Наутро она ему и говорит: "Только
тогда выйду за тебя замуж, когда ты искупаешься сначала в чане горячего
молока, а потом в чане с ледяным молоком". Зачем ей нужно это? Что будет
с Иваном-Царевичем, если он сделает это? Процесс группового решения и
обсуждения существенно обогащает жизненный опыт ребенка: ведь чем
больше у него будет вариантов реагирования и поведения в той или иной
ситуации, тем более адаптированным к жизни он будет. В качестве
сказочной задачи можно предложить детям игру "Сборы в дорогу".
Ведущий говорит: «Для того чтобы отправиться в дорогу по Волшебному
лесу, нам нужно хорошо подготовиться. Вы знаете, что в сказке случается
много неожиданного, поэтому нужно взять с собой много разных вещей. Но,
с другой стороны, мы на себе много вещей унести не можем. Поэтому мы
сейчас сядем и подумаем вместе, что нам нркно взять в дорогу. Каждый, кто
предлагает взять с собой какую-то вещь, должен сказать, в каких ситуацияхи для чего она нам может пригодиться. Например, я говорю: "Нам нужна
веревка — она нам поможет переправляться через реку, горы, на ней можно
сушить белье, ей можно связать врага и еще много чего можно сделать с ее
помощью". С собой мы берем только ту вещь, которую мы можем
использовать во многих сказочных ситуациях». Дети, предлагая какую-либо
вещь, должны назвать не менее трех (а дети после 7 лет не менее пяти)
вариантов ее использования в сказочном путешествии. Тому, кто назвал
больше всего вещей и больше всего оригинальных вариантов их
использования, хорошо дать маленький приз или жетон. Подобные игры
развивают у ребенка способность предвидеть последствия тех или иных
выборов и поступков, а также способность к обобщению и
комбинированию.
Таким образом, работа в рамках аналитического направления
сказкотерапии способствует:
1. Развитию творческого (дивергентного) мышления ребенка.
2. Совершенствованию вербального языка (ребенок учится доходчиво
и правильно формулировать свои мысли).
3. Развитию фантазии, воображения.
4. Развитию способности к глубокому образному мышлению,
установлению причинно-следственных связей.
5. Развитию эмпатии и умению слушать (т.к. в ходе анализа ребенок
учится чувствовать главного героя и слушать то, что говорят другие дети).
Однако детям бывает трудно заниматься только анализом, поэтому
аналитические занятия сказок полезно "разбавлять" другими сказочными
приемами.
Гипнотическая школа обращает внимание на сходство между
наведением транса и прослушиванием, проживанием сказки. Сама
атмосфера часто почти одна и та же:
-клиент слушает сказку от человека, которому он доверяет, засыпает;
- речь ритмичная, в ней повторяются непонятные формулы (присказки
и т.п.).
Соответственно сказка может не только предлагать, но и внушать.
Уже упомянутая идентификация говорит о том же: сказка - не просто
описание возможностей, но достаточно активное, хотя и недирективное,
внушение моделей поведения, ценностей, убеждений, жизненных
сценариев. В этом плане можно говорить, что сказка несет в себе
"сообщение", "послание", аналогичное недирективному
постгипнотическому внушению. Важной чертою сказки является то, что в ходе ее происходит
трансформация. Некто маленький и слабый в начале к концу превращается
в сильного, значимого и во многом самодостаточного. Это можно назвать
историей о повзрослении.
К. Юнг говорил о похожем, когда основным мотивом сказки считал
процесс индивидуации. Это не вообще повзросление: это вполне конкретная
его стадия, на которой уже оформившееся и отделившееся сознание
возвращается к своей подсознательной основе, обновляя и углубляя их
взаимные связи, расширяясь, обретая доступ к новым архетипическим
образам и энергиям. Можно сказать, что ребенка сказка тянет вперед, а
взрослого возвращает назад, в детство. Так и тянется она ниточкой, сшивая
порванные края...
Использованная литература:
1.Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия.Дым старинного камина.-
СПб, 1998
2.Пропп В. Исторические корни Волшебной сказки.-ЛГУ, 1986
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной
терапии.-СПБ, 2000
4. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия.- М., 1996
Контрольное задание к разделу:
1. Познакомьтесь с рекомендуемыми в тексте и другими сказками:
“Самый важный секрет”, “Вор и маска”,“Озеро”в книге Зинкевич-
Евстигнеевой Т. Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии.
Чему учат данные сказки?
2. По ходу знакомства с классификацией сказок (Т. Д. Зинкевич-
Евстигнеевой), поработайте с каждым видом сказок в соответствии с
алгоритмом.
3. В качестве контрольного письменного задания, опишите анализ
работы с 2-3 видами сказок таким образом:
1. Описание сказки. Её цель.
2. Анализ работы со сказкой с позиции бихевиоризма, психоанализа,
трансактного анализа.
3. Что дала работа со сказкой вам и вашему клиенту
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающие игры для детей 3-4 лет Классификация по цели и способу достижения результата
Развивающие игры для детей 3-4 летКлассификация по цели и способу достижения результата...
Конспект интегрированного занятия в средней группе "Знакомство детей с классификацией посуды: кухонная,столовая,чайная"
Конспект интегрированного занятия в средней группе "Знакомство детей с классификацией посуды: кухонная,столовая,чайная"...
Классификация дизартрии.
Контрольная работа на тему "Классификация дизартрии" слушателя курса "Диагностика и коррекция речевых нарушений" Болотовой Н.В., учителя-логопеда 1 категории МДОУ "Детский сад компенсирующего вида №17...
Классификация методов воспитания
Методы воспитания- это способы педагогической работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических, эстетических и физических качеств личности...
ПРОЕКТ: «Развитие логических приемов мышления в процессе формирования умений классификации у детей старшего дошкольного возраста»
В системе дошкольного образования развитие математических представлений по праву имеет большое значение. Так как формирование элементарных математических представлений ра...
КЛАССИФИКАЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем ( МКБ-10 ).
Рассматривается соотношение каждого вида речевой патологии клинико-педагогической и психолого-педагогической классификации с аналогичной речевой патологией по МБК-10....
Занятие ООД на тему:"Классификация. Классификация по одному признаку" вторая младшая группа
Занятие по формированию элементарных математических представлений на тему: "Классификация. Классификация по одному признаку" во второй младшей группе...