Классификация дизартрии.
материал по логопедии по теме
Контрольная работа на тему "Классификация дизартрии" слушателя курса "Диагностика и коррекция речевых нарушений" Болотовой Н.В., учителя-логопеда 1 категории МДОУ "Детский сад компенсирующего вида №17". Руководитель курса: Бушуева Елена Михайловна, старший преподаватель кафедры дефектологии государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya3.docx | 34.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Дизартрия. Причины дизартрии.
2. Классификации дизартрий.
3. Библиографический список.
1. Дизартрия. Причины дизартрии.
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата : расстройствами артикуляции, голосообразования, темпа, ритма и интонации речи.
В настоящее время частота перинатальной патологии значительно возросла: неврологическая патология при рождении составляет от 83 до 92 %.
Причинами дизартрии являются органические поражения центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных экзогенных (внешних) факторов:
1. преднатальных (во внутриутробном периоде развития),
2. натальных ( во время родов),
3. постнатальных ( после рождения).
Наиболее неблагоприятными для мозга являются: асфиксия, родовые травмы, гемолитическая болезнь, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, наследственные заболевания.
Отмечается взаимосвязь между степенью тяжести и характером поражения двигательной сферы, частотой и тяжестью дизартрии; отмечена взаимосвязь между тяжестью поражения верхних конечностей и поражением речевой мускулатуры. Менее выраженные формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств.
По локализации различают поражения:
периферического двигательного нейрона | центрального двигательного нейрона |
приводящие к развитию периферического паралича, для которого характерно: 1. снижение вплоть до исчезновения соответствующих рефлексов, 2. понижение мышечного тонуса, 3. нарушение иннервации мышц, приводящее впоследствии к её атрофии, 4. нарушения как произвольных, так и непроизвольных движений, 5. обширные нарушения артикуляционной моторики. | Приводящие к развитию центрального паралича ( при поражениях двигательной коры головного мозга, ствола головного мозга, спинного мозга, пирамидного пути), для которого характерно: 1. мышечная гипертония, гиперрефлексия, 2. появление патологических рефлексов и синкинезий, 3. нарушаются, в основном, произвольные движения, 4. нарушения тонких дифференцированных движений. |
2. Классификации дизартрий.
Выделяются три основные классификации:
1. по принципу локализации мозгового поражения О.В. Правдиной:
корковая дизартрия расстройства речи связаны с очаговым поражением коры головного мозга | псевдобульбар- ная дизартрия- при двусторон- нем поражении двигательных корково-ядерных путей 1. Центральный парез речевой мус- кулатуры. 2. Усиление глоточ ного и нёбного ре- флексов, возможно сохранение рефлек сов орального авто матизма. 3. Синкинезии. 4. Язык напряжён и оттянут кзади, его спинка закруг- лена и закрывает вход в глотку, кон- чик языка не выражен. 5. Произвольные движения языка затруднены, реф- лекторные автома- тические сохранны 6. Нарушено произ ношение наиболее сложных и диффе- ренцированных звуков: Р,Л,Ш,Ж, Ц,Ч. При паретиче ской форме страда ет произношение смычных губных звуков: П,Б,М, язычно-альвеоляр- ных. 7. Искажено произ ношение гласных звуков. 8. Часто саливация 9. Назальный оттенок. 10. Речь медленная афоничная, затуха- ющая, плохо моду- лированная. 11. Нарушения ды- хания. 12. Гипомимия и анимия лица. 13. Может быть оз вончение или оглу шение согласных. | Бульбар-ная диз артрия – при пора- жении ядер, ко-решков или пе- рифери- ческих отделов 7,9,10 и 12 череп но-мозго вых нер- вов. 1. Пери- феричес- кий парез речевой мускула- туры. 2. Нару- шено про изноше- ние губных звуков. 3. Смыч- ные согла сные при ближаются к щеле вым, пере днеязыч- ные – к единому глухому плоскоще левому звуку. 4. Звон- кие сог- ласные ог лушают- ся. 5. Нару- шены про изволь- ные и не- произво- льные движения | экстрапирамид-ная дизартрия 1. Нарушение быст- роты, точности и дифференцирован- ности движений. 2. Нарушена регуля- ция мышечного тону са, последователь- ность, сила и двига- тельность мышечных сокращений. 3. Трудности в сохра нении и ощущении артикуляционной по- зы. 4. Насильственные движения. 5. Язык собран в ко- мок подтянут к корню, резко напря- жён. 6. Речь отсутствует или смазанная, нев- нятная, резко нарушена просодика, монотонна, однооб- разна, немодулиро- ванна. 7. Назальность. 8. Наблюдается зату- хание голоса, пере- ходящее в неясное бормотание. 9. Нарушения звукопроизношения нестабильны и неоднотипны. 10. Нередко наруше- ние слуха по типу нейросенсорной туго ухости, при этом прежде всего страдает слух на высокие тона. | моз-жечко-вая диз-артрия - пора- жён моз жечок и его связи с др отде- лами цнс, а также лобно- мозжеч- ковых путей. 1. Речь за медлен- ная, толч- кообраз- ная, скан- дирован- ная, с на- рушен- ной модуля- цией уда рений, затухани- ем голоса к концу фразы. 2. Язык тонкий, расплас- танный в полости рта, его подвиж- ность ог- раничена, движения неточны, темп заме длен. 3. Жева- ние ослаб ленно, ми мика вя- лая. 4. Назали зация. 5. Тремор языка. | ||||||
1 вариант | 2 вариант | 3 вариант | ||||||||
обусловлен односторонним или двусторонним поражением нижнего отдела передней центральной извилины, при котором возникает избирательный центральный парез мышц артикуляционного аппарата (наиболее часто языка), что приводит к ограничению объёма наиболее тонких изолированных движений: движения кончика языка вверх. 1. Нарушается произношение переднеязычных звуков., в первую очередь тех, которые образуются при поднятом и слегка загнутом вверх кончике языка: Ш,Ж,Р. При тяжёлых формах дизартрии они отсутствуют, при более лёгких – заменяются другими согласными, при произнесении которых передняя часть спинки языка поднимается горбом к нёбу: С, З, Т,Д,Н. 2. Затруднено произнесение согласных, образующихся при сближении или смычке кончика языка с верхними зубами или альвеолами: Л. 3. Может нарушаться произношение согласных по способу их образования: смычных, щелевых, дрожащих. 4. Характерно избирательное повышение мышечного тонуса, главным образом в мышцах кончика языка. В более лёгких случаях нарушается темп и плавность этих движений. | обусловлен односторон-ним пора- жением ко- ры доми нантного (обычно ле- вого) полу- шария в нижних постцент- ральных от- делах кор, что приво- дит к недос- таточности кинестети- ческого праксиса. 1. Страдает произноше- ние соглас- ных звуков, особенно шипящих и аффрикатов 2. Наруше- ния артику- ляции не- постоянны и неодно- значны. 3. Темп ре- чи замед- лен, плав- ность нару- шена. 4. Труднос- ти ощуще- ния и вос- произведе- ния опреде- лённых ар- тикуляци- оных укла- дов. 5. Недоста- точность лицевого гнозиса.
| при односто- ронних пора- жениях коры доминантного полушария в нижних отде- лах премотор- ных областей, что приводит к недостаточ- ности динами- ческого кине- тического праксиса. 1. Затруднено произнесение сложных аф- фрикатов, ко- торые могут распадаться на составные части. 2. Замены ще- левых звуков на смычные (З-Д). 3. Пропуски звуков в стече ниях соглас- ных, иногда с избиратель- ным оглуше- нием звонких смычных сог- ласных. 4. Речь замед- лена, напря- жена. 5. Трудности при воспроиз- ведении серии последователь ных движений по инструк- ции. | ||||||||
корковая | псевдобульбарная | бульбарная | экстрапирамидная | мозжечковая | ||||||
Основные признаки | ||||||||||
Более изолированные нарушения произношения отдельных звуков; отсутствие саливации и нарушений голосообразования | Повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре; ограничение движений губ, языка, мягкого нёба; саливация; нарушения дыхания, жевания, иногда глотания; речь смазанная, малопонятная; голос глухой, немодулированный. | Нарушения глотания (попёрхивания при еде, попадание пищевых масс в нос); голос глухой, назализованный; речь смазанная, малопонятная; ограничена подвижность мягкого нёба и голосовых связок; отсутствуют глоточный и нёбный рефлексы; выражена атрофия мышц языка и глотки. | Непроизвольно меняющийся мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре (язык, голосовые складки, губы то резко напряжены, то расслаблены); выраженные нарушения модуляции, выразительности и темпа речи. | Выраженная асинхронность артикуляции, голосообразования и дыхания, нарушение темпа и плавности речи; речь носит замедленный, толчкообразный характер; нарушена модуляция; отсутствует правильная расстановка ударений; наблюдается затухание голоса к концу произношения фразы. |
2. по синдромологическому подходу И.И. Панченко:
Врач определяет ведущий неврологический синдром:
1) спастический порез (синдром пишут, когда отмечаются любые нарушения тонуса),
2) тонические нарушения управления речевой деятельностью по типу ригидности (максимальное увеличение тонуса),
3) гиперкинезы (непроизвольные насильственные движения),
4) атаксия – нарушение координации движений (несоразмерность движений),
5) апраксия ( ребёнок не может выбрать пространственно-артикуляционную позу).
Исходя из ведущего синдрома и выделяют формы дизартрии:
форма дизартрии | спастико-паре- тическая дизар- трия | спастико-ригидная дизартрия | гиперкинетическая дизартрия | атактическая дизартрия |
характер нарушения мышечного тонуса | спастичность, реже -гипотония | спастичность мышц и ригидность (максимальное резкое увеличение мышечного тонуса во всей речевой и скелетной мускулатуре, усиливающееся под влиянием раздражителей) | дистония, реже гипотония (большая). Тонус зависит от внешних влияний, эмоционального состояния, произвольных движений | гипотония |
наличие непроизвол- ьных насильствен- ных движений, синкинезий | синкинезии, оральные синкинезии. Возможно сохранение рефлексов орального автоматизма | частое присутствие синкинезий стволового уровня мозга и оральных автоматизмов (насильственные сосательные и облизывающие движения) | гиперкинезы языка, лица, шеи в покое, усиливаются при произносительных попытках. Синкинезии | тремор языка (при целенаправ- ленных движениях |
нарушения артикуляцион- ной моторики, артикуляцион- ного праксиса, мимики | снижение объёма и амплитуды артикуляционных движений языка, губ (различной степени). Может страдать выполнение и сохранение артикуляционных поз; переключение от одной артикуляции к другой. Гипомимия лица. | объём артикуляционных движений строго ограничен. Включение в движение с удлинённым латентным периодом (до нескольких минут. При включении в движение – резкое повышение тонуса во всей речевой и скелетной мускулатуре. Язык напряжён, малоподвижен, отодвинут назад, не всегда его удаётся вывести из полости рта. Недифференцированность губных и язычных движений (смешанная губно-язычная артикуляция). Мимика крайне бедная (лицо застывшее, маскообразное) | объём артикуляционных движений может быть достаточным. Особые трудности удержания и ощущения артикуляционной позы и при переключении от одной артикуляции к другой, то есть страдает автоматизация артикуляционных движений | дисметрия (несоразмер- ность) артикуляционных движений; чаще- гиперметрия (увеличение амплитуды, утрированность, замедленность движений). Трудность выполнения и удержания артикуляционных укладов. Мимика вялая. |
спастико-паретическая | спастико-ригидная | гиперкинетическая | Атактическая | |
состояние акта приёма пищи (жевание, глотание) | акт приёма пищи замедлен, но координирован | грубо нарушены жевание, глотание. Жевание часто заменяется сосанием. Нарушена координация между дыханием, жеванием, глотанием | процессы жевания, глотания затруднены, дискоординированы | жевание ослаблено |
разборчивость речи, нарушения звукопроизно-шения | разборчивость речи значительно снижена, часто речь трудно понять при незнании контекста. Звуки речи лишены чёткого фонетического оформления. Невнятность согласных звуков. Усреднённость гласных. Слабость дифференциации губных, призубных; твёрдых – мягких, звонких – глухих | розборчивость речи значительно снижена, часто речь трудно понять при незнании контекста. Звуки речи лишены чёткого фонетического оформления. Невнятность согласных звуков. Усреднённость гласных. Слабость дифференциации губных, призубных; твёрдых – мягких, звонких – глухих. | разборчивость снижена (речь невнятная, смазанная, порой малопонятная). Характерно отсутствие стабильных нарушений звукопроизношения (пропуски, замены, смешения звуков непостоянны). Много искажений звуков (щелевые и соноры) | разборчивость речи снижена. Нарушены переднеязычные, губные, взрывные звуки |
нарушения дыхания | нарушения речевого дыхания (речевой выдох укорочен и истощаем, вдох неглубокий) | тяжёлые нарушения дыхания | тяжёлые нарушения дыхания | асинергия – асинхронность дыхания, голосообразова-ния и артикуляции |
нарушения голоса | голос недостаточной силы и звонкости (тихий, слабый, истощающийся, глуховатый). Может быть назализация | голос тихий, глухой, сдавленный, напряжённый | голос напряжённый, прерывистый, вибрирующий, изменяющийся по высоте, силе, звонкости. Может быть назализация. | голос истощающийся, затихающий к концу фразы; с носовым оттенком |
нарушения просодики | снижена амплитуда голосовых модуляций, нет темпоритмических перебоев, необходимых для живой интонации (голос маломодулированный, монотонный) | модуляций голоса почти нет. Тембр бедный. Темп чуть убыстрённый | мелодико-интонационная сторона речи нарушена, утрачен эмоциональный оттенок. Слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (монотонность) | Модуляций голоса почти нет. Интонация практически отсутствует. Ритм скандированный. Темп замедленный. |
вегетативные расстройства | гиперсаливация | гиперсаливация | гиперсаливации при «чистом» гиперкинетическом синдроме нет | может быть гиперсаливация |
ведущий синдром | спастический парез | спастический парез и тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности | гиперкинез | атаксия |
форма ДЦП | спастическая диплегия, гемипарез | двойная гемиплегия | гиперкинетическия форма ДЦП | атонически-астатическая форма ДЦП |
3. по степени разборчивости для окружающих Ж. Тардье:
1 степень | 2 степень | 3 степень | 4 степень |
нарушения звукопроизношения выделяются только специалистом, остальные их не слышат | нарушения звукопроизношения заметны каждому, но речь для окружающих понятна | речь понятна только близким людям | речь непонятна даже близким людям |
Особенностью дизартрий является их смешанный характер, частое сочетание различных вариантов дизартрий у одного и того же ребёнка. Это связано с тем, что при воздействии вредоносного фактора на развивающийся мозг повреждения нередко имеют распространённый характер, и с тем, поражение одних систем может способствовать недоразвитию и нарушать функционирование других. Поэтому дизартрические расстройства речи у детей нередко сочетаются с задержкой речевого развития, с алалическими проявлениями, недоразвитием слуховой системы и приводят к недоразвитию речи (неполноценности словаря, нарушению грамматической связи слов), а в школьном возрасте – к нарушению письма и чтения.
3. Библиографический список.
1. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн.1: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. Ч.2.: Ринолалия. Дизартрия: пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / [Шаховская С.Н., Волосовец Т.В., Парамонова Л.Г.] ; под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – с.103-299.
2. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – С.191-254.
3. Домашний логопед. Полный справочник / [авторский коллектив: Абрамович О.Д., Колесникова М.А., Юдина О.Н., Блисов В.А. и др.] ; под ред. Ю.Ю. Елисеева. – М.: Эксмо, 2007. – С.264-369.
4. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие для логопедов, воспитателей дет. садов, учителей нач. классов, студентов пед. училищ; под ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2003. – С. 109-121.
5. Анатомия человека: учеб. пособие для студентов сред. мед. учеб. заведений / Р.П. Самусев, Ю.М. Семин.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: ООО издательство Оникс: ООО издательство Мир и Образование, 2005.-576с.
6. Детская невропатология. Естественно-научные основы специальной дошкольной психологии и педагогики: учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений / Г.В. Гуровец; под ред. проф. В.И. Селиверстова.-М.:Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-303с.
7. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. проф. Т.В. Чиркиной.-4-е изд., доп.-М.:АРКТИ, 2005.-240с.
8. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство / М.Полякова. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 208с.
9. Лекции Приходько О.Г., Парамоновой Г.В..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формы и классификации дизартрии»
Работа с детьми с нарушением речи....
Логопедический ликбез для родителей и специалистов: Дизартрия.Классификация и причины речевых нарушений.
Если у вашего ребенка есть речевое нарушение - прочтите эту статью и убедитесь, что в ней есть описание речевых недоразвитий вашего малыша. В настоящее время, из общего количества детей, обучающихся в...
Классификация и симптоматика дизартрии
В современной литературе выделено несколько классификаций дизартрии: по степени выраженности, по степени понятности речи для окружающих, на основе синдромологического подхода, с уч...
Классификация дизартрии
по локализации и патогенезу...
Дизартрия - причины, симптомы, классификация, лечение.
Дизартрия - причины, симптомы, классификация, лечение....
Классификация форм дизартрии (по Винарской Е. Н.)
Классификация форм дизартрии (по Винарской Е. Н.)...