Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Шоколадные истории"
план-конспект занятия по теме
Конспект познавательно-исследовательской детельности "Шоколадные фантазии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_shokolad.docx | 25.73 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад комбинированного вида №103"
Заводского района г. Саратова
Конспект
совместной познавательно-исследовательской деятельности
по теме: «Шоколадные фантазии»
в специализированной группе старшего дошкольного возраста "Солнышко"
Подготовили:
Воспитатель: Ермолаева О.А.
Учитель-дефектолог: Плеханова О.В.
Саратов 2016 г.
Цель: Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи деятельности:
Образовательные :
-Расширить и обобщить знания детей о шоколаде, его свойствах.
Развивающие :
-Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности в моделируемых ситуациях;
-Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов;
-Формирование умения вести диалог с воспитателем, со сверстниками; быть доброжелательным и корректным собеседником.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
-Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, познавательную активность и самостоятельность, формировать навыки взаимопомощи.
-Воспитывать чувства удовлетворения, радости от проделанных открытий
Интеграция ОО: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Физическое развитие", Художественно-эстетическое развитие", "Речевое развитие"
Методические приемы: словесные, наглядные, проблемно – поисковый, эксперимент, наблюдения.
Материал и оборудование: Ноутбук, телевизор, молоко, какао порошок, блюдца, салфетки, 2 стакана на каждого ребёнка, клеенка на стол, плитка горького шоколада, плитка пористого шоколада, палочки для канопе, одноразовые ложки на каждого ребёнка, посуда для нагревания, свеча, фрукты.
Ход совместной деятельности воспитателя и детей:
Дети с воспитателем входят в зал и становятся в круг
Воспитатель: В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём,
Меня слушать все начнём!
(Дети исполняют все движения в соответствии с текстом)
Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть загадка. Отгадав её вы сможете узнать , о чём мы с вами будем сегодня говорить.
Расчерчен на квадратики,
Завёрнут в серебро,
Как его вы развернёте,
Моментально вы поймёте,
Сладкий, хрупкий и не прочный,
Бывает горький и молочный,
Во рту он тает быстро очень,
Отведать его каждый рад,
Что это дети? (Шоколад)
(Раздаётся сигнал)
Воспитатель: Нам пришло видеопослание от ребят средней группы, давайте посмотрим о чём, они нас просят. (Просмотр видео послания на экране).Ребята, так о чём нас просят малыши?
-Что такое шоколад?
- Где растет шоколад?
- Почему от шоколада пачкаются руки?
- Шоколад - это вредно или полезно?
Воспитатель: И так, перед нами стоит первая проблема – «Что такое шоколад? И откуда он к нам пришел? » Давайте попытаемся её решить. Я предлагаю вам пройти на стулья и внимательно посмотреть на экран.
(Рассказ с использованием слайдов презентации).
Воспитатель: Ребята, вы любите шоколад? (Да) – Я тоже очень люблю его. С латинского языка слово «шоколад» переводится как «пища богов». Шоколад любимое лакомство детей и взрослых.
А знаете ли вы то, что шоколад не растет в нашей стране, потому что в нашей стране очень холодно? Он боится холода, снега и растет там, где нет зимы. Родина шоколадного дерева - тропическая Америка. Шоколад получается из плодов дерева, которое называется дерево какао. Дерево какао выглядит вот так (слайд 1). На этом дереве растут большие плоды, которые называются – плоды какао. Плоды какао похожи на лимоны, а внутри у плодов есть семечки – какао-бобы (слайд 2). Когда они созревают, и становятся темно-коричневого цвета, плоды какао отрезают от дерева, отчищают от кожуры и достают бобы какао. Бобы какао сушат и складывают в мешки (слайд 3,4). Вот в таких мешках в нашу страну, на фабрики, попадает какао бобы (слайд 5). На фабриках их очищают от кожуры и перемалывают. Высушенные какао – бобы обжаривают, они приобретают вкус и аромат. Их дробят, размалываются в порошок и отжимают из них масло. Отжатое масло пойдет на изготовление шоколадных плиток (слайд 6). А то, что осталось (жмых) размельчают на фабрике в мелкий коричневый порошок под названием «какао». А шоколад делают так. В какао – масло наливают молоко или сливки, сыплют какао – порошок, сахар, ваниль, орехи, изюм (в зависимости от сорта шоколада) и все перемешивают. Тесто разливают в формы и охлаждают, так получаются аппетитно пахнущие плитки (слайд 7).
Опыт 1. Свойства какао.
Воспитатель: Ребята, Сейчас я предлагаю вам изучить свойства какао. Мы с вами выяснили, что шоколад образуется из какао бобов. Какао бобы перемалывают, и получают какао порошок.
Посмотрите на наш какао порошок, какого он цвета? (ответы детей)
А какой вкус имеет какао? Быть может кислое? Или сладкое?
Как определить, какой вкус у какао? (Нужно его попробовать.)
Воспитатель: Правильно, нужно попробовать его на вкус. Возьмите ложечки и наберите немного какао на кончик ложки. Попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет какао? (горький) .Совершенно верно, какао имеет горький вкус.
А теперь возьмите еще порцию какао и добавьте его в молоко. Что произойдет с какао и молоком? (Какао растворится в молоке, молоко примет цвет какао). Итак, к какому выводу мы пришли: наше какао имеет горький вкус и легко растворяется в жидкости.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру "Похлопаем, потопаем". Я вам буду называть различные продукты. Если названный продукт в ходит в состав шоколада, то вы должны хлопнуть в ладоши, а если нет, то топайте ногами.(какао, молоко, помидор, сахар, огурец, колбаса, орехи, изюм, масло, макароны.)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы были внимательными.
(Дети садятся на стулья)
Воспитатель: И так, мы с вами узнали, откуда к нам пришел шоколад и как его производят. О шоколаде можно говорить долго и бесконечно. Ведь в шоколаде находится очень много полезных веществ, которые улучшают наше самочувствие и настроение. Чтобы узнать какие полезные свойства имеет шоколад, предлагаю вам посмотреть на экран.
Польза
- Шоколад поднимает настроение, его аромат вызывает чувство наслаждения и удовольствия. (слайд 8)
- Шоколад – источник энергии, в нём содержатся калий и магний, которые необходимы для работы мышц. Поэтому шоколад полезен детям, а также тем, кто занимается спортом (слайд 9).
- В шоколаде есть вещества, которые укрепляют зубную эмаль. Для зубов полезен горький чёрный шоколад (слайд 10).
- В шоколаде содержатся витамины А, В1, В2, железо, фосфор, калий, кальций. (слайд 11).
- Шоколад полезен для сердца и сосудов, улучшает кровоток, работу сердца и мозга. (слайд 12).
- Каждый раз, съедая 2-3 маленьких шоколадных кусочка, вы можете сохранить хорошую память и ясность ума, что очень важно для занятий в школе (слайд 13).
Воспитатель: Кроме того , что шоколад имеет полезные свойства, он ещё может принеси и вред.
Вред
- Шоколад виновник лишнего веса (слайд 14).
- Шоколад при безудержном поедании может вызвать аллергию (слайд 15).
- Шоколад обладает возбуждающим действием. Его не следует есть много на ночь (особенно детям, т. к. он может вызвать бессонницу (слайд 16).
Воспитатель: Какие полезные свойства шоколада вы запомнили? (ответы детей)
Какие вредные свойства шоколада вы запомнили? (ответы детей)
Выводы:
- Шоколад не может быть вредным в ограниченном количестве!
- Самый полезный – это горький шоколад.
- После употребления любых сладостей необходимо чистить зубы!
Гимнастика для глаз "Посмотрите далеко"
Посмотрите далеко, посмотрите близко.
Посмотрите высоко, посмотрите низко.
Руку в сторону веду, а за ней другую.
А потом огромный круг рукою нарисую.
Воспитатель: Но наши малыши нам задали множество вопросов. Помните? Какие вопросы задавали нам малыши про шоколад? (ответы детей) Правильно, но чтобы это узнать – нам нужно провести исследования.
Опыт 2. Свойства шоколада.
Воспитатель: А теперь давайте определим свойства шоколада. Перед вами два вида шоколада. Рассмотрите их внимательно и расскажите, чем они отличаются. (Рассуждения детей)
- У нас кусочки воздушного шоколада и черного шоколада. А теперь возьмите кусочек шоколада и разломите его на части. Скажите, у вас получилось разломить шоколад? Так каким же свойством обладает шоколад?
Вывод: Шоколад твердый, имеет свойство ломаться, он – хрупкий.
- А теперь определите свойства шоколада на вкус. Возьмите кусочек воздушного шоколада и попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет шоколад? (Вкусный, сладкий).
- А теперь черный шоколад, какой на вкус? (горький, горьковато-сладкий).
- Шоколад одинаковый по вкусу или отличается друг от друга? (ответы детей)
- Ребята, а как вы думаете, почему у шоколада разный вкус? (Рассуждения детей)
- Ребята, чем больше в шоколаде какао - порошка, тем он более горький на вкус.
- А теперь возьмите кусочек темного шоколада и положите в стакан с водой. Что произошло с шоколадом? (Шоколад утонул).
- А теперь положите кусочек от воздушного шоколада. Что произошло с шоколадом? (Шоколад всплыл на поверхность).
- Как вы думаете, почему один кусочек всплыл, а другой нет. (Ответы детей)
- Это произошло потому, ребята, что в этом шоколаде (Педагог показывает воздушный шоколад) имеется воздух, который при контакте с водой – поднимается вверх и не тонет.
Вывод: Он может тонуть, если он плотный в нем нет воздуха, и может плавать, если в нем имеется воздух.
Воспитатель: А сейчас мы проверим еще одно свойство, мы посмотрим, что будет с шоколадом, если его нагреть. А пока наш шоколад будет топиться, я предлагаю вам не много потанцевать.
Танец "Шоколадный заяц"
Воспитатель: Так что же произошло с шоколадом? (Он растаял, растопился). Какой делаем вывод?
Вывод: Мы пришли к еще одному выводу, что наш шоколад может существовать как в жидкой форме, так и в твердой. Шоколад имеет свойство таять и плавится, превращаясь в темную тягучую смесь.
- Можем мы ответить на вопрос малышей: почему от шоколада пачкаются руки?
- Таким образом, мы ответили на два вопроса малышей: «Где растет шоколад? «Почему от шоколада пачкаются руки!»
- Итак, ребята, вы научились определять шоколад по вкусу, цвету, форме. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Шоколад бывает разный на вкус, по форме. Шоколад может быть в жидкой форме и в твердой. Шоколад может ломаться. В воде не тонет только воздушный шоколад.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю попробовать вам фрукты в шоколаде. Предлагаю взять фрукты , наколоть фрукты на палочку обмакнуть в наш приготовленный шоколад и съесть.
Рефлексия:
-О чём говорили?
- Что же нового вы узнали о шоколаде?
-В какие игры играли?
-Какие опыты проводили?
-Ответили ли мы на вопросы детей средней группы?
-Что вам понравилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский проект "Колесо истории"
Данный проект посвящен системе организации знакомства детей старшего дошкольного возраста с историей окружающих вещей и с процессом их преобразования человеком.Практическое использование данного проек...
Конспект познавательно-исследовательской ОД «История появления карандаша» для детей подготовительной группы
Цель: познакомить с историей появления простого карандаша.Задачи:Образовательные:— формировать представление детей о простом карандаше, его различных видах, качествах и свойствах, историей его п...
Конспект ООД в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «История жилища человека».
Задачи:1.Расширять кругозор детей, дать зримые образы истории жилища человека.2.Продолжать формировать у детей умение находить зависимость вида жилища человека от образа и условий жизни людей.3.Активи...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Шоколадная история»
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Шоколадная история»...
Экологический познавательно-исследовательский проект "Колючая история"
Проект для детей средней группы про ежей. Экологический проект....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей второй младшей группы (познавательно-исследовательская деятельность) «Ледяная история»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воды (лёд); формировать понятие взаимосвязи состояния вещества (лёд - замерзшая вода); продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действ...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: "История родника"
Конспект ОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе.Тема: «История родника» Цель: познакомить детей с историей родника, «Марьевский».Задачи: Ф...