Познавательно-исследовательский проект "Колесо истории"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Данный проект посвящен системе организации знакомства детей старшего дошкольного возраста с историей окружающих вещей и с процессом их преобразования человеком.
Практическое использование данного проекта позволит не только познакомить старших дошкольников с историей окружающих вещей, но и развивать у них ретроспективный взгляд на предметы человеческого быта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_koleso_istorii.docx | 30.81 КБ |
proekt_koleso_istorii.pptx | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 55 города Благовещенска»
Проект «Колесо Истории»
Авторы:
Демченко Г.С.
Погребняк А.В.
Благовещенск 2017 г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Тема проекта: «Колесо истории».
Актуальность:
Каждый день мы пользуемся огромным количеством различных вещей. А как часто мы задумываемся над тем, какова причина и история возникновения того или иного, ставшего для нас уже обыденным, предмета? Если честно, то очень и очень редко. А ведь это – очень интересно! Узнать самому и рассказать другим, как никогда не стоящая на месте мысль живущих ранее людей, изменяла, подлаживали под потребности того времени, ритм жизнедеятельности людей и их привычки, предметы обихода и вещи.
Идея данного проекта возникла спонтанно, и продиктована, прежде всего, живым интересом детей старшего дошкольного возраста к тем вещам, которыми пользовались их родители, бабушки и дедушки.
Так, проведенное в марте 2017 г. НОД по ознакомлению наших воспитанников с предметным миром «Путешествие в прошлое лампочки», предусмотренное программой «От рождения до школы» произвело на наших ребят настолько неизгладимое впечатление, что они стали нас буквально засыпать вопросами о том, как родился тот или иной окружающий нас предмет? Кто и как его создал? Каким он был раньше?
Таким образом, мы подошли к необходимости провести небольшое исследование о прошлом обычных для нас вещей.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Вид проекта: среднесрочный.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Руководители:
Демченко Галина Сергеевна, воспитатель;
Погребняк Антонина Викторовна, воспитатель.
Цель:
Познакомить детей с историей вещей, с процессом их преобразования человеком, вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, развивать ретроспективный взгляд на предметы человеческого быта.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить знания об окружающем предметном мире.
2. Обобщить знания детей об эволюции вещей.
3. Пополнить словарь детей новыми понятиями: век, эпоха, первобытные люди.
Развивающие:
1. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу с учетом гендерных предпочтений.
2. Активизировать познавательную деятельность детей и родителей.
3. Расширить кругозор детей, побуждать детей и родителей к творческой деятельности.
4. Научить находить нужную информацию.
5. Развивать социальные и коммуникативные навыки детей в совместной деятельности.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей чувство благодарности к тем, кто создал для них жизненно необходимые вещи.
2. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам через умения слушать товарища и принимать мнение другого.
3. Воспитывать элементарные навыки поведения в быту и бережное отношение к окружающим предметам.
Стратегия и механизм выполнения:
Реализация данного проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа и предусматривает организацию познавательно-исследовательской, речевой, социально-коммуникативной, художественно-творческой и игровой работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Основными участниками проектной деятельности являются педагог-ребенок-родители. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.
В нынешний век компьютеров и высоких технологий, к сожалению, снизился интерес к таким источникам информации как книги, рассказы людей, наблюдения. Многое можно узнать и посещая выставки, музеи.
Согласно этому, реализация проекта предусматривает не просто поиск информации из различных источников о происхождении тех или иных вещей и предметов, но и посещение музеев, библиотек, создание альбомов, мини-музея, распространение информации среди других воспитанников детского сада и их родителей.
Во время реализации проекта, будут использованы различные методы и формы работы:
- поиск информации в сети-интернет;
- поиск информации в книгах и энциклопедиях;
- экскурсии в музеи;
- опрос близких и знакомых людей;
- просмотр компьютерных презентаций;
- рассматривание альбомов, открыток, иллюстраций.
- чтение художественной и научно-познавательной литературы;
- рассказы воспитателя;
- беседы с элементами диалога;
- настольно-печатные игры;
- продуктивная деятельность детей: рисование, лепка.
- продуктивная деятельность детей и родителей: создание презентаций, альбомов, коллажей.
Ожидаемые результаты:
- Наличие роста уровня познавательной активности детей и родителей.
- Расширение и рост уровня знаний всех участников проекта о происхождении и развитии окружающих нас вещей и предметов.
- Приобретение детьми умения находить информацию из различных источников и обобщать ее с помощью родителей.
- Приобретение детьми первых навыков публичного представления опыта своей работы, и как следствие переживание ситуации успеха и повышение уровня самооценки.
- Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация родителей как участников педагогического процесса.
- Укрепление детско-родительских отношений, наполнение жизни детей и родителей более богатым содержанием.
Предполагаемый продукт:
- Организация в группе центра «Истории обычных вещей».
- Создание коллажей и альбомов на тему «Эволюция вещей».
- Организация совместными усилиями педагогов и родителей мини-музея «Колесо истории».
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
- Создание в группе центра «Истории обычных вещей».
- Дидактическое и методическое оснащение проекта.
- Разработка программы руководства проектом – составление перспективного плана работы с детьми по всем разделам программы и родителями.
- Определение согласно гендеру перечня предметов для изучения.
2 этап – практический (реализация проекта)
Познавательное развитие:
- Познавательные вечера по теме «История вещей»:
- русская изба;
- одежда людей в древние времена;
- средства передачи информации;
- средства передвижения;
- такие разные куклы;
- первый водный транспорт;
- рождение книги и др.
- Рассматривание альбомов и фотооткрыток:
- «История развития книги»;
- «Русская изба»;
- «История развития стиральной машинки»;
- «История развития куклы»;
- «История развития велосипеда»;
- «История развития авиации»;
- «История развития автомобилей»;
- «Первые русские автомобили»;
- «Как наши предки выращивали хлеб»;
- «Как наши предки шили одежду»;
- «Как наши предки открывали мир».
- Настольно-печатные игры:
- «Эволюция»;
- «Вещи которые нас окружают».
- Рассматривание иллюстраций к сказкам К.И. Чуковского, А.С. Пушкина.
- Экскурсии в мини-музей детского сада «Колесо истории».
Социально-коммуникативное развитие:
- Ситуативные беседы:
- «Как быть, если игрушек нет, а поиграть хочется»;
- «Жизнь на необитаемом острове»;
- «Когда появились правила дорожного движения».
Художественно – эстетическое развитие:
- Рисование «Русский костюм», «Изба».
- Лепка «Самовар».
Речевое развитие:
- Составление словаря «Старорусские слова».
- Чтение книги Иосифа Ольшанского «Невезучка: несколько смешных историй из жизни семилетнего человека, которому не везет».
- Рассматривание и чтение энциклопедий.
Работа с родителями:
- Консультирование родителей по выполнению совместного с детьми исследования «Путешествие в прошлое вещей».
- Изготовление коллажей и альбомов на тему «Эволюция вещей».
- Совместное представление с ребенком, проведенной работы по изучению истории развития того или иного предмета.
- Экскурсии в городской краеведческий и мини-музей детского сада.
3 этап - заключительный
- Презентация детьми совместных с родителями исследований «Путешествие в прошлое вещей».
- Оформление мини-музея в детском саду «Колесо истории».
- Рефлексия:
В ходе реализации проекта были разработаны и оформлены альбомы «Русская изба», «История книги», «История автомобиля» и др.
Создан мини-музей «Колесо истории», в котором на сегодняшний день представлен 31 экспонат, собранный силами родителями ребят нашей группы. Это и утюги, и самовары, и домашняя утварь, и прялка с веретеном, и керосиновые лампы и сигнальная лампа царских времен для гужевых повозок и многое другое. Некоторые представленные экспонаты настолько уникальны, что и не сразу можно определить назначение данного предмета.
Двери мини-музея всегда распахнуты не только для ребят нашей группы, но и для всех детей нашего детского сада, а также их родителей. Для всех посетителей мы со своими воспитанниками проводим небольшой экскурс в историю представленных экспонатов.
С особым чувством гордости, хочется сказать, что наш мини-музей продолжает пополняться и другими экспонатами, которые приносят уже родители воспитанников других возрастных групп нашего детского сада
В результате проведенной работы у детей значительно вырос уровень познавательной активности, расширился активный словарный запас, усовершенствовались навыки группового взаимодействия и сотрудничества, они приобрели первые навыки публичного изложения своих мыслей и вместе с тем пережили ситуацию успеха, что значительно придало им уверенности в своих силах и повысило их самооценку.
Кроме того в ходе совместной проектно-исследовательской деятельности укрепились детско-родительские отношения, жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель – познакомить детей с историей вещей, с процессом их преобразования человеком, вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, развивать ретроспективный взгляд на предметы человеческого быта.
Задачи:
Перечень объектов исследования: Мальчики: Девочки: История велосипеда История автомобиля История самолета История кораблей История жилища История часов История головного убора История книги История куклы История утюга История одежды История плиты История пылесоса История стиральной машины
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "История электрической лампочки"
Конспект составлен на основе технологии Коротковой Н.А. "Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста". Дети вместе с воспитателем совершают увлекательное путешествие в прошло...
Выступление из опыта работы По теме: «Познавательно-исследовательская деятельность при изучении истории родного детского сада»
Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким – отцу, матери, бабушке, дедушке, любви к своему дому, улице, на которой живешь, микрорайону, детскому саду, городу. История нашего детског...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Шоколадные истории"
Конспект познавательно-исследовательской детельности "Шоколадные фантазии"...
Конспект ООД в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «История жилища человека».
Задачи:1.Расширять кругозор детей, дать зримые образы истории жилища человека.2.Продолжать формировать у детей умение находить зависимость вида жилища человека от образа и условий жизни людей.3.Активи...
Экологический познавательно-исследовательский проект "Колючая история"
Проект для детей средней группы про ежей. Экологический проект....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей второй младшей группы (познавательно-исследовательская деятельность) «Ледяная история»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воды (лёд); формировать понятие взаимосвязи состояния вещества (лёд - замерзшая вода); продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действ...
Открытое занятие, по познавательно - исследовательской НОД «Космические истории» В старше – подготовительной группе 22.04.2021г.
Открытое занятие, по познавательно - исследовательской НОД «Космические истории»В старше – подготовительной группеВоспитатель: Ионцева Е.Н. 22.04.2021г.Цель: Уточнить и закрепит...