Развивающая среда, как средство формирования языковой способности детей с нарушениями речи. (для воспитателей логопедической гр.)
консультация на тему
Организуя развивающую предметно – пространственную среду в логопедической группе педагоги должны руководствоваться возрастными и психологическими особенностями старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Прежде всего следует учесть, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития речи. Л.С. Выготский отмечал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением, речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления. В старшей логопедической группе нужно сделать особый акцент на развитие словаря, на усвоение понятий. Именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные игры, игры – драматизации, активно использовать театрализованные игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_sreda.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающая среда, как средство формирования языковой способности детей с нарушениями речи.
(для воспитателей логопедической гр.)
Составила:
Уч – логопед Хайбуллина А
Организуя развивающую предметно – пространственную среду в логопедической группе педагоги должны руководствоваться возрастными и психологическими особенностями старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Прежде всего следует учесть, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития речи. Л.С. Выготский отмечал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением, речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления. В старшей логопедической группе нужно сделать особый акцент на развитие словаря, на усвоение понятий. Именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные игры, игры – драматизации, активно использовать театрализованные игры.
У старших дошкольников происходит заметное изменение памяти (Р.С. Немев). Действия, связанные с намерением что –то запомнить впервые проявляются именно в этом возрасте. Важно стимулировать повторение как основу запоминания, активно использовать различные мнемотехнические символы, схемы.
Будущего первоклассника нужно обучать сравнению предметов воспринимаемых через разные органы чувств. Совершенствование чувственного опыта приобретает особое значение, так как способствует совершенствованию восприятия, стимулирует развитие мышления и развития речи. Возможным становится проведение занятий в условиях группы.
Особое значение приобретает использование обучающих дидактических игр. Начинается формирование мотивации готовности к школе.
У детей появляется желание объединяться для совместных игр и труда преодолевать препятствия, стоящие на пути к достижению цели. Это тоже надо учитывать при организации предметно – пространственной среды.
У старших дошкольников развивается эстетическое восприятие действительности, поэтому эстетике оформления жизненного пространства уделяется особое внимание.
Развивающие зоны в старших логопедических группах
Уголок «Будем говорить правильно»
- Зеркало, стол, стульчики.
- Полка или этажерка для пособий.
- Игрушки и пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «мыльные пузыри», надувные игрушки).
- Картотека предметных картинок для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих, сонорных звуков и аффрикат
- Цветовые сигналы разных цветов.
- Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений (фишки, магниты).
- «Светофоры» для определения места звука в слове.
- Дидактические игры для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, формирования навыков звукового и слогового анализа и синтеза предложений.
- Картотека словесных игр по обучению словообразованию. Подборка игр по формированию грамматического строя речи («Один и много», «Бабочка и цветок», «Найди маму», « У кого кто», « Кто за деревом, «Собери семейку».
Уголок «Наша библиотека»:
- Стеллаж или открытая витрина для книги, стол, два-три стульчика, мягкий диван.
- Детские книги по программе и любимые книги детей, 2 -3 постоянно меняемые детских журнала, детские энциклопедии, справочная литература. Книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки, потешки, игры.
- Папки с предметными и сюжетными картинками по лексическим темам.
- Книжки – раскраски по изучаемым лексическим темам.
- Магнитофон с набором аудиокассет с записью музыки и литературных произведений для детей.
Уголок «Учимся конструировать».
- Мозаики крупные, мелкие, средние, конструкторы типа «Лего», крупные, средние, мелкие пазлы, игры типа «Танграм», различные игрушки со шнуровками и застежками, волчки, игрушки – трансформеры, матрешки, мешочки с различными наполнителями для перебирания.
Уголок «Играем в театр».
- Большая и маленькая ширма.
- Костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок, куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, кукольный, перчаточный, настольный).
- Тексты, сценарии сказок.
Журнал учета проведенных сеансов комплексной коррекции речи и функционального состояния организма в логотерапевтическом кабинете БОС
МДОУ ДС КВ «Цветок Уренгоя»
с применением ДАС БОС.
Дата проведен. сеанса | Фамилия, имя, отч. пациента | Возраст | Содержание сеанса | Примечания |
Консультация для воспитателей логопедических
групп.
Закрепление навыков звукового анализа
у детей – логопатов вне занятий.
Составила:
уч – логопед Хайбуллина А.М.
Формирование лексико – семантической стороны
речи у детей дошкольного возраста.
(практическая часть)
Материал для педсовета.
Составила: уч – логопед
Хайбуллина А.М.
Исследования психологов (Л.С. Выготского, А.Р. Лурия и др.) показывают, что слово не только указывает на определенный предмет, действие, качество или отношение. Слово вызывает к жизни, актуализирует целый комплекс ассоциаций, то есть за каждым словом обязательно стоит система разных связей: ситуационных, понятийных, звуковых и т.д. Например слово «кошка» может вызвать связи по звуковому сходству (кошка – крошка, крышка, кружка, окошко). В ответ на это же слово могут всплывать и ситуационные связи (кошка – молоко – мышка), и понятийные связи (кошка – домашнее животное).
Комплекс ассоциаций, возникающих вокруг одного слова называется семантическим словом (А.Р. Лурия). Наличие семантического поля позволяет человеку быстро производить отбор слов в процессе общения. А если мы забыли слово, и оно как бы находится «на кончике языка», мы ищем его среди семантического поля. Задача педагога - организовать обучение таким образом, чтобы обеспечить семантическую точность использования слова ребенком.
В своей практике в работе по расширению и активизации словарного запаса у детей – логопатов мы используем технологию формирования и расширения семантических слов через ядерное слово. В игровой форме дети знакомятся с ядерным словом и его периферией.
Ядро семантического слова представлено ядерным словом, периферия – концентрами: родственные слова
слова – действия (глаголы)
слова признаки (определения)
слова – синонимы
слова – антонимы
логические задачи
Используется графическое изображение «семантического слова».
Например, дети нашей группы «Василек» (подг. гр.) к ядерному слову «самолет» подобрали родственные слова:
самолеты, самолетик, самолетный, самолетики;
слова – действия: летит, взлетает, опускается, ревет, заводит мотор, меняет направление, поворачивает, везет грузы, делает посадку, подает сигналы, падает, взрывается, горит, опускает шасси;
слова – признаки: большой, стальной, боевой, военный, быстрый, легкий, тяжелый, дальний, крепкий, дорогой, длинный, сверкающий, игрушечный.
Валентные слова – (летит как?) быстро, медленно, тихо, стремительно, близко, бесшумно, с шумом;
Летит куда? – в дальние страны, в города, в Москву, в горы, на остров, на боевое задание.
Затем дети составляли описательные рассказы о самолете, сравнительные рассказы с вертолетом.
В результате такой систематической работы в рамках каждой лексической темы довольно быстро наращивается словарный запас детей, что является хорошей предпосылкой для овладения детьми связной речью. При составлении различных рассказов (описательный, по картине или серии картин, творческие рассказы) дети проявляют свое воображение и словотворчество. Вот пример рассказа ребенка подг. гр Ханафеева Руслана, составленный по серии картин:
«Медведь и пчелы»
Жил – был медведь. Уж очень он любил мед поесть. Однажды шел он по лесу, шел – шел и видит – мед на дереве, в дупле. Думает: «О! сейчас я поем мед!» залез он на дерево, сунул лапу в дупло, достал мед, сидит ест. Вдруг откуда ни возьмись пчелы налетели. Бросился медведь бежать. Он побежал прямо к реке и прыгнул прямо в середину реки. Но одна пчела успела ужалить его в нос. Обиделся медведь и сказал: «Ну я бы вам задал, если у меня было жало, а у вас не было!»
На втором году обучения не вызывает затруднений у большинства детей составление рассказа по набору картинок в игре «Логический поезд».
Например по набору картин: зонт, ракета, тыква, тачка, улитка, стол, петух, ворота Чепенко Никита составил такой рассказ:
На дворе шел дождь, Петя вышел с зонтом погулять. Потом дождь перестал и он на ракете полетел в космос. Там он ел тыкву в тюбиках. Когда он прилетел с космоса, он пошел в лес, взял с собой тачку. Набрал туда грибов. Вдруг к тачке прицепилась улитка. Потом Петя пришел домой, положил грибы на стол. В это время во дворе запел петушок, даже дома было слышно. Петя вышел из дома, открыл ворота и вышел в огород.
Практическая часть.
Задания воспитателям:
- составить игровые упражнения по разным возрастным группам по набору предметных картин.
Примерные упражнения:
- «Чего не стало?» «Что изменилось?»
- «Назови предметы только круглой (прямоугольной, …) формы;
- «Измени слова» ( в роде, числе, падеже)
- «Скажи ласково» (заяц – зайчик, заюшка, зайчонок);
- «Назови части предметов»
- «Договори предложение» (по этим картинкам);
-«Загадай загадки» (подбирая не менее трех слов – действий или трех слов – признаков: мычит, жует сено, дает молоко – корова; трусливый, длинноухий, быстрый – заяц).
-«Составь рассказ» ( с опорой на эти предметные картинки».
Практическое занятие с воспитателями
Составление семантического поля к слову «кошка» в игре «Передай снежок».
Правила: проговаривать слова громко, четко произнося все звуки, передавать «снежок» (ватный комок) быстро, не задерживая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра на свирели - как средство развития музыкальных способностей детей с нарушением речи.
Конспект содержит материалы опыта работы по обучению детей логопедической группы игре на свирели....
Презентация "Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста"
презентация раскрывает роль развивающих игр в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста...
Деловая игра «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста.»
Деловая игра для педагогов ДОУ на тему: "Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста"...
Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте познавательное развитие достигается с помощью игры. Развивающие игры активизируют познавательные процессы, развивают познавательный ин...
Презентация "Предметно-развивающая среда как средство развития творческих способностей детей"
Материал содержит информацию о создании благоприятной предметно-развивающей среды в ДОУ для развития творческих способностей детей...
План профессионального саморазвития "Развивающие игры, как средство формирования познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста"
План саморазвития воспитателя...
Презентация «Предметно-развивающая среда, как средство формирования творческих способностей, духовного воспитания и патриотических чувств у дошкольников»
Прежде чем ребенок начинает воспринимать себя как гражданина своей страны, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо...