Презентация "Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста"
презентация к уроку (младшая группа)
презентация раскрывает роль развивающих игр в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_razvivayushchie_igry.pptx | 573.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Познавательные способности – это индивидуальная особенность направленная на познание окружающего мира, развивающаяся под воздействием множества факторов и условий в деятельности. «Познавательные интересы» и «познавательная активность» являются признаком сформированности так называемых «познавательных способностей». Познавательные способности подразделяются на две большие группы – Сенсорные способности и интелектуальные способности. Сенсорные способности обусловливают непосредственное восприятие окружающего мира. Интелектуальные способности обусловливают его осмысление. В основе сенсорных познавательных способностей лежит такой познавательный процесс, как восприятие, а в основе интелектуальных познавательных способностей - мышление. При этом остальные познавательные процессы ( внимание, память, воображение ) выступают в этой иерархии как условия активной и успешной реализации как первых, так и вторых.
В ФГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные действия», «познавательные интересы». Познавательные интересы – это стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения. Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремиться получить новые знания, умения и навыки. Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием Среды и собственного опыта ребенка. Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования. ( ФГОС пункт 1.4.7.)
В дошкольном возрасте познавательное развитие достигается с помощью игры . Развивающие игры активизируют познавательные процессы, развивают познавательный интерес, формируют стремление к познанию нового, воспитывают волевые качества, способствуют образованию связной речи. Большинство развивающих игр направлены одновременно на совершенствование нескольких познавательных процессов.
В отличие от дидактических, подвижных, строительных и других игр смысл развивающих состоит в том, чтобы развивать психические процессы. Однако четко разделить — это дидактическая игра, развивающая или подвижная игра — невозможно, так как в традиционно воспринимаемых дидактические играх, например, «Чудесный мешочек», также идет развитие психических процессов (в названной игре — ощущения, представления, мышление). Очень многие подвижные игры тоже можно отнести к развивающим (особенно те, в которых работают внимание, память, речь). Безусловно, существуют игры, которые определенно являются развивающими, например, игра «Мы в лес ходили», пальчиковые игры.
Развивающие игры имеют ряд следующих преимуществ: - одну и ту же игру можно упрощать и усложнять, используя ее в работе с детьми разного возраста и разного уровня развития; - в таких играх можно использовать в качестве «материала» и картинки, и игрушки, и самих детей, не меняя содержания игры; - эти игры можно проводить не только в процессе занятий, но и на прогулке, во время проведения других режимных моментов; - почти во всех данных играх идет развитие не одного, а нескольких психических процессов (внимания, памяти, мышления и других), а также речи.
Проведение развивающих игр включает: 1. Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей). 2. Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил. 3. Показ игровых действий. 4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием). 5. Подведение итогов игры — ответственный момент в руководстве ею.
Отличительная особенность развивающих игр - возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности. Развивающая игра помогает проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширять собственные познавательные интересы и потребности, учит владеть разными способами безопасного поведения в современной информационной среде, развивает интегративные качества ребенка, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых.
Роль воспитателя в развитии познавательных процессов ребенка состоит в систематическом включении ребенка в деятельность п о активизации того или иного познавательного процесса (или сразу нескольких). Педагог должен выстроить систему заданий (упражнений), в ыполнение которых тренирует тот или иной познавательный п роцесс или его отдельные элементы (в частности, в процессе мышления можно выделить отдельные приемы умственных действий, формировать каждое из которых м етодически удобнее раздельно или в парной комбинации ). Для того чтобы делать это осознанно (понимать, что именно взрослый собирается развивать у ребенка на данном занятии при работе с данным материалом), воспитатель должен четко дифференцировать эти процессы. При создании презентации использовала интернет ресурсы: https:// szabotoi.ru/sovety-roditelyam/poznavatelnye-processy- u-detey www.i-gnom.ru Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников : Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк . факультетов высш . учеб. заведений . — М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 400 с: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста.»
Деловая игра для педагогов ДОУ на тему: "Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста"...
Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте познавательное развитие достигается с помощью игры. Развивающие игры активизируют познавательные процессы, развивают познавательный ин...
«Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Современный педагог ставит своей целью воспитание ребёнка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных процессов, умеюще...
Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности «Любите детство: поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалеет иногда об этом возрасте, когда...
Развивиющие игры как средства формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста.
: На первый план сегодня выходит образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера....
Самообразование "Развивающие игры, как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста"
Проблема: необходимо развивать у детей дошкольного возраста познавательную активность, а это возможно только через использование развивающих игр. ...
«Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»
laquo;Без игры нет, не может быть полноценного умственного развития.Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».В. А. Сухомлинский....