Музыкальное занятие в ДОУ - основная форма организации музыкальной деятельности дошкольников
статья на тему

Агафонникова Татьяна Александровна

статья об основных компонентах музыкального занятия в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_zanyatiya_v_dou.docx16.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное занятие в ДОУ - основная форма организации музыкальной деятельности дошкольников.

Музыкальное занятие — основная форма воспитания и обучения детей в детском саду по развитию музыкальных способностей, нравственного и эстетического воспитания, привитие музыкального вкуса, физического развития, укрепления здоровья детей.

Позволяющая наиболее эффективно и целенаправленно осуществлять процесс музыкального воспитания, обучения и развития ребёнка.

Виды музыкальных занятий

I. По организации (в зависимости от числа участвующих в них детей):

1. Фронтальное занятие - проводятся со всей группой.

2. По подгруппам — когда есть необходимость в проведении занятий с меньшим количеством детей (многочисленные группы, или необходимо подготовить сюрпризные моменты к празднику, или обработать более тщательно какой-либо вид деятельности). Музыкальные занятия по подгруппам, как правило, проводят с детьми 2–3 раза в неделю по 10–20 минут, в зависимости от возраста детей.

3. Индивидуальные — проводятся, когда есть необходимость позаниматься с ребенком индивидуально, подтянуть его или развить его склонности.

Индивидуально в ДОУ занимаются с детьми раннего и младшего дошкольного возраста 2 раза в неделю по 5–10 минут во вторую половину дня. Однако с целью совершенствования музыкально-исполнительских навыков детей, а также с отстающими детьми, этот вид занятия может применяться и с детьми в старших возрастных группах.

II. По содержанию:

1. Типовое (традиционное) музыкальное занятие - включает в себя все виды деятельности детей.(музыкально-исполнительскую, восприятие, творчество).

Может иметь вариативную структуру - меняется последовательность разделов по необходимости программных задач. Важно, чтобы отсутствие какого-либо вида деятельности не было постоянным.

2. Тематическое музыкальное занятие – объединяется одной темой, т.е. все разделы связаны между собой одной тематической нитью и виды музыкальной деятельности могут варьироваться, т.е. меняться по необходимости программного содержания.

Выделяются три разновидности этих занятий:

* собственно тематические ( «Осень», «Природа и музыка» ит.д.),

* музыкально-тематические( «Интонация в музыке и речи», «Русская народная песня», «Народные музыкальные инструменты»… когда сама формулировка темы связана с музыкой, ее выразительными средствами, с музыкальными инструментами, с именами и творчеством композиторов и т. д.

* сюжетные («Путешествие») эти музыкальные занятия объединены не только одной темой, но и единой сюжетной линией. Целостность музыкального занятия в данном случае достигается логикой развития выбранной темы, объединяющей содержание и виды музыкальной деятельности детей. Может проводиться вместо праздничного утренника.

3. Комплексное (интегрированное) музыкальное занятие – ведут два педагога:

музыкант и воспитатель, педагог изо, физкультурник, педагог по драматизациям.

Даёт детям представление о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, поэзия, театр, хореография). Имеет те же разновидности, что и тематические. Тема может быть взята из жизни или из сказки, связана с сюжетом или темой может быть само искусство: «Времена года»,

«Краски Осени в музыке и поэзии», «Краски Осени в музыке и живописи»,

«В здоровом теле – здоровый дух», «Сказочные персонажи».

Основные методы – сравнение и сопоставление худ. образов. Дети учатся понимать специфику каждого вида искусства.

Цели этих занятий: объединить разные виды художественной деятельности детей (музыкальную, изобразительную, театрализованную, художественно-речевую и т. д.), обогатить знания детей о специфике различных видов искусства и особенностях выразительных средств; расширить представления детей о взаимосвязи искусств. Подготовка к комплексным занятиям достаточно трудоёмка, она требует согласованных действий воспитателя и музыкального руководителя. Проводятся эти занятия примерно один раз в месяц со всей группой, как правило, с детьми среднего и старшего возраста.

4. Доминантное занятие - а) доминирует, преобладает один вид музыкальной деятельности (пение, движение, восприятие музыки – остальные виды деятельности вспомогательные) для развития какой-либо муз. способности или ликвидации отставания. Например, доминирует игра на д.м.и.: в слушании – знакомство, тембры; творчество, муз.-дид. игры, музицирование.

б) во всех разделах музыкального занятия преобладает какой-то один жанр (марш, вальс…)

Продолжительность занятий:

ясли – 10 мин.

мл. гр. – 15 мин.

Ср.гр. – 20 мин.

Ст. гр. – 25 мин.

Подг. гр. – 30-35 мин.

Структура типового (традиционного) занятия.

I раздел. Упражнения под музыку:

1) «Марш» Парлова

П-С (программное содержание) - дать понятие о характере и ритме марша,

приучать шагать четко, высоко поднимая колени.

М (методы) - объяснительно-иллюстративный + частично поисковый

Пр (приемы) - образные словесные указания и наводящие вопросы

П (повтор) - 2 раза. А (атрибуты) - барабан

В младшем возрасте в данном разделе (I р) может быть от одного до четырех упражнений (ясли, младшая и средняя группы), в старшем возрасте — от одного до восьми упражнений

По времени: младший возраст — от 1 до 3 мин. старший возраст — до 10 мин.

II раздел. Слушание музыки

1) «Вальс» Леви.

П-С - знакомство с жанром вальса, его характерным 3-х дольным ритмом и

основными танцевальными движениями

М Объяснительно-иллюстративный + частично-поисковый + эвристический

Пр - проблемные, контрастные, наводящие вопросы, показ движений вальса

воспитателем или старшими детьми (без музыки)

П - 2 раза. В данном разделе может быть: для младших возрастов 2 произведения,

для старшего возраста до 5 произведений.

А - шарфы, ленты и т.д.

III раздел. Распевание и пение (в яслях — подпевание):

1. Распевание - может состоять из 1- 3-х попевок в зависимости от возраста и задач:

«Вот иду я вверх» Тиличеевой

П-С - знакомство со звукорядом, работа над чистотой интонации и ее «окраской».

М- объяснительно-иллюстративный + наглядный + частично- поисковая ситуация

ПР - показ карточки на фланелеграфе и выразительное исполнение

П- 2-3- раза. А - съемные нотки на фланелеграф или лесенка, куколка

2. Пение.

«Падают листья» Лившиц

П-С - работа на напевностью и чистотой интонации, осмысленным исполнением

(в опоре на музыкальный образ осени - песни)

М - убеждение + побуждение к сопереживанию (созерцание красоты осенней

природы) + частично поисковая ситуация

ПР - проблемные, контрастные, наводящие вопросы и собственный показ, ИЗО,

стихотворение, показ лучших детей (исполнение фраз песни)

П - 2-3 раза. А-ИЗО

IV раздел. Игры, пляски, хороводы:

В младшем возрасте (ясли) этот раздел длится 2-3 минуты,

2-ая младшая группа - 4 мин.

средняя - 5-6 мин,

старшая - до 10 мин.

Подготовительная 15 мин.

Чем больше дети двигаются на занятии, тем естественнее их физиологическое

состояние организма

V раздел. Игра на Д.М.И. (детское творчество)

П-С - знакомство с различными инструментами и усвоение приемов игры на них

М – различные, по необходимости и возрастным способностям детей (практический)

ПР - показ, объяснение, игровые приемы

П - от 2 до 5 раз . А — по необходимости


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях и реализация их в культурно-досуговой деятельности дошкольников."

Опыт работыПо теме:«Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях и реализация их в культурно-досуговой деятельности дошкольников.»Музыкального руководителяМБДОУ – детский...

Tеатрализованной деятельности в детском саду, как одна из форм организации художественной деятельности дошкольников

Сегодня я хочу предоставить Вашему вниманию мастер класс по использованию театрализованной деятельности в детском саду, как одну из форм организации художественной деятельности дошкольников, цель кото...

"Музыкальное занятие в детском саду - основная форма организации музыкального воспитания дошкольников"

Музыкальное занятие-это форма образовательной работы с детьми, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников....

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КВЕСТ НА ПРОГУЛКЕ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.

В статье рассматривается музыкальный квест-игра как пример современных технологий для дошкольных образовательных учреждений, позволяющих реализовывать требования Федерального государственного о...

Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника»

Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации  на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образов...

Методическое пособие на тему:"Подвижные игры как основная форма развития двигательной деятельности дошкольников"

Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные дви...

Консультация для родителей "Основные формы организации двигательной активности дошкольников в условиях семьи"

Не только педагоги дошкольного учреждения влияют на воспитание физической культуры дошкольников. Семья – первоисточник воспитания. Двигательная активность детей в не стен детского сада снижается...