Проект педагогической поддержки родителей, воспитывающих детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП.
проект на тему

Щекина Екатерина Васильевна

Рождение ребенка нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП делает семью «особой». Семья этого ребенка  имеет много своих особенностей, так как ее жизненная ситуация совершенно иная, она находится в ином положении в обществе, чем семья здорового ребенка. Это, в свою очередь, накладывает отпечаток на типы семейного воспитания и на психологические проблемы родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Проект педагогической поддержки родителей, воспитывающих детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП.

       В современном Российском образовании все большее внимание уделяется вопросам обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП.      В последние десятилетия стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы.

      Рождение ребенка нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП делает семью «особой». Семья этого ребенка  имеет много своих особенностей, так как ее жизненная ситуация совершенно иная, она находится в ином положении в обществе, чем семья здорового ребенка. Это, в свою очередь, накладывает отпечаток на типы семейного воспитания и на психологические проблемы родителей.

Окружающие часто уклоняются от общения с такими семьями и дети с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут таких детей в театр, кино, зрелищные мероприятия и т.д., тем самым, обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества.

Целью данного проекта является социальная адаптация ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП и развитие его коммуникативных способностей.

Главной задачей будет вовлечение ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП в массовые детские сады, а также работа с семьями таких детей, так как одним из самых мощных средств социализации ребенка и эффективных социальных сил, влияющих на формирование его личности, выступающих в качестве главного условия реализации его задатков и способностей, расширяющих простор для самореализации, является семья.

        Таким  детям сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП. Инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

    Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных школ принимают таких детей независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.

Работа с родителями и детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП - одно из важных и актуальных направлений деятельности инклюзивных учреждений. Это помогает  решать цели и задачи социализации и адаптации таких детей в обществе. Взаимодействуя с педагогами, психологом, родители пополняют свои психолого-педагогические знания, меняют свои взгляды на воспитание детей.

Включение в учебно-воспитательный процесс инклюзивного образования напрямую затрагивает психолога. Его роль в данном процессе – создание целостной системы поддержки, объединяющей отдельных детей и педагогов, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях детей. Другими словами, психолог сопровождает изменение корпоративной культуры в детском саду и помогает воспитателям адаптироваться к новым вызовам профессии.

Суть психологической работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП состоит в снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических функций - памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.

В своей работе педагог-психолог использует следующие методы психологической реабилитации: беседы, индивидуальные психологические консультации, психологическую помощь, ролевые игры, тренинговые упражнения, группу психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, как для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП так и для членов их семей.

    С целью социальной адаптации таких детей осуществляется активное привлечение их к массовым мероприятиям, проводимым в детском саду, городе, направленным на формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями: классные часы, беседы, консультации, стендовая информация, конкурсы рисунков, участие в фестивалях, научно-практических конференциях, олимпиадах, спортивных мероприятиях и др.

Следует выделить два направления психолого-педагогического сопровождения:

 актуальное, ориентированное на решение уже имеющихся трудностей, возникших у ребенка;

перспективное, ориентированное на профилактику отклонений в воспитании, обучении и развитии.

Оба направления могут быть реализованы только совместными усилиями всех специалистов службы сопровождения. В деятельности службы сопровождения существует три обязательных компонента, взаимосвязанных друг с другом:

  • диагностика развития ребенка (психического, личностного, социального):
  • реализация программ индивидуальных и групповых занятий коррекционно-развивающей направленности:
  • анализ образовательной среды с точки зрения тех возможностей, которые она имеет для обучения и развития и тех требований, которые она предъявляет к уровню развития ребенка.

Принципы, которые необходимо соблюдать при реализации программы:

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).

3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.

4. Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка. Данная программа может быть использована социальным педагогом, психологом, в работе с семьей, имеющей ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП а так же родителями для повышения уровня осведомленности в данном вопросе.

Подводя итоги, нужно отметить важность инклюзивного образования, где идет взаимосвязь между детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП, их семьями, педагогами, психологами, которые повышают уровень подготовки родителей и педагогов. Повышается уровень коммуникации таких детей, как с детьми, так и со взрослыми. Таким образом социальная адаптация ребенка с нарушение опорно-двигательного аппарата и ДЦП в условиях инклюзивного образовательного процесса произойдет успешней, нежели в условиях закрытых специализированных школ и неподготовленности и замкнутости семей с такими детьми.

Список используемой литературы

  • Грачев, Л. К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов / Л. К. Грачев. – М. : «Центр общественных ценностей», 1998. – 138 с.
  • Методические рекомендации «Обеспечение педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» //http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/doshkolnoe-obrazovanie/metodicheskie-rekomendatsii/ metodicheskie-rekomendatsii-po-pedagogicheskoj-podderzhke-semi.html
  • Сорокоумова С.Н. Организация психологической помощи родителям в инклюзивном образовании.// Известия Самарского научного центра РАН, т. 13,  2(5), 2011

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта педагога. Тема: «Особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата при использовании упражнений, направленных на снятие нагрузки на позвоночник»

Большое значение для оздоровительного результата у детей имеет строгое соблюдение ортопедического режима в группе. Педагог организует педагогический  процесс    так,  чт...

«Психолого-педагогическая поддержка родителей, имеющих детей с нарушениями в развитии, средствами театрализованной деятельности»

Дошкольное учреждение (д/с №494 г. Новосибирска) посещают дети, имеющие нарушения развития речи и нарушения опорно-двигательного аппарата.  На основе существующих органических дисфункций фо...

Консультация для педагогов. Тема: "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ".

Представлен алгоритмм сопровождения семьи воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата...

Актуальный педагогический опыт работы по теме "Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством мнемотехники"

Актуальный педагогический опыт работы по теме"Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством использования мнемотехники"...

Приложения к актуальному педагогическому опыту "Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством мнемотехники"

Приложения к актуальному педагогическому опыту "Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством мнемотехники"...

Педагогический проект «Литературный калейдоскоп». Тема «Ягоды». Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Педагогический проект «Литературный калейдоскоп». Тема «Ягоды». Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата....

Педагогический проект «Цветок для мамочки» для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Педагогический проект «Цветок для мамочки» для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата поможет расширять знания детей о луковичных цветах, воспитывать любовь и уважение к ма...