Актуальный педагогический опыт работы по теме "Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством мнемотехники"
учебно-методический материал по развитию речи

Лапонова Татьяна Александровна

Актуальный педагогический опыт работы по теме"Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством использования мнемотехники"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnyy_pedagogicheskiy_opyt_raboty.docx49.21 КБ

Предварительный просмотр:

Лапонова Татьяна Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 25

ОПЫТ РАБОТЫ

 по теме: 

«Развитие связной речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата посредством использования приемов мнемотехники»

Воспитатель: Лапонова Т.А.

Белгород, 2015

Содержание

Раздел I Информация об опыте………………….…………….............3

Раздел II Технология опыта……………….………………..….............7

Раздел III Результативность опыта…………………………..........…..13

Библиографический список ………………………...........…..........…..16

Приложения к опыту………………………………………...........……17

І. Информация об опыте

Условия возникновения, становления опыта

В последние несколько лет в специальной педагогике стали подниматься вопросы воспитания и обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, особенно с тяжелыми проявлениями этого заболевания. В нашем дошкольном образовательном учреждении имеется группа компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В осуществлении образовательного процесса принимают участие воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, врач-невропатолог, инструктор лечебной физической культуры, медсестра по массажу.

Бесспорно, базой для развития связной речи становится дошкольное учреждение, именно в детском саду, создана специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников.

Однако в практике работы нашей группы постоянно возникали трудности при обучении детей связной речи. Дети не могли сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, не могли одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними, ведь дети с ДЦП отличаются от своих нормально развивающихся сверстников не только внешними дефектами, но и особенностями психических процессов. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включаться в игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Такие дети отличаются быстрой утомляемостью и отвлекаемостью. Таким образом, на фоне данных проблем встал вопрос о проведении мониторинга уровня сформированности связной речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Данные педагогической диагностики развития связной речи показали (Приложение № 1), что шесть детей (75%) имеют низкий уровень и два человека (25%) детей - средний уровень развития связной речи. Высокого же уровня развития связной речи нет ни у одного из воспитанников.

Анализ результатов диагностики показал, что у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата уровень развития связной речи достаточно низок, следовательно, методы и приёмы, которые мы использовали, оказались неэффективными. На наш взгляд, это связано с отсутствием новых современных подходов в организации образовательного процесса по развитию связной речи у дошкольников.

Мы считаем, что если в работе по развитию у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это позволит взаимодействовать с детьми более интересно и динамично, а также поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.

Актуальность опыта

В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. Но, к сожалению, у детей с нарушением опорно - двигательного аппарата наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Частота речевых нарушений при ДЦП, по разным данным, составляет от 70 до 80%. 

Имеет место ограниченность пассивного и активного словаря, что свидетельствует об узости общих представлений, которые формируются в процессе освоения различных видов деятельности.

У детей с ДЦП отмечается своеобразие общего речевого развития. Сроки речевого развития у детей, как правило, задержаны. Задержка в развитии речи у детей с ДЦП вызвана как поражением двигательных механизмов речи, так и спецификой самого заболевания, ограничивающего практический опыт ребенка и его социальные контакты.

В последние годы отмечается увеличение количества детей с нарушением опорно - двигательного аппарата, у которых в свою очередь повсеместно наблюдаются нарушения речи. В связи с этим актуальность использования инновационных методов и приемов в обучении детей с ДЦП связной речи принимает глобальный характер.

Работая с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мы пришли к выводу, что нужно искать вспомогательные средства, систематизирующие, облегчающие и направляющие процесс усвоения детьми материала. Одним из таких средств является мнемотехника.

Использование мнемотехники как средства развития речи не только расширяет возможности предоставления информации, но и активно вовлекает ребенка в процесс занятия.

В настоящее время совершенствуются формы и методы работы с детьми по развитию связной речи посредством мнемотехники, но литературы о работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата по-прежнему недостаточно, изучив которую, можно было бы более продуктивно организовать работу в данном направлении.

Считаем, что данная проблема актуальна и пока еще недостаточно изучена.

Опыт актуален, так как он позволяет разрешить следующее противоречие: имеется разнообразие методов и приёмов по развитию связной речи, но они используются в недостаточной мере, а также нет единой системы работы по развитию связной речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Ведущая педагогическая идея.

Ведущая идея опыта состоит в создании единой системы методов и приёмов мнемотехники в развитии связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата.

Длительность работы над опытом.

Работа велась на протяжении трёх лет. В течение этого периода она строилась как совместная работа ДОУ и семьи.

2012-2013 учебный год. Выявление проблемы, определение целей, постановка задач. Выбор методов и форм по решению поставленных задач.

2013-2014 учебный год. Создание и апробация системы работы (составление планов, конспектов, подбор материала для дальнейшей работы)

2014-2015 учебный год. Оценка результатов, описание опыта.

Новизна опыта.

Новизна опыта заключается в создании единой системы работы по развитию связной речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата посредством мнемотехники через построение взаимодействия всех участников образовательных отношений и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей. Опыт носит обучающий характер.

Теоретическая база опыта

У детей с детским церебральным параличом (ДЦП) наряду с нарушением опорно-двигательного аппарата очень часто наблюдаются речевые расстройства – задержка и нарушение всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетико-фонематической, которые чаще всего представлены в виде общего недоразвития речи (ОНР) у детей с дизартрией, реже – с алалией.

Работая с детьми, страдающими различными речевыми патологиями, я заметила, что они без радости включаются в учебную деятельность, и как правило, у таких детей недостаточно развита память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы. Поэтому дети не проявляют интерес к поисковой деятельности и с трудом планируют любые ее виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин, дети с речевой патологией не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приемами и методами запоминания. Все это вызывает у них трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции.

«Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели» - говорил Аристотель.

Наряду с общепринятыми методиками, приемы мнемотехники облегчают запоминание, у детей увеличивается объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Связная речь - это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. [4]

Навыки связной речи оказывают влияние на эстетическое развитие и помогают детям стать общительнее, увереннее в себе. [11]

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации и конечно развития речи. [7]

Содержание мнемотаблиц - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. [9]

Мнемотехника известна с давних времен. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором в 6 веке до н.э.

Л.С.Выготский в своей работе «Мышление и речь» выделил еще один фактор, влияющий на процесс становления речи. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. [3]

Существует много подходов к использованию мнемотехники в детском саду. Так Т.В.Большова предлагает готовые мнемотаблицы для составления рассказов и заучивания стихов. [1]

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
В.К.Воробьева в коррекционной работе предлагает использовать
картинно-графический план, с помощью которого педагог может показать детям логику построения рассказа и который послужит наглядной опорой для пересказа. [2]

Логопед Т.А.Ткаченко предлагает использовать опорные сигналы и схематические картинки, которые просты в изготовлении[10]. В.П. Глухов называет их блоками-квадратами, Л.Н.Ефименкова – схемой составления рассказа. [5]

Т.В.Большева называет мнемотехнику коллажем. Автор предлагает через сказку с использованием коллажа (мнемотехники) не только учить пересказу, но и обучать правильному звукопроизношению, работать над словарем, развивать умственную активность, наблюдательность, сообразительность, знакомить с окружающим миром. [1]

Прием наглядного моделирования может служить одним из способов планирования связного высказывания, - отмечает Л.В.Омельченко [6]. В ходе использования приема дети знакомятся с графическим способом представления информации – моделью, где в качестве элементов модели выступают символы разнообразного характера (геометрические фигуры, силуэты, пиктограммы
и др.)
.

Развитие связной речи, формирование коммуникативных умений необходимо ребёнку для успешного общения, логичного изложения своих мыслей, социализации и развития личности ребёнка в целом. Детям с хорошо развитой речью легко общаться с окружающими, они понятно выражают свои мысли, желания. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми, и может наложить отпечаток на его характер. [9]

Диапазон опыта.

Данная система работы может быть использована при реализации основной образовательной программы дошкольного образования, также
при реализации адаптированной основной образовательной программы и в работе воспитателей групп компенсирующей направленности с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

IІ. Технология опыта.

«Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но если свяжете двадцать таких слов с картинками, их он усвоит на лету» (К. Д. Ушинский).

Цель опыта: развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством мнемотехники.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Проанализировать педагогическую, психологическую, методическую литературу по данной теме.

2. Выявить уровень сформированности связной речи у детей- дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата.

3. Разработать и включить в воспитательно-образовательный процесс комплекс мер, методов и приёмов работы, способствующих развитию связной речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Подготовить их дидактическое обеспечение.

4. Разработать рекомендации для родителей по применению мнемотехники в домашних условиях.

5. Провести диагностику результатов деятельности.

Важность речевой функции в психике человека невозможно недооценить, ведь благодаря ей формируется познавательная деятельность, способность к мышлению, возникают предпосылки для социальных контактов и развиваются представления об окружающем мире. Именно поэтому очень важно знать, как справиться с нарушениями речи при ДЦП в той или иной степени тяжести и минимизировать тяжелое влияние болезни на умственное развитие.

На первом этапе работы был проведен мониторинг по изучению уровня развития связной речи у детей. Нами использовалась методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников авторов Н.Г.Смольниковой и Е.А.Смирновой. (Приложение № 1) [8]

Оценивание проводилось по трём параметрам, таким как:

1. Умение составлять описательный рассказ. Критерии оценки: последовательно и точно составлять описательный рассказ об игрушке, соблюдать структуру описания.

2. Выявление способности детей составлять повествовательный рассказ
по сюжетной картинке. Детям необходимо было рассмотреть сюжетную картинку «Осенний день» и составить повествовательный рассказ по ней.

3. Умение пересказывать. Сказка «Заяц-хвастун». Критерии оценки: выявить понимание темы, уметь выделять основные структурные части сказки, выявить понимание нарушения целостности структуры текста
(при отсутствии начала, середины или конца), пересказать правильно сказку.

Результаты показали, что у детей уровень развития связной речи находится на достаточно низком уровне. Высокого уровня развития связной речи нет ни у одного из воспитанников. Из этого следовало, что вопрос развития связной речи стоит в группе очень остро и требует немедленных действий. Поэтому, изучив литературу по данному вопросу, было составлено перспективное планирование работы с детьми группы. (Приложение №2)

Одним из факторов, помогающих детям лучше запоминать материал,
по мнению С.Л.Рубинштейна, А.М.Леушиной, Л.В.Эльконина и др. – является
 наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделили создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С.Выготский. [3] Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинали работу с мнемоквадратов, которые применялись при обучении детей младшего возраста и только начинающих произносить слова детей среднего и старшего возраста. Например, «Водичка – водичка…», где на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. (Приложение №3)

С применением мнемоквадратов дети научились быстро запоминать речевые обороты из сказок, научились рассматривать отдельные предметы, игрушки, называть их, сравнивать, употребляя знакомые слова с противоположным значением. 

Затем последовательно осуществлялся переход к мнемодорожкам. Мнемодорожка – это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно. Используя приёмы приложения и наложения, дети выкладывали из мнемоквадратов мнемодорожки и пытались самостоятельно составлять предложения, сочинять небольшие рассказы. Мнемодорожки также использовались при проведении непосредственно-образовательной деятельности по различным познавательным областям.

А следующий этап - работа с мнемотаблицами, который занимает особое место в работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата по развитию связной речи.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Работа по мнемотаблицам состоит из трёх этапов:

1. Составление и рассматривание таблицы, разбор того, что на ней изображено.

2. Преобразование из абстрактных символов в образы (перекодирование информации).

3. Пересказ с опорой на символы (образы). [10]

Глядя на эти схемы, ребёнок легче воспроизводит текстовую информацию.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать строение рассказа, последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в нашей работе по развитию связной речи детей с ДЦП.

Мы их используем для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Работая в разновозрастной группе, приходилось работу с мнемотаблицами предлагать не только детям средней группы, но и младшему возрасту - использовали простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков, экологических представлений т.д.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использовали модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".

Опираясь на опыт педагогов, разработали мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей среднего дошкольного возраста использовали цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы:
елочка - зеленая, ягодка - красная.

Для детей старшего возраста схемы чаще создавали в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, в течение нескольких лет мы использовали в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

При организации деятельности по развитию связной речи детей с нарушением опорно-двигательного аппарата применялись следующие средства, методы и приёмы:

- Непосредственно-образовательная деятельность. (Приложение №4)

- Вопросы.

- Беседы.

- Дидактическая игра.

- Повторное чтение с договариванием.

- Художественное слово (стихотворения), т.к. мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений (Приложение №5).

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. В дальнейшем мы пытались зарисовывать схемы совместно с детьми, но из-за нарушения мелкой моторики у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата схемы получались не всегда понятными даже самим детям, поэтому целесообразно рисовать схемы всё же воспитателю, а дети могут подсказать, что изобразить для лучшего запоминания стихотворения.

Этапы работы над стихотворением:

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

3. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.

4. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.

5. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяют
ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. На занятиях по пересказу литературных произведений, рассказыванию об игрушках и по картине в комплексе решаются все речевые задачи, но основной из них является обучение рассказыванию.

Обучение пересказу литературных произведений начинается со знакомых сказок: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка» (Приложение №6). При этом используется приём совместного рассказа.

Фразу начинает воспитатель, а дети продолжают. Например, посадил дед…(репку). Выросла репка…(большая-пребольшая)

Успешно используются мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых, комнатных растениях. При составлении описательного рассказа по предмету, вначале обращается внимание на характерные особенности внешнего вида предмета (части, цвет, форму). Например, рассматривая совместно с детьми предмет (стол), одновременно идёт объяснение и показывание. (Это -стол. У стола есть крышка, ножки…) В результате обогащается словарный запас ребенка. (Приложение №7) [12]

Рассказ - завершающий этап (самостоятельный рассказ ребёнка). На этом этапе некоторые дети испытывают определённые трудности, но тем не менее есть и воспитанники, которые стали рассказывать более уверенно.

Параллельно с этой работой используем речевые игры, настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Также мнемотаблицы используем и в других видах деятельности (продуктивной, театрализованной деятельность и др.)

Для достижения поставленной цели и реализации задач созданы картотеки дидактических игр, пословиц, поговорок, стихов, загадок, мнемотаблиц и мнемодорожек к ним, подобраны подвижные и малоподвижные игры с речевым сопровождением. Разработан и адаптирован дополнительный материал для работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата по развитию связной речи посредством мнемотехники.

В развивающей среде дети применяют полученные и имеющиеся знания и пробуют различные способы действия.

Одним из важных условий решения поставленных задач является такая организация предметно-развивающей среды, при которой процесс развития связной речи будет проходить более эффективно.

Развитие связной речи детей с нарушением опорно-двигательного аппарата осуществлялось в имеющихся в группе центрах развития:

- художественного творчества;

- театрализованной деятельности;

- природы и экспериментирования;

- конструирования;

- в центре книжки;

- сюжетно-ролевых игр;

- дидактических игр;

- уголке сенсомоторного развития;

- речевого развития «Будем говорить правильно» и др.

В уголке «Будем говорить правильно» находятся дидактические игры, плакаты, кубики, лото, красочные буквари, детские компьютеры. Дети имеют свободный доступ к развивающей среде.

Работа велась в тесном сотрудничестве с педагогами, были разработаны и проведены консультации по данной теме (Приложение №8).

Для более эффективной работы были подключены родители к работе с детьми. С родителями использовались такие формы работы как консультации на родительских собраниях, памятки, рекомендации по развитию связной речи детей в домашних условиях при помощи мнемотаблиц (Приложение №9).

По мере совершенствования умения детей пользоваться мнемотаблицами пополняется и предметно - развивающая среда.

Работа по развитию речи с использованием мнемотехники – это начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как помогает детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращают время обучения. Использование опорных рисунков для обучения пересказу, составлению рассказов увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Мнемотехника помогает развивать зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Технология мнемотехники универсальна и многофункциональна - может использоваться педагогами всех возрастных и компенсирующих групп, на их основе можно создавать разнообразные речевые игры, которые помогут детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, а также поможет педагогу разнообразить методы и приёмы работы по созданию интереса у детей к заучиванию стихотворений, пересказу текста, может способствовать развитию психических функций ребёнка. Может использоваться родителями, воспитателями ДОУ, логопедами, психологами.

III. Результативность опыта

Всё вышесказанное подтверждается результатами проведенной диагностики, которая была направлена на выявление уровня развития связной речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата авторов Н.Г.Смольниковой, Е.А.Смирновой. [1] В диагностике принимали
участие 8 детей.

Количество человек, %

Рисунок 1. Результаты диагностического обследования уровня развития связной речи дошкольников

Проведенная диагностика позволяет отследить уровень развития связной речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

В начале работы по данной теме ни у одного ребёнка из восьми не было высокого уровня развития (0%). Средний уровень развития связной речи наблюдался у двух детей (25%) и у шести человек (75%) - был низкий уровень развития связной речи.

После продолжительной работы с детьми по использованию мнемотехники у двух человек (25%) уровень развития связной речи стал высоким. Средний уровень стал у четырёх детей (50%). Низкий же уровень остался у двух детей (25%).

Результаты диагностики определили, как дети умеют составлять описательный, повествовательный рассказы и пересказывать текст.

Умение составлять описательный рассказ проверялось в дидактической игре «Магазин», где каждый ребёнок должен был «купить» себе игрушку, самостоятельно описать внешний вид, характерные особенности, но не называть её. Далее в игру вводилась мнемотаблица и рассказ составлялся по следующему плану: какого цвета игрушка, какой формы, из чего сделана, какие детали характерны для неё, как с ней можно играть.

В ходе выявления способности детей составлять повествовательный рассказ по сюжетной картинке, необходимо было рассмотреть сюжетную картинку «Осенний день» и составить повествовательный рассказ по ней.

В качестве выявления умения пересказывать мы взяли знакомую детям сказку «Заяц-хваста».

В диагностике принимали участие восемь детей. В результате проведенной диагностики в 2012 году низкий уровень отмечался у шести детей (75%), а в 2015 году снизился до двух детей (25%).

После проделанной работы описания детей стали достаточно информативны и отличались логичной завершённостью и выделением основных признаков предметов, случаи нарушения логической последовательности в описании признаков были единичными, дети грамматически правильно подбирают слова, характеризующие особенности предметов.

При составлении повествовательного рассказа по картинке дети затруднялись в формулировке основной мысли, все существенные связи устанавливали частично с помощью воспитателя. Также частично нарушалась структурная часть рассказа. Не всегда правильно строились простые предложения.

При пересказе сказки, дети пытались пересказать сказку самостоятельно, при небольшой помощи воспитателя. В пересказе присутствовали простые предложения. В речи встречались слова «паразиты» («ну, «как-там», «это самое», «как его»…).

Вывод: в связи с выстроенной системой работы намечены положительные результаты по развитию у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата связной речи. Отмечена положительная динамика развития.

Благодаря работе с мнемотаблицами, дети научились преобразовывать абстрактные символы в образы, пытаются совместно с воспитателем составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу и по правилам.

Большинство детей стали лучше осознавать структуру (начало, середина, конец) текста, легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, дольше сохранять её в памяти и воспроизводить.

Детям с помощью мнемотаблиц стало легче составлять описательные рассказы, заучивать стихотворения. У детей повысилась познавательная активность.

Мнемотехника воспитывает приемы запоминания и припоминания, что в свою очередь способствует развитию психических процессов, коммуникативных навыков, познавательной активности. У детей воспитывается интерес к заучиванию и рассказыванию литературных произведений.

Таким образом, применяя для формирования связной речи современные методы обучения и адаптируя их применение на практике к потребностям детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, можно оптимизировать педагогическую деятельность, тем самым, повышая уровень социальной адаптации таких детей к окружающей их действительности.

У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата расширился и обогатился словарный запас, произошло развитие связной речи; стало более целостным восприятие окружающего мира.

Повысился уровень педагогического мастерства педагогов ДОУ через проведение открытых занятий с использованием мнемотаблиц, консультаций, круглых столов.

Повысилась заинтересованность родителей в использовании приёмов мнемотехники для развития речи детей.

Перспектива опыта

         Таким образом, за период работы над опытом у дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата наблюдалась положительная динамика в развитии связной речи.

Перспектива опыта показала, что регулярное использование мнемотехники способствует развитию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушением опорно- двигательного аппарата. Поэтому в дальнейшем в своей работе мы будем опираться на использование данной технологии с направленностью на формирование связной речи у дошкольников с нарушением ОДА во взаимодействии специалистов ДОУ и продолжим работу по данной теме в текущем и последующих годах.

В дальнейшем планируем продолжать работу по развитию связной речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, расширяя диапазон использования методов и приёмов работы.

Библиографический список

1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: Детство - Пресс, 2004.

2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006.

3. Выготский Л.С. «Мышление и речь» - М.1999.

4. Давыдова Т.Г., Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давыдова Т.Г., Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.

5. Ефименкова Л.К. Формирование речи у дошкольников
с ДЦП. - М., 1991.

 6. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед №4, 2008.

7. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. - СПб: Детство - Пресс, 2009.

8. Смольникова Н.Г., Смирнова Е.А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников. - М., 2001.

9. Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с ДЦП - Киев, 2002.

10. Ткаченко Т.А., Использование схем в составлении рассказов,
Д/В № 10, 2005.

11. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста с ДЦП. - М., 2008.

12. Чернобай Т.А., Рогачёва Л.В., Гаврилова Е.Н. Оценка успешности речевого и физического развития дошкольников: метод. Рекомендации для педагогов детского сада под ред. В.Л.Малашенковой. – Омск: ООИПКРО, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Развитие связной речи у детей с ОНР средствами театрализованной деятельности"

К сожалению, в отечественной логопедии на сегодняшний день наиболее приоритетным и особенно полно разработанным является коррекционное направление, фокусирующееся на преодолении возникающих или уже им...

Опыт работы по теме: Развитие связной речи у детей раннего возраста посредством ознакомления с художественной литературой.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 27 – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГОВИДА Г. ТУЛЫ  БАЗОВАЯ МОДЕЛЬОБОБЩЕННОГО ОПЫТА Валуевой Галины Петровны ВОСПИТАТЕЛЯ ...

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность» ...

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством продуктивных видов деятельности

Группа педагогов делится опытом по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством продуктивных видов деятельности...

Развитие интонационной выразительности речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата посредствам использования презентаций

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обуч...

Консультация «Развитие письма и связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата»

О важности развития письма и связной речи у детей с нарушением ОДА....

Приложения к актуальному педагогическому опыту "Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством мнемотехники"

Приложения к актуальному педагогическому опыту "Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством мнемотехники"...