«Психолого-педагогическая поддержка родителей, имеющих детей с нарушениями в развитии, средствами театрализованной деятельности»
проект по коррекционной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_na_konkurs_2009.doc | 379 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Психолого-педагогическая поддержка родителей, имеющих детей с нарушениями в развитии, средствами театрализованной деятельности»
Автор-составитель: Кузнецова М.Д.
Новосибирск 2017
Дошкольное учреждение (д/с №494 г. Новосибирска) посещают дети, имеющие нарушения развития речи и нарушения опорно-двигательного аппарата. На основе существующих органических дисфункций формируется комплекс социально-психологических деформаций (вторичные нарушения). Данные вторичные нарушения приводят к дефициту психокультурных потенциалов, что затрудняет адекватное социальное функционирование личности ребенка[1].
Физическая дисфункция налагает определенные ограничения на пространство их социальной активности, что приводит к новым личностным деформациям. Родители испытывают серьезные затруднения при взаимодействии с ребенком, имеющим нарушения в развитии, что подтверждают результаты исследований (см. Приложение 1).
Таким образом, реально существует потребность в психолого-педагогической поддержке родителей, которая направлена на формирование навыков взаимодействия с ребенком, имеющим нарушения в развитии.
Практика психолого-педагогической поддержки представляет собой комплексное явление, которое реализуется по следующим направлениям: диагностическое, консультационное и коррекционное. Каждое из направлений представлено несколькими формами работ с семьей:
1. Диагностическое направление:
- диагностика стиля семейного воспитания,
- диагностика взаимоотношений в семье,
- составление паспорта семьи,
- дифференциация по возникающим проблемам.
2. Консультационное направление:
- консультация по итогам диагностики семей,
- консультация по проблемам взаимоотношения детей, родителей и воспитателей,
- консультация по возникающим проблемам.
3. Коррекционное направление:
- индивидуальная работа по проблемам воспитания ребенка в семье,
- групповая работа с различными типами семей (на основе дифференциации),
- совместная работа родителей и детей.
Использования данных форм работы с семьей на практике является довольно-таки проблематичным, так как современный родитель обладает ограниченным ресурсом свободного времени. Исключение какого-либо компонента снизит эффективность психолого-педагогической поддержки. Решением данной проблемы является использование метода театрализации.
Театрализованная деятельность является одной из форм арт-терапии. Арт-терапия как метод развития и изменения различных граней личности ребенка посредством искусства используется во многих ситуациях коррекционно-образовательной деятельности. Центральная фигура в арт-терапевтическом процессе – личность, стремящаяся к творческому самораскрытию, укреплению психологического здоровья, гармонизации эмоционального самочувствия, расширения диапазона своих возможностей. Театрализованная деятельность позволяет создать уникальное социальное пространство для взаимодействия «родитель-ребенок».
Цель: формирование навыков конструктивного взаимодействия родителей и детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
- Создание условий для активизации эмоционального компонента во взаимодействии родителя и ребенка (эмоциональный компонент);
- Расширение представлений родителей о своих детях (когнитивный компонент);
- Создать ситуации для проявления заботы и ответственности со стороны родителей (поведенческий компонент).
В процессе театрализованной деятельности родитель совместно с ребенком переживает различные эмоциональные состояния, учится выражать эмоции и понимать, как его ребенок выражает ту или иную эмоцию (эмоциональный компонент). В процессе подготовки и реализации театрализованной деятельности родитель познает своего ребенка, учится понимать индивидуальность своего ребенка (когнитивный компонент). Сама ситуация совместной деятельности, задачи, которые ставит педагог-психолог перед парой «родитель-ребенок» учит их взаимодействовать на основе принципов ответственности и заботы по отношению друг к другу (поведенческий компонент).
В процессе психолого-педагогической поддержке мы используем механизм формирования навыков конструктивного взаимодействия родителя с ребенком (см. схему 1)
*ПП − педагог-психолог
Схема 1. Механизм формирования навыков конструктивного взаимодействия родителя с ребенком
Запускающим процессом в формировании навыков конструктивного взаимодействия родителя с ребенком является интеракция (взаимодействие). Интеракция предполагает непосредственное взаимодействие родителя с ребенком в игровой ситуации, которая управляется педагогом-психологом.
На базе интеракции возникает особое пространство, которое создает условия для формирования навыков взаимодействия родителя и ребенка.
Родитель приобретает конструктивный опыт взаимодействия с ребенком. Так как в процессе занятий возникают различные ситуации (ребенок может капризничать, может отказываться, что-либо делать, родитель может подавлять инициативу ребенка или в целом брать на себя всю активность). Педагог-психолог в этот момент оказывает корректирующее воздействие, делая для себя отметки, а в дальнейшем обсуждает все проблемные вопросы на индивидуальных консультациях с родителем.
На индивидуальных занятиях с педагогом-психологом мы создает условия для активизации рефлексии родителя (его умения анализировать ситуацию, понимать причины того или иного поступка).
На последующих этапах занятий по театрализации родитель получает возможность, проверить насколько он правильно понял комментарии педагога-психолога. Родитель получает возможность трансформировать собственный стиль взаимодействия ребенка (опираясь на поддержку педагога-психолога).
Таким образом, в процессе театрализованной деятельности и параллельных консультаций для родителей мы получаем возможность оказать влияние на их родительский стиль, можем сделать его более конструктивным.
Театрализованная деятельность как метод воздействия дает нам возможность влиять на эмоциональную составляющую стиля взаимодействия родителя с ребенком, индивидуальные консультации на когнитивную составляющую, что в итоге приводит к модификации стиля педагогического общения родителя и ребенка родителей (см. схему 2).
Схема 2. Логика воздействия на стиль взаимодействия родителя с ребенком
Этапы работы
- Диагностический. Основной целью является исследование уровня и качества взаимодействий родителя и ребенка. Данный этап подразделяется на два: первичная диагностика, которая основана на анализе жалоб родителей и особенностей их взаимодействия с ребенком; психологическая диагностика, которая осуществляется с помощью проективной методики «Рисунок семьи» и тест родительского отношения А.Я.Варга-В.В.Столин.
2. Формирующий. С одной стороны представлен циклом занятий по театрализации, который завершается выпускным спектаклем перед аудиторией образовательного учреждения. С другой стороны проводятся параллельные индивидуальные консультации с родителями (участниками тренинга театрализации).
3. Анализ результатов. Эффективность работы оценивается на основе результатов исследования взаимодействий родителя и ребенка с помощью методик «Рисунок семьи», тест родительского отношения А.Я.Варга-В.В.Столин (оценка динамики изменений в показателях), а также по субъективным параметрам, которые извлекается из отчетов родителей после окончания занятий.
Форма организации: групповая и индивидуальная.
Методы и приемы: в программе используются методы игротерапии, арт-терапии, социодраммы, психодраммы, а именно: метод экспрессии; метод творческого самовыражения; этюды и игры-импровизации; упражения подражательно-исполнительского и творческого характера, а также метод консультации родителей.
Условия реализации программы: программа рассчитана на 27 занятий по театрализации, которые проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Содержание программы предусматривает подготовку и организацию нескольких театрализованных представлений. Тематика представлений и ход занятий меняется педагогом исходя из специфики детей, уровня их психосоциального развития (содержание программы см. в приложении 2).
В качестве иллюстрации применения метода театрализации в практике психолого-педагогической поддержки рассмотрим несколько примеров.
Эмоциональный компонент. Этюд «Цветочек». Психолог говорит текст. Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток, из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет солнышку лепестки и поворачивает голову за солнышком. Участники сопровождают его выразительными движениями. После этюда каждый может нарисовать свой цветок и рассказать о нем.
Особое внимание заслуживает пример семьи К. Рассказ мамы о цветочке, был очень ярким и красивым. Цветок позиционировался как любимый всеми. Рассказ ребенка диаметрально был противоположен маминой идиллии. Цветок был грустным, и ему не хватало «водички и солнышка». Эта ситуация очень удивила маму, так как она не подозревала о дефиците внимания у ее ребенка. После занятия мама приняла решение о необходимости посещения индивидуальных консультаций.
Когнитивный компонент. Упражнение «Наша сказка». Все участники по очереди придумывают сказочные эпизоды, стараясь соблюдать логическую последовательность. Психолог фиксирует сказочный сюжет на бумаге. Затем участники распределяют сказочные роли и разыгрывают сказку.
В процессе выполнения, Мама Н. единолично приняла решение о той роли, которую будет играть ее дочь. Возникла конфронтация, так как ребенок хотел исполнять другую роль. С позиции мамы, выбранная ею роль, более соответствовала способностям и индивидуальности ее дочери.
Для разрешения возникшей проблемной ситуации, мы предложили ребенку исполнить по очереди две роли (первую, выбранную мамой и вторую, выбранную самостоятельно). По итогам театрализации обоих ролей мама признала факт, что дочь лучше справилась с ролью, выбранной самостоятельно. Опыт данного упражнения раскрыл маме ее ребенка в новом свете. Дочь способна к проявлению самостоятельности и не требует постоянного контроля и управления.
Поведенческий компонент. Упражнение «Домик поросят». Мамы с детьми садятся на стульчики, расположенные по кругу, «поросята» прячутся в свои домики. Но им очень хочется погулять, порезвится и похрюкать. По сигналу родителя «поросята» выбегают и веселятся. Но наступает время возвращаться домой. По сигналу участники возвращаются в свои «домики». Пока «поросята» играли ветер унёс чей-то соломенный домик (психолог убирает стул». Но шустрый «поросенок» занимает домик своего соседа, кто-то остается без домика.
В процессе игры ребята случайно столкнулись. Один участник столкновения спокойно продолжил участие в игре, другой (Андрюша) отказался от дальнейшего участия. Он демонстрировал бурную негативную реакцию, явно срываю работу группы. Мама Андрюши (с явными чертами гиперсоциализации) пытается насильственным образом вернуть сына в игру. Психолог вмешивается в ситуацию и через разговор с ребенком в минимальные сроки решает ситуацию, возвращая Андрея в игру. Психолог обращает вниманием мамы на то, что существуют различные способы решения проблемы. Авторитарный стиль родителя порождает новые проблемы, негативизм и сопротивление ребенка. Диалог с ребенком, в большей степени способствует разрешению сложившейся ситуации.
Опыт данной ситуации продемонстрировал маме Андрея, что насильственное воздействие на ребенка не продуктивно. По словам мамы, она стала задумываться о собственном стиле общения с сыном, теперь она стремится к более конструктивному взаимодействию с Андрюшей.
Вывод
Семья является важнейшим социальным институтом, так как именно в ней формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для адаптации в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Межличностные отношения в семейной группе определяют уровень доверия ребенка к информации, исходящей от членов семьи, которая до определенного возраста служит для ребенка основным каналом коммуникации.
На формирование личности ребенка оказывает влияние стиль взаимодействия родителя. В качестве компонентов стиля взаимодействия родителя с ребенком выделяются:
- эмоциональный: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности, сопереживания и взаимовлияния;
- когнитивный: степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи;
- поведенческий: забота и ответственность родителей по отношению к ребенку и его потребностям.
Использование театрализованной деятельности как основы для формирования интерактивного пространства между родителем и ребенком позволяет нам оказывать непосредственное наблюдение за стилем взаимодействия, выявлять нарушения в коммуникациях между родителем и ребенком и своевременно оказывать коррекционное воздействие. Использование индивидуальных консультаций дает нам возможность активизировать рефлексию родителя, обратить его внимание на нарушения во взаимодействии с ребенком (проявление небрежности, не внимательность к ребенку, агрессия и т.д.). В единстве театрализованная деятельность и индивидуальные консультации позволяют оказать воздействие на поведенческий компонент стиля взаимодействия родителя и ребенка, сделать его более конструктивным.
Анализ диагностических данных показал, что по всем шкалам теста родительского отношения А.Я.Варга-В.В.Столина.
наблюдается положительная динамика, а именно:
1. Шкала «Принятие-отвержение»: результаты, свидетельствуют о изменение в эмоциональном отношении родителя к своему ребенку, принятие его личностной позиции, интересов.
2. Шкала «Кооперация»: снизилось стремления родителей соответствовать социально желательному образу, отражающему установку социума на идеальное родительское поведение.
3. Шкала «Симбиоз»: у родителей в меньшей степени проявляется стремление к симбиотическим отношениям с ребенком. Родители более адекватно оценивают возможности ребенка и его в целом.
4. Шкала «Гиперсоциализация»: родители стремятся выбрать демократический стиль взаимодействия с ребенком, опека с их стороны выступает как элемент родительского отношения, а не как стиль в целом.
5. Шкала «Инфантилизация»: у родителей наблюдается положительная тенденция в снижении стремления родителя инфантилизировать ребенка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность.
Таким образом, объединение театрализованной деятельности как экспрессивного метода и консультаций как когнитивного метода позволяет оказать психолого-педагогическую поддержку родителю во взаимодействии с ребенком, имеющим нарушения в развитии.
Приложение 2
Содержание программы
Тема 1. Знакомство с миром театра
Занятие 1.1.
Цель: побудить интерес участников к новому виду деятельности. Знакомство участников группы друг с другом, беседа о том, что такое театр, беседа о спектаклях, выяснение отношения участников к данному виду деятельности.
Занятие 1.2.
Цель: усилить желание участников (в первую очередь детей) больше узнать о театре, усилить мотивацию на исполнение театрализованных действий.
Импровизация на тему «Как мы ходили в театр». Распределение ролей между детьми (гардеробщик, билетер, зрители, артисты, конферансье и т.д.)
Занятие 1.3.
Цель: продолжение формирования мотивации на исполнение театрализованных действий.
Приглашение актера детского театра для знакомства участников с особенностями его профессиональной деятельности. Актер покажет, как он легко может перевоплощаться в разные роли.
Занятие 1.4.
Цель: усилить желание детей побольше узнать о театре, усилить мотивацию на исполнение театрализованных действий.
Организация просмотра театрализованного представления (спектакля)
Тема 2. Волшебная сказка
Занятие 2.1-2.2
Цель: знакомство участников с миром сказки, обсуждение любимых сказок (которые были прочитаны совместно с родителями).
Педагог-психолог проводит опрос участников и узнает их любимые сказки и их любимых персонажей. Он просит их объяснить, почему именно данная сказка их любимая, что в этой сказке особенного (или кто).
Занятие 2.3-2.4.
Цель: первичный опыт ролевого перевоплощения.
Педагог-психолог просит участников показать их любимых персонажей. Работа может сопровождаться рисованием, лепкой и другими творческими действиями, для того чтобы подчеркнуть специфику образа. Важны совместные действия между родителем и ребенком.
Тема 4. Мимика. Жест. Интонация.
Занятие 4.1.
Цель: развитие пластики тела.
В данном занятии используются традиционные актерские упражнения на развитие психопластики. Работа проводится в паре «родитель- ребенок».
Занятие 4.2.
Цель: развитие интонационной выразительности.
Суть занятия заключается в том, что один из родителей (а далее все родители по очереди) читает четверостишье в двух вариантах: эмоционально-выразительном и формальном. Остальные участники должны объяснить, в чем разница, что интереснее и понятнее. Далее участники выполняют упражнения на развитие интонационной выразительности.
Занятие 4.3.
Цель: развитие мимических способностей.
Участники должны узнать эмоции по картинкам, которые раздает педагог-психолог. Ребята проигрывают отдельные этюды: «Этюд на выражение радости», «Этюд на выражение отвращения», «Этюд на выражение гнева» и др.
Занятие 4.4.
Цель: развитие двигательной активности детей, мышечных чувств.
На занятиях участники работают с упражнениями «Ветер», «Надуй шарик», «Гиря» и др. Данные упражнения позволяют им почувствовать работу своих мышц, использовать их для выражения своих внутренних состояний.
Тема 5. Гимнастика чувств.
Занятие 5.1-5.2.
Цель: формирование знания о многообразии эмоциональных состояний.
Участники знакомятся с различными эмоциями и настроениями через исследование картинок. Родители (вновь по очереди) изображают различные эмоции, а ребята должны их отгадать. Также можно использовать арт-методы (лепка, рисование, аппликация), которые реализуются в паре «родитель-ребенок».
Занятие 5.3-5.4.
Цель: формирование умения изображать различные эмоции.
Проигрывание отдельных этюдов, в которых задействованы персонажи в различных эмоциональных состояниях.
Тема 6. Общение. Взаимодействие и взаимозависимость партнеров.
Занятие 6.1-6.2.
Цель: побуждение участников к активному взаимодействию в процессе театрализации.
На занятии используются игры-упражнения, которые ориентированы на совместные действия. Участники должны понять, что качество спектакля зависит не только от их деятельности, а от работы команды. Можно использовать игры-упражнения «Скульптор», «Дружба», «Походи в моих ботинках», «Паутинка» и т.д.
Занятие 6.3-6.4.
Цель: формирование навыка партнерских взаимодействий (между ребенком и родителем).
В ходе занятия продолжает отрабатываться навык взаимодействия в процессе театрализации. Участники должны научиться видеть и слышать друг друга. Для этого можно использовать психогимнастические упражнения, формирующие обратную личностную связь. Упражнения проводятся в паре «родитель-ребенок».
Тема 7. Ролевые превращения.
Занятие 7.1-7.4.
Цель: развитие ролевой пластичности.
Занятия данной темы направлены на отработку навыка исполнения различных ролей. Педагог-психолог на каждом занятии (а их планируется четыре) задает определенную тематику (реальную – магазин, улица, зоопарк или сказочную Репка, Колобок, Курочка Ряба) участники должны перевоплотиться в персонажей данной темы. Для облегчения процесса перевоплощения используется специальная атрибутика: костюмы, декорации, музыкальное сопровождение. Родители помогают детям в процессе перевоплощений, направляют их, помогают подобрать атрибутику.
Тема 8. Артистическая смелость.
Занятие 8.1-8.2.
Цель: активизация творческого самовыражения.
Работу можно организовать следующим образом: педагог-психолог просит участников изобразить несуществующее животное. Далее они должны по очереди проиграть, как вело бы себя это животное в их доме, кто бы за ним ухаживал и т.д.
Занятие 8.3-8.4.
Цель: формирование опыта публичного исполнения роли.
Участники готовят фрагмент сказки к публичной демонстрации перед небольшой группой людей. Они должны суметь проиграть эпизод до конца, не отвлекаясь на посторонние факторы, шумы и др.
Тема 9. Подготовка и показ спектакля.
Цель: подвести итоги работы.
Педагог-психолог как режиссер ставит спектакль при активном участии группы. Они совместно обсуждают сценарий, распределяют роли, готовят декорации и костюмы, подбирают музыку. Финалом работы является показ спектакля. После показа актеры приглашаются на торжественное чаепитие.
Приложение 3
Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столина
Инструкция: Внимательно прочитайте предложенные ниже утверждения и решите, согласны Вы с ними или нет, т.е. решите «верно» или «неверно» каждое утверждение.
Текст опросника
- Я всегда сочувствую своему ребенку.
- Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
- Я уважаю своего ребенка.
- Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
- Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
- Я испытываю к ребенку чувство расположения.
- Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей.
- Мой ребенок часто мне неприятен.
- Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
- Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
- Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
- Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
- Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
- Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения, ничего не стоят.
- Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
- Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
- Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».
- Моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
- Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
- Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
- Я принимаю участие в моем ребенке.
- К моему ребенку липнет все «дурное».
- Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
- Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как бы мне хотелось.
- Я жалею своего ребенка.
- Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
- Я с удовольствием провожу с ребенком все свободное время.
- Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
- Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
- Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
- Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
- Я стараюсь выполнить все просьбы моего ребенка.
- При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
- Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
- В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
- Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
- Я всегда считаюсь со своим ребенком.
- Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
- Основная причина капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.
- Невозможно нормально отдохнуть, если проводить время с ребенком.
- Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
- Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
- Я разделяю увлечения своего ребенка.
- Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
- Я понимаю ограничения своего ребенка.
- Мой ребенок часто раздражает меня.
- Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.
- Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
- Я не доверяю своему ребенку.
- За строгое воспитание дети благодарят потом.
- Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
- В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
- Я разделяю интересы своего ребенка.
- Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
- Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
- Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
- Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
- Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
- Ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.
- Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
- Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Ключи к опроснику.
- Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
- Образ социальной желательности поведения: 6,9,21,25,31,34,35,36.
- Симбиоз: 1,5,7,28,32,41,58.
- Авторитарная гиперсоциализация: 2,19,30,48,50,57,59.
- «Маленький неудачник»: 9,11,13,17,22,28,54,61.
При подсчете баллов учитываются ответ «верно». Высокий балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
- отвержение;
- социальная желательность;
- симбиоз;
- гиперсоциализация;
- инфантилизация.
[1] Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о создании Центр раннего выявления и поддержки сельских талантливых детей (4-7 лет) в музыкально-театрализованной деятельности
нормативный документ...
Родительское собрание для родителей, имеющих детей с нарушениями в развитии.
Разработка родительского собрания для родителей, имеющих детей с нарушениями в развитии содержит материал, который направит родителей при организации игры и обучения; сориентирует родителя в подходах ...
Родительское собрание для родителей, имеющих детей с нарушениями в развитии.
Разработка родительского собрания для родителей, имеющих детей с нарушениями в развитии содержит материал, который направит родителей при организации игры и обучения; сориентирует родителя в подходах ...
Семинар-практикум для родителей, имеющих детей c нарушениями речи, по развитию и обогащению словаря.
Основной целью семинара для родителей является ознакомление родителей с различными способами обогащения и развития словаря, а также закрепления речевых навыков у детей в домашних условиях....
Конспекты образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности
Конспекты образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности...
Перспективный план работы взаимодействия с родителями, имеющими детей с нарушениями речи в группе № 1 компенсирующего вида с ОВЗ (детей с ТНР) «Цветик - семицветик» на 2019- 2020 учебный год.
План работы с родителями в группе компенсирующего вида с ОВЗ (ТНР)...
Рекомендации дефектолога для родителей, имеющих детей с задержкой психического развития. Тема: «Развитие познавательной деятельности»
Развитие психических процессов- основная задача в развитии детей с ЗПР....