Краткосрочный творческий проект по совместной деятельности воспитателя и детей средней группы
проект (средняя группа) на тему
Краткосрочный проект на тему "Здравствуй сказка!
«ЗДРАВСТВУЙ, СКАЗКА»
Подготовила воспитатель первой квалификационной категории:
Крупнова М.В.
Актуальность темы.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 79.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад № 93 комбинированного вида Выборгского района города Санкт- Петербурга
Краткосрочный творческий проект по совместной деятельности воспитателя и детей средней группы
«ЗДРАВСТВУЙ, СКАЗКА»
Подготовила воспитатель первой квалификационной категории:
Крупнова М.В.
Актуальность темы.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Проблема:
Дети плохо ориентируются в сюжетах сказки, главных героях, с трудом выстраивают последовательность действия героев. Родители мало уделяют внимания чтению русских народных сказок.
Гипотеза.
Мы предположили, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.
Тип проекта.
- Информационно-творческий
- Краткосрочный
- Групповой.
Методы.
Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации.
Участники проекта.
Дети средней группы, воспитатель, родители, музыкальный руководитель.
Обеспечение.
Литература:
- Евдокимова Е.С.» Технология проектирования в ДОУ «– М. «Сфера»,2006г.
- Русские народные сказки.
- Мордовские народные сказки.
- Запорожец А. Б. и др.» Эмоциональное развитие дошкольника; пособие для воспитателей детского сада.» -М. 1985 г.
- Михайлова А. Я. «Современный ребёнок и сказка: проблемы диалога» -М., 2002 г.
- Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1991, №4, 2007.
- Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2007.
- Инновации в логопедическую практику. Сост. О.Е. Громова. – М.,:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
- Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г.Н. Сергиенко. - Воронеж, 2006.
Оборудование:
- Аудиозаписи.
- Театральные куклы.
- Художественная литература.
- Книжки – раскраски, картинки и иллюстрации с изображениями героев сказок.
Цель проекта:
- создать условия для развития устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;
- воспитание интеллектуально развитой личности, владеющей нормами культуры речевого общения. раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи проекта:
Развивать творческую активность детей Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата,уважении личности маленького человека
. учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства;
- создать условия для формирования творческого рассказывания, умения раскрывать тему,
подчинять свою сказку определённой (основной) мысли.
развивать традиции семейного чтения.
создавать условия эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
Этапы проекта:
Этап - Подготовительный (разработка проекта).
(с 15.09.16 г. по 11.10.16 г.)
- определение проблемы;
- постановка цели, задач;
- обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.
- сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- составление перспективного плана работы.
Перспективный план.
Игровая деятельность
Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?», «Помнишь ли ты эти стихи». Кубики и пазлы по разным сказкам.
Познавательное развитие
Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок.
Речевое развитие
Занятие по сказкам «Кот, петух и лиса», «Репка».
Беседы с детьми о прочитанном.
Ознакомление с художественной литературой
Чтение и обсуждение сказок.
Пересказ разных сказок.
Театральная деятельность
Импровизация сказок «Кот, петух и лиса», «Репка»
Рисование
Занятие «Мой любимый сказочный герой».
Занятие «Петушок – золотой гребешок».
Аппликация
Занятие «Сказочный домик»
Работа с родителями
Консультации:
«Приемы обучения детей рассказыванию»;
«Знакомство со сказками в средней и старшей группах»;
«Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка»; «Учитесь движениям вместе со сказкой».
Пути реализации проекта:
- Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
- Оформление уголка «В гостях у сказки»
- Организация выставки рисунков по мотивам сказок.
- Изготовление костюмов сказочных героев, атрибутов.
Содержание работы с детьми:
1. Чтение разных сказок;
2. Рисование детьми героев сказок.
3.Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
4.Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
5.Самостоятельное составление сказок.
6.Рассказывание сказок собственного сочинения.
7.Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
8.Загадки о сказках, героях сказок.
9.Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
10.Театрализация сказки: «Кот, петух и лиса»
Содержание работы с родителями:
1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
2. Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).
3. Чтение сказок с детьми.
4. Придумывание сказок с детьми.
Помощь в пополнении книжного уголка сказками
Этап – Исследовательский.
( с 12. .16.г. по 21. 02.16.г.)
- работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
- выполнение проекта.
Этап – Заключительный.
( с 22.01.13.г. по 26.02 13.)
- театрализация сказки «Кот, петух и лиса»
- подведение итогов, анализ ожидаемого результата
- обобщение результатов работы, формулировка выводов -
составление рекомендаций.
Итоги, выводы.
В результате проектной деятельности была подтверждена гипотеза и сформулированы следующие выводы:
Через восприятие сказок мы:
- воспитываем детей
- развиваем выразительную, образную речь
- развиваем логическое мышление
- развиваем творческую активность
Сказки это отличное средство сплочения детей и взрослых.
Музыкальный руководитель способствует развитию концертной дея тельности, осуществляет музыкальное оформление к театральным постановкам. Дети проявляют артистизм и оригинальность при показе спектакля.
Основным результатом стал показ спектакля по мотивам русской народной сказки «Кот, петух и лиса».
Я выполнила намеченный план проекта, изучила материалы, разработала рекомендации.
Этап – Презентация проекта. (26.12.16 г.)
Театральная постановка сказки «Кот, петух и лиса».
Результат работ.
После соприкосновения с русской народной сказкой у детей появилось
желание больше узнать о традициях и творчестве русского народа.
Дети стали проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;
называют прочитанные сказочные произведения, их авторов, героев умеют использовать различные средства выразительности;
Родители владеют информацией о том, как правильно обращаться с
книгами, цветными иллюстрациями, научились творчески подходить к
формированию интереса детей к сказке. Повысился интерес родителей и детей к русским народным сказкам.
Рекомендации:
Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания.
Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе с
детьми по данной теме.
Творчески подходить к реализации поставленной проблемы, ориентировать детей на использование накопленных знаний, впечатлений.
Приложения к проекту
«ЗДРАСТВУЙ, СКАЗКА»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СКАЗКАМ:
«РЕПКА», «КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА»
(для детей среднего возраста)
Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.
Задачи:
1) Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки ,сохранять некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи.
Учить детей строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки.
Учить детей строить двигательную модель сказки по ходу ее изложения.
2) Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету).
3) Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
Первый используемый вид модели – сериационный ряд (сказка «Репка»).
Второй вид – двигательное моделирование (сказка «Лиса, заяц и петух»).
Материал и оборудование: Книжки-сказки «Репка» и «Кот, петух и лиса», посылка, бандероль, настольный театр, крупные иллюстрации к сказкам. У каждого ребенка – конверты с набором условных заместителей к сказке «Репка» ( шесть полосок разной длины, один желтый круг) и конверты, в которых кружки одинаковой величины, но разного цвета. Фланелеграф с крупными условными заместителями персонажей двух сказок, мелки, краски, карандаши, бумага.
Словарная работа: доверчевый, горемыка, лычки, лапотки.
Приемы и методы: Беседа, рассказывание сказок воспитателем, показ иллюстраций, игровые приемы, мозаика к сказке «Репка», подвижная игра «Лиса и зайцы», дидактическая игра «Почтальон».
Ход занятия:
Дети играют в группе. Заходит почтальон и вручает воспитателя посылку и бандероль. С ребятами подходит к столу и вскрывает бандероль, достает книжку «Репка».
Воспитатель: Интересная сказка, кто прислал нам ее, здесь письмо, оно от кота Леопольда.
Читает детям письмо: Дорогие ребята, посылаю вам свои любимые книги. Хочу, чтобы вы научились составлять сказки, хорошо их рассказывать и прислали мне ответ, понравились ли вам мои сказки? Кот Леопольд.
Воспитатель: Эта книга-сказка про «Репку». Мы с вами её читали, пересказывали, обыгрывали. Вспомните, какие герои в этой сказке? (Дети перечисляют: репка, дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка). Давайте мы с вами поиграем и попробуем составить эту сказку. Пройдите за свои столы, сядьте, возьмите конверт, на котором нарисована полоска. Вынимаем то, что в конверте. (Дети выполняют задания воспитателя).
Воспитатель: Чем отличаются полоски друг от друга?(Размером).
Чем они похожи? (Цветом).
Какого они цвета? (Оранжевого).
Еще есть геометрическая фигура, какая? (Круг).
Какого цвета? (Желтого).
У каждого героя сказки своя, определенного цвета полоска.
Какую возьмем по размеру полоску для деда? Почему? (Самую длинную – дед самый высокий).
Какую возьмем по размеры полоску для бабки? Почему?(Покороче, чем у деда – бабка ниже ростом, и т.д.).
Далее дети берут полоски для внучки, Жучки, кошки и мышки, и объясняют, почему именно эти полоски. Самая короткая полоска для мышки. Почему? (Мышка самая маленькая, серенькая).
Воспитатель рассказывает детям сказку, а они составляют. Дети сначала кладут репку, затем полоску – деда, полоску – бабку, внучку, Жучку, кошку, мышку.
Воспитатель: Сказка закончилась. Вы эту сказку составили, используя полоски разного размера. Кто расскажет сказку по выполненным полоскам? (Выбираем желающего). Паша будет рассказывать, а все ребята следят по своим полоскам и помогают. (Один ребенок рассказывает сказку).
Воспитатель: Хорошо, сказка получилась интересная.(Физминутка).
Репка.
В огороде дедка
Репку посадил.
(присели)
И водой из лейки
Репку он полил.
(тихонько поднимаемся)
Расти, расти, репка,
И сладка , и крепка.
(тянемся вверх на носочках)
Выросла репка
Всем на удивленье
(подняли плечики)
Большая –пребольшая,
Всем хватит угощенья.
(руки в стороны)
Выросла репка
И сладка, и крепка.
(тянемся вверх на носочках)
Выросла репка
И сладка, и крепка.
(тянемся вверх на носочках).
Отодвиньте все полоски на край стола. Мы не открыли посылку. Посмотрим, что в ней?
Вместе с детьми берем посылку и располагаемся на ковре. Открываем и вынимаем книгу «Кот, петух и лиса» и кукольный театр.
Воспитатель: Еще одну сказку прислал кот Леопольд.Называется она? (Ответы детей). И еще кукольный театр.Рассказываем сказку и расставляем героев сказки.
Воспитатель: Дети, хорошо ли поступила лиса с петухом? (Нет).Какая лиса в этой сказке? (Хитрая, коварная, умная, бессердечная и т.д.)
А какой петушок? (Добрый, доверчивый, горемыка).
Кто оказался настоящим героем-помощником? Какой он? (Кот – он смелый, храбрый).
Воспитатель: Интересная сказка? (Да).
Кто назовет присказку к этой сказке?
(Лиса по лесу ходила,
Звонки песни выводила,
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела – это еще не сказка – присказка, сказка вся впереди!)
Подвижная игра «Лиса и зайцы».
Воспитатель: Садитесь дети за столы и возьмите конверт, на котором нарисован круг. Выньте все, что есть в конверте.(Выполняют задание).
Какие геометрические фигуры? (Круги). Чем они похожи? Чем отличаются? ( Одинаковые по размеру, разные по цвету). Какие цвета у кругов? (Оранжевый, серый, красный).
Эту сказку будем составлять по цвету. Для каждого героя сказки – круг определенного цвета. Для Лисы – какой круг, почему? Кот - какой круг, почему? И петушок – какой круг, почему?(Дети объясняют, почему круги разного цвета, каждый цвет соотносят с «нарядом» животного).
Воспитатель: А теперь слушаем сказку и составляем.
Рассказывает сказку, а дети составляют, используя двигательный вид моделирования.
Воспитатель: Молодцы дети, правильно справились с заданием. А теперь давайте сами по очереди расскажем и покажем эту сказку. Выберем героев сказки и наденем маски – шапочки. (Выбор героев сказки по желанию детей).
Импровизация сказки.
Хорошо ребята, я вижу, что вы все справились с заданием. Надо отослать ответ коту Леопольду о том, какие наши любимые сказки и как мы их рассказываем и составляем. Я напишу письмо, а вы нарисуете своих любимых героев из сказок.
Дети переходят к столам, на которых находятся: бумага, краски, карандаши, мелки, фломастеры и рисуют кто чем хочет ( по желанию).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект совместной деятельности воспитателя с детьми средней группы по теме: «В гостях у зверей»
Сценарий совместной деятельности воспитателя с детьми в группе по теме: «В гостях у зверей», с использованием современных образовательных технологий деятельного типа....
План-конспект занятия совместной деятельности воспитателя и детей (средняя группа) на тему: « Моя семья»
План-конспект занятия совместной деятельности воспитателя и детей (средняя группа) на тему: « Моя семья» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализ...
Совместная деятельность воспитателя и детей средней группы по познавательному развитию с элементами ТРИЗ
Цель ТРИЗ в Совместной деятельность воспитателя и детей – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Досуг – это свободная...
Циклограмма совместной деятельности воспитателя и детей средней группы
Циклограмма совместной деятельности воспитателя и детей средней группы ПонедельникВторникСредаЧетверг ПятницаI пол. дня1.Беседа о КГН2.Д/игры ознак. с окруж. миром3.Индивидуальная работа по...
Конспект совместной деятельности воспитателя и детей средней группы «В гостях у белочки»
Материал для педагогов дошкольного образования...
Конспект совместной деятельности воспитателя и детей средней группы по развитию речи. Тема «Зима».
Конспект совместной деятельности воспитателя и детей средней группы по развитию речи. Тема «Зима». Цель: Развитие познавательно-коммуникативных навыков детей, памяти, моторики (общей и мел...