Беседа для детей старшего возраста "Мой родной Татарстан"
материал (старшая группа) на тему

Ямалтдинова Алина Илгизовна

Возрастная группа: старшая.

Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие».

Цель: познакомить детей с понятием «Татарстан», «Родина» и местонахождением его на карте и глобусе, продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом.

Задачи:

Обучающие:

·         дать детям представление о Родине – Татарстан, ее столице («Познавательное развитие»); познакомить с пословицами и поговорками о Родине («Познавательное развитие»).

Развивающие:

·         развивать у детей умение ориентироваться по карте, глобусу, находить свою республику, село, в котором живут («Познавательное развитие»); продолжать развивать и закреплять  умение четко и громко рассказывать стихотворения («Речевое развитие»)

Воспитательные:

·         воспитывать любовь к своей родине, чувство гордости за свою республику («Познавательное развитие»); воспитывать умение слушать друг друга внимательно, не перебивать рассказывающего.

Виды деятельности: наблюдение, чтение художественной литературы, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: слушание рассказа, беседа о Татарстане, работа по карте и глобусу, чтение стихотворений и половиц.

Оборудование: книга Н.Ф.Виноградовой «Что такое Родина?», карта, глобус, текст стихотворений о «Родине».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_o_rodine_tatarstan.rar521.91 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа для детей старшей группы на тему «Мой родной Татарстан»

(в рамках недели  «Люби свой край и воспевай» . 30 августа – День образования Республики Татарстан)

C:\Users\Пользователь\Downloads\36BXOZFBtpg.jpg

Примерная общеобразовательная программа дошкольного учреждения: «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы.

Возрастная группа: старшая.

Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие».

Цель: познакомить детей с понятием «Татарстан», «Родина» и местонахождением его на карте и глобусе, продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом. 

Задачи:

Обучающие:

  • дать детям представление о Родине – Татарстан, ее столице («Познавательное развитие»); познакомить с пословицами и поговорками о Родине («Познавательное развитие»).

Развивающие:

  • развивать у детей умение ориентироваться по карте, глобусу, находить свою республику, село, в котором живут («Познавательное развитие»); продолжать развивать и закреплять  умение четко и громко рассказывать стихотворения («Речевое развитие»)

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к своей родине, чувство гордости за свою республику («Познавательное развитие»); воспитывать умение слушать друг друга внимательно, не перебивать рассказывающего.

Виды деятельности: наблюдение, чтение художественной литературы, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: слушание рассказа, беседа о Татарстане, работа по карте и глобусу, чтение стихотворений и половиц.

Оборудование: книга Н.Ф.Виноградовой «Что такое Родина?», карта, глобус, текст стихотворений о «Родине».

Ход беседы

Звучит фрагмент музыкального произведения из кинофильма "Щит и Меч" "С чего начинается Родина...".
Воспитатель: Ребята, о чём поётся в песне? Правильно, в песне поётся о Родине.
Воспитатель: Вспомните, как называется республика, в которой мы живём? Правильно, Республика Татарстан. Это наша Родина.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое Родина? (ответы детей) Родина - значит родная. Родина – это, то место, где мы родились, где живём. Наша республика очень большая и красивая. У нее есть свой герб, флаг. Рассмотрим герб нашей республики. Что на нём изображено? (ответы детей)

D:\ykg75gdi.jpg

Воспитатель:  

Государственный герб Республики Татарстан представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой передней лапой на фоне диска солнца, помещённого в обрамление из татарского народного орнамента, в основании которого надпись «Татарстан», крылья состоят из семи перьев, розетка на щите состоит из восьми лепестков.

Герб Республики Татарстан выполнен в цветах флага Татарстана; имеет круглую форму.

Центральный образ герба — крылатый барс — в древности, у Волжских Булгар божество плодородия, покровитель детей. В гербе Республики Татарстан барс — покровитель граждан республики и её народа. Барс изображён на фоне красного диска солнца. Солнце — в древности главное божество многих народов. Красное солнце на гербе Татарстана означает доброе знамениеуспехсчастьежизнь. На левом боку барса — круглый щит, означающий правовую, экономическую, силовую защищённость граждан Республики Татарстан.

В цветном изображении Государственного герба Республики Татарстан солнце — красного, барс, его крылья и розетка на щите — белого, обрамление — зелёного, щит, орнамент на обрамлении и надпись «Татарстан» — золотистого цвета.

Цветок астры с чётным количеством лепестков символизирует вечный источник жизни, долголетие, пожелание долголетия.

Приподнятая правая передняя лапа барса — это традиционный геральдический жест, подчёркивающий величие верховной власти. Это означает также начало движения (дела) «шагом правой ноги», доброе начало движения Татарстана по пути обновления. Острые зубы и когти барса означают его способность постоять за себя и за тех, кому он покровительствует, кого защищает. Семь перьев крыльев барса символизируют пространство воздействия покровительствующей силы барса — и на земле, и на небесах. Положение хвоста барса означает хорошее настроениедружелюбие.

А как вы думаете, что означают цвета герба? (ответы детей)

Символические значения цветов:

золотой цвет — изяществокрасотабогатство земли Татарстана; 

зелёный цвет — зелень весны, возрождение Татарстана; 

белый цвет — чистота помыслов граждан Татарстана; 

красный цвет — зрелостьэнергиясилажизньжизнеспособность Татарстана.

Герб Республики Татарстан утверждает такие общечеловеческие, нравственные ценности, как добросправедливостьблагополучие граждан, дружба между народами, мир и прогресс.

Автором Государственного герба Республики Татарстан является художник-монументалист, член Союза художников Татарстана Риф Загреевич Фахрутдинов.

Воспитатель: Рассмотрим флаг Татарстана. Какого цвета государственный флаг Татарстана? Что обозначают цвета флага? Где можно увидеть татарстанский флаг? (ответы детей)

D:\5635656.jpg

Воспитатель: Флаг Татарста́на, наряду с гербом и гимном, является государственным символом Республики Татарстан, выражающим суверенитет Республики Татарстан, самобытность и традиции народа Татарстана. Государственный флаг Республики Татарстан представляет собой прямоугольное полотнище с горизонтальными полосами зелёного, белого и красного цветов. Цвета Государственного флага Республики Татарстан означают:

По другой версии, зелёный цвет означает этнических татар, проживающих в республике, а красный цвет — русских. Белая полоса символизирует мир и согласие между ними.

Автором флага является народный художник Республики Татарстан, лауреат Государственной премии имени Г. Тукая Тавиль Хазиахметов.

Воспитатель: Еще одной символикой Республики Татарстан является гимн. Гимн – самая главная песня России. Гимн исполняется в особо торжественных случаях. Исполняется и слушается гимн стоя. (Дети прослушивают в записи российский гимн, беседуют о его содержании, воспитатель знакомит с авторами гимна.)

21 февраля 2013 года Парламент Татарстана единогласно утвердил текст Гимна Республики Татарстан. Окончательный текст гимна основан на стихотворении «Туган ягым» (Родная сторона) Рамазана Байтимерова, как известно из истории, написанного им в 1970-х г. В доработке стихов принимали участие многие неизвестные авторы. Народом считается, что стихи Байтимерова вдохновили в свое время композитора Рустема Яхина на сочинение песни, мелодия которой стала государственным гимном Татарстана. Новый текст гимна состоит из 8 строк на татарском и из 8 ми строк на русском языке. На русский язык текст перевел русский поэт Филипп Пираев (по происхождению ассириец).

Текст на татарском

Перевод на русский

Мәңге яшә, газиз Ватаныбыз,

Цвети, священная земля моя,

Халкым тели изге теләкләр!

Да будет мирным твой небосвод!

Гомерлеккә якын туган булып

Единый дом у нас, одна семья,

Яши бездә төрле милләтләр.

Живёт в согласии наш народ.

Күп гасырлар кичкән чал тарихлы

Богатый мудростью седых веков,

Данлы илем, үзең бер дастан!

Надеждой, верою ты нам стал,

Синдә генә безнең язмышыбыз,

И пусть хранит тебя моя любовь,

Республикам минем, Татарстан!

Моя Республика, мой Татарстан!

(Включается гимн Республики Татарстан. Дети слушают гимн стоя).

Множество прекрасных песен и стихов посвящено Татарстану. В них прославляется наша Родина, ее леса и поля, реки, рассказывается о любви и гордости за свою республику, маленькую и большую Родину. В народе существуют множество пословиц и поговорок об этом.

Пословицы и поговорки

Одна у человека родная мать – одна у него и Родина.

Родина – мать, умей за нее постоять.

Где кто родился, там и пригодился.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

В о п р о с ы:

1. Назови республику, в которой проживаешь. (Татарстан)

2. Как называется село, где ты живешь?

3. Какую русскую реку называют великой? (Волга.)

4. Какие города Татарстана тебе известны?

5. Как называется город, который является столицей нашего Татарстана? (Казань).

Воспитатель: А теперь давайте послушаем стихотворение «МОЙ СОВЕТСКИЙ ТАТАРСТАН»  (Мухаммед Садри «Песня о счастье») в исполнении Кирилла, Айзили, Камили, Алины, Данила, Самиры, Данила:

C:\Users\Пользователь\Downloads\vpP_O17aWIE.jpg


Мой край богатый и красивый, 
Мой Татарстан, ты сердцу мил, 
Земля, где вырос я счастливым, 
Чей вкусный хлеб меня вскормил, 
Чьих рек я пил живую воду, 
Где песни я слагал свои; 
Моя Казань, мои заводы, 
Дома и улицы — мои!                                              (Кирилл)
Машин поток блестящий, яркий, 
Видны троллейбусы в окне. 
Все это — от Москвы подарки 
Казани — стало быть и мне!                                     (Айзиля)
И мой Зеленый Дол с садами, 
И нефтеносные Бавлы, 
Мои деревни с тракторами, 
Навек ушедшие из мглы.                                          (Камиль)
Мои леса, поля и реки, 
Мои колхозные хлеба — 
Все наше, все мое навеки, 
Мой Татарстан! Моя судьба!                                   (Алина)
Мой край богатый и красивый, 
Родной советский Татарстан, 
Где стал я истинно счастливым, 
Где человеком в жизни стал.                                    (Данил)
В неволе жившая веками, 
Ты расцвела, моя земля, 
Под животворными лучами 
Москвы великой и Кремля!                                           (Диляра)

Воспитатель: Что интересного, вы узнали сегодня? (ответы детей.) Вы ещё дети, но даже сейчас вы можете сделать очень много, чтобы наша Родина была ещё лучше и краше. Я надеюсь, что вы будете беречь нашу Родину, охранять ее природу.

До новых встреч!

D:\i.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психопрофилактическая беседа для детей старшего дошкольного возраста"Мое. Твое. Чужое"

Психопрофилактическая беседа с детьми подготовительной группы. Социальные нормы и правила....

Цикл бесед для детей старшего дошкольного возраста по правилам поведения на проезжей части улицы

уточнить представления детей о правилах уличного движения, проезжая часть улицы для движения машин, а тротуар для пешеходов, убедить в необходимости соблюдать их....

Познавательные беседы для детей старшего дошкольного возраста

Цикл познавательных бесед для старших дошкольников разработан в рамках проекта, одной из задач которого - это формирование коммуникативно-познавательных способностей дошкольников. При составлении бесе...

Конспект. Беседа для детей старшего возраста "Великие битвы Великой Отечественной войны 1941-1945 года"

Немецкие войска вероломно напали на наши границы. Началась Великая Отечественная война. На защиту страны встал весь народ. Песня "Священная война" поддерживала боевой дух наших солдат. Одними из самых...

Ознакомление детей старшей группы "Родничок" с пейзажной живописью

Полноценное восприятие и понимание искусства детьми достигается при условии целенаправленного знакомства с искусством как результатом творческой деятельности.В рамках образовательного проекта "Во...

Конспект беседы для детей старшего возраста «Как жили дети во время Великой Отечественной войны»

Дети войны- кто они? Как они жили и чем занимались? Ребятам нашего времени необходимо рассказывать о том, как "дети войны" наравне со взрослыми  защищали, стреляли, попадали в плен, жер...

Беседа для детей старшей группы «Страна моя родная. Природа России»

Формировать представление о разнообразии природы нашей страны, показать красоту родной природы, воспитывать бережное отношение к ней.Задачи: Способствовать закреплению знаний о растительном и животном...