СОВРЕМЕННЫЕ МУЗЕИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
статья

Музеи и искусство играют огромную роль в воспитании и формировании интеллектуально и культурно развитой личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ МУЗЕИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В начале своей статьи я выскажу несколько парадоксальную и, может быть, даже противоречащую существующей практике мысль о том, что в наши дни никого не надо убеждать, что  музеи и искусство играют огромную роль в воспитании и формировании интеллектуально и культурно развитой личности. Ибо мир, в котором мы живем, настолько просвещен, что понимание нами важности музеев и искусства в нашей жизни уже стало своего рода общеизвестной аксиомой, не нуждающейся в доказательстве. И эту аксиому должны не  только знать, но и принимать и выполнять все, кто хоть в какой-то мере имеет отношение к работе с подрастающим поколением.

Поэтому не буду приводить высказывания на этот счет великих педагогов, философов, писателей и ученых, а позволю себе выразить свое понимание данной аксиомы и свои мысли о том, что даст нашему обществу ее целенаправленное воплощение в жизнь.

Конечно, здесь можно было бы порассуждать о реализации данного вопроса в масштабах нашего города, региона или даже страны, тем более, что в настоящее время в России уделяется большое внимание развитию института музеев, искусства, литературы и культуры в целом. И воспользоваться достижениями в этих сферах, приобщиться к ним можно без особых сложностей. Было бы только желание.

Но наша родина, хоть она и огромна и занимает территорию не от Волги до Енисея, как поет один популярный певец, а от Камчатки до Калининграда,  начинается с небольших школ и детских садов, выпускники которых будут представлять собой завтрашнюю Россию. Какими они будут? Какими мы их хотим видеть? Это далеко не праздные вопросы ибо от того какими они будут, такой и будет наше отечество.

Наверняка каждый родитель хочет вырастить свое чадо не только подготовленным к самостоятельной жизни, умеющим добывать себе материальные блага, но и высоконравственным человеком, впитавшим в себя хотя бы основы бесценного культурного наследия, как отечественного, так и мирового.

Без всякого преувеличения можно утверждать, что формирование такой личности начинается именно во время пребывания малыша в дошкольном образовательном учреждении, то есть в детском саду.

Именно детские сады на базе соответствующих методик должны закладывать в своих воспитанников основы  эстетических и нравственных ценностей, стать гарантом полноценного формирования и сохранения целостности подрастающего поколения.

Ибо приобщение человека с младых ногтей к музейной культуре и искусству всегда формировали в нем ценностное отношение к действительности, уважение к культуре и истории человечества, умение оценивать в повседневной жизни музейные артефакты и произведения  искусства.

 Музеям и искусству отводится важная роль в периоде дошкольного детства, когда начинает складываться тонкий, чувственный внутренний мир ребенка и модель картины мира отражается в эмоциональных представлениях дошкольника, в произведениях искусства, что способствует созданию самого себя с помощью мира искусств.

В своей повседневной  практике мы убеждаемся, что «диалог» с музеем и искусством развивает у детей наглядно-действенное мышление, представление о предметном мире, созданном руками человека, обогащает их словарь эмоционально-окрашенной лексикой, искусствоведческими терминами, образными выражениями. Опыт, полученный от такого общения, дети стремятся выразить в рисунках, которые они сопровождают рассказами об особо ярких впечатлениях. В результате они начинают рисовать с большим увлечением, лучше понимать эмоциональное содержание картин, чувствовать их, внимательно слушать музыку, активнее высказываться о характере произведения, их речь обогащается красочными сравнениями, эпитетами. Они начинают учиться анализировать увиденное, высказывать свою точку зрения. Одновременно у детей повышается интерес к изобразительной деятельности, творчеству. Детские работы становятся интереснее и выразительнее, проявляется индивидуальность каждого ребенка.

Поскольку ребенок активно приобретает опыт видения: одушевляя игрушки ипредметы,он сопереживает сказочным персонажам, идентифицируя себяс героями книг и спектаклей, заинтересованно осматривает обстановку комнат,замечая  изменения в интерьере,активно преобразует свое игровое пространство. Наши малыши узнают на картинах знакомые предметы и явления, называют действия, определяют цвет и форму предметов. Они с интересом всматриваются в пейзажные картины, в жанровую живопись, натюрморты...

Теперь хотелось несколько остановиться на ряде мероприятий, которые уместно было бы организовывать для закрепления детьми основ мира музеев и искусства. Тут сразу оговорюсь, что взяты они из опыта наших коллег из различных регионов страны.

Так, в детском саду  можно устраивать:

1.     Выставки репродукции картин, доступных для понимания малышей.

2.     Выставки книжных иллюстраций, сопровождающих тексты сказок.

3.Выставки предметов быта: вышитая аппликационная  одежда,расписная посуда,глиняные игрушки, игрушки из дерева исоломы.

4.     Организовать выставку поделок, рисунков детей и родителей.

5.     Организовать занятие  с использованием  картин. Например, картина И.Шишкина « Утро в сосновом бору». Глядя на нее дети замирают в ожиданииВолшебства.В это время им можно рассказывать о мокром рыжем мхе, об упавшей ветке, о позах медведей. Предложить им окунуться в этот мир, спрятаться за пеньком и понаблюдать,послушать звуки леса (можно включить музыку илиШум леса).А лес у Шишкина-огромное сказочное живое чудо,у которого свои тайны,свои вековые поверья о добрых и злых лесовиках,леших,гномах(можно использовать этих персонажей как сюрпризный момент).

Можно также организовать знакомство детей с историей своего города: прогулки по родным улицам, автобусные экскурсии  по городу и достопримечательным местам, посещение музея истории города имеет огромное значение для  интеллектуального развития детей. При посещении музея вы убедитесь в том,чторассматривая экспозицию, каждый ребенок замечает что-то свое, близкое ему.Увлеченный выразительностью образов, он надолго остается под впечатлением от картин,которые потом будет  отражать в своем творчестве.

Процессы«всматривания», «созерцания» и «любования»экспонатами –важные этапы формирования эстетического восприятия,художественного мышления, нового отношения к произведениям искусств.

Несколько слов и о том, что можно организовать после посещения того или иного музея.

  1. Беседа-диалог, а в гостях - персонаж из волшебной страны - Музейчик.

 Ему дети будут рассказывать о своих впечатлениях.

  1. Организация зрительного ряда,где дети находят знакомые картины.

3.Игры в разные профессии. Например, в «художника»- ребенок «вживается» в роль художника(одевает атрибутику: берет плащ, выбирает для работы материалы:мольберт,лист бумаги,кисть,гуашь и рисует то, что близко его сегодняшнему настроению).

4.Для родителей и детей организовать фотовыставку, которая поможет вспомнить и пережить свои впечатления еще раз.

5.На занятиях по изобразительной деятельности рисовать на различные темы: например «Я-пейзажист», «Портрет лучшего друга» ит. д

6.Провести игру.Например,  игру «Интервью»: ребенок-репортер  расспрашивает детей о поездке в музей и впечатлениях.

7.    Игра-прием «Вхождение в картину»- ребенок представляет себя на месте изображенного человека(поза, мимика, настроение).

8. Игра «Узнай,к какому портрету подходит эта музыка».

9. Организация фотовыставки.

10.Рисование на разные темы.

   Используя указанные выше методы и приемы  можно увидеть, что музеи и искусство учат детей понимать душевный мир другогочеловека,бережно к нему относиться, знать свою историю и культуру.  А это уже первые маленькие шаги на их большом пути к духовно-нравственному возмужанию, становлению интеллектуально и культурно развитой личностью.

Евгения ДЮГАЙ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционной работы в МБДОУ на современном этапе развития дошкольного образования

В данной методической разработке рассматриваются особенности осуществления коррекционной работы в МБДОУ на современном этапе развития дошкольного образования....

Виды педагогических советов, формы их организации на современном этапе развития дошкольного образования

Одной из важнейших форм руководства дошкольным образовательным учреждением и повышения профессионального мастерства воспитателей являются педагогические советы....

Современное состояние системы дошкольного образования

проект по основным направлениям ДОУ...

Современные здоровьесберегающие технологии дошкольного образования

ФГОС: ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ  приобретение опыта в следующих видах поведения детей:‒      двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на разви...

Статья МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ. КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВДОХНОВЕНИЕ»

В статье обосновывается проблема применения инновационной деятельности в дошкольном образовании. Она посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме в дошкольных учреждениях, так как инновации в обр...