Особенности коррекционной работы в МБДОУ на современном этапе развития дошкольного образования
методическая разработка на тему
В данной методической разработке рассматриваются особенности осуществления коррекционной работы в МБДОУ на современном этапе развития дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_rabota_v_mbdou.doc | 341.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности коррекционной работы в МБДОУ на современном этапе развития дошкольного образования
Психолого-педагогическая работа в МБДОУ
В настоящее время много внимания уделяется развитию ребенка и формированию его психического и физического здоровья. Это обусловлено тем, что детство является тем периодом, в котором закладываются фундамент личности, нравственные и этические эталоны, формируется правилосообразное поведение и нормативная деятельность. Нервная система ребенка чрезвычайно пластична и способна к изменению; в этом периоде он обладает повышенной внушаемостью, подражаемостью, зависим от взрослого, а родители и педагоги — его главные авторитеты. Поэтому основной целью психологической работы с детьми в МБДОУ- формирование его психического здоровья ребенка.
Существуют виды здоровья- соматическое, психическое и социальное здоровье человека.
Соматическое (биологическое, физическое) здоровье — это отсутствие хронических заболеваний, физических дефектов, функциональных нарушений, ограничивающих социальную дееспособность человека. Для оценки здоровья детей используются три основных критерия:
- соответствие процесса роста и развития биологическим законам и социальным потребностям;
- достигнутый уровень физической работоспособности, отражающий функциональные возможности организма;
- наличие хронических заболеваний и физических дефектов, степень резистентно-сти (сопротивляемости) организма.
Психическое здоровье —условие психосоциального развития детей, определяется как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности.
Нарушения психического здоровья в детстве имеют две важные характерные черты:
- они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития;
- многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации.
Социальное (личностное) здоровье — это определенный уровень развития, сформированное™ и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); определенный уровень психического и личностного развития, позволяющий успешно реализовы-вать это взаимодействие (И. В. Кузнецова).
Критериями социального здоровья могут служить:
· адаптация в референтных общностях (семья, группа детского сада, класс);
· овладение ведущими и другими видами деятельности (игровая, учебная, учебно-профессиональная);
· овладение нормативным, правилосообразным поведением;
· уравновешенность процессов социализации и индивидуализации;
· выработка индивидуального стиля поведения (деятельности);
· наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств;
· общая средовая адаптация — интеграция в общество.
Общая классификация технологий и психолого-педагогических методов работы, используемая работе с детьми в МБДОУ
Для осуществления эффективной психолого-педагогической работы используются разнообразные технологии. Понятие «технология» используется в разных значениях:
- это способы материализации знаний, навыков и опыта человека в процессе деятельности по преобразованию предмета труда или социальной реальности.
- это рациональная последовательность использования инструментария с целью достижения качественных результатов труда.
- это способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбора оптимальных средств и методов их выполнения.
Характерными признаками технологии являются:
- единство целей,
- содержания,
- форм,
- методов
- и результатов деятельности;
- совокупность методов изменения объекта и проектирование процесса изменения
Технологии имеют характеристики:
- предполагают эффективность работы при наименьших затратах времени и сил,
- воспроизводимы в различных условиях,
- имеют четко выраженные этапы, связанные между собой,
- подвергаются корректировке на основе обратной связи.
Классификация технологий зависит от: видам деятельности, характера решаемых задач, уровней и сфер применения.
Классификация технологий
Основания классификации | Вилы технологий |
1. Сферы применения |
|
2. Объекты |
|
3. Характер решаемых задач |
|
4. Область заимствования методов |
|
5. Направления психологической работы |
|
Социально-психологические технологии — это диагностические и коррекционные процедуры, объектом которых являются социально-психологические явления, влияющие на поведение людей, включенных в различные социальные группы.
Социально-педагогические технологии — это совокупность педагогических приемов и методов, целенаправленно воздействующих на сознание, поведение и деятельность человека как члена социума в процессе его социализации, адаптации в новых социальных условиях и в социально ориентированных видах деятельности.
Психолого-педагогические технологии — это определенная система содержания, средств и методов обучения и воспитания, направленных на решение психологических задач (примером является технология развивающего обучения).
Социально-медицинские технологии — это совокупность взаимосвязанных социальных и медицинских приемов и методов воздействия, направленных на сохранение здоровья человека и формирование здорового образа жизни.
Психологическая диагностика как технология — это специально организованный процесс познания, в котором с помощью соответствующих методов происходит сбор информации о личности или группе с целью постановки психологического диагноза.
Технология развития направлена на формирование психических процессов, свойств и качеств личности в соответствии с требованиями возраста и индивидуальными возможностями ребенка. Она предполагает учет не только зоны актуального развития ребенка, но и его завтрашних возможностей (зоны ближайшего развития).
Технология психопрофилактики — это система психолого-педагогических мер, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития ребенка, психогигиену педагогической среды.
Профилактика — это предупредительные меры, связанные с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Она может предусматривать решение еще не возникших проблем. (Например, многие родители стремятся развивать активность ребенка, предоставляют ему свободу выбора, поощряют инициативу и самостоятельность, предупреждая тем самым социальный инфантилизм и пассивность. )
Другие профилактические меры принимаются непосредственно перед возникновением проблем. Так, при обнаружении у ребенка пробелов в знаниях, умениях и навыках образовательного и социально-этического характера с ним проводится индивидуальная работа, предупреждающая его социально-педагогическую запущенность.
Профилактические меры, принимаемые в отношении уже возникшей проблемы, предупреждают появление новых. Например, психолог работает с отдельными поведенческими недостатками ребенка, останавливая развитие негативных личностных свойств. Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий — к специальной. Можно называть специальной профилактикой систему мер, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, неуспеваемости и т.п.
Технология психологического информирования по своей сути является педагогической, обучающей. Другое дело, что средства, которыми пользуется психолог при ее применении, могут быть как педагогическими (рассказ, беседа, лекция, анализ проблемных ситуаций, деловая игра), так и психологическими (диагностическая и консультативная беседа, «телефон доверия» и др.).
Технология психологического консультирования — это обусловленная проблемой и ситуацией клиента целенаправленная процедура создания психологических условий для эмоционального от-реагирования, прояснения смысла, рационализации этой проблемы и нахождения вариантов ее решения.
Технология социально-психологической адаптации детей— это целенаправленная взаимосвязанная деятельность всех субъектов целостного педагогического процесса (родителей, педагогов, социального педагога, психолога) и ребенка, которая способствует овладению социально-этическими знаниями и нормами, накоплению позитивного социального опыта, содействуя успешной социализации и индивидуализации ребенка в микросоциуме.
Технология психологической коррекции— это система психологических или психотерапевтических средств, направленных на устранение, сглаживание недостатков или их психолого-педагогических причин. Результатом ее применения являются такие изменения в психике ребенка, которые позитивно влияют на его состояние, деятельность, общение и поведение в целом.
Технология социально-психологической реабилитации детей— системный, целенаправленный процесс их включения в общество (семью, группу, коллектив сверстников), способствующий полноценному функционированию в качестве социального субъекта.
Социально-педагогическая реабилитация в образовательных учреждениях заключается в преодолении трудностей общения со сверстниками, коррекции их общения и поведения; разрешении конфликтных ситуаций.
Технология психологического сопровождения — это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными технологиями, которые осуществляются всеми субъектами целостного педагогического процесса в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психического здоровья и полноценного развития личности ребенка.
Таким образом, использование различных технологий является важным моментом психолого-педагогической работы.
Особенности использование психолого-педагогических методов и приемов в работе с детьми дошкольного возраста
В психолого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста используются методы и приемы работы, адекватные возрасту воспитанников.
Метод ~ это совокупность способов и приемов решения практической психологической задачи.
Классификация основных методов:
- собственно психологические методы –
- психодиагностические,
- психокоррекционные,
- методы консультирования.
Классификация основных методов, используемых педагогом-психологом
Психологические | Социально-педагогические | Педагогические |
Психодиагностические методы:
Психокоррекционные методы:
| Методы социального воспитания:
Методы социально-педагогического воздействия:
Методы организации социально-педагогического взаимодействия:
| Организационный метод: Методы педагогической диагностики:
Методы обучения:
Методы воспитания:
|
Таким образом, характер технологий, методов и приемов задается проблемой ребенка, особенностями его личности, воспитательного микросоциума, уровнем социальной адаптации, предметом психологического воздействия, возможностями самого специалиста и многими другими параметрами.
Специфика психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста
В педагогике дошкольный возраст традиционно рассматривался как период, в течение которого психическое и личностное развитие ребенка как бы «дозревает» до того уровня, который позволит ему организованно перейти к систематическому школьному обучению.
До недавнего времени многие родители и воспитатели были убеждены, что не имеет смысла предъявлять какие-либо особые требования к развитию ребенка-дошкольника, если оно находится в пределах возрастной нормы, что достижение ребенком 6—7-летнего возраста автоматически приведет к требуемому уровню школьной зрелости. Другой крайностью, обесценивающей значение дошкольного детства как самостоятельного и самоценного этапа человеческой жизни, является стремление сократить его посредством раннего обучения и педалирования возможностей ребенка.
Современные позиции ученых и практиков согласуются в понимании детства как фундамента человеческой жизни. Психолог несет профессиональную ответственность за ход и качество личностного и психического развития маленького ребенка, который является очень сложным объектом психологического сопровождения.
Специфика работы психолога с дошкольниками в первую очередь связана с тем, что:
1) ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, которые лишь косвенно проявляются через отставание в развитии, капризы, агрессивность и прочие поведенческие проявления;
2) запрос на психологическую помощь формулируется не самим ребенком, а педагогами и родителями, которые_склонны переносить на него собственные проблемы;
3) ребенок не может осознанно ставить перед собой цель и стремиться к ее достижению;
4) несформированность у маленьких детей рефлексии вызывает необходимость «здесь и сейчас» работать с переживаниями ребенка;
5) ребенок будет сотрудничать с психологом только тогда, когда ему это интересно;
6) ребенок — развивающаяся личность, что предопределяет необходимость работать как по развитию психических функций, так и преодолению отклонений в развитии и их причин;
7) развивающая работа с ребенком преддошкольного возраста не строится по принципу специального развития отдельных психических процессов, а направлена на общее, максимально полное и разностороннее ознакомление ребенка с миром предметов, людей и отношений, в ходе которого и происходит его развитие;
8) ребенок-дошкольник имеет потребность в совместной деятельности со взрослыми, обусловливающей необходимость участия педагогов и психолога в деятельности детей;
9) работа с ребенком должна проводиться в зоне не только его актуального, но и ближайшего развития.
Педагогом – психологом осуществляется работа со всеми участниками образовательного процесса. Она осуществляется в соответствие с планом работы: с детьми, родителями, воспитателями. Существует общий план работы.
План работы педагога-психолога
Задачи | Пути и средства их реализации | Результаты |
1 | 2 | 3 |
Подготовительный этап | ||
1. Изучение адаптации воспитанников к условиям жизни в детском саду |
| Рекомендации в помощь |
2. Обеспечение благоприятных условий для психоэмоционального благополучия и общего развития детей |
| Доклад и проект решения педагогического совета по проблеме |
3. Создание информационной базы здо-ровьесберсгающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста |
| Банк информации о |
4. Изучение уровня творческого потенциала педагогов |
| Выступление на педсовете и консультации педагогов по итогам диагностики, формирование групп взаимопомощи |
5. Работа по формированию благоприятной психологической атмосферы в педколлективе |
| Консультации для администрации Реализация программ |
Основной этап | ||
1. Работа с детьми Развитие личности дошкольника. Формирование психологической готовности детей к школьному обучению. Коррекция поведенческих особенностей ребенка. |
| Подготовка индивидуальных карт развития ребенка |
2. Работа с педагогами Выявление уровня профессиональной компетентности педагогов |
| Психологическая экспертиза профессиональной компетент-юсти педагогов Психологический портрет педагогов |
3. Оказание помощи педагогам в индивидуализации и дифференциации воспитательно-образовательного процесса |
| |
4. Работа с родителями |
| Доклад на родительском собрании |
Основной деятельностью педагога-психолога в МБДОУ является психодиагностика, психопрофилактика, развитие, коррекция и консультирование.
Консультативная работа — это консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения и воспитания.
Психодиагностическая работа — это психолого-пе-дагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода дошкольного детства, выявление его индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в развитии.
Психопрофилактическая работа — это формирование у педагогов и детей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создание условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности.
Развивающая и коррекционная работа — это активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка и обеспечение соответствия этого развития возрастным нормативам, оказание помощи педагогическим коллективам в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей.
Виды психоолого-педагогической работы
Социально-психологическая диагностика и консультирование | Профилактическая работа | Коррекционно-развивающая работа |
Цель
| Цель
| Цель
|
Алгоритм осуществления направлений психолого-педагогической работы
1. Проведение психодиагностического исследования:
· цель и задачи исследования;
· сроки проведения исследования;
· объект исследования;
· предмет исследования;
· выдвигаемые гипотезы (предположения);
· ход исследования;
· используемые методы;
· результаты и выводы исследования; рекомендации по результатам исследования. 3. Осуществление консультирования.
Журнал консультаций психолога:
Дата | Время | Возраст | По вол обращения | Проблема | Результаты консультации | Консультант | Примечания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Журнал учета групповых форм работы:
Список участников | Тема группового занятия | Даты встреч | Отметки о посещениях | Ведущий | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
4. Программа психолого-педагогической работы педагога-психолога с группой:
психологическая характеристика группы;
- цель и задачи программы;
- объекты и предметы психологической работы;
- содержание работы (конкретные темы занятий);
- планируемые результаты работы психолога.
5. Коррекционная карта — развернутая картина психологических воздействий с определением стратегии и тактики:
· исходные данные о ребенке;
- исходная проблематика;
· тип и форма коррекционных воздействий;
· средства коррекционных воздействий;
· рекомендации педагогам и родителям по-организации режима жизнедеятельности ребенка на протяжении коррекционных занятий;
· динамика психологических изменений в ходе коррекционных занятий;
· выпускающая характеристика с общими рекомендациями.
6. Программа коррекционно-развивающих занятий: психологическая характеристика группы;
· цели и задачи программы;
· объект и предмет коррекции;
· этапы реализации программы (тематический план);
· планируемые результаты-(в терминах развития личности).
7. Психологическая характеристика ребенка:
· отражает тот или иной аспект психического развития; позволяет составить психологический портрет ребенка либо возрастной группы в целом;
· отражает индивидуальные особенности развития ребенка, т.е. особенности развития различных сфер личности и различных психических процессов;
· приводит к выводам о недостатках, пробелах, девиациях развития либо о возможностях, способностях, одаренности личности;
· составляется в свободной, творческой форме.
8. Психологическое заключение:
· общие характеристики возрастного развития на основе особенностей психофизического и психофизиологического характера:
· познавательное развитие;
личностно-эмоциональное развитие;
· коммуникативное развитие;
· детская компетентность;
· готовность к школе (или характеристика учебной деятельности);
· общий вывод и рекомендации
Социально-психологическая диагностика и консультирование
Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста состоит из пяти этапов.
1. Подготовительный:
- медицинский анамнез на основе специальной документации и беседы с медицинским работником;
- социально-бытовая характеристика жизнедеятельности ребенка на основе анкетирования родителей;
- педагогический анамнез на основе анкетирования и бесед с воспитателями;
- семейный анамнез на основе анкетирования и бесед с родителями и значимыми взрослыми в семье ребенка.
2. Адаптационный:
- знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним,
- анализа продуктов детского творчества.
3. Основной: тестирование.
4. Интерпретационный: составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных.
5. Заключительный:
- констатация результатов обследования в процессе беседы;
- рекомендации родителям или воспитателям.
Выделяются специфические правила тестирования детей дошкольного возраста:
- удержание единой пространственной позиции психолога с ребенком («глаза в глаза»);
- предоставление первоначального свободного выбора сфер деятельности (игра, рисунок, общение и др.);
- чередование сфер деятельности в используемых тестах (общение—конструирование—движение—рисование);
- временное регламентирование тестирования (от 1 ч до 30 мин в зависимости от возраста ребенка);
- регламентация интеллектуальной нагрузки, которая обеспечивается чередованием вербальных и невербальных средств;
- регламентация личностно-эмоциональной нагрузки, которая обеспечивается чередованием экспрессивных и ассоциативных средств в проективных методиках;
- дублирование тестов общей диагностической направленности для подтверждения результатов;
- варьирование процедуры тестирования, которое обеспечивается недирективными инструкциями и сменой структурных этапов тестирования, использованием всех видов помощи при выполнении тестовых заданий.
Профилактическая работа в МБДОУ.
Психолого-педагогическую работу можно разделить на два больших раздела:
- Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в детском саду.
К нему относится:
- психологическое информирование персонала детского сада и родителей воспитанников,
- участие в психологической экспертизе профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения,
- проведение для них индивидуальных и групповых консультаций по проблемам детской, социальной и педагогической психологии,
- тренингов личностного роста и педагогического общения и других форм работы.
- Индивидуальное психологическое сопровождение развития ребенка.
Психологическое сопровождение—направлено на создание социально-психологических условий для эмоционального благополучия, успешного развития, воспитания и обучения ребенка в ситуациях социально-педагогических взаимодействий, организуемых в рамках образовательного учреждения (Р. М. Битянова).
Психологическое сопровождение естественного развития дошкольника
Детский практический психолог, работая в образовательном учреждении, имеет дело с детьми самого разного возраста. При этом он их видит не в статике, а в динамике. На его глазах они переходят с одной ступени онтогенеза на другую, более высокую. Помочь этому переходу — одна из сложнейших задач психолога.
Л.С.Выготский рассматривал возраст как относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие закономерности развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение. Возрастные особенности указывают на общее направление развития, существуя как наиболее характерные общие особенности возраста. Тот или иной возраст сензитивен к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, а также и к определенному типу воздействий. Сложность психологического возраста заключается в том, что он с°держит в себе психологические реалии сегодняшнего дня, ценностный смысл которых определяется потребностями дня завтрашнего (И.А.Дубровина).
Именно полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовит его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям.
В основе благоприятных психологических условий лежит реализация принципа «зоны ближайшего развития» Л. С. Выготского. Использование этого принципа в разработке психолого-педагогических программ позволяет проектировать тот уровень развития, которого ребенок может достичь в ближайшее время.
Психологическое сопровождение естественного развития детей.
Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) приносит ребенку новые потенциальные достижения. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Дошкольное детство — период творчества, ребенок творчески осваивает речь, у него появляется воображение, своя особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.
Возникающее неудержимое, естественное для этого периода онтогенеза стремление к овладению телом, психологическими функциями и социальными способами взаимодействия с другими людьми приносит ребенку чувство наполненности и радости жизни.
В то же время ребенок испытывает потребность к удержанию освоенных действий через их неустанное воспроизведение. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами — неполный перечень особенностей личностного развития дошкольника. Центральным образованием возраста можно считать соподчинение мотивов.
В возрасте от 3 до 7 лет самосознание ребенка развивается настолько, что можно говорить о детской личности. К старшему дошкольному возрасту стилевые черты, личностные качества складываются уже на основе социально-психологических законов.
Особое место детства в становлении личности признается всеми исследователями. В детстве закладывается фундамент личности: формируются основные мотивационные, инструментальные и стилевые черты.
Возрастные особенности детей-дошкольников, проявляющиеся в большой эмоциональности, зависимости от взрослого, подражательности, восприимчивости, создают опасность закрепления и интеграции негативных проявлений, обусловливают задержки и негармоничность развития, неуспешность и непродуктивность деятельности, нарушения в процессах самоопределения, реализации личностного потенциала, психологическую уязвимость ребенка.
Однако в силу тех же особенностей дети легче перестраиваются, поддаются воспитательному воздействию, более сензитивны в плане развития, если определяющие воздействия адекватны возможностям и особенностям ребенка.
Следовательно, возрастные особенности детей-дошкольников могут играть как позитивную, так и негативную роль в развитии Ребенка в зависимости от условий его жизни и воспитания.
Основные задачи психолога, работающего с детьми дошкольного возраста, связаны с психологическим сопровождением естественного развития ребенка, которое включает развитие основ произвольности психических процессов у детей и тренировку психических процессов и функций.
Коррекционная работа. Виды коррекционной работы
В МБДОУ имеются с коммуникативными, поведенческими и эмоционально-личностными проблемами, социально-педагогической запущенностью, недостатками в психическом развитии предполагает организацию специальных коррекционно-развивающих программ как комплексного, так и специального характера.
По содержанию можно выделить:
- общую личностную коррекцию,
- коррекцию отдельных сторон, сфер и качеств личности,
- коррекцию деятельности и отношений.
Личностная коррекция направлена на позитивное изменение Я-концепции ребенка, уровня его притязаний, гармонизацию личностного баланса, усиление Эго. Она предполагает работу по преодолению дисгармонии, незрелости, невротичности личности, комплекса неполноценности, нарушений половой идентификации и других негативных личностных проявлений.
Коррекция познавательной сферы направлена на формирование познавательной мотивации, развитие познавательных психических процессов, тренировку интеллектуальных функций и способов умственной деятельности, преодоление синдрома дефицита внимания, выработку когнитивных стилей.
Коррекция эмоциональной сферы связана, со снижением психоэмоционального напряжения, дезактуализацией фрустрированных потребностей ребенка, разрушением аффективных образа мира и стереотипов поведения, оздоровлением социальной среды. Она предполагает развитие социальных эмоций и способов безопасного эмоционального реагирования и формирование навыков эмоционального контроля поведения у ребенка.
Коррекция волевой сферы ~ это развитие произвольности психических процессов, формирование целеполагания. мотивации, осмысленности и рефлексивности поведения, преодоление незавершенности действий ребенка.*
Коррекция поведенческой сферы связана с формированием внутренней позиции ребенка, овладением веером социальных ролей, репетицией социально одобряемых моделей "поведения, навыками саморегуляции и самоконтроля, преодолением негативных стереотипов.
Коррекция игровой или учебной деятельности направлена на развитие личностной, социальной и учебной мотивации, овладение средствами и способами деятельности, навыками целеполагания, контроля и самооценки.
Коррекция отношений ребенка предполагает изменение, социальной ситуации развития, ее субъективного восприятия ребенком; развитие социального интеллекта, интуиции, эмпатии и рефлексии; повышение социального статуса; разрешение внутренних и внешних психологических конфликтов.
Содержание коррекционной работы исследователи связывают с наиболее типичными трудностями детей:
· несоответствием уровня психического (умственного) развития ребенка возрастной норме;
· неготовностью к школьному обучению, неуспеваемостью, низкой познавательной и учебной мотивацией;
· негативными тенденциями личностного развития, коммуникативными проблемами;
· неорганизованностью поведения, низким уровнем произвольной регуляции;
· эмоциональными нарушениями поведения;
· дезадаптацией в детском саду, школе, семье.
Коррекция умственного развития:
· развитие восприятия, сенсорных способностей;
· развитие наглядно-образного (наглядно-действенного) мышления;
· развитие начальных функций произвольного внимания и памяти;
развитие речи (в рамках логопедической помощи);
· развитие познавательной мотивации.
Коррекция готовности ребенка к обучению:
· коррекция внутренней позиции ребенка;
· формирование общей успеваемости (положительная мотивация, познавательные процессы, самоконтроль, самооценка);
· коррекция мелкой моторики и пространственной ориентации (письмо);
· речевая коррекция (чтение);
· коррекция исходных представлений о количестве, величине и т.п. (математика).
Коррекция неорганизованности поведения.
1. Мотивационный блок (целеполагание) — неумение выделить, осознать, принять и выдержать цель действия:
· четкое выделение цели, принятие и осознание ее ребенком в виде образца продукта;
· удержание образца «на виду»;
· выделение поэтапных подцелей;
· обеспечение достижения цели и одобрения успеха;
· перенос успеха на самостоятельное поведение;
· перенос произвольной регуляции'на фрустрирующую ситуацию.
2. Операционно-регулятивный блок (планирование и контроль) — неумение планировать пути достижения цели как по содержанию, так и во времени; неумение контролировать действия и вносить коррекции по ходу их выполнения:
· совместное со взрослым планирование содержания и последовательности операций по достижению цели;
· предметное и знаковое моделирование пути действия;
овладение различными способами планирования (готовая схема, моделирование, план-схема);
· распределение функций в кооперативных формах деятельности;
· формирование мотивационной готовности к деятельности;
· формирование действий самооценки и контроля через исключение возможности незавершенных действий; введение режима с небольшим количеством требований;
· последовательная передача функций планирования, контроля и оценки ребенку.
Коррекция личностного развития.
1. Коммуникативные проблемы в семье — с родителями, родственниками:
· разъяснительная коррекционная работа с родителями и педагогами, направленная на изменение воспитательных установок и стереотипов воспитания;
· родительский тренинг (повышение родительской компетентности);
· тренинг педагогического общения (повышение педагогической компетентности);
· коррекционные игры психолога с ребенком (развитие нового типа отношений равноправия и партнерства);
· организация игр ребенка с родителями (проба на совместную деятельность).
2. Трудности общения вне семьи — со сверстниками, воспитателями, учителями:
· коллективные игры (справедливое распределение ролей и регуляция отношений);
· игровая коррекция поведения (отреагирование и выход агрессивного заряда); г,
· статусная психотерапия (возрастные перемещения детей с неадекватной самооценкой);
· социальная терапия (изменения отношения группы к ребенку благодаря устойчивой высокой оценке этого ребенка значимым взрослым).
3. Проблемы самооценки, тревожность, повышенная эмоциональная напряженность, пассивность, конформизм:
· психогимнастика;
· холдинг-терапия;
· арттерапия;
· психодрама и другие формы десенсибилизации.
Психокоррекционная работа в случаях комплексной дезадаптации ребенка может носить комплексный либо симптоматический характер, направленный на дефицитарные области развития, поведения и общения ребенка.
Принципы коррекционной работы
Выбор целей и направленности коррекции, т.е. стратегия ее осуществления, определяется тремя основными принципами: нормативности развития, коррекции «сверху вниз» и системности развития психической деятельности. Тактика коррекционной работы, т.е. выбор средств и способов достижения поставленных целей, вытекает из так называемого деятельностного принципа коррекции.
Принцип нормативности основан на закономерностях психического развития, значении последовательности его стадий для формирования личности ребенка. Он постулирует существование некоторой «возрастной нормы» развития как своеобразного эталона.
Принцип коррекции «сверху вниз» ставит в центр внимания создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка. Воплощение данного принципа требует учета двух моментов. Во-первых, такая коррекция должна строиться как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. Во-вторых, в отличие от коррекции «снизу вверх», имеющей своей целью упражнение и упрочнение того, что уже достигнуто ребенком, коррекция «сверху вниз» носит опережающий, предвосхищающий характер, активно формирует то, что должнобыть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе.
Принцип системности обусловливает необходимость учета сложного системного характера психического развития в онтогенезе.
Деятельностный принцип коррекции, во-первых, определяет сам предмет приложения коррекционных усилий и, во-вторых, задает способы коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности ребенка путем формирования обобщенных способов ориентировки.
Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков,* не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений (Т. В.Бурменская, О.А. Карабанова, А. Г.Лидере).
Этапы коррекционной работы
Коррекционная работа осуществляется в игровой деятельности и проходит три отчетливо выявляемых этапа: ориентировочный, реконструктивный и закрепляющий.
На ориентировочном этапе детям предоставляется возможность для спонтанной игры. Тактика психолога наименее директивна. На этом этапе решаются следующие задачи:
· диагностическая — выявляются особенности эмоционально-поведенческой сферы, требующие коррекции;
· создание у ребенка положительного эмоционального настроения и атмосферы «безопасности» в группе.
· На данном этапе широко используются невербальные средства коммуникации, игры, облегчающие вступление в контакт. Постепенно скованность и напряженность исчезают. Дети становятся более активными.
Тактика психолога на втором этапе, реконструктивном, принимает целенаправленный характер, используются специальные приемы. Задача психолога — продемонстрировать ребенку неадекватность, нецелесообразность некоторых способов реагирования и сформировать у него потребность в изменении своего поведения. Здесь происходит эмоциональное отреагирование внутреннего напряжения, неприятных переживаний, широко используются сюжетно-ролевые игры разыгрывание различных проблемных ситуаций. Именно на этой стадии коррекционного процесса происходят главные изменения в психике ребенка, разрешаются многие внутренние конфликты которые носят подчас бурный и драматичный характер. Почти всегда встречаются проявления агрессии, негативизм — протест, направленный против психолога. К концу этой стадии гамма противоречивых эмоций сменяется чувством глубокой симпатии как к взрослому, так и к партнерам по игре.
На этом этапе дети закрепляют способность самостоятельно находить нужные способы поведения. Задача психолога — обучить их новым формам эмоционального реагирования, поведения, развить навыки общения, обогатить игровую деятельность. Целью закрепляющего периода является закрепление всего того позитивного и нового, что возникло в личностном мире ребенка. Необходимо добиться того, чтобы ребенок окончательно поверил в свои силы и смог вынести приобретенную веру за пределы игровой комнаты в реальную жизнь. Тактика психолога подчинена внутренней динамике игрового процесса, ее изменения соответствуют этапам психо-коррекционного процесса.
I этап. Тактика наименее директивна. Психолог наблюдает за игрой детей, старается создать теплую эмоциональную атмосферу в группе, ненавязчиво помогает ребенку освоиться в новой обстановке. Он может предложить детям поиграть в те или иные игры, но не настаивает на этом. Охотно поддерживает инициативу детей, никак не направляет игру, не высказывает никаких мнений по поводу игры, не оценивает детей. Используются следующие приемы:
· невербальные средства общения;
· поощрение спонтанной активности ребенка.
II этап. На реконструктивном этапе тактика изменяется, позиция психолога становится более активной. Приемы:
· интерпретация; отражение;
· демонстрация более адекватных способов поведения; внушение;
· создание ситуаций выбора, требующих от ребенка определенного способа действия;
· использование специальных игр.
III этап. Это этап опробования нового опыта. Ребенок уже научился справляться с возникающими у него проблемами. Психолог во всем поддерживает ребенка, демонстрирует ему свое уважение.
Формы коррекционной работы
В работе с детьми используются различные формы коррекционно-развивающей работы, основанные на психодиагностике, наблюдениях в процессе занятий, детских игр и в свободном общении со взрослыми и сверстниками.
В коррекционной работе с дошкольниками психолог руководствуется следующими правилами:
1) он не вправе определять индивидуальный ход психического развития ребенка путем радикального коррекционного вмешательства;
2) не рекомендуется использовать гипнотические, суггестивные средства воздействия, а также методы психотерапии, не адаптированные к дошкольному возрасту;
3) коррекционные воздействия осуществляются только при наличии твердой уверенности в причинах и источниках отклонений в развитии ребенка;
4) пространство коррекционных воздействий ограничено нормой и пограничными состояниями развития ребенка.
Оптимальными формами осуществления коррекционной работы являются:
- детская игра,
- игровые занятия
- игровая коррекция
В коррекционной работе с дошкольниками используется широкий арсенал средств: изобразительно-графические,
- музыкально-ритмические,
- предметно-манипуляционные,
- вербально-коммуникативные;
Игротерапия. В течение длительного времени игра рассматривалась как способ занятости ребенка и выхода его энергии либо как инструмент передачи культурного и религиозного опыта. Лишь на рубеже XIX —XX вв. психология начинает осознавать развивающие, гармонизирующие и целительные возможности игр. Они признаются средством освоения ребенком социальных ролей и раскрытия его внутреннего мира.
Основные признаки игровой деятельности:
· игра приятна, т. е. положительно воспринимается участниками;
· она протекает спонтанно и предполагает наличие внутренней мотивации участников;
· требует высокой гибкости психических процессов и ролевой пластичности;
· является естественным следствием физического и интеллектуального развития ребенка;
Сегодня совершенно методы игротерапии являются чрезвычайно ценным инструментом, позволяющим изучать различные аспекты внутреннего мира ребенка, уровень его психической зрелости, социальные навыки, эмоциональные процессы и другие значимые характеристики.
В терапевтическом процессе игра выполняет диагностическую, терапевтическую и обучающую функции (А.И.Захаров).
Диагностическая функция заключается в выяснении психопатологии, особенностей характера и взаимоотношений ребенка с окружающими.
Терапевтическая состоит в предоставлении ребенку возможности эмоционального и моторного самовыражения, отреагирова-ния напряжения, страхов и фантазий.
Обучающая предполагает перестройку отношений, расширение диапазона общения и жизненного кругозора, реадаптацию и социализацию.
Различают две формы игротерапи: индивидуальную и групповую.
Ненаправленная (недирективная) игротерапия предпочитает свободную игру как средство самовыражения ребенка, позволяющее одновременно успешно решать три важные коррекционные задачи: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок—взрослый. Такое комплексное и адекватное требованиям реальной жизни ребенка формулирование задач ненаправленной игротерапии основывается на теоретическом плюрализме этой формы коррекционной работы, вобравшей в себя идеи как психоаналитической терапии, так и терапии, Центрированной на ребенке.
Цель игротерапии определяется как воздействие на базовые изменения в интрапсихическом равновесии ребенка для установления баланса в структуре его личности.
Общими показаниями к проведению игротерапии являются: социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции; сверхконформность и сверхпослушание, нарушения поведения и вредные привычки; неадекватная полороле-вая индентификация у мальчиков.
Во всех этих случаях показана индивидуальная форма работы, обеспечивающая снятие острой симптоматики и подготовку к работе в группе.
Большое значение для успеха коррекционной работы имеет также состав группы.
Набор игр, применяемых в игротерапии, включает игры со структурированным игровым материалом и сюжетом и неструктурированные игры. К первому виду относятся игры «в семью» (людей и животных), агрессивные игры, игры с марионетками (кукольный театр), строительные игры, выражающие конструктивные и деструктивные намерения. К неструктурированным играм относятся двигательные игры-упражнения (прыганье, лазанье), игры с водой, песком, глиной и собственно терапевтические (рисование пальцами, кистью, пастелью, цветными карандашами).
Игры с неструктурированным материалом особенно важны на ранних фазах игротерапии, когда чувства ребенка еще не выделены и не осознаны мм. Игры с водой, песком, красками, глиной дают возможность выразить свои чувства в ненаправленной форме и испытать чувство достижения.
Арттерапия - занятия художественно-прикладного характера (лепка, рисование, изготовление мозаики, всевозможные виды поделок и др.).
Основная цель арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка через искусство; в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальностей окружающего мира. Ее важнейшим принципом является безусловное принятие и одобрение всех продуктов творческой деятельности ребенка независимо от их содержания, формы и качества.
Считается, что рисунки — это своеобразная проекция личности ребенка, они выступают средством усиления чувства идентичности, помогают детям лучше узнать се5я и реализовать свои способности.
Выделяют четыре типа изображения, отражающие возрастную динамику развития рисунка и индивидуально-личностные особенности ребенка:
бесформенные и хаотические каракули;
· конвенциональные стереотипы и схемы;
· пиктограммы;
· собственно художественные произведения.
Каракули представляют исходную стадию детского рисунка, в старшем возрасте они могут выражать чувство беспомощности и одиночество. Стереотипные, схематические изображения и пиктограммы в зависимости от возраста ребенка могут выполнять функцию подавленных желаний либо быть манифестацией защиты. Художественные произведения реализуют функцию символического выражения подавленного аффекта в форме сублимации.
В зависимости от доминирования тех или иных динамических процессов на занятиях арттерапией ребенок может демонстрировать один из пяти способов использования художественных материалов:
1) изучение физических свойств материалов;
2) деструктивное поведение с потерей контроля над своими действиями;
3) стереотипизацию и повторение действий как проявление психологической защиты;
4) передачу символических значений в виде пиктограммы, остающейся непонятной для окружающих без специальных разъяснений;
5) создание произведений искусства, успешно реализующих функцию самовыражения и коммуникации аффекта.
В процессе арттерапии в зависимости от ее динамики могут наблюдаться как прогрессивные, так и регрессивные изменения в способах художественного творчества..
Существуют возрастные ограничения использования рисунка и живописи в качестве диагностического и коррекционного методов. Так, в возрасте от 3 до 5 лет символическая деятельность еще только формируется, а дети лишь начинают осваивать материал и способы изображения. На этом возрастном этапе изобразительная деятельность остается менее эффективной формой коррекции; преимущество отдается игротерапии.
Дети в возрасте от 6 до 10 лет уже способны использовать символические материалы для символической экспрессии и коммуникации. Арттерапия приобретает статус продуктивной формы коррекции наряду с игротерапией.
С целью сохранения психического здоровья детей, рекомендуется проводить психопрофилактические мероприятия, которые объединяются в системы типа психогимнастики и имеют традиционную направленность:
· двигательно-расслабляющая (релаксационная) деятельность — от 5 до 10 мин в день;
· двигательно-организующая (регуляционная) — от 5 до 10 мин;
· имитационно-выразительная (идентификационная) — от 10 до 30 мин.
Комплексы релаксационных упражнений могут быть использованы на физкультурных занятиях или в качестве пауз между разными видами деятельности. Отдельные упражнения с фиксацией на дыхании можно включать в комплексе с организующими упражнениями при обучении детей плаванию, а также использовать при подготовке детей ко сну.
Практический материал упражнений на психомоторную организацию состоит из подвижных игр, которые способствуют удержанию психоэнергетического тонуса и служат профилактикой гиперактивности, гипоактивности, двигательной расторможенности, двигательного автоматизма у детей. Практический материал идентификационной деятельности составлен из выразительных этюдов, имитационных игр и тренингов смоделированных ситуаций.
Коррекционное занятие-является формой работы с детьми дошкольного возраста.
Каждое занятие состоит из ряда этюдов и игр. Они коротки, разнообразны, доступны детям по содержанию.
Основная цель занятий — сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Главный акцент в занятиях сделан на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений п воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из этапов. Каждый этап может решать не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития детской психики. Временные характеристики зависят от возможностей психолога и заинтересованности детей.
Структура психокоррекционного занятия
I этап. Разминка.
Занятие начинается с общей разминки. Ее задачи — сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Для решения этих задач выполняется несколько упражнений-игр на внимание или подвижная игра.
II этап. Мимические и пантомимические этюды.
Задача — выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний (радость, удивление, интерес, гнев и др.), связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
III этап. Игры и этюды на выражение отдельных качеств характера и эмоций.
Задача — выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.
IV этап. Игры и этюды, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу.
Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения заданного образа. Задачи — коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.
V этап. Окончание занятия, психомышечная тренировка.
Задачи — снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.
Психологическое консультирование в условиях детского сада носит профилактический и образовательный характер. Предметом информирования являются причины и признаки отклонении, их возможные последствия для развития детей.
Соблюдение специфических правил и требований, касающихся как деятельности в целом, так и ее отдельных форм, методов и средств, позволяет более эффективно осуществлять возрастной и индивидуальный подход к детям в процессе их психологического сопровождения.
Итак, психокоррекционная работа характеризуется богатством содержания и методов воздействия. На эффективность психокор-рекционного воздействия влияет множество факторов.
Сущность беседы, используемой в психолого-педагогической работе
В психолого-педагогической работе активно используется беседа. Беседы бывают:
- Консультативная;
- Стандартизированная;
- Беседа-интервью;
- Экспериментальная беседа;
- Клиническая беседа
Названные виды беседы тесно связаны между собой и имеют общие элементы. Так, любая из них начинается с установления контакта и может содержать элементы диагностики и психологического воздействия на клиента.
Консультативная беседа используется с различными целями:
- для установления контакта с испытуемым и введения его в ситуацию эксперимента (контактная беседа);
- для проверки исследовательских гипотез (экспериментальная беседа);
- как метод получения данных о свойствах личности (диагностическое интервью);
- для оказания психологической помощи (клиническое интервью) (Е. Е.Данилова).
Консультативная беседа проводится по определенному плану. При этом степень ее стандартизации может быть различной: от жестко запрограммированного интервью по типу анкеты до разговора, протекающего в свободной форме, с определенйой стратегией, но свободной тактикой.
Полностью стандартизированная беседа чаще применяется при массовых опросах, когда необходимо за короткий срок получить большой объем данных. В этом случае психолог в строгой последовательности предъявляет каждому испытуемому заранее составленные вопросы. Такая форма беседы позволяет получить хорошо сравнимые результаты, выразить их в количественной форме и не требует от психолога высокой квалификации. Однако регламентированная беседа ограничивает и не позволяет учитывать непосредственные реакции испытуемого и существенно уменьшает контакт с ним. Поэтому при индивидуальном обследовании, когда требуется проникнуть во внутренний мир личности, понять ее затруднения, такая форма беседы обычно не используется.
Менее стандартизированная беседа позволяет сохранить естественность ситуации и тем самым-облегчает поддержание контакта с испытуемым. В этом случае психолог может индивидуализировать ситуацию опроса. Такая организация беседы требует большего профессионального мастерства, умения ориентироваться в ситуации клиента и менять тактику в зависимости от новых обстоятельств.
В большинстве случаев беседа является управляемой. Однако плодотворной может оказаться и неуправляемая беседа, которая носит исповедальный характер. В данном случае психолог занимает позицию активного слушателя, т.е. осуществляет так называемое эмпатическое слушание.
Беседа с детьми обладает определенной спецификой и является несравненно более сложным делом, чем беседа со взрослыми. Отличие ее состоит в том, что детей на беседу приводят обычно педагоги или родители, заметив какие-либо отклонения в их развитии и поведении. Поэтому у детей отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом, и требуется большая находчивость и изобретательность, чтобы «разговорить» ребенка. Особенно это касается трудных детей, имеющих негативный опыт общения со взрослыми. В этих случаях полезным средством для приобщения ребенка к сотрудничеству является игра.
Основным элементом консультативной беседы является вопрос. Обычно вопросы разделяются на три группы:
· прямые, т. е. непосредственно относящиеся к исследуемому предмету («У тебя есть друзья?»);
· косвенные, помогающие опосредованно получить информацию («Что ты подаришь другу на день рождения?»);
· проективные, учитывающие идентификацию опрашиваемого с каким-либо лицом или группой и провоцирующие ребенка на спонтанные высказывания («У всех ли детей есть друзья?».).
Использование вопросов второго и третьего типов необходимо при выявлении характеристик, трудно поддающихся осознанию, а также в тех случаях, когда ответ может обладать высокой социальной желательностью.
Индивидуальная тактика беседы предполагает соединение полярных позиций: позволить говорить ребенку совершенно свободно или проверить свою собственную гипотезу, управляя беседой.
Содержание беседы меняется в зависимости от целей (диагностическое интервью, экспериментальная, консультативная, клиническая беседа).
Все виды бесед предваряются контактной беседой, содержание которой обусловлено стремлением к доверительным отношениям с клиентом. В ней осуществляется следующая содержательная цепочка: интерес к личности, ее интересам, нахождение нейтрального общего интереса, принятие личности.
Диагностическое интервью содержит вопросы, целенаправленно раскрывающие те психологические особенности ребенка, которые фигурируют в локусе жалобы взрослых. Они необходимы для постановки психологического диагноза и подтверждения диагностической гипотезы психолога. Поэтому в ход беседы могут включаться другие психодиагностические методы.
Экспериментальная беседа включает отвлеченный анализ трудных ситуаций у детей и их причин, выявление особенностей их поведения, анализ способов его саморегуляции, разработку советов другу, попавшему в подобную ситуацию, определение источников получения информации детьми.
Консультативная беседа в зависимости от используемой модели может содержать вопросы, направленные на выяснение сути психологической проблемы педагогов и родителей, касающейся ребенка, и рекомендации по ее разрешению.
Клиническая беседа направлена на осознание проблем взрослыми на основе вербального (словесного) общения с психологом либо носит исповедальный характер.
Использование разных видов бесед позволяет педагогу-псхологу определить возможные проблемы ребенка и наметить пути их решения.
ПРОГРАММА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА «АДАПТАЦИЯ»
Цель: создание социально-психологических условий для развития личности в условиях интернатного учреждения.
Объект деятельности: воспитанники группы в учебно-воспитательном процессе.
Предмет деятельности: социально-психологические условия развития личности воспитанника группы.
Задачи:
1) выявление дезадаптированных воспитанников группы;
2) выявление источников и причин социальной дезадаптации детей;
3) разработка и обеспечение индивидуальных программ социально-психологической реабилитации по разрешению конфликтных ситуаций, коррекции общения и поведения, восстановлению ребенка в статусе субъекта учебной деятельности, общения;
4) подготовка рекомендаций и осуществление взаимодействия с участниками воспитательного процесса для обеспечения непрерывности реабилитационных мероприятий;
5) оказание системно-консультационной или иной помощи по ликвидации кризисной ситуации.в микросреде ребенка;
6) совместное взаимодействие воспитателями и родителями.
Ожидаемые результаты: социальная адаптация воспитанников как результат успешной социализации личности.
Этапы работы
I. Подготовительный — знакомство с детьми при поступлении их в учреждение, с факторами среды жизни ребенка, установление контактов, социально-психологическая диагностика, изучение потребностей, интересов и возможностей личности; установление связи с учреждениями города (микрорайона), создание картотеки детей.
Методы исследования:
а) психологическое тестирование:
· анкета «Адаптация»;
· диагностика психических состояний;
· наблюдения, интервью, рисунки, работа с пластичным материалом с целью выявления влияния режима учреждения на адаптацию ребенка в среде (педиатр, воспитатель, социальный педагог);
б) анкетирование:
· сочинение-тест по определению творческой направленности ребенка, досуговые мероприятия, опросник предпочтений; анкета по режимным моментам; опросник по самооценке; анкетирование профессиональной направленности.
II. Организационный — анализ, дифференциация, классификация проблем, «вживание в среду. Определение приоритетов в работе, форм социального творчества, взаимодействие с различными социальными институтами (семья, социальные службы).
Систематизация результатов проведенных исследований и наблюдений,
III. Этап социально-психологической работы — наблюдение, консультирование, изучение и анализ сложных ситуаций, осуществление выбора средств, форм и методов работы с наблюдаемыми детьми.
Формы работы:
· разработка рекомендаций педагогам по работе с наблюдаемым воспитанником;
· отслеживание динамики психологического здоровья и социализации ребенка через карту наблюдения.
Мониторинг психолого-педагогической работы в МБДОУ
Мониторингом называют вид психодиагностического обследования определенных параметров объекта как саморазвивающейся системы. В психологической практике мониторинговые исследования позволяют отслеживать общую динамику онтогенеза конкретных свойств, качеств и других показателей личностного и психического развития детей и подростков в их взаимосвязи и взаимообусловленности .
Наибольшую трудность при реализации психолого-педагогических мониторинговых исследований представляет проблема интерпретации их результатов на системную оценку качества изучаемого явления. В этом случае речь идет о том, что предмет изучения психологов — личность — является сложным объектом, описание которого корректно только в том случае, если удается сохранить специфику каждого из составляющих его элементов и одновременно показать, что является их общим системообразующим качеством.
Попытки некоторых психологов решать обозначенную проблему иначе, например только математическим способом, изначально обречены на неудачу из-за ущербности скрытой за таким подходом методологии. Суть последней наиболее полно выражают следующие утверждения:
а) личностные качества развиваются от простого к сложному в прямо пропорциональной зависимости;
б) личностные качества, свойства и особенности могут изучаться изолированно друг от друга (речь идет не об исследовательской позиции, а о решении диагностических задач для нужд практики);
в) развитие одних качеств может компенсировать недоразвитие других, но в диагностике это не учитывается;
г) оценку степени развитости отдельных качеств, свойств и особенностей личности следует осуществлять относительно сред-нестатистических показателей репрезентативной выборки;
д) акцент в большинстве психолого-педагогических исследований делается на констатпции уровня развития без изначальной ориентации на проблемы коррекции возможного неблагоприятного развития.
Мониторинг проводится в МБДОУ для того, чтобы личностно, дифференцированно осуществлять психологическую поддержку и психологическое сопровождение развитие личности.
Коррекционная психологическая работа в МБДОУ №90 «Незабудка»
Воспитанники МБДОУ №90 «Незабудка» обладают разными психологическими особенностями. Некоторые особенности детей нуждаются в коррекционной работе.
Развивающая и коррекционная работа — это активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка и обеспечение соответствия этого развития возрастным нормативам, оказание помощи педагогическим коллективам в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей.
Цель коррекционной работы:
- Активное воздействие на процесс социализации личности, позитивные изменения в ней
- Развитие определенных умений и навыков
- Развитие коммуникативных навыков и культуры общения
- Коррекция различных отклонений в поведении (агрессии, застенчивости,)
- Коррекция образа «Я»
- Психологическая гимнастика
Определение необходимости коррекционной работы осуществляется благодаря проведению психодиагностического исследования, которое включает в себя:
· цель и задачи исследования;
· сроки проведения исследования;
· объект исследования;
· предмет исследования;
· выдвигаемые гипотезы (предположения);
· ход исследования;
· используемые методы;
· результаты и выводы исследования; рекомендации по результатам исследования.
Виды коррекционной работы в МБДОУ №90 «Незабудка»
№ | Название коррекционной работы | Сущность коррекционной работы |
1 | Личностная коррекция | направлена на позитивное изменение Я-концепции ребенка, уровня его притязаний, гармонизацию личностного баланса, усиление Эго. Она предполагает работу по преодолению дисгармонии, незрелости, невротичности личности, комплекса неполноценности, нарушений половой идентификации и других негативных личностных проявлений. |
2 | Коррекция познавательной сферы | направлена на формирование познавательной мотивации, развитие познавательных психических процессов, тренировку интеллектуальных функций и способов умственной деятельности, преодоление синдрома дефицита внимания, выработку когнитивных стилей. |
3 | Коррекция эмоциональной сферы | связана, со снижением психоэмоционального напряжения, дезактуализацией фрустрированных потребностей ребенка, разрушением аффективных образа мира и стереотипов поведения, оздоровлением социальной среды. Она предполагает развитие социальных эмоций и способов безопасного эмоционального реагирования и формирование навыков эмоционального контроля поведения у ребенка. |
4 | Коррекция волевой сферы | это развитие произвольности психических процессов, формирование целеполагания. мотивации, осмысленности и рефлексивности поведения, преодоление незавершенности действий ребенка |
5 | Коррекция поведенческой сферы | связана с формированием внутренней позиции ребенка, овладением веером социальных ролей, репетицией социально одобряемых моделей "поведения, навыками саморегуляции и самоконтроля, преодолением негативных стереотипов. |
6 | Коррекция игровой или учебной деятельности | направлена на развитие личностной, социальной и учебной мотивации, овладение средствами и способами деятельности, навыками целеполагания, контроля и самооценки. |
7 | Коррекция отношений ребенка | предполагает изменение, социальной ситуации развития, ее субъективного восприятия ребенком; развитие социального интеллекта, интуиции, эмпатии и рефлексии; повышение социального статуса; разрешение внутренних и внешних психологических конфликтов. |
8 | Коррекция умственного развития | · развитие восприятия, сенсорных способностей; · развитие наглядно-образного (наглядно-действенного) мышления; · развитие начальных функций произвольного внимания и памяти; развитие речи (в рамках логопедической помощи); · развитие познавательной мотивации. |
9 | Коррекция готовности ребенка к обучению |
· формирование общей успеваемости (положительная мотивация, познавательные процессы, самоконтроль, самооценка); · коррекция мелкой моторики и пространственной ориентации (письмо); · речевая коррекция (чтение); · коррекция исходных представлений о количестве, величине и т.п. (математика). |
10 | Коррекция неорганизованности поведения | 1. Мотивационный блок (целеполагание) — неумение выделить, осознать, принять и выдержать цель действия: · четкое выделение цели, принятие и осознание ее ребенком в виде образца продукта; · удержание образца «на виду»; · выделение поэтапных подцелей; · обеспечение достижения цели и одобрения успеха; · перенос успеха на самостоятельное поведение; · перенос произвольной регуляции'на фрустрирующую ситуацию. 2. Операционно-регулятивный блок (планирование и контроль) — неумение планировать пути достижения цели как по содержанию, так и во времени; неумение контролировать действия и вносить коррекции по ходу их выполнения: · совместное со взрослым планирование содержания и последовательности операций по достижению цели; · предметное и знаковое моделирование пути действия; овладение различными способами планирования (готовая схема, моделирование, план-схема); · распределение функций в кооперативных формах деятельности; · формирование мотивационной готовности к деятельности; · формирование действий самооценки и контроля через исключение возможности незавершенных действий; введение режима с небольшим количеством требований; · последовательная передача функций планирования, контроля и оценки ребенку. |
11 | Коррекция личностного развития | 1. Коммуникативные проблемы в семье — с родителями, родственниками: · разъяснительная коррекционная работа с родителями и педагогами, направленная на изменение воспитательных установок и стереотипов воспитания; · родительский тренинг (повышение родительской компетентности); · тренинг педагогического общения (повышение педагогической компетентности); · коррекционные игры психолога с ребенком (развитие нового типа отношений равноправия и партнерства); · организация игр ребенка с родителями (проба на совместную деятельность). 2. Трудности общения вне семьи — со сверстниками, воспитателями, учителями: · коллективные игры (справедливое распределение ролей и регуляция отношений); · игровая коррекция поведения (отреагирование и выход агрессивного заряда); · статусная психотерапия (возрастные перемещения детей с неадекватной самооценкой); · социальная терапия (изменения отношения группы к ребенку благодаря устойчивой высокой оценке этого ребенка значимым взрослым). 3. Проблемы самооценки, тревожность, повышенная эмоциональная напряженность, пассивность, конформизм: · психогимнастика; · холдинг-терапия; · арттерапия; · психодрама и другие формы десенсибилизации. |
В МБДОУ основной контингент детей, нуждающийся в коррекционной работе-это дети с личностными особенностями поведения. В связи с этим можно отметить наиболее часто встречающиеся виды коррекции:
- Личностная коррекция;
- Коррекция познавательной сферы;
- Коррекция эмоциональной сферы;
- Коррекция умственного развития;
- Коррекция готовности ребенка к обучению;
- Коррекция неорганизованности поведения;
- Коррекция личностного развития.
В соответствие с особенностями детей, определены формы, методы и приемы работы с детьми, психолого-педагогические методики, используемые с ними в работе. Воспитанники со сходными психологическими особенностями объединяются в группы. Для данной группы разрабатывается программа.
Разработана программа психолого-педагогической работы педагога-психолога с группой, которая включает в себя:
- Психологическую характеристику группы;
- цель и задачи программы;
- объекты и предметы психологической работы;
- содержание работы (конкретные темы занятий);
- планируемые результаты.
Коррекционная работа осуществляется как групповая, так и индивидуальная.
На каждого ребенка заводится коррекционная карта — развернутая картина психологических воздействий с определением стратегии и тактики, в которой отражены:
· исходные данные о ребенке;
- исходная проблематика;
· тип и форма коррекционных воздействий;
· средства коррекционных воздействий;
· рекомендации педагогам и родителям по организации режима жизнедеятельности ребенка на протяжении коррекционных занятий;
· динамика психологических изменений в ходе коррекционных занятий;
· выпускающая характеристика с общими рекомендациями.
Для получения конкретных результатов коррекционной работы осуществляется взаимодействие педагога-психолога с воспитателями, другими специалистами. Ведутся:
«Журнал взаимодействия специалистов МБДОУ».
Содержание данного журнала отражено в таблице.
Оформляются карты индивидуального сопровождения
Таким образом, коррекционная работа позволяет разработать и реализовать индивидуальный путь развития воспитанника, позволяющего в дальнейшем данному ребенку успешно социализироваться в обществе сверстников и взрослых.
№ | Ф.И. ребёнка | группа | Выявленные нарушения и особенности развития | Ф.И.О. специалиста МБДОУ, должность | Направления работы | Подпись специалиста | Подпись педагога-психолога |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
6 | |||||||
7 | |||||||
8 | |||||||
9 | |||||||
10 | |||||||
11 | |||||||
12 | |||||||
13 | |||||||
14 | |||||||
15 | |||||||
17 | |||||||
18 | |||||||
Карта индивидуального сопровождения от ______________________
Фамилия, имя ребёнка Иванов Василий Возраст 5 лет группа «Карамелька»
Специалисты | Направление работы | Примечание |
Педагог -психолог | 1.Развитие эмоционально-волевой сферы. 2. Развитие психических процессов. 3. Развитие познавательной сферы. | |
Учитель - логопед | 1.Развитие артикуляционной моторики. 2.Развитие фонетико-фонематических процессов. 3. Развитие лексико-грамматических процессов. 4. Развитие связной речи. | |
Музыкальный руководитель |
3. Развитие навыков правильного дыхания. | |
Инструктор по физическому воспитанию | 1.Развитие двигательной сферы.
2.Развитие навыков правильного дыхания. | |
Воспитатель | 1.Развитие артикуляционной моторики. 2.Развитие фонетико-фонематических процессов. 3. Развитие лексико-грамматических процессов. 4. Развитие связной речи. 5.Развитие двигательной сферы. | |
Медицинский работник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды педагогических советов, формы их организации на современном этапе развития дошкольного образования
Одной из важнейших форм руководства дошкольным образовательным учреждением и повышения профессионального мастерства воспитателей являются педагогические советы....
Проектирование образовательной деятельности на современном этапе развития дошкольного образования
Семинарское занятие для педагогов ДОУ...
«Качество современного образования и пути его достижения: новый этап развития дошкольного образования»
Дошкольное воспитание как первая ступень системы образования за последние годы претерпело существенные изменения. Анализ сложившейся ситуации показывает ее позитивные стороны – уход от еди...
Педагогический совет « Воспитатель на современном этапе развития дошкольного образования»
Педагогический совет:« Воспитатель на современном этапе развития дошкольного образования»...
Взаимодействие семейного и общественного воспитания на современном этапе развития дошкольного образования
Взаимодействие семейного и общественного воспитания на современном этапе развития дошкольного образования...
Взаимодействие семейного и общественного воспитания на современном этапе развития дошкольного образования
Взаимодействие с родителями...
ДОКЛАД к педагогическому совету: «Работа с родителями на современном этапе развития дошкольного образования»
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения...