Сценарий организованной образовательной деятельности с использованием ЭОР. Тема: «Путешествие к вулканам»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_k_vulkanam.docx | 30.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий организованной образовательной деятельности с использованием ЭОР Тема: «Путешествие к вулканам»
Цель: расширять представления детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана.
Задачи:
- знакомить детей с понятием «вулкан», « извержение»;
- дать представления об опасностях и пользе вулканических извержений;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать интерес к познавательно – исследовательской деятельности;
- воспитывать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками;
Интеграция видов деятельности: познавательно- исследовательская деятельность, коммуникативная, игровая;
Материалы и оборудование: конверт с буквами и картинками, пронумерованными с обратной стороны, магнитная доска, компьютер, мультимедиа проектор, картинки – схемы с последовательностью проведения опыта, презентация с видео; Оборудование для экспериментирования: макет горы (папье-маше), поднос, вода, гуашь красного цвета, сода, уксус, чайная ложка, салфетки;
Предварительная работа: изготовление макета вулкана Для изготовления и формирования макета горы понадобится:
- таз, поднос, небольшая пластиковая бутылочка;
- упаковки от яиц;
- горячая вода
- гуашь разных оттенков,
- клей ПВА. Бутылочку установить на поднос и закрепить (двойным скотчем), промазать клеем ПВА. Используя массу из упаковок от яиц (папье-маше), облепить бутылку и сформировать «гору». Горлышко бутылки – кратер. Высохшую поверхность раскрасить гуашью серо-коричневого цвета имитируя натуральную поверхность горы, дать просохнуть и покрыть тонким слоем лака.
Ход занятия
В группе появляется игровой персонаж «Почемучка» Почемучка: - Тук, тук, тук! Это здесь группа…. Это здесь самые умные, самые любознательные ребята, которые хотят всё знать? - Меня зовут Почемучка! Я очень любознательный и люблю задавать вопросы.
Ребята, я собираюсь отправиться в интересное путешествие на далёкий полуостров. Хотите отправиться вместе со мной? (ответы детей)
Хорошо, я возьму Вас с собой, если решите одну мою задачку! Здесь зашифровано название полуострова, на который мы отправимся.
Задачка: Почемучка раздает детям картинки с изображением предметов и предлагает их расположить в определенной цифровой последовательности. Дети выкладывают картинки, называя первый звук в слове, изображенном на ней. Подбирают соответствующую звуку букву и читают слово.
1 – кукла 2 – апельсин 3 – маска 4 – часы 5 – акула 6 – тарелка 7 кошка 8 – автобус К А М Ч А Т К А (в группе всегда есть несколько читающих детей, которые помогут справиться с заданием)
Почемучка: Какое у Вас получилось слово? Правильно: Камчатка.
Ребята! А где находится этот полуостров? Как найти его? (посмотреть на карте) Слайд 1 Воспитатель рассматривает карту и обсуждает с детьми.
Проблемная ситуация «Как добраться на полуостров?»
Почемучка: Ну что давайте собираться в путь? Как вы думаете, на чем туда можно добраться? На каких видах транспорта? (дети предлагают свои варианты ответов). Почемучка: (обсуждает с детьми предложенные ими варианты и создает проблемную ситуацию.) Ребята, но у нас в группе нет ничего, на чем можно путешествовать, посмотрите только стульчики и ширмы. Почемучка, не предлагая готового решения, с помощью вопросов подводит детей к мысли о том, что можно построить самолёт, вертолет или воздушный шар и на нем путешествовать.
(дети быстро строят, например «самолёт»)
Почемучка: ребята, начинается посадка в самолёт, занимайте места, сейчас мы с вами отправимся в путь.
Путешествие на Камчатку. Показ и беседа по презентации. А пока мы будем лететь на наш полуостров, я расскажу вам о нем. Мои путешественники, как вы думаете, что необычного есть на этом полуострове «Камчатка»? (ответы детей). Слайд2 Правильно, Камчатка славится своими вулканами, которые - то спят, то просыпаются. Как появляются вулканы?.
Слайд 3. Наша Земля состоит из нескольких слоев. Мы живем на наружном слое, самом тонком, который называется земная кора. Кора состоит из плит. Эти плиты как бы плавают на поверхности вязкого, расплавленного вещества. Это вещество, на котором плавают плиты, называется магма. Слово «магма» переводится с греческого языка, как тесто или паста.
Слайд 4. Горы придавливают магму сверху, и магма иногда выходит наружу.
. Как вы думаете, на что похоже извержение вулкана? Магму, выходящую наружу, называют лавой.
Слайд 5,6 Лава застывает и превращается в твердую. Твердая лава называется пемза.
Слайд 7. Как вы думаете, какой из этих вулканов действующий, а какой потухший? Почему? Большая часть из вулканов потухла, и, казалось бы навсегда. Но они только спят и каждую минуту могут проснуться. Одни вулканы просыпаются редко. Один раз в 100 или 1000 лет. Есть вулканы, которые и не думают притворяться спящими, они дымят не переставая. Каждые десять минут из них вылетают камни, пепел, пар и вытекает лава.
Слайд 8 Ребята! Как вы думаете, какой вред приносит извержение вулкана? . Посмотрите, что случилось с автомобилем, который попал под расплавленную лаву, и которая застыла. Он оказался в плену у стихии.
Ничто не в силах удержать вулкан. Под его пеплом погибают даже целые города. В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предугадать извержение заранее и жители могут покинуть города и спастись.
Слайд 9,10,11,12. Ребята, как вы думаете, а есть ли польза от вулканов? Какую пользу может принести вулкан? Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная(пепел). Из затвердевшей лавы получается пемза, из которой делают украшения, используют в быту и даже в строительстве. А ещё, ученые изучают состав лавы и получают новую информацию о «строении» земли.
Слайд13. Почемучка: Вот мы и на полуострове. Добро пожаловать на Камчатку! Пока мы летели, мы сильно засиделись, давайте немного разомнемся!
Физкультминутка «Вулкан»
Вулканы начали "играть" - Из жерла лаву извергать. (Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз).
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит! Как грозен он сейчас на вид! (Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза)
Но вот он начал уставать - Огонь в нём начал угасать. (Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ)
Последний раз огнём дыхнул - И на десятки лет уснул. (Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь») (Складывают руки под щеку «засыпают, спят»)
Почемучка: Ой! Ребята, я слышу какой-то шум, как думаете, что случилось? (это проснулся вулкан!) Бежим смотреть! Слайд 14 (демонстрируется видео 2 мин.)
Почемучка: Ребята, я знаю, что у Вас тоже есть вулкан! Вы сами его сделали? (ответы детей) Давайте мы с вами сами сделаем извержение вулкана!
Совместное экспериментирование «Извержение вулкана»
Опыт делают дети, воспитатель вливает уксус.
На столе, на подносе стоит макет вулкана. Дети встают вокруг стола. Вначале Почемучка объясняет детям, какие вещества понадобятся им для проведения эксперимента. Обращает внимание детей на то, что в эксперименте использует уксус и рассказывает, как он опасен. Затем, предлагает детям прочитать предложенные схемы – модели с последовательностью проведения опыта.
Последовательность проведения эксперимента.
Первый ребенок: всыпать в жерло вулкана, две чайные ложки соды.
Второй ребенок: налить полстакана воды.
Третий ребенок: добавить в нее кофейную ложку гуаши красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета.
Четвертый ребенок: в полученную окрашенную воду добавить 5 капель моющего средства, перемешать.
Почемучка: добавить в окрашенную воду две столовые ложки уксуса, затем вливает полученную смесь в жерло вулкана (сода).
В результате реакции соды с уксусом и моющим средством из жерла вулкана начнет извергаться пена красного цвета.
Почемучка: Ребята, Вам понравился наш эксперимент?
Рефлексия. Возвращение с полуострова Камчатка
Почемучка: Друзья, вот и окончилось наше сегодняшнее путешествие по этому замечательному полуострову, нам пора возвращаться назад в детский сад. Дети садятся снова в «самолёт». Что вы расскажете своим родителям о нашем путешествии? Где мы сегодня побывали? Что узнали нового? (ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организованная образовательная деятельность в средней группе Тема: Путешествие за здоровьем!
Организованная образовательная деятельность в средней группе "Путешествие за здоровьем!"В данной работе решаются задачи по формированию представления детей о з...
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе Тема: "Путешествие в страну "Здоровейка".
В данном конспекте раскрываются важные задачи по ознакомлению детей с правильноым питанием, формированию привычки к здоровому образу жищзни: Формировать у детей представлений о здоровом образе жизни; ...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Путешествие в страну математики »
Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия....
Конспект итоговый организованной образовательной деятельности в старшей группе Тема: " Путешествие в изумрудный город".
Конспект итоговый организованной образовательной деятельности в старшей группе Тема: " Путешествие в изумрудный город"....
Конспект итоговой организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: " Путешествие по сказке Колобок"
Конспект итоговой организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: " Путешествие по сказке Колобок"...
Технологическая карта НЕПОСРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ с использованием интерактивных методов. «Путешествие в страну Знаний»
Технологическая карта НЕПОСРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИс использованием интерактивных методов.«Путешествие в страну Знаний»...
Технологическая карта НЕПОСРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ с использованием интерактивных методов. «Путешествие в страну Знаний»
Технологическая карта НЕПОСРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИс использованием интерактивных методов.«Путешествие в страну Знаний»...