Консультация "Использование технологии ТРИЗ "Системный оператор" в работе с детьми"
консультация

Консультация для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Тема: «Использование технологии ТРИЗ «Системный оператор» в работе с детьми. Развитие у детей поисковой активности, умения мыслить системно с пониманием происходящих процессов».

- Уважаемые родители, сегодня мы представляем для вас технологию, с помощью которой у детей развивается мышление, творческое воображение, поисковая активность. Для своей работы мы выбрали ТРИЗ «Системный оператор».

1. ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач.

Основателем ТРИЗа является Бакинский изобретатель, писатель-фантаст Генрих Альтшуллер.

Главная идея его теории - технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. Неразумно и расточительно ждать «творческих озарений», когда можно пользоваться системным инструментом, способным мыслить в нужном направлении и выполнять большую часть рутинной и малоинтересной работы.

«ТРИЗ» – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С. Альтшуллер и его последователи.

ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить.

Цель технологии ТРИЗ – развитие у детей с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, нестандартность, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Главное в технологии – не просто развивать фантазию, а научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по становлению у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои проблемы.

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».

Итак, рассмотрим Метод Системный анализ или «системный оператор»

2. Метод Системный анализ или «системный оператор» помогает сформировать целостную картину мира, развивает «многоэкранное» мышление, так как учит видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта.

Системный анализ помогает детям разобраться, из каких частей состоит (подсистема) и элементом какого целого (надсистема) является объект (система); знакомит с действиями и функциональными свойствами отдельных частей, позволяет понять, в какие подсистемы и системы эти части объединяются, какую вертикаль с низу вверх образуют.

Рассмотрим схему, где:

Н/С

Н/С

Н/С

С

С

С

П/С

П/С

П/С

прошлое

настоящее

будущее

Обучение происходит по нескольким этапам.

1 этап. Центральный экран – самый главный, это выбранная для рассматривания система в настоящее время, с него и начинается изложение материала. Затем опускаемся в подсистему, а после – в надсистему.

2 этап. Обработав центральную вертикаль, переходим ко второй вертикали – прошлого, потому что прошлое осваивается ребёнком вслед за настоящим и легче воспринимается им. Тут надо только припомнить то, что было, не надо ничего конструировать.

3 этап. Затем переходим в вертикаль будущего и обрабатываем ее.

3. Вашему вниманию предлагаем рассмотреть несколько примеров.

Если объект для рассматривания выбран из нерукотворного мира, а из мира, например, природы, то целесообразно рассмотреть его развитие во времени, проследить его изменения в его внешнем виде в определённый отрезок времени.

Например, дерево.

саженец растение леса

растение леса

растение леса

саженец

дерево

пень

корни, тонкий невысокий ствол, ветви

корни, высокий толстый ствол, ветви, листья, плоды

корни, сухой обрубок ствола

Прошлое

Настоящее

Будущее

4. Рассмотрим еще пример:

Надсистема

Водоем

Система

Лягушонок

Подсистема

Лапки, глаза, кровеносная система, туловище.

Система-«Лягушонок», Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем.

Давайте ответим на вопросы:

- «Что было бы, если бы все лягушки исчезли?»,

- «Для чего они нужны?»,

- «Какую пользу они приносят?»

(Родители предлагают варианты своих ответов, суждений).

В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).

- Так дети при использовании ТРИЗ учатся логически мыслить.

5. Разберем еще один пример.

Прошлое

Настоящее

Будущее

Растение, лес, поле, парк

Растение, в лесу, в поле, в парке

Растение. В лесу, в поле, в парке. на Новый год дома.

Семечко

Ель

Ель

Маленький росточек, ствол тоненький, низенький, листья-иголочки светло-зелёные, корешки тоненькие.

Большой ствол, высокая листья –иголки зелёные, сочные. Стала пушистой, высокой, даёт шишки в них семена, листья-иголочки Польза: семена – еда для птиц, укрытие для насекомых Даёт тень, прохладу, дом для животных, птиц, насекомых(белка, птицы в дуплах, внизу под корнями норки); еда для животных, птиц – шишки, семена.

Пень, древесина для мебели и т.д.

- Таким образом, дети учатся производить системные раскладки, анализировать и описывать систему связей между объектами окружающей действительности, строить разного рода классификации по выделенному признаку. А мы должны им в этом помочь.

 - Так мы с вами убедились в важности применения в обучении детей технологии ТРИЗ, что позволяет нам и дальше её применять в работе.

Системный оператор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. (из опыта работы ДОУ)

Представлен опыт работы педагогов ДОУ в коррекционной группе для детей с ЗПР за 2010/2011 учебный год. Использование педагогами инновационных технологий в коррекционно-образовательном процессе создает...

"Использование игровых технологий и технологий ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию знаний о правилах безопасного поведения на дороге."

Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Поэтому главнейшим в обеспечении безопасности дорожного движения является профидактика детско...

Современные педагогические технологии. Опыт работы педагогов по выбору образовательной технологии и организация работы с детьми. Круги и кольца Луллия.

Новое ― это хорошо забытое старое,Но иногда старое возвращается так скоро,Что о нем даже не успеваешь забыть.                         ...

Здоровьесберегающие технологии в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста. Технология музыкального воздействия.

Здоровьесберегающие технологии в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста. Технология музыкального воздействия....

Технология куклотерапии. Отчет по использованию технологии куклотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Городской округ КрасногорскМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 17     Технология куклотерапии. Отчет по использованию  технологии к...