Конспект занятия по образовательной области "Речевое развитие" с использованием технологии ТРИЗ Тема: "Как мы спасали заколдованную принцессу" старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по образовательной области "Речевое развитие" с использованием технологии ТРИЗ Тема: "Как мы спасали заколдованную принцессу" старшая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе
Тема: «Как мы спасали заколдованную принцессу»
Цель:
-Развитие всех компонентов разговорной речи с использованием технологии ТРИЗ.
Задачи: Обучающие:
-Учить составлять простые и сложные предложения и отвечать полными ответами на заданный вопрос.
-Обогащать речь детей существительными, прилагательными, глаголами.
- Совершенствовать правильное использование грамматических форм при согласовании существительных с прилагательными, существительных с глаголом.
-Обогащать и активизировать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни.
Развивающие:
-Развивать умение составлять и придумывать свои сказки.
-Активировать творческое мышление при исправлении концовки сказки.
-Развивать умение выявлять противоречия при подборе прилагательных к существительным.
Развивать творческое воображение и фантазию, навык целенаправленного восприятия, смекалку, словесной памяти, мышления в процессе решения творческих задач
-Формировать умения выслушивать сверстников при обсуждении проблемных ситуаций, радоваться успехам других.
-Развивать связную речь, стимулировать речевое творчество детей.
-Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.
-Закрепить умение детей отгадывать загадки и название сказки по короткому отрывку;
Воспитательные:
-Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.
-Воспитывать интерес к художественной литературе (сказкам)
Предварительная работа: Дидактическая игра: «Цепочка слов», дидактическая игра: «Добавь словечко», придумывание сказок наоборот, сказок новых, дидактические игры с элементами ТРИЗ, чтение сказок.
Демонстрационный материал: Презентация, музыка, сундучок, игрушка – заяц, одеяльце, мяч, книга: «Красная шапочка», шары, микрофон, набор картинок с изображением куклы - принцессы, дом - замок с окошками и замком.
Словарная работа: Дровосеки, брюхо, распороли, пролегала,
обогащение словаря словами признаками:
Активизация словаря, обыгрывание, рассказывание:
Методы и приемы:
Словесный метод: Объяснение, пояснение, рассказывание;
Наглядный метод: Картина – дом с окнами и замком, презентация;
Практический метод: Дидактические игры с элементами ТРИЗ: «Хорошо - плохо», «Придумывание сказки», Дидактическая игра: «Наоборот», Дидактическая игра на активацию творческого мышления: «Назови одним словом», художественное слово, загадки, физическая минутка.
Ход занятия: Звучит музыка «В гостьях у сказки»
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом:
Станем рядышком, по кругу
Скажем «Здравствуйте!» друг другу
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
-Доброе утро!
Воспитатель: Ребята! Давайте сядем красиво, правильно. О чем мы не забываем?
Дети:
1.Каждый день – всегда, везде
2.На занятиях, в игре,
3.Громко четко говорим,
4.Никуда мы не спешим.
5.Если хочешь ты ответить, не шуми,
6.Только руку подними. (Молодцы!)
Воспитатель: Ребята! Сегодня у нас, занятие непростое, а сказочное, необычное интересное.
Подвожу детей к размышлению
Давайте с вами поиграем. Я начну предложение, а вы подумаете и продолжите его до конца.
- «Мне нравится когда» (Дети говорят свои версии ответов.)
Озвучиваю свою версию:
«Мне нравится, когда приходят гости»
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня тоже будет сказочный гость, но прежде чем он появится, попробуйте отгадать, кто это может быть.
Я вам немного подскажу:
Наш гость не является человеком.
Попробуйте задать мне вопрос, на который я вам буду отвечать, а ответы помогут вам угадать нашего гостя.
Дети: это птица?
Воспитатель: Нет, это не птица
Дети: Может это насекомое?
Воспитатель: Нет, это не насекомое.
Дети: Может это какая-то игрушка?
Воспитатель: Да, это игрушка
Дети: Может это кукла.
Воспитатель: Да, это кукла, но необычная, а сказочная героиня
(Слайд1)
А теперь послушайте сказку, про заколдованную принцессу и помогайте мне рассказывать.
(Придумывание сказки. Технология ТРИЗ)
В одном сказочном замке жила-была принцесса.
Принцесса была красивая, трудолюбивая и молодая.
Она любила петь и танцевать.
Давайте улыбнемся принцессе, ведь она такая красивая.
(СЛАЙД 2) Но узнала об этом злая колдунья
Злая колдунья не любила улыбаться, смеяться, веселиться.
(СЛАЙД 3) Рассердилась колдунья и заколдовала принцессу
(СЛАЙД 4) Уснула принцесса крепким сном, и никто не может ее разбудить. (СЛАЙД 5) И как только колдунья заколдовала принцессу - в замке закрылись все окна и двери.
(Постановка проблемной ситуации)
Ребята! Что нам делать?
Дети: Помочь принцессе. Победить злую колдунью», «решить задания»
Воспитатель: Молодцы! Вы все правильно придумали, нам необходимо решить сложные задания.
Воспитатель: Все задания у меня спрятаны в волшебном сундучке. Чтобы узнать какое первое задание, надо отгадать загадку:
Кто пугливей всех зверей?
Уши у кого - длинней?
В огороде ест морковку,
И капустную листву,
Удирать умеет ловко,
Если встретит вдруг лису.
Сильно глазками косит,
Всех боится и дрожит.
Кто это?
Дети: Заяц (ИГРУШКА)
Воспитатель: Правильно.
(Воспитатель из сундучка достает мокрую игрушку зайца).
Воспитатель: Ой, здесь мокрый и грустный заяц.
- Ребята как вы думаете, почему заяц мокрый?
-Где он был?
-Что он делал?
Дети: Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь.
Воспитатель: Как же быть?
Дети: Нужно помочь зайцу высушить его.
Воспитатель: Да, пока заяц сюда добирался, он попал под дождь.
Обсуждение с детьми противоречий в погоде
(Технология ТРИЗ) прием: «Выявление противоречий»
Воспитатель: Ребята, как по-вашему, дождь — хорошо или плохо?
Дети:
Воспитатель: Что хорошего в дожде?
Дети: Все растет, свежий воздух после дождя
Воспитатель: А что плохого в дожде?
Дети: Можно заболеть
Воспитатель: Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое.
Дети: Давайте укроем зайца одеялом и согреем. (На кресло сажаем)
Вспомните, какие сказки вы знаете, где есть герой заяц?
Дети: «Теремок», «Заюшкина избушка», Заяц - хвастун, Колобок. и т. д.
(СЛАЙД 6) Воспитатель: - Мы помогли зайцу, согрели его, вспомнили сказки, посмотрите, что случилось. Заяц помог нам открыть в замке верхнее окно.
Дети: Спасибо заяц.
Воспитатель: А, что у нас еще есть в сундучке?
Здесь лежит веселый мяч. (ИГРУШКА)
Мяч катился и забыл свою дорогу.
Давайте поможем мячу, куда направится его путь?
Дети: Вперед
Воспитатель: Давайте вспомним - какая злая колдунья , какая прекрасная принцесса?
Дидактическая игра «Наоборот» с мячом.
(Технология ТРИЗ)
Игра с мячом (вы игроки, я – ведущая, я бросаю мяч и называю какое-нибудь слово о злой колдунье, а вы, возвращая мяч, называете мне слово с противоположным значением о принцессе)
Злая колдунья - добрая принцесса
Ленивая колдунья - трудолюбивая принцесса
Грубая колдунья – вежливая принцесса
Грустная колдунья - веселая принцесса
Радостная колдунья – печальная принцесса
Старая колдунья - молодая принцесса
Воспитатель: Вот и поиграли.
Наша игра называется «Наоборот». Значит куда надо катиться мячу?
Дети: В, противоположную сторону! (НА СТОЛ ПОЛОЖУ)
(СЛАЙД 7) Воспитатель: Молодцы! За это мяч нам открыл окошко.
Посмотрите, вы все улыбаетесь. Какое у вас настроение.
Дети: Хорошее.
Воспитатель: Что у нас еще осталось в сундучке?
-Здесь сказка «Красная шапочка». (КНИГА)
-Вы знаете сказку Красная шапочка?
Дети: Да
Воспитатель: Когда автор сочинял сказку Красная Шапочка, сорока мешала писать, вот автор и перепутал все слова.
Поможем, исправим ошибки автора?
Дети: Да
Воспитатель: Слушайте внимательно, и поправляйте меня.
(Технология ТРИЗ). Активизация творческого мышления.
- Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка:
- Желтая ли девочка ребята, давайте исправьте ошибку.
Дети: Не Желтая, а Красная
Воспитатель: Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и:
Дети: Да нет же, не папа, а мама.
Воспитатель: Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:
Дети: К бабушке она велела ей сходить, а не к тете:
Воспитатель: И пошла Красная шапочка к бабушке, отнести пирожки. А дорога пролегла через городскую площадь.
Дети: Не площадь, а лес.
Воспитатель: И встретила она медведя.
Дети: Не медведя, а волка. И т. д.
(СЛАЙД 8) Воспитатель: Молодцы, ребята, вы помогли автору исправить ошибки и у нас открылось окно
Давайте, немного отдохнем.
(СЛАЙД 9) Презентация:
Физическая минутка: «Танцуют все!»
(СЛАЙД 10) Воспитатель: Вот и открылись все окна, но дверь еще не открылась, а принцесса наша внутри замка.
Конверт в сундуке - Нам нужно вспомнить названия всех сказок, которые я вам сейчас буду загадывать.
У Алёнушки - сестрицы-
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят (Гуси – лебеди)
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка не больше ноготка.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку (Дюймовочка)
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
Он имел предлинный нос.
Что за сказка? — Вот вопрос (Буратино)
Она красива и мила,
А имя ей от слова «зола» (Золушка)
Нет ни речки, ни пруда-
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке от копытца (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
(СЛАЙД 11) Лучи солнца осветили весь ее замок и дверь открылась. Наша принцесса проснулась. Ой, ребята, посмотрите, какая она?
Дети: (красивая, веселая и т.д.)
Воспитатель: Ребята, принцессе пора встретиться с принцем, ей пора.
Дети: До свидания!
Итог занятия:
Ребята! А в сундуке еще что-то осталось. (Показ микрофона)
Дети: Микрофон.
Воспитатель: Для чего он нужен?
Дети: Чтобы взять интервью.
Воспитатель: Каждый будет передавать интервью о занятии.
Я вам задам вопросы вы мне ответите на золотой микрофон.
О чем сегодня мы с вами на занятии поговорили?
-Кому мы сегодня помогали? Кого спасали?
-Вам понравилось занятие?
-Что понравилось больше всего?
Было что-то трудное для вас?
-Ребята, какие игры мы с вами поиграли?
Д/и: «Хорошо и плохо», Д/и: «Назови одним словом», Д/и: «Наоборот»
Дети: Играть игры, танцевать под музыку.
-Вы расколдовали нашу принцессу?
Дети: Да.
Воспитатель: Молодцы! Вы все постарались сегодня! Злость колдуньи превратилась в воздушные шары, которые она нам с вами дарит.
1.У Алёнушки - сестрицы-
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят (Гуси – лебеди)
2.Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка не больше ноготка.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку (Дюймовочка)
3.У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
Он имел предлинный нос.
Что за сказка? — Вот вопрос (Буратино)
4.Она красива и мила,
А имя ей от слова «зола» (Золушка)
5.Нет ни речки, ни пруда-
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке от копытца (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
Игра с мячом (вы игроки, я – ведущая, я бросаю мяч и называю какое-нибудь слово о злой колдунье, а вы, возвращая мяч, называете мне слово с противоположным значением о принцессе)
Злая колдунья - добрая принцесса
Ленивая колдунья - трудолюбивая принцесса
Грубая колдунья – вежливая принцесса
Грустная колдунья - веселая принцесса
Радостная колдунья – печальная принцесса
Старая колдунья - молодая принцесса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе.
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе на тему: "Путешествие в страну сказок"...
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в страну сказок»
Развивает умение находить нестандартные подходы к решению задач;тренирует аналитическое мышление, ....

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Лунный гость»
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗв старшей группе«Лунный гость»Цель: обогащать круг представлений у детей, расширять словарный запас. Учить дете...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе
Тема: «Спасти заколдованную принцессу»Цель: Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора; активизировать словарный запас детей; разви...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Чебурашка»
Цель занятия расширять круг представлений у детей, словарный запас. Учить детей самостоятельно придумывать загадки. Способствовать развитию наглядно-образного, причинного, ...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ: «В гости к Зимушке-Зиме» (старшая группа)
Цель: решение задач развития речи с помощью ТРИЗ-технологий.Задачи:1. Закрепить у детей представления о зиме, зимних явлениях, об изменениях в природном мире, о развлечениях зимой.2. Обогащать словарь...

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Осень»
Конспект занятияпо познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗТема: «Осень»...