ООД "Татарская культура и традиции"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Хасанова Миляуша Ильясовна
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, на котором дошкольники знакомятся с традициями татарского народа. Занятие помогает закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о ее природе, некоторых событиях, культуре, а также воспитывает любовь к Родине, к татарскому народу, уважение к его традициям.
Цели:
Познакомить детей с понятием «традиция», с традициями татарского  народа.
Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о ее природе, некоторых событиях, культуре, Закрепить знание о значении татарских узоров.
Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его традициям.
Предварительная работа: беседа о народе живущих в нашей стране; познакомить с понятием и значением слова «Родина»; познакомить технологией изготовления посуды из папье-маше ;подготовить татарскую национальную посуду из папье-маше, заучивание татарской народной  считалки «Элчи бэлчи».
Оборудование: , иллюстрации с изображением природы России, картины национальной татарской одежды; изделия народно-прикладного искусств, трафареты, татарская национальная музыка, тюбетейка.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План-конспект ООД4.7 КБ

Предварительный просмотр:

Татарская культура и традиции

ХОД ЗАНЯТИЯ

Встаньте дети, встаньте в круг

Я твой друг и ты мой друг

Вправо, влево повернитесь,

И друг- другу улыбнитесь

Руку к солнцу потянули,

Лучики поймали и скорей к груди прижали.

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди.

-Ребята, как называется город в котором мы живем? Республика? Страна?

Какая наша страна? (большая, красивая, богатая, с красивой природой). Кто живет в нашей стране?( люди)Они какие? Отличаются они друг от друга? Чем? ( внешностью, религией, национальностью)

Да, в нашей стране живут разные народы. Вы знаете какие? ( русские, татары, марийцы, башкиры, чуваши, узбеки, таджики,  и др.) Ребята, у нас очень большая страна, поэтому живут в ней разные народы. У каждого народа есть свой язык, традиции, обычаи, муз.инструменты, танцы, национальные блюда, устное народное творчество, национальные одежды, праздники. Но не нужно забывать, праздники бывают разные: международные; религиозные; народные и семейные.

- Сегодня мы с вами по ближе познакомимся с татарской культурой, традициями. Самое главное у татар есть свой язык. Какие татарские праздники вы знаете?( Сабантуй, Науруз). Сабантуй исправляли на окончание посева урожая. На праздник Науруз  прощались с зимой, собирались все вместе, готовили на улице, ели, танцевали, веселились.

Когда вы исправляете семейные праздники, как  готовитесь? (накрываем красивый стол, одеваем красивые наряды). Вот ребята, с давних времен идет такой обычай. Люди одевали свои самые красивые наряды, готовили свои национальные блюда и приглашали своих родственников, друзей, соседей. Давайте по ближе посмотрим татарскую национальную одежду. Посмотрите на девушку в чем она одета? Что у нее на голове? (калфак), платье (кулмэк), и фартук (алъяпкыч) с красивыми узорами.  Вот ребята, у женщин этот фартук много значило. В давние времена по этому фартуку определяли сколько лет девушке, замужем ли она, есть ли у нее дети, сколько детей. К сожалению эти обычаи уже утеряны, татары одевают национальные одежды только как костюм на выступление. На ноге ичиги. Вот какой глубокий смысл лежит в этих узорах. А как одет парень? ( на голове тюбетейка, рубашка, пояс, жилет, ичиги).

Подвижная игра «Тюбетейка» ( дети встают в круг, звучит музыка, дети надевают по очереди тюбетейку, музыка останавливается, у кого остается тюбетейка, тот выполняет задание).

Этими узорами они разрисовывали не только одежду, ну и полотенца, скатерти, но и посуду. Садитесь за стол. С помощью трафарет разрисуем нашу посуду.

Поем руку, с помощью кувшина. Воспитатель объясняет, что в старые времена не было на домах воды, и люди их носили из родника и колодца. Пополняли свои кувшины и умывались.  

Подвижная игра «Самовар». Выбираем одного самовара с помощью считалки на татарском языке «Элчи бэлчи», остальным надеваем маски с национальными татарскими блюдами, и выбираем маленький чайник.  Самовар садится спиной к друзьям, чайник подходит к самовару и узнает с чем он хочет пить чай. Например, с «чак-чаком». «»Чак-чак» подходит и стучит по плече. Самовар должен догадаться кто «чак-чак». Так продолжается 3-4 раз.

Накрывают стол. Также, девочкам надевают фартуки и платки, а мальчикам тюбетейки. Мальчики сидят, а девочки накрывают стол (ставят самовар, салфетки, чашки, ложки и татарские национальные блюда).

Садятся за стол и делают выводы.

Каждый отвечает, какие правила надо соблюдать, чтобы жить дружно ( знать праздники других народов; дружить; учить их язык; с уважение относиться к каждому народу и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

Воспитательно - образовательный план Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».

ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С 2 АПРЕЛЯ ПО 6 АПРЕЛЯТема: Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».Цель: Дать представление о наро...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...

Формирование у детей представления о традициях и быте чувашского народа, пробуждение интереса к истории чувашской культуры и традиции

16 декабря 2022 года воспитанники группы «Непоседы» вместе с воспитателями и с родителями посетили Аликовский литературно-краеведческий музей.     Цель...

Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями. Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Городец, Полхов

Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями.Цель:  Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с н...