Деловая игра для педагогов "Игровые умения и недостатки в овладении ими"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Деловая игра
для педагогов
«ИГРОВЫЕ УМЕНИЯ И НЕДОСТАТКИ В ОВЛАДЕНИИ ИМИ»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах формирования у детей дошкольного возраста игровых умений.
Задачи:
- Совершенствование педагогического мастерства воспитателей
- Повышение методического уровня педагогов по организации сюжетно- ролевой игры
- Способствование творческому поиску
- Корректирование работы по организации сюжетно-ролевой игры в МБДОУ
Предварительная работа:
- Отбор и изучение литературы по проблемам организации и руководства сюжетно-ролевой игрой.
- Разработка сценария
- Изготовление оборудования: карточки с заданиями
Ход игры:
Все участники педсовета разбиваются на две подгруппы.
Что же такое игровые умения?
Игровые умения – это совокупность освоенных способов: предложить замысел и сюжет игры, осуществить ролевые действия и ролевую речь.
Развитие игровых умений происходит в ходе собственно сюжетно-ролевой игры. Задача педагога в этом случае - правильная организация игрового процесса, использование методических знаний и умений, передовых педагогических идей, полезного опыта других воспитателей как своего так и других детских садов.
1 задание:
Визитная карточка команд (придумать название своей команде и охарактеризовать ее по первым буквам названия, например, умники – У- уникальные, М – мудрые и т.д.)
2 задание: Разминка(по 3 вопроса каждой команде)
1команда
Творческий характер сюжетно- ролевой игры определяется наличием: (замысла)
2 команда
Что является структурным компонентом игры?
(сюжет, содержание, роль)
1команда
Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль:
(взрослого)
2 команда
Психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно- ролевой игры :..
(мышление, воображение, память)
1 команда
Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре - это: (сюжет)
2 команда
Один из принципов организации сюжетно- ролевой игры - это: (наличие атрибутов)
3 задание: Педагогические ситуации
1 команда
Маша, Ваня и Кирилл решили играть в "Морское путешествие".
"Чур, я капитан корабля", - говорит Ваня. "Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан", - запротестовали Маша и Кирилл
Вопросы:
- Как воспитателю разрешить данную ситуацию?
- Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие участники игры?
2 команда
Максим быстро взял себе игрушки для игры в "Космическое путешествие: и пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и "космическое питание", и "солнечные батареи" для перезарядки двигателей. "А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть", - сказали ребята.
Вопросы:
- Как поступить воспитателю в данной ситуации?
- Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?
4 задание: игра «Заполни клеточки»
Назовите методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры?
-исполнение воспитателем главной роли
-индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль
-внесение образных игрушек
-прием параллельной игры
-прием ролевой игры с продолжением
-активизирующее общение взрослого с детьми в процессе игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи.
-использование многоперсонажного сюжета (два врача, два шофера)
-обновление игровых уголков (внесение предметов-заместителей)
-создание воображаемой ситуации
-изменение игровой среды
-объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых больниц, магазинов
-телефонный звонок
5 задание: Сюжетно- ролевые игры детей старшего возраста
1 задание:
1 команда: Назовите сюжетно- ролевые игры с производственным сюжетом
("магазин", "поликлиника", "кафе", "школа", "парикмахерская", "автосервис" и т.д.)
2 команда:Назовите общественно-политические сюжетно - ролевые игры ("в войну", "в индейцев", "в митинг", "в выборы", "в спасателей" и т.д.)
2 задание:
1 команда: Составьте перечень оборудования для сюжетно- ролевой игры "Морской порт"
- (корабли, шлюзы, портовый кран для погрузки грузов)
- "Переправа" (шлюзы, корабль, машина, кран для погрузки и разгрузки, въезд на переправу, водяная мельница, фигурки людей)
2 команда: Составьте перечень оборудования для сюжетно- ролевой игры "МЧС"
- "Пожарная станция" (диспетчерский пункт, гараж, вертолетную площадку, пожарные машины, место для заправки пожарных машин водой, бензоколонку, фигурки диспетчера и пожарных)
- "Горящий дом" (жилой дом с фигурками людей и собачки может быть трансформирован в горящее здание, где пожарные спасают человека, стоящего на балконе и т.д.)
6 задание: Вопрос - ответ
1 команде
Назовите гигиенические условия организации сюжетно- ролевой игры.
Правильный ответ: (наличие игрового пространства, обеспечение места и времени для игр, наличие безопасных для жизни и здоровья игрушек)
2 команде.
Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно- ролевую игру
Правильный ответ: (оказывать поддержку в игре, выдвигать на центральные роли).
7 задание:«Паутинка»
По каким критериям мы можем определить сформированность игровых умений ребенка?
(Соотнесение критериев) Приложение 1
-замысел игры(умение предложить замысел игры, умение развивать замысел по ходу игры, умение использовать атрибуты и предметы-заместители)
-сюжет игры (умение выбрать сюжет)
-роль (соответствие содержания роли реальному поведению персонажа, взаимосвязь ролевых функций детей)
-ролевые действия (умение согласовывать игровые действия с действиями партнера по игре, умение соотносить ролевые действия характеру персонажа)
-ролевая речь (умение строить ролевой диалог, умение использовать интонацию, жесты, мимику и т.д.)
8 задание. Подведение итогов
Тест «Игровая деятельность»
Вывод: сюжетно-ролевая игра – это особый вид игры, в котором формируются игровые умения детей дошкольного возраста, которая нуждается в правильной организации. Поэтому необходимо направить все свои знания и умения на то, чтобы игра для детей стала интересной, увлекательной самостоятельной деятельностью, чтобы каждый ребенок мог проявлять в ней свои способности и умения
Приложение 1.
Игра «Паутинка»
Соотнесите критерии стрелочками:
Замысел игры | Умение предложить замысел игры |
Соответствие содержания роли реальному поведению персонажа | |
Сюжет игры | Умение выбрать сюжет |
Умение строить ролевой диалог | |
Умение соотносить ролевые действия характеру персонажа | |
Роль | Умение развивать замысел по ходу игры |
Умение согласовывать игровые действия с действиями партнера по игре | |
Ролевые действия | Взаимосвязь ролевых функций детей |
Умение использовать интонацию, жесты, мимику и т.д | |
Ролевая речь | Умение использовать атрибуты и предметы-заместители |
Приложение 2.
Игра «Заполни клеточки»
Методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра "Основы делового общения"
Материал игры позволит педагогам выстроить взаимодействие с родителями и коллегами на основе принятий решений при общении:в различных положениях;специальных приемов техники установления контакта;измен...
Деловая игра с родителями "Домоведение как способ приобретения детьми знаний об окружающем мире и практических трудовых навыков и умений"
Деловая игра с родителями "Домоведение как способ приобретения детьми знаний об окружающем мире и практических трудовых навков и умений"...
Деловая игра для педагогов «Умение общаться- в счастье купаться»
Деловая игра для педагогов направленная на закрепление знаний участников игры об особенностях общения с ребенком, родителями, коллегами...
Деловая игра для педагогов на тему: «Формирование активного словаря путем понимания лексического значения слов, развитие умений пользоваться способами словообразования»
Говорить умеют почти все. Но говорить правильно – единицы. Разговаривая с другим человеком, мы пользуемся речью, как средством для передачи своих мыслей, соображений, настроений. Но в начале все...
Деловая игра на тему: «Формирование активного словаря путем понимания лексического значения слов, развитие умений пользоваться способами словообразования
Деловая игра на тему: «Формирование активного словаря путем понимания лексического значения слов, развитие умений пользоваться способами словообразования» воспитатель 1 кв. категории ...
Деловая игра «Умение общаться – в счастье купаться»
Цель: закрепить знания участников игры об особенностях общения с ребенком, упражнять в понимании психических состояний детей, умении целесообразно выражать свое отношение к ним с помощью вербальных и ...
Консультация Деловая игра Палитра эмоций. Цели: Сплочение коллектива и создание эмоционального фона. 2. Развитие умения распознавать эмоциональные состояния. 3. Формирование профессиональных качеств педагогов ДОУ.
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПАЛИТРА ЭМОЦИЙ» Цель игры: Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона; Развитие умения распознавать эмоциональные состояния; Нара...