Деловая игра с родителями "Домоведение как способ приобретения детьми знаний об окружающем мире и практических трудовых навыков и умений"
методическая разработка по теме

Деловая игра с родителями "Домоведение как способ приобретения детьми знаний об окружающем мире и практических трудовых навков и умений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra_s_roditelyami.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Воспитатель: Великохацкая Д.И.

2016


Одним из важных качеств которое должно быть развито и сформировано у ребенка является трудолюбие.

Трудолюбие – это базовое качество личности, которое проявляется в различных аспектах развития ребенка: познавательном, культурообразующем, мотивационно-потребностном, ценностном, адаптивном и органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное,
как
 гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей - ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей - коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности. 

Труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку, делает человека физически здоровым, нравственным и является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом и общую воспитанность дошкольника.

Первый конкурс: «Приветствие»..

Из всех присутствующих родителей методом жеребьевки  формируются две команды по принципу: «Собери слово»

На столе размещены вперемешку семь лепестков цветика - семицветика и семь цветов радуги.

родителям предлагается выбрать на выбор любой лепесток из семи предлагаемых, либо

один из семи цветов радуги. Далее участники составляют цветик- семицветик (те, кто выбрал лепестки) и радугу. Образовавшиеся на составленном цветке и радуге пословицы являются девизом для каждой из команд.

Второй конкурс: 

Дидактическая игра «Построить дом под названием «ТРУДОЛЮБИЕ»

Что же такое трудолюбие? Из чего оно складывается?

Родителям  предлагаем всем вместе разобраться в этом, примерив на себя роль строителей, и построить дом под названием «Трудолюбие».

  1. Родителей разбивают на 2 команды. Каждой команде предлагают полный набор карточек (Условия, виды детского труда, правила трудолюбия). Перед  командами стоит магнитная доска с нарисованным домом. 1 команда выбирает из набора только те карточки, которые означают виды детского труда (приложение 1) и прикрепляют их на  фундамент дома.
  2. 2 команда выбирает из набора только те карточки, которые означают условия воспитания трудолюбия (приложение 2)  и прикрепляют их на стены дома.
  3. Капитаны команд выбирает из набора только те карточки, которые означают правила трудолюбия (приложение 3) и «строят» крышу дома.

После того, как дом готов проходит обсуждение. Участники все вместе закрепляют правила трудолюбия, систематическое выполнение которых позволит решить задачу по  воспитанию положительного отношения к труду.

 

Первая команда:

виды детского труда

Капитаны команд строят крышу

Разумное ведение экономической жизни каждой семьи невозможно представить

без рационального расходования средств.

Дидактическая игра «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕНЬГИ?»

Цель игры:

- понять и закрепить знания основных правил экономики;

-  определить основные критерии экономической жизни семьи,  рациональным расходованием средств;

Ведущий:

Прежде, чем начать игру, ответьте мне на вопрос:

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕНЬГИ?            (Ответы …………)

Правильно, потребностей у людей много. Все перечислить очень сложно. Я предлагаю вам небольшой список человеческих потребностей, а вы переставьте их так, чтобы сверху оказались самые важные для человека, а затем менее важные.

ПИЩА,  ЗДОРОВЬЕ,  БЕЗОПАСНОСТЬ,  РАЗВЛЕЧЕНИЯ, ОДЕЖДА,  ОБРАЗОВ АНИЕ,  ВОЗДУХ,  УСЛУГИ,  ДРУЖБА, УДАЧА,  СЧАСТЬЕ.

А теперь давайте выделим те потребности, которые нельзя купить за деньги.

Оказывается, не всё можно купить за деньги. Не зря говорится в пословице «Не в деньгах счастье». Но и без денег прожить очень сложно, потому, что

ДЕНЬГИ - это инструмент, определяющий цену любого товара.

Совершая покупки, мы обмениваем деньги на товар.

Третий конкурс:

- А теперь давайте займемся домашним хозяйством.

Д/и «Классификация посуды. Кухонная, столовая, чайная»

Командам дается задание распределить по картинке посуду. Назвать только кухонную, только столовую и чайную.

Далее команды должны правильно и быстро накрыть праздничный стол. Выигрывает та команда, которая справляется с заданием быстрее.

Д/и «Угадай, что я делаю?» Расширять представления о трудовых действиях по дому.

Каждый из участников команды показывает труд по дому, который он выполняет, а  участники противоположной команды- отгадывают. Выигрывает та команда, которая угадает больше трудовых действий.

Четвертый конкурс: «Кто знает, пусть дальше играет»

Вы немножечко устали?

Очень долго размышляли?

Разомнитесь же скорей,

Поиграйте не робей!

Ведущий: Я предлагаю Вам принять участие в игре « Поймай мяч и продолжи пословицу».

Родители встают в круг. Ведущий бросает мяч- говорит начало пословицы, а родитель продолжает.

Пятый конкурс: Ведущий:

Один из видов работы по дому – работа с ниткой и иголкой.

Что нужно знать, чтобы правильно пришить пуговицу:

  1. Пришивая пуговицу, ткань прокалывают иглой с лицевой стороны, чтобы узелок спрятался под пуговицу.
  2. Нить затягивают не туго, чтобы пуговица «качалась на ножке» из ниточек. (Чтобы получить «ножку» из ниток, можно между тканью и пуговицей поместить расческу).
  3. Все последующие проколы иглой делают в местах первых двух проколов, чтобы с изнанки работа выглядела аккуратно.
  4. Когда пуговица пришита, «ножку» несколько раз обматывают нитью и закрепляют.

Родителям раздаются карточки с пуговицами  и предлагается вспомнить как можно больше способов пришивания, изобразить схематически.

Способы пришивания пуговиц

  1. Пуговицы с четырьмя отверстиями пришиваются параллельными стежками, крестом, в виде буквы «И», квадратика, стрелы, бабочки, конверта.
  2. Пуговицу с ушком пришивают плотно, нить при работе затягивают, а узелок остается на лицевой стороне.
  3. Если пуговицу пришивают к верхней одежде, то используют дополнительную пуговицу, которая укладывается с изнаночной стороны изделия. Дополнительная пуговица должна быть плоской и иметь такое же количество отверстий, что и основная. Пришивается она для того, чтобы не прорывалась ткань.            

   Пятый конкурс:

Ведущий:  А теперь давайте приготовим национальные блюда.

Д/и «Отгадай блюдо»

Каждой команде предлагается по карточке с перечнем продуктов.

Нужно из предлагаемого перечня продуктов составить и отгадать блюдо.

Выигрывает та команда, которая отгадает блюдо быстрее.

Ведущий:

А какие же существуют правила приготовления салатов

Для нарезания овощей следует брать деревянную доску и бережно пользоваться ножом;

Нарезают овощи кубиками или соломкой;

Украшают салаты умеренно, чтобы было видно из чего они приготовлены;

Салаты подают к столу обычно в больших салатницах, из которых каждый кладет себе часть на тарелку.

 Шестой конкурс:

Д/и «Дай вторую жизнь»

Придумать какие можно сделать поделки из бросового материала.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Словоэстафета (Взяв игрушку, продолжить предложение)

Домоведение – это...

        


Приложение 1

Условия воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста

- учет возрастных особенностей;

- помощь и поддержка в процессе трудовой деятельности;

- личный пример трудолюбия взрослого;

- создание трудовой атмосферы в семье и детском саду;

- уважение личности ребенка;

- систематическая трудовая деятельность ребенка дома и в детском саду;

- требование от ребенка качества труда;

- единство действий воспитателей и родителей;

- включение детей в посильный и полезный труд уже в дошкольном возрасте;

-- осуществление преемственности между детским садом и общеобразовательной школой;

- повышение уровня осведомленности и воспитательной компетентности родителей по вопросам формирования трудолюбия;

- воспитание трудолюбия на основе связи с потребностью дошкольников в движении, действии, общении, самореализации, одобрении;

- стимулирование ребенка на выполнение трудовых действий;

- общественное признание, одобрение взрослых;

- обеспечение условий для физического воспитания;

- возбуждение у ребенка интереса к семейному хозяйству;

- воспитание привычки к труду и привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет;

- добиваться того, чтобы работа была все – таки выполнена;

- давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы;

- рациональная организация индивидуальной и коллективной работы;

- предварительное планирование труда;

Приложение 2

Виды детского труда

Самообслуживание

-умывание;

- раздевание;

- одевание;

- уборка постели;

- подготовка рабочего места;

- забота о чистоте тела;

- забота о порядке в костюме;

- готовность сделать все необходимое для поддержания чистоты тела и одежды и сделать без требований извне, из внутренней потребности;

- соблюдение гигиенических правил;

Хозяйственно – бытовой труд

-поддерживать чистоту и порядок в помещении и на участке;

- помогать взрослым при организации режимных процессов;

- замечать любое нарушения порядка в комнате или на участке;

- устранять непорядок по собственной инициативе;

- отвечать за порядок на полке;

содержать в порядке свои игрушки, настольные игры;

- мыть некоторые игрушки;

- протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых.);

- стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки ленточки.), салфетки для хлебницы и т.п.;

- накрывать на стол, убирать посуду после еды;

-подметать веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе, пылесосить;

- помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель, резать вареные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье, собирать и чистить ягоды;

-оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую;

-проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение);

- оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям;

Труд в природе

-уход за растениями и животными;

- выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике;

Ручной труд

-изготовление предметов из различных материалов;

-изготовление игрушек;

Приложение 3

Трудолюбие – это:

- качество, которое отражает развитие личности в целом;

- готовность доводить начатое дело до конца;

- проявление эмоциально-положительного отношения к труду;

- аккуратность;

- старательность;

- бережное отношение к средствам и продуктам труда;

- стремление оказывать посильную помощь взрослым;

- заинтересованность в результатах труда;

- представления о необходимости труда в жизни;

-привычка к трудовому усилию;

- осознание личной и общественной значимости трудовой деятельности;

- осознание нравственной пользы труда;

- осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении;

- адекватная оценка результатов деятельности;

-потребность в созидательно-трудовой деятельности и ее здоровые социальные и личные мотивы;

- понимание пользы труда для себя и убеждение в его нравственной благотворительности;

- наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование;

- достаточно сильная воля личности;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование трудовых навыков и умений у девочек среднего школьного возраста с выраженной умственной отсталостью

Великий педагог «В.А. Сухомлинский» писал, что труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пы...

Особенности привития трудовых навыков и умений у слабослышащих дошкольников

В статье описываются особенности привития трудовых навыков дошкольникам с нарушениями слуха...

«Развитие трудолюбия у детей и формирование трудовых навыков и умений»

Развитие трудовых навыков у дошкольников.Труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности ребенка. Сегодня в обществе утрачено уваж...

Консультация для родителей "Взоимодействие семьи и детского сада по формированию у дошкольников трудовых навыков и умений".

Семья и дошкольное  учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их тесное взаимодействие...