Деловая игра с родителями "Домоведение как способ приобретения детьми знаний об окружающем мире и практических трудовых навыков и умений"
методическая разработка по теме
Деловая игра с родителями "Домоведение как способ приобретения детьми знаний об окружающем мире и практических трудовых навков и умений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_s_roditelyami.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель: Великохацкая Д.И.
2016
Одним из важных качеств которое должно быть развито и сформировано у ребенка является трудолюбие.
Трудолюбие – это базовое качество личности, которое проявляется в различных аспектах развития ребенка: познавательном, культурообразующем, мотивационно-потребностном, ценностном, адаптивном и органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное,
как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей - ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей - коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности.
Труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку, делает человека физически здоровым, нравственным и является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом и общую воспитанность дошкольника.
Первый конкурс: «Приветствие»..
Из всех присутствующих родителей методом жеребьевки формируются две команды по принципу: «Собери слово»
На столе размещены вперемешку семь лепестков цветика - семицветика и семь цветов радуги.
родителям предлагается выбрать на выбор любой лепесток из семи предлагаемых, либо
один из семи цветов радуги. Далее участники составляют цветик- семицветик (те, кто выбрал лепестки) и радугу. Образовавшиеся на составленном цветке и радуге пословицы являются девизом для каждой из команд.
Второй конкурс:
Дидактическая игра «Построить дом под названием «ТРУДОЛЮБИЕ»
Что же такое трудолюбие? Из чего оно складывается?
Родителям предлагаем всем вместе разобраться в этом, примерив на себя роль строителей, и построить дом под названием «Трудолюбие».
- Родителей разбивают на 2 команды. Каждой команде предлагают полный набор карточек (Условия, виды детского труда, правила трудолюбия). Перед командами стоит магнитная доска с нарисованным домом. 1 команда выбирает из набора только те карточки, которые означают виды детского труда (приложение 1) и прикрепляют их на фундамент дома.
- 2 команда выбирает из набора только те карточки, которые означают условия воспитания трудолюбия (приложение 2) и прикрепляют их на стены дома.
- Капитаны команд выбирает из набора только те карточки, которые означают правила трудолюбия (приложение 3) и «строят» крышу дома.
После того, как дом готов проходит обсуждение. Участники все вместе закрепляют правила трудолюбия, систематическое выполнение которых позволит решить задачу по воспитанию положительного отношения к труду.
Первая команда:
виды детского труда
Капитаны команд строят крышу
Разумное ведение экономической жизни каждой семьи невозможно представить
без рационального расходования средств.
Дидактическая игра «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕНЬГИ?»
Цель игры:
- понять и закрепить знания основных правил экономики;
- определить основные критерии экономической жизни семьи, рациональным расходованием средств;
Ведущий:
Прежде, чем начать игру, ответьте мне на вопрос:
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕНЬГИ? (Ответы …………)
Правильно, потребностей у людей много. Все перечислить очень сложно. Я предлагаю вам небольшой список человеческих потребностей, а вы переставьте их так, чтобы сверху оказались самые важные для человека, а затем менее важные.
ПИЩА, ЗДОРОВЬЕ, БЕЗОПАСНОСТЬ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ, ОДЕЖДА, ОБРАЗОВ АНИЕ, ВОЗДУХ, УСЛУГИ, ДРУЖБА, УДАЧА, СЧАСТЬЕ.
А теперь давайте выделим те потребности, которые нельзя купить за деньги.
Оказывается, не всё можно купить за деньги. Не зря говорится в пословице «Не в деньгах счастье». Но и без денег прожить очень сложно, потому, что
ДЕНЬГИ - это инструмент, определяющий цену любого товара.
Совершая покупки, мы обмениваем деньги на товар.
Третий конкурс:
- А теперь давайте займемся домашним хозяйством.
Д/и «Классификация посуды. Кухонная, столовая, чайная»
Командам дается задание распределить по картинке посуду. Назвать только кухонную, только столовую и чайную.
Далее команды должны правильно и быстро накрыть праздничный стол. Выигрывает та команда, которая справляется с заданием быстрее.
Д/и «Угадай, что я делаю?» Расширять представления о трудовых действиях по дому.
Каждый из участников команды показывает труд по дому, который он выполняет, а участники противоположной команды- отгадывают. Выигрывает та команда, которая угадает больше трудовых действий.
Четвертый конкурс: «Кто знает, пусть дальше играет»
Вы немножечко устали?
Очень долго размышляли?
Разомнитесь же скорей,
Поиграйте не робей!
Ведущий: Я предлагаю Вам принять участие в игре « Поймай мяч и продолжи пословицу».
Родители встают в круг. Ведущий бросает мяч- говорит начало пословицы, а родитель продолжает.
Пятый конкурс: Ведущий:
Один из видов работы по дому – работа с ниткой и иголкой.
Что нужно знать, чтобы правильно пришить пуговицу:
- Пришивая пуговицу, ткань прокалывают иглой с лицевой стороны, чтобы узелок спрятался под пуговицу.
- Нить затягивают не туго, чтобы пуговица «качалась на ножке» из ниточек. (Чтобы получить «ножку» из ниток, можно между тканью и пуговицей поместить расческу).
- Все последующие проколы иглой делают в местах первых двух проколов, чтобы с изнанки работа выглядела аккуратно.
- Когда пуговица пришита, «ножку» несколько раз обматывают нитью и закрепляют.
Родителям раздаются карточки с пуговицами и предлагается вспомнить как можно больше способов пришивания, изобразить схематически.
Способы пришивания пуговиц
- Пуговицы с четырьмя отверстиями пришиваются параллельными стежками, крестом, в виде буквы «И», квадратика, стрелы, бабочки, конверта.
- Пуговицу с ушком пришивают плотно, нить при работе затягивают, а узелок остается на лицевой стороне.
- Если пуговицу пришивают к верхней одежде, то используют дополнительную пуговицу, которая укладывается с изнаночной стороны изделия. Дополнительная пуговица должна быть плоской и иметь такое же количество отверстий, что и основная. Пришивается она для того, чтобы не прорывалась ткань.
Пятый конкурс:
Ведущий: А теперь давайте приготовим национальные блюда.
Д/и «Отгадай блюдо»
Каждой команде предлагается по карточке с перечнем продуктов.
Нужно из предлагаемого перечня продуктов составить и отгадать блюдо.
Выигрывает та команда, которая отгадает блюдо быстрее.
Ведущий:
А какие же существуют правила приготовления салатов
Для нарезания овощей следует брать деревянную доску и бережно пользоваться ножом;
Нарезают овощи кубиками или соломкой;
Украшают салаты умеренно, чтобы было видно из чего они приготовлены;
Салаты подают к столу обычно в больших салатницах, из которых каждый кладет себе часть на тарелку.
Шестой конкурс:
Д/и «Дай вторую жизнь»
Придумать какие можно сделать поделки из бросового материала.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Словоэстафета (Взяв игрушку, продолжить предложение)
Домоведение – это...
Приложение 1
Условия воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста
- учет возрастных особенностей;
- помощь и поддержка в процессе трудовой деятельности;
- личный пример трудолюбия взрослого;
- создание трудовой атмосферы в семье и детском саду;
- уважение личности ребенка;
- систематическая трудовая деятельность ребенка дома и в детском саду;
- требование от ребенка качества труда;
- единство действий воспитателей и родителей;
- включение детей в посильный и полезный труд уже в дошкольном возрасте;
-- осуществление преемственности между детским садом и общеобразовательной школой;
- повышение уровня осведомленности и воспитательной компетентности родителей по вопросам формирования трудолюбия;
- воспитание трудолюбия на основе связи с потребностью дошкольников в движении, действии, общении, самореализации, одобрении;
- стимулирование ребенка на выполнение трудовых действий;
- общественное признание, одобрение взрослых;
- обеспечение условий для физического воспитания;
- возбуждение у ребенка интереса к семейному хозяйству;
- воспитание привычки к труду и привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет;
- добиваться того, чтобы работа была все – таки выполнена;
- давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы;
- рациональная организация индивидуальной и коллективной работы;
- предварительное планирование труда;
Приложение 2
Виды детского труда
Самообслуживание
-умывание;
- раздевание;
- одевание;
- уборка постели;
- подготовка рабочего места;
- забота о чистоте тела;
- забота о порядке в костюме;
- готовность сделать все необходимое для поддержания чистоты тела и одежды и сделать без требований извне, из внутренней потребности;
- соблюдение гигиенических правил;
Хозяйственно – бытовой труд
-поддерживать чистоту и порядок в помещении и на участке;
- помогать взрослым при организации режимных процессов;
- замечать любое нарушения порядка в комнате или на участке;
- устранять непорядок по собственной инициативе;
- отвечать за порядок на полке;
содержать в порядке свои игрушки, настольные игры;
- мыть некоторые игрушки;
- протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых.);
- стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки ленточки.), салфетки для хлебницы и т.п.;
- накрывать на стол, убирать посуду после еды;
-подметать веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе, пылесосить;
- помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель, резать вареные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье, собирать и чистить ягоды;
-оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую;
-проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение);
- оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям;
Труд в природе
-уход за растениями и животными;
- выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике;
Ручной труд
-изготовление предметов из различных материалов;
-изготовление игрушек;
Приложение 3
Трудолюбие – это:
- качество, которое отражает развитие личности в целом;
- готовность доводить начатое дело до конца;
- проявление эмоциально-положительного отношения к труду;
- аккуратность;
- старательность;
- бережное отношение к средствам и продуктам труда;
- стремление оказывать посильную помощь взрослым;
- заинтересованность в результатах труда;
- представления о необходимости труда в жизни;
-привычка к трудовому усилию;
- осознание личной и общественной значимости трудовой деятельности;
- осознание нравственной пользы труда;
- осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении;
- адекватная оценка результатов деятельности;
-потребность в созидательно-трудовой деятельности и ее здоровые социальные и личные мотивы;
- понимание пользы труда для себя и убеждение в его нравственной благотворительности;
- наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование;
- достаточно сильная воля личности;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по теме "Реализация детьми знаний об окружающем мире в изобразительной деятельности" Гавриловой Ю.В.
Разнообразие рисунков детей используя знания об окружающем мире....
Формирование трудовых навыков и умений у девочек среднего школьного возраста с выраженной умственной отсталостью
Великий педагог «В.А. Сухомлинский» писал, что труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пы...
ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
для педагогов ДОУ...
Особенности привития трудовых навыков и умений у слабослышащих дошкольников
В статье описываются особенности привития трудовых навыков дошкольникам с нарушениями слуха...
Комплексное итоговое занятие по обучению грамоте и ФЭМП, основанное на закрепление ранее приобретенных детьми знаний.
Конспект комплексного занятия в подготовительной группе по ФГОС....
«Развитие трудолюбия у детей и формирование трудовых навыков и умений»
Развитие трудовых навыков у дошкольников.Труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности ребенка. Сегодня в обществе утрачено уваж...
Консультация для родителей "Взоимодействие семьи и детского сада по формированию у дошкольников трудовых навыков и умений".
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их тесное взаимодействие...