Деловая игра на тему: «Формирование активного словаря путем понимания лексического значения слов, развитие умений пользоваться способами словообразования
методическая разработка
Деловая игра на тему: «Формирование активного словаря путем понимания лексического значения слов, развитие умений пользоваться способами словообразования»
воспитатель 1 кв. категории Строканова Ольга Владимировна. МБОУ «Излучинская ОНШ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_slovarnaya_rabota.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра на тему: «Формирование активного словаря путем понимания лексического значения слов, развитие умений пользоваться способами словообразования»
воспитатель 1 кв. категории Строканова Ольга Владимировна. МБОУ «Излучинская ОНШ»
Ведущая: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на деловой игре.
Говорить умеют почти все. Но говорить правильно – единицы. Разговаривая с другим человеком, мы пользуемся речью, как средством для передачи своих мыслей, соображений, настроений.
Но в начале всех дел и событий человеческой жизни всегда было и есть слово, маленькая часть речи. Речь самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею – серьезная наука и немалое искусство.
Распространена точка зрения, что развитие речи – процесс, целиком основанный на подражании, неосознанном, интуитивном усвоении языка дошкольниками. Говоря о стратегии работы педагогов по развитию речи нельзя не сказать о том, что обучение родному языку часто строится по принципу: «Посмотри – послушай – повтори, что сказал воспитатель!». При таком подходе ведущим в обучении выступает предъявление речевых образцов, а не развитие языковой интуиции, формирование языковых обобщений, элементарного осознания языка и речи
Сегодня для нашей игры нам понадобится 2 команды по 4 человека
Деловая игра «Ромашка»
Перед педагогами выложен цветок – ромашка.
Каждая команда по очереди берёт лепесток и поочередно отвечают на вопрос.
Вопросы:
1. Что включает в себя словарная работа с детьми в детском саду? (Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Большое внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению активного словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни. Становление лексической системы родного языка происходит постепенно, т.к. не все дети одинаково успешно овладевают семантическими единицами и отношениями.)
2. Задачи словарной работы.
- обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных детям слов;
- уточнение словаря, т.е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики);
- активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего числа из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;
- устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).
Усложнение содержания словарной работы наблюдается в каждой возрастной группе, оно идёт по следующим направлениям:
- овладение словарём в единстве с восприятием предметов и явлений в целом;
- рост словаря за счёт понимания слов. Обозначающих качества свойства, детали предметов и явлений. Их отношения. Этот процесс требует способности к расчаленному восприятию, владения такими мыслительными операциями. Как анализ, сравнение.
- Введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам.
3.Принципы словарной работы:
- работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;
- формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;
- все задачи словарной работы решаются в единстве и в определённой последовательности.
4.Приёмы словарной работы:
- называние – (образец произношения) нового или трудного слова. Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений. Называние сопровождается показом объекта.
- Включение слов в предложение, показ его сочетаний с другими словами.
- Повторение слова самим воспитателем неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, а также повторение хором.
- Объяснение происхождения слова. Этот приём наиболее целесообразно применять в старших группах для углубления понимания слова, развития любознательности, чутья к языку.
- Вопрос дошкольникам нужно задавать не только прямые вопросы, но и подсказывающие.
- Дидактические игры и упражнения «Кто больше увидит и назовёт» игры на классификацию предметов.
- Загадки, сравнение предметов.
Наглядным образом знакомится ребенок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности.
5.Назовите методы словарной работы
- Метод непосредственного наблюдения применяется в ряде занятий: осмотрах помещений д\с, экскурсиях, рассматривании предметов, наблюдение за каким-нибудь процессом. Восприятие сопровождается работой мышления ребёнка: создаётся суждение об объекте, вычленяются существенные признаки, объект сравнивается с другими объектами.
Показ картины, малой знакомой детям по содержанию. Специфика его заключается в том, что преобладающее место занимает речь воспитателя – объяснение, толкование новых слов, сравнение их по смыслу с уже известными детям.
Показ кинофильмов и диафильмов.
Чтение художественных произведений
Рассматривание игрушек.
Рассматривание картинок сюжетных и предметных(приём - вопрос)
Дидактические игры.
Словарно-логические упражнения
6.Какова методика работы над новым словом?
Заботясь о расширении запаса слов детей, надо стремиться к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления, а не слова-звука. Наглядным образом знакомится ребёнок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности. Последовательность усвоения такова: знакомство с предметом, образование представления, отражение последнего в слове. Слоговое произношение нарушает нормы литературного произношения, оно не свойственно устной речи. Произносить слово нужно медленно, но орфоэпически правильно. Можно привлечь внимание детей к нужному слову логическим ударением, интонированием, сменой силы голоса, паузой перед словом. А также словесными указаниями: «Послушайте ещё раз это трудное слово».
Блицтурнир:
«Расположи задачи в порядке возрастания».
Задание : «Расположи задачи в порядке возрастания».
Правила игры: педагоги должны по содержанию программных задач (на карточках) определить возрастную группу и доказать правильность своего решения.
- Целенаправленно обогащать словарь детей (называть реальные предметы, объекты, явления, их изображения на иллюстрациях; обозначать словами некоторые признаки знакомых объектов (мягкий, белый, звонкий); обозначать словами свои и чужие действия, характеризовать состояние и настроение реальных людей и литературных персонажей (болеет, плачет, смеется); отмечать особенности действий и взаимоотношений окружающих взрослых и сверстников, литературных героев (помогает, жалеет, отнимает); поощрять любые попытки повторять за воспитателем отдельные слова - 1 мл. гр.
- Обогащать словарь детей. Развивать пассивный и активный словарь на основе знакомства и углубления представлений детей об окружающей действительности. Знакомить со словами-обобщениями, обозначающими родовые понятия (игрушки, посуда, овощи, фрукты и т.п.). Расширять словарь, обозначающий действия (деятельность людей, действия и движения животных). Упражнять детей в использовании определений (характеристика предметов и явлений, внешний вид людей и животных) – 2 мл. гр.
- Расширять и активизировать словарный запас во всех видах детской деятельности. Продолжать работу по расширению словаря детей названиями предметов и объектов; обобщающими понятиями. Упражнять в умении пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи. Учить детей подбирать и активно использовать в речи определения к предметам и объектам, явлениям (качества, свойства) и глаголы, обозначающие их действия и действия с ними. Вводить в словарь детей и поощрять самостоятельное использование в речи наречий (холодно, горячо, тепло, весело, красиво и др.).
Привлекать внимание детей к новым словам и помогать подбирать слова, наиболее точно и выразительно передающие особенности предмета или своеобразие ситуации. Обращать внимание детей на слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы) – ср. гр.
- Расширять словарный запас детей на основе формирующихся у них богатых представлений о мире; активизировать его в самостоятельных высказываниях. Расширять запас слов с противоположным значением (антонимов) и слов, близких по значению (синонимов). Поощрять стремление детей подбирать синонимы для более точного выражения смысла и эмоциональной окраски высказывания. Учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться обобщениями в самостоятельной речи. Познакомить с многозначными словами и словами-омонимами. Работать над лексическим значением слов – гр. ст. дошк. возраста.
«Словесная карусель».
Командам раздается карточка, в которой на одной стороне написано три слова к которым надо подобрать по три синонима.
Смелый – бесстрашный, храбрый, отважный.
Жадный – скупой, прижимистый, алчный.
Большой – огромный, колоссальный, громадный.
Грусть – тоска, печаль, кручина.
Отважный – смелый, бесстрашный, храбрый
Прохлада – свежесть, холодильник. Маленький – малюсенький, крошечный, кроха. Красный – алый, багряный, багровый. Сильный – могучий, мощный, могущественный. Активный – деятельный, инициативный, энергичный. Злой - жестокий, злющий. Опрятный – чистый, аккуратный, чистюля. Хрупкий – ломкий, слабый, непрочный. Обмануть – перехитрить, одурачить, провести.
Игра со зрителями-педагогами
Подбери Антонимы:
Маленький – большой. Молодой – старый. Широкий – узкий.
Узкий – широкий. Жара – холод. Конец – начало.
Высокий – низкий. Добрый – жадный. Говорить – молчать.
Темный – светлый. Больной – здоровый. Ясно – пасмурно.
Твердый – мягкий. Вверх – вниз. Правда – ложь.
Теплый – холодный. Широкий – узкий. Горький - сладкий.
Быстрый – медленный. Плакать – смеяться. Больной – здоровый
Задание для команд: «Составь слово».
Участникам даются карточки со словами: Университетская, аквалангист, электростанция, катастрофический, энергетическая, долгоиграющий, академическая.
Например: электростанция – электрик, станция, станок, лето, налет, лектор, рост, танец, торт и т. д.
Из них нужно составить как можно больше слов.
Аукцион методических находок:
1.«Использование дидактической игры для обогащения словаря детей».
Команды представляют использование одной из дидактических игр по познавательному развитию (например, д/и «Накорми зверят») для обогащения словаря (какие программные задачи по речевому развитию она может решать):
- Лексические темы: дикие животные, домашние животные, насекомые, птицы…
- Формирование лексико-грамматического строя:
- Употребление относительных прилагательных,
- Согласование числительных с существительными (1 морковка, 2 морковки, 5 морковок…),
- Употребление притяжательных прилагательных (чей хвост?),
- Употребление уменьшительных ласкательных,
- Образование детенышей животных,
- Употребление существительных ед. и мн. Числа,
- Употребление существительных в Р.п. (не стало кого?),
- Употребление падежей …
2. Познавательные задачи: узнай и назови, где живет, чем питается, детеныши, как передвигается, как кричит, внешний вид, какого цвета, какой формы туловище, может ли жить в других климатических зонах, почему не может…
3.Развитие логики, умение находить причинно-следственные связи (например, заяц прыгает потому, что у него задние лапы длиннее).
Подведение итогов.
Уважаемые коллеги! Вы прекрасно и грамотно справились со всеми заданиями! Сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития речи дошкольников; вспомнили методы и приемы, способствующие речевому развитию детей
Любите и берегите наш родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами. Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупицы чистого золота. Спасибо всем за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование активного словаря детей с задержкой речевого развития 4-го года жизни
Статья основана на опыте работы учителя-дефектолога в детском саду....
«Формирование понимания синонимичных значений слов у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»
«Формирование понимания синонимичных значений слов у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»...
Презентация к педагогическому совету - «деловая игра» по теме: «Формирование экологических представлений через проектную деятельность»
Педагогический совет проведен с участием родителей в форме деловой игры. Родителям было очень интересно не только посмотреть, но им самим почаствовать в образовательной деятельности педагогов....
Презентация "Роль двигательной активности в формировании активного словаря у детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи"
презентация "Роль двигательной активности в формировании активного словаря у детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи"...
Деловая игра для педагогов на тему: «Формирование активного словаря путем понимания лексического значения слов, развитие умений пользоваться способами словообразования»
Говорить умеют почти все. Но говорить правильно – единицы. Разговаривая с другим человеком, мы пользуемся речью, как средством для передачи своих мыслей, соображений, настроений. Но в начале все...
Дипломная работа "Изучение влияния развития крупной моторики на формирование активного словаря детей младшего дошкольного возраста".
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯКРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ЕНИСЕЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»...