Основы сказкотерапии.
материал на тему
1.1 Что такое сказкотерапия? Привлекательность сказкотерапии.
1.2 Предмет сказкотерапии, этапы развития, принципы работы со
сказками.
1.3 Функции сказкотерапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._osnovy_skazkoterapii.docx | 28.69 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Основы сказкотерапии
1.1 Что такое сказкотерапия? Привлекательность сказкотерапии.
1.2 Предмет сказкотерапии, этапы развития, принципы работы со
сказками.
1.3 Функции сказкотерапии.
1.1 Что такое сказкотерапия? Привлекательность сказкотерапии.
Сказкотерапия – это самый древний в мире метод житейской
практической психологии и в то же время - один из самых молодых методов
современной научной практики.
Юнгианская аналитическая психология рассматривает героев сказки
как субличности, части "я" одного человека. Все, что происходит в сказке,
можно представить как внутренний процесс, в котором, например,
принц – сознание,
- ищет принцессу - аниму, женское начало,
- и в процесс вовлечены его собственная мудрость (лесной старичок-
советчик), слепая агрессия (дракон) и так далее.
Те, кто уделяют основное значение эмоциям, также часто
рассматривают сказочных героев как персонифицированные эмоции. Какими
бы выдуманными ни были персонажи и их действия, вызываемые ими
эмоции совершенно реальны. При этом чаще всего говорят об отыгрывании
эмоций, то есть о том, что в сказке ребенок, взрослый проживает такие
эмоциональные состояния, которых ему не хватает во внешней жизни.
Назвать сказку испытательной площадкой для трудных эмоций можно; как
можно и назвать ее базовым руководством для превращения пугающих и
запретных эмоций в приятные. Вообще эмоциональный анализ сказок, при
котором основное внимание уделяется тем чувствам, которые пробуждает
сказка, - дело чрезвычайно плодотворное.
Трансактный анализ. Э. Берн, указывал на то, что конкретная
сказка может стать жизненным сценарием человека.
Сценарий – это постепенно разворачивающийся жизненный план,
который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием
родителей.
Этот психологический импульс с большой силой толкает человека на
встречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или
свободного выбора. Сценарии закладываются в сознание человека в раннем детстве. В
нормальных условиях ребенку помогают в этом волшебные сказки и истории,
которые сначала читают ему взрослые, а потом он читает их сам в часы
досуга, когда можно отпустить на волю свое воображение. В сказках есть
магия, она дает ребенку целый ряд новых действующих лиц, исполняющих
роли в его фантазиях. С годами сказочный сценарий закрепляется и
превращается в жизненный сценарий. В дальнейшем можно проследить
сходство между мифами и сказками и реальными людьми.
Далее большой вклад в развитие сказок внес Шелдон Копп. В своей
книге «Гуру: метафоры от психотерапевта» Ш. Копп рассказывает о
спасительной роли сказок в собственном детстве и о том, как позднее он
заново открыл воспитательную силу преданий и сказок.
Психолог и историк Джулиана Джейнс развивает идеи Ш. Коппа,
утверждая, что субъективный сознательный разум как раз и представляет
процесс построения метафор. В её понимании, метафора – это первичный
опыт, служащий двоякой цели:
1- для описания переживаний, которые впоследствии
2 – могут заложить в сознании новые модели, расширяющие границы
субъективного опыта.
Т.е. метафора, может оказаться полезным инструментом именно в тех
случаях консультирования, обучения, когда необходим поиск нового
понимания проблемы клиентом.
В. Пропп обобщил знания многих наук, посвятив исследованию сказки
много лет. Он установил связь сказки с областью культов, с религией.
Обряд и обычай — не то же самое. Так, если людей хоронят через сожжение,
то это обычай, а не обряд. Но обычай обставляется обрядами, и разделять их
— методически неправильно.
Сказка сохранила следы очень многих обрядов и обычаев: многие
мотивы только через сопоставление с обрядами получают свое генетическое
объяснение. Так, например, в сказке рассказывается, что девушка закапывает
кости коровы в саду и поливает их водой. Такой обычай или обряд
действительно имелся. Кости животных почему-то не съедались и не
уничтожались, а закапывались (Пропп 1934). Если бы нам удалось показать,
какие мотивы восходят к подобным обрядам, то происхождение этих мотивов
до известной степени уже было бы объяснено.
Наблюдается полное сов падение обряда и обычая со сказкой. Этотслучай встречается редко. Так, в сказке закапывают кости, и в исторической
действительности это тоже именно так и делали. Или: в сказке
рассказывается, что царских детей запирают в подземелье, держат их в
темноте, подают им пишу так, чтобы этого никто не видел, и в исторической
действительности это тоже именно так и делалось.
Чаще встречается другое соотношение, другое явление, явление, которое
можно назвать переосмыслением обряда. Под переосмыслением здесь
будет пониматься замена сказкой одного какого-нибудь элемента (или
нескольких элементов) обряда, ставшего в силу исторических изменений
ненужным или непонятным, — другим, более понятным. Таким образом
переосмысление обычно связано с деформацией, с изменением форм. Чаще
всего изменяется мотивировка, но могут подвергаться изменению и другие
составные части обряда. Так, например, в сказке рассказывается, что герой
зашивает себя в шкуру коровы или лошади, чтобы выбраться из ямы или
попасть в тридесятое царство. Его затем подхватывает птица и переносит
шкуру вместе с героем на ту гору или за то море, куда герой иначе не может
попасть. Как объяснить происхождение этого мотива? Известен обычай
зашивать в шкуру покойников. Восходит ли данный мотив к этому обычаю
или нет? Систематическое изучение данного обычая и сказочного мотива
показывает их несомненную связь: совпадение получается полное, не
только по внешним формам, но и по внутреннему содержанию, по
смыслу этого мотива по ходу действия и по смыслу этого обряда в
историческом прошлом, с одним, однако, исключением: в сказке в шкуру
зашивает себя живой, в обряде зашивают мертвеца. Такое несоответствие
представляет собой очень простой случай переосмысления: в обычае
зашивание в шкуру обеспечивало умершему попадание в царство мертвых, а
в сказке оно обеспечивает ему попадание в тридесятое царство.
Особым случаем переосмысления мы должны считать сохранение
всех форм обряда с придачей ему в сказке противоположного смысла или
значения, обратной трактовки. Такие случаи мы будем называть
обращением. Поясним наше наблюдение примерами. Существовал обычай
убивать стариков. Но в сказке рассказывается, как должен был быть убит
старик, но он не убивается. Тот, кто пощадил старика, при существовании
этого обычая был бы осмеян, а может быть поруган или даже наказан. В
сказке пощадивший старика — герой, поступивший мудро. Был обычай
приносить девушку в жертву реке, от которой зависело плодородие. Это
делалось при начале посева и должно было способствовать произрастанию
растений. Но в сказке является герой и освобождает девушку от чудовища,
которому она выведена на съедение. В действительности в эпохусуществования обряда такой «освободитель» был бы растерзан как
величайший нечестивец, ставящий под угрозу благополучие народа,
ставящий под угрозу урожай. Эти факты показывают, что сюжет иногда
возникает из отрицательного отношения к некогда бывшей исторической
действительности. Такой сюжет (или мотив) еще не мог возникнуть как
сказочный, когда имелся уклад, требовавший принесения в жертву девушек.
Но с падением этого уклада обычай, некогда почитавшийся святым, обычай,
при котором героем была девушка-жертва, шедшая иногда даже добровольно
на смерть, становился ненужным и отвратительным, и героем сказки уже
оказывается нечестивец, который помешал этому жертвоприношению. Это —
принципиально очень важное установление. Оно показывает, что сюжет
возникает не эволюционным путем прямого отражения действительности, а
путем отрицания этой действительности. Сюжет соответствует
действительности по противоположности.
Сказка и миф (в особенности мифы доклассовых народов) иногда
настолько полно могут совпадать между собой, что в этнографии и
фольклористике такие мифы часто называются сказками.
В отечественной психологии исследованию сказок с середины
девяностых годов 20века посвятили себя Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, под
руководством, которой действует Институт Сказкотерапии; С.А. Черняева,
которая, не только сама сочиняет сказки, но и разработала и проводит
тренинги по сказкотерапии; врач-сказочник А.В. Гнездилов, Д. Соколов,
работающие с авторской сказкой. Ими собран и обработан огромный
сказочно – метафорический материал, как авторских, так и дидактических
сказок, историй и притч, которые используются не только психологами в
индивидуальных консультациях, но и педагогами в учебно-воспитательном
процессе.
Примерно с этого же времени в Сибири в направлении сказкотерапии
активно работают Н.Я. Большунова (в системе дошкольного образования),
Н.Д. Чекмарёва, Л.И. Демидова (в системе реабилитации инвалидов
трудоспособного возраста, включая детей и взрослых членов семьи лиц с
ограниченными возможностями).
В настоящее время сказкотерапия переживает настоящий бум
популярности.
Что же такое сказкотерапия?
В настоящее время под сказкотерапией понимают способы передачи
знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно
поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной
духовной природе человека.По мнению Т. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия - это
1)процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе
взаимоотношений в нем. Действительно, когда начинаешь рассматривать
сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные
истории содержат информацию о динамике жизненных процессов.
2) процесс образования связи между сказочными событиями и
поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в
реальность.
3) процесс объективизации проблемных ситуаций.
4) процесс активации потенциала личности.
5)процесс экологического образования и воспитания человека.
6)процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг и др.
Привлекательность сказкотерапии для психологов, учителей,
социальных работников, родителей и др. можно объяснить, прежде всего, ее
универсальностью, т.к. сказка:
1. Информативна (через её анализ взрослый получает информацию о
своей жизни и жизни ребенка, актуальном состоянии, способах преодоления
трудностей, о мировоззренческих позициях, открывает новые смыслы и
знания, дает полный перечень человеческих проблеми др. ).
2. Экологична, т.к она:
А) дает эмоциональную защищенность, т.к. человек может обсуждать
свои трудные жизненные проблемы отстраненно, не травмируя свою
личность разобраться в смысле происходящего;
Б) снижает поведенческий негативизм, тревожность, агрессивность;
В) формирует доверие клиента к психологу в более короткие сроки;
Г) прожить состояние, которого не хватает в реальной жизни,
Д) способствует изменению жизненной позиции и поведения человека;
Е) не имеет возрастных ограничений;
Ж) активизирует адекватные механизмы психологической защиты «Я»,
в частности адаптационные механизмы, помогающие преодолеть стресс);
З) не дает прямого морализирования и нотаций и др.
3. Эмоциональна, т.к.накапливает положительный эмоциональный
заряду клиента, укрепляет его социальный иммунитет.
4. Мудра, т.к. психолог ненавязчиво может передать ребенку, взрослым
новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.
5. Укрепляет здоровье человека через восстановление его
эмоционального равновесия, устранения имеющиеся у него нарушений
поведения, преодоления дезадаптации, снижение стресса и др.6. Дает возможность взаимодействовать на общем языке, понятном и
для ребенка, и для взрослого;
7. Способствует пробуждению творческих сил в клиенте и в самом
психологе. Она активизирует понимание и работу на уровне интуиции,
архетипов, первого впечатления и т.п.
8. Несет свободу.
Современная сказкотерапия многолика . Это проявляется в том, что она
может быть использована как инструментарий диагностический,
профилактический (или развивающий), консультативный, коррекционный.
Сказкотерапия связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных
событий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни.
1.2 Предмет сказкотерапии, этапы развития, принципы работы со
сказками
По мнению Д. Соколова, предметом сказкотерапии является процесс
воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровня
осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах
социального проявления созидательной творческой силы.
Особенностью работы в системе сказкотерапии является
взаимодействие с клиентом на ценностном уровне. Психологические,
культурные, педагогические проблемы прорабатываются благодаря опоре на
нравственные ориентиры, духовные ценности и личностные потенциалы.
Ведущими идеями сказкотерапии являются:
-осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной
жизни;
-понимание причинно-следственных связей событий и поступков;
-познание разных стилей мироощущения;
-осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;
-внутреннее ощущение силы и гармонии.
Для подростков и взрослых особенно важны когнитивный и
творческий аспекты сказкотерапии.
Анализ сказок (когнитивный аспект) позволит изменить или
существенно обогатить взгляд на привычные ситуации, соприкоснуться с
духовными ценностями.
Сочинение, рисование, изготовление кукол, драматизации сказок
(творческий аспект) позволят высвободить творческую энергию
воображения. Все это силы, которые помогут подростку и взрослому
конструктивно изменять свою жизнь. Этапы в развитии сказкотерапии. Сказкотерагшей люди занимались
всегда, только называли это иначе. Условно выделяют четыре этапа в
развитии сказкотерапии:
1. Устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков,
но процесс устного (а позднее и письменного) творчества продолжается по
сей день.
2. Собирание и исследование сказок и мифов (в психологическом
глубинном аспекте связано с именами К.-Г. Юнга, М.-Л. фон Франц, Б.
Беттельхейма, В. Проппа и др.).
3. Психотехнический. Основан на приеме сочинения сказок, на
применении сказки как техники в психодиагностике, коррекции и развитии
личности.
4. Интегративный. Связан с формированием концепции Комплексной
сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии
как природосообразной, органичной человеческому восприятию
воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших
предков.
Сегодня сказкотерапия синтезирует многие достижения психологии,
педагогики, психотерапии, философии разных культур в сказочной форме, в
форме метафоры.
Основные принципы работы со сказками:
1.Осознанность (осознание причинно-следственных связей в развитии
сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях).
Помогают активно использовать этот принцип общие вопросы: что
происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это произошло?
Зачем ему это было нужно и др. Задача психолога задача показать клиентам,
что одно событие плавно вытекает из другого, даже несмотря на то, что на
первый взгляд это незаметно. Важно понять место, закономерность
появления и назначение каждого персонажа сказки.
2. Множественность (понимание того, что одно и то же событие,
ситуация могут иметь несколько значений и смыслов). Поэтому основная
задача психолога показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких
сторон.
3. Связь с реальностью (осознание того, что каждая сказочная
ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок). В данном случае
задача психолога кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации
с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной
жизни, в каких конкретно ситуациях (Т. Зинкевич - Евстигнеева). 1.3 Функции сказкотерапии
Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции
действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются. Они
образуют основные составные части сказки. Число функций в сказке
ограничено. Функции всегда одинаково последовательны. Указанные
закономерности касаются только фольклора. Искусственно созданные сказки
им не подчинены.
Функции образуют основные элементы сказки, те элементы, на которых
строится ход действия. Наряду с этим имеются составные части, которые,
хотя и не определяют развития, все же очень важны.
Можно наблюдать, что функции не всегда следуют непосредственно
одна за другой. Если следующие друг за другом функции исполняются
различными персонажами, то второй персонаж должен знать, что до этого
произошло. В связи с этим в сказке выработалась целая система
осведомлений, иногда в художественно очень ярких формах; иногда сказка
это осведомление пропускает, и тогда персонажи действуют как всезнающие;
с другой стороны, оно применяется и там, где оно по существу вовсе не
необходимо. Этими осведомлениями в течение хода действия одна функция
связывается с другой.
Известный отечественный психолог В. Пропп, выделил 31 функцию
сказки.
Название функции по В. Проппу (с примерами):
1. Отлучка - Уезжают родители; царь отправляется на войну.
2. Запрет - "Не заходи только в десятую комнату"; "Не ходи со двора".
3. Нарушение - Побежала Аленушка с подружками, заигралась
4. Выведывание - Стала ведьма вызнавать, выспрашивать.
5. Выдача - "Но царевна все ж милее..."
6. Подвох - Волк подражает голосу мамы-козы.
7. Пособничество - Царевна ест предложенное старухой яблочко
8. Вредительство (или недостача) - Схватили гуси-лебеди Иванушку;
заболел царь тяжкой болезнью.
Эти 8 функций образуют подготовительную часть, следующие 3
функции - завязка:
9. Посредничество - "Иди, Марьюшка, братца искать..."
10. Начинающееся противодействие - "Позволь мне, царь, попытать
счастья..."
11. Отправка - Царевич отправился в путь
Далее следует основная часть: 12. Первая функция дарителя - Стала Баба-Яга вопросы спрашивать;
13. Реакция героя - "Ты б меня сперва накормила, напоила...";
14. Получение волшебного средства - Дал старичок Ивану коня;
"Только скажи: по щучьему велению, по моему хотению..."
15. Перемещение в иное царство - Долго ли шла Марьюшка, коротко,
уже три пары башмаков истоптала;
16. Борьба - Стал Иван биться со змеем-горынычем;
17. Клеймение - Расцарапал ему Змей всю щеку;
18. Победа - Завертелся Кощей волчком и сгинул.
19. Начальная беда или недостача ликвидируется - Вышла к Ивану из
подземелья Царь-девица.
20. Возвращение - Сели они на ковер-самолет, поднялись в воздух и
полетели домой.
21. Погоня - Бросились гуси-лебеди в вдогонку.
22. Спасение - Бросила она зеркальце, разлилось море; ведьма море
пила-пила, да и лопнула.
На этом сказка может кончиться, но часто встречается дополнительный
сюжет, в котором действуют лжегерой (чаще всего брат или братья героя).
Первая его часть (новое вредительство) аналогична функциям 8-15:
8 bis. Братья похищают добычу;
10-11 bis. Герой снова отправляется на поиски;
12-14 bis. Герой снова находит волшебное средство;
15 bis. Возвращение с новым средством домой;
Далее при таком развитии появляются новые функции:
23. Неузнанное прибытие - Приехал в родной город, но домой не
пошел, стал учеником у портного.
24. Необоснованные притязания - Генерал заявляет царю: "Я - змеев
победитель".
25. Трудная задача - "Кто поднимет змеиную голову - тому и царевна
достанется"
26. Решение - Подошел Иван, только тронул...
27. Узнавание - Показал он заветное колечко, узнала его царевна.
28. Обличение - Рассказала все царевна, как было.
29. Трансфигурация - Искупался Иван в молоке, вышел молодцем
лучше прежнего.
30. Наказание - Посадили служанку в бочку, скатили с горы
31. Свадьба, воцарение - Получил Иван царевну и полцарства Не все функции присутствуют всегда, но число их ограничено и
порядок, в котором они выступают по ходу развития сказки, неизменен
(Д. Соколов).
Неизменным В. Пропп определил и набор ролей, т.е. действующих лиц,
обладающих своим кругом действий (т.е. имеющих одну или несколько
функций). Этих ролей семь:
1. Царевна
2.Отправитель
3.Герой
4.Даритель
5.Помощник
6. Антагонист
7. Ложный герой
Сказка знает следующие круги действия:
1) Круг действий антагониста (вредителя). Охватывает:
вредительств, бой или иные формы борьбы с героем, преследование.
2) Круг действий дарителя (снабдителя). Охватывает: подготовку
передачи волшебного средства, снабжение героя волшебным средством.
3) Круг действий помощника. Охватывает: пространственное
перемещение героя, ликвидацию беды или недостачи, спасение от
преследования, разрешение трудных задач, трансфигурацию героя.
4) Круг действий царевны (искомого персонажа) и ее отца.
Охватывает: задавание трудных задач,. клеймение, обличение, узнавание,
наказание второго вредителя, свадьбу. Царевна и ее отец не могут быть
разграничены по функциям вполне точно. Отцу чаще всего приписывается
задавание трудных задач как действие, вытекающее из враждебного
отношения к жениху. Он же нередко наказывает или велит наказать ложного
героя.
5) Круг действий отправителя. Охватывает только отсылку.
6) Круг действий героя. Охватывает: отправку в поиски, реакцию на
требования дарителя, свадьбу. Первая функция характерна для героя-
искателя, герой-жертва выполняет лишь остальные.
7) Круг действий ложного героя охватывает также отправку в поиски,
реакцию на требования дарителя - всегда отрицательную и, в качестве
специфической функции - обманные притязания.
Таким образом, сказка знает семь действующих лиц. По этим же
персонажам распределяются и функции подготовительной части, но
распределение здесь неравномерно, и по этим функциям определять
персонажи нельзя. Кроме того, есть специальные персонажи для связок(жалобщики, доносчики, клеветники), а также специальные предатели для
функции (выдача сведений: зеркальце, долото, веник указывают, где искомая
жертва). Сюда же относятся такие персонажи, как Одноглазка, Двуглазка и
Трехглазка.
Вопрос о распределении функций может быть разрешен в плоскости
вопроса о распределении по персонажам кругов действий.
Как распределяются означенные круги по отдельным сказочным
персонажам? Здесь возможны три случая.
1) Круг действий в точности соответствует персонажу. Яга, которая
испытывает и награждает героя, животные, просящие о пощаде и
передающие Ивану дар, - чистые дарители. Конь, который доставляет Ивана
к царевне, помогает ее похитить, решает трудную задачу, спасает от погони и
т. д., - чистый помощник.
2) Один персонаж охватывает несколько кругов действий. Железный
мужичок, который просит о выпуске из башни, затем дарует Ивану силу и
дает ему скатерть самовертку, а впоследствии помогает убить змея, является
одновременно и дарителем, и помощником. Особого рассмотрения требуют
благодарные животные. Они начинают как дарители (просят о помощи или
пощаде), затем они предоставляют себя в распоряжение героя и становятся
его помощниками. Иногда случается, что животное, освобожденное или
пощаженное героем, просто исчезает, не сообщив даже
формулы вызова его, но в критический момент оно является в
качестве помощника. Оно награждает действием
непосредственно. Оно может, например, помочь герою
перебраться в иное царство, или оно достает ему предмет его поисков и
др.
Особого рассмотрения требует также яга (или другой обитатель лесной
избушки), которая вступает с Иваном в драку, а затем бежит и этим указывает
Ивану путь на тот свет. Путеводительство - функция помощника, а потому яга
здесь играет роль невольного и (даже "противовольного") помощника. Она
начинает как враждебный даритель, а затем становится невольным
помощником.
Несколько других случаев совмещения: отец, отпускающий сына и
дающий дубину, есть в то же время и отправитель, и даритель.
Три девицы в золотом, серебряном и медном дворце, которые дарят
Ивану волшебное колечко, а затем выходят за героев замуж, - дарители и
царевны. Яга, похищающая мальчика, сажающая его в печь, затем обворованная
мальчиком (у нее похищен волшебный платок), совмещает функции
вредителя и дарителя (невольного, враждебного).
Таким образом, мы вновь наталкиваемся на явление, что воля
персонажей, их намерения, не могут считаться существенным мотивом для
их определения. Важно не то, что они хотят делать, не чувства их
наполняющие, а их поступки как таковые, оцененные и определенные с точки
зрения их значения для героя и для хода действия. Здесь получается та же
картина, что и при изучении мотивировок: чувства отправителя, враждебные,
нейтральные или дружелюбные, не оказывают влияния на ход действия.
3) Обратный случай: один круг действий распределяется по нескольким
персонажам. Так, если змей убит в бою, он не может преследовать. Для
преследования вводятся специальные персонажи: жены, дочери, сестры,
тещи, матери змеев - его женская родня.
Испытывает один персонаж, а случайно награждает другой. Что
функции царевны распределяются между ею и отцом, мы уже видели выше.
Но чаще всего это явление касается помощников. Здесь прежде всего следует
остановиться на отношении между волшебными средствами и волшебными
помощниками. Сравним следующие случаи: а) Иван получает ковер-самолет,
на нем улетает к царевне или домой б) Иван получает коня, на нем улетает к
царевне или домой. Отсюда видно, что предметы действуют как живые
существа. Так и дубинка сама убивает всех врагов, сама наказывает воров и т.
д. Сравним далее:
а) Иван получает в дар орла, на нем улетает,
б) Иван получает в дар способность обращаться в сокола, в образе
сокола улетает.
Другое сопоставление:
а) Иван получает коня, который может рассыпаться (испражняться)
золотом и делает Ивана богачом.
б) Иван съедает птичий потрох и получает способность харкать
золотом, становится богачом. Из этих двух примеров видно, что качество
функционирует как живое существо.
Таким образом живые существа, предметы и качества, с точки зрения
морфологии, построенной на функциях действующих лиц, должны
рассматриваться как равнозначащие величины. Удобнее, однако, живые
существа называть волшебными помощниками, а предметы и качества
называть волшебными средствами, хотя функционируют они и одинаково.
Впрочем, одинаковость эта подвержена некоторому ограничению.
Можно установить три категории помощников: 1) Универсальные помощники, способные к выполнению (в
известных видах) всех пяти функций помощника. Таким помощником в
нашем материале оказался только конь.
2) Частичные помощники, способные к выполнению нескольких
функций, но которые по совокупности данных не выполняют всех пяти
функций помощника. Сюда относятся различные животные, кроме коня,
духи, являющиеся из кольца, различные искусники и т. д.
3) Специфические помощники, исполняющие только одну
функцию. Сюда относятся только предметы. Так, клубочек служит для
путеводительства, меч-самосек - для победы над врагом, гусли-самогуды -
для решения задачи царевны и т. д. Отсюда видно, что волшебное средство
есть не что иное, как частная форма волшебного помощника.
Следует еще упомянуть о том, что герой нередко обходится без
всяких помощников. Он как бы сам себе помощник. Но если бы мы имели
возможность изучить атрибуты, то можно было бы показать, как в этих
случаях на героя переходят не только функции помощника, но и его
атрибуты. Один из важнейших атрибутов помощника - это его вещая
мудрость: вещий конь, вещая жена, мудрый мальчик и др. Это качество при
отсутствии помощника переходит на героя. Получается образ вещего героя.
Наоборот, помощник иногда исполняет те функции, которые
специфичны для героя. Кроме согласия на противодействие для него
специфична только реакция на действия дарителя. Но здесь помощник часто
выступает за героя. Мыши выигрывают игру в жмурки у медведя,
благодарные животные вместо Ивана выполняют задачи яги и т.д..
Контрольные вопросы и задания:
1. Что такое сказкотерапия?
2. Понимание сказки и ее значения К. Юнгом, Э. Бёрном.
3. В чем проявляется информативность, экологичность,
эмоциональность, мудрость, здоровьесберегаемость, свобода
сказкотерапии?
4. Что является предметом сказкотерапии?
5. Укажите этапы развития сказкотерапии (4этапа).
6. Перечислите функции в сказке. Приведите к ним примеры.7. Сделайте анализ функций (по В. Проппу) на примере выбранной
вами сказки. Сказку представьте в подлиннике.
Использованная литература:
1. Дмитриева Н. В., Демидова Л. И. Психологические средства,
обеспечивающие более успешную адаптацию (реадаптацию) инвалидов к
условиям жизнедеятельности./ «Проблемы общества и человека в ХХ1
веке». Материалы Международной научно-практической конференции
(март 2002 г.). – Новосибирск: «Сибвузиздат», 2002. - с. 241 - 248.
2. Дмитриева Н. В., Демидова Л. И. Экологичность сказкотерапии как
психологического средства адаптации (реадаптации) инвалидов к
изменившимся условиям жизнедеятельности./ Актуальные проблемы
специальной психологии в образовании: Сб. докл. межрегион. науч. – практ.
конф.: В 2-х ч. Новосибирск, 2003. Ч. 1. - с. 196 – 201
3. Зинкевич-Евстигнеева. Путь к волшебству. Теория и практика
сказкотерапии.- СПб., 1998
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. –СПб., 2000,
1999.
5. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.—
224 с.
6. Пропп В. Морфология волшебной сказки.-М., 1998
7. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия.- М.: Независимая фирма «Класс»,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения НОД с использованием сказкотерапии на основе русской народной сказки «Колобок»
Тема: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»(Правила безопасности) Задачи:Формировать представления детей об опасных для...
Авторская сказка на основе фольклора и её использование в сказкотерапии с современными дошкольниками.
Сказкотерапия- является эффективным средством развития, преодоления эмоциональных трудностей и проблем современных дошкольников....
Авторская разработка по теме сказкотерапия на основе казахского народного фольклора "Добрые сказки" Автор:Дубгорн Ольга Андреевна
Консультация для педагогов по теме«Нравственно-познавательная компетентность старших дошкольников средствами сказкотерапии на основе казахского народного фольклора»....
Проект «Сказкотерапия-основа развития речи детей».
Ритм и условия современной жизни обостряют чувствительность ребенка, повышают его тревожность. Усваивать правила жизни ему приходится через стрессовые ситуации. Для детей с проблемами в развитии речи,...
Познавательный досуг на основе сказкотерапии (русская народная сказка "Курочка Ряба»)
Цель: Коррекция поведения детей в адаптационный период.Задачи:Развитие творческого воображения, формирование у детей способности к содействию и сопереживанию, создать и закрепить позитивное психосомат...
Психолого-педагогические основы сказкотерапии
В материале представлена информация о возможностях использования сказкотерапии как психолого-педагогического инструмента работы с дошкольниками....
Конспект НОД на тему «Театрализованная игра по сказке «Волк и семеро козлят» на основе сказкотерапии с использованием ЭОР в группе для детей с ОВЗ
Игра - драматизация "Волк и семеро козлят"....