Работа с родителями по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
консультация (младшая группа)
На сегодняшний день актуальна тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей к детскому саду (т. е. успешного прохождения адаптационного периода ребенка).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gashitskaya_rabota_s_roditelyami.docx | 869.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с родителями по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Основными принципами дошкольного образования ФГОС являются:
1. Содействие и сотрудничество детей и взрослых;
2. Сотрудничество организации с семьей.
На сегодняшний день актуальна тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей к детскому саду (т. е. успешного прохождения адаптационного периода ребенка).
Сколько по времени будет длиться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к детскому саду — это так же и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение нескольких часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение и новые взрослые.
Все это изменения не следуют один за другим, а обрушиваются на ребенка как «снежный ком», вызывая стрессовую ситуацию. Малышу необходимо «адаптироваться», т.е. приспособиться к этому «новому». Согласитесь, любой (даже самый здоровый) малыш в данной ситуации растеряется. То, насколько быстро и легко малыш справится с новыми условиями, во многом зависит от нас (родителей и педагогов).
Поэтому, как показывает практика, чем лучше родители подготовят своего ребенка к детскому саду, тем быстрее он адаптируется. Привыкание детей к новым условиям протекает на уровне физиологическом и на уровне психологическом.
Адаптационный период может быть различен по продолжительности: от 2 недель до 1 мес. и даже полугода. Обычно в первые дни дети с удовольствием идут в детский сад: сказывается «эффект новизны». Наиболее сложными могут быть 3-й, 4-й дни посещения ДОУ, когда может появиться плач, нежелание уходить от мамы, отказ идти в группу.
У ребёнка возникает страх, горе, гнев, слёзы, которые являются причинами неврологических проблем – неврозов, депрессий, которые в дальнейшем могут остаться, а во взрослом возрасте вылиться в ряд фобий и комплексов. Поэтому очень важно, чтобы адаптационный период проходил плавно: начиная с 2-3 часов, увеличиваясь до «целого» дня.
Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходимо подготавливать ребенка, как на физиологическом уровне, так и на психологическом. Адаптационный период может длиться от 3-4 недель до 6-9 месяцев. Родители, отдавая ребёнка в ДОУ должны учитывать это.
Физиологический уровень адаптации зависит от общего физиологического состояния ребенка (здоровья, иммунитета, от образа жизни, предпочтений в питании).
Надо привыкнуть к:
- Невозможности уединения:
- Новой пищи, новым помещениям, освещенности, запахам;
- Новому режиму, ритму жизни, новым нагрузкам (необходимо сидеть, слушать, выполнять требования взрослых)
- Необходимости самоограничений.
Психологический уровень адаптации.
Предстоит привыкнуть к:
- Большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать;
- Необходимости отстаивать свое личное пространство;
- К отсутствию значимого взрослого (мамы, папы);
- Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами.
Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.
Факторы, от которых зависит течение адаптации:
- возраст ребенка;
- состояние здоровья;
- уровень здоровья;
- умение общаться со сверстниками;
- сформированность предметной и игровой деятельности;
- приближенность домашнего режима к режиму ДОУ
Родители, отдавая сына или дочь в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями и бывают сами не готовы к их преодолению.
Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он «несадовский» ребенок.
Типичные ошибки и способы их преодоления.
- Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома ребенок соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – это нормальное состояние ребенка в период адаптации к ДОУ. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
- Часто ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От Вас требуется только терпение и помощь. Все что нужно вашему малышу — это адаптироваться к новым условиям.
- Еще одна ошибка родителей — это пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Прежде всего, вам нужно успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются. Это состояние передается детям. Следует избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.
- Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни.
Основные причины дезадаптации ребенка
Причина дезадаптации ребенка – это неспособность семьи выстроить адекватные детскородительские отношения.
Здесь можно указать самые частые случаи.
1.Так, в последнее время все больше семей имеют только одного ребенка. При этом он очень опекаемый, воспитывается по типу «кумир семьи». Такой ребенок привык к излишнему вниманию, ситуация посещения детского сада становится для него достаточно травматичной.
В семьях с опекающим стилем воспитания для ребенка нет запретов, он не понимает границ своих возможностей, не учится соотносить свои действия с другими людьми и т.д. Все это в итоге вызывает дискомфорт при посещении детского сада, ребенок становится агрессивным, эмоционально нестабильным.
В этом случае требуется коррекция детско-родительских отношений в направлении осознания родителями факта все возрастающей самостоятельности ребенка, необходимости предъявлений к ребенку требований, а также разъяснений последствий опекающего стиля воспитания.
2. Довольно распространенными сегодня стали случаи, когда родитель обеспокоен фактом необходимости посещения детского сада больше, чем сам ребенок. В этом случае ребенок может быть вполне готов принять новые социальные условия, но стороны членов семьи это вызывает тревогу. Это относится к тревожно-мнительным родителям, которые, как правило, имеют только одного ребенка, часто это поздний ребенок.
В данной ситуации родители сами психологически не готовы к тому, что ребенок приобретает некоторую независимость от их влияния, оставаясь в группе детского сада. Часто они сами не осознают того, что их действия не помогают ребенку привыкнуть к новым условиям, а наоборот, усложняют данный процесс. При этом эмоциональное напряжение и тревожность родителей передается ребенку.
Таким образом, решение проблемы адаптации ребенка здесь заключается в изменении детско-родительских отношений в сторону принятия факта отделения ребенка от семьи; также необходима коррекция эмоциональной сферы самих родителей.
3. Другой проблемой современных молодых семей является низкий педагогический потенциал. Это отражается в том, что у детей, приходящих в детский сад, плохо сформированы коммуникативные навыки.
Например, родители с ребёнком избегали общества, гуляли в тихих и спокойных местах, боясь, что шум и другие люди могут вызвать у малыша беспокойство. Или, объясняют изолированность ребенка от социальных контактов вне семьи заботой о здоровье ребенка (ребенок мог бы там заразиться).
В таких случаях необходимо расширить представления семьи об особенностях общения ребенка в раннем и младшем дошкольном возрасте, о приемах и способах его развития, о необходимости широкого и разнообразного круга общения для социальной адаптации ребенка.
4. Несогласованность воспитательных воздействий различных членов семьи, непоследовательность в воспитательных воздействиях также является проявлением низкого педагогического потенциала семьи.
5. Отдавая ребенка в детский сад, многие вспоминают свое детство. Часто дети, родители которых плохо адаптировались к детскому саду в детстве, адаптируются также трудно. Это связано с детским опытом самих родителей, обидами и другими негативными переживания по поводу пребывания в детском саду.
Такие родители могут подсознательно считать, что детский сад – это место, где ребенка только принуждают к чему-либо, что ему изначально не может быть там хорошо.
Работа педагога в этой ситуации заключается в изменении отношений родителей к детскому саду и к их детскому опыту.
6. Проблемы, связанные с протеканием первого критического периода супружеских отношений.
Таким образом, необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Активное взаимодействие семьи и педагогов является важнейшим условием для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада. Очевидно, что родители должны активнее участвовать в воспитательно-образовательном процессе, формировании естественного детско-взрослого сообщества.
Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день — это верный знак того, что он освоился.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы педагога-психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУС
Данная работа содержит материал о возможностях смягчения процесса адаптации детей раннего возраста....
Работа с родителями по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
Презентация. Адаптация. Консультация для педагогов...
Работа с родителями по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Работа с родителями по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУНаталья Ларина Работа с родителями по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУСообщение на тему: «Работа с родит...
Консультация для педагогов «Работа с родителями по адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада»
Рекомендации для педагогов по вопросам работы с семьей по адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада....
Работа с родителями по адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада
(из опыта работы)...
Работа с родителями по адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада.
Воспользовавшись практическими рекомендациями, приведёнными в этой консультации, любой родитель сможет помочь своему малышу и себе легче пройти процесс адаптации к детскому саду....
Работа с родителями по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Поступление в сад – это момент отделения мамы отребенка, и это испытание для обоих. У мамы тоже«рвется сердце», когда она видит, как переживает еемалыш. П...