Наталья Ларина
Работа с родителями по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Сообщение на тему: «Работа с родителями по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ».
Основными принципами дошкольного образования ФГОС являются 1. содействие и сотрудничество детей и взрослых; 2. Сотрудничество организации с семьей.
На сегодняшний день актуальна тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей к детскому саду (т. е. успешного прохождения адаптационного периода ребенка).
Целью моей работы является познакомить родителей с особенностями прохождения адаптационного периода детей раннего возраста в условиях ДОУ.
Для реализации целей я поставила следующие задачи:
1. Показать родителям значимость проблемы адаптационного периода и возможности ее решения;
2. Создать условия, обеспечивающие физическую и психологическую безопасность детей;
3. Внедрить новые формы работы с родителями;
4. Приобщить родителей к совместной деятельности.
Адаптация – это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.
Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Работая в консультационном центре, который функционирует на базе нашего детского сада. Заранее познакомилась и получила опыт общения с некоторыми родителями детей, которые в настоящее время посещают мою группу. Я проводила беседы, консультации с родителями, делилась памятками. И этот опыт работы для меня не прошел даром.
Работая в группе раннего возраста и планируя работу с родителями, мною был составлен перспективный план на год, где первая половина года была направленна на использование эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников по адаптации детей к ДОУ. Такие как анкетирование, выставки, родительская почта, родительское собрание, консультации, беседы, раздача наглядно-информационного материала.
По-моему мнению наиболее эффективной формой работы по объединению родителей и детского сада является родительское собрание, которое также может проходить в традиционной и нетрадиционной форме, в зависимости от темы и поставленных задач.
Традиционно структура родительского собрания включает в себя несколько компонентов, такие как:
- организационный момент. В ходе, которого происходит знакомство и установление доверительных отношений с родителями.
- в основной части родительского собрания происходит знакомство родителей с актуальной темой повестки дня, например, что такое адаптация, как облегчить адаптацию ребенка.
- далее следует обсуждение данной проблемы, обмен мнениями, т. е. получение обратной связи от родителей, которая необходима мне, как педагогу, для планирования дальнейшей работы.
- в заключительной части собрания подводятся итоги.
Для того, чтобы организовать и провести родительское собрание, я использую такие методы и приемы, как:
1. Приглашение на собрание.
2. Моделирование игровых ситуаций с детьми, т. е. объяснить родителям, какие игровые ситуации использовать с детьми во время адаптационного периода.
3. Проигрывание педагогической ситуации, т. е. какие использовать игровые методы для ребенка, чтобы вернуть его в спокойное состояние;
4. Просмотр видеофрагментов;
5. Работа с памятками;
6. Также в конце собрания для подведения итогов используются такие методы как синтез информации или тройная оценка. Синтез информации это когда родители, одним словом характеризуют проведенное собрание. Для тройной оценки я использую магнитно-маркерную доску и делю ее на три части:
Первая часть «Что понравилось», вторая часть «Что не удовлетворило», третья часть «Предложения по повышению эффективности проведения собраний»
В результате моей работы с родителями в адаптационный период:
1. Повысился уровень компетентности родителей по вопросам адаптационного периода, его прохождения и путей решения возможных проблем;
2. Созданы условия в группе и на прогулочном участке, обеспечивающие физическую и психологическую безопасность детей;
3. Используются эффективные формы работы с родителями;
4. Активное участие родителей в жизни группы и детского сада.