Использование традиционных и инновационных форм работы педагогом-психологом по снижению психоэмоционального напряжения в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
материал (младшая группа)

Сливная Любовь Александровна

Тема моей презентации:

Использование традиционных и инновационных форм работы педагогом-психологом по снижению психоэмоционального напряжения в период адаптации детей раннего возраста к условиям Дошкольного Образовательного Учреждения.

Цель: Представить опыт работы с использованием игр с песком на световом столе, как средства снижения психологического напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

01.12.21

Презентация педагога-психолога Сливной Л.А.

на Районном Методическом Объединении в zoom-формате

Тема: Использование традиционных и инновационных форм работы педагога-психолога по снижению психоэмоционального напряжения в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Цель: Представить опыт работы педагога-психолога с использованием игр с песком на световом столе, как средства снижения психологического напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.

Задачи:

  1. Коротко описать систему работы педагога-психолога в период поступления детей раннего возраста в детский сад;
  2. Раскрыть актуальность использования формы работы с песком в адаптационный период;
  3. Иллюстрация игр с песком:
  • Песок, как средство снижения психологического напряжения у детей    раннего возраста во время адаптации;
  • Техники рисования на световом столе для детей раннего возраста;

     4. Значение игр с песком.

1. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Для того чтобы помочь детям преодолеть стресс и успешно адаптироваться, в нашем дошкольном учреждении ведется систематическая работа.

Задача педагога-психолога составить психологический портрет ребенка на основе наблюдения в группе, опроса родителей, анкетных данных; затем с воспитателями провести консультации о предстоящей адаптационной работе.  

Психолог ищет способы помочь малышам преодолеть трудности адаптации на групповых и индивидуальных занятиях.

2. Наблюдая за детьми и зная положительное влияние на эмоциональное самочувствие игр с песком, я все активнее переношу традиционные занятия в песочницу. Идея «терапии песком» принадлежит швейцарскому психологу и философу Карлу Густаву Юнгу, основателю аналитической терапии.

Игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр и поэтому естественно использовать песок, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.

Ребенок раннего возраста часто словами не может выразить свои переживания и страхи, тут ему помогают игры с песком. Проигрывая волнующие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. В период адаптации главным становится их успокаивающее и расслабляющее действие. Игра с песком является для малышей самым доступным и естественным способом самотерапии, так как подобные игры легко организуются даже на улице.

Через игру с ребенком в песочнице можно ненавязчиво сообщить нормы и правила поведения в группе, естественным путем осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки.

4. Существует множество различных упражнений и игр с мокрым и сухим песком, с погружением рук в песок и на его поверхности. Некоторые вы увидите. С детьми раннего возраста рекомендуется использовать простые упражнения и игры. Проводятся они с целью снижения психоэмоционального и мышечного напряжения, расслабления, развития тактильной чувствительности.

Проводя первые адаптационные игры и занятия не обязательно придерживаться жесткой структуры. Время занятия зависит от психологического состояния ребенка, за которым нужно внимательно следить. Выбор игрушки ребенком может быть из тех, что предложил взрослый или принесена из дома. Игрушка становится посредником для ребенка в играх с песком.

В играх с песком используются простые техники рисования  на световом столе, с учетом особенности  детей раннего возраста подражать действиям взрослого:

Техники рисования для детей раннего возраста:

  • Одним пальчиком и всеми;
  • Ладошкой;
  • Ребром ладони;
  • Кулачком;
  • Высыпание песка (щепотка, кулачок, кулёчек);
  • Разравнивание, собирание (ладошками)
  • Фон (песок);
  • Фон (световой стол).

Упражнение «Песочный дождик»: ребенок набирает в кулачок песок и сыплет на световой стол или на руку свою или взрослого, взрослый может предложить другие варианты (например: взрослый сыплет на свой палец, называя его, а ребенок потом повторяет).

Упражнения «Необыкновенные следы» их целая серия:

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

«Медведь идет» - ребенок кулачками с силой надавливает на песок;

«Бегут-жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (как вариант: можно полностью погружать руки в песок, встречаясь, под песком руками друг с другом);

«Отпечатки рук» - на ровной поверхности песка взрослый и ребенок делают отпечаток кистей рук, важно задержать руку на песке, слегка надавив.

Чтобы снизить эмоциональное напряжение ребенка при расставании с мамой по утрам предлагаю вариант игры:

«Дорожка к маме» Инструкция. Обращаясь к ребенку, предлагается вспомнить, как вместе с мамой пришел в сад, что видел по дороге, кто встретил ребенка в саду (воспитатель, дети) можно, как вариант обыграть все действия с игрушечными фигурками: «Но вот ты в детском саду, тебя встречают воспитатель, дети. Мама поцеловала тебя и пошла на работу. Давай прочертим дорожку. А теперь украсим ее (в конце дорожки ставится фигурка – мама). Посмотри, теперь ты видишь, куда ушла мама, а мама видит тебя. Ты даже дорогу ей украсил. Теперь помаши маме, а она по этой дорожке обязательно за тобой вернется».

4. Значение игр с песком проверено временем:

Они вариативны, доступны и просты в исполнении, эффективно снижают эмоциональное напряжение, тем самым облегчают адаптацию к условиям детского сада, совершенствуют развитие мелкой моторики рук, повышают мотивацию к занятиям, способствуют развитию коммуникативных навыков.

 Форма работы с использованием  свойств песка не просто дань моде, она была и остается эффективной.

 Юнг утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике» учёный рекомендовал использовать занятия с песком в целях диагностики и коррекции эмоционального самочувствия детей. Благодарю за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ.

Для успешной адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения необходимо, прежде всего, создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде, чтобы он х...

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ

Аннотация: на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению действительно актуальна. В данной статье рассказывается об опыте работы ...

Использование ресурса музыкально - игровой деятельности в период адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ.

Этот материал будет полезен для воспитателей,  музыкальных руководителей ДОУ, чтобы  создать  условия для диалогического общения, атмосферы доверительност и доброжелательности в п...

Формы работы с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Развитие педагогической компитенции родителей. Помочь найти ответы на интересующее вопросы по воспитанию детей. Привлечь родителей к сотрудничеству для создания единых подходов  в воспитании ребё...

Авторская разработка "Использование ЛЕПБУКа в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО"

Сегодня я хочу рассказать вам о применении ЛЕПБУКа в период,адаптации.На примере ЛЕПБУКа-трансформера "Домашние - животные" Итак, уважаемые коллеги, обратите внимание:ЛЭПБУК&ndash...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ

Для успешной адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения необходимо, прежде всего, создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде, чтобы он х...