Развивающая среда по образовательной области: познавательно-исследовательская деятельность
консультация на тему
Примерный перечень материалов для уголка экспериментирования в группах (от младшей до подготовительной группы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno-isledov.docx | 34.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерный набор игровых материалов для первой младшей группы
Материалы для познавательно-исследовательской деятельности
Тип материала | Наименование | Количество |
Объекты для исследования в действии | Пирамидки ( 3-5 элементов), окрашенные в основные цвета | |
Напольная пирамида (из 6-7 элементов) | ||
Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами, катушками, полусферами (5-7 элементов) | ||
Набор: грибочки-втулки на стойке (4-6 элементов), 4-х цветов | ||
Дидактический стол | ||
Объемные вкладыши из 3 элементов (миски, конусы) | ||
Матрешки (3 элемента) | ||
Доски-вкладыши (с основными формами) | ||
Набор объемных тел (кубы, цилиндры, бруски, шары, диски) | ||
Рамки-вкладыши с геометрическими формами, разными по величине, 4-х цветов | ||
Мозаика (восьмигранная, цветная, крупная) | ||
Набор кубиков с цветными гранями (4 цвета) | ||
Ящик с прорезями основных геометрических форм для сортировки объемных тел | ||
Емкости с крышками разного размера и цвета (для сортировки мелких предметов) | ||
Рамки с одним видом застежки (шнуровка, пуговицы, кнопки) | ||
Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, клюющие курочки, дерущиеся бараны, прыгающие лягушки и т.п.) | ||
Ящик для манипулирования со звуко-световыми эффектами | ||
Набор для забивания: молоточек с втулочками (пластмассовые) | ||
Набор шумовых коробочек (по Монтессори) | ||
Звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки) | ||
Мягконабивная игрушка (крупная напольная) из тканей разной фактуры | ||
Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости 2-3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания — черпачки, сачки | ||
Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, формочки разной конфигурации, емкости разного размера, предметы-орудия — совочки, лопатки | ||
Образно-символический материал | Наборы картинок для группировки, по 3-4 в каждой группе (реалистические изображения): животные, животные с детенышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, игрушки | |
Наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики | ||
Наборы парных картинок типа "лото" (из 2-3 частей), той же тематики | ||
Разрезные (складные) кубики с предметными картинками, разделенными на 2-4 части | ||
Разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой | ||
Серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации) | ||
Сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку - сказочной, социобытовой), крупного формата |
Примерный набор игровых материалов для второй младшей группы
Материалы для познавательно-исследовательской деятельности
Тип материала | Наименование | Количество |
Объекты для исследования в действии | Пирамидки (из 6-10 элементов), окрашенные в основные цвета | |
Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами и т.п. (из 5-7 элементов) | ||
Объемные вкладыши из 5-10 элементов (миски, конусы, коробки с крышками разной формы) | ||
Матрешки (из 5-7 элементов) | ||
Доски-вкладыши (с основными формами, разделенными на 2-3 части) | ||
Рамки-вкладыши с цветными (6 цветов) монолитными и составными формами, разными по величине | ||
Набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета) | ||
Набор кубиков с цветными гранями (7 цветов) | ||
Набор объемных геометрических тел | ||
Наборы объемных тел для сериации по величине из 3-5 элементов (цилиндры, бруски и т.п.) | ||
Сортировочный ящик с прорезями разной формы (Сегена, Венгера, дом-сортировщик) | ||
Набор плоскостных геометрических форм | ||
Мозаика разных форм и цвета, крупная | ||
Набор для забивания: молоточек с втулками (пластмассовые) | ||
Набор для завинчивания (верстак с отверстиями и набором винтов, пластмассовые) | ||
Рамки с 2-3 видами застежек (шнуровка, пуговицы, крючки, кнопки) | ||
Панно с разнообразными застежками и съемными элементами | ||
Чудесный мешочек с набором объемных геометрических форм (5-7 элементов) | ||
Красочное панно (коврик) или крупная мягконабивная игрушка из тканей различной фактуры | ||
Игрушки-головоломки (сборно-разборные из 2-3 элементов) | ||
Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (народные игрушки, механические заводные) | ||
"Проблемный" ящик со звуковым, световым, механич. эффектами | ||
Разноцветная юла (волчок) | ||
Вертушки (ветряные) | ||
Музыкальная шкатулка | ||
Звучащие инструменты (колокольчики, барабаны, резиновые пищалки, молоточки, трещотки и др.) | ||
Набор шумовых коробочек (по Монтессори) | ||
Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости одинакового и разного объема (4-5) и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания — черпачки, сачки | ||
Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, формочки разной конфигурации и размера, емкости, предметы-орудия — совочки, лопатки | ||
Образно-символический материал | Наборы картинок для группировки (реалистические изображения), до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода | |
Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению предметов, цвету, величине) | ||
Наборы парных картинок (та же тематика) | ||
Наборы парных картинок типа лото (из 3-4 частей), та же тематика | ||
Набор парных картинок типа "лото" с геометрическими формами | ||
Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей) | ||
Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали) | ||
Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации) | ||
Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения) | ||
Серии из 4-х картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей) | ||
Сюжетные картинки, крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку - сказочной, социобытовой) | ||
Примерный набор игровых материалов для средней группы
Материалы для познавательно-исследовательской деятельности
Тип материала | Наименование | Количество |
Объекты для исследования в действии | Набор геометрических фигур для группировки по цвету, форме, величине (7 форм разных цветов и размеров) | |
Набор объемных геометрических тел (разного цвета и величины) | ||
Доски-вкладыши (с основными формами, составными из 4-5 частей) | ||
Рамки-вкладыши с цветными (7 и более цветов с оттенками) составными формами (4-5 частей) | ||
Набор разноцветных палочек с оттенками (по 5-7 палочек каждого цвета) | ||
Набор кубиков с цветными гранями (7 цветов с оттенками) | ||
Наборы для сериации по величине - бруски, цилиндры и т.п. (6-8 элементов каждого признака) | ||
Набор плоскостных геометрических фигур для составления изображений по графическим образцам (из 4-6 элементов) | ||
Платформа с колышками и шнуром для воспроизведения форм | ||
Мозаика разных форм и цвета (мелкая) с графическими образцами | ||
Набор пластин из разных пород дерева или разных материалов | ||
Чудесный мешочек с набором объемных тел (6-8 элементов) | ||
Горки (наклонные плоскости) для шариков (комплект) | ||
Стойка-равновеска (балансир) | ||
Часы с круглым циферблатом и стрелками | ||
Счеты напольные | ||
Набор волчков (мелкие, разной формы) | ||
Вертушки разного размера | ||
Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (механические заводные и электрифицированные) | ||
Игрушки-головоломки (сборно-разборные из 4-5 элементов) | ||
Объемные головоломки (сборные шары, кубы и т.п., из 4-5 элементов) | ||
Головоломки-лабиринты (прозрачные, с шариком) | ||
"Проблемный ящик" со звуковым, световым, механическим эффектами | ||
Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости одинакового и разного размеров (5-6) различной формы, мерные стаканчики, предметы из разных материалов (тонет — не тонет), черпачки, сачки, воронки | ||
Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, емкости разного размера и формы (4-5), предметы-орудия разных размеров, форм, конструкций | ||
Образно-символический материал | Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др. | |
Наборы парных картинок типа "лото" из 6-8 частей (той же тематики, в том числе с сопоставлением реалистических и условно-схематических изображений) | ||
Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу) | ||
Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы) | ||
Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина) | ||
Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, литературные сюжеты, социобытовые ситуации) | ||
Серии картинок "Времена года" (сезонные явления и деятельность людей) | ||
Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата | ||
Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей) | ||
Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей) | ||
Разрезные контурные картинки (4-6 частей) | ||
Графические "головоломки" (лабиринты, схемы маршрутов персонажей и т.п.) в виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатных игр | ||
Иллюстрированные книги, альбомы плакаты, планшеты познавательного характера | ||
Нормативно-знаковый материал | Набор кубиков с буквами и цифрами | |
Набор карточек с изображением предмета и названием | ||
Набор карточек с изображением количества предметов (от 1 до 5) и цифр | ||
Набор кубиков с цифрами и числовыми фигурами | ||
Набор карточек-цифр (от 1 до 10) с замковыми креплениями | ||
Наборы моделей: деление на части (2-4) | ||
Кассы настольные | ||
Магнитная доска настенная |
Примерный набор игровых материалов для старшей и подготовительной группы
Материалы для познавательно-исследовательской деятельности
Тип материала | Наименование | Количество |
Объекты для исследования в действии | Доски-вкладыши и рамки-вкладыши со сложными составными формами (4-8 частей) | |
Набор геометрических фигур с графическими образцами (расчлененными на элементы и нерасчлененными) для составления плоскостных изображений (геометрическая мозаика) | ||
Танграм | ||
Набор объемных тел для группировки и сериации (цвет, форма, величина) | ||
Наборы брусков, цилиндров и пр. для сериации по величине (по 1-2 признакам - длине, ширине, высоте, толщине) из 7-10 элементов | ||
Набор разноцветных палочек с оттенками (8-10 палочек каждого цвета) | ||
Набор: счетные палочки Кюизинера | ||
Набор пластин из разных материалов | ||
Мозаика (цветная, мелкая) с графическими образцами разной степени сложности (расчлененные на элементы, сплошные, чертежи-схемы) | ||
Головоломки плоскостные (геометрические) | ||
Набор проволочных головоломок | ||
Головоломки объемные (собери бочонок, робота и т.п.), в том числе со схемами последовательных преобразований | ||
Игры-головоломки на комбинаторику (кубик Рубика, игра "15" , "Уникуб" и т.п.) | ||
Головоломки-лабиринты (прозрачные, с шариком) | ||
Игра "Волшебный экран" (на координацию вертикальных и горизонтальных линий) | ||
Набор волчков (мелкие, разной формы и окраски) | ||
Действующие модели транспортных средств, подъемных механизмов и т.п. (механические, заводные, электрифицированные, с дистанционным управлением) | ||
Система наклонных плоскостей для шариков | ||
Весы рычажные равноплечие (балансир)с набором разновесок | ||
Термометр спиртовой | ||
Часы песочные (на разные отрезки времени) | ||
Часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей) | ||
Циркуль | ||
Набор лекал | ||
Линейки | ||
Набор мерных стаканов | ||
Набор прозрачных сосудов разных форм и объемов | ||
Счеты напольные | ||
Счеты настольные | ||
Набор увеличительных стекол (линз) | ||
Микроскоп | ||
Набор цветных (светозащитных) стекол | ||
Набор стеклянных призм (для эффекта радуги) | ||
Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта | ||
Набор для опытов с магнитом | ||
Компас | ||
Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками) | ||
Флюгер | ||
Воздушный змей | ||
Ветряная мельница (модель) | ||
Набор печаток | ||
Набор копировальной бумаги разного цвета | ||
Коллекция минералов | ||
Коллекция тканей | ||
Коллекция бумаги | ||
Образно-символический материал | Коллекция семян и плодов | |
Коллекция растений (гербарий) | ||
Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости и мерные сосуды разной конфигурации и объемов, кратные друг другу, действующие модели водяных мельниц, шлюзов, насосов | ||
Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, орудия для пересыпания и транспортировки разных размеров, форм и конструкций с использованием простейших механизмов | ||
Наборы картинок для иерархической классификации (установления родо-видовых отношений): виды животных; виды растений; виды ландшафтов; виды транспорта; виды строительных сооружений; виды профессий; виды спорта и т.п. | ||
Наборы "лото" (8-12 частей), в том числе с соотнесением реалистических и условно-схематических изображений | ||
Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы) | ||
Серии картинок (до 6-9) для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории, юмористические ситуации) | ||
Наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов: раньше — сейчас(история транспорта, история жилища, история коммуникации и т.п.) | ||
Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей) | ||
Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия, ошибки (смысловые) | ||
Разрезные сюжетные картинки (8-16 частей), разделенные прямыми и изогнутыми линиями | ||
Графические головоломки (лабиринты, схемы пути и т.п.) в виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатных игр | ||
Набор карточек с изображением знаков дорожного движения (5-7) | ||
Набор карточек с символами погодных явлений (ветер, осадки, освещенность - облачность) | ||
Календарь настольный иллюстрированный | ||
Календарь погоды настенный | ||
Физическая карта мира (полушарий) | ||
Глобус | ||
Детский атлас (крупного формата) | ||
Иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, планшеты, аудио- и видеоматериалы Коллекция марок Коллекция монет | ||
Нормативно-знаковый материал | Разрезная азбука и касса | |
Магнитная доска настенная | ||
Наборы карточек с цифрами | ||
Отрывной календарь | ||
Наборы карточек с изображением количества предметов (от 1 до 10) и соответствующих цифр | ||
Набор кубиков с цифрами, с числовыми фигурами | ||
Стержни с насадками (для построения числового ряда) | ||
Набор карточек с гнездами для составления простых арифметических задач | ||
Набор карточек-цифр (от 1 до 100) с замковыми креплениями | ||
Числовой балансир (на состав числа из двух меньших чисел) | ||
Линейка с движком (числовая прямая) | ||
Абак | ||
Набор "лото": последовательные числа | ||
Кассы настольные | ||
Набор: доска магнитная настольная с комплектом цифр, знаков, букв и геометрических фигур | ||
Наборы моделей: деление на части (2-16) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающая среда как фактор развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
Познавательно-исследовательские действия – это одно из важных условий для формирования знаний у детей, развития любознательности, самостоятельности, активности, способности решать интеллектуальн...
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательно – исследовательское развитие » Тема: «Путешествие в Цифроград»
Программное содержание:1. Учить детей различать и называть известные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал и группировать их по цвету.2....
Конспект ООД по образовательной области познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) в старшей группе на тему: "Волшебный магнит"
Конспект ООД по образовательной области познавательно - исследовательская деятельность (экспериментирование) в старшей группе на тему: «Волшебный магнит».Цель: Формирование познавательной активн...
Конспект образовательной организационной деятельности «Фокусы из сундучка» интеграция образовательных областей «Познавательно-исследовательское развитие», «Физическое развитие»
Конспект образогвательной организационной деятельности "фокусы из судучка"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности По образовательной области познавательно - исследовательской деятельности На тему «Опыты со снегом» в старшей группе
Конспект НОД на тему: «Опыт со снегом» Старшая группа.Бутакова Елена АлександровнаОбразовательная область: познавательное развитиеИнтеграция видов деятельности – социально ...
Интеграция образовательных областей (познавательно-исследовательская и изобразительная) в образовательной деятельности с детьми в ДОУ.
Из ьопыта работы " Интеграция образовательных областей (познавательно-исследовательская и изобразительная) в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ"....
Конспект образовательной деятельности (занятия) Образовательная область (Познавательно – исследовательская деятельность с элементами экспериментирования) Тема: «Маленькие волшебники»
Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. Изучить особенность соли, ее свойства, качества и применениеЗадачи:Образовательные: воспитывать люб...