Эссе на тему: "Моя педагогическая философия".
материал на тему
Кем быть? Рано или поздно в определенном возрасте каждый из нас задавал себе этот вопрос.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_na_temu.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе на тему:
«Моя педагогическая философия»
Кем быть? Рано или поздно в определенном возрасте каждый из нас задавал себе этот вопрос. Точно так же, как в стихотворении В. Маяковского:
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем мне заниматься?
Наверно, помните эти строки?! Я же ответила на этот вопрос ещё в детстве. Уже тогда, присматривая за маленькими детьми, я поняла, что это и есть мой единственно верный жизненный выбор. Безусловно, мне нравилось ощущать себя взрослой, ответственной, осознавать, что мне поручили важное дело. Но самое главное, меня привлекало их любопытство, искренность. И … шаловливость. Почему? Когда я начинала совсем по-взрослому объяснять, что можно и что нельзя, грозить пальчиком, то на детских личиках можно было увидеть неподдельные чувства раскаяния, понимания. И мне становилось их так жалко. Когда я стала старше, окончив школу, я поступила в Трубчевское педагогическое училище на учителя начальных классов. Свою педагогическую деятельность я начала в деревенской школе учителем начальных классов, но меня привлекали дети дошкольного возраста своей непосредственностью, трогательностью и нежностью. Наверное, в жизни каждого человека наступает момент, когда он желает воплотить в жизнь свою мечту, поэтому по велению своего сердца я пошла работать воспитателем в детский сад. И я нисколько не пожалела о том, что пришла работать к детишкам дошкольного возраста. Дети в моём сознании стали ассоциироваться с цветами. Да, всем известно выражение, что дети - это цветы жизни. Но я для себя соотносила конкретного ребёнка с конкретным цветком: «Вот та светленькая девочка с двумя аккуратными косичками – ромашка. Она скромная, «неприхотливая», с какой-то своей внутренней изюминкой. А вот эта, черноволосая, с синими-синими глазами, похожа на анютины глазки: застенчиво поглядывает на меня, глаз не отводит, хочет понравиться, боится. А эта! Да просто настоящая роза. Манеры. Грация! А вот и нежная, тоненькая лилия. «Ну а ты – настоящий кактусёнок», - думала я, глядя на бойкого, непоседливого мальчишку, который, сам того не желая, всех обижал: явно хотел привлечь к себе внимание. Да… были и одуванчики, и подснежники, и нарциссы, и даже …подсолнушки. Были?! Нет, они, мои маленькие девочки и мальчики, и сейчас цветы, у каждого из которых свой характер, свой мир, своя грусть, своё счастье. И всё это такое хрупкое, что одно неосторожное прикосновение может нанести невосполнимый ущерб душе ребёнка. И мы, воспитатели детского сада, должны найти единственно верную тропинку к маленькому сердечку и повести за собой в столь сложный, разнообразный, порой непонятный мир людей. Представляете, какая ответственность?!
Так какой же он, педагог дошкольного образовательного учреждения, а по-простому воспитатель детского сада, человек, от которого зависит (и это не пустые слова) дальнейшая судьба ребёнка? Конечно же, прежде всего он сам ещё немного ребёнок. Ребёнок, который дни напролёт поёт, танцует, рисует, фантазирует, бегает, прыгает, который умеет смотреть на мир детскими глазами, иначе дети не примут, не пустят в свою «маленькую страну». Воспитатель – это вторая мама, прощающая, любящая своих детей и принимающая их такими, какие они есть, просто так отдающая им, этим кротким, непосредственным, трогательным, нежным созданиям, своё сердце. На всю жизнь запомнились мне слова трёхлетней девочки, которая, глядя на балующихся детей и моё выражение лица, сказала: «Оксана Николаевна, они зе – дети». И это слова маленького ребёнка, плохо выговаривающего буквы?!
И в них призыв к любви, к прощению, к ласке и доброте. Обмануть же ребёнка формальной любовью, любовью по обязанности невозможно. Все знают, что дети – самые строгие ценители и судьи. Каким-то своим шестым чувством они угадывают неискренность, фальшь, обман, лицемерие. Воспитатель – это и хороший, терпеливый, доброжелательный психолог, умеющий ненавязчиво найти тонкий подход к каждому ребёнку, понять его «взрослые» проблемы и вместе найти выход. Он, конечно же, и врач, который зачастую лечит не только физические травмы (разбитые носы, поцарапанные коленки, бывает, и что пострашнее), но и (что гораздо важнее) душевные, потому что наши дети живут не в «маленькой» сказочной стране, а в мире, где, к великому сожалению, есть предательство, злоба, вражда и ненависть. И это, кажется, что мальчуганы и девчушки ничего не понимают. «Они же ещё дети», - зачастую думаем мы, воспринимая их маленькими и несмышлёными. Но многие из них взрослеют раньше времени, в чём виноваты мы, взрослые. И хочется вспомнить слова Ф. М. Достоевского: «Даже счастье всего мира не стоит одной слезинки на щеке ребёнка». И писатель прав: понятие «счастья» слишком многопланово. И нельзя не вспомнить сейчас слёзы детей Донбасса! А ведь какое счастье – дарить детям тепло и ласку, слышать детский смех. В человеке, который воспитывает детей, должны сочетаться духовное богатство, физическое совершенство и нравственная чистота. Ведь от того, как прошло детство ребёнка, кто вёл его за руку, что вошло в его разум и сердце, зависит, каким вырастет сегодняшний малыш. Воспитатель – это человек, который сердцем чист. Только тогда он услышит тревожный стук сердца ребёнка, сумеет защитить его, передаст тепло своей руки. А, по сути, им много-то и не надо: улыбка, доброе слово, кого-то обнять и прижать к себе, кого-то посадить на колени. И дети отдадут нам во много раз больше. Если же вы спросите у маленького ребёнка, посещающего детский сад, каким должен быть воспитатель, то обязательно услышите, что он должен быть добрым, красивым, ласковым, весёлым, интересным, умеющим делать всё – всё – всё ……
Родители хотят видеть нас ответственными, небезразличными, отзывчивыми, неравнодушными к их маленьким чудесным созданиям, профессиональными. Очень часто они ждут от нас мудрого совета, помощи, поддержки. И только объединившись с родителями, мы сможем вовремя скорректировать развитие, поведение ребёнка, что в дальнейшем облегчит адаптацию в другом социуме. Государство и прогресс требуют от нас развитие личности ребёнка, способной к дальнейшему освоению знаний, к дальнейшему развитию и самораскрытию. И чтобы соответствовать всем требованиям, воспитатель должен постоянно работать над собой. Безусловно, призвание важно, но и нельзя современному воспитателю без постоянного повышения педагогического мастерства. Он должен много читать, чтобы иметь разнообразные знания, которые бы удовлетворяли любознательности самых «продвинутых» детей, помогали им познать такой огромный разнообразный окружающий мир. Воспитатель должен осваивать и инновационные технологии, которые помогут пробудить в малышах стремление к познанию, заложить основы учебных универсальных действий, которые пригодятся в дальнейшей жизни, помогут не потеряться в ней. Воспитатель не должен не тянуть ребят за руку на гору, находясь на её вершине, а помочь им преодолеть её самим, вовремя подставив своё надёжное и крепкое плечо.
И ещё одна важная составляющая личности современного воспитателя. Наши дети, а маленькие особенно, копируют наше поведение (слова, жесты, выражение лица …). И как важно воспитателю быть достойным «образцом». Своим примером педагог учит умению терпеливо слушать и слышать, умению быть опрятным и аккуратным, здоровому чувству юмора, сдержанности. Учит не прятать свои способности и таланты. С каким интересом наблюдают ребятишки за тем, что делает взрослый человек, особенно когда он что-то рассказывает, поёт, танцует или мастерит. И как страшно бывает порой не обмануть их ожидания! Через общение со взрослыми членами коллектива мы невольно учим детей общению друг с другом, взаимопомощи, дружбе.
Какая же это ответственность – быть воспитателем детского сада! В течение одного дня я и мама, и учитель, и врач, и настоящий друг, и психолог, и парикмахер, и строитель, и швея, и даже лётчик, а то и агроном или ветеринар. Перечислять можно бесконечно. Вы подумаете, что это театр какой-то! Может быть, и театр, в котором только всё искренне, всё по-настоящему, в котором я и режиссёр, и актёр. И у меня мои маленькие артисты, которые, сами того не замечая, заставлять меня забывать собственные проблемы, ощущать себя всегда энергичной, здоровой, находиться в мире неповторимого сказочного детства. Любовь к детям, умение зажечь искорку добра, радости в маленьком сердце, добросовестное исполнение своих обязанностей позволили мне приобрести авторитет, уважение среди детей, родителей и коллег. Когда я вижу на лице детей и родителей улыбки, то мне хочется верить, что отдавая частицу себя, вкладывая частицу своей души и своего сердца в каждого ребёнка, я делаю этот мир добрее и лучше. Мне хочется, чтобы мои воспитанники выросли успешными и счастливыми людьми. А закончить свои размышления о профессии воспитателя я хочу прекрасным стихотворением «Моя профессия» Т. Поздеевой, которое запало мне в душу.
Моя профессия
Девчонок из нашего класса
Карьера влечёт артистическая.
Профессий на свете много,
А мне нужна романтическая.
Я буду работать в кузнице,
Только не в той, где молоты…
Возьму я себе в союзницы
Милую, светлую молодость.
Мне не ковать по инструкциям
Плуги для мощных тракторов,
Будут моей продукцией
Человеческие характеры
Предметы моей романтики
На солнышке ласково щурятся,
Носят на маковках бантики,
Парами ходят по улицам…
Любопытных, неловких с виду,
Я в большую жизнь поведу,
И артистки будут завидовать
Воспитателю в детском саду.
Неведомый мир обширный
Детям открою я весело,
Самая в мире мирная –
Это моя профессия!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему: "Моя педагогическая философия"
Дети - это самое лучшее, что есть в нашей жизни"....
Эссе на тему : "Моя педагогическая философия"
Эссе на тему: "Моя педагогическая философия"...
Эссе на тему "Моя педагогическая философия"
Наука педагогика наработала огромный опыт, сделала множество открытий, но я так думаю трудно быть специалистом по образованию, не раскрыв самый главный секрет нашей профессии. «Самое гла...
Эссе на тему: «Моя педагогическая философия».
Каждый день, открывая с детьми что-то новое и интересное, мы вместе учимся радоваться каждому моменту, искать положительное во всем. И в эти моменты, я понимаю истину высказывания П. Коэльо. Ведь не т...
Педагогическое эссе на тему "Моя педагогическая философия"
Эссе - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции - одна из принятых форм самовыражения педагога на профессиональных конкурсах "Учитель года" и "Воспитатель года". Педагогиче...
Эссе на тему "Моя педагогическая философия"
Эссе было написано для участия в муниципальном этапе профессионального конкурса «Воспитатель года" – 2014»...