Музыкальные игры как средство гармоничного развития дошкольников
статья (старшая группа)

Елена Викторовна Лобанова

Музыкально-дидактическая развивающая игра способствует более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяет в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_09.10.24_muzykalnye_igry_s_doshkolnikami.doc228.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальные игры как средство гармоничного развития дошкольников

IMG_256

Лобанова Елена Викторовна, музыкальный руководитель

МДОАУ № 102 г. Оренбург

«Игра – это эмоциональная непосредственность мотивов, устремленность к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового»  Г.С. Тарасов  

Психологами давно доказано положительное влияние музыки на ребёнка. Дети более чувствительны, открыты и эмоциональны, чем взрослые, поэтому способны улавливать различные подробности музыкальных произведений. Но специальные занятия по приобщению к этому виду искусства предусмотрены в детском саду только дважды в неделю: там большей частью происходит обучение вокальным навыкам и основным ритмическим движениям. Поэтому ребятам обязательно необходима практика, где они могли бы упражнять усвоенные знания и приобретённые способы действий. В этом малышам могут помочь музыкальные игры. Эта деятельность должна быть неотъемлемой частью не только утренников, но и обычных занятий, режимных моментов и просто свободного времени.

Задача любого дошкольного учреждения — создать самые благоприятные условия для раскрытия личности ребёнка. Музыкальные игры помогут дошкольникам усвоить певческие, ритмические и прочие навыки  и сделают пребывание в детском саду ещё более увлекательным.

Одно из средств развития ребенка – музыкально-дидактические и развивающие игры, в основе которых лежат задачи развития у детей музыкального восприятия и, которые объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, ритмику и игру на музыкальных инструментах. Именно игровые действия помогают формировать у ребенка в занимательной для него форме разные познавательные процессы, слышать, различать, сравнивать свойства музыки.

Игры, придуманные взрослыми, помогают совершенствовать движения, вырабатывать у детей различные знания и умения. Это игры с правилами, в которых ребенок выполняет различные задания. В процессе выполнения этих заданий закрепляются знания, полученные из окружающей жизни, обогащается активный словарный запас, развивается связная речь, умение правильно построить предложение; воспитывается сообразительность, активизируются мыслительные процессы; формируются навыки взаимного общения.

Дидактические развивающие музыкальные игры являются не только игровым методом или формой обучения, но и средством всестороннего развития личности ребенка, так как обогащают новыми впечатлениями и открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

В процессе освоения развивающих музыкально-дидактических игр решаются многие коррекционные, оздоровительные, образовательные, воспитательные и развивающие задачи, а именно: развиваются познавательные психические процессы - память, мышление, внимание; развивается способность эмоционально сопереживать в процессе восприятия музыки, развивается интерес к музыкальной игровой деятельности, совершенствуются игровые умения и навыки, развиваются музыкальные способности ребенка и его музыкальность в целом, развиваются творческие способности, дети овладевают двигательными, интеллектуальными, сенсорными способностями, навыками взаимодействия.

С помощью введения музыкальных игр на занятиях у детей появляется устойчивый интерес к музыке, развивается звуковысотный слух, чувство ритма, тембровый и динамический слух. Дети в доступной игровой форме получают представление о музыке, ее выразительных возможностях.

Кто из взрослых не помнит игр своего детства? «Испорченный телефон», «Бояре», «Колечко» - эти многие другие игры создавали радостное настроение. Народные игры не требуют специального оборудования. Их можно использовать на прогулке с детьми: можно поиграть в «прятки», «салочки», в снежки, строить «снежную бабу».         Один из видов музыкальной деятельности дошкольника – это восприятие музыки. Ребенку нужно помочь разобраться в особенностях музыки, как вида искусства. Чтобы управлять сложным процессом восприятия, необходимы формирование у детей высших психических функций - памяти, внимания, мышления; а также разнообразные знания. Музыкальный руководитель, который развивает музыкальные способности детей, на музыкальных занятиях проводит большую общеобразовательную и воспитательную работу, которая интеллектуально и нравственно развивает дошкольников. Педагог - музыкант Б. М. Теплов отметил, что «музыка, взятая сама по себе, может только выражать эмоциональное содержание, но вместе с другими внемузыкальными средствами познания познавательное значение музыки развивается до широчайших пределов».

Хочется отметить, что только при комплексном характере решения задач развития музыкальности ребенка, педагогического мастерства, условий и методов воспитания, системности и постоянства осуществляемой работы, пронизывающей всю среду жизнедеятельности ребенка, взаимодействия специалистов ДОУ и родителей, музыкальная развивающая игра будет выступать эффективным средством развития музыкальных способностей ребенка.

Таким образом, музыкально-дидактическая развивающая игра способствует более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяет в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства.


Литература:
Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М, - Л., 1947
Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2002 «Дошк. воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях». – М.: Просвещение, 1988. – 336с.
Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. Садов. – М.: Просвещение, 1986. – 144с.
Анисимова Г. И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 96с.
Иванова Е. И. «Дидактические игры с детьми дошкольного возраста» («Дошкольная педагогика» №7/ 2012)
Мисник Л. В. «Организация музыкально-дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста» («Дошкольная педагогика» №4/2010)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольников»

Бурное развитие техники в мире, широкое внедрение в нашу жизнь компьютеров, телевидения, сотовых телефонов, киберигрушек вынуждает современного ребёнка вести малоподвижный образ жизни. Сегодняшний тем...

Музыкальные игры как средство гармоничного развития дошкольников

Всестороннее развитие ребенка, благодаря музыкальным играм....

«Зимние спортивные игры, как средство гармоничного развития дошкольников».

Наши дети живут в условиях постоянно меняющейся действительности. Насмену увлекательным дворовым играм пришли не менее увлекательные—компьютерные.Всё чаще можно встретить во дворе скучающих, рав...

Подвижная игра как средство гармоничного развития дошкольника

Подвижная игра как средство гармоничного развития дошкольника...

Подвижная игра как средство гармоничного развития дошкольника

Консультация для воспитателейПодвижная игра как средство гармоничного развития дошкольника...