Реализация принципов для формирования творческих способностей дошкольников.
методическая разработка по теме
Реализация принципов для формирования творческих способностей дошкольников.
1. свободы выбора: в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку выбор;
2. открытости: не только обучать, но и воспитывать жажду знания и саморазвития; использовать открытые задачи, имеющие разные пути решения, допус?ающее варианты условие, набор вероятных ответов;
3. деятельности (деятельностный подход), который предполагает освоение дошкольниками знаний, умений, навыков, т.е. педагог готовит для каждого ребенка свой набор для опыта, обследования предмета и т.д.; формирование умений самостоятельно применять знания в разных областях, ? моделях и контекстах, ? дополнять знание, находить новые простейшие связи;
4. обратной связи, предполагающий рефлексию педагогический деятельности и деятельности детей, анализ настроения и самочувствия ребенка, мониторинг уровня развития дошкольников, диагностику индивидуальных особенностей;
5. амплификации развития (по А.В. Запорожцу) [10, с. 81]: максимальное использование возможностей дошкольного периода детства с целью оптимизации процесса обучения детей. Данный принцип соотносится с принципом идеальности, как один из ключевых аспектов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), согласно которой, «красивое» решение ситуации характеризуется тем, сколько сил, времени и средств было затрачено на это решение. Идеальность действия тем выше, чем больше польза и меньше затраты.
Реализация принципов формирования творческих способностей дошкольников отражается в типе обучения детей, которые имманентно приобретают исследовательский характер.
Стратегия исследовательского обучения ориентирована:
на раскрытие резервов творческого мышления;
формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности;
обогащение творческого воображения;
развитие способности к достижению оригинального результата решения задач и т.п.
Суть проблемного обучения заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка при максимальной самостоятельности второго и общем руководстве первого. Схема технологии исследовательского обучения состоит из нескольких блоков:
осознание общей проблемной ситуации, ее анализ;
формулировка конкретной проблемы;
решение проблемы (выдвижение гипотез, их обоснование и исследовательская проверка);
проверка правильности решения проблемы. Проблемная ситуация, составляющая основу исследовательского обучения, содержит неизвестное ребенку явление (объект),
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.r._printsipy_.doc | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация принципов для формирования творческих способностей дошкольников.
1. свободы выбора: в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку выбор;
2. открытости: не только обучать, но и воспитывать жажду знания и саморазвития; использовать открытые задачи, имеющие разные пути решения, допус?ающее варианты условие, набор вероятных ответов;
3. деятельности (деятельностный подход), который предполагает освоение дошкольниками знаний, умений, навыков, т.е. педагог готовит для каждого ребенка свой набор для опыта, обследования предмета и т.д.; формирование умений самостоятельно применять знания в разных областях, ? моделях и контекстах, ? дополнять знание, находить новые простейшие связи;
4. обратной связи, предполагающий рефлексию педагогический деятельности и деятельности детей, анализ настроения и самочувствия ребенка, мониторинг уровня развития дошкольников, диагностику индивидуальных особенностей;
5. амплификации развития (по А.В. Запорожцу) [10, с. 81]: максимальное использование возможностей дошкольного периода детства с целью оптимизации процесса обучения детей. Данный принцип соотносится с принципом идеальности, как один из ключевых аспектов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), согласно которой, «красивое» решение ситуации характеризуется тем, сколько сил, времени и средств было затрачено на это решение. Идеальность действия тем выше, чем больше польза и меньше затраты.
Реализация принципов формирования творческих способностей дошкольников отражается в типе обучения детей, которые имманентно приобретают исследовательский характер.
Стратегия исследовательского обучения ориентирована:
- на раскрытие резервов творческого мышления;
- формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности;
- обогащение творческого воображения;
- развитие способности к достижению оригинального результата решения задач и т.п.
Суть проблемного обучения заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка при максимальной самостоятельности второго и общем руководстве первого. Схема технологии исследовательского обучения состоит из нескольких блоков:
- осознание общей проблемной ситуации, ее анализ;
- формулировка конкретной проблемы;
- решение проблемы (выдвижение гипотез, их обоснование и исследовательская проверка);
- проверка правильности решения проблемы. Проблемная ситуация, составляющая основу исследовательского обучения, содержит неизвестное ребенку явление (объект), раскрывающееся в процессе выполнения творческого задания. У него возникает потребность применять новые оригинальные способы действий и добиваться ранее неизвестного ему результата.
При реализации технологии исследовательского обучения педагогу необходимо:
- содействовать переходу из обычных состояний сознания в (У) необычные (на определенные короткие промежутки времени);
- вызывать взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций;
- обеспечивать реалистичное столкновение с проблемой, погружение в нее, эмоциональную вовлеченность;
- сталкивать противоположные понятия, образы, идеи;
- соблюдать педагогические постулаты: «от простого к сложному», «закрепление - мать учения», «ни пресыщения, ни принуждения», «радоваться успехам, но не захваливать», «действовать самостоятельно - без подсказки, но иметь право на помощь».
Результативность технологии исследовательского обучения проявляется в следующих интеллектуальных умениях:
- видеть проблему;
- выдвигать гипотезу;
- классифицировать;
- проводить эксперимент (в том числе в продуктивных видах деятельности: рисунки, поделки и т.д.);
- формулировать выводы и умозаключения.
В комплексе данные умения складываются в такие личностные качества ребенка, как критичность и пытливость ума, любознательность и сообразительность, логичность и убедительность в действиях, высказываниях и поступках
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект реализации проблемно - игровых ситуаций в развитии творческих способностей дошкольников в старшей группе.
С разработкой новых образовательных программ появились проблемы трудности самовыражения детей в игре. Дети начинают осавивать социологические отношения и понимать подчинённость позиций в различных вид...
Проект: «Развитие коммуникативных способностей дошкольников 6-7 лет с ОНР третьего уровня в игровой деятельности на логопункте в условиях реализации ФГТ»
Автор проекта: учитель-логопед МБДОУ детского сада № 359 Хапина Ольга Михайловна.Направление деятельности: познавательно-речевое.Интеграция образователь...
Реализация принципа интеграции при организации изобразительной деятельности с дошкольниками
Презентация по реализации принципа интеграции образовательтных областей в изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста...
Реализация принципа дифференциации в организованной образовательной деятельности по познавательному направлению развития дошкольников «Путешествие по планетам» (ОТКРЫТЫЙ ПРОСМОТР)
Реализация принципа дифференциации в организованной образовательной деятельности по познавательному направлению развития дошкольников «Путешествие по планетам» (ОТКРЫТЫЙ ПРОСМОТР)Задачи:- ...
Презентация «Реализация модели развития музыкальных способностей дошкольников через использование инновационных педагогических технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя».
В презентации представлены современные инновационные технологии, которые применяются в образовательном процессе в музыкальном развитии дошкольников....
Опыт работы " Реализация принципа индивидуально- деффиринцированного подхода как одно из условий реализации ФГОС ДО"
Реализация учебной деятельности...
Создание благоприятных условий для реализации принципа индивидуализации ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО.
Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собс...