НОД по духовно-нравственному воспитанию "Человеческое слово"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста, поможет в подготовке к занятию по духовно - нравственному воспитанию, используютсся три области знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.docx | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию на тему «Слово» (старшая группа)
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию на тему «Слово» (старшая группа)
Организационно - образовательная деятельность
Цель: Учить детей, выражать чувства добрыми словами. Закрепить представление о том, что добрые слова помогают людям в общении развивать потребности использовать в своей речи добрые, вежливые слова.
Виды деятельности: Коммуникативная, продуктивная, музыкально-художественная
Интеграция образовательных областей (ОО): социализация, коммуникация, познание
Планируемые результаты:
Ребенок принимает участие в образовательном процессе.
Овладевает диалогической речью.
Обогащается словарный запас детей.
Ребенок учится анализировать жизненные ситуации, собственное поведение, в которых проявляются и пороки и добродетели.
Словарная работа: спасибо, здравствуйте, пожалуйста.
Предварительная работа: заучивание пословиц, стихотворений о слове, доброте; игра«Подари слово другу»
Содержание образовательной деятельности
Воспитатель читает отрывок из стихотворения Вадима Шефнера «Слова»:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
I) Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что нам хотел сказать автор этих строк?
Дети: Что, словом можно убить и спасти.
Воспитатель: Правильно. Слово сильное оружие. Если захочешь можешь ранить человека, и наоборот словом можно утешить, спасти. То есть нужно подумать, прежде чем что – либо говорить. Не зря гласит народная мудрость «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь».
Ребята, а как вы думаете, где рождается слово?
Дети: В голове, в мыслях.
Воспитатель: Верно. Мысль, воплощенная в звуковые и буквенные одежды есть слово.Слово исходя из уст и входя в сердце слушающего, продолжает жить в нас. Мысль – это то, что мы думаем, а слово – то, что мы подумали, увидели и сказали.
II) Воспитатель: Слово раскрывает то, что есть в уме и сердце человека. Словораскрывает образ мыслей человека. Ребята, а какие бывают слова?
Дети: Добрые, злые.
Воспитатель: Правильно. Слова бывают добрые, мудрые или наоборот грубые, обманчивые. Слово свидетельствует о том, какая сила добрая или злая живет в человеческой душе. Жестокое или нечистое сердце себя всегда выскажет и нехотя раскроется. Поэтому необходимо удалить из своей речи все грубые, обманчивые, льстивыеслова. Не зря говорят «Доброе слово и горе побеждает, и от беды спасает, а злое словоразрушает и боль причиняет»
Воспитатель: С детства все мы с вами помним наставления взрослых о так называемых добрых словах: здравствуйте, пожалуйста, спасибо. Но не все, быть может, вникли в их внутренний смысл. Произнося приветствие, раньше сердечно желали собеседнику долгих лет жизни во здравии и благополучии; употребляя слово «пожалуйста», выражали почтительное отношение к человеку, старшему возрастом. Именно с этими словами«пожалуй старче» в старину приглашали в свой дом путника, утомленного дорогой, или просили сесть приглашенного на более почетное место, поближе к главе семьи. «Спаси тебя Христос, спаси тебя Господь, спаси тебя Бог» - вот что значит нынешнее «спасибо»- не просто словесную благодарность, не формулу вежливости, но молитву о спасении.
Предлагаю детям повторить, что означают слова «пожалуйста, спасибо, здравствуйте».
Физкультминутка (игра) «Подари слово другу»
Воспитатель: Ребята, а что вам нравится больше, когда вы слышите в свой адрес добрые или злые слова?
Дети: добрые!
А вы умеете говорить друг другу добрые слова? Сейчас мы это проверим, играя в игру«Подари слово другу»! Встанем в круг, и бросая мяч товарищу подарим добрые слова.
III) Воспитатель: В заключение я хочу вам предложить три золотых правила языка:
Правило первое: «Думай, что говоришь». Иными словами, прежде чем сказать недоброеслово подумай, не обидишь ли ты им своего товарища.
Правило второе: «Не говори того, чего не думаешь». Лучше промолчать, нежели сказать неправду.
Правило третье: «Не всё, что думаешь, говори». Проверь, правильно ли ты думаешь.Например: Ты подумал, что Саша сломал твою машину и поссорился с ним. Не обвиняй Сашу, может он сломал машину нечаянно и тоже очень переживает.
IV) Воспитатель: А сейчас ребята поиграем в игру «Доскажи словечко»
Я начну, а вы кончайте,
Хором, дружно отвечайте!
1. Растает даже ледяная глыба от теплого слова …. (спасибо)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)
3. Когда вас ругают за шалости, вы говорите…(простите, пожалуйста)
4. Если друг попал в беду……………………. (помоги ему)
5. Решай споры словами……………………. (а не кулаками)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание детей через художественное слово
Дошкольный возраст - период освоения норм морали и социальных способов поведения. И в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, знанием принятых в общ...
Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию дошкольников "Живое слово"
Программа кружка для детей старшего дошкольного возраста включает цель, задачи, формы проведения занятий, методы, методическое обеспечение занятий. Полностью отвечает требованиям предъявляемым к прогр...
Художественное слово на музыкальном занятии, как важный фактор духовно-нравственного воспитания детей в группе раннего возраста.
Очень важно в работе в воспитании детей использовать художественное слово. Народная сказка – это основа воспитания ребенка с самого раннего возраста.На основе сказок строится воспитательное воздействи...
Развитие духовно-нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, через художественное слово.
Тезисы к выступлению на тему "Развитие духовно-нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста через художественное слово"...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством художественного слова в соответствии с ФГОС ДО
Представленный материал показывает какими методами и формами решались задачи в поставленной перед нами цели.Тема определилась самой жизненной ситуацией;отчуждение от родной литературы и культуры,паден...
Проект по духовно-нравственному воспитанию "Мама-главное слово в нашей судьбе"
Важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительном эмоциональном контакте с близкими людьми. В первую очередь – с мамой.Мама – это человек, занимающий...
Проект по духовно-нравственному воспитанию: "Мудрое слово. Мудрые люди" с детьми старшей группы
Цель проекта: развитие у детей «души и сердца», умения проявлять свои чувства....