Методические разработки "Системный подход в развитии познавательной активности детей с применением краеведческого материала".
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Москвитина Марина Юрьевна

Применение краеведческого принципа информации о природе Северной Осетии в активизации познавательной деятельности для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_no1.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

Применение краеведческого принципа информации о природе Северной Осетии в активизации познавательной деятельности для детей.

Воображаемая игра – поход   для детей    среднего возраста.

МБ ДОУ № 75

Воспитатель: Москвитина М. Ю.

г. Владикавказ

   

         

                               Н  О  Д

Воображаемая игра – поход.

/для детей среднего возраста/

Образовательная область «Познавательное развитие».

 

Тема: «Помоги ушастой сове найти свой дом».

Цели:

 -сформировать у детей представление и знание о животных Родного края;

-приобщить к правилам безопасного поведения в природе.

Задачи:

-активизировать познавательную деятельность детей: проявлять интерес к новому, неизвестному в окружающем мире, к информации, которую получают в процессе общения,

 формировать. умение  поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, активно участвовать в поисковой деятельности;

-развивать интеллектуальные способности, умение решать простые, несложные задачи схематического изображения, проявлять инициативу в ходе решения проблемных ситуаций социальной направленности;

-воспитывать экологическое сознание, умение сопереживать животным - персонажам игровых действий, эмоционально реагировать на мир природы Родного края.

Материалы и оборудование:

 фотографии и иллюстрации пейзажей Северной Осетии;

картинки с изображениями животных и птиц;

карточки с отпечатками следов животных;

различные предметы для похода в лес;

игрушка-персонаж «Сова», аудиозапись «голоса леса».

Содержание непосредственно – организованной деятельности детей.

I  Организационный момент.

Педагог показывает детям фотографии.

- Дети, я хочу показать вам фотографии. Недавно к нам приезжали гости,

 мы хотели удивить их красотой нашего края и пригласили поехать в горы.

- Вы уже большие и знаете, как называется наш край?

- Правильно, Северная Осетия – Алания. Это наша малая родина, место,

где мы с вами родились.

- /рассматривание фотографий/

- В нашем краю есть удивительный красоты места. Посмотрите, как

 щедро одарила природа нашу Осетию – это край белоснежных величествен-

ных гор – великанов, бурных рек, ледников, лесов и степей.

Люблю я горные края,

    Где луч в снегах играет светлый

    Пускай вершины безответны

    Но им в любви признаюсь я.

/Георгий Кайтуков/

- Особенно красиво в горах сейчас весной.

- Как вы думаете почему?

/ответы детей/

/природа просыпается после зимы/

- А вы когда – нибудь были в горах, ходили в лес?

- А хотели бы?

II   Сюрпизный момент. Мотивация.

- Ребята, я что – то слышу. Что за звуки?

/прилетает сова/

- Кто это к нам прилетел?

- Посмотрите, какая интересная сова, у нее большие ушки, поэтому ее

 называют сова – ушастая – она обитает в лесах нашего края.

- Здравствуй сова – мудрая голова. Что с тобой случилось? Как ты

здесь очутилась?

… Летала, летала и свой дом потеряла?

    Просишь помочь вернуться?

- А где твой дом? В лесу, на лысой горе?

… Да, есть такая гора, так и называется Лысая. Вот она.

/показ иллюстраций/

- Дети, кто – то шум поднял в лесу

  Испугал нашу сову

  Хоть глаза ее большие

  Днем они совсем слепые…

Ведь сова видит хорошо только ночью, когда охотится.

- На кого она охотится? Чем питается?

/ответы детей/

- Ну что, ребята, поможем сове – ушастой голове вернуться домой?

- Давайте в путь – дорогу собираться, приготовимся к походу в лес.

III  Дидактическая игра «Нужные предметы» - тест на

                                           общую осведомленность  предметов.

- Ребята, давайте возьмем с собой предметы, которые могут нам

 пригодиться в лесу.

Предметы : спички, веревка, фонарики, телефон, бутылка с водой,

 стаканчики         (пластик), плед, фотоаппарат.

Цель : выбрать из множества предметов необходимые и обосновать свой

 выбор.

- Дети, стаканчики посчитайте, чтобы всем хватило.

- Ну что, все собрали, тогда в путь!

IV  Динамическая пауза.

- Сначала поедем на автобусе. Внимательно смотрите по сторонам, чтобы

 найти Лысую гору.

/дети по контуру рисунка находят Лысую гору на картине, иллюстрации/

Мальчики помогают девочкам сесть в автобус.

- Поехали!

/дети имитируют поездку на автобусе, стараются выполнить задание по поиску  горы/

- Приехали! Теперь пойдем пешком.

ОВД: ходьба на месте, высоко поднимая колени.

- Жура – жура – журавль! Облетел он сто земель

  Облетел, обходил крылья, ноги натрудил.

  Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?»

  Отвечал он пролетая: «Лучше нет родного края».

V  Беседа – сообщение «Как вести себя в лесу».

- Вот мы в лесу. Послушайте, ребята голоса весеннего леса.

/слушание звукозаписи/

- Дети мы пришли в гости.

  А кто здесь хозяева?

/ответы детей/

/Хозяева в лесу животные, растения, птицы/

- А как мы должны вести себя в гостях (в лесу)?

/ответы детей/

/Не ломать, не сорить, не обижать/

- Главное не шуметь, чтобы не спугнуть никого, весной у многих

животных появляются детеныши.

- Ребята, ушастая сова предупреждает, что в лесу таятся разные опасности.

- Как вы думаете какие?

/ответы детей/

Педагог: в лесах нашего края водятся олени. А весной они становятся

очень сердитые и могут забодать. Нельзя подходить к ним – это опасно!

- В наших лесах водится ядовитая змея – серая гадюка. Она похожа на

 корни деревьев. Нужно внимательно смотреть под ноги, чтобы не наступить

на нее. Она ядовита и может укусить. Это тоже опасно!

/показ картинок/

VI  Поисковая деятельность детей.

- Теперь мы много знаем. Но еще не понимаем, как же дом совы найти.

 Ведь в лесу много домишек и для других зверей.

- Смотрите, что это под деревом?    /нора/

1. – Поглядите, вот нора, может здесь живет сова?

/варианты детей/

- Здесь какие – то следы. Это точно не совы!

- Чьи же это следы ведут в нору?

/дети по карточке воспитателя определяют следы животного/

- Это лиса, она живет в норе. Что вы знаете о лисе?

/ответы детей/

2. – Послушайте детвора,

       Вот еще чья – то нора!

/варианты детей/

- Вы загадку отгадайте,

  И хозяина узнайте.

Загадка: Под соснами, под елками

                Лежит мешок с иголками.

/еж/

- Правильно, здесь живет еж. Вот и он. А что вы знаете о еже?

/ответы детей/

- Дети обратите внимание, что у этого ежа тоже большие уши, поэтому

он называется еж ушастый. Ушастый еж обитает в лесах нашего края.

3. – Ребята, а что это там на дереве?

/дупло, гнездо/

- Интересно, чье оно?

/варианты детей/

/звукозапись стук дятла/

- Тук да тук, тук да тук,

  Всюду слышится вокруг.

  Кто это стучит в лесу?

- Отгадали детвора

  Дятел к нам летит сюда

  Вот он доктор наш лесной

  В красной шапочке такой.

- А вы знаете, почему дятла называют лесным доктором?

/ответы детей/

/у него длинный твердый клюв, он стучит им по дереву и выдалбливает

Из-под коры разных жуков – вредителей, которые портят их/

4. – Дети, а вот на дереве еще чей – то дом!

- Что это?

/гнездо, дупло/

- Кто живет здесь, отзовись!

- Нет хозяина, давайте тихо понаблюдаем, может что – то мы узнаем.

- Ой, ребята, тише, тише. Пищат здесь чьи – то малышки.

- Кто это?              /совята/

- Чьи они ребята?        /совы/

- Сколько их?

- Наконец – то, мы нашли, дом ушастой совы.

- Ну, иди к своим детишкам.

- Вовремя мы успели, а то совята погибли бы без мамы совы.

- Молодцы, ребята, доброе дело сделали.

- Но мы, долго дом совы искали

  И, конечно же, устали!

VII  Дыхательная гимнастика. Ситуативная беседа.

- Давайте присядем, отдохнем, водички попьем и воздухом подышим.

В лесу свежий воздух и дышать им очень полезно!

/дыхательная гимнастика/

- Девочки налейте водички.

/дети и воспитатель пьют воду из пластиковых стаканчиков/

- Спасибо!

/воспитатель создает ситуацию, бросает мусор/

- Ребята, а что с мусором делать будем, так оставим?

- Почему надо убрать?

/нельзя сорить в лесу, загрязнять природу, плохо будет его обитателям,

заберем мусор с собой и выбросим в мусорный контейнер/

- Ну что, пора возвращаться в детский сад.

- Мальчики помогите девочкам сесть в автобус.

- Поехали!

VIII  Практическая работа – использование технологии пиктограмм.

- Приехали. Какие впечатления у вас от похода в лес?

- Что понравилось?

/ответы детей/

- Давайте запишем, что было, кого видели в лесу, чтобы не забыть.

- А так как, писать вы еще не умеете, то зарисуем все с помощью

знаков – символов.

Дети вспоминают, воспитатель с помощью пиктограмм

записывает последовательность встречи событий.

Затем воспитатель предлагает детям самим нарисовать любой из знаков.

Итог: Ребята, мне было очень приятно совершить поход в лес именно с вами.

Хотите еще когда – нибудь пойдем в лес, в горы, в наши прекрасные горы. Да! Тогда договорились!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этнокультурный подход в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Процесс формирования этнокультурного подхода в развитии познавательной активности посредством проектной деятельности будет наиболее эффективным, если:- его основу составят гуманистический, этнопедагог...

Методическая разработка по теме "Развитие познавательной активности детей с ОНР через поисково-исследовательскую деятельность"

Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обит...

«Дидактический материал «Дары Фрёбеля» как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста».

дидактический материал  "Дары Фребеля"  позволяет воспитателю развивать у детей познавательную активность, способствует развитию мелкой и крупной моторики рук , а также развивает п...

#СИДИМДОМА Методическое сопровождение родителей по развитию познавательной активности детей подготовительной группы с использованием технологии экспериментирования

Материал направлен на повышение педагогической компетенции родителей при использовании технологии экспериментирования в совместной деятельности с ребенком (в том числе и в условиях дистанционного обра...

Плахотнюк В.И. Доклад «Инновационные подходы в развитии познавательной активности детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Инновационные подходы в организации познавательно – исследовательской деятельности с детьми раннего дошкольного возраста.Подготовила воспитатель первой категории Плахотнюк Валентина Ивановна МАД...

«Инновационные подходы в развитии познавательной активности детей»

Доклад на тему: "Инновационные подходы в развитии познавательной активности детей"...

Методическая разработка на тему: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через проект «Лаборатория исследований»

Методическая разработка на тему: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  через проект  «Лаборатория исследований» написана воспитателем первой квалификацио...