Методические разработки "Системный подход в развитии познавательной активности детей с применением краеведческого материала".
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Москвитина Марина Юрьевна

Применение краеведческого принципа информации о природе Северной Осетии в активизации познавательной деятельности для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_no1.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

Применение краеведческого принципа информации о природе Северной Осетии в активизации познавательной деятельности для детей.

Воображаемая игра – поход   для детей    среднего возраста.

МБ ДОУ № 75

Воспитатель: Москвитина М. Ю.

г. Владикавказ

   

         

                               Н  О  Д

Воображаемая игра – поход.

/для детей среднего возраста/

Образовательная область «Познавательное развитие».

 

Тема: «Помоги ушастой сове найти свой дом».

Цели:

 -сформировать у детей представление и знание о животных Родного края;

-приобщить к правилам безопасного поведения в природе.

Задачи:

-активизировать познавательную деятельность детей: проявлять интерес к новому, неизвестному в окружающем мире, к информации, которую получают в процессе общения,

 формировать. умение  поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, активно участвовать в поисковой деятельности;

-развивать интеллектуальные способности, умение решать простые, несложные задачи схематического изображения, проявлять инициативу в ходе решения проблемных ситуаций социальной направленности;

-воспитывать экологическое сознание, умение сопереживать животным - персонажам игровых действий, эмоционально реагировать на мир природы Родного края.

Материалы и оборудование:

 фотографии и иллюстрации пейзажей Северной Осетии;

картинки с изображениями животных и птиц;

карточки с отпечатками следов животных;

различные предметы для похода в лес;

игрушка-персонаж «Сова», аудиозапись «голоса леса».

Содержание непосредственно – организованной деятельности детей.

I  Организационный момент.

Педагог показывает детям фотографии.

- Дети, я хочу показать вам фотографии. Недавно к нам приезжали гости,

 мы хотели удивить их красотой нашего края и пригласили поехать в горы.

- Вы уже большие и знаете, как называется наш край?

- Правильно, Северная Осетия – Алания. Это наша малая родина, место,

где мы с вами родились.

- /рассматривание фотографий/

- В нашем краю есть удивительный красоты места. Посмотрите, как

 щедро одарила природа нашу Осетию – это край белоснежных величествен-

ных гор – великанов, бурных рек, ледников, лесов и степей.

Люблю я горные края,

    Где луч в снегах играет светлый

    Пускай вершины безответны

    Но им в любви признаюсь я.

/Георгий Кайтуков/

- Особенно красиво в горах сейчас весной.

- Как вы думаете почему?

/ответы детей/

/природа просыпается после зимы/

- А вы когда – нибудь были в горах, ходили в лес?

- А хотели бы?

II   Сюрпизный момент. Мотивация.

- Ребята, я что – то слышу. Что за звуки?

/прилетает сова/

- Кто это к нам прилетел?

- Посмотрите, какая интересная сова, у нее большие ушки, поэтому ее

 называют сова – ушастая – она обитает в лесах нашего края.

- Здравствуй сова – мудрая голова. Что с тобой случилось? Как ты

здесь очутилась?

… Летала, летала и свой дом потеряла?

    Просишь помочь вернуться?

- А где твой дом? В лесу, на лысой горе?

… Да, есть такая гора, так и называется Лысая. Вот она.

/показ иллюстраций/

- Дети, кто – то шум поднял в лесу

  Испугал нашу сову

  Хоть глаза ее большие

  Днем они совсем слепые…

Ведь сова видит хорошо только ночью, когда охотится.

- На кого она охотится? Чем питается?

/ответы детей/

- Ну что, ребята, поможем сове – ушастой голове вернуться домой?

- Давайте в путь – дорогу собираться, приготовимся к походу в лес.

III  Дидактическая игра «Нужные предметы» - тест на

                                           общую осведомленность  предметов.

- Ребята, давайте возьмем с собой предметы, которые могут нам

 пригодиться в лесу.

Предметы : спички, веревка, фонарики, телефон, бутылка с водой,

 стаканчики         (пластик), плед, фотоаппарат.

Цель : выбрать из множества предметов необходимые и обосновать свой

 выбор.

- Дети, стаканчики посчитайте, чтобы всем хватило.

- Ну что, все собрали, тогда в путь!

IV  Динамическая пауза.

- Сначала поедем на автобусе. Внимательно смотрите по сторонам, чтобы

 найти Лысую гору.

/дети по контуру рисунка находят Лысую гору на картине, иллюстрации/

Мальчики помогают девочкам сесть в автобус.

- Поехали!

/дети имитируют поездку на автобусе, стараются выполнить задание по поиску  горы/

- Приехали! Теперь пойдем пешком.

ОВД: ходьба на месте, высоко поднимая колени.

- Жура – жура – журавль! Облетел он сто земель

  Облетел, обходил крылья, ноги натрудил.

  Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?»

  Отвечал он пролетая: «Лучше нет родного края».

V  Беседа – сообщение «Как вести себя в лесу».

- Вот мы в лесу. Послушайте, ребята голоса весеннего леса.

/слушание звукозаписи/

- Дети мы пришли в гости.

  А кто здесь хозяева?

/ответы детей/

/Хозяева в лесу животные, растения, птицы/

- А как мы должны вести себя в гостях (в лесу)?

/ответы детей/

/Не ломать, не сорить, не обижать/

- Главное не шуметь, чтобы не спугнуть никого, весной у многих

животных появляются детеныши.

- Ребята, ушастая сова предупреждает, что в лесу таятся разные опасности.

- Как вы думаете какие?

/ответы детей/

Педагог: в лесах нашего края водятся олени. А весной они становятся

очень сердитые и могут забодать. Нельзя подходить к ним – это опасно!

- В наших лесах водится ядовитая змея – серая гадюка. Она похожа на

 корни деревьев. Нужно внимательно смотреть под ноги, чтобы не наступить

на нее. Она ядовита и может укусить. Это тоже опасно!

/показ картинок/

VI  Поисковая деятельность детей.

- Теперь мы много знаем. Но еще не понимаем, как же дом совы найти.

 Ведь в лесу много домишек и для других зверей.

- Смотрите, что это под деревом?    /нора/

1. – Поглядите, вот нора, может здесь живет сова?

/варианты детей/

- Здесь какие – то следы. Это точно не совы!

- Чьи же это следы ведут в нору?

/дети по карточке воспитателя определяют следы животного/

- Это лиса, она живет в норе. Что вы знаете о лисе?

/ответы детей/

2. – Послушайте детвора,

       Вот еще чья – то нора!

/варианты детей/

- Вы загадку отгадайте,

  И хозяина узнайте.

Загадка: Под соснами, под елками

                Лежит мешок с иголками.

/еж/

- Правильно, здесь живет еж. Вот и он. А что вы знаете о еже?

/ответы детей/

- Дети обратите внимание, что у этого ежа тоже большие уши, поэтому

он называется еж ушастый. Ушастый еж обитает в лесах нашего края.

3. – Ребята, а что это там на дереве?

/дупло, гнездо/

- Интересно, чье оно?

/варианты детей/

/звукозапись стук дятла/

- Тук да тук, тук да тук,

  Всюду слышится вокруг.

  Кто это стучит в лесу?

- Отгадали детвора

  Дятел к нам летит сюда

  Вот он доктор наш лесной

  В красной шапочке такой.

- А вы знаете, почему дятла называют лесным доктором?

/ответы детей/

/у него длинный твердый клюв, он стучит им по дереву и выдалбливает

Из-под коры разных жуков – вредителей, которые портят их/

4. – Дети, а вот на дереве еще чей – то дом!

- Что это?

/гнездо, дупло/

- Кто живет здесь, отзовись!

- Нет хозяина, давайте тихо понаблюдаем, может что – то мы узнаем.

- Ой, ребята, тише, тише. Пищат здесь чьи – то малышки.

- Кто это?              /совята/

- Чьи они ребята?        /совы/

- Сколько их?

- Наконец – то, мы нашли, дом ушастой совы.

- Ну, иди к своим детишкам.

- Вовремя мы успели, а то совята погибли бы без мамы совы.

- Молодцы, ребята, доброе дело сделали.

- Но мы, долго дом совы искали

  И, конечно же, устали!

VII  Дыхательная гимнастика. Ситуативная беседа.

- Давайте присядем, отдохнем, водички попьем и воздухом подышим.

В лесу свежий воздух и дышать им очень полезно!

/дыхательная гимнастика/

- Девочки налейте водички.

/дети и воспитатель пьют воду из пластиковых стаканчиков/

- Спасибо!

/воспитатель создает ситуацию, бросает мусор/

- Ребята, а что с мусором делать будем, так оставим?

- Почему надо убрать?

/нельзя сорить в лесу, загрязнять природу, плохо будет его обитателям,

заберем мусор с собой и выбросим в мусорный контейнер/

- Ну что, пора возвращаться в детский сад.

- Мальчики помогите девочкам сесть в автобус.

- Поехали!

VIII  Практическая работа – использование технологии пиктограмм.

- Приехали. Какие впечатления у вас от похода в лес?

- Что понравилось?

/ответы детей/

- Давайте запишем, что было, кого видели в лесу, чтобы не забыть.

- А так как, писать вы еще не умеете, то зарисуем все с помощью

знаков – символов.

Дети вспоминают, воспитатель с помощью пиктограмм

записывает последовательность встречи событий.

Затем воспитатель предлагает детям самим нарисовать любой из знаков.

Итог: Ребята, мне было очень приятно совершить поход в лес именно с вами.

Хотите еще когда – нибудь пойдем в лес, в горы, в наши прекрасные горы. Да! Тогда договорились!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этнокультурный подход в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Процесс формирования этнокультурного подхода в развитии познавательной активности посредством проектной деятельности будет наиболее эффективным, если:- его основу составят гуманистический, этнопедагог...

Методическая разработка по теме "Развитие познавательной активности детей с ОНР через поисково-исследовательскую деятельность"

Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обит...

#СИДИМДОМА Методическое сопровождение родителей по развитию познавательной активности детей подготовительной группы с использованием технологии экспериментирования

Материал направлен на повышение педагогической компетенции родителей при использовании технологии экспериментирования в совместной деятельности с ребенком (в том числе и в условиях дистанционного обра...

Плахотнюк В.И. Доклад «Инновационные подходы в развитии познавательной активности детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Инновационные подходы в организации познавательно – исследовательской деятельности с детьми раннего дошкольного возраста.Подготовила воспитатель первой категории Плахотнюк Валентина Ивановна МАД...

«Инновационные подходы в развитии познавательной активности детей»

Доклад на тему: "Инновационные подходы в развитии познавательной активности детей"...

Методическая разработка на тему: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через проект «Лаборатория исследований»

Методическая разработка на тему: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  через проект  «Лаборатория исследований» написана воспитателем первой квалификацио...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста на основе применения электронных образовательных ресурсов.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста на основе применения электронных образовательных ресурсов. Целевые ориентиры, представленные в Федеральном государственном стандарте ...