Методические разработки "Системный подход в развитии познавательной активности детей с применением краеведческого материала".
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Применение краеведческого принципа информации о природе Северной Осетии в активизации познавательной деятельности для детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_no1.docx | 27.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение краеведческого принципа информации о природе Северной Осетии в активизации познавательной деятельности для детей.
Воображаемая игра – поход для детей среднего возраста.
МБ ДОУ № 75
Воспитатель: Москвитина М. Ю.
г. Владикавказ
Н О Д
Воображаемая игра – поход.
/для детей среднего возраста/
Образовательная область «Познавательное развитие».
Тема: «Помоги ушастой сове найти свой дом».
Цели:
-сформировать у детей представление и знание о животных Родного края;
-приобщить к правилам безопасного поведения в природе.
Задачи:
-активизировать познавательную деятельность детей: проявлять интерес к новому, неизвестному в окружающем мире, к информации, которую получают в процессе общения,
формировать. умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, активно участвовать в поисковой деятельности;
-развивать интеллектуальные способности, умение решать простые, несложные задачи схематического изображения, проявлять инициативу в ходе решения проблемных ситуаций социальной направленности;
-воспитывать экологическое сознание, умение сопереживать животным - персонажам игровых действий, эмоционально реагировать на мир природы Родного края.
Материалы и оборудование:
фотографии и иллюстрации пейзажей Северной Осетии;
картинки с изображениями животных и птиц;
карточки с отпечатками следов животных;
различные предметы для похода в лес;
игрушка-персонаж «Сова», аудиозапись «голоса леса».
Содержание непосредственно – организованной деятельности детей.
I Организационный момент.
Педагог показывает детям фотографии.
- Дети, я хочу показать вам фотографии. Недавно к нам приезжали гости,
мы хотели удивить их красотой нашего края и пригласили поехать в горы.
- Вы уже большие и знаете, как называется наш край?
- Правильно, Северная Осетия – Алания. Это наша малая родина, место,
где мы с вами родились.
- /рассматривание фотографий/
- В нашем краю есть удивительный красоты места. Посмотрите, как
щедро одарила природа нашу Осетию – это край белоснежных величествен-
ных гор – великанов, бурных рек, ледников, лесов и степей.
…Люблю я горные края,
Где луч в снегах играет светлый
Пускай вершины безответны
Но им в любви признаюсь я.
/Георгий Кайтуков/
- Особенно красиво в горах сейчас весной.
- Как вы думаете почему?
/ответы детей/
/природа просыпается после зимы/
- А вы когда – нибудь были в горах, ходили в лес?
- А хотели бы?
II Сюрпизный момент. Мотивация.
- Ребята, я что – то слышу. Что за звуки?
/прилетает сова/
- Кто это к нам прилетел?
- Посмотрите, какая интересная сова, у нее большие ушки, поэтому ее
называют сова – ушастая – она обитает в лесах нашего края.
- Здравствуй сова – мудрая голова. Что с тобой случилось? Как ты
здесь очутилась?
… Летала, летала и свой дом потеряла?
Просишь помочь вернуться?
- А где твой дом? В лесу, на лысой горе?
… Да, есть такая гора, так и называется Лысая. Вот она.
/показ иллюстраций/
- Дети, кто – то шум поднял в лесу
Испугал нашу сову
Хоть глаза ее большие
Днем они совсем слепые…
Ведь сова видит хорошо только ночью, когда охотится.
- На кого она охотится? Чем питается?
/ответы детей/
- Ну что, ребята, поможем сове – ушастой голове вернуться домой?
- Давайте в путь – дорогу собираться, приготовимся к походу в лес.
III Дидактическая игра «Нужные предметы» - тест на
общую осведомленность предметов.
- Ребята, давайте возьмем с собой предметы, которые могут нам
пригодиться в лесу.
Предметы : спички, веревка, фонарики, телефон, бутылка с водой,
стаканчики (пластик), плед, фотоаппарат.
Цель : выбрать из множества предметов необходимые и обосновать свой
выбор.
- Дети, стаканчики посчитайте, чтобы всем хватило.
- Ну что, все собрали, тогда в путь!
IV Динамическая пауза.
- Сначала поедем на автобусе. Внимательно смотрите по сторонам, чтобы
найти Лысую гору.
/дети по контуру рисунка находят Лысую гору на картине, иллюстрации/
Мальчики помогают девочкам сесть в автобус.
- Поехали!
/дети имитируют поездку на автобусе, стараются выполнить задание по поиску горы/
- Приехали! Теперь пойдем пешком.
ОВД: ходьба на месте, высоко поднимая колени.
- Жура – жура – журавль! Облетел он сто земель
Облетел, обходил крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?»
Отвечал он пролетая: «Лучше нет родного края».
V Беседа – сообщение «Как вести себя в лесу».
- Вот мы в лесу. Послушайте, ребята голоса весеннего леса.
/слушание звукозаписи/
- Дети мы пришли в гости.
А кто здесь хозяева?
/ответы детей/
/Хозяева в лесу животные, растения, птицы/
- А как мы должны вести себя в гостях (в лесу)?
/ответы детей/
/Не ломать, не сорить, не обижать/
- Главное не шуметь, чтобы не спугнуть никого, весной у многих
животных появляются детеныши.
- Ребята, ушастая сова предупреждает, что в лесу таятся разные опасности.
- Как вы думаете какие?
/ответы детей/
Педагог: в лесах нашего края водятся олени. А весной они становятся
очень сердитые и могут забодать. Нельзя подходить к ним – это опасно!
- В наших лесах водится ядовитая змея – серая гадюка. Она похожа на
корни деревьев. Нужно внимательно смотреть под ноги, чтобы не наступить
на нее. Она ядовита и может укусить. Это тоже опасно!
/показ картинок/
VI Поисковая деятельность детей.
- Теперь мы много знаем. Но еще не понимаем, как же дом совы найти.
Ведь в лесу много домишек и для других зверей.
- Смотрите, что это под деревом? /нора/
1. – Поглядите, вот нора, может здесь живет сова?
/варианты детей/
- Здесь какие – то следы. Это точно не совы!
- Чьи же это следы ведут в нору?
/дети по карточке воспитателя определяют следы животного/
- Это лиса, она живет в норе. Что вы знаете о лисе?
/ответы детей/
2. – Послушайте детвора,
Вот еще чья – то нора!
/варианты детей/
- Вы загадку отгадайте,
И хозяина узнайте.
Загадка: Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками.
/еж/
- Правильно, здесь живет еж. Вот и он. А что вы знаете о еже?
/ответы детей/
- Дети обратите внимание, что у этого ежа тоже большие уши, поэтому
он называется еж ушастый. Ушастый еж обитает в лесах нашего края.
3. – Ребята, а что это там на дереве?
/дупло, гнездо/
- Интересно, чье оно?
/варианты детей/
/звукозапись стук дятла/
- Тук да тук, тук да тук,
Всюду слышится вокруг.
Кто это стучит в лесу?
- Отгадали детвора
Дятел к нам летит сюда
Вот он доктор наш лесной
В красной шапочке такой.
- А вы знаете, почему дятла называют лесным доктором?
/ответы детей/
/у него длинный твердый клюв, он стучит им по дереву и выдалбливает
Из-под коры разных жуков – вредителей, которые портят их/
4. – Дети, а вот на дереве еще чей – то дом!
- Что это?
/гнездо, дупло/
- Кто живет здесь, отзовись!
- Нет хозяина, давайте тихо понаблюдаем, может что – то мы узнаем.
- Ой, ребята, тише, тише. Пищат здесь чьи – то малышки.
- Кто это? /совята/
- Чьи они ребята? /совы/
- Сколько их?
- Наконец – то, мы нашли, дом ушастой совы.
- Ну, иди к своим детишкам.
- Вовремя мы успели, а то совята погибли бы без мамы совы.
- Молодцы, ребята, доброе дело сделали.
- Но мы, долго дом совы искали
И, конечно же, устали!
VII Дыхательная гимнастика. Ситуативная беседа.
- Давайте присядем, отдохнем, водички попьем и воздухом подышим.
В лесу свежий воздух и дышать им очень полезно!
/дыхательная гимнастика/
- Девочки налейте водички.
/дети и воспитатель пьют воду из пластиковых стаканчиков/
- Спасибо!
/воспитатель создает ситуацию, бросает мусор/
- Ребята, а что с мусором делать будем, так оставим?
- Почему надо убрать?
/нельзя сорить в лесу, загрязнять природу, плохо будет его обитателям,
заберем мусор с собой и выбросим в мусорный контейнер/
- Ну что, пора возвращаться в детский сад.
- Мальчики помогите девочкам сесть в автобус.
- Поехали!
VIII Практическая работа – использование технологии пиктограмм.
- Приехали. Какие впечатления у вас от похода в лес?
- Что понравилось?
/ответы детей/
- Давайте запишем, что было, кого видели в лесу, чтобы не забыть.
- А так как, писать вы еще не умеете, то зарисуем все с помощью
знаков – символов.
Дети вспоминают, воспитатель с помощью пиктограмм
записывает последовательность встречи событий.
Затем воспитатель предлагает детям самим нарисовать любой из знаков.
Итог: Ребята, мне было очень приятно совершить поход в лес именно с вами.
Хотите еще когда – нибудь пойдем в лес, в горы, в наши прекрасные горы. Да! Тогда договорились!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этнокультурный подход в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Процесс формирования этнокультурного подхода в развитии познавательной активности посредством проектной деятельности будет наиболее эффективным, если:- его основу составят гуманистический, этнопедагог...
Методическая разработка по теме "Развитие познавательной активности детей с ОНР через поисково-исследовательскую деятельность"
Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обит...
«Дидактический материал «Дары Фрёбеля» как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста».
дидактический материал "Дары Фребеля" позволяет воспитателю развивать у детей познавательную активность, способствует развитию мелкой и крупной моторики рук , а также развивает п...
#СИДИМДОМА Методическое сопровождение родителей по развитию познавательной активности детей подготовительной группы с использованием технологии экспериментирования
Материал направлен на повышение педагогической компетенции родителей при использовании технологии экспериментирования в совместной деятельности с ребенком (в том числе и в условиях дистанционного обра...
Плахотнюк В.И. Доклад «Инновационные подходы в развитии познавательной активности детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Инновационные подходы в организации познавательно – исследовательской деятельности с детьми раннего дошкольного возраста.Подготовила воспитатель первой категории Плахотнюк Валентина Ивановна МАД...
«Инновационные подходы в развитии познавательной активности детей»
Доклад на тему: "Инновационные подходы в развитии познавательной активности детей"...
Методическая разработка на тему: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через проект «Лаборатория исследований»
Методическая разработка на тему: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через проект «Лаборатория исследований» написана воспитателем первой квалификацио...