Методическая разработка по теме "Развитие познавательной активности детей с ОНР через поисково-исследовательскую деятельность"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ковшова Альбина Владимировна

Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах установление взаимозависимостей и закономерностей.

Тема элементарного экспериментирования представляет для детей живой интерес. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них природой.

Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, порождает вопросы, догадки.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_eksperimentirovaniyu_2.docx44.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 «Белочка» комбинированного вида

М Е Т О Д И Ч Е С К А Я   Р А З Р А Б О Т К А

Р А З Д Е Л А   О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н О Й    П Р О Г Р А М М Ы

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: развитие познавательной активности детей с ОНР  через поисково-исследовательскую деятельность

ВОСПИТАТЕЛЯ

Ковшовой Альбины Владимировны

г. Кулебаки

2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи раздела
  3. Психолого-педагогическая характеристика возраста
  4. Ожидаемые результаты
  5. Обоснование (используемые формы, методы, приемы)
  6. Система знаний
  7. Используемая деятельность
  8. Календарно-тематическое планирование
  9. Список литературы

Пояснительная записка

                                             « Ребенок – существо разумное, он хорошо знает потребности,

              трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не

              недоверчивый контроль, а тактическая договоренность, вера в опыт,

              сотрудничество и совместная жизнь”.

              Я.Корчак

Размышляя над тем, чего не хватает нашим детям, вроде бы у них есть дом, семья, они окружены родительской любовью, заботой и вниманием, я пришла к выводу, что дошкольники равнодушны к окружающему их миру, у них не воспитано чувство единения, с природой, и они вряд ли смогут без напоминания заметить какой-либо природный объект, нуждающийся в помощи человека и применить свои знания на практике.                                                                                                                                                                                          

Для того чтобы к ребенку пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать ее, сопереживать ей, радоваться ей, учить видеть прекрасное. Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребенка, заставляют его глубже познавать окружающее, повышают интеллект и культуру.

Как  же пробудить в них желание остановиться, присмотреться, задуматься? Как же научить их прикоснуться к природе всем сердцем: удивиться, узнать, полюбить? Первая и главная задача педагога – сначала заинтересовать дошкольника, а уж потом говорить об объекте, исследовать, раскрывать его сущность и взаимосвязи в окружающем мире.

Решать задачи и отрывать что-то новое можно по-разному. Можно гадать – так в природе или нет? Можно слушать взрослого или сверстника, можно призвать на помощь фантазию и придумать, как это могло бы быть. Эффективнее всего  научить исследовать природу с  помощью игровых приемов. 

Ребёнок-дошкольник отличается удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности. Ребёнок стремится разрешить эти противоречия путём бесконечных вопросов к взрослому и путём маленьких самостоятельных поисков. Развитие познавательной активности ребёнка, его исследовательских способностей – одна из важнейших задач современного образования. Никакой другой вид деятельности не развивает так творческую активность, как экспериментальная деятельность. В процессе экспериментальной деятельности у ребёнка реализуется естественная потребность в удовлетворении своей любознательности (Почему? Зачем? Как? Что будет, если?)  Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.

По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный  исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, обратила внимание на замечательное средство творческого развития дошкольников – детское экспериментирование.

В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

 Для детей с ОНР очень важно познавательно-речевое развитие в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.  Поскольку эта деятельность разнообразием связей и зависимостей влияет на развитие личности, связной речи, самостоятельность мышления. Находя и определяя словом причинно-следственную связь ребёнок учится объяснять, сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Познавательное и речевое развитие детей невозможно без усвоения новых слов. Новые слова способствуют усвоению понятий, закреплению новых знаний и представлений. Необходимо не только расширять словарь ребёнка, но и включать углубленное понимание значений слов, которые характеризуют свойство и качества предметов, их многофункциональность, смысловые отношения 

Видя радость, удивление и восторг детей от своих маленьких и больших «открытий» во время непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, где экспериментирование применяется как элемент занятия, я более основательно использую исследовательскую деятельность в работе с детьми с ОНР.

Цели и задачи раздела

Цель:  Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисков исследовательской деятельности


Задачи

  • создание условий для формирования основного целостного мировидения ребёнка старшего дошкольного возраста средством экспериментирования;
  • развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установления причинно-следственных связей, умение делать вывод;
  • развитие коммуникативных навыков и культуры общения;
  • развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности;
  • расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • побуждать к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества;
  • создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий;
  • воспитывать желание наблюдать за жизнью растений и поведением животных  

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения методической разработки детьми в соответствии с возрастными особенностями (6-7 лет)

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, нужно  обеспечивать  условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Серьезное внимание уделяется  развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. В этом возрасте у детей нужно  развить внимание и память, формировать элементарный самоконтроль. Этому помогают разнообразные игры, опытно-экспериментальная деятельность, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий с условиями. Воспитатель должен стараться разнообразить практику общения с каждым ребенком. Вступая в общение и сотрудничество, он проявляет доверие, любовь и уважение к дошкольнику.

Главные педагогические задачи, которые решаются в этой возрастной группе, направлены на создание и реализацию детских игровых замыслов:

• обогащать и систематизировать знания детей о природе, явлениях общественной жизни,  предметах окружающего мира;

• развивать память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей;

• формировать желание действовать с разнообразными приборами для проведения опытов

• воспитывать творческую самостоятельность.

Ожидаемые результаты.

  • У ребёнка преобладает положительное отношение к поисково-исследовательской деятельности
  • Развивается любознательность, стремление глубже познать широкий круг  объектов, явлений природы не только ближайшего окружения
  • Развивается коммуникативные навыки и пополняется словарный запас
  • Проявляет интерес и стремление к самостоятельному использованию способов познания, с удовольствием, по собственной инициативе отражает свои впечатления в предпочитаемой деятельности

                                           

Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. 

Педагогические методики и технологии обязательно должны:

- развивать любознательность – основу познавательной активности

- способность самостоятельно решать творческие (умственные, художественные) и др. задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности, творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития;

- коммуникативность – способность общаться  с взрослыми и сверстниками

-  способность рефлексии – как одно из главных личностных качеств, понимание и осознание себя (действий, поведения, речи, чувств, состояний, способностей).


Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
При правильной организации работы, когда взрослый – не учитель и наставник, а равноправный партнер, у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы.

Инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей, они сами задумывают опыт, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

 деятельности:

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

- трудовые поручения, действия;

- проблемные ситуации

 Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования они же могут быть и формами организации экспериментирования:

• Опыты (экспериментирование) — освоение причинно-следственных связей и отношений:

- состояние и превращение вещества

- движение воздуха, воды

- свойства почвы и минералов

- условия жизни растений

• Коллекционирование (классификационная работа) — освоение родовидовых отношений;

- виды растений

- виды животных

- виды строительных сооружений

- виды транспорта

- виды профессий

- виды камней

- виды бумаги

• Путешествие по карте — освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира):

- стороны света

- рельефы местности

- природные ландшафты и их обитатели

- части света, их природные и культурные «метки» - символы

• Путешествие по «реке времени» - освоение временных отношений

(представления об историческом времени — от прошлого к настоящему)

- прошлое и настоящее человечества

- история жилища и благоустройства.

 Вся  эта работа помогает уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания об объектах и явлениях природы, расширились представления детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствовала воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе.

В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов:

1. Осознание того, что хочешь узнать

2. Формулирование задачи исследования

3. Продумывание методики эксперимента

4. Выслушивание инструкций и критических замечаний

5. Прогнозирование результатов

6. Выполнение работы

7. Соблюдение правил безопасности

8. Наблюдение результатов

9. Фиксирование результатов

10. Анализ полученных данных

11. Словесный отчет об увиденном

12. Формулирование выводов

Система знаний и система деятельности

 Систему знаний и систему деятельности можно проследить через связь с другими образовательными областями.

Содержание опытно-экспериментальной деятельности реализуется в следующих видах деятельности:

1) образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, НОД трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

2) образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Метод экспериментирования используется педагогами для стимулирования познавательной активности в других видах деятельности.

На занятиях по изобразительной деятельности экспериментирование помогает детям наиболее точно передавать детали изображаемого объекта, изученного детально.

Развитие словаря дошкольника опирается на развитие познавательной деятельности, а именно на экспериментирование и моделировании, в процессе которого углубляются представления детей о предметах.

Развитие элементарных математических представлений требует постоянного измерения, сравнения, определения размеров и формы.

Конечно, метод эксперимента используется педагогами при организации труда. Экспериментирование, вызывающее у детей интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Очень важный момент в проведении экспериментирования – соблюдение правил техники безопасности, как детьми, так и педагогом. В нашем детском саду педагоги разработали правила безопасности для детей в стихотворной форме и по схемам.. Дети легко запоминают их, повторяя перед началом занятия. Кроме того, воспитатели четко следят за ходом работы и соблюдением инструкций во время работы.

Календарно-тематическое планирование

темы

Дата

Темы занятий

Количество

занятий

1

2

3

4

сентябрь

Может ли растение дышать?

(исследование + опыт)

Для чего корешки?

(опыт)

Куда тянутся корни?

(исследование + опыт)

Какие корни у растений тундры?

(опыты)

1

1

1

1

1

1

2

3

4

октябрь

Как устроены перья у птиц?

(исследование) 

Почва

(опыты)

Как появились острова, материки.

(исследование)

Изобретаем прибор для вскапывания почвы.

(исследование)

1

1

1

1

1

2

3

ноябрь

Кто чистит аквариум?

(исследование)

Упрямый воздух.

(опыты)

Свечка в банке.

(опыт)

1

1

1

1

2

3

4

декабрь

Почему в пустыне у животных окрас светлее, чем в лесу?

(исследование)

Почемучкины вопросы.

(опыты)

Сухой из воды

(опыты)

Сравнить жизнь диких и домашних животных.

(исследование)

1

1

1

1

1

2

3

январь

  Волшебница вода

(о     (опыты)

 Фильтрование воды.

 (опыты)

Волшебный песок

(опыты)

1

1

1

1

2

3

     

      4

февраль

 

Почему первые птицы не летали?

(и   (исследование)

Свойства воды.

(опыты)

Фильтрование воды.

(опыты)

Зеленые витамины для птиц.

(эксперимент)

1

1

1

1

1

2

3

4

март

 Как появились моря и материки.

(исследование)

Мы – фокусники.

(опыты)

Почему растаяла избушка лисы?

(опыт со льдом)

Земля – магнит

(опыт)

1

1

1

1

1

2

3

4

апрель 

 «Вершки – корешки»

(опыт)

Опыление растений.

(исследование)

Почему в пустыне мало воды?

(исследование)

Быстрые растения.

(исследование)

1

1

1

1

1

2

3

май

 

Итоговые мероприятия по содержании тематического плана

1

1

1

      Всего:

33


Список литературы

  1. «Дошкольная педагогика» № 5, 2010

В.А. Дергунская. Игры-экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности.

№ 7, 2010

Т.В. Рудт. Познавательное занятие с элементами экспериментирования в средней группе «Металл, его качества и свойства».

№ 3, 2011

М.Г. Бурнышева. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка».

А.В. Хаярова. Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира.

Т.М. Семенова. Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников.

Т.Б. Баландина. Организация работы по экспериментированию в ДОУ.

О.А. Волошина, Н.М. Забегайлова. Групповые экспериментальные лаборатории и организация работы в них.

2.   Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.  - М.: ТЦ Сфера, 2007.

3. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. - М., ТЦ Сфера, 2007.

5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизвестное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.ТЦ Сфера, 2010.

6. Мойе, С.У. Занимательные опыты с бумагой: пер. с англ./ Стивен У. Мойе. – М.: АСТ: Астрель, 2007

7.  365 научных экспериментов. Пер. с англ. / Глен Синглтон. – Мегабокс, 2010.

8. Гризик Т.И. Познаю мир: Знаки и символы: Развивающая кн. для детей ст. дошк. возраста. – 6-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2003.

9. Организация работы центра науки для детей дошкольного возраста. / Под ред. Л.В. Свирской. – В.Новгород, Изд. НРЦРО, 1997.

10.  Детский сад все для воспитателя. Научно-методический журнал.  № 8,2012

      Г.В. Агдзимба. Опытно-экспериментальная деятельность детей в ДОУ.

     № 10, 2012

     И.И. Прокопчук. Опытно-экспериментальная деятельность в группе детей с ЗПР.

     № 1, 2013

    А.М. Левина. Секреты «Невидимки».

11. http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/rabota-s-pedagogami/news6000.html

12. http://doshkolnik.ru/prezentacii/6355-experiment.html

13. http://www.maam.ru/detskijsad/detskoe-yeksperimentirovanie-v-dou.html

14. http://kladraz.ru/blogs/sherstobitova-nadegda/yeksperimentirovanie-v-do.html

15. http://detsad.socspb.ru/detsad/53/ds-83/project/experiment.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательного интереса детей в процессе поисково-исследовательского проекта».

   В течении  двух последних лет я занимаюсь проектной деятельностью с детьми сначала среднего, а затем и старшего дошкольного возраста.Проектирование представляет собой важную с...

Методическая разработка: Развитие познавательной активности старших дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность

В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», уделяется недостаточно внимания проблеме активизация познавательных интересов и формирование навыков ...

Конспект НОД по познавательному развитию детей с использованием поисково-исследовательской деятельности в средней группе «В гости к сказочным героям»

способствовать развитию у детей познавательно- исследовательской активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. ...

Доклад: Развитие познавательной активности старших дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность

В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваив...

Методическая разработка "Развитие познавательной активности детей среднего возраста посредством проектной деятельности в ДОУ"

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое опреде...