Основы грамоты в дошкольном возрасте
материал (старшая группа) на тему
Родители спешат научить ребёнка чтению, при этом пропускают такой важный момент как обучение грамоте.Эта статья расскажет, для чего нужно научить ребёнка слушать и слышать звуки, как занятия обучение для успешного в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_gramoty_v_doshkolnom_vozraste.docx | 15.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы грамоты в дошкольном возрасте
Сколько разных звуков вокруг мы слышим – звук мотора, шелест листвы, журчанье воды и человеческая речь. В младшем дошкольном возрасте вы можете начать объяснять ребёнку, что речь человека состоит из разных звуков. И он это поймёт, особенно если ваши занятия будут носить системный и постоянный характер. Давайте разберёмся, что ребёнок должен усвоить прежде, чем мама начнёт учить его чтению. Самое главное и необходимое условие для освоения навыков чтения – это умение различать звуки на слух, интонационно выделять заданный звук в слове, определять его местоположение, твёрдость или мягкость. Начать можно с очень простых упражнений, в которых ребёнок должен повторять за вами разные звуки. Объясните, что при произнесении разных звуков губки складываются по - разному, язычок работает или «спит на подушечке» (как, например, при произнесении гласных звуков). Сядьте с ребёнком так, чтобы он мог видеть ваши губы и проговаривайте звуки чётко, медленно и громко. Ваш сын или дочь должны повторить звук за вами, стараясь выделить его артикуляционно. Можно выполнять эти упражнения перед зеркалом, тогда ребёнок сможет видеть и свои губы при произнесении разных звуков. Начните работу с гласных звуков А, О, У. Это наиболее простые для восприятия на слух звуки. После работы над артикуляцией, переходите к поиску нужного звука в словах. Предложите малышу произнести несколько раз звук А и послушать, как он звучит. Затем скажите, что звук А любит прятаться в разных словах, например: МАК. При произнесении слова интонационно выделяйте звук (более громко и длиннее) и постарайтесь, чтобы ребёнок смотрел на ваши губы. Попросите его повторить слово со звуком А, и закрепите: «В слове МАК мы слышим звук А». Придумайте и запишите себе на листочке сразу несколько слов, в которых есть звук А. Подберите слова, где нужный звук находится в разных частях слова: в начале, в середине и в конце (но пока не заостряйте внимание ребёнка на этом факте). Чтобы ребёнку было интереснее, используйте картинки или развивающие карточки на вычленение определённых звуков.
Помните, у многих детей на первых порах возникают трудности. Решить их помогут только многократные повторения и доброжелательное отношение взрослого. Наберитесь терпения, ваши труды обязательно дадут положительный результат.
После того, как ребёнок поймет, как выделить нужный гласный звук в слове, переходите к интонированию согласных. Для того, чтобы ваши упражнения приносили удовольствие, давались ребёнку легче, можно оживлять звуки. Например: «Ж-Ж-Ж» – песенка жука, «Ш-Ш-Ш» – песенка ветра и т.д. Методика работы такая же, как и с гласными звуками:
– отдельное чёткое проговаривание звука;
– интонационное выделение звука по примеру взрослого;
– работа с карточками и словами;
– самостоятельное проговаривание слов и выделение звука.
Параллельно с выделение согласных звуков происходит формирование умения различать твёрдые и мягкие звуки. Для этого тоже используются игровые приёмы и одушевление. Ребёнку предлагают попеременно называть то твёрдый, то мягкий звуки, искать подобные звуки в окружающем мире. У звуков появляются младшие братцы (мягкие). Перебрасывая друг другу мячик, можно называть то старшего братца (твердый звук), то младшего. Можно надувать шарик большим насосом «С-С-С», а можно маленьким «СЬ-СЬ-СЬ», большой колокольчик звенит так «З-З-З», а маленький «ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ» и т.д. Можно подобрать карточки с изображением предметов и делить их на группы, выделяя мягкость или твёрдость нужного звука или играть в развивающие игры, направленные на формирование звуковой культуры речи.
Через некоторое время, когда ребёнок сможет без труда выделять звук, переходите к определению его местоположения в слове. Если ребёнок открывает рот и сразу слышит нужный звук, значит, он стоит в начале слова. Если после заданного звука других звуков нет, то звук находится в конце. Звук так же может прятаться и в середине слова.
Закрепить умение выделять и чётко произносить звуки в игровой форме, помогут стихи на формирование звуковой культуры речи и артикуляционные упражнения. К концу года ребёнок сможет правильно определять и называть первый звук в слове, называть слова, в которых нет или есть нужный звук, составлять слова на определённый звук, различать и называть мягкие и твёрдые звуки. Всё это поможет ребёнку с лёгкостью освоить принцип слияния звуков в слоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.
Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...
Опыт применения компьютерных технологий при реализации Программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» в дошкольных образовательных учреждениях
В статье описываются некоторые возможности использования компьютерных технологий в дошкольных образовательных учреждениях при изучении детей старшего возраста курса программы "Основы безопасности дете...
Рабочая программа познавательно-речевой направленности по основам безопасности детей дошкольного возраста «Зелёный огонёк» на 2016-2017 год (для детей старшего дошкольного возраста)
Проблема обеспечения безопасности человека на улице и дороге возникла одновременно с появлением первого автомобиля. Скорость движения и плотность транспортных потоков стремительно возрастают и будут в...
Годовое перспективное планирование. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Старший возраст. 5-6 лет
Перспективный план по ОБЖ (по Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной) для детей старшего дошкольного возраста...
Годовое перспективное планирование. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Средний возраст. 4-5 лет
Годовое перспективное планирование. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Средний возраст. 4-5 лет...
Фонематическое восприятие, как основа в подготовке обучению грамоте детей дошкольного возраста
Фонематическое восприятие, как основа в подготовке обучению грамоте детей дошкольного возраста...
Перспективное планирование по программе "Основы безопасности детей дошкольного возраста" Н.Н.Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной. Средний дошкольный возраст
Перспективное планирование по программе " Основы безопасности детей среднего дошкольного возраста"...