Фонематическое восприятие, как основа в подготовке обучению грамоте детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по логопедии

Светлана Николаевна Рогачева

Фонематическое восприятие, как основа в подготовке обучению грамоте детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_tekst.docx33.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Ясный выговор слова, чтобы каждый из звуков был слышен, и  чуткое ухо в различении этих звуков – вот главное основание обучения грамоте»

К. Д. Ушинский

Фонематическое восприятие, как основа в подготовке обучению грамоте детей дошкольного возраста

Подготовили:  Рогачева С. Н.   Дементьева Т. Н.   Венидиктова Л. А.

Формирование  у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из задач в общей системе обучения ребёнка родному языку,  как в дошкольном учреждении, так и в семье. Хорошо подготовить ребёнка к школе, создать основу для  обучения грамоте возможно только лишь в процессе серьёзной работы по  формированию и развитию фонематических процессов

2 сл.Фонематические процессы

Фонематический слух

Фонематическое восприятие

Фонематические представления

3 сл.Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.

Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые упорядоченно хранятся в памяти человека – «решётке фонем»

Фонематический слух– это способность выделять звук на фоне звуков; умение различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; это умение различать близко звучащие, но разные по значению слова(ком – дом, колено – полено, лиса – коса)

4 сл.Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.

Фонематическое восприятие – это умение определять количество слогов в слове, линейную последовательность звуков, а также  - умение определять позицию звука в слове .

(сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук  стоит в конце слова? Какой гласный в середине слова? – именно фонематическое восприятие  помогает ответить на эти вопросы)

5 сл.Фонематические представления – это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе  предшествовавших им ранее восприятий этих слов.

Фонематические представления – это умение подбирать  слова с   определённым  количеством  звуков, умение находить  картинки  с заданным количеством звуков,  придумывать  слова с заданным количеством звуков и слогов, умение составлять  слова из звуков (С, О, М)

У детей, с недостатками в развитии фонематического слуха отмечается снижение слухового внимания, искажённое восприятие как своей, так и чужой речи. Дети с трудом различают неречевые звуки, испытывают трудности по выделению и различению слов, близких по звуковому составу.Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произношение. Кроме того,  нарушение фонематического восприятия не даёт возможности детям овладеть в полной степени словарным запасом, грамматическим строем, а следовательно тормозит развитие речи в целом. Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление  еговысшей ступени – звукового анализа и синтеза. Недоразвитие фонематического восприятия приводит к тому,  что ребёнок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе овладения грамотой, письмом и чтением, и как следствие – программой начального обучения в школе.Поэтому работа по устранению недоразвития фонематического восприятия  должна начинаться в дошкольном возрасте.

Существует  6  этапов формирования фонематического восприятия.

6 сл. Этапы развития фонематического восприятия

1.  Узнавание неречевых звуков.

2.Различение одинаковыхзвукокомплексов по высоте, силе и тембру звучания.

3.Различение слов, близких по звуковому составу.

4. Дифференциация слогов.

5. Дифференциация фонем.

6. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

7 сл.Первый этап .УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ.

На первом подготовительном этапе,в самом начале работы, в процессе специальных игр и упражнений у детей развиваем  способность узнавать и различать неречевые звуки. На самых первых занятиях можно предложить послушать звуки за окном (что шумит? – деревья, дождь, что гудит? – машина, поезд). Затем можно предложить послушать какие звуки доносятся из соседней группы, из-за окна, из коридора?

Затем учим различать  звучащие предметы. Это могут быть музыкальные инструменты.«Угадай, на чём играю?»

На столе перед ребёнком несколько звучащих игрушек: бубен, колокольчик, барабан, мет аллофон, дудочка, погремушка. Предлагаем ребёнку послушать и запомнить  звучание каждого предмета. Затем, по мере усвоения,  ребёнку нужно только на слух, без зрительной опоры (закрыть ширмой) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество игрушек увеличивается постепенно, с трёх до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.

8 сл.Различение звучания разных  предметов.«Угадай, что это?»

Перед ребёнком 4 -5 предметов (металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка), при постукивание о которые можно услышать разные звуки. Начинать необходимо с двух контрастных звучаний при зрительной опоре (о металл и дерево). Позже добавляем 3-й и 4-й предметы. Когда ребёнок научится улавливать и различать характер звучания предметов – ставим ширму,  и он на слух определяет звучание данных предметов. Проводим упражнение, пока у ребёнка не выработается стойкая дифференциация звуков.

9 сл.Определение действий с предметами«Угадай, что я делаю?»

Перед ребёнком знакомые предметы: ножницы, бумага, карандаш, два стакана, один из них с водой, другой – пустой. Взрослый выполняет действия, а ребёнок со зрительной опорой должен объяснить, что делает взрослый. Затем ставим ширму. Взрослый выполняет действия (стучит карандашом, переливает воду, режет бумагу и т.д.). После каждого произведённого действия ребёнок должен  рассказать о нём, в силу своих речевых возможностей, максимально подробно.

Самый сложный вариант работы на данном этапе  – воспроизведение ритма.

Сл. 10«Дятел»

Упражнение направлено на воспроизведение ритмического рисунка при отхлопывании, отстукивании. Длительность звучания можно обозначить кружочками или полосками. Длинный звук – большой кружок, короткий – маленький.  Либо длинная и короткая полоски бумаги.  Даются ритмические рисунки в порядке усложнения (отстучать самые простые варианты)

На первом этапе работы можно использовать также и интерактивные игры

Игру представляет Татьяна Николаевна Дементьева

11 сл.    2 этап. Различение  одинаковыхзвукокомплексов по высоте, силе и тембру звучания

На протяжении данного этапа учим детей различать слова по высоте, силе и тембру звучания, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания, слова. Развитию этих умений помогут такие игры:

«Три медведя»      

Сл. 12Д/И«Узнай по голосу»      

Сл. 13   3 этап .Различение слов, близких по звуковому составу

Данный  этап работы начинается с игр и упражнений на различение слов, близких по звуковому составу

Можно поиграть в такие игры  «Подними сигнал» (БАНА – БАВАН – ДАВАН – БАНАН);  «Похожи – непохожи» (ПЕНЬ – ДЕНЬ, М АЙКА – БАЙКА, ТОПОТ – КУБИК), «Найди неправильное слово» (ОТРУГАЛА МАМА ЗАЙКУ – НЕ НАДЕЛ ПОД СВИТЕР ГАЙКУ)

«Дополни стихотворение»  (Я)

Предлагаем ребёнку дополнить стихотворение подходящим по смыслу словом, выбрав его среди слов, близких по звуковому составу.  В качестве опоры можно использовать картинки.

Я тебе задачу дам всё расставить по местам

Ребёнку предлагаются картинки: дом, снежный ком, гном, сом

Что скатали мы зимой? (ком) Что построили с тобой? (дом) На крючок в реке попал? (сом)

Он из сказки, хоть и мал… (гном)

Сл. 14           Я ещё задачу дам – всё расставить по местам

Картинки: сетка, клетка, метка, ветка

Вот печать на простыне (метка) Зеленеет на окне (ветка) волейбольная висит (сетка) канарейка в ней сидит (клетка)

Сл. 15Я опять задачу дам всё расставить по местам

Картинки: каток, поток воды, венок, моток ниток

Что стащил игривый кот? (моток) Детям мамочка плетёт? (венок) С гор спускается, течёт (поток)что за скользкий, ровный лёд? (каток)

Сл. 164 этап. Дифференциация слогов

К данному этапу работы дети уже достаточно подготовлены, чтобы различать слоги.Игры и упражнения представляют Светлана Николаевна и Татьяна Николаевна

Сл. 175 этап. Дифференциация фонем

На данном этапе дети учатся различать фонемы родного языка

Игры и упражнения:«Поймай звук»  

проиграть с аудиторией ( звук из ряда, из слогов, и з слов)

Сл. 18«Подними символ звука»  

Этап шестой. Задача последнего этапа – развитие навыков звукового анализа и синтеза

Т.О. правильное развитие Ф слуха и Ф восприятия лежит в основе безошибочногоусвоения чтения и письма в процессе школьного обучения.

Основные компоненты  обучения грамоте:

1.Формированиезвуковой стороны речи

(ребёнок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонетических групп)

2. Формирование фонематических процессов.

(умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка)

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу.

(выделять начальный ударный гласный из состава слова, первый и последний согласный, знать и дифференцировать такие понятия, как «звук», «слог», «слово», «предложение», гласные-согласные звуки, твёрдые-мягкие, глухие-звонкие согласные, умение работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой)

Работа по подготовке к обучению грамоте проводится в несколько этапов

  1. этап. Подготовительный

1 Узнавание неречевых звуков. («Угадай, что звучит?»)

2 Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру («Угадай кто позвал?», «Узнай по голосу», «Кто как кричит»)

3Различение слов, близких по звуковому составу («Красный – зелёный», «Повтори за мной», «Подбери рифму»)

4Дифференциация слогов («Скажи как я», «Глухой – звонкий», «Послушай и повтори»)

5Дифференциация фонем («Поймай звук», «Повтори звуки»)

На этом этапе работы даём понятие «звук» и проводим работу по обучению деления слов на слоги (части). Используем  речевой материал по лексическим темам.

Предлагаемые игры и упражнения:

«угадай, что звучит?», «Где звучит колокольчик?», «Тихо-громко», «Далеко-близко», «Кто сказал?»

2этап  Знакомство с гласными  звуками

Гласные звуки: А, У, И, О – звуки первого ряда

Знакомство со звуком начинаем с соотнесения звука со зрительным образом (А-А-А-А – плачет малыш – показ картинки плачущего малыша). Как плачет малыш? – дети повторяют. Смотрят в зеркала и уточняют, что делают губы, зубы, язычок при произношении звука А, используем символ звука А – кружочек большого размера ( либо красный кружочек с ноткой). Говорим, что при произношении звука А работает моторчик, губы раскрыты, зубы разомкнуты, ветерочек свободно выходит из ротика.

Порядок работы над гласными звуками:

 - выделение звука из ряда гласных;

 - выделение звука из ряда слогов;

 - выделение звука из слов;

 - выделение звука из текста.

На этом этапе работы  учим определять позицию звука в слове (начало, конец, середина). Примеры: Утёнок гуляет, Звуковая птичка, Карточки с цветочками, Звуковой домик.

Предлагаемые игры:

«Узнай звук» - по беззвучной артикуляции дети узнаю гласный звук.

«фотография звука» - взрослый произносит звук, дети соотв фотографию и наоборот.

«Назови слово» - слова начинающиеся на заданный звук, ударная позиция.

«Подари  картинки» - Оле, Ире, Ане, Уле.

  1. этап Знакомство с согласными звуками

рекомендуется начинать со звуков М, Н, т. к их артикуляция резко отличается от артикуляции гласных.

При знакомстве даётся характеристика каждого звука, опираясь на тактильный, слуховой и зрительный анализатор. Дети усваивают, что звук можно слышать, артикуляцию можно видеть и почувствовать. Произнося звук выясняем, что воздух встречает преграду и даётся понятие «согласный» звук. Подкрепляем символом синего цвета.

Звонкость – глухость используем приём горлышка и подкрепляем символами (колокольчик и перечёркнутый колокольчик), можно другой приём – зажать руками уши.

Твёрдость – мягкость обращаем внимание на губы – мягкий – губы слегка улыбаются, а твёрдый – напряжены.

Затем проводится работа по дифференциации звуков. Даём сравнительную характеристику звукам по артикуляционным и акустическим признакам.

Ведется работа по звуковому анализу слов. Рекомендуется начинать с обратных слогов имеющих значение (УМ, ОН, АМ)

Прямые слоги (МУ, НА, НО)

Односложные слова без стечения согласных тоже имеющих значение (ДОМ, ДЫМ, КОТ)

Двухсложные слова с прямыми открытыми слогами (КИНО, ВАТА)

Односложные  слова со стечением согласных (СТОЛ, КРОТ)

Двухсложные слова со стечением согласных (СКАЛА)

Трёхсложные слова с прямыми открытыми слогами (МАЛИНА)

Слова для звукового анализа желательно брать из изучаемой лексической темы.

  1. этап. Знакомство с буквой.

Буква произносится как звук.

Здесь учим правило: «Звуки мы слышим и произносим, а букву видим и пишем».

Помогаем запомнить букву через ассоциации ребёнка (на что похожа буква?) Принимаются все варианты и свой вариант. Затем рассматриваются элементы буквы, их количество. Чтение стихотворения про букву. Можно написать букву в воздухе, на столе, на руке, выложить из палочек, из шнурочка, мозаики, пуговиц и т.д..

В современной литературе представлены  разные методики и технологии обучения грамоте (Д.Б, Эльконин, Т.А. Ткаченко, Г, А. Каше, В.Н, Зайцев и т.д.) И педагоги вправе выбирать ту или иную методику, учитывая особенности развития каждого ребёнка, его возможности и способности.

К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звукослоговое  строение слова»

Как показывает практика, знание ребёнком букв ещё не позволяет ему овладеть навыками слитного чтения. Один ребёнок может последовательно назвать буквы, но не может прочитать слово, другой наоборот, читает слово, но не может объяснить, что оно обозначает. Большинство детей не дифференцируют понятия гласный – согласный звук, не могут определить их последовательность,  количество и местоположение в слове.

Следует помнить, что навык,  чтения формируется у ребёнка только после овладения им навыками звукового анализа и синтеза. Ребёнок должен усвоить, что предложения состоят из слов, слова  из слогов и звуков, расположенных в определённой последовательности, он должен уметь выделять начальный гласный из состава слова, первый и последний согласный звук в слове, он должен понимать и дифференцировать понятия «Звук», «Слог», «Слово», «Предложение»; он должен уметь работать со схемой слова,  дать характеристику звуку, уметь работать с  разрезной азбукой, владеть навыком послогового чтения, т.е. у ребёнка должен быть сформирован фонематический слух и на его основе фонематическое восприятие.

Направления работы по подготовке к обучению грамоте

  1. Ознакомление со словом

(вычленение слова, как самостоятельной единицы из потока речи)

  1. Ознакомление с предложением

(выделение его как смысловой единицы из речи)

  1. Ознакомление со словесным составом предложения
  2. Ознакомление со слоговым строением слова

(членение слова  на части и составление слов из слогов)

  1. Ознакомление со звуковым строением слова

(формирование навыков звукового анализа и синтеза, определение количества  и последовательности звуков (фонем), составление слов с определёнными звуками, обучение  проведению звукового анализа.

Работа по обучению грамоте проводится в несколько этапов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

выступление на семинаре из опыта работы по развитию речи дошколҗников...

Семинар для воспитателей "Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"

Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к четырем годам. Именно период с четырех до пяти лет считается периодом «языковой одаренности», когда дети особенно вос...

Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста

Данная консультация окажет помощь родителям в подготовке детей к обучению грамоте....

Мастер класс для воспитателей "Интерактивная игра как средство при подготовке обучению грамоте детей дошкольного возраста".

Интерактивное оборудование активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Сейчас в дошкольных образовательны...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим ...