Самообразование "Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
проект на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 87 комбинированного вида»
Индивидуальный план по самообразованию.
Ф.И.О. Ахметшина Ляйсан Габделкадимовна
Образование: высшее. Татарский государственный гуманитарный институт, специализация: Английский язык, 2004г.
Профессиональная переподготовка: НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования», 2015 г., «Организация и методика дошкольного образования», 510 часов.
Индивидуальная тема самообразования
«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности».
Когда начата работа над темой 01.09.2015г.
Когда предлагается закончить 25.05.2017г.
Цель: Развитие художественно-творческих способностей дошкольников
в театрализованной деятельности.
Комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:
Социально-коммуникативное развитие
• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
• воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
• развитие эмоций;
• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.
Познавательное развитие
• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);
• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
Речевое развитие
• содействие развитию монологической и диалогической речи;
• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;
• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);
Художественно-эстетическое развитие
• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
• развитие воображения;
• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
• создание выразительного художественного образа;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие
• согласование действий и сопровождающей их речи;
• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
• выразительность исполнения основных видов движений;
• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
- План работы над темой:
«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности».
Этапы | Содержание работы | Сроки |
1. Организационно-ознакомительный (диагностический) | - постановка проблемы - подбор и изучение литературы по проблеме - определение целей и задач работы над темой - планирование работы по самообразованию | сентябрь 2015г.- октябрь 2015г. |
2. Основной (практический) | - теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов) - практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами, участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования. | ноябрь 2015г.-март 2017г. |
3. Заключительный (обобщающий) | - подведение итогов - оформление результатов работы по теме самообразования - представление материалов - использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы - распространение | апрель 2017г.- май 2017г. |
Литература по теме самообразования:
Время работы с материалами | Автор, название. | Источник (сайт, издательство, год издания) | Результат |
в течение года | Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников» | М., «Академия», 2007 | изучила |
в течение года | Е.А. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду». | М., «Сфера» 2005 | изучила |
в течение года | М.Д. Маханева, С.В. Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет». | М., «Сфера», 2010 | изучила |
в течение года | Е.В. Мигунова «Организация театрализованной деятельности в детском саду». | Великий Новгород, 2006. | изучила |
в течение года | Э.Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» | «Владос», 2003 | освоила |
в течение года | «Хрестоматия. Младшая группа детского сада» «Хрестоматия. Средняя группа детского сада» | М., РОСМЭН, 2015 | используется регулярно в педагогичес-кой практике |
в течение года | М.Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду» | «Сфера», 2008 | изучила |
в течение года | Н.Б. Улашенко «Организация театрализован-ной деятельности. Младшая группа» | «Корифей», 2009 | изучила |
в течение года | Журнал «Дошкольное воспитание» | 2015-2016гг. | просматрива-ется ежемесячно |
в течение года | Социальная сеть работников образования | nsportal.ru | просматрива-ется еженедельно |
в течение года | Образовательные проекты для дошкольников | covenok.ru/kids/ detsad | просматрива-ется еженедельно |
в течение года | Международный образовательный портал | maam.ru | просматрива-ется еженедельно |
в течение года | Сайт для воспитателей детских садов | vospitatelyam.ru | просматрива-ется еженедельно |
в течение года | Сайт для воспитателей и педагогов | dohcolonok.ru | просматрива-ется еженедельно |
О.А. Шиян «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке» | усваивается | ||
Л.Н. Вахрушева «Познавательные сказки для детей 4-7лет» | «Сфера», 2016 | усваивается | |
И.Б. Кочанская «Полезные сказки» | ТЦ Сфера, 2016 | усваивается |
Творческое сотрудничество: 2015-2016 гг.
Презентация: «Театрализованная деятельность в детском саду».
Проект: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности» (см. Приложение 1)
Практический выход: компьютерная презентация.
Изучение передового опыта, где и когда выступал со своим опытом:
- Выступление по теме «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности»
на заседании методического объединения. 2016г.
- Показ театрализованной деятельности «Тузганаклар оча…» (Республиканский уровень) 2016г.
- Участие в конкурсе «Яшь артист». 2016г.
- Проведение совместного с родителями театрализованного праздника « Грачиная каша» в ДОУ. 2016г.
- Показ театрализованной деятельности в ДОУ. 2016г.
Выводы по окончанию работы:
II. Поэтапно – творческий перспективный план
по теме самообразования
«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности».
Вторая младшая группа.
2015-2016 учебный год.
Сентябрь
Название | Задачи | Материал и оборудование | Краткий план | Литература |
Знакомство | Вызвать интерес к театрализованной деятельности; развивать эмоционально-чувственную сферу детей, побуждая их к выражению свих чувств, у общению; учить вслуши-ваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выра-зительными движениями под музыку; активизировать речь. | Декорация осеней полянки (деревья, цветы); шапочки цветочки; театральная кукла Мышка; зерна; муляжи пирожков. | 1.Путешествие на «осеннею полянку». 2. Разминка. 3. Игра «Поздоровайся». 4. Инсценировка «Мышка-норушка» (показывает воспитатель). | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Теремок | Научить выражать эмоции через движение и мимику; познакомить со сказкой «Теремок»; побуждать к ак-тивному восприятию сказки; учить внимательно, слушать сказку до конца и следить за развитием сюжета; активизировать словарный запас. | Ширма- норка мышки; театральные куклы (мышка, лягушка, лиса, заяц, волк, медведь) и декорации для сказки (теремок) | 1.Приглашение детей в гости к мышке – норушке. 2. Хоровод – игра «Мыши на лугу». 3. Настольный театр «Теремок» (показывает воспитатель). 4. Прослушивание русской-народной мелодии «Уж вы, сени». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Сказка на столе | Способствовать развитию памяти, побуждать к высказыванию о понравившемся спектакле, учить выразительной интонации, дать пример элементарного кукловождения. | Куклы и декорации к сказке «Теремок» | 1.Вспомнить с детьми сказку. 2. Показ воспитателем действий с куклами. 3. Беседа по сказке. 4. Игра «Мыши на лугу». 5. Прослушивание спокойной «осеней» музыки. | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Выйдем в сад. | Учить красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения; учить ощущать мышечную свободу, расслабленность; побуждать к звукоподражанию экспериментировать со звуками. | Декорация осеннего сада; музыка птиц в записи. | 1. Приглашение детей в «осенний сад. 2. Игра- импровизация «Листочки в саду». 3. Имитация детьми щебета птиц. 4. Игра – разминка для голоса «Птички». 5. Беседа о том, что увидели в осеннем саду. | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Октябрь
В гостях у сказки | Дать представления об урожае зерна; познакомить с сказкой «Колосок»; дать оценку нравственным поступкам и поведению героев ( петушок- любит трудиться, мышата – ленивые, непослушные); познакомить с кукольным театром (бибабо); активизировать речь. | Ширма; куклы бибабо, (две мышонка, петушок) и декорации; атрибуты (мешок с зерном, горшок с привязан-ной к крышке лягушкой, де-ревянные ложки) | 1. Воспитатель приглашает детей в поле на прогулку. 2. Беседа о мышке, которая сделала запасы на зиму. 3. Сказка про мышат и петушка. (показывает воспитатель). 4. Сюрпризный момент. | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников» |
По следам сказки | Учить вспоминать знакомую сказку, отвечать на вопросы по ее сюжету, характеризовать героев; сооб-ща вместе с воспитателем пересказывать сказку, показывая характер героя при помощи интонации. | Куклы театра бибабо. | 1. Беседа по сказки «Колосок». 2. Дети вместе с воспитателем пересказывают сказку «Колосок», водят кукол эпизодически. 3. Игра «Мыши на лугу». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников» |
Овощи на грядке. | Дать представление о урожае овощей; побуждать детей к выражению образов героев в движении, мимике, эмоциях; учить импровизировать под музыку; учить координации движений; дать заряд положительных эмоций. | Шапочки овощей (морковь, капуста, свекла, перец, лук) для подвижной игры. | 1. Беседа о том, что созревает на полях и в садах. 2. Хороводная игра «Огород наш хорош». 3. Этюд – импровизация «Овощная история». 4. Хоровод «Овощная песенка». 5. Заключительная беседа о умении дружить. | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
В огороде заинька | Вовлекать детей в игровую ситуацию, создать положительный эмоциональный настрой, дать пример диалога с героем; учить детей ориентироваться в пространстве, выполняя не сложные движения. | Костюм зайца; муляжи капусты; подарки для детей – очищенная свежая морковь. | 1. Беседа об осени. 2. В гости к зайцу. 3. Беседа с зайцем. 4. Игра «В огороде заинька». 5. Сюрпризный момент. | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Ноябрь
К бабушке в деревню | Вовлечь детей в игровой сюжет; активизировать слуховое восприятие; побуждать к двигательной и интонационной имитации; учить действовать импровизационно, в рамках заданной ситуации; учить действовать с воображаемыми предметами. | Декорации деревенского быта: дом, бабушки, курятник, и его обитатели(игрушки: петушок, курочка, цыплята,); огород (грядки с зеленью и овощами); игрушка козочка, игрушка щенок. | 1. В гости к бабушке в деревню. 2. Беседа с бабушкой о козе, собачке. 3. Игра «Дружок». 4. Этюд «Курочка, цыплята и петушок». 5. Дети едут на поезде домой. | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Везет, везет лошадка | Расширять круг действий с предметами; побуждать к звукоподражанию; упражнять в имитации; учить переключаться с одного действия на другое; давать возможность проявлять себя индивидуально в общей игре. | Игрушка лошадка; инструменты детского шумового оркестра. | 1. Чтение стихотворения А. Барто «Лошадка». 2. Игра с лошадкой. 3. Разминка для голоса «И-го-го!». 4. Игра-оркестр «Музыка для лошадки». 5. Музыкально-ритмические движения «Лошадки скачут». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Наступили холода | Дать представление о «холодном» настроении в музыке и побуждать эмоционально на него отзываться; упражнять в звукоподражании; учить выразительной артикуляции; побуждать к участию в играх-драматизациях. | Игрушка саночки; шапочка для героев игры-драматизации Вани и Тани. | 1. Беседа об осени. 2. Игра-разминка «Холодок». 3. Этюд-упражнение «Как воет ветер». 4. Игра-драматизация «Сыпал беленький снежок». 5. Песня про снежок (по выбору воспитателя). | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Козочки и волки | Учить восприятию сюжета игры; побуждать к участию в игровом сюжете; упражнять в звукоподражании; учить детей взаимодействовать друг с другом в игре; учить выразительно двигаться в подвижной игре. | Декорации заснеженного леса; костюмы героев (дед Матвей, козочка Мила); колокольчик козочки; шапочки козлят и волков для подвижных игр. | 1. Под русскую народную мелодию «Полянка» дети пляшут, используя знакомые плясовые движения. 2. Приходит в гости дед Матвей, беседа. 3. Игра-разминка «Козочка, ау!» 4. Игра «Отгони злого волка». 5. Игра «Козочки и волки». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Декабрь
Сказка- ложь, да в ней намек | Учить внимательно, вслушиваться в рассказ воспитателя и отвечать на вопросы по его сюжету. | Книга со сказкой «Козлятки и волк» (в обработке А. Толстого). | 1. Беседа. 2. Чтение сказки «Козлятки и волк». 3. Беседа. 4. Игра «Козочки и волки». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
В театре кукол | Знакомить с искусством театра; дать представление о его атрибутике (афиша, зрительный зал, билеты), учить правилам поведения в театре; учить настраиваться на восприятие сказки с первых звуков музыкального вступления, внимательно слушать сказку; учить рассказывать о своих первых впечатлениях сразу по окончании спектакля. | Ширма; куклы (коза, семеро козлят, волк); декорации (задник «Лес и деревня», дом козы, куст) и атрибуты (корзина для козы). | 1. Беседа о театре. 2. Кукольный спектакль «Козлятки и волк». (коза, волк, ведущий-взрослые; козлята-дети). | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Зима пришла | Развивать воображение и ассоциативное мышление детей; учить высказываться; учить выразительно двигаться под музыку, ощущая ее ритмичность или плавность звучания. | Музыкальные записи (для композиций «Саночки летят», «Танец гномов», «Кто за елкой?», «Катание на саночках», «Игра в снежки»); искусственные едки-декорации; костюмы гномов. | 1. Беседа о зиме. 2. Под музыку «Саночки» проводиться двигательная импровизация «Саночки летят». 3. Приехали в гости к гномам. 4. Танец гномов. 5. Игра «Кто за елкой?». 5. двигательная импровизация «Катание на санках», «Игра в снежки». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Новогод-нее приключе-ние | Порадовать детей, создать сказочную атмосферу занятия; расширить круг воспринимаемых музыкально-драматических образов; побуждать к двигательной активности. | Костюм Снегурочки; волшебный клубочек; шапочки белок для подвижной игры. | 1.Беседа о новогоднем празднике. 2. Дети отправляются в гости к Снегурочке. 3. Игра «Беличий хоровод». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Январь
Снегурочки и синички | Дать представление о жизни птиц зимой; формировать участливое отношение к зимующим птицам; учить воплощаться в роли и ролевому поведению; использовать звукоподражание в ролевом поведении. | Декорации заснеженной лужайки; шапочки снегирей и синиц; кормушки; зерно. | 1. Приглашение детей на «зимнюю прогулку». 2. Дети танцуют под музыку птиц. 3. В гости приходят снегирь и синичка. 4. Проводится кукольный театр на палочке. 5. Игра-разминка для голоса «Птички». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Уборка леса | Порадовать детей; вовлечь в веселую игру; учить переключаться с движения на пение и обратно; координировать действие и слово; учить двигаться в соответствии с ритмическими особенностями музыки; учить четко произносить слова. | Музыкальные записи (для композиций («Уборка леса»); лопата, скатерть-самобранка; костюм Лесовичка; веник; сервировка для чая. | 1. В гости Лесовичку. 2. Игра-разминка «Уборка леса». 3. Угощение на скатерти самобранке. | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Зайцы на полянке | Побуждать к образному воплощению роли; учить выразительно двигаться; дать интонационно-образное представление о сказке «Заяц-Хваста»; учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах. | Декорации снежной полянки; шапочки зайцев для подвижной игры; книга со сказкой «Заяц-Хваста» в обработке А. Толстого. | 1. Дети в шапочках зайцев идут на «снежную полянку». 2. Игра «Зайкины лапки». 3. Чтение сказки «Заяц-Хваста». 4. Беседа по сказке. 5. Этюды «Зайцы веселятся», «Зайцы увидели охотников». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Мороз- Красный нос | Порадовать детей; вызвать эмоциональный отклик на игру; приобщать к инсценировке песни; ввести в волшебный мир театра; познакомить со сказкой «Заяц-Хваста»; учить внимательно слушать сказку. | Музыкальные записи (для композиций «Зимний лес», «Дед Мороз», к сказке «Заяц-Хваста»); декорации к сказке «Заяц-Хваста» (задник «Лес и деревня», береза). | 1. Под музыку дети едут «зимний лес». 2. Под грозную музыку входит Дед Мороз. 3. Игра «Заморожу». 4. Песенка-игра «Мы поиграем немножко». 5. Кукольный спектакль «Заяц-Хваста». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Февраль
На дворе метель метет, у печки-жарко. | Приобщать детей к русской национальной традиции; учить инсценировке; учить взаимодействовать друг с другом в игровом сюжете. | Декорация русской избы (половички, веник, почка. Чугун, ухват, стол, самовар, чашки, лавочки); народные костюмы; сервировка для чая; подарки для детей (лепные лошадки, мягкие игрушки зайки и цыплята). | 1. В гости в горницу. 2. Инсценировка «Во светлице». (Ульяна- воспитатель, остальные роли - дети). 3. Хоровод «Утушка луговая». 4. Сценки «Свинка Ненила», «Две вороны». 5. Загадки. 6. Инсценировка «Гости прощаются». 7. Итог занятия. | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Дуют ветры в феврале | Рассказать об армии; показать солдат как защитников; вовлекать в ролевую игру; учить ритмично двигаться в соответствии с ритмом стиха и музыки; упражнять в звукоподражании; учить выполнять правила. | Игрушки солдатики; костюмы (моряка, танкисты, летчики); музыкальные записи (Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковский, записи для выхода моряка, танкиста, летчика). | 1. Беседа о солдатах. 2. Дети шагают под музыку «Марш деревянных солдатиков». (П.И. Чайковский). 3. Игра «Солдатики». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Знакомые сказки | Вызвать положительный настрой на театрализованную игру; активизировать воображение детей; побуждать эмоционально откликаться на предложенную роль. | Диск для игры, юла; шапочки для героев сказок; фланелеграф и картинки для сказки; кукла бибабо Петушок. | 1. Игра «Путешествие по сказкам». 2. Сценка «Мама коза приходит домой». 3. Игра-инсценировка по сказке «Колосок». 4. Сценка из сказки «Заяц-Хваста». 5. Сценка по сказке «Теремок». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Ловкий мышонок | Дать прикладное понятие о колыбельной; приобщить детей к колыбельной песне; будить воображение детей; познакомить со сказкой В. Бианки, учить отвечать на вопросы по содержанию; вовлечь в игровой сюжет; учить самостоятельно действовать в игре. | Книга со сказкой В. Бианки «Лис и мышонок»; шапочки и лиса и мышат; мягкие игрушки (лис, мышонок); колыбелька для мышонка. | 1. В гости приходит мышонок. 2. Песенка для мышонка. 3. Рассказывание сказки В. Бианки «Лис и мышонок». 4. Игра «Мышиная зарядка». 5. Подарки детям. | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность до-школьников». |
Март
У куклы Кати день рождения | Дать представление о том, как вести себя на дне рождения; побуждать детей к активности и инициативности; вызывать положительные эмоции; способствовать импровизации; учить вступать в игре в диалог. | Куклы; сервированный игрушечный стол; подарки для танцев (гномов, снежинок). | 1. В гости к кукле Кате. 2. Дети показывают концерт для куклы. 3. Игра «Хозяйка и гости». 4. Танец с куклами. | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Кошка и ее котята | Познакомить со сказкой «Кошка и котята» и театром на фланелеграфе; развивать сопереживание; учить внимательно, слушать сказку; учить отвечать на вопросы по ее содержанию. | Фланелеграф; картинки для театра (котята, кошка, пес, будка, миска с молоком). | 1. Сказка на фланелеграфе «Кошка и котята». 2. Беседа по сказке. 3. Песня «Кошка» муз. А. Александрова. | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Мамины детки | Развивать сопереживание, чуткое отношение к другому; учить показывать сказку на фланелеграфе; учить пересказывать содержание знакомой сказки; дать заряд положительных эмоций в этюдах и играх; побуждать к воплощению в игровой образ. | Мягкая игрушка кошка; фланелеграф и картинки к сказке «Кошка и котята»; шапочки кошек для подвижной игры. | 1. Песенка «Кошка» для кошечки. 2. Дети рассказывают сказку «Кошка и котята» на фланелеграфе. 3. Этюды «Котята просыпаются», «Котята резвятся», «Котята охотятся за мышкой». 4. Хоровод-игра «Как кошки расплясались». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Путешест-вие на автобусе | Учить детей вступать во взаимодействие в сюжетно-ролевой игре и распределять роли; развивать двигательную активность детей; учить внимательно слушать сказку, следить за сюжетом; дать представление о театре игрушек на ковре. | Атрибуты для сюжетно-ролевой игры (прилавок с товаром, коляски с куклами и мишками); оборудование для театра игрушек (игрушки лис и мышонок, кроватка, миска с крупой, игрушечный лес, зеркальце). | 1. Путешествие на автобусе в деревню. 2. Сказка «Лис и мышонок». (театра игрушек). 3. Беседа по сказке. 4. Игра «Мыши делают зарядку». 5. Едим домой. | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Апрель
Корзина с подснеж-никами | Порадовать детей и вовлечь их в игровой сюжет; побуждать детей к двигательной импровизации; активизировать их слуховое внимание и восприятие; учить самостоятельности в ролевом поведении; прививать эстетический вкус. | Декорации снежной полянки, белые накидки для снежинок; шапочки зверей для подвижной игры; костюм Лесной Феи. | 1. Дети идут на «заснеженную полянку». 2. Игра- импровизация «Снежинки». 3. Игра-хоровод под сосной. 4. Тане с подснежниками. | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Шутки и потешки | Приобщить детей к русской народной традиции; показать возможности лепной свистульки; познакомить со сказкой в театре лепной игрушки; побуждать детей к ролевому воплощению; учить отчетливо и эмоционально говорить прибаутки и потешки. | Декорации русской избы; лепные свистульки для театра игрушек (барашек, лошадка, птичка); русские костюмы для детей и взрослых. | 1. В гости в избу. 2. Сказка в театре лепной игрушки «Лошадка –златогрива и баран-круторог». 3. Пляска под рус. нар. мелодию «Как под горкой, под горой». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Ладушки | Приобщать детей к русской национальной традиции; упражнять в пальчиковой гимнастике; учить отчетливо проговаривать слова в потешках; включать детей в игровой сюжет; вызвать положительный эмоциональный отклик на произведения фольклора; порадовать детей. | Шапочка лисы (для взрослого); мягкая игрушка лисенок; детские игрушечные плита, кастрюля, сковорода; лапти. | 1. Приходит в гости лисенок. 2. Пальчиковая гимнастика «Шли лисята по дорожке», 3. Песенка- игра «Ладушки». 4. Рус. нар. прибаутка «Лиса по лесу ходила». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Весна на улице | Развивать эмоционально-чувственную сферу детей: учить откликаться на звуки и интонации в музыке, слушать контрастный интонации в речи; побуждать к двигательной активности; проявлять самостоятельность в выборе и исполнении роли; упражнять в звукоподражании. | Декорации весенней лужайки; ваза с цветами; шапочки цветов для подвижной игры; фонограмма «Звуки леса»; музыкальные записи для этюда и танцев птичек и цветов. | 1. Беседа о весне. 2. Прослушивание фонограммы пения птиц. 3. Игра-разминка для голоса «Птички». 4. Этюд –игра «Цветы на полянке». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Май
Такие разные дожди | Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку: слуховые представления, ритмическое и ладово-интонационное чувство детей; упражнять в пальчиковой гимнастике; учить ролевому воплощению; учить отчетливой и выразительной речи; порадовать детей. | Музыкальные записи для игр и этюдов; султанчики для игры в дождик; зонтики. | 1. Пальчиковая игра-гимнастика «Пальчики гуляют». 2. Беседа о дождях. 3. Приходят в гости дожди (озорник, ленивец). 4. Игра «Дождливо-солнечно». 5. Игра «Прогулка под дождем». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Вспомни сказку | Будить воображение детей; развивать память; вызывать ассоциации; учить пересказывать сказку с помощью предметов (игрушек); учить отвечать на вопросы по содержанию сказки; развивать эмоциональную сторону речи детей; создавать эмоционально- положительный настрой на сказку. | Мягкие игрушки (кошки, лис); лепные игрушки (свистулька лошадка, свистулька барашек, свистулька птичка); шапочка мамы-кошки (для взрослого); шапочка мышонка (для ребенка). | 1. Путешествие в магазин игрушек. 2. Сценка по сказке «Кошки и котята». 3. Сценка по сказке «Лис и мышонок». 4. Сценка по сказке «Лошадка-златогривка и баран-круторог», | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Дедушка Ежок | Порадовать детей; создать эмоционально-положительное отношение к произведениям малых фольклорных форм; научить детей выступать перед сверстниками; развивать эстетический вкус; побуждать к импровизации; познакомить со сказкой «Как ежик друга нашел». | Мягкие игрушка еж; куклы театра бибабо (еж, белка, заяц). | 1. В гости к детям приходит дедушка Ежок. 2. Рус. нар. песенка –игра «Дедушка Ежок». 3. Кукольный театр «Как ежик друга нашел». 4. Вопросы по сказке. | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Выходи на зеленый лужок | Порадовать детей; вовлечь в игру; учить действовать в игре группой и по одному; учить выразительно двигаться под музыку в соответствии с текстом; будить воображение детей; побуждать к двигательной активности. | Музыкальные записи (народных мелодий, звуков леса); корзинки; султанчики, накидки для ручейков. | 1. Прогулка по «зеленому лужку». 2. Песня-игра «По лугу». 3. Песня- этюд «Ручейки». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Средняя группа.
2016-2017 учебный год.
Сентябрь
Название | Задачи | Материал и оборудование | Краткий план | Литература |
Кончилось лето | Собрать детей вместе после летнего перерыва; порадоваться теплой встрече; активизировать слуховое восприятие; учить разыгрывать знакомую сказку в настольном театре; учить входить в роль. | Небольшой мяч; волшебный мешочек; фанерные фигурки театра к русской народной сказке «Колобок»; элементы костюма колобка. | 1. Беседа о лете. 2. Игра «Воспоминание о лете». 3. Игра – разминка «Познакомимся». 4. Игра – спектакль «Колобок» (настольный театр фанерных фигур). 5. Игра «Встреча с колобком». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Долгий вечерок | Приобщить детей к народной традиции; познакомить со сказкой «Кочеток и курочка»; заинтересовать детей театром картинок; учить запоминать сказку; развивать воображение детей. | Декорации русской избы; колыбелька с куклой- младенцем; русские народные костюмы (для детей и взрослых). | 1. Дети приходят в гости к Марье. 2. Театр картинок «Кочеток и курочка». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
На озере | Порадовать детей эмоционально- игровой ситуацией, вызвать желание играть; учить выступать в ролях перед сверстниками; побуждать к двигательной импровизации; учить выразительно произносить стихотворный текст, действовать с воображаемыми предметами. | Удочки, ведра, кепки в народном стиле для рыбаков, платочек для хозяйки; шапочки кота; шапочки ершей; муляж рыбы ерша. | 1. Путешествие на «озеро». 2. Игра «Поймаем рыбку». 3. Сценка «Рыбаки». 4. Игра – хоровод «Ерши – малыши». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
В нашем саду | Дать представление об урожае плодов в саду; побуждать детей к самовыражению в художественных образах; развивать артистические способности и двигательную активность детей; познакомить со сказкой «Фруктовый спор»; учить отвечать на вопросы по содержанию сказки. | Декорации фруктового сада (деревья: яблони, груши, сливы, вишни, виноград); корзина. | 1. Путешествие в «осенний сад». 2. Игра «В нашем саду». 3. Прослушивание сказки «Фруктовый спор». 4. Беседа по сказке. | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Октябрь
Овощной базар | Вовлечь в игровой сюжет; учить взаимодействовать с партнёром в сюжетно- ролевой игре; учить выражать эмоции в роли; способствовать выразительности интонации речи. | Корзины с овощами для украшения стола; шапочки овощей для игры (лук, помидоры, свекла, капуста); шапочки овощей для инсценировки. | 1. Беседа о урожае. 2. Игра «Продавцы - покупатели». 3. Игра хороводная «Веселый огород». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
За орехами | Побуждать детей включаться в предложенный игровой образ; учить проявлять инициативу в игре, предлагать свои варианты интерпретаций небольших ролей; взаимодействовать в играх-драматизациях; учить использовать мимику, жест, позу, интонацию для создания образа роли. | Декорация берега озера; дерево орешина; элементы костюмы для участников сказки (курочка, кочеток, бояре, пастухи, козы, хозяйка, свинья, волк). | 1. Путешествие на «озеро». 2. Настрой на игру. 3. Хоровод – игра «Во поле орешина». 4. Игра – драматизация по сказке «Кочеток и курочка». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Улетели птицы вдаль | Учить детей выразительно играть роли в небольших сценках; учить взаимодействию в ролевой игре; развивать воображение детей в этюдах; вызывать эмоциональный отклик на музыкальные образы; познакомить со сказкой; учить понимать нравственную сторону поступков. | Шапочки птиц (утка, скворец); музыкальные записи (крик птиц, музыка полета); куклы перчаточного театра. | 1. Этюд «Журавли улетели». 2. Сценка «Птицы прощаются». 3. Сказка в театре перчаток «Как гуси на юг собирались». 4. Беседа. | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Игра в спектакль | Приобщить детей к драматизации; способствовать свободному пересказу знакомой сказки; учить готовить самостоятельно все необходимое для своего спектакля; учить партнерскому взаимодействию; воспитывать чувство коллективизма. | Подручные средства для импровизированного спектакля; мягкая игрушка гусь. | 1. Беседа. 2. Подготовка к спектаклю – импровизации. 3. Проведение спектакля. 4. Игра «Гуси лебеди». 5. Пляска под музыку. | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Ноябрь
Утки- беленькие грудки | Учить детей выразительно двигаться в соответствии с художественным образом; побуждать при помощи интонации выражать свои настроения; будить воображение детей; вызывать эмоциональный отклик на игровые ситуации. | Шапочки утят; костюм хозяйки; герои сказок (для викторины); театр картинок. | 1. В гости в деревню. 2. Игра – разминка «Веселые утята». 3. Игра – этюд «Утята сушатся на солнышке». 4. Этюд «Хозяйка и утки». 5. Викторина по сказкам. | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность до-школьников». |
Сказки лесного пня | Развивать воображение детей; побуждать к фантазированию; учить выражать свои фантазии в словах; настраивать на игровой сюжет; учить внимательно смотреть и слушать сказку; учить прослеживать сюжетные линии; учить четкости произношения в скороговорках. | Музыкальные записи (осенние пейзажи); ворох осенних листьев (из картона); пень, обросший цветами; куклы театра бибабо (девочка дедушка, бабушка, две подружки, медведь, волк, лиса). | 1. Прогулка по «осеннему лесу». 2. Настрой на двигательную импровизацию. 3. Кукольный спектакль (театр бибабо) «Девочка и леса». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Девочка в лесу | Развивать воображение детей; учить отвечать на вопросы по содержанию знакомой сказки; вовлекать в игровой сюжет; учить вступать в ролевой диалог с партнёром; учить | Мягкая игрушка лиса; кукла в народном костюме; шапочки для подвижной игры (лиса, волк, медведь). | 1. Сюрпризный момент. 2. Беседа по сказке «Девочка и лиса». 3. Игра – разминка «Аленушка и звери». 4. Рисование по сказке «Девочка и лиса». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Ставим спектакль | Научить детей оборудовать место для театрализованной игры; приобщать к творческой работе (осуждать замысел, атрибуты и др.); учить действовать фанерными фигурками, показывать при помощи интонации настроение героя; развивать речевые способности; учить выразительности исполнения роли. | Декорации для настольного театра (деревья, кусты, домик); фанерные фигурки персонажей (девочка, бабушка, дедушка, лиса, волк, медведь). | 1. Сюрпризный момент с медведем. 2. Этюд «Как медведя рассмешить». 3. Игра в театр «Девочка и лиса». 4. Беседа по сказке. | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Декабрь
Зимние забавы | Создать атмосферу волшебства, сказочности; учить детей придумывать игровые ситуации; развивать творческое воображение детей; порадовать и увлечь детей игровой ситуацией. | Декорации зимнего леса; костюмы снежинок, зимы, зайцев, лисичек; пальчиковый театр (лиса и заяц). | 1. Приглашение в зимний лес. 2. Двигательная импровизация «Конькобежцы». 3. Гимнастика «Чистим дорожки». 4. Пальчиковая театрализованная игра «Зайчик и лиса». 5. Хороводная игра «Пляшут звери на опушке». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Прогулка с куклами | Развивать воображение детей, учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями; побуждать эмоционально, отзываться на игру, входить в предлагаемые обстоятельства. | Одежда, санки для кукол; снеговик (из поролона). | 1. Прогулка в «зимний парк». 2. Сценка «Мастерица». 3. Разминка. 4. Игра с куклами. 5. Этюд «Получился снеговик». 6. Хороводная – игра «Смешной снеговик». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Сказка из сундучка | Познакомить детей с новой сказкой; учить внимательно слушать ее; пробудить желание обыгрывать понравившуюся сказку в пластических этюдах; прививать умения выразительно двигаться. | Сундучок сказок; костюм сказительницы. | 1. Сказочница приглашает детей в комнату сказок. 2. Рассказывание сказки о том, как лисенок ждал зиму. 3. Этюды на выразительность пластики и эмоции. | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
В гости елочка пришла | Вовлечь детей в эмоциональную игровую ситуацию; учить ролевому воплощению; создавать условия для эмоционального проживания в роли; развивать эстетический вкус; включать в разыгрывание сюжетов. | Ела лесная; игрушки для елки (фонарики, хлопушки, часы); шапочки зверей (ежи, олени, белки). | 1. Приглашение в гости к елочки. 2. Игра – презентация «Игрушки для елочки». 3. Игра возле елки «Елочный хоровод». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Январь
Ярмароч-ная площадь | Приобщить детей к русской народной культуре; вовлечь в фольклорное действие; побуждать к импровизации; учить разыгрывать сценки; вызывать эмоциональный отклик детей. | Оборудование для комнаты (лавки, столы, украшение шитьем, ткаными половичками и т. д.); атрибуты для торговли товарами (глиняные фигурки людей и животных, деревянные сундучки, шкатулки, жостовские подносы и др.); костюмы для ведущей, цыгана, медведя; калачи и сельди для рекламы-импровизации. | 1. Путешествие на ярмарку. 2. Игра «Покупай товар». 3. Игра – импровизация «Реклама товара». 4. Инсценировка рус. нар. песни «Где был, Иванушка?». 5. Угощение детей. | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Приключение в лесу | Пробудить интерес детей к разыгрыванию знакомой сказки; научить выражать свои эмоции в настольном театре мягкой игрушки; учить играть спектакль, не заучивая специально текс; развивать музыкальность детей, учить эмоционально реагировать на музыку. | Декорации к сказке про лисенка деревья, кусты для настольного театра); куклы и мягкие игрушки для театра( лисенок, волки, лисы, конь, утки); музыкальные записи для игры. | 1. Сюрпризный момент. 2. Беседа и спектакль в настольном театре «Сказка о том, как лисенок ждал зиму». 3. Игра «Кто в домике живет?». 4. Хоровод «С нами пляшут звери». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Растем здоровы-ми и крепкими | Призывать к здоровому образу жизни; научить детей импровизировать в сюжетно-ролевой игре; учить обустраивать место игры; дать представление о работе врача; учить вступать в ролевой диалог; стимулировать двигательную активность детей. | Мебель для игры в медицинский кабинет; белые халаты для медперсонала; наборы медицинских инструментов; мишки и куклы для ролей больных. | 1. Беседа о здоровье куклы. 2. Сюжетно – ролевая игра «В медицинском кабинете». 3. Сценка «В медицинском кабинете. 4. Игра – разминка «На зарядку». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Играем в профессии | Дать детям элементарное представление о профессиях; воспитывать уважение к людям труда; дать нравственные ориентиры в профессиональных качествах (хороший повар- плохой повар); побуждать у включению в игру-импровизацию. | Атрибуты для сюжетно-ролевой игры (в поваров, в парикмахеров, в швею); костюмы(повара, швеи, парикмахера). | 1. Беседа о профессиях. 2. Игра в повара. 3. Игра в парикмахера. 4. Игра в мастера по пошиву одежды. 5. Игра в профессии. | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Февраль
Спешим на представление | Вовлечь детей в сюжетно- игровую ситуацию; познакомить со сказкой; учить внимательно смотреть и слушать сказку; приобщать детей к русской народной традиции; порадовать детей. | Атрибуты и декорации для сказки (домики ледяной и лубяной, коса), куклы бибабо (матрешка, петрушка, лиса, собака, медведь, петушок, заяц) | 1. Беседа о театре. 2. Инсценировка «Смех да веселье». 3. Игра со зрителем «Это все мои друзья». 4. Частушки. 5. Рус.нар. сказка «Заюшкина избушка». (театр бибабо). 6. Беседа по сказке. | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Сундук, откройся | Пробуждать ассоциации детей; учить вживаться в художественный образ; увлечь игровой ситуацией; учить вступать во взаимодействие с партнером. | Сундучок; атрибуты к отрывкам из сказок; куклы и игрушки- герои сказок (Аленушка, зайка, лисенок); костюмы сказочницы для взрослого. | 1. Викторина по сказкам. 2. Инсценировка «Аленушка помогает по дому». 3. Этюда на выразительные эмоции и движения. | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Тайны лесовичка | Вовлечь детей в театрализованную игру; пробудить положительное эмоциональное отношение к театру банок; побуждать к выразительности в этюдах; активизировать двигательную активность в игре. | Музыкальные записи(на тему: «Пение птиц», «Морозная погода»); куклы баночного театра(волк и заяц) и декорации (елки); шапочки шишек (для детей); костюм старика-лесовичка (взрослый). | 1. Путешествие в «зимний лес». 2. Этюды «Распеваемся вместе с птицами». 3. Сценка «Волк и заяц» (баночный театр). 4. Танец – игра «Шишковяк». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Зимовье зверей | Познакомить детей с новой русской народной сказкой; приобщить к словесному народному творчеству; вовлечь в игровую, нравственную ситуацию; будить воображение при помощи театра картинок; пробудить эмоциональный отклик у детей. | Атрибуты к театру картинок (бык, баран, свинья, кот, петух). | 1. Приглашение в театр. 2. Спектакль в театре картинок «Зимовье». 3. Игра – импровизация «Кто как кричит». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Март
У меня полно хлопот | Привлечь внимание детей к праздничной дате (8 марта); вызвать эмоциональный отклик к теме материнской заботы и любви; побуждать к импровизации; учить ролевому поведению. | Игрушки (куклы и мишки) и атрибуты для ролевой игры. | 1. Игра в дочки - матери. 2. Инсценировка «У меня полно хлопот». 3. Игры – инсценировки «Домашние дела». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Кошки - мышки | Вовлечь детей в игровой сюжет; дать представление о повадках кошек; научить пластичным и выразительным движениям; учить проявлять эмоции через мимику и жесты; развивать артистические способности детей. | Мягкие игрушки (котята); корзина. | 1. Беседа о котятах. 2. Этюды на выразительные движения. 3. Этюды на выражение эмоций. 4. Игра «Жили - были сто котят». 5. Песенка про котят. | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Живой уголок | Вовлечь детей в игровой сюжет; учить вступать в диалог, вести сюжетную канву; приобщать к фольклорным жанром; учить разыгрывать потешки. | Атрибуты и игрушки из живого уголка (черепашки и бассейн для нее, кролик, хомячок, лиса); костюмы бояр. | 1. приглашение в «живой уголок». 2. Загадка о черепахи. 3. Сказка на фланелеграфе «Как искали черепаху». 4. Загадка. 5. Диалог с лисой. 6. Скороговорки. 7. Русские народные потешки. | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Кто стучится в дверь ко мне? | Познакомить детей с работой почты; дать представление о профессиях работников почты; побудить к сюжетно- ролевой игре; включать в ролевой диалог; развивать образную речь | Элементы костюма почтальона; атрибуты для игры в почту (конверты, бланки, телеграммы); костюмы для танцев (белых медведей, папуасов). | 1.Сюрпризный момент с почтальоном. 2. Ролевые диалоги с почтальоном. 3. Сказка «Почта». 4. Игра «Письма из разных стран». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Апрель
Морская игра | Создать игровую ситуацию, развивать самостоятельность в игре; создавать эмоционально-положительный фон игры; разбудить творческую активность детей. | Тазики и игрушки, предметы-заместители для игры. | 1. Беседа о том, что видели на улице. 2. Потешка «Солнышко». 3. Рус. нар. прибаутка «Ходит Ваня». 4. Игра «Кораблик». 5. Игра «Смелей, капитан!» 6. Подарки детям. | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Потешный ларчик | Приобщить детей к русской национальной традиции; учить чувствовать выразительность произведений малых фольклорных форм; учить эмоционально - двигательно проживать роль; дать эмоциональный заряд при помощи театра Петрушек; вовлечь детей в игровую ситуацию. | Декорации в русском народном стиле; записи народной музыки; ларец; берестяная грамота; призы для детей (сувениры); куклы Петрушки (бибабо); театральные шапочки (или костюмы) для выступающих детей; билеты в балаган (со знаками). | 1. Сюрпризный момент с ларцом. 2. Театр Петрушки «Петрушки – пересмешники». 3. Потешка «Тили – бом!». 4. Потешка «Мышку по воду послали». 5. Потешка «Косари». 6. Призы от Петрушек. | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
Веселые карусели | Побуждать детей к двигательной импровизации; добиваться мышечной, двигательной свободы при исполнении роли; образа; давать примерные образцы воплощения роли. | Карусель. | 1. Игра «Карусели». 2. Игра – импровизация «Карусельные игрушки». 3. Рисование карусели. | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
За город | Вовлечь детей в игры- импровизации; развивать воображение детей, учить воплощать роль; учить отражать в ролевом поведении характер героя; учить отражать образ в музыкальной импровизации. | Шапочки журавлей; шапочки жучков, пчел, птиц, бабочек, медведя; игрушка жук. | 1. Дети «поехали» на автобусе в загород. 2. Игра «Журавлики». 3. Инсценировка «Жучок». 4. Этюд – импровизация «Обитатели полянки». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». |
План отчета педагога по теме самообразования:
Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медведь. Театр – это сказка и это реальность, где каждый ребенок может проявить свое творчество.
Моя тема самообразования – «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности».
Приступив к работе в детском саду, я очень долго наблюдала за детьми своей группы. Наблюдая за играми дошкольников, обратила внимание на то, что дети скованны, мало эмоциональны. Влюбленная в театрализованные игры, я решила организовать свою работу по театрализованной деятельности с целью развития эмоциональной сферы дошкольников, творческих способностей, развития словарного запаса, устной речи.
Для достижения цели поставила перед собой следующие задачи:
Вторая младшая группа
- Побуждать интерес к театрально-игровым действиям, создавать необходимые условия для её проведения.
- Поощрять участие детей к театрализованной деятельности, формировать положительное отношение к ней.
- Закреплять представления об окружающих предметах. Учить детей называть предметы театрально-бытового оборудования.
- Развивать умение следить за развитием действий в драматизациях и кукольных спектаклях.
- Развивать речь детей с помощью кукольного и других видов театра: обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваясь правильного и чёткого произношения слов.
- Побуждать сочинять сказку с помощью воспитателя, используя при этом настольный театр.
- Использовать импровизационные формы диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках. Развивать внимание, память, мышление детей.
- Формировать умение передавать средствами мимики и пантомимики, движениями и жестами основные эмоции героев. Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию на состояние других людей или персонажей.
- Знакомить детей с приёмами кукловождения настольных кукол. Формировать умение концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
- Обучать детей сопровождать движение кукол песенкой или словами.
- Поощрять желание детей участвовать в импровизациях, поддерживать стремление играть с музыкальными игрушками, импровизировать на шумовых музыкальных инструментах.
- Развивать инициативу и самостоятельность детей в играх с театральными куклами.
- Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.
Театральные занятия во второй младшей группе:
На театральных занятиях дети обучаются простейшим приёмам управления куклами настольного театра. Можно предложить придумывать небольшие истории, происходящие с игрушкой, чтобы ребёнок мог сам сочинять диалоги, находить выразительные интонации. При этом оказывать помощь можно наводящими вопросами, не давая при этом готового образца для подражания. Как бы примитивны не были истории, сочинённые малышами, необходимо обязательное поощрение. У ребёнка необходимо побудить желание играть с куклой. Разыгрывание сочинённых сказок духовно раскрепощают малыша и на это нужно обратить внимание. На театральных занятиях необходимо создать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребёнок только тогда может творить, когда чувствует доброжелательное отношение к себе сверстников и взрослых.
Большое значение во второй младшей группе отводится работе над этюдами. Это - своеобразная школа, помогающая детям познавать секреты управления театральными куклами, основами актёрского мастерства. Малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Это поможет им избежать затруднений в общении со сверстниками и взрослыми. Работа над этюдами развивает ребёнка, даёт ему необходимые навыки для участия в кукольном и других спектаклях. Только создав обстановку творческого сотрудничества, можно приступить к постановке спектакля. Во второй младшей группе можно разыграть с настольными куклами хорошо знакомые русские народные сказки: «Курочка-Ряба», «Маша и медведь», «Бычок-Смоляной бочок», «Заюшкина избушка». Здесь также можно предложить детям придумать диалог самим. К концу второй младшей группы дети уже должны овладеть навыками управления настольными куклами, могут до конца кон-центрировать своё внимание на кукле, внимательно слушают своего партнёра. Так-же дети могут самостоятельно сочинить небольшую сказку
Средняя группа
- Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
- Подводить детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, в песенных и танцевальных импровизациях.
- Расширять представления об окружающих предметах. Развивать умение вычленять признаки предметов (цвет, форма, величина), определять материал, из которого изготовлены игрушки, декорации, атрибуты к театральным спектаклям. Расширять знания о персонажах, участвующих в театрально-игровой деятельности.
- Пополнять и активизировать словарь детей (существительные, прилагательные, глаголы для обозначения действий персонажей). Формировать умение определять и называть местоположение театральных персонажей, предметов, декораций (справа, слева, прямо, сбоку), характеризовать душевное состояние и настроение персонажей. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков. Совершенствовать отчётливое произношение слов и словосочетаний. Формировать интонационную выразительность речи. Развивать диалогическую речь детей.
- Закреплять знания о правилах манипуляции с верховыми куклами.
- Используя верховых кукол, побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать новые, с помощью воспитателя и без него.
- Стимулировать внимание, память, мышление и воображение детей. Развивать представления о нравственных качествах человека, эмоциональное состояние самого себя.
- Обучать детей сопровождать движение куклы по ширме песенкой, придумывать на заданный текст самостоятельно.
- Продолжать развивать у детей желание участвовать в танцевальных импровизациях с куклами и без них.
- Поощрять желание детей самостоятельно играть с театральными куклами.
- Формировать у детей стремление включать в самостоятельные игры песенные и танцевальные импровизации.
- Поддерживать желание выступать перед детьми, родителями, сотрудниками.
Для совершенствования театральных навыков в средней группе рекомен- дуется больше времени уделять индивидуальной работе во второй половине дня.
Театральные занятия в средней группе:
В средней группе работа с настольными куклами продолжается. Дети вспоминают приёмы кукловождения, придумывают небольшие сценки с настольными куклами. Продолжается работа по развитию творчества. Дети самостоятельно могут придумывать диалоги действующих лиц, опираясь на сюжеты хорошо знакомых сказок.
В конце сентября можно познакомить детей с театральной ширмой. В это время хорошо познакомить детей с куклой на гапите (гапит - это палка, на которую посажена кукла. Управление куклой на гапите требует от ребёнка выдержки, терпения, определённых мышечных усилий, так как рука должна вести куклу по краю ширмы, не облокачиваясь на неё. Чтобы облегчить ребёнку управление куклой, их делают как можно более лёгкими (можно из картона).
На театральных занятиях детей уже можно знакомить с приёмами кукловождения. Для этой цели используются этюды с куклой, цель которых – научить ребёнка сосредоточивать своё внимание на выполнении куклой четкого, ритмичного действия. Также используются этюды на развитие эмоциональной сферы, которые вырабатывают у детей способность понимать эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно выразить своё. Эти этюды помогают ребёнку посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе.
Продолжается работа по развитию творчества, в которой тоже используются куклы на гапите. Дети могут сочинять небольшие сказки и песенки, которыми сопровождают движения кукол. Постепенно в действие можно вводить шумовые инструменты (бубен, барабан, погремушка), которые придают к сочинённой ребёнком песенку новое звучание, развивают чувство ритма
С детьми можно разыгрывать русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», используя при этом куклы на гапите. Разыгрывание сказок с театральными куклами позволяет лучше усвоить содержание полюбившегося произведения, даёт возможность проявить творчество.
В рамках театрализованной деятельности можно показать спектакль о безопасном поведении на улицах города, экологическую сказку или что-нибудь о дружбе и доброжелательном отношении друг к другу, что будет способствовать интеграции таких образовательных областей как –«безопасность», «познание», «социализация». Главных героев спектакля можно склеить из бумаги, вылепить из пластилина, глины, теста и эти же материалы можно использовать для создания декораций к спектаклю, а потом этим всем поиграть, и произойдет интеграция таких образовательных областей как «художественное творчество», «социализация», «труд». Таким образом, театрализованная деятельность – это обширная отрасль применения всех образовательных областей и при умелом использовании может привести к формированию определенных личностных качеств воспитанников, его умений и компетенций, что является так же актуальным. Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Переживание с персонажем, разыгрывание различных событий – самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучение чувствованию и художественному воображению. Все это – путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Свою работу я начала с изучения методической литературы по развитию творческой личности дошкольника посредством театрализованной деятельности: Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошколь-ников», Е.А. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»,
Е.В. Мигунова «Организация театрализованной деятельности в детском саду», Э.Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятель-ности дошкольников и младших школьников».
Особое внимание уделила методической литературе по работе с детьми
со сказками – О.А. Шиян «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке», Л.Н. Вахрушева «Познавательные сказки для детей 4-7лет», И.Б. Кочанская «Полезные сказки», «Хрестоматия. Младшая группа детского сада», «Хрестоматия. Средняя группа детского сада»
Вышеперечисленную литературу использовала потому, что сказка, как и театр – тоже волшебство. На основе сказок можно сделать множество театральных постановок, с их помощью можно рассмотреть различные конфликтные ситуации, решить вопросы нравственного, экологического воспитания, безопасности. Сказка доступна, понятна, поучительна, а герои сказок близки и знакомы детям с раннего возраста.
Разнообразила и дополнила развивающую среду группы новыми играми и игрушками – персонажами для театрализованной деятельности.
В группе имеются следующие виды театров, созданные и приобретенные педагогом:
Настольный театр
Театр резиновой игрушки
Театр мягкой игрушки
Театр масок
Пальчиковый театр
Теневой театр
Театр варежка
Театр бибабо
Театр картинок ( фланелеграф)
Театр ложек
Театр стаканов
Элементы декорации
Все виды театров были использованы в процессе работы как совместной деятельности педагога с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, и имели успех. Дети группы принимают активное участие в играх – драматизациях, театрализованных постановках, мини – спектаклях.
Дети охотно смотрят и используют театральные игрушки – персонажи в свободной деятельности: строят дом для бедного зайчика, хитрой лисы или голодного волка; возят зверей на машинах, готовят для них обед.
В свободное время мы с детьми часто разыгрываем – песенки, потешки, короткие стишки, знакомые учим пословицы и поговорки; изображаем различные эмоциональные состояния.
Основной акцент в организации театрализованной деятельности делаю не на результат в форме внешней демонстрации театрализованного действия,
а на организации творческой деятельности в процессе создания спектакля. Подбирая материал для спектакля или инсценировки, я стараюсь учитывать возрастные особенности, возможности, знания и умения детей; стараюсь обогащать их жизненный опыт, развивать интерес к новых знаниям, расширять творческий потенциал.
Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует и участия родителей. Важно родителям принимать участие в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Родители могут исполнять роли, принимать участие в изготовлении декорации, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Участие родителей в совместной деятельности с детьми вызывает у них много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов и развивающей среды в групповом помещении.
Для привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной деятельности в группе, подготовила консультации: «Развитие художествен-но-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятель-ности», «Театрализованная деятельность для детей раннего возраста», «Изготовление театральной игрушки в домашних условиях», «Виды театров», беседы, памятки и другие.
Опыт показал, что развитие ребенка через театрально-познавательную деятельность дает положительные результаты. Развивается социальная активность детей, память и воображение, творческие способности, форми-руются чувства коллективизма, коммуникабельность, идет развитие речевых и познавательных функций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности"
Статья о развитии творческих способностей дошкольников....
Проектная работа "Развитие художественно – творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности"
Проектная работа...
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности
Выступление...
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности....
Выступление по теме: Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности
Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связан...
Презентация на тему: " Развитие художественно - творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности"
материал выполнен для зачётной работы в период курсов повышения квалификации музыкальных руководителей ДОУ....
РМО «Развитие речи и художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности»
Актуальность использования театрализованной деятельности в целях развития речи детей.Театрально-игровая деятельность имеет огромное значение для развития коммуникативных способностей детей дошкольного...