Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №87»
Ново-Савиновского района г. Казани РТ
Выступление по теме:
Развитие
художественно-творческих способностей дошкольников
в театрализованной деятельности.
Воспитатель:
Ахметшина Л.Г.
2016г.
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников
в театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы
и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, потому что они помогают:
- сформировать правильную модель поведения в современном мире;
- повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
- познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
- совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать
к созданию новых образов, побуждать к мышлению.
С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи,
так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования:
- речевое развитие детей включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;
- художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (в т.ч. словесного), стимулирование сопереживания персонажам художественной литературы, фольклора, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Использование детьми разнообразных средств выразительности речи –
важнейшее условие интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.
Цель работы: способствовать развитию образности и выразительности речи,
а также творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
Для реализации поставленной цели определили следующие задачи:
Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.
Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении,
Побуждать детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
Театрализованная деятельность тесно связана с сюжетно – ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей. Знакомые стихи и песенки являются хорошим материалом для малышей. Действие в младшем возрасте должно быть непродолжительным. С целью устранения внутренней скованности детей полезно проводить маленькие этюды, в которых эмоциональное состояние передается детям при помощи словесной и музыкальной установок. Детям очень нравится имитировать игру на музыкальных инструментах: дудочках, балалайках.
В младшей группе идет работа по умению детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Важная цель педагога – будить вообра-жение ребенка, его творческие способности.
Начинается работа по обучению детей некоторым способам игровых действий по образцу. Образец показывает воспитатель. Здесь используются знакомые детям потешки, прибаутки, стихотворения А. Барто «Игрушки» и др. После этого малышам раздают игрушки для возникновения самостоятельной игры.
Дети трех лет постепенно осваивают настольный театр, плоскостной, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр.
В средней группе задача по ознакомлению детей с театрализованной деятельностью усложняется. Они учатся выражать свое отношение к происходящему более точно. У ребят развивается представление о нравственных качествах персонажей. В этом возрасте необходимо уделять много внимания правильному произношению слов, построению предложений. Для работы над речью детей используются кричалки, потешки, прибаутки, артикуляционные упражнения. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в ребенке только путем привлечения его к выступлениям перед аудиторией. Театрально – игровой опыт детей расширяется. Они начинают сочетать в роли движения и текст, используют пантомимику. Усложнятся методы и приемы. Постепенно ребенок переходит от игры «для себя» к игре «со зрителем».
В возрасте пяти лет дети осваивают «управление» куклой, имитируют ходьбу, бег, прыжки, жесты. Дети способны самостоятельно подобрать необходимые атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаются в процесс изготовления необходимых атрибутов. Здесь необходимо помнить о поощрении творческих проявлений.
Согласно возрастным особенностям детей, мы составили ежегодное перспективное планирование, которое включает в себя знакомство с театральными профессиями,
с театральной лексикой, знакомство с различными театрами, разучивание стихов, работу над этюдами, игры – драматизации, инсценировки, изготовление кукол – самоделок вместе с родителями, ознакомление с различными видами кукольного театра.
В группе оборудовали театральный уголок, а также «тихий уголок», где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации.
Театральный уголок в группе включает в себя различные виды театров:
Настольный театр
Театр резиновой игрушки
Театр мягкой игрушки
Театр масок
Пальчиковый театр
Теневой театр
Театр варежка
Театр бибабо
Театр картинок ( фланелеграф)
Театр ложек
Театр стаканов
Элементы декорации
Каждый из перечисленных видов театра вводился в группу постепенно.
В группе оборудована костюмерная, в которой есть юбочки, косынки, фартуки, рубашки и другие элементы костюмов, шапки – маски. В зоне театрализованной деятельности размещено разнообразный природный и бросовый материал, кусочки ткани, которые позволяют детям моделировать, экспериментировать, добавлять элементы в костюмы.
Работу по театрализованной деятельности включали: в организованную образовательную деятельность, в самостоятельную деятельность детей, в режимные моменты и во взаимодействие с родителями и специалистами.
Работа по театрализованной деятельности обязательно проходит в контакте
с музыкальным руководителем. Музыка активизирует ребенка, побуждает
к исполнению выразительных движений.
Сказка играет особую роль в жизни ребенка. Через сказку дети знакомятся
с окружающим миром, обучаются правильному звукопроизношению, выполняют различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию. Ребенок сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.
Больше всего дети нашей группы любят разыгрывать народные сказки. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, движения). Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.
Развитию творческой активности детей способствует и индивидуальная работа с каждым ребёнком.
Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, мы стараемся так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого используем разнообразные приёмы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;
- проигрывание ролей в парах.
Любую организованную деятельность мы начинаем с пальчиковой гимнастики или дыхательной гимнастики, проводимых в игровой форме с использованием речетатива.
Мы не только знакомим детей с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическим принципом являлась практическое действие каждого ребёнка, предоставляем детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, стараемся не подавить робкого ребёнка, превратив его только в зрителя. Стараемся
не допустить у детей страха перед ошибкой, чтобы ребёнок не боялся выйти на «сцену».
Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты в театрализованной деятельности, дети должны приобрести много навыков и умений.
Для снятия мышечного напряжения мы использовали следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно», «Найди взглядом своего товарища», «Не перепутайте движения»; игры: «Капуста», «Перестройся по росту».
Для более яркого создания образа детям необходимо владеть выразительными пластикой и мимикой.
Для развития пластической выразительности мы предлагали детям:
- Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.
- От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).
- Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.
Особенно нравятся детям упражнения для развития выразительной мимики:
Солёный чай.
Ем лимон.
Сердитый дедушка.
Лампочка потухла, зажглась.
Грязная бумажка.
Тепло – холодно.
Рассердились на драчуна.
Обиделись.
Мне грустно.
Использовали пальчиковый игротренинг «Утречко», «Мальчик – пальчик, где ты был?», «Барабанщики», «Солдаты», «Мы – мастера», «Дятел», «Стирка белья», «Погрозим», «Я играю», «До свидания» помогает развивать мелкую моторику.
Для обучения детей средствам речевой выразительности мы использовали артикуляционную гимнастику: «Мама шинкует капусту», «Жало змеи», «Ставим укольчики», «Лошадка», «Чистим зубки», «Заводим мотоцикл». Предлагали детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно).
Привлекали внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А так же использовала задания – упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…».
Для развития дикции мы использовали скороговорки, игры «Подскажи словечко».
С целью развития воображения, мышления, памяти предлагали детям закончить «Короткие истории» например:
1. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость». Какая новость может быть у мамы?
2. Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться?
3. О чём может думать один карандаш, лёжа в коробке карандашей?
Основы драматизации и актёрского мастерства закреплялись и раскрывались на музыкальных занятиях, в самостоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях.
Поскольку развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими эмоционально - чувственного опыта – длительная работа, потребовалось участие родителей.
В родительском уголке выставляли рекомендации по театральной деятельности:
« Как правильно разучивать стихи?»
«Театр в жизни вашего ребенка.»
« Как организовать домашний театр?»
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театральные игры»
« Развитие выразительности речи посредством театрализованной деятельности»
Опыт показал, что развитие ребенка через театрально-познавательную деятельность дает положительные результаты. Развивается социальная активность детей, память
и воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникабельность, идет развитие речевых и познавательных функций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по развитию музыкальных творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
В данной работе освещены значение, актуальность, цели, задачи театрализоанной деятельности в ДОУ, а также результаты диагностики детей по данной теме....
"Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности"
Статья о развитии творческих способностей дошкольников....
Проектная работа "Развитие художественно – творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности"
Проектная работа...
Самообразование "Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
Самообразование...
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности....
Выступление по теме: Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности
Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связан...
Презентация на тему: " Развитие художественно - творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности"
материал выполнен для зачётной работы в период курсов повышения квалификации музыкальных руководителей ДОУ....