Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности
учебно-методический материал на тему

Выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №87»

Ново-Савиновского района г. Казани РТ

Выступление по теме:

Развитие

художественно-творческих способностей дошкольников

в театрализованной деятельности.

                                                                       Воспитатель:

Ахметшина Л.Г.

2016г.

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников

в театрализованной деятельности.

   Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы

и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.

   Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, потому что они помогают:

- сформировать правильную модель поведения в современном мире;

- повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным   ценностям;

- познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;

- совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать

к созданию новых образов, побуждать к мышлению.

   С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи,

так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.

   В соответствии с Федеральными государственными  образовательными стандартами дошкольного образования:

- речевое развитие детей  включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;

- художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (в т.ч. словесного), стимулирование сопереживания персонажам художественной литературы, фольклора, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

   Использование детьми разнообразных средств выразительности речи –

важнейшее условие интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

   Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности.

   Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.

   Цель работы: способствовать  развитию образности и выразительности речи,  

а также творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.

    Для реализации поставленной цели определили следующие задачи:

   Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.

   Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

   Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

   Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении,

   Побуждать детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.

   Театрализованная деятельность тесно связана с сюжетно – ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей. Знакомые стихи и песенки являются хорошим материалом для малышей. Действие в младшем возрасте должно быть непродолжительным. С целью устранения внутренней скованности детей полезно проводить маленькие этюды, в которых эмоциональное состояние передается детям при помощи словесной и музыкальной установок. Детям очень нравится имитировать игру на музыкальных инструментах: дудочках, балалайках.

   В младшей группе  идет работа по умению детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Важная цель педагога  – будить вообра-жение ребенка, его творческие способности.

Начинается работа по обучению детей некоторым способам игровых действий по образцу. Образец показывает воспитатель. Здесь используются знакомые детям потешки, прибаутки, стихотворения А. Барто «Игрушки» и др. После этого малышам раздают игрушки для возникновения самостоятельной игры.

   Дети трех лет  постепенно осваивают настольный театр, плоскостной, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр.

   В средней группе  задача по ознакомлению детей с театрализованной деятельностью усложняется. Они учатся выражать свое отношение к происходящему более точно. У ребят развивается представление о нравственных качествах персонажей. В этом возрасте необходимо уделять много внимания правильному произношению слов, построению предложений. Для работы над речью детей используются кричалки, потешки, прибаутки, артикуляционные упражнения. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в ребенке только путем привлечения его к выступлениям перед аудиторией. Театрально – игровой опыт детей расширяется. Они начинают сочетать в роли движения и текст, используют пантомимику. Усложнятся методы и приемы. Постепенно ребенок переходит от игры «для себя» к игре «со зрителем».

   В возрасте пяти лет  дети осваивают «управление» куклой, имитируют ходьбу, бег, прыжки, жесты. Дети способны самостоятельно подобрать необходимые атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаются в процесс изготовления необходимых атрибутов. Здесь необходимо помнить о поощрении творческих проявлений.

   Согласно возрастным особенностям детей, мы составили ежегодное перспективное планирование, которое включает в себя знакомство с театральными профессиями,

с театральной лексикой, знакомство с различными театрами, разучивание стихов, работу над этюдами, игры – драматизации, инсценировки, изготовление кукол – самоделок вместе с родителями, ознакомление с различными видами кукольного театра.

 

   В группе оборудовали театральный уголок, а также «тихий уголок», где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации.

   Театральный уголок в группе включает в себя различные виды театров:

Настольный театр

Театр резиновой игрушки

Театр мягкой игрушки

Театр масок

Пальчиковый театр

Теневой театр

Театр варежка

Театр бибабо

Театр картинок ( фланелеграф)

Театр ложек

Театр стаканов

Элементы декорации

   Каждый из перечисленных видов театра вводился в группу постепенно.  

   В группе оборудована костюмерная, в которой есть юбочки, косынки, фартуки, рубашки и другие элементы костюмов, шапки – маски. В зоне театрализованной  деятельности размещено разнообразный  природный и бросовый материал, кусочки ткани, которые позволяют  детям моделировать, экспериментировать, добавлять элементы в костюмы.

   Работу по театрализованной деятельности включали: в организованную образовательную деятельность, в самостоятельную деятельность детей, в режимные моменты и во взаимодействие с родителями и специалистами.

   Работа по театрализованной деятельности обязательно проходит в контакте

с музыкальным руководителем. Музыка активизирует ребенка, побуждает

к исполнению выразительных движений.

   Сказка играет особую роль в жизни ребенка. Через сказку дети знакомятся

с окружающим миром, обучаются правильному звукопроизношению, выполняют различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию. Ребенок сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.

   Больше всего дети нашей группы  любят разыгрывать народные сказки. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, движения). Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.

   Развитию творческой активности детей способствует и индивидуальная работа с каждым ребёнком.

    Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, мы стараемся так организовать  театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого  используем разнообразные приёмы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;

- проигрывание ролей в парах.

   Любую организованную деятельность мы начинаем с пальчиковой гимнастики или дыхательной гимнастики, проводимых в игровой форме с использованием речетатива.

   Мы не только знакомим детей  с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическим принципом являлась практическое действие каждого ребёнка, предоставляем детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, стараемся не подавить робкого ребёнка, превратив его только в зрителя. Стараемся

не допустить у детей страха перед ошибкой, чтобы ребёнок не боялся выйти на «сцену».

    Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты в театрализованной деятельности, дети должны приобрести много навыков и умений.

   Для снятия мышечного напряжения мы использовали следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно», «Найди взглядом своего товарища», «Не перепутайте движения»; игры: «Капуста», «Перестройся по росту».

   Для более яркого создания образа детям необходимо владеть выразительными пластикой и мимикой.

Для развития пластической выразительности мы предлагали детям:

  • Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.
  • От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).
  • Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.

    Особенно нравятся детям упражнения для развития выразительной мимики:

Солёный чай.

Ем лимон.

Сердитый дедушка.

Лампочка потухла, зажглась.

Грязная бумажка.

Тепло – холодно.

Рассердились на драчуна.

Обиделись.

Мне грустно.

   Использовали  пальчиковый игротренинг  «Утречко», «Мальчик – пальчик, где ты был?», «Барабанщики», «Солдаты», «Мы – мастера», «Дятел», «Стирка белья», «Погрозим», «Я играю», «До свидания» помогает развивать мелкую моторику.

    Для обучения детей средствам речевой выразительности мы использовали артикуляционную гимнастику: «Мама шинкует капусту», «Жало змеи», «Ставим укольчики», «Лошадка», «Чистим зубки», «Заводим мотоцикл». Предлагали детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно).

Привлекали внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А так же использовала задания – упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…».

   Для развития дикции мы использовали скороговорки, игры «Подскажи словечко».

   С целью развития воображения, мышления, памяти предлагали детям закончить «Короткие истории» например:

1. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость».  Какая новость может быть у мамы?

2. Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!».  Чего он может бояться?

3. О чём может думать один карандаш, лёжа в коробке карандашей?

   Основы драматизации и актёрского мастерства закреплялись и раскрывались на музыкальных занятиях, в самостоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях.

   Поскольку развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими эмоционально - чувственного опыта – длительная работа, потребовалось участие родителей.

   В родительском уголке выставляли рекомендации по театральной деятельности:

   « Как правильно разучивать стихи?»

   «Театр в жизни вашего ребенка.»

   « Как организовать домашний театр?»

   «Развитие творческих способностей  детей  дошкольного возраста через  театральные игры»

   « Развитие выразительности речи посредством театрализованной деятельности»

   Опыт показал, что развитие ребенка через театрально-познавательную деятельность дает положительные результаты. Развивается социальная активность детей, память

и воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникабельность, идет развитие речевых и познавательных функций.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по развитию музыкальных творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.

В данной работе освещены значение,  актуальность, цели, задачи театрализоанной деятельности в ДОУ, а также результаты диагностики детей по данной теме....

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности....

Выступление по теме: Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связан...

Презентация на тему: " Развитие художественно - творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности"

материал выполнен для зачётной работы в период курсов повышения квалификации музыкальных руководителей ДОУ....