Проект "Фиалки из бисера"
проект на тему
При реализации проекта у детей формируется художественная и духовная культура, развивается творческая активность, мелкая моторика рук. Воспитанники учатся коллективному выполнению работы, культуре взаимоотношений при выполнении общей работы. Они учатся изготовлению предмета своими руками, который можно подарить другим людям (родственникам, знакомым, взрослым, детям) – преподнести радость человеку. Делая изделия из бисера, дети находятся под влиянием условий, формирующих у них эстетические качества: чувство формы, линии, материала, цвета. Всё это развивает эстетический вкус, воспитывает стремление к совершенствованию своих умений, к применению их в работе с бисером и проволокой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 138.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Ивнянского района Белгородской области
Творческий проект по разделу
«Плетём из бисера»
Коллективная работа
«Фиалки в горшочке»
Выполнила Родионова В.В.
инструктор по труду
ИВНЯ 2014г.
Содержание проекта
1.Цели и задачи проекта.
2.Обоснование проекта.
3.Исследование, выявление традиций, истории, тенденции.
4.Составление схемы обдумывания проекта.
5.Описание проекта:
-план работы,
-предварительный подсчёт себестоимости изделия,
- выбор материалов, инструментов, приспособлений,
-подготовка материалов для работы.
6. Реализация проекта.
7.Технологическая последовательность изготовления изделия «Фиалки в горшочке» (презентация).
8.Самооценка проекта.
9.Рекламный проспект.
10.Приложение к проекту:
-образцы изделий из бисера и фотографии,
-презентация последовательности изготовления «Фиалки из бисера»,
-инструкция по технике безопасности при работе с бисером.
Используемая литература.
Цель проекта: развивать эстетический вкус, мелкую моторику рук, стремление украсить свой быт, умение работать в коллективе.
Задачи проекта: познакомить детей с изделиями из бисера,
- обучить их технологии изготовления поделок с учётом возрастных возможностей и наличия материала,
- ознакомить воспитанников с петельным способом плетения,
- развивать внимание, творческие способности, закрепить их в процессе индивидуальной и коллективной деятельности,
- ознакомить с историей возникновения бисера,
- содействовать нравственно – эстетическому развитию ребёнка.
- воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие.
Обоснование
При реализации проекта у детей формируется художественная и духовная культура, развивается творческая активность, мелкая моторика рук. Воспитанники учатся коллективному выполнению работы, культуре взаимоотношений при выполнении общей работы. Они учатся изготовлению предмета своими руками, который можно подарить другим людям (родственникам, знакомым, взрослым, детям) – преподнести радость человеку. Делая изделия из бисера, дети находятся под влиянием условий, формирующих у них эстетические качества: чувство формы, линии, материала, цвета. Всё это развивает эстетический вкус, воспитывает стремление к совершенствованию своих умений, к применению их в работе с бисером и проволокой. Пересмотрев множество изделий из бисера, мы выбрали «Фиалки в горшочке». Цветы всегда радуют нас. Они являются украшением нашей планеты. Всё, что прекрасно в природе, человек любит копировать, он пытается подражать природе. Настолько, чтобы эстетическое восприятие от созерцания живого и искусственного было схожим. Проводя исследования, мы выяснили, что искусство изготовления цветов из бисера известно с древних времён. Художественно выполненные цветы служили украшением женского туалета. У многих народов цветы являются обязательной частью национального костюма. Сегодня мода на искусственные цветы из бисера снова вернулась. Их используют не только для отделки платья. Бисерные цветы служат для оформления витрин, сцен, украшения интерьеров. Все цветы являются источником вдохновения для тех, кто украшает свой дом. Модные течения сменяют друг друга, приходит новый стиль, но цветы всегда - не заменимый элемент декора наших квартир. Цветы из бисера делать несложно. Научиться этому может каждый.
Центр стоит наш на опушке
Среди зелени, цветов.
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие тёплые костры.
Я всё думала, гадала
Чем детишек мне увлечь?
Чтобы лучше память стала.
Развивались вкус и речь.
Бисер! Вот, что нужно детям!
Им я книжку показала,
А они сказали мне:
«Мы хотим всё это сделать,
Чтоб красивей стало на земле»
Исследовательская деятельность
Проводя исследования, мы выяснили, что бисер и изделия из него известны с глубокой древности. Ещё в Древнем Египте существовало искусство бисероплетения. Первые сведения об использовании бисера на Руси относятся к 9-12 векам. Появление бисера было связано с открытием техники получения стекла, и естественно, что изготовлением его стали заниматься мастера - стеклодувы. Сначала бисер производили в германских княжествах, затем центр изготовления переместился в Византию, а оттуда в Венецию, известную, прежде всего стеклодельными мастерскими. Заглянем в глубину веков и узнаем об истории возникновения бисера. Человек всегда стремился украсить свой быт, свою одежду, своё жилище.
История бисероплетения
Бисероплетение — один из популярнейших видов рукоделия, старинный и достаточно распространённый вид народного творчества. Оно развивалось в соответствии с веяниями моды, созданием самого бисера и прогрессом в обществе. Разработка новых технологий тут же отражалась на бисере: появлялись новые формы, цвета, новые отделки и т.д.
Бисер – это маленькие бусинки из стекла или других материалов, просверленные насквозь, из которых плетут ожерелья, браслеты и прочие украшения.
История бисера уходит корнями в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Искусство создания украшений появилось практически в то же время, как появились люди. Даже тогда, когда ещё не было бисера как такового, человек надевал себе на шею нити бус из красивых камешков или клыков убитых животных. Бусины были актуальны еще во времена первых цивилизаций и использовались нашими предками в качестве украшений, а также для того чтобы уберечь себя от злых духов. В древних раскопках многих народов, населявших нашу планету, были обнаружены обработанные камни с просверленными дырочками.
В качестве украшений использовались такие природные материалы, как семена, стручки, орехи, ракушки, когти и кости различных животных. Считалось, что ношение костей животных либо защищало носящего от нападения этого животного, либо придавало человеку дух животного, делая его мужественным и сильным. Некоторые наши предки делали бусины из глины, окрашивали их и обжигали. С развитием ремёсел начинают попадаться металлические бусины. Бисер употреблялся при создании украшений, талисманов, служил разменной монетой и был символом богатства и власти.
Через украшения человек выражал своё понимание мира. Особенно это было распространено среди коренных жителей Америки. Индейцы украшали свои дома бусами, вплетали ленты из бисера в волосы, расшивали свои костюмы. Бусинками украшали всё: налобные повязки, ритуальные пояса, колыбельные для детей, табакерки. В Северной Америке встречаются бусины, сделанные из перьев и раковин. Бусины для своих украшений индейцы изготавливали из различных материалов – в ход шли кораллы, серебро, бирюза и т.д. Майя и ольмеки использовали нефрит. Также исследователями были найдены бусины из горного хрусталя и золота. В Древнем Египте в качестве материала использовали кристаллы.
Родиной бисера считается Древний Египет. Появление бисера неразрывно связано с появлением технологии изготовления стекла. Древние египтяне около 3000 лет тому назад научились делать стекло, а вскоре появились и крупные бусины из непрозрачного стекла. Стеклянные бусины украшали одежду древнеегипетских фараонов. Египтяне делали из бисера ожерелья, расшивали им платья. История развития бисероплетения неразрывно связана с историей развития человечества. Вначале бисер использовался в основном для вышивки или простого нанизывания, но впоследствии стали развиваться новые варианты его применения. После изобретения сетчатого низания стали изготавливать и самостоятельные изделия из бисера. Вскоре появились узоры и схемы, бисероплетение начало развиваться и набирать обороты. Египтяне сочетали бисер с драгоценными и полудрагоценными камнями, драгоценными металлами и пр. Бисер быстро оказался излюбленным материалом для изготовления украшений, какие стали продаваться и экспортироваться в разные страны.
Вслед за Египтом бисер появился в Сирии. Секреты этих народов переняла Римская империя. Постепенно бисероплетение - узоры и оригинальные изделия, стало охватывать весь мир. В Китае было изобретено счетное устройство, на котором бусины скользят по проволочкам, помещенным в деревянную рамку. Так были созданы счеты. Римляне торговали бисером по всей своей империи. Древние кельты и викинги тоже знали бисероплетение, имели схемы и узоры, изготавливали бусы и браслеты, а также украшали одежду. Бисер был известен в Античном мире. У некоторых народов он служил разменной монетой.
Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до нашей эры носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы.
Среди основных центров стеклоделия выделяется Венеция, которая после распада Римской империи приняла на своей территории многих греческих и византийских мастеров. В Х—XII вв. здесь изготовляли простейшие изделия бытового назначения и бусы.
С XIII в. стекольная промышленность Венеции интенсивно развивается. В 1291 г. с целью предохранения Венеции от пожаров издали указ о перенесении всех стекольных заводов из города на остров Мурано. Там изготовляли различного вида сосуды, зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. В эпоху Возрождения венецианский остров Мурано (Италия) стал «столицей» бусин и бисера, а вместе с тем и торговли этими предметами. В Неаполе веками обрабатывались кораллы. На протяжении многих веков Венецианская республика строго охраняла секреты производства стекла. Наиболее тщательно скрываемым секретом стеклоделия было производство соды обязательной добавки к песку, из которого варилась стекольная масса.
С 1275 г. под угрозой конфискации запрещается вывоз из Венеции сырья, чтобы не дать возможности установить его состав. С начала XIV в. каждый гражданин республики, ставший стеклоделом, причислялся к привилегированным слоям общества. В XV в. жители острова Мурано получили свою администрацию, свой суд и свою монету. В XV—XVII вв. наблюдается расцвет искусства венецианских стеклоделов.
Венеция на многие века стала единственным центром бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка; у народов Африки его использовали как разменную монету. Громадный сбыт бисера шел в Европу, где существовали склады бисера и устраивались бисерные ярмарки. Особенно ценился очень мелкий (диаметром 0,5 мм) и блестящий бисер. Широко применялся в рукоделии парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный.
После открытия Америки и установления морского пути в Индию на смену стекольным мастерским приходят стекольные заводы, строящиеся в XVI— XVII вв. в Испании, Португалии, Нидерландах, Англии и во Франции. В Северной Европе процветала торговля украшениями. Бусины из британского агата, которые экспортировались со времен романского завоевания, впоследствии приобрели большую популярность во времена королевы Виктории. В Центральной Европе (Богемия, Моравия) из кристаллов изготавливались великолепные бусины.
В конце 17 - начале 18 века бисер начали изготавливать в Германии и Франции, а к концу 18 века самым значительным конкурентом Венеции стала Богемия (Чехия), где вместо соды придумали брать золу. После этого бисероплетение стало популярным и в других странах. На Руси цветными стекляшками украшали не только одежду, но и лоб, шею, уши, волосы…Чем богаче невеста, тем роскошней убор. На территории бывшего Киевского государства на городищах, в курганах археологи находят множество стеклянных бус, браслетов, перстней, осколков битой посуды. Раскопки доказывают, что в 8-9веках стеклянных дел мастера изготавливали бусы самой различной формы, расцветки и художественной обработки. Развитие стеклоделия на Руси было надолго прервано татаро – монгольским нашествием. И только в 16 веке началось возрождение стеклоделия в небольших сельских мастерских. Медленно развивается стекольное дело в России. В 17 веке начинают работать стекольные заводы. Пётр Первый привлекает к подготовке русских мастеров иностранных стеклоделов, посылает за границу учиться стекольному делу, и в частности искусству изготовления бисера, молодых мастеров. Большой вклад в развитие стеклоделия внёс М. В. Ломоносов, он провёл много опытных плавок стекла и получил большое количество различных оттенков. В своём стихотворении о пользе стекла Ломоносов писал:
Так в бисере стекло, подобно жемчугу,
Любимо по всему земному ходит кругу,
Им красится народ в полуношных степях,
Им красится Арап на южных берегах.
В начале 19 века бисероплетение было так же популярно в арестократических кругах России, как музицирование, чтение любовных романов. В 30-е годы прошлого столетия мода на бисерное рукоделие распространилась и на другие слои общества. Крестьянские украшения из бисера были известны далеко за пределами России. В 19 веке, кроме кустарных мастерских в сёлах, кадры бисерниц начали готовить в Петербургской школе народного искусства и в школах художественных рукоделий многих губерний России.
Во второй половине XVIII века появились машины для вытягивания трубок из стекла, что ускорило и удешевило производство бисера. Соперничество, конкурировавших, между собой за рынок сбыта Венеции и Богемии способствовало появлению бисера, разнообразного по цвету, форме и размерам. Во многих городах Европы проходили ежегодные ярмарки бисера, а в Нюрнберге располагался постоянный склад продукции венецианских мастеров.
С конца 18века способы работы с бисером расширяются. К нему начинают проявлять интерес все модницы Европы. Входит в моду расшитая бисером одежда. В собраниях Государственного Эрмитажа хранится много уникальных предметов тех времён, которые до сих пор не потеряли своей яркости и привлекательности, благодаря этому долговечному материалу.
Большой расцвет увлечения бисером мир испытал в конце 19-начале 20 веков. Из бисера изготавливали дамские сумочки, бумажники, чехлы для чубуков, подстаканники. Наши рукодельницы расширяют и преумножают мастерство бисероплетения.
Описание проекта
Для ознакомления воспитанников с техникой петельного плетения было выбрано плетение Фиалки из бисера – коллективная работа. Перед тем как приступить к работе познакомились со способами плетения из бисера. Провели исследовательскую работу по истории развития бисероплетения. Рассмотрели фотографии изделий из бисера, узнали о материалах, приспособлениях и инструментах, необходимых для работы. Вместе с детьми подготовили всё необходимое для нашей работы, разработали план наших действий.
План работы
1.Знакомство с историей возникновения бисера.
2.Рассматривание изделий из бисера – фото и образцы.
3. Изучение способов плетения.
4.Знакомство с материалами и инструментами.
5.Выбор изделия и подготовка материала для работы.
6. Подготовка на пк. презентации «Фиалки в горшочке».
7.Изготовление изделия «Фиалки в горшочке»- форма работы- занятие.
Предварительный подсчёт себестоимости изделия «Фиалки в горшочке»
№п/п | Наименование материала | Цена (руб) | расход | Всего (руб) |
1. | бисер | 80 | 2 пачки | 160 |
2. | проволока | 70 | 3 катушки | 210 |
3. | горшок | 120 | 1 | 120 |
4. | гипс | 30 | 1 | 30 |
5. | нитки | 28 | 1 | 28 |
6. | Декоративные камешки | 38 | 1 | 38 |
Итого: 586 руб.
Подготовка материалов.
Для выполнения работы подготовили проволоку, нарезали по 40 см. по 6штук на каждого ребёнка, одну 15 см. для серединки цветка, намотали нитки зелёного цвета, для обмотки стеблей. Купили горшок для цветов, гипс для заливки при установке готового изделия, декоративные камешки для укладки после заливки. На компьютере сделали презентацию последовательности выполнения изделия «Фиалки в горшочке».
Перед началом работы провели инструктаж «Техника безопасности при работе с бисером и проволокой» (см. приложение№4). Когда дети сделали по одному цветку и листику, всё соединили в один букет. После чего его установили в горшочек, залили гипсом, а под цветком выложили декоративные камешки. Наша работа завершилась. Воспитанники решили, что мы поставим «Фиалки» у нас в кабинете, чтобы все кто его делал, увидев цветок, испытывали радость и удовольствие от того, что они смогли сделать такое красивое изделие.
Самооценка проекта
Наш проект был осуществлён за одно занятие. В выполнении проекта принимали участие воспитанники 5-9 классов. Детям очень понравилось работать над данным проектом. Они узнали очень многое об истории возникновения бисера, бисероплетения, познакомились со способами плетения бисером, научились петельному плетению, умению составлять букет. По отношению к работе стали: терпеливее, аккуратнее, трудолюбивее. Дети научились выполнять коллективную работу, увидев, как из разрозненных деталей можно сделать красивое изделие. Мы считаем, что проект наш удался.
Рекламный проспект
Мальчишки и девчонки,
А так же их родители!
Букет цветов из бисера
Вы сделать, не хотите ли?
Букет фиалок загляденье
Всегда поднимет настроенье!
Украсит он ваш дом
Или подарком будет?
Мы все уверены лишь в том,
Что принесёт он радость людям!
Литература: Л.В. Базулина, И.В.Новикова «Бисер», Академия развития – 2003г., Е.А.Стольная «Цветы и деревья из бисера», издательство «Мартин», 2009г.; О.В. Гулидова «Деревья из бисера», издательство ООО АСТ-Пресс- книга, 2011г.; Е.Г. Жадько «Увлекательные поделки из необычных вещей», издательство «Феникс», 2009г.; А. Петрунькина «Фенечки из бисера», издательство Санкт-Петербург «Кристалл», 1998г.
Приложение к проекту
ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ ПРИ РАБОТЕ
С БИСЕРОМ И ПРОВОЛОКОЙ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ .
1.1 Инструкция предназначена для воспитанников при проведении занятий по бисероплетению.
1.2 Рабочее место должно быть оборудовано специальными коробками или тарелочками для хранения бисера.
1.3 К самостоятельной работе допускаются воспитанники, прошедшие медосмотр, изучившие правила безопасной работы, имеющие знания выполняемого вида работ, одетые в рабочую форму.
1.4 Рабочая форма для учащихся: индивидуальный халат или фартук с нарукавниками и головной убор (берет или косынка)
1.5 Опасные факторы: попадание в дыхательные пути и порезы проволокой.
II. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1 Расположите коробку или тарелочку для бисера в месте, установленном инструктором по труду .
2.2 Убедитесь в отсутствии ржавчины на проволоке. В случае обнаружения сдайте ее инструктору по труду.
III. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ.
3.1 Следить за соблюдением правильной осанки: сидеть, прижимаясь спиной к спинке стула.
3.2 Держать проволоку на расстоянии не менее 30-45 см от глаз.
3.3 Следить за тем, чтобы не пораниться острыми концами проволоки.
3.4. Класть ножницы и плоскогубцы справа от себя, с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
3.5. Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
3.6. Нельзя оставлять проволоку, ножницы, кусачки и другие колющие предметы на рабочем столе без присмотра.
3.7. Нельзя проволоку брать в рот.
3.8. Ножницы и кусачки должны быть хорошо заточены и отрегулированы.
3.9. При резании узкое лезвие ножниц должно быть внизу.
3.10. Маленькие кусочки проволоки нельзя оставлять на рабочем столе, а тем более смахивать на пол. Их нужно убирать в специальное место.
IV. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ.
4.1 Сдать коробки или тарелочки с бисером инструктору по труду или сложите в отведённое для этого место.
4.2 Привести в порядок рабочее место.
V. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
5.1 Немедленно прекратить работу и доложить инструктору по труду об аварийной ситуации.
5.2 Оказать первую помощь пострадавшим и вызвать медсестру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
самообразование "бисер"
работа с детьми...
Мастер-класс для детей и взрослых «Простые украшения из бисера»
Мастер-класс рекомендуется музыкальным работникам, педагогам дополнительного образования, воспитателям занимающимся с детьми театрлизованной деятельностью для работы с родителями с целью поддержания с...
Волшебный цветок бисером на пластилине
Дети делали работу на готовую форму наносили пластилин, вырезали ножницами стебель и листочки, делали аппликацию на картоне, затем выкладывали узор из бусин на цеток....
Программа кружка "Волшебная бисеринка"
Цели:· познакомить детей с увлекательным видом рукоделия, дать начальные знания о приемах работы с бисером, привить интерес к бисероплетению, побудить ж...
Изготовление поделки из бисера с детьми "Желтоглазые фиалочки, для моей любимой мамочки".
Подробное описание изготовления фиалки можно найти на многих сайтах. Дети легко справляются. Работы получаются очень красивые. Круглые листочики для фиалки можно сделать из бисера, а можно из цв...
Обучение старших дошкольников компенсирующей направленности основам работы с бисером
Методическая разработка по обучению работы с бисером. Новые технологии, которые используются при изготовлении изделий из бисера....
Коррекция высших мыслительных процессов через обучение работе с бисером. Формирование эстетических эталонов и художественного вкуса.
Статья о бисероплетение, как инструменте для развития мелкой моторики и художественного вкуса. Содержит песпективный план работы на два года обучения...