Рабочая программа по музыке в подготовительной группе
материал (подготовительная группа) на тему
Программа разработана на учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_progr._podg.gr_.docx | 100.15 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Росинка»
г.Козьмодемьянск, Республика Марий Эл
Рабочая программа
по музыкальному развитию
(подготовительная к школе группа)
6-7 лет
Исполнитель:
Музыкальный руководитель
1 кв.категории
Колупаева Н.Г.
г. Козьмодемьянск
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
В дошкольной педагогике музыка рассматривается, как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни.
Музыкальное воспитание в ДОУ реализуется посредством основной общеобразовательной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/. Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), текущими нормативными документами:
- Законом РФ «Об образовании»
- Национальной доктриной образования в РФ
- Концепцией модернизации российского образования
- Концепцией дошкольного воспитания
- СанПиНот 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564)
- НРК ГОСа и получением социального заказа на качественное дошкольное образование.
Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.
Данная рабочая программа по музыкальному развитию детей составлена на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию детей дошкольного возраста с учетом федерального компонента образовательного стандарта и приоритетных направлений развития МАДОУ №3»Светлячок»:
- примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
- программы музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки» И. Каплуновой., И. Новоскольцевой Композитор Санкт-Петербург 2003 год
- «Топ-хлоп малыши» программы музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет Сауко, Буренина А. И. СПб, 2001
- «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» Н.Г. Кононова, «Просвещение», М., 1990.
-Н. Ф Сорокина «Играем в кукольный театр», программа «Театр – творчество- дети» пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. Москва 2004 год
- «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной
- «Танцевальная ритмика» Т. И, Суворовой
- Н.А. Метлов «Методика обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»
- «Камертон» - программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина.
- Авторской программы и методических рекомендаций О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры» Издательство Гном Москва 2000 год
-«Музыкальная ритмика»учебно-методического пособия Т.А. Затяминой, Л. В. Стрепетовой - М. Издательство Глобус 2009 год (Уроки мастерства)
В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей младшей группы, средней, старшей, подготовительной.
Цель рабочей программы: создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- приобщение к музыкальному искусству;
- формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами;
- воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
- развитие музыкальных способностей: поэтических и музыкальных;
- слуха, чувства ритма, музыкальной памяти;
- формирование песенного, музыкального вкуса.
- воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.
- развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей;
- удовлетворение потребности в самовыражении.
Рабочая программа по музыкальному развитию, опираясь напримерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы», предполагает проведение НОД 2 раза в неделю в каждой возрастной группе. Исходя из календарного года (с 1 сентября текущего по 31 мая) количество часов, отведенных на НОД, будет равняться 68-72 часам для каждой возрастной группы.
Результатом реализации учебной рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать:
- сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;
-умение передавать выразительные музыкальные образы;
-воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений;
-сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность);
-умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;
- проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
РАЗДЕЛ
Реализация задача по музыкальному воспитанию предполагается через основные формы музыкальной организованной образовательной деятельности с учетом учебного плана:
Форма музыкальной деятельности | Подготовительная группа | ||
Продолжительность. | Количество | ||
В неделю | В год | ||
Организованная образовательная деятельность эстетической направленности | 30 | 2 | 68-72 |
Праздники и развлечения: Досуги Утренники | 30-35 35-45 | 1 |
Непосредственно образовательная деятельность (НОД) состоит из трех частей:
- Вводная часть.
Музыкально-ритмические упражнения.
Цель - настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.
- Основная часть.
Слушание музыки.
Цель - приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, эмоционально на них реагировать.
Подпевание и пение.
Цель - развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.
В основную часть НОД включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.
- Заключительная часть.
Игра или пляска.
Основные задачи реализациимузыкально-художественной деятельности:
Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитыватьхудожественный вкус.
Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызыватьяркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух. Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку.
Обучать игре на детских музыкальных инструментах.
Знакомить с элементарными музыкальными понятиями.
Раздел «СЛУШАНИЕ»
-ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
-развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
-развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса.
развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
Раздел «ПЕНИЕ»
-формирование у детей певческих умений и навыков
-обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента
-развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок
-развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.
Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»
-развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений
-обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок
-обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения
-развитие художественно-творческих способностей
Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»
- совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка,
- становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
- развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса.
- знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них.
- развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма.
Раздел «ТВОРЧЕСТВО»: песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских музыкальных инструментах
- развивать способность творческого воображения при восприятии музыки
- способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла
-развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах.
Связь с другими образовательными областями.
«Физическоеразвитие» | развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности;сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация. |
«Социально-коммуникативное развитие» | развитие свободного общения с взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности |
«Познавательное развитие» | расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества;Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); |
«Художественно-эстетическое развитие» | развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); закрепления результатов восприятия музыки;формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. |
«Речевое развитие» | использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений;практическое овладение воспитанниками нормами речи;развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; способствование развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания; формирование умения пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса; |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Возрастные особенности детей подготовительной к школе группы.
Это период подготовки ребят к школе. На основе полученных знаний и впечатлений дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.
Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему.
Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Ребенок может выделить эти средства и, учитывая их действовать в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкально-слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам.
У детей 6—7 лет еще более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость. Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче.
В этом возрасте начинает формироваться собственно певческий аппарат гортани — появляются вокальные связки, и голос приобретает новые, но пока ещё скромные возможности. Всё более чистым становится интонирование мелодии голосом. Большинство детей может воспроизвести с аккомпанементом общее направление движения мелодии. Сам певческий голос пока очень слаб, однако, если правильно ведётся работа по его постановке, многие дети начинают петь звонко, легко. Более ярко проявляется присущий ребёнку характер звучания певческого голоса; улучшается артикуляция, крепнет и удлиняется дыхание. Эти возрастные особенности и достигнутый ребенком уровень общего и музыкального развития делают возможным выразительное исполнение несложных песен. Ребенок более уверенно чувствует себя и в музыкальном движении откликается на музыку разного характера выразительными, естественными движениями всего тела и может воспроизвести в них динамику развития музыкального образа; в этюдах использует язык жестов и мимики.
Непосредственно-образовательная деятельность является основной формой обучения. Задания, которые дают детям подготовительной группы, требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения.
Содержание работы по музыкальному воспитанию детей
подготовительной к школе группы.
Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут, их построение основывается на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в Программе. Музыкальное развитие детей осуществляется и на занятиях, и в повседневной жизни.
Цель музыкального воспитания:
-Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре.
-Воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке.
-Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух.
-Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
-Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку.
-Обучать игре на ДМИ.
-Знакомить с элементарными, музыкальными понятиям.
Планируемые промежуточные результаты освоения Программы:
-Узнавать мелодию Государственного гимна РФ
-Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка)
-Различать части произведения.
-Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.
-Определять общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях – интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы.
-Слушать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнавать характерные образы.
-Выражать свои впечатления от музыки в движениях и рисунках.
-Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию
-Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные её отрезки с аккомпанементом.
-Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание.
-Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
-Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; самостоятельно начинать движение после музыкального вступления; активно участвовать в выполнении творческих заданий.
-Выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; выразительно и ритмично исполнять танцы, движения с предметами.
-Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать, не подражая друг другу.
-Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.
Формы работы по реализации основных задач по видам
музыкальной деятельности.
Раздел «Слушание»
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - во время умывания - на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность) - во время прогулки (в теплое время) - в сюжетно-ролевых играх - в компьютерных играх - перед дневным сном - при пробуждении - на праздниках и развлечениях |
-Другие занятия -Театрализованная деятельность -Слушание музыкальных сказок, - Беседы с детьми о музыке; -Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов - Рассматривание иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности; - Рассматривание портретов композиторов |
|
|
Раздел «Пение»
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
- на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки (в теплое время) - в сюжетно-ролевых играх -в театрализованной деятельности - на праздниках и развлечениях |
-Театрализованная деятельность -Пение знакомых песен во время игр, прогулок в теплую погоду |
|
|
Раздел «Музыкально-ритмические движения»
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - на праздниках и развлечениях |
-Театрализованная деятельность -Музыкальные игры, хороводы с пением -Инсценирование песен -Развитие танцевально-игрового творчества - Празднование дней рождения |
-подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», атрибутов для музыкально-игровых упражнений, -подбор элементов костюмов различных персонажей для инсценировании песен, музыкальных игр и постановок небольших музыкальных спектаклей Портреты композиторов. ТСО.
|
|
Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
- на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - на праздниках и развлечениях |
-Театрализованная деятельность -Игры с элементами аккомпанемента - Празднование дней рождения |
|
|
Раздел «Творчество»: песенное, музыкально-игровое, танцевальное.
Импровизация на детских музыкальных инструментах
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
- на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - на праздниках и развлечениях |
-Театрализованная деятельность - Игры - Празднование дней рождения |
|
|
Содержание психолого-педагогической работы по освоению музыкально-художественного развития в подготовительной группе.
Музыка как часть культуры, искусство, отражающее окружающую действительность в звуковых художественных образах, является одним из средств социализации детей дошкольного возраста.
Основные задачи психолого-педагогической работы:
- приобщение ребенка к культуре и музыкальному искусству;
- развитие музыкально-художественной деятельности.
Основными видами музыкально-художественной деятельности при реализации Программы являются: восприятие музыки (слушание), исполнение музыки (пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование), элементарное музыкальное творчество.
Задачи психолого-педагогической работы:
Общие:
развивать любознательность, активность, интерес к звуку, музыкальному звуку, манипулированию с музыкальными и немузыкальными звуками;
развивать эмоциональную отзывчивость на простые музыкальные образы, выраженные контрастными средствами;
формировать первичные представления о свойствах музыкального звука, простейших средствах музыкальной выразительности, характере музыки;
стимулировать развитие способностей решать интеллектуальные и личностные задачи, связанные с самостоятельным экспериментированием с музыкальными звуками, звукоизвлечением, созданием элементарных образов-звукоподражаний;
способствовать овладению средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками в элементарной совместной музыкальной деятельности (подвижные музыкальные игры);
учить соблюдать элементарные правила поведения в коллективной деятельности, не отвлекаться во время музыкальных занятий;
Слушание:
развитие и обогащение слушательского опыта, слуховой сосредоточенности, умения различать элементарный характер музыки, понимать простейшие музыкальные образы в процессе слушания соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки, экспериментирования со звуками, музыкально-дидактических игр;
Исполнительство:
развитие и обогащение звукового сенсорного опыта, опыта манипулирования с предметами, звукоизвлечения, умений сравнивать разные по звучанию предметы, двигательно-активных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений и игры на шумовых музыкальных инструментах; элементарных вокальных певческих умений в процессе подпевания взрослому, экспериментирования со звуками, музыкально-дидактических игр, игры в шумовом оркестре, разучивания музыкальных игр и танцев, совместного пения;
Творчество:
развитие и обогащение умений импровизировать простейшие музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах в процессе совместной деятельности педагога и детей;
Продуктивная деятельность.
- Развивать продуктивную деятельность, организовывать презентацию ее результатов.
- Формировать представление о связи результата деятельности и собственной целенаправленной активности, то есть об авторстве продукта.
Перспективный план НОД
по музыкально-художественному развитию
Слушание
Месяц | Задачи | Репертуар | Музыкальная среда развития | ||
На занятиях | В группе | В семье |
Сентябрь | Вызвать у детей эмоциональный отклик на быстрый, стремительный характер музыкального произведения, передающего охотничий азарт. Предложить детям определить характер произведения и дать ему название. | «Охота» («Сентябрь») Муз. П.Чайковского «Колыбельная Светланы» Муз. Т.Хренникова | Рассказать о традиции осенней охоты. Иллюстрации и малые скульптурные формы с изображением охотников и собак. Отрывки из произведений русских писателей об охоте (Тургенев, Пришвин). Репродукции картины В.Перова «Охотники на привале». Чтение стихотворения: Жмурят глазки малые детки, Малым деткам время в кровать, Птицы тоже дремлют на ветке, - Время настало всем засыпать. Смотрит в окна темная ночка, Спит за печкой серый сверчок, Спи спокойно, куколка-дочка, Спи, моя кукла, ляг на бочок. Смотрит в окна темная ночка | Придумать рассказ по картине В.Перова «Охотники на привале», используя впечатления от прослушанного музыкального произведения. Показать детям отрывки из мультфильма «Про медвежонка, который не хотел спать». | Экскурсия в осенний лес, беседа об увиденном. Просмотр кинофильмов «Гусарская баллада», «Цирк», мультфильма «Про медвежонка, который не хотел спать». | ||
Октябрь | Учить соотносить иллюстрацию с изображением осеннего пейзажа с характером музыкального произведения. Рассказать о танцевальном жанре «мазурка», обратить внимание на своеобразный ритмический рисунок. | «Осенняя песнь» («Октябрь») Муз. П.Чайковского «Мазурка» Муз. И.Берковича | Иллюстрации с изображением осеннего пейзажа. Дидактическая игра «Подбери иллюстрацию». Танцевальная импровизация с осенними листьями. Чтение стихотворения С.Есенина «Унылая пора! Очей очарованье!» Рассказ о жанре «мазурка». Показ рисунка танца подготовленной танцевальной парой. | Прослушать фрагмент балета «Спящая красавица» П.И.Чайковского. Музыкально-дидактическая игра «Прохлопай ритмический рисунок». | Посещение театра оперы и балета, просмотр балета «Спящая красавица» П.И.Чайковского. | ||
Ноябрь | Продолжать знакомство с музыкой П.И.Чайковского «Времена года». Во время прослушивания музыкального произведения обратить внимание детей на топот копыт, звон колокольчиков. Предложить детям самостоятельно определить жанр, характер и дать название произведению. Обратить внимание на ноющий, плачущий характер музыки, помочь услышать два голоса. | «На тройке» («Ноябрь») Муз. П.Чайковского «Две плаксы» Муз. Е. Гнесиной | Иллюстрации, шкатулки Палеха с изображением тройки лошадей. Знакомство с русской народной песней «Над полями да над чистыми». Припев подыграть на колокольчиках: Ну, дружней, звонче, бубенчики, Заливные голоса! Эх, ты удаль молодецкая, Эх, ты девичья краса! Музыкально-дидактическая игра «Подбери картошку». Чтение стихов о «Юле-капризуле» (В.Гутянский) и «Ревушке-коровушке» (А.Барто). | Предложить детям фрагмента из мультфильма «Снежная королева». Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева» с рассматриванием иллюстраций. Этюд на развитие эмоций «Две плаксы». | Просмотр мультфильма «Снежная королева», рассматривание картин, иллюстраций с изображением тройки лошадей. | ||
Декабрь | Обратить внимание детей на плавный, «вьющийся», певучий характер музыки. Предложить детям определить жанр, характер произведения и придумать название. Вызвать эмоциональный отклик на таинственный, сказочный характер музыки. | «Святки» («Декабрь») Муз. П.Чайковского «В пещере горного короля» Муз. Э.Грига | Рассказ о русском народном обряде святочного гадания (Уральский регион). Чтение отрывка из поэмы В.Жуковского «Светлана». Рассказ об истории Пер Гюнта. Колпачки для гномиков. Бумажные гномики. Макет пещеры или замка. | Просмотр мультфильма «В пещере горного короля». Театрализованная игра «В пещере горного короля». Познакомить детей со святочным гаданием. | Беседа о русском народном обряде святочного гадания. Просмотр мультфильма «В пещере горного короля», прослушивание аудиозаписи с музыкальными произведениями Грига, Чайковского. | ||
Январь | Учить детей соотносить художественное слово, иллюстрации с музыкальным сопровождением. Обратить внимание детей на средства музыкальной выразительности, используемые композитором для изображения метели. Предложить детям проявить свои ощущения, настроения в движении. | «У камелька» («Январь») Муз. П.Чайковского «Вальс» Муз. Г.Свиридова | Иллюстрации, изображающие зимний вечер у камина. Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Буря мглою небо кроет…». Создание уютной обстановки при помощи зажженных свеч, чтение стихов под музыку. Музыкально-дидактическая игра «Подбери иллюстрацию» (зимний пейзаж). | Музыкально-дидактическая игра «Угадай-ка» (звучание музыкальных инструментов). Динамическое упражнение «Снежинки». Наблюдение за падающими снежинками под музыкальное сопровождение. | Литературно-музыкальный вечер «У камина». | ||
Февраль | Рассказать детям о русском народном празднике Масленица. Обратить внимание на светлый, солнечный характер музыки. Познакомить детей с военным оркестром и с историей этого марша. Обратить внимание на оптимистический характер музыки. | «Масленица» («Февраль») Муз. П.Чайковского Марш «Прощание Славянки» Муз. В.Агапкина | Рассказ о русском народном празднике Масленица. Рассказ о военном оркестре и истории этого марша. Прослушивание марша в исполнении духового оркестра. Иллюстрации с изображением военного парада. | Просмотр мультфильма «Снегурочка». Беседа, рассматривание иллюстраций, о празднике Масленица. Пение масленичных песен (Уральский фольклор). Экскурсия в воинскую часть. Игра в «военный парад». | Посещение культурно-массовых мероприятий, связанных с празднованием Масленицы. Просмотр военных парадов на городской площади и по телевидению. | ||
Март | Обратить внимание детей на трехчастную форму, предложить определить характер произведения. Дать понятие «трель». Сравнить произведение П.И.Чайковского с пьесой «Жаворонок» М.И.Глинки. Предложить детям высказать впечатления о прослушанном произведении и отобразить настроение в движении. | «Песнь жаворонка» («Март») Муз. П.Чайковского «Жаворонок» Муз.М.Глинки «Весело-грустно» Муз. Л.Бетховена | Репродукция картины И.Левитина «Март» Чтение стихотворений Еще природа не проснулась Но сквозь редеющего сна Весну прослышана она И ей невольно улыбнулась. «На солнце темный лес загудел, в долине пар белеет тонкий, и песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий. Он голосисто с вышины Поет, на солнышке сверкал. «Весна пришла к нам молодая! Я здесь пою приход весны!» | Наблюдение за пробуждением природы во время прогулки. Придумывание небольшого рассказа на тему «Два настроения», изображение этих настроений в движении. Музыкально-дидактическая игра «Весело-грустно». | Отобразить в рисунке свои впечатления о музыке. Я рисую вечер, Темные дома, В окнах зажигаю Огоньки сама. Загорелся красный, Желтый, голубой… Я рисую дождик, Лужи под сосной. Мне совсем не трудно Вечер рисовать. Только очень грустно маму долго ждать. | ||
Апрель | Продолжать учить детей определять характер музыкального произведения, его строение. Учить детей узнавать знакомые музыкальные инструменты при прослушивании музыкального произведения в исполнении оркестра. | «Подснежник» («Апрель») Муз. П.Чайковского Русские народные песни в исполнении оркестра народных инструментов (аудиозапись) | Иллюстрации с изображением подснежников. Чтение стихотворений: «В лесу, где березки…» «Это кто в саду под кленом вылез в платьице зеленом? Что за беленький цветок, Самый первый, самый смелый, Пробрался через ледок?» | Просмотр мультфильма «Цветочная фантазия». Чтение сказки «Двенадцать месяцев». Танцевальная импровизация под музыку. Игра в оркестр. | Просмотр м/ф «Двенадцать месяцев». Наблюдение за подснежниками в природе. Прослушивание в аудиозаписи оркестра русских народных инструментов. | ||
Май | Предложить детям самостоятельно определить форму произведения, его характер. Обратить внимание детей на то, как тема (главная мелодия) переходит из одного регистра в другой. | «Белые ночи» («Май») Муз. П.Чайковского «Веселый крестьянин» Муз. Р.Шумана | Иллюстрации с изображением Невы, города, белых ночей. Музыкальные инструменты (картинки) – Свирель, коровье ботало, колокольчик, рубель. Аудиозапись пения птиц, шума весеннего леса. | Придумывание рассказа, навеянного впечатлениями от прослушиваемого произведения. Экскурсия в весенний лес, слушание пения птиц, шума весеннего леса. Беседа о красоте родного края, родной природы. Прослушивание любимых музыкальных произведений. | Прогулка по весеннему лесу. Слушание в аудиозаписи музыкальных произведений П.И.Чайковского из альбома «Времена года». |
Исполнительство (Пение)
Месяц | Задачи | Репертуар | Музыкальная среда развития | ||
На занятиях | В группе | В семье | |||
Сентябрь | Дать детям понятие о русской народной песне. Учить их петь выразительно, протягивая звуки. | «Бай, качи, качи» русская народная песня «Куда летишь, кукушечка». Русская народная песня «К нам гости пришли» муз. А.Александрова | Импровизировать концерт, выбрать солистов, зрителей. Чтение стихотворения «Мы печем, пшеничим». Стр.6 | Рассказ о народной песне самарского региона. Знакомство с песней Игра «Плетень» муз.В.Калинникова | Повторение песен, выученных на занятии. Прослушивание русских народных песен в аудиозаписи. |
Октябрь | Учить петь песню, сопровождая ее импровизационными движениями. Продолжать знакомить детей с русскими народными и уральскими традициями. Учить детей петь протяжно, спокойным, естественным голосом. Петь соло, подгруппой, цепочкой и т.д. | «Падают листья» муз.М.Красева «Как пошли наши подружки» русская народная песня. «Урожайная» муз.А.Филиппенко «Еж» муз.Ф.Лещинской | Принести репродукции с осенними пейзажами, прочитать стихи об осени: «Опустел скворечник, улетели птицы, листьям на деревьях тоже не сидится. Ветер листья с веток Разогнал по свету: Липовый, березовый, Красный, разноцветный. Беседа об урожае. Загадки про овощи. Предложить детям аккомпанировать на любимом музыкальном инструменте. Загадка: «Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. На спине иголки длинные и колкие. А свернется он в клубок, Нет ни головы, ни ног (ежик). | Чтение и инсценирование шуточного стихотворения: «Раз один садовод» стр.9 Театрализованная игра «Мы ходим в огород». Слушание песни «Овощи». Рисование на тему «Листопад», «Овощи». | Наблюдение за осенним пейзажем. Рисование на тему «Листопад», «Овощи» под муз. сопровождение. Повторение песен, выученных на занятии. |
Ноябрь | Учить детей петь спокойным, естественным голосом, в интонациях передавать характер песни. | «Жил-был у бабушки серенький козлик». Русская народная песня «От носика до хвостика» муз.М.Парцхаладзе. «Котенька-коток» русская народная колыбельная. | Иллюстрации или игрушка козлика. Предложить детям инсценировать песню, проявляя свое творчество. Чтение потешки «Как у нашего кота шубка очень хороша Как у котика усы Удивительной красы. Глаза смелые, Зубки белые. Изобразить в движении образ котика. | Инсценирование песни «Жил-был у бабушки серенький козлик». Предложить детям придумать еще какие-нибудь приключения щенка, сочинить небольшой рассказ. Чтение потешек, пение колыбельных песенок (Самарский фольклор) | Сочинить несколько куплетов про щенка, дать ему кличку. Нарисовать его портрет. |
Декабрь | Учить детей петь спокойным, естественным голосом, различать припев и куплет, начинать пение после вступления. Учить сочетать пение с движением. | «Наша елка» Муз. А.Островского. «Саночки» муз.А.Филиппенко. «Елочка» муз.Е.Тиличковой «Дед Мороз» муз.В.Витлина «Сею-вею снежок» русская народная песня. | Показать иллюстрации с изображением украшенной елки, принести несколько елочных игрушек, игрушечного Деда Мороза. Чтение потешки: «Как по снегу, по метели трое саночек летели, и шумят, и гремят, колокольчики звенят! Дзинь». | Повторение песен, выученных на занятии. Придумывание движений, сочетать пение с движением. Зимние подвижные игры, забавы. Заучивание стихов к Новому году. | Подготовка к Новому году, изготовление игрушек, украшений для елки. Повторение песен, выученных на занятии. Изготовление подарков, разучивание стихов про Новый Год, елку, Деда Мороза. |
Январь | Учить детей петь, аккомпанируя себе на музыкальных инструментах. Петь, согласовывая движения с текстом. Познакомить детей с русскими народными зимними и рождественскими песнями. | «Голубые саночки» муз.М.Иорданского. «Ой, ты, зимушка-сударушка» русская народная песня. «Веселое Рождество» английская народная песня. | Предложить детям аккомпанировать себе на музыкальных инструментах (колокольчиках, треугольниках). Придумать движения к песне, согласовывать с текстом. Рассказ о Рождестве (во всем мире, в России). | Познакомить с рождественскими песнями Уральского региона. Рассказать об обряде колядования. Колядки (самарский фольклор). | Разучивание рождественских песенок, колядок. |
Февраль | Учить петь, передавая задорный и веселый характер песни. | «Блины» русская народная песня. «Перед весной» русская народная песня. «Песенка друзей» муз.В.Герчик. «А мы Масленицу дожидаем» русская народная песня «Мамин праздник» муз.Ю.Гурьева | Рассказать о традициях печь блины на Масленицу, о масленичной неделе. Рассмотреть репродукцию картины В.Сурикова «Взятие снежного городка». Чтение стихотворения: «Только просыпаюсь – улыбаюсь я, солнышко целует ласково меня. Я смотрю на солнце – Маму вижу я, Мое солнце – Мамочка моя!» | Предложить вниманию детей мультфильма «Веснянка», фрагмент из мультфильма «Снегурочка». Заучивание закличек, песенок (Уральский фольклор). | Просмотр мультфильмов «Веснянка», «Снегурочка». Посещение культурно-массовых мероприятий, посвященных празднованию Масленицы. |
Март | Продолжать учить детей петь слаженно, спокойным, естественным голосом, передавая в пении характер песен. Познакомить детей с гаммой, учить ее пропевать интонационно правильно. | «Мама» муз.А.Бакалова «Про козлика» муз.Г.Струве. «Песенка-чудесенка» муз.А.Берлина «Песенка о гамме» муз.Г.Струве. «Ой, бежит ручьем вода» украинская народная песня. Частушки. «У меня ль во садочке» русская народная песня. | Принести иллюстрации с изображением мамы и ребенка. Стихи о маме. Предложить ребенку сыграть гамму на металлофоне, согласовывая исполнение с пением детей. Чтение стихотворения о весне: «Отшумела злая вьюга…» стр.22 | Разучивание стихов о маме, повторение выученных песен. Музыкально-дидактическая игра «Лесенка» (металлофон). Рассматривание иллюстраций, изображающих хоровод украинских девушек в национальных костюмах. | Повторение песен, выученных на занятии. Самостоятельное исполнение гаммы на любом музыкальном инструменте. |
Апрель | Учить передавать в пении веселый, задорный характер песни, придумывать движения, проявлять творчество. Петь соло, по цепочке, дуэтом и т.д. | «Где был, Иванушка?» Русская народная песня. «Прибаутка» «По деревне идет Ваня-пастушок» русская народная песня. «Так уж получилось» муз.Г.Струве. | Придумать движения, характерные для героев песни, проявлять свое творчество. Совершенствовать игру на ложках. Инсценирование песни (элементы костюмов). Придумать образные движения, выполнять их выразительно, пластично. | Продолжать работу по инсценированию песен, привлекая к инсценировке поочередно всех детей. | Повторение выученных песен, импровизационные танцевальные движения. |
Май | Учить передавать в пении характер песни: веселый, шуточный, озорной, грустный, ласковый, спокойный и т.д. Исполнять песни легким звуком, без напряжения, в оживленном или медленном темпе | «Веселые путешественники» муз. М.Старокадомского «Колобок» муз.Г.Струве. «Про лягушек и комара» муз. А.Филиппенко | Упражнения на дыхание, артикуляцию. Музыкально-дидактическая игра «Телефон». | Инсценирование выученных песен (атрибуты, костюмы, музыкальные инструменты). Музыкально-дидактическая игра «Веселый поезд». | Повторение песен, выученных за год, исполнение и инсценирование любимых песен. |
Работа над развитием чувства ритма. Музицирование
Месяц | Задачи | Репертуар | Музыкальная среда развития | ||
На занятиях | В группе | В семье | |||
Сентябрь | Продолжать учить детей пропевать, прохлопывать, проигрывать на музыкальном инструменте ритмические рисунки. Учить проигрывать ритм по фразам. | Ритмизированный текст. Игра «Дирижер» (ритмичная мелодия). | Ритмические карточки. Текст: Горн трубит Сигнал с утра – На зарядку нам пора. Ту-ру-ру! Ту-ру-ру! Ту-ру-ру-ру-ру! Музыкальные инструменты. | Ритмические карточки. Музыкальные инструменты. Аудиозапись. Музыкально-дидактическая игра «Музыкальное лото». | Ритмические карточки. Музыкальные инструменты. Аудиозапись. Музыкально-дидактическая игра «Эхо». |
Октябрь | Учить детей играть на разных инструментах по подгруппам, цепочкой. Уметь выкладывать ритм, произнести его и сыграть. Дать понятие «акцент». | «Барабанщик». Игра «Гусеница» Игра «Дирижер». | Барабан. Ритмизированный текст: На парад идет отряд. Барабанщик очень рад. Барабанит, барабанит Полтора часа подряд. Фланелеграф. Карточки с изображением звуков. Музыкальные инструменты. | Аудиозапись. Музыкальные инструменты. Музыкально-дидактическая игра «Барабанщик». | Аудиозапись. Музыкальные инструменты. |
Ноябрь | Познакомить детей с графическим изображением паузы. Отхлопывать ритм с паузой. | «Марш» Игра «Дирижер» | Фортепианное исполнение или аудиозапись маршевой музыки. Фланелеграф. Графическое изображение паузы. Ритмические карточки. | Аудиозапись. Ритмические карточки. | Аудиозапись. Ритмические карточки. |
Декабрь | Учить называть имя по ритмическому рисунку, отхлопывать в ладоши уменьшительное имя. | Игра в имена. Игры: «Паровоз», «Гусеница», «Дирижер». | Музыкально-дидактическая игра «Вопрос-ответ» Музыкальные инструменты. Иллюстрации. | Музыкально-дидактическая игра «Вопрос-ответ» Аудиозапись. Музыкальные инструменты. | Аудиозапись. Музыкальные инструменты. |
Январь | Продолжать учить детей играть выложенный ритм на музыкальных инструментах. Побуждать детей к сочинению. | «Сочиняем песню». Игры: «Гусеница» «Паровоз» «Дирижер». | Ритмические карточки. Картинки. Музыкальные инструменты. Музыкально-дидактическая игра «Мы – композиторы» | Ритмические карточки. Картинки. Музыкальные инструменты. Музыкально-дидактическая игра «Подбери картинку» | Ритмические карточки. Картинки. Музыкальные инструменты. |
Февраль | Продолжать учить детей отхлопывать ритм, играть его на музыкальных инструментах. | Игра «Аты-баты или мышата» Игра «Дирижер». | Музыкально-дидактическая игра «Вопрос-ответ» Музыкальные инструменты. Ритмические карточки. | Музыкально-дидактическая игра «Вопрос-ответ» Музыкальные инструменты. Аудиозапись. | Музыкальные инструменты. Аудиозапись. |
Март | Учить детей прохлопывать ритм по фразам, играть на музыкальных инструментах. | Игры: «Гусеница» «Паровоз» «Черная курица» чешская народная песня. Игра «Дирижер». | Ритмические карточки. Музыкальные инструменты. | Ритмические карточки. Музыкальные инструменты. Аудиозапись. Игрушки. | Ритмические карточки. Музыкальные инструменты. Аудиозапись. Игрушки. |
Апрель | Продолжать учить выкладывать ритмический рисунок, играть его на любом инструменте, петь и играть по фразам. | Игра «Эхо» (любая простая песенка) Игра «Дирижер» | Ритмические карточки. Фланелеграф, карточки с изображениями звуков. Музыкальные инструменты. | Ритмические карточки. Музыкальные инструменты. Музыкально-дидактическая игра «Эхо». Игра «Дирижер» (аудиозапись). | Ритмические карточки. Музыкальные инструменты. Музыкально-дидактическая игра «Эхо». |
Май | Учить детей чувствовать ритм, уметь пропеть, прохлопать, проиграть любое музыкальное произведение с заданным ритмическим рисунком. | Игры, пройденные в течение года. | Ритмические карточки. Фланелеграф, карточки со звуками. Музыкальные инструменты. | Аудиозапись. Ритмические карточки. Музыкальные инструменты. | Аудиозапись. Ритмические карточки. Музыкальные инструменты. |
Музыкально-ритмические движения
Месяц | Задачи | Содержание | Музыкальная среда развития | ||
Оборудование | Художественное слово | Музыкальный репертуар | |||
Сентябрь | Развивать способность чувствовать (понимать) партнера в образно-пластическом взаимодействии. Побуждать к поиску творческих решений в «вылепливании фигур из глины» Развивать выразительность исполнения в передаче двигательной пластики старого человека и молодого. Побуждать детей к поиску деталей, «штрихов», обогащающих образ. | «Лепим из глины» «Старый – молодой» «Дед и бабка» | Магнитофон 2-3 больших стула, гимнастические скамейки, длинные веревки. | Сюита старинных танцев. Русская народная пляска «Камаринская». Русская народная песня «Как у наших у ворот», обработка А.Курченко | |
Октябрь | Развивать у детей умение проигрывать целостный сюжет сказки по ролям, стараясь выразительно передавать характеры персонажей. Знакомить со способом условно-сценического взаимодействия партнеров: поимка Жар-птицы с помощью воображаемой веревки. Побуждать к поиску выразительных деталей в изображении действий, пластики персонажей. Создать условия для возникновения у детей представления о целостности сюжета и последовательности эпизодов сказки «Петя и Волк» Развивать выразительность исполнения образов старика и мальчика в рамках эмоционально-пластического взаимодействия персонажей | «Колобок» «Иван и Жар-птица» Слушание сказки с музыкой (нерегламентированная деятельность). «Петя и дедушка» | Магнитофон. Бубен. 2-3 больших стула, гимнастические скамейки, длинные веревки. Костюмы. | Сказка «Колобок» Сказка «Петя и Волк» | Н.Вязьмин «Полька-кадриль» Русская народная песня «Как у наших, у ворот», обработка А.Курченко В.Моцарт «Концерт № 2 для клавесина с оркестром» С.Прокофьев «Петя и Волк» |
Ноябрь | Побуждать к творческому поиску двигательно-пластических деталей, в воплощении образов. Продолжать осваивать способ условно-сценического взаимодействия партнеров на новом содержании. Побуждать детей к выразительному исполнению эпизодов по ролям. | «Петя, волк и птичка» «Завершение». Эпизоды: «Петя и птичка танцуют» «Дедушка и кошка» «Утка спасается» сказка «Петя и Волк». | Магнитофон. Большие кубики, детские стульчики, длинные веревки, гимнастические скамейки. Театральные костюмы. | Сказка «Петя и Волк». | В.Моцарт «Концерт № 2 для клавесина с оркестром» С.Прокофьев «Петя и Волк» А.Адан «Жизель» Вариации. |
Декабрь | Развивать у детей умение чутко воспринимать (понимать) партнера. Развивать умение передавать контрастную манеру исполнения движения: то пластическую (плавную), то механическую (отрывистую). Развивать исполнительскую выразительность при воплощении образа танцующей куклы. | «Зеркало» «Пластичный – механический. Упражнения: «Учим куклу танцевать» «Кукла танцует». | Магнитофон. | И.Бах Г.Малер Сюита И.Штраус «Пиццикато-полька» С.Джоплин «Стоп-тайм». | |
Январь | Развивать у детей способность придумывать варианты композиционного «решения» образно-пластического этюда. Развивать выразительность исполнения образно-пластического этюда по ролям. | «Маша и Щелкунчик» | Магнитофон. | С.Джоплин «Стоп-тайм». П.Чайковский «Щелкунчик (фрагменты). | |
Февраль | Развивать пластическую выразительность в исполнении действий с воображаемым предметом (очень легким или очень тяжелым). Развивать способность искать и использовать способы условно-сценического взаимодействия партнеров. Развивать творческую фантазию детей, побуждая их искать необычные движения и пластику сказочных существ. Развивать «сочинительское» творчество, побуждая к поиску вариантов композиции образно-пластического произведения (этап: построение экспозиции) | «Легкий-тяжелый» Упражнения: «Поиграем с воздушным шариком» «Поднимем тяжелый чемодан» «Поднимем тяжелый камень» «Фантастическое существо» (кикимора) «Жил-был…» | Магнитофон. | А.Адан «Жизель» А.Лядов «Кикимора» В.Моцарт «Соната Фа-мажор» Престо | |
Март | Развивать «сочинительское» творчество, побуждая детей к поиску вариантов композиции сюжетно-пластического произведения (этапы: построение завязки, построение кульминации и развязки). Знакомить детей с условно-сценическим способом взаимодействия партнеров, передающим погоню одного персонажа за другим. | «И вот однажды…» (сочинение сказки про зайчика). «Преследование» «Чем дело кончилось…» | Магнитофон | В.Моцарт «Соната Фа-мажор» «Фантазия до минор» И.Штраус «Полька» | |
Апрель | Побуждать детей к разыгрыванию целостного сюжета «Заяц и Волк» и на его основе выявить обобщенную схему композиционного построения образно-пластического произведения. Развивать выразительность исполнения сказки по ролям. Побуждать детей к поиску выразительных движений, передающих образ бабочки. Подводить детей к использованию способа условно-сценического взаимодействия партнеров, передающего ловлю бабочки (воображаемым) сачком. Развивать композиционное творчество, побуждая детей придумывать варианты воплощения сюжета, заданного в обобщенной схеме. Развивать выразительность исполнения по ролям. | Сюжет «Заяц и Волк» «Бабочка» «Ловим бабочку» «Медвежонок и бабочка» «Встреча медвежонка с бабочкой» «Медвежонок хочет летать» «Расставание» | Магнитофон | А.Адан «Жизель» И.Штраус «Полька» И.Бах Г.Малер «Сюита» В.Моцарт «Соната Фа-мажор» Престо «Концерт № 2 для клавесина с оркестром» А.Вивальди «Концерт для фагота, струнных и чембало си бемоль мажор» | |
Май | Побуждать детей к поиску выразительных средств, передающих характер фантастического персонажа, его необычные движения и пластику. Развивать выразительность исполнения образа. Развивать композиционное творчество. Развивать выразительность исполнения сказки по ролям. | «Фантастическое существо» «Лиса и птица» «Встреча лисы с птицей» «Лиса поймала птицу» «Исполнение желаний» | Н.Вязьмин «Полька-кадриль» П.Дюка «Ученик Чародея» И.Штраус «Полька» А.Вивальди «Концерт для фагота, струнных и чембало до мажор» |
Перспективный план работы с родителями
Месяц | Форма работы | Взаимодействие с родителями | Задачи |
Сентябрь | Консультация “Музыка, как средство воспитания", встреча с родителями вновь прибывших детей. Индивидуальные беседы. | Посещение занятий, развлечение для детей и родителей “День знаний”. | Воспитывать музыкальное восприятие у ребенка в семье. |
Октябрь | Индивидуальные беседы “По результатам диагностики музыкального развития дошкольников на начало учебного года” | Участие родителей в подготовке и проведении развлечения “Осень в гости к нам пришла” Изготовление костюмов | Ознакомить родителей с уровнем музыкальных способностей их детей. |
Ноябрь | Беседы “Родителям о склонностях, способностях”, пожелания. | Познакомить с программными задачами и содержанием работы на квартал. | Помочь родителям увидеть в своем ребенке музыкальные способности, развивать их. |
Декабрь | Рекомендации по подготовке к зимним праздникам, принимать активное участие в проведении праздников. | “В гости елка к нам пришла” приглашение на утренники Изготовление атрибутов, подарков сюрпризов. | Создать сказочную атмосферу и праздничное настроение в кругу семьи. |
Январь | Семинар-практикум “Давайте поговорим о музыке в серьез” | «Рождественские встречи». Участие родителей в подготовке и проведении развлечения. | Побудить родителей приобретать музыкальный материал, соответствующий возрасту ребенка. |
Февраль | Консультация “Развитие творческой деятельности на основе русского фольклора”. Открытая НОД по желанию родителей. | Развлечение “День защитников Отечества”, принятие в нем участия. | Воспитание нравственно-патриотических чувств. |
Март | “День открытых дверей” | Организовать музыкальные встречи с семьями воспитанников. Праздничный утренник “Слушай нашу песенку мамочка любимая” Подбор аудиозаписей детских песен. Активное участие мам и бабушек на праздничном утреннике. | Стимулировать эмоционально-положительное состояние детей посредством совместной с родителями музыкальной деятельности. Побудить родителей к совместной с детьми деятельности |
Апрель | Принять участие в проведении групповых родительских собраний: по результатам работы за год во всех группах, с показом музыкального занятия. | Провести день смеха “Хохотунчики” Провести индивидуальные беседы по результатам диагностики музыкального развития дошкольников. | Познакомить родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей. |
Май | Консультация “О домашней фонотеке” Подготовка и проведение открытого мероприятия «Фронтовые письма», посвященного 70-лет Великой Победы | Индивидуальные консультации с родителями детей, нуждающихся в коррекционно-профилактической поддержке. | Итоги учебного года, советы, пожелания родителям. Повышать педагогическую компетентность по вопросу эмоционального развития через разные формы работы. Воспитание нравственно-патриотических чувств. |
Июнь | Практикум “Приобщение детей к музыкальной деятельности средствами русского народного творчества” | Практические занятия совместно с детьми, разучивание народных хороводов, игр, знакомство с народными музыкальными инструментами. | Побуждать родителей сохранять и прививать детям любовь к традициям нашего народа. Подготовка к новому учебному году |
План работы с педагогическим коллективом
по музыкальному развитию детей 6-7 лет.
№ п/п | Тема | Формы организации | Элементы основного содержания | Дата проведения | |
план | факт | ||||
1 | Осеннее развлечение | Групповая консультация | Обсуждение сценария, распределение ролей, костюмы, оформление зала, песенный и ритмический материал для заучивания с детьми* | сентябрь | |
2 | Новогодние праздники | Групповая консультация | Обсуждение сценария новогоднего утренника, распределение музыкального материала* между группами, время. Оформление интерьера | ноябрь | |
3 | Особенности характеров персонажей | Индивидуальные консультации, эскизы костюмов, | Подбор костюмов. Обсуждение характеров персонажей, разучивание ролей, мизансцен | Декабрь | |
4 | Анализ новогодних утренников | Совещание при заведующей | Достоинства и недостатки, работа над ошибками, поведение родителей, детей, педагогов | январь | |
5 | 23 февраля | консультация | песенный и ритмический материал для заучивания с детьми (март) | февраль | |
6 | «Женский день 8 марта» | Групповая консультация | Обсуждение сценария, распределение ролей, обсуждение и подбор игр, эскизы атрибутов; песенный материал для заучивания с детьми (январь) | Февраль. | |
7 | «Развитие творческих способностей детей в музыкальной деятельности». | Доклад на пед. совете | Анализ музыкальной развивающей среды ДОУ. проблемы и перспективы. | март | |
8 | «Выпускной бал» | Групповая консультация | Обсуждение сценария, распределение ролей, обсуждение и подбор игр, эскизы атрибутов; песенный материал для заучивания с детьми | апрель | |
*Обновление муз.материала в тетради воспитателя для заучивания с детьми осуществляется систематически по мере необходимости в течение года. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ.
- - узнавать гимн РФ;
- - определять музыкальный жанр произведения;
- - различать части произведения;
- - определять настроение, характер музыкального произведения;
- слышать в музыке изобразительные моменты;
- - воспроизводить и чисто петь несложные песни в удобном диапазоне;
- - сохранять правильное положение корпуса при пении (певческая посадка);
- - выразительно двигаться в соответствии с характером музыки, образа;
- - передавать несложный ритмический рисунок;
- - выполнять танцевальные движения качественно;
- - инсценировать игровые песни;
- - исполнять сольно и в оркестре простые песни и мелодии.
МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯМУЗЫКАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ
Музыкальность – комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления.
Критерии диагностики:
Цель: изучить особенности проявления у детей музыкальных способностей и начала музыкальной культуры в процессе проведения групповой и индивидуальной диагностики в одной из возрастных групп детского сада.
Форма проведения: Групповая и индивидуальная
Оценка уровня развития (по пятибалльной системе: 5 баллов – высокий уровень, 4 балла- выше среднего уровень, 3 балла – средний уровень, 2 балла – ниже среднего уровень, 1 балл – низкий уровень.
Для индивидуального обследования необходимо заранее подобрать музыкальные произведения и разработать задания для детей.
При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:
1. Ладовое чувство:
- - просьба повторить, наличие любимых произведений;
- - эмоциональная активность во время звучания музыки;
- - высказывания о музыке с контрастными частями (использование образных сравнений)
- «словаря эмоций»);
- - узнавание знакомой мелодии по фрагменту;
- - определение окончания мелодии;
- - окончание на тонике начатой мелодии.
2. Музыкально-слуховые представления:
- - пение малознакомой мелодии без сопровождения;
- - подбор по слуху на металлофоне хорошо знакомой попевки;
- - подбор по слуху малознакомой попевки.
3. Чувство ритма:
- - воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии (более сложного, чем в младших группах);
- - выразительность движений и соответствие их характеру музыки с малоконтрастными частями;
- - соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).
КОМПЛЕКС МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Вид музыкальной деятельности | Учебно-методический комплекс |
1. Восприятие: | 1. О.П. Радынова «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М., 1999. 2. О.П. Радынова. Конспекты занятий и развлечений в 12 частях (2-х томах). – М., 2000. 3. О.П. Радынова «Мы слушаем музыку» комплект из 7 аудиокассет. 4. Портреты русских и зарубежных композиторов 5. Наглядно - иллюстративный материал: - сюжетные картины; - пейзажи (времена года); - комплект «Мир в картинках. Музыкальные инструменты» («Мозаика-синтез»). 6. Музыкальный центр «Sony» |
2. Пение: музыкально-слуховые представления | «Музыкальное лото «До, ре, ми»; «Лестница»; «Угадай колокольчик»; «Три поросенка»; «На чем играю?»; «Громкая и тихая музыка»; «Узнай, какой инструмент» |
- ладовое чувство | «Грустно-весело»; «Выполни задание»; «Слушаем внимательно» |
- чувство ритма | «Ритмическое эхо»; «Наше путешествие; «Определи по ритму» |
3. Музыкально-ритмические движения | 1. Усова О.В. Методическое пособие «Театр танца» (приложение к программе О.В. Усовой «Развитие личности ребенка средствами хореографии»), 2000. 2. Усова О.В. «Театр танца» комплект из 6 дисков. 3. Разноцветные шарфы - 25 штук. 4. Разноцветны платочки – 50 штук. 5. Карнавальные костюмы: лиса, медведь, волк, заяц, белка, кошка, собака, тигр, сорока, красная шапочка. 6. Маски-шапочки: лягушка, волк, лиса, коза, кошка, мышка, заяц, собака, медведь, белка, петух. 7. Косынки (желтые, красные) – 33 штуки. |
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Перечень комплексных программ | Программы:
|
Перечень парциальных программ и технологий |
|
Перечень пособий | 1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада). 3. Коренева Т.Ф., «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб.-метод. пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – ч.1. – 112с.: ноты. 5. Петрова В.А. Музыка-малышам. – М.: Мозаика-Синтез, 2001. 6. Петрова В.А., Мы танцуем и поем. – М.: Карапуз, 2003. 7. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 384 с. 8. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М.: Мозаика-синтез, 2001. 9. Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программ.-метод. пособие / под ред. С. И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003г. – 216 с.: ил. – (Воспитание и доп. образование детей) 10. Трубникова М. А. «Играем в оркестре по слуху». – М.: Центр «Гармония», 1994. Методическое обеспечение программы Т.Ф. Кореневой «В мире музыкальной драматургии»: 11. Т.Ф. Коренева «Музыкально - ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб.-метод. Пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – ч 1. – 112с.: ноты. Методическое обеспечение программы В.А. Петровой «Малыш»: В.А. Петрова МУЗЫКА-МАЛЫШАМ. – М.: Мозаика-Синтез, 2001. В.А. Петрова «Мы танцуем и поем». – М.: «Карапуз», 1998. «Хрестоматия музыкального репертуара» (сост. В. А. Петрова). – М.: Центр «Гармония», 1995. Пособия для педагогов Аудиокассеты с записями музыкальных произведений (сост. В. А. Петрова). – М.: ГДРЗ, 1995. Методическое обеспечение программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»: О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей» в двух частях. – М.: «Владос», 1997. «Мы слушаем музыку». Учебное пособие. Комплект из 6 аудиокассет с методическими рекомендациями (сост. О. П. Радынова). – М.: 1997. Методическое обеспечение программы К.В. Тарасовой «Синтез»: «Хрестоматия музыкального репертуара». Пятый год жизни. – М.: Центр «Гармония», 1993. «Хрестоматия музыкального репертуара». Шестой год жизни. – М.: «Виоланта», 1998. Пособия для педагогов Тютюнникова Т.Э., «Элементарное музицирование с дошкольниками». Методическое обеспечение технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование»: Алексеева Л.Н. , Тютюнникова Т.Э. «Музыка». Учебно-наглядное пособие «Музыка». – М.: АСТ, 1998. Методическое обеспечение технологии Е.Железновой |
Перечень дидактических игр и пособий
«Весело, грустно», «Узнай инструмент», «Высоко, низко», «Тихо, громко», «Выполни задание», «Музыкальные башмачки», «Цветомузыка», «Сложи песенку», «Музыкальная лесенка», «На чем играю?», «Музыкальное лото», «Русские и зарубежные композиторы» лото, «Музыкальный словарик», «Симфонический оркестр», «Музыкальная копилка», «Кубик эмоций».
Пособия:
- Графические модели мелодических линий.
- Графические модели по ориентации в пространстве.
- Напольное пианино.
- Кот Музик
- Музыкальные палочки
- Деревянные Д.М.И.
- Металлические Д.М.И.
- Шумовые Д.М.И.
- Набор для рисования (кисточки, краски, альбомы)
СД и аудиокассеты, цифровые файлы с музыкой
Рабочая программа предусматривает использование в процессе образовательной деятельности интересного и яркого наглядного материала:
- иллюстрации и репродукции;
- дидактический материал;
- игровые атрибуты;
- музыкальные инструменты;
- аудио- и видеоматериалы;
- «живые» игрушки (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы);
- компьютерные «презентации».
Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого – эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке Вокально-танцевальной деятельности «Поющие нотки»
Рабочая программа по музыке...
рабочая программа по музыке
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Музыкальное воспитание детей заключается в передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальн...
Рабочая программа по музыке в ДОУ
Программа расчитана на детей в возрасте от 1,5 до 7 лет...
Рабочая программа по музыке в старшей группе
Рабочая программа по музыке в старшей группе. Программа разработана на основе программы Вераксы "от рождения до школы"...
Рабочая программа по музыке в младшей группе
Программа разработана на учебный год...
Рабочая программа по музыке в средней группе
Программа разработана на учебный год...
Рабочая программа по музыке в старшей группе
Программа разработана на учебный год...