Рабочая программа по музыке в средней группе
рабочая программа (средняя группа) на тему
Программа разработана на учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_progr._sredn._gr.docx | 95.93 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Росинка»
г.Козьмодемьянск, Республика Марий Эл
Рабочая программа
по музыкальному развитию
(средняя группа)
4-5 лет
Исполнитель:
Музыкальный руководитель
1 кв.категории
Колупаева Н.Г.
г. Козьмодемьянск
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
В дошкольной педагогике музыка рассматривается, как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни.
Музыкальное воспитание в ДОУ реализуется посредством основной общеобразовательной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/. Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), текущими нормативными документами:
- Законом РФ «Об образовании»
- Национальной доктриной образования в РФ
- Концепцией модернизации российского образования
- Концепцией дошкольного воспитания
- СанПиНот 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564)
- НРК ГОСа и получением социального заказа на качественное дошкольное образование.
Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.
Данная рабочая программа по музыкальному развитию детей составлена на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию детей дошкольного возраста с учетом федерального компонента образовательного стандарта и приоритетных направлений развития МАДОУ №3»Светлячок»:
- примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
- программы музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки» И. Каплуновой., И. Новоскольцевой Композитор Санкт-Петербург 2003 год
- «Топ-хлоп малыши» программы музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет Сауко, Буренина А. И. СПб, 2001
- «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» Н.Г. Кононова, «Просвещение», М., 1990.
-Н. Ф Сорокина «Играем в кукольный театр», программа «Театр – творчество - дети» пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. Москва 2004 год
- «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной
- «Танцевальная ритмика» Т. И, Суворовой
- Н.А. Метлов «Методика обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»
- «Камертон» - программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина.
- Авторской программы и методических рекомендаций О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры» Издательство Гном Москва 2000 год
- «Музыкальная ритмика» учебно-методического пособия Т.А. Затяминой, Л. В. Стрепетовой - М. Издательство Глобус 2009 год (Уроки мастерства)
В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей младшей группы, средней, старшей, подготовительной.
Цель рабочей программы: создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- приобщение к музыкальному искусству;
- формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами;
- воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
- развитие музыкальных способностей: поэтических и музыкальных;
- слуха, чувства ритма, музыкальной памяти;
- формирование песенного, музыкального вкуса.
- воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.
- развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей;
- удовлетворение потребности в самовыражении.
Рабочая программа по музыкальному развитию, опираясь напримерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы», предполагает проведение НОД 2 раза в неделю в каждой возрастной группе. Исходя из календарного года (с 1 сентября текущего по 31 мая) количество часов, отведенных на НОД, будет равняться 68-72 часам для каждой возрастной группы.
Результатом реализации учебной рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать:
- сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;
-умение передавать выразительные музыкальные образы;
-воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений;
-сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность);
-умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;
- проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
РАЗДЕЛ
Реализация задача по музыкальному воспитанию предполагается через основные формы музыкальной организованной образовательной деятельности с учетом учебного плана:
Форма музыкальной деятельности | Подготовительная группа | ||
Продолжительность. | Количество | ||
В неделю | В год | ||
Организованная образовательная деятельность эстетической направленности | 20 | 2 | 68-72 |
Праздники и развлечения: Досуги Утренники | 20-25 30-35 | 1 |
Непосредственно образовательная деятельность (НОД) состоит из трех частей:
- Вводная часть.
Музыкально-ритмические упражнения.
Цель - настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.
- Основная часть.
Слушание музыки.
Цель - приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, эмоционально на них реагировать.
Подпевание и пение.
Цель - развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.
В основную часть НОД включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.
- Заключительная часть.
Игра или пляска.
Основные задачи реализации музыкально-художественной деятельности:
Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус.
Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух. Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку.
Обучать игре на детских музыкальных инструментах.
Знакомить с элементарными музыкальными понятиями.
Раздел «СЛУШАНИЕ»
-ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
-развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
-развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса.
развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
Раздел «ПЕНИЕ»
-формирование у детей певческих умений и навыков
-обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента
-развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок
-развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.
Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»
-развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений
-обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок
-обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения
-развитие художественно-творческих способностей
Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»
- совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка,
- становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
- развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса.
- знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них.
- развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма.
Раздел «ТВОРЧЕСТВО»: песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских музыкальных инструментах
- развивать способность творческого воображения при восприятии музыки
- способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла
-развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах.
Связь с другими образовательными областями.
«Физическое развитие» | развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности; сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация. |
«Социально-коммуникативное развитие» | развитие свободного общения с взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности |
«Познавательное развитие» | расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества;Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); |
«Художественно-эстетическое развитие» | развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); закрепления результатов восприятия музыки; формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. |
«Речевое развитие» | использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений;практическое овладение воспитанниками нормами речи;развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; способствование развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания; формирование умения пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса; |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Возрастные и индивидуальные особенности детей среднего возраста (4-5 лет)
На пятом году жизни расширяются представления детей о музыке как искусстве, накапливается музыкально - слушательский опыт. Дети начинают понимать, что музыка может о чем-то рассказывать. Они более внимательно прислушиваются к ее звучанию, различают празднично-веселые, нежные, грустные, спокойно-сосредоточенные интонации, начинают выделять и улавливать наиболее яркие, контрастные изменения средств музыкальной выразительности на протяжении всего музыкального произведения (изменения темпа, динамики, регистров). С удовольствием слушают музыку классическую, народные песенные и плясовые мелодии, современные детские песни. У детей начинает формироваться более устойчивый интерес к восприятию музыки, появляются собственные предпочтения, любимые произведения. У них развивается музыкальная память, дети начинают запоминать и узнавать знакомые музыкальные произведения.
Словарный запас у детей пока невелик, вместе с тем они способны не только эмоционально реагировать на музыку, но и вербально давать оценку ее звучанию, используя такие определения, как, например, музыка веселая, грустная, нежная, смешная, тихая.
Продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей. В этом процессе особенно помогает применение разнообразных музыкально-дидактических игр и пособий. Развиваются основные музыкальные способности (ладовое чувство, чувство ритма), которые проявляются в более активной и разнообразной музыкальной деятельности детей. Так, дети пятого года жизни проявляют интерес к пению, поют вместе с взрослыми, сверстниками и самостоятельно. Расширяются их певческие возможности: увеличивается диапазон (ре - си первой октавы), более организованным становится дыхание, в связи с активным развитием речи улучшается дикция.
Совершенствуются умения в музыкально-ритмической деятельности. Дети уже гораздо лучше ориентируются в пространстве, развивается ритмичность движений. Двигаясь под музыку, они начинают более осознанно различать отдельные элементы музыкальной выразительности (изменения темпа, ритма, динамики), различают простейшую двух- и трехчастную форму, танцевальные жанры (плясовая, полька), начинают чувствовать развитие музыкального образа, характерными движениями передают некоторые особенности звучания. Овладевают запасом гимнастических движений, несложными танцевальными движениями, характерными для плясовой и польки. Активно проявляют себя в музыкальных играх, создавая образы, птиц, зверей как по подражанию взрослому, так и самостоятельно. Вместе с тем точность, ритмичность выразительность движений под музыку - ограничены.
У детей начинают развиваться творческие способности во всех видах музыкальной деятельности: в пении это проявляется в простейших звукоподражаниях, сочинении отдельных песенных интонаций разного настроения на готовый текст. В движениях под музыку дети также проявляют творчество: используют знакомые танцевальные движения в свободных плясках, и, и по-своему комбинируя их, создают оригинальные игровые образы.
Растет интерес детей к игре на детских музыкальных инструментах. Дети уже знакомы со многими ударными инструментами и владеют простейшими способами игры на них. На пятом году жизни начинается систематическое обучение игре на металлофоне. Кроме того, дети продолжают осваивать игру на таких инструментах: кастаньеты, треугольники, а так же инструменты народного оркестра (ложки, трещотки, бубенцы).
Организационные условия жизнедеятельности детей
Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:
- совместной деятельности взрослого и детей
- самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми). Так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
Объем самостоятельной деятельности, как свободной деятельности воспитанников, в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объем самостоятельной деятельности детей соответствует требованиям СанПиН (3-4 часа в день для всех возрастных групп).
При реализации образовательной области «Музыка» необходимо учитывать следующее:
- время, отведенное для слушания музыки, сопровождающей проведение режимных моментов, не учитывается в общем объеме образовательной нагрузки.
Формы работы по реализации основных задач по видам
музыкальной деятельности.
Задачи и содержание работы | Формы работы | Формы организации детей | Примерный объем (в неделю) |
Непосредственно образовательная деятельность | |||
Слушание Обогащение, освоение, развитие: - представлений о свойствах музыкального звука; - опыта слушания музыки, музыкальных впечатлений; - слушательской культуры; - умений интерпретировать характер музыкальных образов, ориентируясь в средствах их выражения, понимать и интерпретировать выразительные средства музыки. | Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки Музыкально-дидактические игры Беседы интегративного характера Интегративная детская деятельность | Подгрупповая Индивидуальная | 14 мин. |
Исполнение Обогащение, освоение, развитие: - двигательного восприятия метроритмической основы музыкальных произведений; - координации слуха и голоса; - певческих навыков (чистоты, интонирования, дыхания, дикции, слаженности); - умений игры на детских музыкальных инструментах; - элементов танца и ритмопластики; - общения (в т.ч. сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки). | Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение Музыкальные упражнения Попевки Распевки Двигательные, пластические, танцевальные этюды | Групповая Подгрупповая Индивидуальная | 14 мин. |
Творчество Обогащение, освоение, развитие: - потребности и желания пробовать себя в попытках самостоятельного исполнительства; - умений выбирать предпочитаемый вид исполнительства; - умения переносить накопленный опыт музыкально-художественной деятельности в самостоятельную деятельность; - умений импровизировать, проявляя творчество в процессе исполнения музыки. | Творческие задания Концерты-импровизации | Групповая Подгрупповая Индивидуальная | 12 мин. |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | |||
Слушание | Слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов | 15 мин. | |
Исполнение | Музыкальные подвижные игры Интегративная детская деятельность Концерты-импровизации (на прогулке) | 15 мин. | |
Самостоятельная деятельность детей | |||
Музыкально-художественная деятельность (в разных видах самостоятельной детской деятельности) | Создание соответствующей предметно-развивающей среды | Подгрупповая Индивидуальная |
Принципы формирования примерного перечня произведений
для слушания, исполнительства, детского творчества:
учета возрастных(физиологических, анатомо-физиологических и психологических) особенностей ребенка, или доступности репертуара для слушания, исполнительства, творчества.
учета детских музыкальных интересов, детской субкультуры, предполагающий, что каждый ребенок, вне зависимости от возраста уже обладает индивидуальным музыкальным опытом, имеет начальное избирательное отношение к музыке. Реализация этого принципа предусматривает дифференцированный подход – предложение разным детям разной музыки для восприятия, исполнения и творчества.
учета деятельностной природы ребенкапредполагает, что музыкальный репертуар, предлагаемый детям, позволит им выразить доступными средствами результаты собственного восприятия – в рисунке, в слове, в игре. В исполнительской деятельности осуществляется:
путем создания условий, обеспечивающих ребенку возможность реализации желания участвовать в том или ином виде деятельности вне зависимости от успешности результатов этой деятельности. Это предполагает подбор педагогом специального репертуара для ребенка, включение в ансамблевое исполнительство детей с разными возможностями;
в процессе организации интегративных видов музыкального исполнительства, когда ребенок имеет возможность выбора того или иного вида музыкальной деятельности (например, постановка детской оперы позволяет соединить в коллективном исполнительстве любителей и петь, и танцевать, и драматизировать).
Реализация данного принципа в творчестве предусматривает в первую очередь создание в группе пространства, позволяющего ребенку импровизировать. Дошкольнику должны быть доступны и музыкальные записи, и музыкальные инструменты, и атрибуты музыкальных игр для того, чтобы пробовать себя, свои возможности в непосредственном взаимодействии с музыкой и носителями музыкальных звуков.
учета эмоционального опыта ребенка. Необходимо подбирать музыкальные произведения, учитывающие эмоциональное состояние и жизненный опыт ребенка, особенно песенный репертуар для исполнения. Помощь педагога в понимании ребенком значения и смысла музыкального песенного образа – основное условие выразительности пения. «Экспериментирование» в попытках сочинения музыки может помочь ребенку выразить себя, свое настроение в продуктах творчества.
учета индивидуальных особенностей, реализация которого возможна при условии хорошего знания педагогом особенностей музыкально-художественной деятельности детей.
При восприятии музыки встречаются дети, для которых главное – зрительный ряд, есть те, кого интересует в большей степени биография композитора и история произведения («музыковеды»), и те, кто воспринимает музыку только эмоционально. Поэтому и музыкальный репертуар, и технология организации восприятия музыки должны осуществляться с учетом данных особенностей. В исполнительстве встречаются дети, которые комфортно чувствуют себя на солирующих ролях, и дети, которые предпочитает коллективные танцы, или пение хором. Позиция ребенка в исполнительстве может не зависеть от его музыкальных способностей, поэтому педагогу важно знать, как сочетаются общие индивидуальные и музыкальные проявления ребенка, и в соответствии с этим подбирать репертуар. Аналогично - процесс детского творчества, который может организовываться как чрезвычайно многообразный, как деятельность ребенка-композитора, дирижера, музыкального актера, режиссера музыкальных игр.
разнообразия задач, решаемых в музыкально-художественной деятельности, определяется, с одной стороны, целостностью развития ребенка в дошкольный период, а с другой – многомерной природой музыки. В процессе восприятия, исполнения музыки и детского творчества реализация данного принципа предполагает расширение спектра задач, связанных с:
- процессом социализации ребенка, обогащением его эмоционального опыта;
-развитием психических процессов – мышления, воображения, креативных способностей дошкольника;
- развитием художественного восприятия музыки, формированием умений ребенка осуществлять анализ музыкальных произведений; приобретением знаний о музыке, расширением музыкального кругозора (Приложение…).
учета примерного календаря праздников (событий), обуславливающий определенную тематическую направленность репертуара.
интеграции,обуславливающий согласованность психолого-педагогической работы в ходе реализации различных образовательных модулей.
СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
Музыка как часть культуры, искусство, отражающее окружающую действительность в звуковых художественных образах, является одним из средств социализации детей дошкольного возраста.
Основные задачи психолого-педагогической работы:
- приобщение ребенка к культуре и музыкальному искусству;
- развитие музыкально-художественной деятельности.
Основными видами музыкально-художественной деятельности при реализации Программы являются: восприятие музыки (слушание), исполнение музыки (пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование), элементарное музыкальное творчество.
Задачи психолого-педагогической работы:
Общие:
продолжать развивать любознательность, активность, интерес к разным видам самостоятельной музыкальной деятельности;
развивать эмоциональную отзывчивость на яркие «изобразительные» образы, способность понимать «значения» образа (это – лошадка);
развивать способности решать интеллектуальные и личностные задачи, связанные с самостоятельным выбором предпочитаемых видов музыкальной деятельности, творческими импровизациями в предпочитаемых видах музыкальной деятельности;
формировать первичные представления о «изобразительных» возможностях музыки, богатстве музыкальных образов;
стимулировать к овладению средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками в совместной музыкальной деятельности (слушание, пение, танец, элементарное музицирование) (Социализация, Коммуникация);
формировать умение соблюдать элементарные правила поведения в коллективной музыкальной деятельности (Социализация, Коммуникация);
формировать умения следовать показу и объяснению при разучивании песен, танцев и т.д. (Социализация, Коммуникация);
Слушание:
развитие и обогащение представлений о свойствах музыкального звука, опыта слушания музыки, музыкальных впечатлений, слушательской культуры, умений интерпретировать характер музыкальных образов, ориентируясь в средствах их выражения, понимать и интерпретировать выразительные средства музыки в процессе слушания соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки, музыкально-дидактических игр, продуктивной интегративной деятельности (рисование под музыку);
Исполнительство:
развитие и обогащение двигательного восприятия метроритмической основы музыкальных произведений, координации слуха и голоса, певческих навыков (чистоты интонирования, дыхания, дикции, слаженности), умений игры на детских музыкальных инструментах, освоение элементов танца и ритмопластики, умений общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки в процессе совместного и индивидуального музыкального исполнительства, упражнений, попевок, распевок, двигательных, пластических, танцевальных этюдов;
Творчество:
развитие и обогащение потребности и желания пробовать себя в попытках самостоятельного исполнительства, выбирать предпочитаемый вид исполнительства, переноса полученных знаний и умений в самостоятельную деятельность, импровизировать, проявляя творчество в процессе исполнения музыки в совместной деятельности педагога и детей, творческих заданиях, концертах-импровизациях.
Продуктивная деятельность.
- Развивать продуктивную деятельность, организовывать презентацию ее результатов.
- Формировать представление о связи результата деятельности и собственной целенаправленной активности, то есть об авторстве продукта.
Перспективный план НОД
по музыкально-художественному развитию
Слушание музыки
Месяц | Задачи | Репертуар | Музыкальная среда развития | ||
На занятиях | В группе | В семье |
Сентябрь | Рассказать о людях, которых называют композиторами. Дать детям понятие «народная музыка». Рассказать о двухчастной форме. | «Марш» Муз. И.Дунаевского «Полянка» Русская народная мелодия | Игрушки. Бубен, треугольник. Картинки с изображением танцующих, бегающих, поющих детей (зверей). «Солнышко и тучка». | Отрывок из к/ф «Веселые ребята». Музыкально-дидактическая игра «Подбери картинку» Этюд на развитие эмоций «У зайки день рождения». | Просмотр кинофильма «Веселые ребята». Прослушивание в аудиозаписи русских народных плясовых песен. |
Октябрь | Рассказать о танцевальном жанре «полька» Обратить внимание на динамические оттенки | «Полька» Муз. М.Глинки «Грустное настроение» Муз. А.Штейнвиль | Картинки с изображением детей, слона, бабочки, бегемота. Придумывание грустной истории. Чтение стихотворения: «О грустном запела скрипка, В пруду услыхала рыбка. Услышали мак и ромашки, пастух на лугу и барашки, на ветке зеленой птица, Скворчиха, а может, синица, Музыкально-дидактическая игра «Весело-грустно». | Танцевальные импровизации под музыку М.Глинки «Полька». Мимическая игра «Угадай настроение» Пение песенки «Петушок» В.Витлина. («Заболел наш петушок…»). | Прослушивание музыкальных произведений разного характера (веселая, грустная). Придумывание историй с разным настроением (весело, грустно). |
Ноябрь | Рассказать о танцевальном жанре «вальс». Рассказать о пляске. | «Вальс» Муз. Ф.Шуберта «Ой, лопнул обруч» Украинская народная мелодия | Дидактическая игра «На концерте» (вальс, плясовая). Картинки с изображением танцующих детей. | Фрагмент из м/ф «Цветочные фантазии». Свободные танцевальные движения под музыку вальса и плясовой. Те же действия с игрушками. | Просмотр видеоматериалов с изображением танцующих пар. («Война и мир», сцена бала и т.д.) |
Декабрь | Предоставить детям возможность самим определить характер музыкального произведения и отразить его в движении. | «Марш» Муз. Ф.Шуберта «Маленькая полька» Муз.Д.Кабалевского | Иллюстрации к произведению (марширующие солдаты, дети, муравьи, слоны). Музыкально-дидактическая игра «Чей это марш». | Проявление творчества детей в свободной импровизации под музыку марша и польки. Придумывание рассказа, сюжета к «Маленькой польке» Д.Кабалевского | Действия с игрушками. Дидактическая игра «Кукла шагает и танцует». |
Январь | Рассказать о характере музыки. Обратить внимание на двухчастную форму. | «Немецкий танец» Муз. Л.Бетховена «Петушок» Латвийская народная мелодия | Похлопывание ритма на музыкальных инструментах. Чтение потешки: «Сорока – белобока, кашку варила, деток кормила…» | Музыкально-дидактическая игра «Веселые ладошки» (прохлопывание ритма польки). Чтение потешки «Сорока – белобока …» («Славинка», с.12). Слушание русских народных песенок-попевок в аудиозаписи. | Чтение потешки: «Сорока – ворона…» («Славинка, с.13) Слушание русских народных песенок-попевок в аудиозаписи. |
Февраль | Предложить детям самостоятельно определить жанр произведения. Научить детей различать танцевальные жанры: вальс, полька. | «Вальс» Муз. А.Грибоедова «Полька» Муз. Д.Львова-Компанейца | Чтение стихотворения: Жил-был один удивительный слон. Вальс танцевал удивительно он. Не знаю, поверите мне или нет: Его пригласили в балет. Куклы и игрушки для танцевальной импровизации. | Музыкально-дидактическая игра «Песня, танец, марш». | Просмотр видеофильмов с изображением танцующих пар. Посещение концертов с участием танцевальных коллективов, конкурсных танцевальных программ. |
Март | Продолжать учить детей самостоятельно определять характер произведения, его жанр. Обратить внимание на движение мелодии в нижнем регистре. | «Маша спит» Муз. Г.Фрида «Детская песенка» Муз. Ж.-Б. Векерпена | Иллюстрации: дети танцуют, играют, спят. Чтение стихотворения: «Спи, младенец мой прекрасный…» | Придумывание рассказа, о чем могут петь Маше родители, о чем бы спели они сами. Дидактическая игра «Уложим куклу (игрушку) спать» с пением: «а-а-а», «баю-бай». Танцевальные импровизации: «бабочки», «птички». Песня-игра «Птички и кот». | Колыбельные песенки (Самарский фольклор): «Баю-баю, баиньки, в огороде баренки…». «Уж вы, котики, коты Принесите дремоты» («Славинка», с.10-11). |
Апрель | Определить характер пьесы, обратить внимание на динамические оттенки, придумать свой рассказ. | «Шуточка» Муз. В.Селиванова | Чтение стихотворения: «Зайка прыгал на лужайке» | Прослушивание веселых шуточных песен в аудиозаписи «Жили-были», «Как кричит крокодил» и т.д. Придумывание рассказа на основе впечатлений от услышанного музыкального произведения. Музыкально-дидактическая игра «Веселый концерт» | Чтение веселых стихотворений, прослушивание веселых, юмористических песенок. |
Май | Повторить и закрепить пройденный материал. | Картинки. Куклы. Игрушки, музыкальные инструменты. | Музыкально-дидактическая игра «Три кита» Музыкально-дидактическая игра «К нам гости пришли». |
Исполнительство (Пение)
Месяц | Задачи | Репертуар | Музыкальная среда развития | ||
На занятиях | В группе | В семье | |||
Сентябрь | Учить детей передавать в пении задорный, веселый, шутливый характер песни. Дать детям понятия «колыбель», «колыбельная». Учить петь протяжно, естественным голосом, без напряжения. | «Чики-чики-чикалочки» русская народная песня. «Колыбельная зайчонка» муз.В.Карасевой. «Паровоз» муз. З.Компанейца. муз. Г.Эрнесанса. | Предложить детям спеть шепотом, от очень медленного до очень быстрого темпа. Предложить желающему ребенку проскакать на палочке. Вариант для проговаривания и обыгрывания в движении: «Чики-чики-чикалочки» Игрушка-паровоз. Игра «Поезд» | Слушание колыбельных песен в аудиозаписи. Чтение потешки: «Ай, люли, люли, люли, Все давно уже уснули» Театрализованная игра «Поезд». Чтение стихотворения: Мимо речек и полей Мчится поезд все быстрей. Ничего, что путь далек, Мы приедем точно в срок. | Слушание колыбельных песен в аудиозаписи Пение колыбельной ребенку перед сном. Игры с паровозом под пение песен. |
Октябрь | Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, напевно. Учить петь выразительно, передавая спокойный, ласковый или бодрый, ритмичный характер песни. | «Колыбельная» муз. Е.Тиличеевой. «Барабанщик» муз. М.Красева. | Иллюстрации с изображением колыбельки или мамы, убаюкивающей ребенка. Сопровождение пения движением укачивания. Предложить желающему ребенку поиграть на барабане. Загадать загадку о барабане | Дидактическая игра «Уложим куклу (мишку, зайку) спать» с пением колыбельной. Динамическое упражнение «Барабанщики». | Повторение песен, выученных на занятии. Пение колыбельной. Самостоятельные игры. |
Ноябрь | Познакомить детей с жанром «песня». Учить петь, передавая в пении характер песни. | «Капельки» муз. В.Павленко «Мы – солдаты» муз. Ю.Слонова «Две тетери» русская народная песня. | Рассказ о жанре «песня». Иллюстрация, изображающая дождь. Чтение стихотворения: «Дождик, дождик» Предложить поиграть На треугольнике или металлофоне, имитируя звуки капелек дождя. Пение песни без аккомпанемента, маршируя по залу | Подготовительная работа к пению, разучивание русских народных попевок. театрализованные игры: «Паровоз» (на дыхании) «Самолет» (на протяженность звуков). «Во дворе» (на звукоподражание). Повторение песен, выученных на занятии. | Наблюдение за дождиком,капельками на стекле. Повторение песен, выученных на занятии. Рассматривание иллюстраций, изображающих тетерева. |
Декабрь | Продолжать учить детей петь естественным звуком, без напряжения, передавая в пении характер песни. | «Петрушка» муз.В.Карасевой «Елочка» муз. Н.Бахутовой. «Елочка» муз. М.Красева. | Искусственная елочка (разных размеров). Иллюстрации, изображающие новогодний праздник. Загадка: «Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год». | Чтение рассказов, стихов про Новый год, елочку, Деда Мороза. Искусственная елка. Изготовление игрушек, украшений, подарков. Придумывание движений к песням. Рисование на тему: «Елочка». | Чтение рассказов, стихов про Новый год. Повторение песен, выученных на занятии. Изготовление игрушек, украшений, новогодних подарков, открыток. |
Январь | Дать детям понятие музыкальное вступление. Учить начинать пение после вступления, дослушивать заключение, внимательно слушать произведение между куплетами. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость на разнохарактерные песни. | «Санки» муз.М.Красева «Заинька» муз.М.Красева «Лошадка Зорька» муз. Т.Ломовой | На проигрыш предложить детям хлопать, выполнять «фонарики», цокать язычком, играть на ударных музыкальных инструментах. Чтение стихов А.Барто про зайчика, лошадку. Показ картинок, игрушек. Чтение стихотворения: «Как на горке, на горе, на широком, на дворе Кто на санках, кто на лыжах, Кто повыше, кто пониже, Кто потише, кто с разбегу, Кто по льду, а кто по снегу. С горки – ух, на горку ух! Бух! Захватывает дух! | Рассматривание иллюстраций, изображающих зимние забавы (катание на санках, с горки, на лыжах, коньках и т.д.). Имитация катания на саночках под пение песни. Придумывание образных движений к песням «Заинька» и «Лошадка». Динамическое упражнение «Лошадки». | Рисование на тему: «Очень весело зимой». Повторение песен, выученных на занятии, обыгрывание сюжета игрушками. |
Февраль | Учить начинать песню после вступления, внимательно слушать проигрыш между куплетами, дослушивать заключение. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость на разнохарактерные песни. | «Воробей» Муз.В.Герчик «Мы запели песенку» муз. Р.Рустамова «Детский сад» муз.А.Филиппенко | Придумывание партии любого музыкального инструмента на фортепианный проигрыш. Чтение стихотворения: «Сам встаю я по утрам в детский сад хожу я сам. Утром солнышко встает, В детский сад со мной идет. А вечернею порой Вместе с солнышком домой Возвращаемся вдвоем И друг друга узнаем. | Импровизационная игра на детских музыкальных инструментах. Музыкально - дидактическая игра «Птица и птенчики» Подвижная игра «Воробушки и кот» С/р. игра «Детский сад» Рисование на тему: «Мой любимый детский сад». | Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» Повторение песен, выученных на занятии. Рисование на тему: «Солнышко лучистое улыбнулось весело». |
Март | Учить детей узнавать песню по вступлению и любому отрывку, начинать и заканчивать пение с музыкой. | «Мама» муз.А.Бакалова «Тает снег» муз. А. Филиппенко «Зима прошла» муз. Н.Метлова | Музыкальные инструменты «Узнай песню по отрывку». Чтение стихов о маме. Показ иллюстраций, репродукций на тему «Весна. Март». | Музыкально-дидактическая игра «Громко-тихо». Чтение стихов, рассказов о маме, о весне. Прослушивание в аудиозаписи литературно-музыкальной композиции «Весна – весняночка». | Чтение стихов, рассказов о маме, о весне. Повторение песен, выученных на занятии. |
Апрель | Продолжать учить узнавать песню по вступлению, по любому отрывку, начинать и заканчивать пение с музыкой. | «Песенка о весне» муз.Г.Фрида «Дождик» муз.М.Красова «Наша песенка простая» муз.А.Александрова | Музыкальные инструменты для сопровождения во время фортепианного проигрыша. Чтение русской народной прибаутки: «Солнышко, солнышко, Колоколнышко! Не пеки к нам в окно Будет нам тепло! Иллюстрации о весне Музыкально - дидактическая игра «Угадай мелодию» | Чтение стихов, потешек, прибауток о весне. П./игра «Солнышко и дождик». Музыкально - дидактическая игра «Солнышко и тучка». | Наблюдение за погодой (солнечная, пасмурная, дождливая). Рисование на тему: «Весеннее настроение». |
Май | Учить узнавать песню по вступлению, любому отрывку, начинать и заканчивать пение с музыкой. Учить детей проявлять творчество: придумывать мелодии на небольшие фразы, аккомпанировать себе на музыкальном инструментах. | «Зайчик» муз. М.Старокодомского «Хохлатка» муз.М.Красева «Медвежата» муз.М.Красева | Игрушки, иллюстрации, изображающие героев песен. Атрибуты, элементы костюмов для инсценирования. | Прослушивание песен в аудиозаписи, подпевание. Инсценирование песен (элементы костюмов, атрибуты, музыкальные инструменты). Придумывание несложных мелодий, характеризующих героев песен. | Обыгрывание с игрушками сюжетов песен, выученных на занятии. Пение любимых песен, прослушивание в аудиозаписи |
Работа над развитием чувства ритма. Музицирование
Месяц | Задачи | Репертуар | Музыкальная среда развития | ||
На занятиях | В группе | В семье | |||
Сентябрь | Познакомить детей с графическим изображением длинных и коротких звуков. Учить отхлопывать ритмический рисунок, проговаривая слова. | «Андрей-воробей» русская народная песня. Веселая ритмичная мелодия. | Кружочки разной величины. Музыкальные инструменты (бубен, ложки и т.д.) | Музыкально-дидактическая игра «Ритмическое лото». Музыкальные инструменты (бубен, ложки и т.д.) Хлопки в ладоши. | Музыкальные инструменты (бубен, ложки и т.д.) |
Октябрь | Учить детей прохлопывать выложенный ритм, играть ритмический рисунок на любом музыкальном инструменте. | «Я иду с цветами» муз.Е.Тиличеевой | Ритмические картинки (бе-лоч-ка, е-жик, по-ро-се-нок, кро-ко-дил, лев). Музыкальные инструменты. Фланелеграф. | Ритмические картинки. Музыкально-дидактическая игра «Ритмическое лото» Музыкальные инструменты. | Музыкальные инструменты. |
Ноябрь | Учить узнавать песню по выложенному ритмическому рисунку, прохлопывать ритм, различать высокие и низкие звуки). | «Полька» муз. М.Глинка Попевка «Летчик» Муз.Е.Тиличеевой | Ударные музыкальные инструменты Игрушка-самолет (игра «Самолет»). Графическое изображение нот. Загадка о самолете | Ритмические картинки. Музыкально-дидактическая игра «Ритмическое лото» Музыкальные инструменты. | Музыкальные инструменты. |
Декабрь | Учить прохлопывать ритм четверными и восьмыми длительностями. Продолжать и учить прохлопывать ритм по слогам, пропевать попевку по выложенному ритмическому рисунку. | «Детская полька» муз.М.Глинки «Барашеньки» русская народная песня. | Музыкальные инструменты (бубны, треугольники и др.) Загадка: «По горам, по долам ходит шуба да кафтан». Картинка с изображением барашка. Ритмические карточки. | Ритмические карточки. Музыкально-дидактическая игра «Узнай песенку». Музыкальные инструменты. Аудиозапись. | Музыкальные инструменты. Аудиозапись. |
Январь | Продолжать учить прохлопывать ритм, исполнять ритмический рисунок музыкального произведения на музыкальных инструментах. | «Маленькая полька» муз. Д.Кабалевского «Сорока» русская народная попевка. | Музыкальные инструменты по количеству детей. Иллюстрации с изображением сороки. Чтение потешки: «Сорока-белобока,кашку варила, деток кормила…» | Музыкально-дидактическая игра «К нам гости пришли». Музыкальные инструменты. Аудиозапись. Чтение потешки о сороке | Музыкальные инструменты. Аудиозапись. Рассматривание иллюстрации с изображением сороки, наблюдения в природе. Чтение потешки о сороке |
Февраль | Учить детей прохлопывать ритм в ладоши, проигрывать на музыкальных инструментах. Вызвать эмоциональный отклик и желание музицировать. | «Смелый наездник» муз. Р.Шумана «Зайчик, ты зайчик» русская народная песня | Музыкальные инструменты. Загадка: «В гору бегом, а с горы кувырком». Игрушка или малая скульптурная форма. | Музыкальные инструменты. Аудиозапись. Игрушки, иллюстрации. | Музыкальные инструменты. Аудиозапись. Игрушки, иллюстрации. |
Март | Учить прохлопывать ритм в ладоши по коленям, притопывать на окончание фраз. Пропевать попевки по выложенному ритмическому рисунку, проигрывать их на музыкальных инструментах | «Ливенская полька» «Петушок» русская народная песня. | Музыкальные инструменты (металлические и деревянные) Загадка: «Кто рано встает, громко песни поет?». Костюм или шапочка петушка. | Музыкальные инструменты (металлические и деревянные) Аудиозапись. Игрушка «петушок», костюм, шапочка петушка. «Музыкальное лото» | Музыкальные инструменты. Аудиозапись. Игрушка - «Петушок». |
Апрель | Учить чередовать хлопки (четвертными длительностями) в ладоши, по коленям. Пропевать ритмический рисунок, выложенный на фланелеграфе. Поощрять творческие проявления в сочинении небольших попевок. | «Веселый крестьянин» муз.Р.Шумана «Два кота» Польская народная песня. | Иллюстрации. Элементы костюма крестьянина. Ударные музыкальные инструменты. Картинка с изображением котов, кота и мышки. Ритмические карточки. Фланелеграф. | Аудиозапись. Музыкальные инструменты. Иллюстрации. Подвижная игра «Кот и мыши». Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные загадки». | Аудиозапись. Музыкальные инструменты. Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные загадки». |
Май | Продолжать учить детей пропевать простейший ритмический рисунок, выложенный на фланелеграфе, сыграть его на любом музыкальном инструменте. | Материал, пройденный в течение года. | Иллюстрации. Игрушки. Элементы костюмов. Музыкальные инструменты. Фланелеграф. Музыкально-дидактические игры. | Иллюстрации. Игрушки. Аудиозапись. Музыкальные инструменты. Ритмические карточки. Музыкально-дидактические игры. | Иллюстрации. Игрушки. Аудиозапись. Музыкальные инструменты. |
Музыкально-ритмические движения
Месяц | Задачи | Содержание | Музыкальная среда развития | ||
Оборудование и наглядный материал | Художественное слово | Музыкальныйрепертуар | |||
Сентябрь | Подводить детей к поиску и использованию простейших разновидностей «пространственного рисунка» парного образно-пластического взаимодействия. Побуждать детей к творчеству: поиску выразительных движений и их выразительному исполнению. Развивать умение свободно двигаться «всем телом». Развивать умение разыгрывать воображаемую ситуацию по ролям. | Игра «Рассыпались горошины» Упражнения: «Ухаживаю за лошадкой». «Сажусь верхом» «Еду верхом на лошадке». Игра «Ниточка иголочка» Упражнения «Мышка» «Пришью мишке лапку» «Пляшем с мишкой» Упражнения: «Играем с мячиками» «Сдуваем и надуваем мячики» | Магнитофон | А.Барто «Лошадка» «Мишка» С.Маршак «Мяч» | П.Чайковский «Спящая красавица» Танец маркиз. Вариация. Д.Кабалевский «Смелый наездник» П.Чайковский Танец (из Фарандолы – «Спящая красавица»). Кода. |
Октябрь | Продолжать осваивать с детьми «рисунок» парного взаимодействия на новом игровом содержании. Побуждать детей к творчеству: Поиску и выразительному исполнению движений: контрастность образов – тряпичной и деревянной куклы, образа деревянной куклы «в развитии» | Упражнения: Играем с мячиками» «Мячик лопнул» «Починим мячик» Упражнения: «Угадай, кто пляшет» «Деревянные куклы пляшут» «Тряпичные куклы пляшут» «Деревянная кукла ломается» «Починим деревянную куклу». | Магнитофон. Две куклы: деревянная и тряпичная (обе с подвижными руками и ногами, 40-60 см в полный рост) | С.Маршак «Мяч» | В.Моцарт «Маленькая ночная музыка» Соль мажор «Концерт для горна с оркестром» П.Чайковский «Спящая красавица» Кода «Щелкунчик» Танец Трепак |
Ноябрь | Знакомить детей с «Пространственным рисунком» парного образно-пластического взаимодействия по принципу «приближение-удаление». Создавать условия для освоения детьми подготовительных действий к игровому взаимодействию: разбивание на пары, распределение ролей между партнерами, их исходное размещение в пространстве. Побуждать детей выразительно передавать в мимике и пантомимике игровые эмоции, переживания персонажей. | Игра «Рассыпались горошины» Игра «Замри-отомри» Упражнения: «Как интересно» «Ожившая игрушка» «Зайчик спасателя» «Волк» Игра Волк и заяц» Упражнения: «Зайчиха зовет зайчат» «Зайчиха прощается с зайчатами» Игра «Зайчиха и зайчата» Упражнение «Иди сюда - до свидания» | Магнитофон | И.Гайдн «Адажио» (Концерт №4 для фортепиано с оркестром) И.Штраус «Венская кровь» «Императорский вальс» С.Прокофьев «Волк» П.Чайковский «Спящая красавица» Вариация. | |
Декабрь | Знакомить детей с разновидностями «пространственного рисунка», подводить к пониманию многозначности жеста (рука с «открытой» ладонью). Побуждать детей самостоятельно подбирать знакомые жесты в соответствии с контекстом игровой ситуации. Побуждать выразительно, передавать в мимике и пластике дружелюбие – в обращении к партнеру по игре. Побуждать детей к свободной импровизации движений, которая выражает характерную особенность персонажа (юмор, умение рассмешить). | Упражнения: «Встретились – подружились» «До свидания» «Какой интересный щелкунчик» «Щелкунчик танцует» «Потанцую со Щелкунчиком» «Пожалею щелкунчика» «»Убаюкиваю Щелкунчика» | Магнитофон | И.Штрауг «Венская кровь» «Императорский вальс» А.Адан «Жизель» Вариация П.Чайковский «Щелкунчик» Сцена Е.Кузнецов Сюита «Русские узоры» А.Аверхин «Скоморошина» | |
Январь | Подводить детей к поиску вариантов «пространственного рисунка» перемещения персонажа по «сцене», отражающих содержание игровой ситуации. Побуждать к импровизации в пляске, передающий хвастливый характер персонажа. Побуждать детей к выразительному исполнению образов, передавая в движениях характер их взаимодействия и особенности пластики каждого. | Игра «Ветер раз носит семена» «Деревья выросли» Упражнения: «Колобок катиться по тропинке» «Колобок хвастается» «Я тебя съем» «Я тебя съем! – Не ешь меня» | Магнитофон | Е.Кузнецов Сюита «Русские узоры» Русская народная плясовая «Как у наших у ворот» | |
Февраль | Знакомить детей с разновидностями пространственного «рисунка» парного образно-пластического взаимодействия. Знакомить со способом «сценического» изображения конфликта. Побуждать детей передавать конфликтное взаимодействие разнохарактерных персонажей, выразительно исполнять свои роли. Подводить к разыгрыванию целостного сюжета, построенного на образно-пластическом взаимодействии с взрослым. | Упражнения «Птичка» «Кошка подкрадывается к птичке» «Кошка преследует птичку» «Птичка» «Кошка подкрадывается к птичке» «Кошка преследует птичку» «Птичка спасается» Игра «Кот и мыши» Упражнения: «Стал дед репку тащить» «Позвал дед бабку» «Тянем-потянем – вытянули репку!» | 4 гимнастических скамейки Магнитофон | П.Чайковский «Спящая красавица» Танец маркиз Вариация I С. Прокофьев «Птичка» «Кошка» Дж. Боттозини Финал из Большого концертного дуэта для скрипки, контрабаса и оркестра. Е.Кузнецов Сюита «Русские узоры» | |
Март | Знакомить детей с «пространственным рисунком» парного образно-пластического взаимодействия («противоборство»). Продолжать знакомить со способами условного («сценического») изображения конфликта между разнохарактерными персонажами. Побуждать к выразительному исполнению игровых образов и пластического взаимодействия между ними. Побуждать детей к выразительному разыгрыванию сюжета по ролям. | Упражнения: «Лиса подбирается к петушку» «Лиса схватила петушка» «Лиса тащит петушка в свой дом» Упражнения: «Котик обнаруживает пропажу петушка» «Котик ищет петушка» «Петушок зовет на помощь» «Котик спасает петушка» Разыгрывание сюжета «Кот, петух и лиса». | Гимнастические скамейки. Магнитофон. | В.Моцарт «Маленькая ночная музыка соль мажор» «Концерт для горна с оркестром» Л.Яначек. Сюита из оперы «Приключения лисички-плутовки» | |
Апрель | Знакомить детей со сложными жестами, требующими координации движений во взаимодействии с партнером. Побуждать детей самостоятельно выстраивать пространственный рисунок парного образно-пластического взаимодействия. | Разминка. Игра-упражнение «Пошепчемся» Упражнения: «Мышки шепчутся» «Мышки осторожничают» | Кукла большая с гибкими руками, увеличенными кистями и ушами (обезьянка, Петрушка). Небольшие кубики одного цвета – по числу детей. Магнитофон. | И.Штраус «Венская кровь» «Императорский вальс» И.Бах – Г.Малер «Сюита» Рондо. Л. Боккерини «Квинтет для 2-х скрипок, альта и 2-х виолончелей до мажор А.Адан «Жизель» В.Моцарт «Симфония №24 си бемоль мажор» Анданте грациозо. | |
Май | Знакомить детей с «пространственным рисунком» парного образно-пластического взаимодействия («противоборство») Подводить детей к передаче образа петушка «В развитии». Побуждать детей искать жесты и движения (из числа им известных), соответствующие контексту игровой ситуации, а также более или менее самостоятельно выстраивать «рисунок» пространственного перемещения персонажей. Побуждать детей выразительно исполнять движения и композицию «сценки» в целом, передавая настроения действующих лиц. | Разминка Упражнения: «Петушки важничают друг перед другом» «Петушки спорят» «Петушки утомились» Упражнения: «Познакомились» «Подружились» | Длинные веревки. Магнитофон. | Е. Кузнецов Сюита «Русские узоры» «Барыня» (вариации рус. нар. плясовой, обработка Е.Кузнецова). А.Адан «Жизель» М.Кусс «Хожу по улице» |
Перспективный план работы с родителями
Месяц | Форма работы | Взаимодействие с родителями | Задачи |
Сентябрь | Консультация “Музыка, как средство воспитания", встреча с родителями вновь прибывших детей. Индивидуальные беседы. | Посещение занятий, развлечение для детей и родителей “День знаний”. | Воспитывать музыкальное восприятие у ребенка в семье. |
Октябрь | Индивидуальные беседы “По результатам диагностики музыкального развития дошкольников на начало учебного года” | Участие родителей в подготовке и проведении развлечения “Осень в гости к нам пришла” Изготовление костюмов | Ознакомить родителей с уровнем музыкальных способностей их детей. |
Ноябрь | Беседы “Родителям о склонностях, способностях”, пожелания. | Познакомить с программными задачами и содержанием работы на квартал. | Помочь родителям увидеть в своем ребенке музыкальные способности, развивать их. |
Декабрь | Рекомендации по подготовке к зимним праздникам, принимать активное участие в проведении праздников. | “В гости елка к нам пришла” приглашение на утренники Изготовление атрибутов, подарков сюрпризов. | Создать сказочную атмосферу и праздничное настроение в кругу семьи. |
Январь | Семинар-практикум “Давайте поговорим о музыке в серьез” | «Рождественские встречи». Участие родителей в подготовке и проведении развлечения. | Побудить родителей приобретать музыкальный материал, соответствующий возрасту ребенка. |
Февраль | Консультация “Развитие творческой деятельности на основе русского фольклора”. Открытая НОД по желанию родителей. | Развлечение “День защитников Отечества”, принятие в нем участия. | Воспитание нравственно-патриотических чувств. |
Март | “День открытых дверей” | Организовать музыкальные встречи с семьями воспитанников. Праздничный утренник “Слушай нашу песенку мамочка любимая” Подбор аудиозаписей детских песен. Активное участие мам и бабушек на праздничном утреннике. | Стимулировать эмоционально-положительное состояние детей посредством совместной с родителями музыкальной деятельности. Побудить родителей к совместной с детьми деятельности |
Апрель | Принять участие в проведении групповых родительских собраний: по результатам работы за год во всех группах, с показом музыкального занятия. | Провести день смеха “Хохотунчики” Провести индивидуальные беседы по результатам диагностики музыкального развития дошкольников. | Познакомить родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей. |
Май | Консультация “О домашней фонотеке” Подготовка и проведение открытого мероприятия «Фронтовые письма», посвященного 70-лет Великой Победы | Индивидуальные консультации с родителями детей, нуждающихся в коррекционно-профилактической поддержке. | Итоги учебного года, советы, пожелания родителям. Повышать педагогическую компетентность по вопросу эмоционального развития через разные формы работы. Воспитание нравственно-патриотических чувств. |
Июнь | Практикум “Приобщение детей к музыкальной деятельности средствами русского народного творчества” | Практические занятия совместно с детьми, разучивание народных хороводов, игр, знакомство с народными музыкальными инструментами. | Побуждать родителей сохранять и прививать детям любовь к традициям нашего народа. Подготовка к новому учебному году |
План работы с педагогическим коллективом
по музыкальному развитию детей 4-5 лет.
№ п/п | Тема | Формы организации | Элементы основного содержания | Дата проведения | |
план | факт | ||||
1 | Осеннее развлечение | Групповая консультация | Обсуждение сценария, распределение ролей, костюмы, оформление зала, песенный и ритмический материал для заучивания с детьми* | сентябрь | |
2 | Новогодние праздники | Групповая консультация | Обсуждение сценария новогоднего утренника, распределение музыкального материала* между группами, время. Оформление интерьера | ноябрь | |
3 | Особенности характеров персонажей | Индивидуальные консультации, эскизы костюмов, | Подбор костюмов. Обсуждение характеров персонажей, разучивание ролей, мизансцен | Декабрь | |
4 | Анализ новогодних утренников | Совещание при заведующей | Достоинства и недостатки, работа над ошибками, поведение родителей, детей, педагогов | январь | |
5 | 23 февраля | консультация | песенный и ритмический материал для заучивания с детьми (март) | февраль | |
6 | «Женский день 8 марта» | Групповая консультация | Обсуждение сценария, распределение ролей, обсуждение и подбор игр, эскизы атрибутов; песенный материал для заучивания с детьми (январь) | Февраль. | |
7 | «Развитие творческих способностей детей в музыкальной деятельности». | Доклад на педагогическом совете | Анализ музыкальной развивающей среды ДОУ. проблемы и перспективы. | март | |
8 | «Выпускной бал» | Групповая консультация | Обсуждение сценария, распределение ролей, обсуждение и подбор игр, эскизы атрибутов; песенный материал для заучивания с детьми | апрель | |
*Обновление муз.материала в тетради воспитателя для заучивания с детьми осуществляется систематически по мере необходимости в течение года. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы физического, социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития детей, происходит приобщение к общечеловеческим ценностям, развитие способности и индивидуальности каждого ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняет потом на всю жизнь.
В МАДОУ №3»Светлячок» осуществляется педагогический мониторинг 2 раза в год (в начале и конце учебного года), позволяющий выявить и проанализировать:
- уровень овладение ребенком программным материалом;
- выявление затруднений у ребенка и установление их причин.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ ИТОГОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
1. Слушание музыки:
Проявлять интерес к музыке, эмоционально отзываться на музыку разного характера; осознанно относиться к восприятию музыкальных произведений.
Целостно и дифференцированно воспринимать музыкальное произведение, выделяя в нем отдельные средства выразительности (изменение динамики, темпа, ритма).
Воспринимать доступные произведения русской и зарубежной классической, народной и современной музыки.
Воспринимать и различать контрастные по характеру инструментальные музыкальные произведения изобразительного характера.
Сравнивать музыкальные произведения по контрасту, по сходству характера звучания, давать им собственную оценку.
В музыкально-дидактических играх проявлять музыкально-сенсорные способности (воспринимать по слуху и воспроизводить голосом или движением звуки, разные по высоте, длительности, динамике, тембру).
2. Исполнительство:
Пение:
Проявлять интерес к пению, желанию петь совместно с взрослыми, со сверстниками и самостоятельно.
Петь выразительно, передавать в пении разный характер звучания (напевный, ласковый, бодрый, веселый, грустный).
Точно воспроизводить мелодию, правильно выговаривать слова песни.
Проявлять элементарные певческие навыки (чистоту интонации, правильное дыхание, точную дикцию, правильное звукообразование) и навыки хорового пения.
Воспринимать знакомые песни, узнавать их и самостоятельно исполнять.
Импровизировать простейшие интонации.
Музыкально-ритмические движения:
Двигаться под музыку четко, ритмично, согласуя свои движения с ее характерными особенностями, реагируя на изменения темпа, ритма, динамики, смену частей музыкального произведения; выразительно передавать музыкальный образ.
Различать жанры музыки (полька, плясовая, марш, колыбельная)
Овладевать навыками гимнастических, танцевальных и образно-игровых движений.
Знать лексику танцевальных движений (пружинка, поскоки, выставление ноги на носок, на пятку, кружение по одному и в парах, движение парами по кругу).
Двигаться в музыкальных играх по инструментальную музыку и под пение, согласуя образные движения с характером выразительными особенностями звучания музыки.
Двигаться с предметами: цветами, султанчиками.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Проявлять интерес к игре на музыкальных инструментах.
Демонстрировать с помощью музыкальных инструментов чувство ритма, представление о звуковысотности, тембровых особенностях звучания, регистрах.
Иметь расширенное представление о музыкальных инструментах ударной группы, симфонического и народного оркестров.
Уметь играть на элементарных музыкальных инструментах детского оркестра (бубен, барабан, треугольник, маракасы, тарелки, металлофон).
С помощью творческих заданий передавать с помощью инструментов звукоподражания, создавать игровые образы (зайка скачет, мышка бежит, дождик идет)
3. Творческая деятельность:
В процессе восприятия музыки передавать свои впечатления вербально (сочинение маленьких сказок, рассказов), в рисунках, в образных движениях под музыку.
В пении совместно с взрослыми сочинять «музыкальные ответы» на «музыкальные вопросы» педагога, на основе предложенного образца в той же тональности.
В свободных танцах использовать знакомые танцевальные движения, соответствующие жанру танцевальной музыки (плясовая, полька).
В музыкальных играх передавать простейшими игровыми движениями образы разных персонажей.
МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ 5 - 6 ЛЕТ
Параметры диагностирования
Слушание музыки:
Проявляет интерес к музыке, эмоционально отзывается на музыку разного характера; осознанно относится к восприятию музыкальных произведений.
Целостно и дифференцированно воспринимает музыкальное произведение, выделяя в нем отдельные средства выразительности (изменение динамики, темпа, ритма).
Воспринимает доступные произведения русской и зарубежной классической, народной и современной музыки.
Воспринимает и различает контрастные по характеру инструментальные музыкальные произведения изобразительного характера.
Сравнивает музыкальные произведения по контрасту, по сходству характера звучания, дает им собственную оценку.
В музыкально-дидактических играх проявляет музыкально-сенсорные способности: воспринимает по слуху и воспроизводить голосом или движением звуки, разные по высоте, длительности, динамике, тембру.
Высокий: Выполняет сразу после показа педагога самостоятельно.
Средний: Выполняет после показа и вместе с педагогом.
Низкий: Не выполняет после показа и вместе с педагогом.
Пение:
Проявлять интерес к пению, желанию петь совместно с взрослыми, со сверстниками и самостоятельно.
Петь выразительно, передавать в пении разный характер звучания (напевный, ласковый, бодрый, веселый, грустный).
Точно воспроизводить мелодию, правильно выговаривать слова песни.
Проявлять элементарные певческие навыки (чистоту интонации, правильное дыхание, точную дикцию, правильное звукообразование) и навыки хорового пения.
Воспринимать знакомые песни, узнавать их и самостоятельно исполнять.
Импровизировать простейшие интонации.
Высокий: Выполняет сразу после показа педагога и самостоятельно.
Средний: Выполняет после показа и вместе с педагогом.
Низкий: Не выполняет после показа и вместе с педагогом.
Музыкально-ритмические движения:
Двигаться под музыку четко, ритмично, согласуя свои движения с ее характерными особенностями, реагируя на изменения темпа, ритма, динамики, смену частей музыкального произведения; выразительно передавать музыкальный образ.
Различать жанры музыки (полька, плясовая, марш, колыбельная)
Овладевать навыками гимнастических, танцевальных и образно-игровых движений.
Знать лексику танцевальных движений (пружинка, поскоки, выставление ноги на носок, на пятку, кружение по одному и в парах, движение парами по кругу).
Двигаться в музыкальных играх по инструментальную музыку и под пение, согласуя образные движения с характером выразительными особенностями звучания музыки.
Двигаться с предметами: цветами, султанчиками.
Высокий: Выполняет сразу после показа педагога самостоятельно.
Средний: Выполняет после показа и вместе с педагогом.
Низкий: Не выполняет после показа и вместе с педагогом.
Игра на музыкальных инструментах:
Проявлять интерес к игре на музыкальных инструментах.
Демонстрировать с помощью музыкальных инструментов чувство ритма, представление о звуковысотности, тембровых особенностях звучания, регистрах.
Иметь расширенное представление о музыкальных инструментах ударной группы, симфонического и народного оркестров.
Уметь играть на элементарных музыкальных инструментах детского оркестра (бубен, барабан, треугольник, маракасы, тарелки, металлофон).
С помощью творческих заданий передавать с помощью инструментов звукоподражания, создавать игровые образы (зайка скачет, мышка бежит, дождик идет)
Высокий: Выполняет сразу после показа педагога самостоятельно.
Средний: Выполняет после показа и вместе с педагогом.
Низкий: Не выполняет после показа и вместе с педагогом.
Творческая деятельность:
В процессе восприятия музыки передавать свои впечатления вербально (сочинение маленьких сказок, рассказов), в рисунках, в образных движениях под музыку.
В пении совместно с взрослыми сочинять «музыкальные ответы» на «музыкальные вопросы» педагога, на основе предложенного образца в той же тональности.
В свободных танцах использовать знакомые танцевальные движения, соответствующие жанру танцевальной музыки (плясовая, полька).
В музыкальных играх передавать простейшими игровыми движениями образы разных персонажей.
Высокий: выполняет по показу и вместе с педагогом и самостоятельно.
Средний: выполняет после показа и вместе с педагогом.
Низкий: не выполняет после неоднократного показа и вместе с педагогом.
КОМПЛЕКС МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Вид музыкальной деятельности | Учебно-методический комплекс |
1. Восприятие: | 1. О.П. Радынова «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М., 1999. 2. О.П. Радынова. Конспекты занятий и развлечений в 12 частях (2-х томах). – М., 2000. 3. О.П. Радынова «Мы слушаем музыку» комплект из 7 аудиокассет. 4. Портреты русских и зарубежных композиторов 5. Наглядно - иллюстративный материал: - сюжетные картины; - пейзажи (времена года); - комплект «Мир в картинках. Музыкальные инструменты» («Мозаика-синтез»). 6. Музыкальный центр «Soni» |
2. Пение: музыкально-слуховые представления | «Музыкальное лото «До, ре, ми»; «Лестница»; «Угадай колокольчик»; «Три поросенка»; «На чем играю?»; «Громкая и тихая музыка»; «Узнай, какой инструмент» |
- ладовое чувство | «Грустно-весело»; «Выполни задание»; «Слушаем внимательно» |
- чувство ритма | «Ритмическое эхо»; «Наше путешествие; «Определи по ритму» |
3. Музыкально-ритмические движения | 1. Усова О.В. Методическое пособие «Театр танца» (приложение к программе О.В. Усовой «Развитие личности ребенка средствами хореографии»), 2000. 2. Усова О.В. «Театр танца» комплект из 6 дисков. 3. Разноцветные шарфы - 25 штук. 4. Разноцветны платочки – 50 штук. 5. Карнавальные костюмы: лиса, медведь, волк, заяц, белка, кошка, собака, тигр, сорока, красная шапочка. 6. Маски-шапочки: лягушка, волк, лиса, коза, кошка, мышка, заяц, собака, медведь, белка, петух. 7. Косынки (желтые, красные) – 33 штуки. |
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Перечень комплексных программ | Программы:
|
Перечень парциальных программ и технологий |
|
Перечень пособий | 1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада). 3. Коренева Т.Ф., «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб.-метод. пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). - М.: Гуманит. изд.центр «ВЛАДОС», 2001. – ч.1. – 112с.: ноты. 5. Петрова В.А. Музыка-малышам. – М.: Мозаика-Синтез, 2001. 6. Петрова В.А., Мы танцуем и поем. – М.: Карапуз, 2003. 7. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 384 с. 8. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М.: Мозаика-синтез, 2001. 9. Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программ.-метод. пособие / под ред. С. И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003г. – 216 с.: ил. – (Воспитание и доп. образование детей) 10. Трубникова М. А. «Играем в оркестре по слуху». – М.: Центр «Гармония», 1994. Методическое обеспечение программы Т.Ф. Кореневой «В мире музыкальной драматургии»: 11. Т.Ф. Коренева «Музыкально - ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб.-метод. Пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – ч 1. – 112с.: ноты. Методическое обеспечение программы В.А. Петровой «Малыш»: В.А. Петрова МУЗЫКА-МАЛЫШАМ. – М.: Мозаика-Синтез, 2001. В.А. Петрова «Мы танцуем и поем». – М.: «Карапуз», 1998. «Хрестоматия музыкального репертуара» (сост. В. А. Петрова). – М.: Центр «Гармония», 1995. Пособия для педагогов Аудиокассеты с записями музыкальных произведений (сост. В. А. Петрова). – М.: ГДРЗ, 1995. Методическое обеспечение программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»: О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей» в двух частях. – М.: «Владос», 1997. «Мы слушаем музыку». Учебное пособие. Комплект из 6 аудиокассет с методическими рекомендациями (сост. О. П. Радынова). – М.: 1997. Методическое обеспечение программы К.В. Тарасовой «Синтез»: «Хрестоматия музыкального репертуара». Пятый год жизни. – М.: Центр «Гармония», 1993. «Хрестоматия музыкального репертуара». Шестой год жизни. – М.: «Виоланта», 1998. Пособия для педагогов Тютюнникова Т.Э., «Элементарное музицирование с дошкольниками». Методическое обеспечение технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование»: Алексеева Л.Н. , Тютюнникова Т.Э. «Музыка». Учебно-наглядное пособие «Музыка». – М.: АСТ, 1998. Методическое обеспечение технологии Е.Железновой |
Перечень дидактических игр и пособий
«Весело, грустно», «Узнай инструмент», «Высоко, низко», «Тихо, громко», «Выполни задание», «Музыкальные башмачки», «Цветомузыка», «Сложи песенку», «Музыкальная лесенка», «На чем играю?», «Музыкальное лото», «Русские и зарубежные композиторы» лото, «Музыкальный словарик», «Симфонический оркестр», «Музыкальная копилка», «Кубик эмоций».
Пособия:
- Графические модели мелодических линий.
- Графические модели по ориентации в пространстве.
- Напольное пианино.
- Кот Музик
- Музыкальные палочки
- Деревянные Д.М.И.
- Металлические Д.М.И.
- Шумовые Д.М.И.
- Набор для рисования (кисточки, краски, альбомы)
СД и аудиокассеты, цифровые файлы с музыкой
Рабочая программа предусматривает использование в процессе образовательной деятельности интересного и яркого наглядного материала:
- иллюстрации и репродукции;
- дидактический материал;
- игровые атрибуты;
- музыкальные инструменты;
- аудио- и видеоматериалы;
- «живые» игрушки (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы);
- компьютерные «презентации».
Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого – эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке Вокально-танцевальной деятельности «Поющие нотки»
Рабочая программа по музыке...
рабочая программа по музыке
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Музыкальное воспитание детей заключается в передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальн...
Рабочая программа по музыке в ДОУ
Программа расчитана на детей в возрасте от 1,5 до 7 лет...
Рабочая программа по музыке в старшей группе
Рабочая программа по музыке в старшей группе. Программа разработана на основе программы Вераксы "от рождения до школы"...
Рабочая программа по музыке в младшей группе
Программа разработана на учебный год...
Рабочая программа по музыке в старшей группе
Программа разработана на учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По музыке муниципального дошкольного образовательного учреждения д/с «Ромашка» (из примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»)
Настоящая Рабочая программа (Далее - Программа) разработана на основе:*«Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Программа воспитания и обучения в де...