Технологическая карта занятия по ФЭМП в подготовительной группе. Тема «Путешествие в сказку «Лиса и журавль» Образовательная область: «Познание».
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Надыма»
МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»
ул. Набережная им. Оруджева С.А., д.58, г. Надым, Ямало – Ненецкий автономный округ, 629730
тел/факс:8(3499)52 – 52 – 10; 52 – 43 – 94,Е-mail: rodniknadym@mail.ru
ОКПО 90908588,ОГРН 1118903001304,ИНН/КПП 8903031357/890301001
Технологическая карта занятия по ФЭМП
в подготовительной группе.
Тема «Путешествие в сказку «Лиса и журавль»
Образовательная область: «Познание».
Автор: воспитатель 1 категории
Максимова Татьяна Дмитриевна
Надым, 2023г.
Образовательная область | Познание |
Возраст детей, группа | Подготовительная группа, 6-7 лет. |
Тема НОД | «Путешествие в сказку Лиса и журавль» |
Тип НОД | Интегрированное тренировочное (Обобщающее) |
Цель | Актуализация знаний |
Задачи | Образовательные: - совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах20; совершенствовать умения отвечать на вопросы сколько? Какая по счету? - совершенствовать умения выкладывать по образцу из геометрических фигур предметы; - закреплять умения ориентироваться на плоскости; на листе бумаги в клетку выполнять графический диктант - закреплять умения решать логические задачи Развивающие: - развивать внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление, наблюдательность, математическую речь. Воспитательные: -воспитывать интерес к занятиям математикой; - воспитывать активность, дисциплину, самостоятельность, радость общения. |
Материалы | Демонстрационный: презентация PowerPoint, со слайдами сказки «Лиса и Журавль», Лэпбук математический с заданиями картина «Бусы», цветная картина домика «Лисы» ,составленная из геометрических фигур; математические цифры и знаки («больше», «меньше»); полоски цветные одной длины, но разной ширины и цвета; плакат с логическим заданием; Раздаточный: снежинки белого и голубого цвета по 5 шт ; лист бумаги в клеточку, с нарисованной на нем точкой ; разрезные геометрические фигуры разного цвета и размера, карандаш простой, папки белого цвета с цветным изображением кувшинов; 5 цветных бумажных тарелочки и чашечки разного цвета; конверт зеленого цвета с 2-х ярусными полосками и разрезными яблочками красного10 шт ,и желтого цвета 9шт; |
Предполагаемый результат | - дети умеют считать в пределах 20; - с помощью геометрических фигур умеют выкладывать заданный рисунок, используя пространственные отношения; - умеют ориентироваться на плоскости; на листе бумаги в клетку выполнять графический диктант - умеют находить сходство предметов - умеют составлять условие и вопрос задачи, записывать решение . - умеют решать логические задачи, находить недостающую фигуру в ряду. |
Этапы технологии «Ситуация» | Деятельность воспитателя | Методы, приемы | Деятельность воспитанников | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
I. Введение в игровую ситуацию. Этапные задачи: создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (постановка «детской цели»). -развивать сообразительность, способность к анализу, обобщению. | Воспитатель собирает детей около себя в круг: Ребята, посмотрите на наших гостей, подарите им улыбку и поздоровайтесь. Молодцы! Ребята, какое время года сейчас на улице? (Зима). И погода нас иногда огорчает ледяным ветром, сильным морозом. И сегодня я вам принесла волшебные снежинки, снежинки «веселинки», которые вас порадуют. Сейчас я ими подую на вас, и у вас всех будет хорошее настроение. Ловите скорей! А теперь вы подуйте друг на друга. А теперь подуйте на наших гостей. Пусть у всех , у всех нас будет хорошее настроение! Молодцы! Присаживайтесь на стульчики. Ребята, а вы слышали такое выражение «В гости не ходят с пустыми руками». А с чем ходят? И для вас сегодня наши гости принесли подарок. (показывает книгу- лэпбук). Как вы думаете, что это ? Дело в том , что эту книгу называют «лэпбук», в переводе с английского языка называется «книга на коленях», «складная книга». Эту книгу удобно рассматривать ребенку даже держа на коленях. Эта чудо-книжка полна загадок и секретов. И сегодня в этой книге для вас есть необыкновенная сказка. Хотите я вам ее расскажу? А о ком эта сказка вы узнаете, если отгадаете мои 2 загадки: Волка серого сестричка, А зовут её (лисичка). Молодцы, ребята, правильно отгадали! А теперь послушайте ещё одну загадку: В небе осенью курлычат, За собою в небо кличат. Долго манят нас в дали Кто скажите ? (Журавли). Правильно, молодцы! А кто уже догадался, о ком сказка? (Ответы детей) Я сегодня я вам расскажу сказку про Лису и про Журавля, но немного по - новому. Раз книга у меня необычная, то и сказка в ней тоже необычная. | Словесный метод: беседа, уточняющие вопросы. Наглядный метод: - лэпбук; -презентация с изображением Иллюстраций по сказке «Лиса и журавль», задания. | - слушают воспитателя, отвечают на вопросы, делятся впечатлениями из личного опыта; - отвечают на вопрос: На вопрос какое сейчас время года? С чем ходят в гости? - рассматривают книгу «лэпбук» , Высказывают свое мнение; - отгадывают загадки про лису и журавля; | Коммуникативная. | - ответы детей; подтверждение желания детей участвовать в предстоящей деятельности. |
II. Совместная деятельность. Часть 1 Этапные задачи: А) актуализировать знания о количественном и порядковом счете в пределах 20; умения видеть в окружающих предметах формы геометрических фигур. Б) актуализировать умение пользоваться математическими знаками; -выявить уровень сформированности умений сравнивать, цифры и ставить нужный знак «больше» или «меньше». | Дети сидят на стульчиках перед интерактивной панелью «Колибри». Воспитатель показывает слайд №1 «Обложка сказки «Лиса и журавль». Воспитатель рассказывает сказку. « Лиса с журавлём подружились. Лиса ему говорит. — Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу! (слайд № 2) И вот журавль пришел к лисе. (слайд №3). Но пришел он к лисе не с пустыми руками, а принес лисе подарок. Вот такие красивые бусы. (воспитатель вешает на мольберт плакат с бусами. Бусы из разных геометрических фигур, разного цвета. Задание: Давайте ребята посчитаем, сколько всего бусинок на этих бусах? Все ли бусины одинакового цвета? Формы? Задание: На каком порядковом месте розовые бусины, желтые, зеленые и т.д. бусины? Задание: Какую форму имеет 12 бусина? 8 бусина? 10 бусина? 5 бусина? Задание: Какого цвета по счету 15 бусинка? 6 бусинка? Каких бусинок больше круглых или шестиугольных? Сравните и запишите при помощи цифр и знаков «больше» , «меньше»," или "равно" неравенство.или (равенство) Сколько круглых бусин? Обозначьте это количество цифрой 10.Сколько шестиугольных бусин? Обозначьте это количество цифрой 10 Кто составит неравенство или равенство на мольберте? | Словесный метод, наглядный, практический | - садятся на стульчики ;- рассматривают слайды;- слушают воспитателя;- отвечают на вопросы. - рассматривают бусы на мольберте;- считают общее количество бусин на бусах; - отвечают на вопрос «сколько» всего бусин? - на каком порядковом месте розовые,желтые, зеленые и т.д. бусины? - Какую форму имеет 12 бусина? 8 бусина? 10 бусина? 5 бусина? - Какого цвета по счету 15 бусинка? 6 бусинка? Сравнивают количество бусинок круглых и шестиугольных, составляя из разрезных цифр и знаков неравенство или равенство на мольберте; (кругов и шестиугольников поровну. | Коммуникативная | Воспитатель по необходимости помогает детям, подсказывая и корректируя их работу. |
II. Совместная деятельность. Часть 2 Этапные задачи А)выявить уровень сформированности у детей умения выкладывать домик из геометрических фигур по образцу; активизировать двигательную активность детей., Б) актуализировать умение выделять закономерности в последовательном ряде элементов В)актуализировать умения детей ориентироваться на плоскости. | Лиса такому подарку очень обрадовалась. Но говорит журавлю, что у нее приключилась беда. Крыша в доме прохудилась, забор развалился. И просит она журавля помочь ей. Давайте, чтобы произошло это быстрее мы включимся с вами в эту работу. Поможем журавлю и лисе. Согласны? я предлагаю вам разделиться на 2 команды. Когда я дула на вас волшебными снежинками они прикрепились к вам в виде значков снежинок белого и голубого цвета. Задание 1 команды: «Построит дом по образцу» ( из разрезных геом.фигур выложить силуэт дома по образцу). Задание 2 команды: «Починить забор, выложить недостающие дощечки » ( посмотреть в какой последовательности лежат дощечки. Продолжить выкладывать дощечки в определенной последовательности из цветных полосок). Проводиться взаимопроверка выполнения задания каждой команды, и со слайдом на «Калибри». (Слайд№ 4,и №5) Лиса теперь может быть спокойна. Дети проходят на свои стульчики. Воспитатель рассказывает продолжение сказки «А лиса в это время готовила своему куму обед. -Кто помнит, чем угощала лиса журавля? (слайд №6) «Лиса уже помыла посуду и готовиться сервировать стол». Мы с вами сейчас тоже будем сервировать наш стол. (Воспитатель раздает детям разного цвета тарелки и чашки.) Посмотрите внимательно на вашу посуду, и объединитесь в пары по цвету. Дети встают к общему столу и выполняют задание. Задание: «Сервировка стола» -- Поставьте зеленую тарелку с желтой серединой в центр стола; - поставьте голубую тарелку с белой серединой в верхний левый угол; - поставьте тарелку розового цвета с белой серединку в правый верхний угол; - поставьте тарелку фиолетового цвета с розовой серединкой в нижний левый угол; -поставьте тарелку красного цвета с желтой серединкой в нижний правый угол. Воспитатель задает вопросы: лиса взяла себе зеленую тарелку. Где она стоит? А журавль ел из тарелки красного цвета. Где она находится? Где стоит Розовая тарелка? Фиолетовая ? И т.д (Проводиться проверка сравнение со слайдом № 7). Воспитатель хвалит ребят, раздает геометрические фигуры детям и предлагает сесть за столы, согласно цвету фигуры. Давайте вспомним продолжение сказки. -Удалось ли журавлю поесть с тарелки? (слайд №8) -нет конечно, обиделся он и ушел. (слайд №9). | Словесный, наглядный, практический. | - слушают воспитателя; - высказывают желание помочь лисе построить дом по образцу; - получают геометрические фигуры разного цвета и размера ; образец выполнения задания. -- получают полоски «досточки» разного цвета и ширины ; образец выполнения задания - самостоятельно разбиваются на группы в соответствии с цветом снежинки;. -делятся на 2 команды; 1-я команда выкладывает из геометрических фигур силуэт дома по образцу, данного воспитателем; 2-я команда выкладывает забор , добавляя недостающие по цвету и размеру дощечки. -Проводится взаимопроверка между командами и со слайдами на «Калибре». - высказывают желание помочь лисе сервировать стол; - отвечают на вопрос «Как найти свою пару?»; встают парами . - слушают воспитателя; - получают чашки и тарелочки разного цвета ; Дети встают к общему столу и выполняют задание. -проверяют выполненное задание со слайдом воспитателя. | коммуникативная | Помощь оказывается детям, которые испытывают затруднение. Задание проверяется у каждой группы и пары детей. |
II. Совместная деятельность. Часть 3 Этапные задачи А) актуализировать работу по развитию ориентации на листе бумаги в клетку; продолжать развивать пространственные представления: вверх, вниз, вправо, влево. Б) –развивать логическое мышление, умение выделять закономерности при выполнении задания; учить детей находить недостающую фигуру в ряду. В) актуализировать умение составлять условие и вопрос задачи, записывать решение . | «А сам думает, ну надо же, как то хитрую лису проучить, и пригласил ее в гости. Журавль ей отвечает: — Спасибо, кума, и на этом. Приходи ко мне в гости. На другой день собралась лиса к журавлю. И не знает ,как попасть к журавлю. Дом у журавля находится на середине болота. И лисе необходим транспорт, на котором она сможет отправиться в гости. Поможем ребята лисе? Задание «Графический диктант» У каждого из вас листок в клетку, на котором отмечена точка , от этой точки начинаем работать. Как вы поняли наше упражнение называется «Графический диктант». Так на чем поплывёт лиса? Сравните, ребята, с образцом, все сходится? (Слайд 10 ). Разминка для глаз Воспитатель продолжает рассказывать сказку -Вот добралась лиса к журавлю в гости ( слайд№ 11) Пришла она к журавлю не с пустыми руками. Она ему принесла карандаши, а он так обрадовался, что сразу же решил проверить, как они рисуют. Открыл он свой альбом и увидел необычное задание. Расстроился он, что не сможет его выполнить . Давайте поможем журавлю его выполнить! (слайд№12) Задание «Дорисуй» - Дорисуй в каждом квадрате недостающую фигуру, используя соответствующую закономерность. Воспитатель достает плакат с заданием и вешает его на мольберт. Выполнение происходит поочередно детьми.(вспомним правило выполнения Для этого сначала нужно внимательно рассмотреть задание: сравнить соседние объекты и попробовать определить правило закономерности, обобщения по какому-либо признаку или простого анализа рисунка).Дети вы выполнили задания, помогли журавлю? Вы большие молодцы!!! «Обрадовался журавль и решил угостить лису. -Чем угощал журавль лису в сказке? И поставил журавль на стол 2 одинаковых кувшина (слайд№13). - ребята, возьми у себя на столе конверты белого цвета, и достаньте из него картинку с кувшинами карандашом. Задание «Найди 2 одинаковых кувшина» (найдите 2 одинаковых кувшина и обведите их карандашом). Проверим правильность выполнения парах, далее со слайдом ( слайд №14) -Скажите ребята, смогла лиса полакомиться окрошкой? (слайд №15) «Она пыталась есть »языком», «лапой», но у нее ничего не получилось. Ни капли окрошки она не съела! Обиделась она на журавля и ушла.» (Слайд № 16) - «В итоге посидели они дома друг без друга, и поняли, что им скучно. И решили помириться. Пришла лиса в гости к журавлю помириться, и принесла корзину красных, спелых яблок. А журавль принес ей корзину желтых яблок» (слайд №17).Давайте узнаем каких яблок больше красных или желтых.? А может их поровну. - давайте возьмем конверты зеленого цвета и достанем из них полоски и яблочки. Выложите красные яблоки на верхнюю полоску, а желтые на нижнюю полоску. Посчитайте, сколько красных яблок? Желтых? Поровну яблок красных и желтых? Как сделать так, чтобы яблок стало поровну? Задание: «Составь задачу» Составьте задачу про яблоки. Давайте вспомним: у нас задачки бывают на какие действия? (на сложение и вычитание). Из каких частей состоит задача? Кто желает придумать условие и вопрос задачи? Что такое условие задачи? Кто составит на мольберте решение задачи? Давайте прочтем решения задачи. - «Теперь журавль и лиса подружились, и больше никогда не ссорились» (слайд№ 18) | Словесный, наглядный, практический. | - выполняют задание на листках бумаги «Графический диктант» получая силуэт кораблика. - Проверяют свою работу с работой на слайде воспитателя. Дети рассматривают карточку задание на мольберте; Слушают воспитателя , Выполняют задания по просьбе (поочередно) воспитателя, объясняя свой ответ; Дети слушают воспитателя; Достают из белого конверта картинку с кувшинами, и карандаш; Находят на картинке два одинаковых кувшина и обводят их. Проверяют выполнения задания в парах, далее со слайдом воспитателя. -Дети слушают воспитателя -Достают из зеленого конверта 2-х ярусную полоску, яблоки ; -Выкладывают на верхнюю полоску красные яблоки, на нижнюю желтые; -Отвечают на вопросы: , сколько красных яблок? Желтых? Поровну яблок красных и желтых? Как сделать так, чтобы яблок стало поровну? -Составляют задачу про яблоки, называя условие и вопрос; -Составляют и читают на мольберте запись решения задачи. | Помощь оказывается детям, которые испытывают затруднение. Задание проверяется у каждого ребенка, в парах | |
III. Осмысление. Этапные задачи: восстановить в памяти детей то, что делали на занятии, создать ситуацию успеха. | Воспитатель собирает детей около себя. - Вам понравилась сказка? - Кому и чем вы помогли? -какие из заданий вам показались легкими? Трудными? Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь лисе и журавлю, потому что умеют считать, знают цифры, знают геометрические фигуры и умеют выполнять разные трудные задания. Ребята, вы наверное заметили, что иллюстрации сказки на слайдах черно-белые. Подскажите мне пожалуйста, а как называется книжка в которой не цветные картинки? Я вам дарю такую книжку раскраску. Вы ее раскрасите в свободное время и расскажите эту сказку своим друзьям .Спасибо вам большое! | Словесный: беседа, уточняющие вопросы. | - отвечают на вопросы воспитателя, восстанавливая в памяти, что делали на занятии. | Коммуникативная | Помогает восстановить в памяти детей то, что делали на занятии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игрового занятия по ФЭМП в средней группе. Тема: Путешествие по сказке «Маша и медведь»
Программные задачи:- Формировать умение сравнивать предметы по длине и высоте в возрастающем порядке;- Развивать умение ориентироваться в пространстве, различать и называть...
Технологическая карта занятия по рисованию в подготовительной группе. Тема: «Быстроногий конь» в технике мезенской росписи.
Мне очень нравится Мезенская роспись (Палащельская). Нравится каким-то необыкновенным волшебством в своей простоте. Какое многообразие образов: и птиц, и животных, и природы. Иногда мне кажется, что к...
Технологическая карта занятия по ФЭМП в подготовительной группе на тему "Сколько продуктов в корзине?"
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №85 Приморского района Санкт – Петербурга ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯВ подготовительной группе Воспитатель:...
Технологическая карта занятия по ФЭМП в младшей группе Тема: «Поможем Насти и Свете»
Технологическая карта занятия по ФЭМП в младшей группеТема: «Поможем Насти и Свете»Возрастная группа: младшая группа...
Технологическая карта занятия по ФЭМП для подготовительной группы на тему "Путешествие по родному городу"
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №85 Приморского района Санкт – Петербурга ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ В подготовительной группе...
Технологическая карта занятия по ФЭМП в подготовительной группе "Состав числа 5"
Математическое развитие детей дошкольного возраста- это качественное изменение интелектуальной сферы личности ребёнка дошкольника, происходящее в результате формирования математических понятий и предс...
Технологическая карта занятия по ФЭМП в подготовительной группе
Математическое занятие для детей старшего возраста с интересным персонажем. Занятие нацелено на повторение счета в пределах 10, на развитие умения решать примеры, формирование умений видеть формы геом...