Технологическая карта занятия по ФЭМП в подготовительной группе. Тема «Путешествие в сказку «Лиса и журавль» Образовательная область: «Познание».
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

максимова татьяна дмитриевна

Готовый методический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта44.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»

ул. Набережная им. Оруджева С.А., д.58, г. Надым, Ямало – Ненецкий автономный округ,  629730

тел/факс:8(3499)52 – 52 – 10; 52 – 43 – 94,Е-mail: rodniknadym@mail.ru

ОКПО 90908588,ОГРН 1118903001304,ИНН/КПП 8903031357/890301001

Технологическая карта занятия по ФЭМП

в подготовительной группе.

Тема «Путешествие в сказку «Лиса и журавль»

Образовательная область: «Познание».

Автор: воспитатель 1 категории

Максимова Татьяна Дмитриевна

Надым, 2023г.

Образовательная область

Познание

Возраст детей, группа

Подготовительная группа, 6-7 лет.

Тема НОД

«Путешествие в сказку Лиса и журавль»

Тип НОД

Интегрированное тренировочное (Обобщающее)

Цель

Актуализация знаний

Задачи

Образовательные:

- совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах20;

совершенствовать умения отвечать на вопросы сколько? Какая по счету?

- совершенствовать умения выкладывать по образцу из  геометрических фигур предметы;

- закреплять умения ориентироваться на плоскости; на листе бумаги в клетку выполнять графический диктант

- закреплять умения решать логические задачи

Развивающие:

- развивать внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление, наблюдательность, математическую речь.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к занятиям математикой;

- воспитывать активность, дисциплину, самостоятельность, радость общения.

Материалы

Демонстрационный: презентация PowerPoint, со слайдами сказки «Лиса и Журавль», Лэпбук  математический с заданиями картина «Бусы», цветная картина домика «Лисы» ,составленная из геометрических фигур; математические цифры и  знаки («больше», «меньше»); полоски цветные одной длины, но разной ширины и цвета; плакат с логическим заданием;

Раздаточный: снежинки белого и голубого цвета  по 5 шт ; лист бумаги в клеточку, с нарисованной на нем точкой ;  разрезные геометрические фигуры разного цвета и размера, карандаш простой,  папки белого цвета с  цветным изображением кувшинов; 5 цветных бумажных тарелочки  и чашечки разного цвета; конверт зеленого цвета с 2-х ярусными полосками и разрезными яблочками красного10 шт ,и желтого цвета 9шт;

Предполагаемый результат

- дети умеют считать в пределах 20;

- с помощью геометрических фигур умеют выкладывать заданный рисунок, используя пространственные отношения;

- умеют ориентироваться на плоскости; на листе бумаги в клетку выполнять графический диктант

- умеют находить сходство предметов

- умеют  составлять условие и вопрос задачи, записывать решение .

- умеют решать логические задачи,  находить недостающую фигуру в ряду.

Этапы технологии «Ситуация»

Деятельность воспитателя

Методы, приемы

Деятельность воспитанников

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

I. Введение в игровую ситуацию.

Этапные задачи:

создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (постановка «детской цели»).

-развивать сообразительность, способность к анализу, обобщению.

Воспитатель собирает детей около себя в круг: Ребята, посмотрите на наших гостей, подарите им улыбку и поздоровайтесь. Молодцы!

Ребята, какое время года сейчас на улице? (Зима). И погода нас иногда огорчает ледяным ветром, сильным морозом. И сегодня я вам принесла волшебные снежинки, снежинки «веселинки», которые вас порадуют. Сейчас я ими подую на вас, и у вас всех будет хорошее настроение. Ловите скорей! А теперь вы подуйте  друг на друга. А теперь подуйте на наших гостей. Пусть у всех , у всех нас будет  хорошее настроение!

Молодцы! Присаживайтесь на стульчики. Ребята, а вы  слышали такое выражение  «В гости не ходят с пустыми руками». А с чем ходят? И для вас сегодня наши гости принесли  подарок. (показывает книгу- лэпбук). Как вы думаете, что это ? Дело в том , что эту книгу называют «лэпбук», в переводе с английского языка называется «книга на коленях», «складная книга». Эту книгу удобно рассматривать ребенку даже держа  на коленях. Эта чудо-книжка полна загадок и секретов. И сегодня в этой книге для вас есть необыкновенная сказка. Хотите я вам ее расскажу? А о ком эта сказка вы узнаете, если отгадаете мои  2 загадки:

      Волка серого  сестричка,

А зовут её (лисичка).

Молодцы, ребята, правильно отгадали! А теперь послушайте ещё одну загадку:

      В небе осенью курлычат,

       За собою в небо кличат.

       Долго манят  нас в дали

       Кто скажите ? (Журавли).

Правильно, молодцы!

А кто уже догадался, о ком сказка?

 (Ответы детей)

Я  сегодня я вам  расскажу сказку про Лису и про Журавля, но немного по - новому. Раз книга у меня необычная, то и сказка в ней тоже  необычная.

Словесный метод: беседа, уточняющие вопросы.

Наглядный метод:

- лэпбук;

-презентация с изображением

Иллюстраций по сказке «Лиса и журавль», задания.

- слушают воспитателя, отвечают на вопросы, делятся впечатлениями из личного опыта;

- отвечают на вопрос: На вопрос какое сейчас время года?

С чем ходят в гости?

- рассматривают книгу «лэпбук» ,

Высказывают свое мнение;

- отгадывают загадки про лису и журавля;

Коммуникативная.

- ответы детей;

подтверждение желания детей участвовать в предстоящей деятельности.

II. Совместная деятельность.

Часть 1

Этапные задачи:

А) актуализировать знания о количественном и порядковом счете в пределах 20;

умения видеть в окружающих предметах формы геометрических фигур.

Б) актуализировать умение пользоваться математическими знаками;

-выявить уровень сформированности умений сравнивать,  цифры и ставить нужный знак «больше» или «меньше».

Дети сидят   на стульчиках перед  интерактивной панелью «Колибри». Воспитатель   показывает слайд №1  «Обложка сказки «Лиса и журавль». Воспитатель рассказывает сказку.

«  Лиса с журавлём подружились.

Лиса ему говорит.

— Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу! (слайд № 2)

И вот журавль пришел к лисе. (слайд №3). Но пришел он к лисе не с пустыми руками, а принес лисе подарок. Вот такие красивые бусы. (воспитатель вешает на мольберт плакат с бусами. Бусы  из разных геометрических  фигур, разного цвета. Задание: Давайте ребята посчитаем, сколько всего  бусинок на этих бусах? Все ли бусины одинакового цвета? Формы? Задание:  На каком порядковом месте  розовые бусины, желтые, зеленые и т.д. бусины? Задание: Какую форму имеет 12 бусина?  8 бусина? 10 бусина? 5 бусина? Задание: Какого цвета по счету 15 бусинка? 6 бусинка? Каких бусинок больше круглых или  шестиугольных? Сравните и запишите при помощи цифр и знаков «больше»  , «меньше»," или "равно" неравенство.или (равенство) Сколько круглых бусин? Обозначьте это количество цифрой 10.Сколько шестиугольных бусин? Обозначьте это количество цифрой 10 Кто составит неравенство или равенство на мольберте?

Словесный метод, наглядный,

практический

- садятся на стульчики ;- рассматривают слайды;- слушают воспитателя;- отвечают на вопросы. - рассматривают бусы на мольберте;- считают общее количество бусин на бусах;

- отвечают на вопрос «сколько» всего бусин?

- на каком порядковом месте  розовые,желтые, зеленые и т.д. бусины?

- Какую форму имеет 12 бусина?  8 бусина? 10 бусина? 5 бусина?  - Какого цвета по счету 15 бусинка? 6 бусинка? Сравнивают количество бусинок круглых и шестиугольных, составляя из разрезных цифр и знаков неравенство или равенство на мольберте;

(кругов и шестиугольников поровну.

Коммуникативная

Воспитатель по необходимости помогает детям, подсказывая и корректируя их работу.

II. Совместная деятельность.

Часть 2

Этапные задачи

А)выявить уровень сформированности у детей умения выкладывать домик из геометрических фигур по образцу;  

активизировать двигательную активность детей.,

Б) актуализировать умение  выделять закономерности в последовательном ряде элементов

В)актуализировать умения детей ориентироваться на плоскости.

Лиса такому подарку очень обрадовалась. Но говорит журавлю, что у нее приключилась беда. Крыша в доме прохудилась, забор развалился. И просит она журавля помочь ей.

Давайте, чтобы произошло это быстрее мы включимся с вами в эту работу. Поможем журавлю  и лисе. Согласны? я предлагаю вам разделиться на 2 команды. Когда я дула на вас волшебными снежинками они прикрепились к вам в виде значков снежинок белого и голубого цвета.

Задание 1 команды: «Построит дом по образцу» ( из разрезных геом.фигур выложить силуэт дома по образцу).

Задание 2 команды: «Починить забор, выложить недостающие дощечки » ( посмотреть в какой последовательности лежат дощечки. Продолжить выкладывать дощечки в определенной последовательности из цветных полосок).

Проводиться взаимопроверка выполнения задания каждой команды, и со слайдом на «Калибри». (Слайд№ 4,и №5) Лиса теперь может быть  спокойна.

Дети проходят на свои стульчики. Воспитатель рассказывает продолжение сказки

     «А лиса в это время готовила своему куму обед.

-Кто помнит, чем угощала лиса журавля? (слайд №6) «Лиса уже  помыла посуду и готовиться сервировать стол».

Мы с вами сейчас тоже будем  сервировать наш  стол. (Воспитатель раздает детям разного цвета тарелки и чашки.) Посмотрите внимательно на вашу посуду, и объединитесь в пары по цвету. Дети встают к общему столу и выполняют задание.

Задание: «Сервировка стола»

 -- Поставьте зеленую  тарелку с желтой серединой в центр стола;

- поставьте голубую тарелку с  белой серединой в верхний левый угол;

- поставьте тарелку розового цвета с белой серединку в правый верхний угол;

- поставьте тарелку фиолетового цвета с розовой серединкой в нижний левый угол;

-поставьте тарелку красного цвета  с желтой серединкой в нижний правый угол.

Воспитатель задает вопросы: лиса взяла себе зеленую тарелку. Где она стоит? А журавль ел из тарелки красного цвета. Где она находится? Где стоит Розовая тарелка? Фиолетовая ? И т.д

(Проводиться проверка сравнение со слайдом № 7).

Воспитатель хвалит ребят, раздает геометрические фигуры детям и предлагает сесть за столы, согласно цвету фигуры.

Давайте вспомним продолжение сказки.

 -Удалось ли журавлю поесть с тарелки? (слайд №8)

-нет конечно, обиделся он и ушел. (слайд №9).

Словесный, наглядный,

практический.

- слушают воспитателя;

- высказывают желание помочь лисе построить дом по образцу;

- получают геометрические фигуры разного цвета и размера ; образец выполнения задания.

-- получают полоски «досточки»  разного цвета и ширины ; образец выполнения задания

- самостоятельно разбиваются на группы в соответствии с цветом снежинки;.

-делятся на 2 команды;

1-я команда выкладывает из геометрических фигур силуэт дома по образцу, данного воспитателем;

2-я команда выкладывает забор , добавляя недостающие по цвету и размеру дощечки.

-Проводится взаимопроверка между командами и со слайдами на «Калибре».

- высказывают желание помочь лисе сервировать стол;

- отвечают на вопрос «Как найти свою пару?»; встают парами

.

- слушают воспитателя;

- получают чашки и тарелочки разного цвета ;

Дети встают к общему столу и выполняют задание.

-проверяют выполненное задание со слайдом воспитателя.

коммуникативная

Помощь оказывается детям, которые испытывают затруднение.

Задание проверяется у каждой группы и пары детей.

II. Совместная деятельность.

Часть 3

Этапные задачи

А) актуализировать работу по развитию ориентации на листе бумаги в клетку; продолжать развивать пространственные представления: вверх, вниз, вправо, влево.

Б) –развивать  логическое мышление, умение выделять закономерности при выполнении задания; учить детей находить недостающую фигуру в ряду.

В) актуализировать умение составлять условие и вопрос задачи, записывать решение .

«А сам думает, ну надо же, как то хитрую лису проучить, и пригласил ее в гости. Журавль ей отвечает:

— Спасибо, кума, и на этом.  Приходи ко мне в гости.

На другой день собралась  лиса к журавлю. И не знает ,как попасть к журавлю. Дом у журавля находится на середине болота. И лисе необходим транспорт, на котором она сможет отправиться в гости. Поможем ребята лисе?

Задание «Графический диктант»

У каждого из вас  листок в клетку, на котором отмечена точка , от этой точки начинаем работать. Как вы поняли  наше упражнение называется  «Графический диктант».

 Так на чем  поплывёт лиса? Сравните, ребята, с образцом, все сходится? (Слайд 10 ).    

 Разминка для глаз

Воспитатель продолжает рассказывать сказку

-Вот добралась лиса к журавлю в гости ( слайд№ 11)  Пришла она к журавлю не с пустыми руками. Она ему принесла карандаши, а он так обрадовался, что сразу же решил проверить, как они рисуют. Открыл он свой альбом и увидел необычное задание. Расстроился он, что не сможет его выполнить . Давайте поможем журавлю его выполнить! (слайд№12)

Задание «Дорисуй»

- Дорисуй в  каждом квадрате недостающую фигуру, используя соответствующую закономерность.

Воспитатель достает плакат с заданием и вешает его на мольберт. Выполнение  происходит поочередно детьми.(вспомним правило выполнения Для этого сначала нужно внимательно рассмотреть задание: сравнить соседние объекты и попробовать определить правило закономерности, обобщения по какому-либо признаку или простого анализа рисунка).Дети  вы выполнили задания, помогли журавлю?

Вы большие молодцы!!!

«Обрадовался журавль и решил угостить лису.

-Чем угощал журавль лису в сказке? И поставил журавль на стол 2 одинаковых кувшина (слайд№13).

  - ребята, возьми у себя на столе конверты белого цвета, и достаньте из него картинку с кувшинами карандашом.

Задание «Найди 2 одинаковых кувшина»  (найдите 2 одинаковых кувшина и обведите их карандашом).

Проверим правильность выполнения  парах, далее  со слайдом ( слайд  №14)

-Скажите ребята, смогла лиса полакомиться окрошкой? (слайд №15)

«Она пыталась есть »языком», «лапой», но у нее ничего не  получилось. Ни капли окрошки  она не съела! Обиделась она на журавля и ушла.» (Слайд № 16)

- «В итоге посидели они дома друг без друга, и поняли, что им скучно. И решили помириться. Пришла лиса в гости к журавлю  помириться, и принесла корзину красных, спелых яблок. А журавль принес  ей  корзину желтых яблок» (слайд №17).Давайте узнаем каких яблок больше красных или желтых.? А может их поровну.

- давайте  возьмем конверты зеленого цвета и достанем из них  полоски и яблочки.  Выложите красные яблоки на верхнюю полоску, а желтые на нижнюю полоску. Посчитайте, сколько красных яблок? Желтых? Поровну яблок красных и желтых? Как сделать так, чтобы яблок стало поровну? Задание: «Составь задачу»

Составьте задачу про яблоки. Давайте вспомним: у нас задачки бывают на какие действия? (на сложение и вычитание). Из каких частей состоит задача?  

Кто желает придумать условие  и вопрос задачи? Что такое условие задачи? Кто составит на мольберте решение задачи? Давайте прочтем решения задачи.

- «Теперь журавль и лиса подружились, и больше никогда не ссорились» (слайд№  18)

Словесный, наглядный,

практический.

- выполняют задание на  листках бумаги «Графический диктант» получая силуэт кораблика.

- Проверяют свою работу с работой на  слайде воспитателя.

Дети рассматривают карточку задание на мольберте;

Слушают воспитателя ,

Выполняют задания по просьбе (поочередно) воспитателя, объясняя свой ответ;

Дети слушают воспитателя;

Достают из белого конверта  картинку с кувшинами, и карандаш;

Находят на картинке два одинаковых кувшина и обводят их.

Проверяют выполнения задания  в парах, далее со слайдом воспитателя.

-Дети слушают воспитателя

-Достают из зеленого конверта 2-х ярусную полоску, яблоки ;

-Выкладывают на верхнюю полоску  красные яблоки, на нижнюю желтые;

-Отвечают на вопросы: , сколько красных яблок? Желтых? Поровну яблок красных и желтых? Как сделать так, чтобы яблок стало поровну? 

-Составляют задачу про яблоки, называя условие и вопрос;

-Составляют и читают на мольберте запись  решения задачи.

Помощь оказывается детям, которые испытывают затруднение.

Задание проверяется у каждого ребенка, в парах

III. Осмысление.

Этапные задачи:

восстановить в памяти детей то, что делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Вам понравилась сказка?

- Кому и чем вы помогли?

-какие из заданий вам показались легкими? Трудными?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь лисе и журавлю, потому что умеют считать, знают цифры, знают геометрические фигуры и умеют выполнять разные  трудные задания. Ребята, вы наверное заметили, что  иллюстрации сказки на слайдах черно-белые. Подскажите мне пожалуйста, а как называется книжка в которой не  цветные картинки? Я вам дарю такую книжку раскраску. Вы ее раскрасите в свободное время и расскажите эту сказку своим друзьям .Спасибо вам большое!

Словесный: беседа, уточняющие вопросы.

- отвечают на вопросы воспитателя, восстанавливая в памяти, что делали на занятии.

Коммуникативная

Помогает восстановить в памяти детей то, что делали на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игрового занятия по ФЭМП в средней группе. Тема: Путешествие по сказке «Маша и медведь»

Программные задачи:- Формировать умение сравнивать предметы по длине и высоте в возрастающем   порядке;- Развивать умение ориентироваться в пространстве, различать и называть...

Технологическая карта занятия по рисованию в подготовительной группе. Тема: «Быстроногий конь» в технике мезенской росписи.

Мне очень нравится Мезенская роспись (Палащельская). Нравится каким-то необыкновенным волшебством в своей простоте. Какое многообразие образов: и птиц, и животных, и природы. Иногда мне кажется, что к...

Технологическая карта занятия по ФЭМП в подготовительной группе на тему "Сколько продуктов в корзине?"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №85 Приморского района Санкт – Петербурга ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯВ подготовительной группе Воспитатель:...

Технологическая карта занятия по ФЭМП в младшей группе Тема: «Поможем Насти и Свете»

Технологическая карта занятия по ФЭМП в младшей группеТема: «Поможем Насти и Свете»Возрастная группа: младшая группа...

Технологическая карта занятия по ФЭМП для подготовительной группы на тему "Путешествие по родному городу"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №85 Приморского района Санкт – Петербурга ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ В подготовительной группе...

Технологическая карта занятия по ФЭМП в подготовительной группе "Состав числа 5"

Математическое развитие детей дошкольного возраста- это качественное изменение интелектуальной сферы личности ребёнка дошкольника, происходящее в результате формирования математических понятий и предс...

Технологическая карта занятия по ФЭМП в подготовительной группе

Математическое занятие для детей старшего возраста с интересным персонажем. Занятие нацелено на повторение счета в пределах 10, на развитие умения решать примеры, формирование умений видеть формы геом...