Самообразование
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 10 г. Лениногорска» муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Артемьевой Галины Александровны
ФИО
ПО ТЕМЕ
«Совершенствование профессиональных компетенций
в условиях реализации ФГОС ДО»
2014-2015 гг.
«Новый стандарт должен гарантировать качественное дошкольное образование каждому ребёнку. ФГОС должен быть нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха».
Александр Асмолов
Пояснительная записка
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ" Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Воспитатель 21 века - это:
1. Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
2. Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
3. Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог, который постоянно совершенствует свои знания и умения, занимается самообразованием, обладает многогранностью интересов.
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний.
Современный этап модернизации системы дошкольного образования характеризуется обновлением его содержания, успешным процессом социализации. Это обуславливает необходимость изменения подходов к научно-методическому сопровождению реализации ФГОС дошкольного образования.
Принципиальное отличие нового стандарта заключается в том, что в его основу положены ценностные ориентиры, добрые традиции семейного и общественного воспитания.
Особенностью внедрения ФГОС дошкольного образования являются технологии и методы личностно-ориентированного обучения, новые требования к организации обучения и воспитания через создание активной развивающей образовательной среды.
С целью повышения профессионального уровня педагогических кадров в контексте введения ФГОС ДО и обеспечения постоянного роста и компетентности коллектива мной была выбрана тема по самообразованию «Совершенствование профессиональных компетенций в условиях реализации ФГОС ДО»
Тема самообразования:
«Совершенствование профессиональных компетенций в условиях реализации ФГОС ДО»
Дата начала работы над темой Февраль 2014г.
Дата предполагаемого окончания Декабрь 2015г.
Цель: обеспечение научно-методических условий для качественной реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Задачи:
- Изучение нормативно-правовой и методической базы ФГОС ДО;
- Подготовка к реализации ФГОС ДО, ориентировка на ценностные установки, цели и задачи, определенные данным стандартом;
- Отбор информационных форм и методов образовательной деятельности, ориентированной на развитие интеллектуально-творческого и социально-психологического потенциала личности ребенка;
- Освоение новой системы требований к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.
Этапы работы над темой самообразования
Этапы | Содержание работы | Сроки |
I.Диагностический | Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. | Февраль, 2014 г. |
II.Прогностический | Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. | Июнь, 2014 г. |
III. Практический | Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы. | Сентябрь, 2014 г. |
IV. Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов. | Декабрь, 2015 г. |
V. Внедренческий | Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение. | В ходе дальнейшей педагогической деятельности. |
II. Поэтапно – творческий перспективный план
по теме самообразования
«Совершенствование профессиональных компетенций в условиях реализации ФГОС ДО»
на 2013-2015 г.г.
№ | Мероприятия | Сроки | Результат |
1 | Ознакомление с нормативными документами: Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» Закон Республики Татарстан «Об образовании» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №115 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» | 01.09.2013 01.11.2013 01.11.2013 | Тестирование |
2 | Создание Рабочей группы по ФГОС ДО | Ноябрь, 2013 г. | |
3 | Участие в анкетировании для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС ДО | Декабрь, 2013 г. | Результаты анкетирования |
4 | Ознакомление с планом повышения квалификации педагогов, реализующих внедрение ФГОС ДО. | Февраль, 2014 г. | |
5 | Изучение ФГОС ДО Общие принципы ФГОС. Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Педагогические вторники (методические часы) в ДОУ: Требования к разделам основной образовательной программы Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к развивающей предметно-пространственной среде Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к развивающей предметно-пространственной среде Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования | Март, 2014 г. | Общие принципы ФГОС. Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Педагогические вторники (методчасы) в ДОУ. |
6 |
педагогических работников на 2014-2015гг.
| Август, 2014 г. | Комплексно-тематические планы педагогических работников на 2014-2015гг. Положение о рабочей программе педагогов ДОУ |
7 |
проблемам, связанным с введением ФГОС.
педагогических работников ДОУ по совершенствованию профессиональных компетенций в условиях реализации ФГОС ДО. | Октябрь, 2014 г. | |
8 | Творческая группа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Галиева А.И., Халимова Р.В., Муртазина З.Я., Артемьева Г.А.)
| Декабрь, 2014 г. | Педагогические вторники (методчасы) в ДОУ. Открытые просмотры ОД |
9 | Проведение мониторинга качества образования (удовлетворённость родителей качеством образования) | Январь, 2015 г. | Результаты анкетирования |
10 |
«Педагог» | Февраль, 2015 г. | Результаты мониторинга развивающей среды по ФГОС. Результаты тестирования |
11 | Создание банка данных используемых парциальных программ в ДОУ Повышение профессиональной компетентности в области организации образовательного процесса и обновления содержания образования в соответствии с ФГОС | Июнь, 2015 г. | Банк данных |
12 | Подготовка, участие в семинаре «Особенности организации основных образовательных областей: физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное развитие» | Ноябрь, 2015 г. | Протокол семинара |
13 | Подготовка и проведение открытой ОД Создание электронного банка нормативно-правовых документов, регламентирующих подготовку к введению ФГОС ДО | Декабрь, 2015 г. | Анализ открытой ОД |
Практический выход: компьютерная презентация (выступление на МО), открытая ОД.
Изучение передового опыта, где и когда выступал со своим опытом:
Выводы по окончанию работы:
Приложение № 3
План отчета педагога по теме самообразования:
- Обоснование выбора. (Почему была выбрана данная тема, ее актуальность?)
- Программы, методики, изученные в процессе работы над темой. Авторы. Использование методических рекомендаций, изучение передового педагогического опыта.
- Способы практического применения теоретического материала. Формы работы, виды деятельности, использованные в процессе работы над темой (на занятиях, вне занятий, в кружковой деятельности, в самостоятельной деятельности детей, в совместной деятельности детей и пр.)
- Пособия, которыми пользовался педагог при работе по данной теме (игры, нетрадиционное оборудование, разработанные самостоятельно).
- Выводы по теме. Указать, если наблюдается положительный результат.
- Как перекликаются выбранная тема и цель с задачами ДОО?
- Проекция на будущее (предлагаемый результат). (что можно сделать еще, чтобы эта работа была более эффективной? Какие формы, методы работы применить?)
Использованная литература
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1014 от 30.08.2013 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 №544 «Об утверждении профессиональных стандартов педагога».
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 (от 15.05.2013 г. № 26).
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Письмо Минобрнауки России от 06.02.2014 № 09-148 «О направлении материалов» (вместе с «Рекомендациями по организации мероприятий, направленных на разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной этики педагогическим сообществом»).
- Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” на 2013-2020 годы».
- Комментарии к ФГОС ДО.
- Белая К.Ю. Программы и планы в ДОО. – М.: ТЦ СФЕРА, 2014.
- Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2014. - №3.
- Интернет-ресурсы:
http://форум.273-фз.рф
http://www.firo.ru
http://www.referent.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...