Семинар практикум "Взаимодействие педагогов и семьи по вопросу успешной адаптации детей к детскому саду".
консультация на тему

Словягина Елена Анатольевна

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям.

Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптивность, т.е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс).

При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «Школа №1161»

 (ГБОУ ШКОЛА №1161)

Семинар-практикум

«Взаимодействие педагогов и семьи по вопросу успешной адаптации детей к детскому саду»

Подготовила и провела воспитатель: Словягина  Е.А.

Москва 2016-2017 г.

Цель: повышение  психолого-педагогической грамотности педагогов в вопросах адаптации детей к условиям ДОУ.

Задачи: представить информацию об особенностях адаптации детей, родительских  ожиданиях и эмоциональном благополучии детей в ДОУ. Познакомить с направлениями работы  педагогов с родителями.

1. Определение понятия  адаптация.

-Как вы думаете, что такое адаптация?(ответы педагогов)

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптивность, т.е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

Адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

2. Различают три фазы прохождения адаптационного периода.

 Острая фаза- сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе. Это приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

 Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);

 Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Применительно к длительности протекания адаптационного процесса обычно говорят о трех степенях

Легкая степень: поначалу ребенок капризничает, плачет, к 20-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.

Средняя степень: слезы, крики, странное поведение ребенка. Ребенок отказывается идти в детский сад, но успокаивается постепенно в группе. На фоне такого эмоционального состояния ребенок может заболеть. Постепенно ребенок становится спокойнее и затем привыкает. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.

Тяжелая степень: ребенок никак не может привыкнуть к детскому саду. Начинает часто и длительно болеть. От этого страдает его нервно – психическое развитие: ребенок может забывать новые слова, демонстрировать мнимое неумение есть ложкой, проявлять замкнутость и отчужденность. Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие отстает от исходного  на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-х раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.

Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка  в  дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду.

Я попросила педагогов нарисовать  при помощи художественных образов, как они понимают термин «Адаптация» (интерпретация рисунков)

-Назовите причины плохой адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

  • особенности высшей нервной деятельности и возраста ребёнка (дети с различными чертами характера и типа темперамента к детскому саду привыкают по-разному);

  • отсутствие тренировки его нервной системы
  • состояние здоровья  (дети физически здоровые, т.е. не имеющие ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».
  • отсутствие навыков самостоятельности (это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками).
  • Отсутствие в семье режима дня, совпадающего с режимом детского сада (за несколько месяцев до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду)
  • Отсутствие рациона питания, приближенного к садовскому (если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. от резкого контраста между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;
  • Методики воспитания в семье отличаются от общепринятых;
  • Ребенок не умеет общаться с другими детьми;
  • Ребенок  настороженно относится к чужим взрослым;
  • Не умеет занять себя на некоторое время игрой;

3. Упражнение «Типичные ошибки родителей во время адаптации ребенка к детском саду».

Адаптационный стресс переживают не только дети, но и их родители. В душе у них сплошные сомнения: любимое чадо плачет, может стоит еще подержать его дома? Как он адаптируется к новым условиям?

-как вы думаете, чего вы не должны делать, когда ребенок начинает ходить в детский сад?.

1.Папа Вовы (2.5 г.) спрашивает, как отучить ребенка от бутылочки во время засыпания и от соски, ведь это не поощряется в дошкольном учреждении. Какие советы можно дать папе

2.Мама Вероники (3г.) рассказывает, что девочка очень трудно привыкает к режиму дня детского сада. Утром не хочет вставать, вечером ее не уложить, и вообще до поступления в сад дома не соблюдался никакой режим. Что можно посоветовать маме?

3.Маленькая Вера пошла в детский сад в 2.6 года. Первые три дня у девочки не было никаких проблем: расставалась спокойно с мамой, в группе играла, рассматривала книжки. Мама, наблюдая положительную адаптацию дочери, планирует выход на работу. Однако Веру как подменили: крик, плач при прощании, неуемные истерики в группе. Что произошло с девочкой? Что посоветуйте маме.

4.Родители Маши (3 г.), довольные работой детского сада  (внимательная, заботливая воспитательница, доброжелательная няня, присутствие специалиста в группе и т.д.), не так много уделяют внимания девочке как раньше. Маша капризничает, не хочет ходить в садик, болезненно реагирует на приход других  взрослых. Что можно посоветовать родителям Маши.

5.Мама Миши (2.4 г.) устала от постоянных капризов сына, нежелания остаться в детском саду – обвиняет и наказывает сына за слезы. Какой выход из ситуации, ваши пожелания маме.

6.Мама Саши (3г.) часто отпрашивается с работы, чтобы посидеть с ребенком дома. Саша, со слов мамы,  трудно адаптируется к саду, переживает, плачет. Правильно ли поступает мама?

7.Мамы Леры (2.7 г.) и Оли (2.3 г.) очень переживают, как доченьки переносят  разлуку с мамой: подолгу расстаются, стоят у двери, прислушиваются  к звукам в группе. В свою очередь  - девочки тревожные, неспокойные, адаптироваться к новым условиям им очень трудно. Правильно ли поступают родители? Какие советы можно дать мамам?

Подсказки воспитателя для родителей

  • Начинают отучать ребенка от ранее сложившихся привычек, которые не приняты в детском саду. Этого делать ни в коем случае нельзя. Либо за 2-3 месяца до поступления в сад, либо после привыкания.
  • Болезненно реагируют на плач или уговоры пойти домой. Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не смог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
  • Обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуется только терпение и помощь. Все, что нужно малышу – это адаптация к новым условиям.
  • Не стоит планировать важных дел в первые дни пребывания ребенка к детскому саду. Выход на работу лучше отложить. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2-3 месяца.
  • Пребывание родителей в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Прежде всего им надо успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие  и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы и это еще больше усиливает детскую тревогу.
  • Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.
  • Уступить ребенку, найти возможность остаться дома (отпроситься на работе, попросить посидеть бабушку). Далее ребенок будет просить все настойчивее. Мамы обычно хорошо чувствуют своего ребенка, и знают, когда он манипулирует ситуацией, а когда – на самом деле болеет.
  • Пугают детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным
  • Плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
  • Обманывают ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

4. Упражнение «Интересные факты об адаптации». Педагогам предлагается прочитать  для всех участников информационные листы и высказать свое отношение к данному факту.

Ребенок,  который открыто протестует против детского сада, чаще всего довольно хорошо адаптируется , если родители не ругают его, не стыдят, а выражают сочувствие, оставаясь уверенными в том, что садик – хороший выбор для их ребенка.

Тяжело привыкают к детскому саду единственные в семье и поздние дети, чрезмерно опекаемые, дети, у которых сильно развита эмоциональная связь с матерью, привыкшие к исключительному вниманию.

Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится нелегко. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, поесть, выполнить задание. Их часто подстегивают, подгоняют, не давая возможности побыть самим собой.

Чаще всего болеют дети, которые не очень сильно капризничают и плачут, не выражая явно, словами и  слезами, нежелание идти в садик. Это «послушные дети», они хотят, чтобы мамы и папы были довольны их самостоятельностью, и стараются их не растраивать. Но если адаптация для такого ребенка происходить сложно, организм дает эмоциям «передышку»: ребенок болеет, остается дома.

Дома – «хороший», в садике – «ужасный». Такое вполне может быть. Дело в том, что если родители очень много внимания уделяют правильному воспитанию, слишком контролируют ребенка, оберегают от неверных решений, то ребенок, оставшись в садике родителей, просто теряется. Он как бы остается без своей совести, как говорит пословица – «без царя в голове». Ведь его способность к самоконтролю еще не развилась, а дома его совестью и контролем были мама и папа.

Причина постоянных простуд и хронических ОРВИ чаще всего не медицинская, а психологическая. Одним из известных механизмов психологической защиты так и называется – бегство в болезнь. Ребенок  не простужается нарочно. Это стремление он испытывает неявно, неосознанно. Организм подчиняется этой скрытой тенденции: начинает демонстрировать ослабленность, отказывается противостоять простуде.

Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе.

Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем более он будет коллективистки настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.

Мальчики более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

      Тем малышам, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками, легче адаптироваться в детском учреждении, они быстрее откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для них это является привычным занятием. Такие дети в случае затруднения упорно ищут выход из ситуации, при этом, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому.

            5. « Чего ожидают родители от детского сада»   

Ребенок – величайшая ценность для родителей. Решение отдать его в детский сад «в чужие руки» может спровоцировать у них тревожность, беспокойство: там его обидят, не накормят, не переоденут и т.п.

     Дети в 1,5-2 года не могут рассказать об испытываемом ими дискомфорте, поэтому передают информацию через плач, тревожное ожидание мамы. Появление нехарактерных для ребенка невротических симптомов тревожит и пугает родителей.

     Повышенной тревожности, страхам, недоверию, фантазиям родителей способствует и закрытость дошкольных учреждений. Зачастую родители «сдают» ребенка в детский сад… как в камеру хранения, не зная, что происходит с ним в течение дня. Истерики ребенка усиливают нервное состояние родителей. Даже оставаясь внешне спокойными, они выдают собственное беспокойство: тревожный взгляд, разговор на повышенных тонах в семье, напряженный голос, влажная от волнения рука – масса мелочей, которые родители не осознают, но которые моментально считывает подсознание ребенка. Напряженное, тревожное состояние взрослых усиливает эмоциональное напряжение ребенка в детском саду. Передача чувств происходит моментально: ребенок улавливает стойкое отвержение детского сада родителями и тоже начинает испытывать страх и тревогу.

     У родителей, плохо знающих специфику работы воспитателя, его личностные качества, особенности общения детей в группе, возникает предвзятое, негативное отношение, недоверие к сотрудникам детского сада: за ребенком не следят, воспитатели ничего не делают, дети предоставлены сами себе и т.п. А недоверие усиливает чувство тревоги, ожидание неприятностей. Если мама, придя за ребенком, увидит у него синяк, царапину, порванную одежду и т.п., то стойкое негативное отношение к детскому саду обеспечено.

     В результате родители часто выбирают деструктивную стратегию адаптации: игнорирование работников детского сада, демонстрацию агрессии, конфликтное поведение. Ребенок, чувствуя состояние родителей, начинает бессознательно подыгрывать им. Таким образом, адаптация ребенка и семьи затягивается на долгие годы. Негативный опыт адаптации к ДОУ может отразиться на адаптации к школе, а возможно скажется и в более поздние возрастные периоды.

 6. Взаимодействие педагогов и родителей по успешной адаптации (ребенка, родителя). Работу с семьями будущих воспитанников детского сада можно разделить на два этапа. На подготовительном, до адаптационном этапе педагоги обеспечивают условия для оптимизации периода социальной адаптации ребёнка раннего возраста. Это могут быть следующие мероприятия: первая информационная встреча с родителями, анкетирование, день открытых дверей, экскурсия по детскому саду, посещение прогулки, информационная поддержка родителя (буклет о детском саде, с рекомендациями по успешной адаптации и пр.), посещение ребенка группы кратковременного пребывания, посещение ребенком вместе с мамой центра игровой поддержки.        

     

На основном этапе, задача которого – оказать поддержку детям, родителям, используются такие формы работы, как: 

  • Родительские собрания;
  • Беседы, консультации
  • Анкетирование;
  • Совместное творчество родителей, детей.
  • Фотогазеты;
  • Наглядные формы педагогической пропаганды (тематические выставки, папки-передвижки, буклеты).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка – для создания благоприятных условий его развития.

  1. Ребенок:

Ф.И._________________________________________________________________________________________

Дата рождения________________________________________________________________________________

Домашний адрес, телефон______________________________________________________________________

  1. Мать:

Ф.И.О._______________________________________________________________________________________

Год рождения_________________________________________________________________________________

Образование, специальность, место работы________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

  1. Отец:

Ф.И.О._______________________________________________________________________________________

Год рождения_________________________________________________________________________________

Образование, специальность, место работы________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

  1. Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком)_________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними_________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

  1. К кому из членов семьи ребенок больше привязан___________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

  1. Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Основные виды игр и занятий дома________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

     9.  Какие игрушки любит, кто их убирает_______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

  1. Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть):

- с детьми своего возраста  да  нет

- с детьми старшего возраста  да  нет

- с незнакомыми взрослыми  да  нет

- с родными  да  нет

11. Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркните):

- спокойным; мало эмоциональным; очень эмоциональным

12.  Что умеет делать ребенок самостоятельно__________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное подчеркнуть): подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое (допишите)__________________________________________________________________________
  2. Какой аппетит у Вашего малыша (нужное подчеркнуть): хороший; ест все; плохо и мало; в зависимости от того, что в тарелке.

Как Вы его кормите дома (нужное подчеркнуть): он ест сам; сначала ест сам, потом докармливаем; чаще его кормят с ложки взрослые; ест аккуратно; не очень аккуратно; мы добиваемся, чтобы он ел все, что дают; мы разрешаем не есть то, чего он не хочет; пусть ест, сколько хочет; тарелка должна быть чистой.

  1. Как засыпает ребенок дома (нужное подчеркнуть): быстро; медленно; сам; с ним рядом сидит кто-то из взрослых; иногда мочится во сне; раздевается перед сном сам; одевается после сна сам; его раздевают и одевают взрослые.

Спасибо!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Анкета для родителей:

«Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»

Ф.И. ребенка __________________________________________________________________

1. Какое настроение преобладает у ребенка?

        а) бодрое, уравновешенное

        б) раздражительное, неустойчивое

        в) подавленное

2. Как ребенок засыпает?

        а) быстро (до 10 мин.)

        б) медленно

        в) спокойно

        г) не спокойно

3. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?

        а) дополнительные воздействия _____________________________________________   (какие?)

        б) без дополнительных воздействий

4. Какова продолжительность сна ребенка?

        а) 2 часа

        б) менее часа

5. Какой аппетит у Вашего ребенка?

        а) хороший

        б) избирательный

        в) неустойчивый

        г) плохой

6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?

        а) положительно

        б) отрицательно

        в) не просится, но бывает сухой

        г) не просится и ходит мокрый

7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?

        а) сосет пустышку, сосет палец, раскачивается, другие __________________________                                                                                                                                                                       (указать)

        б)    нет отрицательных привычек

8. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

        а) да

        б) нет

        в) иногда

9. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

        а) да

        б) нет

        в) иногда

10. Как играет Ваш ребенок?

        а) умеет играть самостоятельно

        б) не всегда

        в) не играет сам

11. Взаимоотношения со взрослыми:

        а) легко идет на контакт

        б) избирательно

        в) трудно

12. Взаимоотношения с детьми:

         а) легко идет на контакт

        б) избирательно

        в) трудно

13. Отношение к занятиям (внимателен, усидчив, активен)?

        а) да

        б) нет

        в) не всегда

14. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

        а) да

        б) нет

        в) перенес разлуку легко

        г) тяжело

15. Есть ли аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?

        а) да

        б) нет      

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты.

ФИО писать не обязательно. Возле правильного ответа ставьте «+», а если затрудняетесь ответить, переходите к следующему вопросу.

Ваши соображения помогут организовать успешную адаптацию малышей, поступающих в наш детский сад, что-то изменить, на что-то посмотреть другими глазами.

1.Как прошла адаптация ребенка к детскому саду:

А) ребенок адаптировался полностью

Б) ребенок утром не хочет идти в детский сад

В) ребенок иногда не хочет идти в детский сад

Г) ребенок вечером изъявляет желание еще поиграть в детском саду

2. Как протекала адаптация Вашего малыша к детскому саду?

Ребенок шел в детский сад:

А) с плачем

Б) с уговорами

В) без эмоций

Г) с удовольствием

      3.  Что, по Вашему мнению, повлияло на успешную адаптацию:

     А) действия всех сотрудников

      Б) совместные действия сотрудников и родителей

      В) действия родителей

  1. Каким было поведение Вашего ребенка после первых дней посещения детского сада:

А) обычным

Б) отказывался от еды

В) плохо засыпал

Г) был сильно угнетен

Д) полон впечатлений

Е) все эти факторы имели место

5.  Как Вы думаете, каковы пути успешной адаптации к детскому саду? Что, на Ваш взгляд, нужно изменить? Что бы Вы хотели увидеть в детском саду? Ваши пожелания____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо!

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Адаптация ребенка в детском саду

В жизни практически каждого родителя наступает момент, когда своё чадо нужно оформлять в детский сад. Первый вопрос, который беспокоит родителей: «Как пройдёт адаптация ребёнка в детском саду?». И в этом нет ничего странного, поскольку в новых, пусть даже самых благоприятных условиях, жизнь ребёнка связана с некоторыми трудностями.

Исходя из этого, можно сказать, что адаптация – это привыкание организма к новой обстановке, новому окружению и отношениям.

адаптация ребенка в детском саду

В домашней атмосфере ребёнок чувствует себя комфортно, так как все условия приспосабливаются к его личным потребностям. А в детском саду наоборот, ребёнку самому нужно приспосабливаться к новой обстановке, обязанностям и правилам.

Период адаптации может проходить от 3 недель до 3 месяцев, иногда и больше. Во время адаптации зачастую здоровье ребенка может ухудшиться, так как стресс снижает работу иммунной системы. Поэтому, чем раньше отдать ребёнка в сад, тем быстрее пройдёт период адаптации.

Конечно, адаптация каждого ребёнка проходит индивидуально. Всё зависит от методов воспитания ребенка в семье, уровня развития ребёнка, возрастного соответствия и зависимости от мамы. Очень часто, когда ребёнок возвращается из сада, можно заметить, что он буквально по пятам ходит за матерью, пытаясь восполнить дефицит общения с любимым человеком. В таком случае ребёнка не нужно оставлять в саду надолго.

Группы адаптации в детском саду

По характеру приспособления к условиям детского сада, детей можно распределить на три группы.

К 1 группе можно отнести детей, для которых период адаптации в детском саду проходит легко. Такие дети очень самостоятельные и уравновешены, что свидетельствует о доброжелательной атмосфере в семье.

2 группа детей – это дети, адаптация которых проходит медленнее и с некоторыми трудностями. Их поведение часто меняется. Судя по такому поведению можно сказать, что доброжелательные взаимоотношения в семье часто сменяются безразличием.

И 3 группа – дети, с которыми трудно найти контакт. Как правило, такие дети несамостоятельны или по натуре они застенчивы, их игровые навыки часто не сформированы. Они часто болеют, из-за чего их адаптационный период ёщё больше замедляется.

Иногда бывает так, когда, невзирая на все старания педагогов, становится совершенно очевидно, что ребёнку в саду плохо. В таком случае, прежде чем забирать ребёнка из сада, попробуйте обратиться за советом к психологу. Но если и это не поможет, тогда остаётся попробовать создать в домашней обстановке преимущества детского сада.

Как подготовить родителям ребенка к детскому саду

Если родители решают оформить ребёнка в детский сад, то им необходимо помнить, что в жизни ребёнка начинается новый, абсолютно неизвестный этап. Поэтому будет лучше, если подготовить малыша заранее. В том случае, когда ребёнку не удаётся адаптироваться, тогда отмечаются различные проявления депрессии. К таким проявлениям относятся:

- отсутствие положительных эмоций;
- ребёнок часто плачет;
- испытывает определённые сложности в установление контакта со сверстниками;
- ухудшается или вовсе исчезает аппетит, то же касается сна;
- ребёнку тяжело расставаться с родными;
- общее состояние ребёнка становиться подавленным.

Но родители, как никто другой, могут помочь своему чаду. Ведь всегда проще предотвратить подобные последствия, нежели бороться с ними.

Для того, чтобы адаптация в детском саду прошла гладко, специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил.

1. Большое значение имеет выбор детского сада. Данное учреждение с первых минут должно производить благополучное впечатление на взрослых.

2. Обязанность родителей, как можно раньше донести ребёнку положительную информацию о детском саде. Рассказать, что там много деток, игрушек и вообще очень интересно. Но в то же время, нужно не перестараться, чтобы не вызвать у ребёнка страх и неуверенность в себе.

3. Очень важным является соответствие домашнего режима режиму работы детского сада. Особенно это касается времени укладывания спать и периодов питания.

4. С первых дней, никоим образом нельзя оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. На начальном этапе дети очень устают как морально, так и физически.

5. Необходимо научить ребёнка элементарным навыкам самообслуживания и самостоятельности.

6. Обязательно поставьте в известность воспитателей о привычках и пристрастиях вашего ребёнка. Это поможет избежать конфликтов на будущее.

7. Никогда не запрещайте малышу брать с собой игрушки. Это позволяет ему внести частичку своего дома в абсолютно новую обстановку.

8. Будьте на связи с персоналом группы. Интересуйтесь, как можно чаще поведением ребёнка, его отношениями с окружающими людьми.

Самое главное, что в детском саду развитие детей происходит быстрее, так как дети научаются общаться друг с другом, становятся более социальными.


 Способы уменьшить стресс ребенка во время адаптации:

  • Обеспечьте постепенное привыкание к детскому саду;
  • Создайте для ребенка дома режим дня(сон,игры,прием пищи),соответствующий режиму ДОУ;
  • Время пребывания в детском саду нужно увеличивать постепенно(индивидуально);
  • После прихода из детского сада спрашивайте ребенка как прошел день,какие он получил впечатления;
  • Акцентируйте внимание на положительных моментах пребывания в детском саду;
  • Если малыш плачет,возьмите его на руки,успокойте,вероятно ему не хватает вашей ласки,которой совсем недавно было намного больше.

Избегайте ошибок!

Рассмотрим типичные ошибки родителей и способы их предотвращения:

  • Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение-родители

бывают напуганы плаксивостью

ребенка,растеряны,ведь дома он охотно соглашается идти в детский сад.Надо помнить,что для малыша это первый опыт,он не мог заранее представить полную картину, что плаксивость защитное состояние ребенка в период адаптации.Отнеситесь к этой ситуации с пониманием!

  • Обвинение и наказание за слезы-это не выход из ситуации.Наберитесь терпения!
  • Не планируйте важных дел на первое время,по возможности отложите выход на работу-знайте,что ребенок может привыкать к детскому саду 2-3месяца.
  • Пребывание в состоянии обеспокоинности,тревожности-прежде всего успокойтесь,т.к.дети моментально чувствуют,что мама волнуется и это состояние передается им.Избегайте разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии.
  • Пониженное внимание к ребенку-типичная ошибка родителей-

покажите ребенку,что ему нечего

боятся,потому что МАМА его

попрежнему сильно любит и все также рядом.

Важные мелочи!

  • По дороге в детский сад можно подробно рассказать какое приятное событие или игрушка ожидает малыша в группе.Причем говорить нужно даже если ребенок не умеет разговаривать.
  • Будьте последовательными и тверды в своих решениях,не позволяйте ребенку Вами манипулировать и вынуждать Вас из-за слез и капризов забирать его домой.

                            УДАЧИ и ТЕРПЕНИЯ!!!


ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Родительское собрание

 «Адаптация детей к детскому саду»

Цель: Помочь родителям снять психологические барьеры в общении. Вызвать у родителей потребность к педагогическим знаниям.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с понятиями «Адаптация», «Адаптационный период»;
  2. Помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка;
  3. Помочь родителям и детям уметь понимать друг друга;
  4. Создание благоприятной атмосферы общения в семье.

Форма проведения: - круглый стол.

Подготовительная работа к собранию:

  • Приглашение родителей на собрание;
  • Анкетирование родителей на тему: «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»

Ход собрания:

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.

Здравствуйте уважаемые родители!

Чтоб можно было вместе о главном рассуждать.

Мы всех вас пригласили на встречу в детский сад.

Нам очень нужно с вами союзниками стать.

Различные вопросы мы будем обсуждать.

И деткам нашим вместе мы станем помогать.

Прислушиваться будем мы к вашим пожеланиям,

Подробно вам расскажем о детском воспитании.

Сегодня мы собрались один вопрос решить,

Что делать, чтоб ребенка к детсаду приучить?

«Сегодня знаменательное событие - наше первое родительское собрание. В детском саду вашим детям и вам вместе с ними предстоит прожить ещё 4 года. Станут ли эти годы для вашего ребёнка, а значит и для вас счастливыми, интересными, запоминающимися – это, во многом, зависит от вас, от вашего участия в жизни группы и детского сада, от вашего взаимодействия не только с воспитателями, но и с другими родителями группы. Во время первой нашей встречи хочется, чтобы состоялось знакомство, которое позже, надеюсь, перерастёт в тёплые дружеские отношения».

Нередко бывает, что родители детей одной группы, встречаясь, даже не знают друг друга. И это очень мешает общению. Поэтому я предлагаю всем познакомиться. Для этого мы сыграем в одну простую, но очень важную игру «Будем знакомы».

Правила:

О себе ты расскажи.

Соседу руку протяни

И улыбку подари.

(Предложить всем родителям встать в круг. Начинает игру воспитатель. Рассказывает о себе: представляется, говорит о своих интересах. Закончив свой рассказ, воспитатель берет за руку родителя, стоящего рядом, тем самым передавая эстафету ему. Далее по кругу, пока все не расскажут о себе. По окончанию игры образуется закрытый круг, то есть все присутствующие держатся за руки. Психолог говорит о том, что закрытый круг и крепко сцепленные руки символизируют то, что нас объединяет одна цель – воспитанием малышей и помощь им на новом этапе их жизни).

 Мы с вами поиграли, познакомились и теперь с веселой улыбкой и хорошим настроением переходим к серьезным вопросам.

Какое счастье!

Ваш малыш подрос!

И многое уже умеет сам:

Играет, ходит, говорит и размышляет.

Пришла пора ребёнка в сад отправить.

Тревожно маме, папе, всей семье,

Переживает даже серый кот-

Малыш сегодня в детский сад идёт!

Вздыхает мама - как он там один?

Не плачет  ли? Как кушает? Что с ним?

Играет ли с детьми? Нашёл ли друга?

А если плачет – как же быть?

Не хочет больше в сад - но почему?

И что  всё это значит?!

Что делать? Как же все исправить?

Всех адаптация переживать заставит!

И ваши опасения не случайны. Отрыв ребенка от дома, от родных, от привычных условий - сильный стресс. Ведь малыш принимает эту ситуацию как лишение родительской любви, защиты и внимания.

Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям. С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей продолжительное время, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д. Поэтому очень важно осуществлять плавный переход из семьи в детский сад.

Перед Вами кроссворд «Адаптация», который мы должны с вами разгадать.

1. Здесь люблю я поиграть,

Петь, под музыку плясать,

Есть и пить, бродить везде,

Сладко спать в кроватке.

Здесь игрушки все свои.

Здесь родные все мои.

Здесь мне все знакомо.

Где же я?

Я … (дома) .

- Правильно. Существует определенный список рекомендаций родителям по подготовке ребенка к детскому саду дома. Мы разрезали этот список и просим вас выбрать одну из рекомендаций наугад. После прочтения, поделитесь своим опытом, как вы, возможно, использовали или будете использовать ее при воспитании своего ребенка (Каждый родитель зачитывает рекомендацию и комментирует ее в соответствии с заданием.)

- Пришло время вновь вернуться к нашему кроссворду.

2. Малыш-энерджайзер

Бодро бегает с утра,

Но энергии к обеду

Вот и нет уже следа.

Начинает громко плакать

И кричит: «Есть хочу!»

Хорошо, что так бывает

И поможет нам … (еда) .

От обеда до обеда

Сева сущий непоседа.

Вот его мы отловили,

Усадили, закрепили,

Дали в руки три игрушки

(Уточку и погремушки).

Обещанья, уговоры,

Пляски, игры, разговоры:

"Эту ложечку за маму … »

Рассказанная в стихотворении ситуация имеет место, как правило, в каждом доме, но не может быть в детском саду. Необходимо приучать ребенка к самостоятельности в приеме пищи, кушать ложкой, в фартучке, кушать аккуратно. Заранее ознакомиться с меню детского сада, а по возможности готовить дома некоторые блюда, включая в обед полный набор блюд (первое, второе, третье). Дорогие родители, поделитесь, пожалуйста, друг с другом, у кого получается приучить ребенка к самостоятельности в еде, а у кого нет, поделитесь своими рекомендациями.

3. Очень нужна она детворе

В лютую зиму и в знойной жаре,

Согреет без мамы,

Не даст заболеть.

Ее обязательно надо одеть. (Одежда.)

- Молодцы. Чтобы малыш лишний раз не беспокоился и не отвлекался от своих занятий, подберите ребенку удобную и по размеру одежду и обувь. Желательно давать ребенку одевать хлопчатобумажные носки и колготы, так как если у него запотеют ножки, ему будет легче снять и одеть их. И снова повторюсь: приучайте ребенка к самостоятельности! Ребенок должен частично уметь одеваться – трусы, колготы, носки, обувь. При одевании ребенка проговаривайте потешки, которые помогут вам создать игровое настроение, а также будут развивать речь вашего ребенка.

Следующее слово в кроссворде очень серьезное:

6. Я вообще-то очень хорош.

На маму и папу я очень похож.

Но только вот не пойму, почему

Я пальчик все время сосу.

Говорят все: «Это шалость».

Нет. Это моя … (индивидуальность) .

-  Правильно. Уважаемые родители, не стесняйтесь рассказать воспитателю об индивидуальных особенностях своего ребенка, чтобы воспитателю было легче найти подход к вашему малышу.

Вы можете давать ребенку его игрушки в детский сад, так как в детском саду они будут частичкой вашего дома.

7. Мамина улыбка, веселые глаза –

Это лучшая на свете … (эмоция) .

- Правильно. Молодцы! Как умело вы справляетесь с заданиями, только вот как справиться с ними – с эмоциями!

Берегите своих детей!

Их за шалости не ругайте.

Зло своих неудачных дней

Никогда на них не срывайте.

Если валит усталость с ног,

Совладать с нею нет мочи,

Ну, а к вам подойдет сынок

Или руки протянет дочка,

Обнимите покрепче их,

Детской лаской дорожите!

Это счастье – короткий миг,

Будь счастливыми поспешите!

Собирая ребенка в детский сад, не торопите его, при этом сами не раздражайтесь. Тревожное возбужденное состояние родителей неблагоприятно влияет на ребенка во время привыкания. Перестаньте волноваться! Все будет хорошо! Ваше настроение передается малышу на расстоянии. И теперь следующее слово кроссворда:

8. Утром весело встречает

Наш любимый детский сад.

На зарядку приглашает,

Он всегда нам очень рад.

Завтраки, обед и полдник

Ложкой правильно едим.

Мы читаем и играем,

В тихий час мы крепко спим.

Нам необходим … (режим) .

- Правильно. Что такое режим знают все, но не все понимают, как он важен для ребенка! Старайтесь дома придерживаться  дома режимных моментов: подъем, завтрак, второй завтрак, прогулка, обед, сон, полдник, прогулка.  

Вот и осталось последнее слово кроссворда:

9. Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его. (Время.)

- Приходите в детский сад заблаговременно, чтобы ребенок успел поиграть до завтрака.  Интересуйтесь у ребенка, как у него прошел день, чем он занимался, в какие игры играл. Ребенок с вами поделится, и будет знать, что его посещение в детском саду вам небезразлично.

А может ли малыш улыбаться в период адаптации? Оказывается, может. Для этого нужны лишь слаженные действия заинтересованных в этом процессе взрослых – родителей и всех сотрудников образовательного учреждения.

В завершении нашего родительского собрания хочется добавить важные слова:

Нежное личико, черточка каждая,

Носик курносый сопит.

Деньги, карьера - это неважное.

Важное рядышком спит!

Э

М

О

Ц

О

И

Н

Д

И

В

И

Д

У

А

Л

Ь

Н

О

С

Т

Ь

Я

Е

Е

Ж

Д

Д

А

Д

А

П

Т

А

Ц

И

Я

В

О

Р

Е

Ж

И

М

Е

М

Я


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Успешная адаптация детей к детскому саду – как фактор эмоционального благополучия.

Мой педагогический стаж -23года. В МАДОУ ЦРР№ 7 работаю с 1990г. В моём данном докладе раскрыта актуальность проблемы «Успешная адаптация детей к условиям детского сада», раскрыто состояние рабо...

Условия успешной адаптации детей в детском саду.

Эту статью лучше всего проиллюстрируют примеры запросов родителей детей из младшей группы детского сада, в которой я работаю.«Моему сыну 3 года. Начали ходить в детский сад, и он стал часто болеть. По...

Cообщение для родителей «Взаимодействие ДОУ и семьи как условие успешной адаптации детей к детскому саду»

         Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоув...

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: "Условия для успешной адаптации детей к детскому саду".

В данном материале подробно описаны проблемы адаптации малышей к детскому саду и взгляд на эти проблемы с трех сторон процесса: со стороны ребенка, родителей и педагогов....

Взаимодействие педагогов и семьи как условие успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

       Одним из необходимых условий успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению является согласованность действий роди...

«Согласованность действия родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации детей в детском саду» (консультация для педагогов на ГОМ)

Часто родители задают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в детсад со слезами и когда этот «ужас» закончится?» Действительно, у большей части детей младших групп адаптаци...